100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Южноамериканское племя, проживающее на дрейфующих плотах — рассказываем развернуто

Плавучие острова Урос

На высокогорном озере Титикака вот уже много веков проживают племена Урос, и, пожалуй, самое примечательное из их традиционного уклада жизни является то, что проживают они на плавучих островах.

Острова Урос на Титикаке

Когда-то Урос жили на берегу Титикаки. Однако активно разрастающаяся империя инков захватывала все новые и новые территории. Урос не хотели попасть под гнет новых правителей. Они при помощи тростника построили большие плоты, на которых со своими семьями уплыли далеко в тростниковые зарости, где их невозможно было увидеть с берега.

Женщины гребут на лодке

Наверное, инки никогда не обнаружили бы плавучие острова Урос, однако, когда племя Аймару после очередных сражений решило скрыться от инков, уплыв в зарослях Титикаки, инки при попытке их найти обнаружили опальных Урос, и естественно обложили их данью.

Съедобные личинки на плавучих островахНо вот пришли испанские конкистадоры, и империя инков пала. Урос опять оказались свободными, но уклад жизни менять так и не стали.

И по сей день племена Урос живут на своих плавучих островах, промышляя ловлей рыбы, охотой на уток и сбором их яиц, сбором съедобных личинок. Да и тростник тоже легко идет в пищу, его сердцевина вполне съедобна.

Урос используют в пищу тростник

Сегодня у племен Урос, особо тех, кто проживает на своих плавучих островах недалеко от города Пуно, появилась новая статья дохода — от туристов. Пожалуй экскурсия на катерах к плавучим островам Урос из Пуно является тут наиболее популярным развлечением для туристов.

Титикака, экскурсия на катере к Урос

Приплыв на остров, гид расскажет по-английски об укладе жизни Урос, а далее коренная жительница покажет свой дом, расскажет, как она ведет хозяйство. И не важно, что ее вы уже вряд ли поймете — она говорит на аймару. Главное — что она искренне, с улыбкой, хочет с вами поделиться. И вы все поймете без слов.

Женщина Урос показывает жилище

Остров из тростника, ТитикакаТуристам показывают традиционные жилища Урос, катают на лодках из тростника, показывают, как они постоянно обновляют свои острова, укладывая свежий тростник. Толщина островов — 1,5-2 метра, половина находится под водой, половина — над ней. Поскольку тростник, находящийся под водой, имеет свойство постоянно подгнивать, сверху периодически доукладывают специальным образом просушенный тростник,.

Из тростника тут все — сами острова, жилища, лодки, сувениры, облицовка смотровых башень. С берега привозят самый минимум, необходимый для жизни. Сами острова очень редко перемещаются с места на место, а вот на лодках Урос плавают часто.

Тростниковая лодка племен Урос

Ткачество УросВо время экскурсии можно купить традиционные сувениры Урос.

Наиболее популярными являются тканные изделия — ковры, шарфики, на которых изображены местные божества или сценки из повседневной жизни.

Изделия очень яркие и самобытные, и конечно ткутся вручную, поэтому каждое изделие неповторимо.

Ковры и сувениры племен Урос

Туристы могут после экскурсии покушать в местном ресторане прямо на острове. Электроприборы ресторана подпитываются энергией от солнечных батарей. Можно просто посидеть на тростниковом острове, общаясь с местными дружелюбными детишками. Ощущение просто от прогулок по острову или лежания на нем оригинальное. Острова прогибаются под ногами и телом, как матрасы. Твердой поверхности тут нет нигде.

Туристический центр Урос

Плавучая школаПонимая, насколько бедно и отстало живут племена Урос, власти построили тут школу и медицинский центр, поэтому даже такие веками придерживающиеся традиционного уклада жизни племена постепенно подвергаются глобализации, а численность населения на островках все меньше и меньше. На сегодняшний день осталось всего 40-60 населенных островов. Поэтому стоит поспешить познакомиться с этими уникальными людьми — племенем Урос на Титикаке.

Южноамериканское племя, проживающее на дрейфующих плотах — рассказываем развернуто

Доколумбовая Америка пережила расцвет и падение великих цивилизаций – майя, ацтеков, инков. Территорию современной Центральной и Южной Америки населяло более 5 тысяч племен. Часть из них исчезла, не оставив практически никак упоминаний. Другая – была полностью уничтожена. Большинство потомков индейцев той эпохи до сих пор живут в Мексике, Боливии, Перу, Эквадоре и других странах Южной Америки.

Племена Боливии и Перу

К приходу Колумба территория нынешней Боливии уже была завоевана инками. До этого большую часть земель заселяли аймара и кечуа.

Первые жили в высокогорных районах на западе Южной Америки. К XV в. они создали несколько государств. Самое могущественное – Колья у озера Титикака. Вопреки суровым погодным условиям аймара выращивали картофель, кукурузу, тыкву. Племя смогло сохранить быт и традиции и после прихода европейцев. Сейчас численность народа составляет почти 4 млн. человек. Они живут в Боливии, Перу, Чили, Аргентине.

Читайте так же:
Как определяют калорийность продуктов?

Индейцы Кечуа

Кечуа – самый многочисленный народ доколумбовой и современной Южной Америки. Численность – 20 млн. человек. Сейчас большая часть живет в Боливии и Перу. Культура племен была более развитой по сравнению с майя и ацтеками. К XV в. индейцы сумели создать могущественное государство.

Помимо них территорию Перу и Боливии населяли:

  • бороро, вступившие в контакт с европейцами в XVIII в;
  • итонами, практически утратившие свою культуру и язык;
  • такана, мирно относившиеся к завоевателям;
  • уитото, численность которых сильно сократилась в XX в.;
  • хакару, занимавшиеся разведением лам и альпак в Перу;
  • хиваро, в традициях которых смешался быт индейцев из предгорий Анд и тропических лесов;
  • шипико-конибо – группа племен, пришедших из Амазонии.

О некоторых племенах (например, хиваро) стало известно совсем недавно, в начале или середине XX в.

История

Современные индейцы и эскимосы генетически близки жителям Азии. В частности, согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, генотипы ряда индейских племён близки к генотипам некоторых народов Сибири. Это подтверждает гипотезу о том, что предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Азии. Одним из предполагаемых путей переселения считается так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н. э. и имела несколько независимых друг от друга волн. Согласно генетическому исследованию 2018 года число первых переселенцев из Сибири в Америку было около 250 человек. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Международная группа исследователей (в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН), исследовавшая митохондриальные ДНК и Y-хромосомы современных обитателей Алтайского края, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Примерно 20—25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев (а также, вероятно, чукчей, коряков и др.), расселившиеся по Сибири и в конечном итоге добравшиеся до Америки. В Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев и известные как гаплогруппа Q. Взгляд со стороны митохондриальной ДНК (исследование гаплогрупп C и D у южных алтайцев и гаплогруппы D у северных алтайцев), дал аналогичные результаты.

До европейской колонизации (началась в XV веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Эквадор

До испанцев Эквадор находился под влиянием древнего государства Чимор. Территорию населяли индейцы:

  • Киту, порабощенные племенем кара. Оставившие о себе катастрофически мало сведений.
  • Каньяри, жившие в центральной части Эквадора. Поклонявшиеся луне и завоеванные инками.
  • Тумбе, исчезнувшие после вторжения кара.
  • Кара, завоевавшие племена Эквадора в I тысячелетии до н. э.

Сейчас 40% населения Эквадора составляют потомки индейских племен. Самые многочисленные – народ кечуа. Остальные живут в основном в лесах. Ачуале, малаката, уамбиса на юге. Аламо и ямбо на востоке. Так же здесь живет низкорослое племя ваорани, избегающее контактов с людьми.

Индейцы Эквадора

Культура

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и если имели письменность, то только пиктографическую. Однако в 1826 году вождь племени чероки — Секвойя создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые при необходимости служили индейцам в качестве денег.

Читайте так же:
Пароход против качки

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространённым продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие псевдо-гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» («Objevy v Mexiku»), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга, (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.

В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции представители арктической расы: алеуты, инуиты, инупиаты и юпики.

Центральная Америка

В Мексике до прихода Колумба господствовал ряд высокоразвитых цивилизаций с собственной письменностью, летоисчислением, архитектурой. Обладавших глубокими познаниями в математике и астрономии.

  • Ольмеки, давшие начало цивилизации майя и оставившие о себе очень мало сведений.
  • Майя с необычной религией и ритуалами. Достигшие невероятного развития. И к приходу конкистадоров уже находившиеся в упадке. Их потомки, около 7 млн. человек, сейчас живут в Мексике, Сальвадоре, Белизе, Гондурасе, Гватемале.

Также территорию нынешней Мексики населяли племена Теотиуканы, сапотеки, тотонаки.

Племена Южной Америки- аборигены

Индейские коренные племена

Коренными жителями Америки являются не цивилизованные улыбающиеся европейцы, а индейцы. Индейские коренные племена перекочевали из Азии на континент 30 000 лет назад.

Изначально существовало множество племен, со своими традициями и языком. Но в настоящее время племена аборигенов насчитывают не более нескольких десятков.

В XV веке в их девственные поселения и культуру стали вторгаться золотоискатели, охотники за драгоценными минералами, каучуком. Сейчас на этих территориях процветает браконьерство, добыча нефти.

Племена Южной Америки- аборигены

Индейцы, защищая свою жизнь от вторжения и рабства погибали от рук американцев. Вымирали от новых болезней, которые принесли им с чужой земли.

Мы расскажем о некоторых племенах, которые существуют до сих пор, об их устоях и традициях. Какие племена живут в Южной Америке?

Корубо

Племя располагается рядом с Перу. Люди этого племени злые и воинственные. Они очень осторожны и молниеносно приходят в ярость, как только что-то идет не так.

Охотятся на диких животных, но периодически нападают на другие индийские поселения и ходят слухи, что не брезгуют человеческим мясом. Охотятся с помощью дубинок и трубок с отравленными стрелами.

Между мужчинами и женщинами преобладает равенство и разделение на старейшин, воинов, юношей, детей. Если родился хилый ребенок от него тут же избавляются.

Если путешественник встретит воинов из племени корубо на своем пути, у него будет мало шан

Читайте так же:
Проверенные медициной возможности нашего тела: разъясняем в общих чертах

сов на выживание.

Пираха

Племя живет на берегах реки Мэйхи. Численность племени составляет около 400 человек.

Индейцы пирахи живут сегодняшним днем, не беспокоятся о будущем, не спят. Они считают, что сон ослабляет человека, является короткой смертью. Так же ночной сон опасен укусом змеи. Поэтому ночью они занимаются своими делами, а днем, несколько раз устраивают кратковременный сон на 20-30 мин.

Пирахи не накапливают никакого богатства и даже запасов пищи не делают. Они выходят на охоту, когда проголодаются.

Пирахи не накапливают никакого богатства

Они уверенны что они самые счастливые, прямые люди, а у остальных голова набекрень.

У них нет привязанностей, предрассудков и чувства времени. Не верят в бога, так как его никто не видел.

Матери этого племени не знают сколько у них детей, но помнят их по лицам и по именам. Степень родства сводится к родитель-ребенок, брат/сестра. Между ними запрещена сексуальная связь, со всеми остальными разрешено.

Они не различают все оттенки, делят только на светлый и темный, но знают всех животных и растения.

Это уникальное племя называет себя «прямыми», а все другие «кривоголовые».

Каяпо

Племя занимает территорию тропических лесов Амазонки. Их количество насчитывается более 8000 человек. Каяпо или Кауаро, что означает «те, кото выглядит как обезьяны».

Тропический лес и реки являются для них спектром выживания. Здесь они добывают пищу, лекарства, выращивают семенные растения.

Мужчины и женщины разрисовывают себя черной краской, что делает их похожими на насекомых, которых они почитают. Также разрисованные темные тела помогают им маскироваться во время охоты.

Старшее поколение мужчин, носят диски в нижней губе, у более молодого поколения это становится менее популярным. Голову украшают перьями. У вождей перья ярко-желтого цвета, символизирующие солнце.

Женщины племени Каяпо на голове имеют выбритый V-образный узор. Дети носят цветные куски ткани на талии, или обвязанные крест-накрест вокруг туловища. Современные мужчины, контактирующие с внешним миром, носят одежду типа шорт.

Для общения с внешним миром некоторые представители племени обладают португальским языком. Но в племени имеется свой язык, на котором они говорят и считают его очень красивым.

В современном мире жизненному укладу Каяпо угрожают добытчики полезных ископаемых, которые уничтожают тропический лес и загрязняют окружающую среду. Строительство гидроэлектростанции на реке. Из-за становления плотины страдает растительный и животный мир тропического леса.

Синта Ларга

Племя обитает на берегах бразильской Амазонии. В настоящее время племя насчитывает полторы тысячи человек, что говорит о том, что их численность сильно сократилась.

У мужчин Синта Ларга принято иметь несколько жен в семье. Они могут кочевать из одного поселения в другое, но чаще всего основывают свой дом. Индейцы промышляют охотой, рыбалкой, земледелием. Если местность обитания опустела и не дает урожаев, они ищут новые места для поселения. Они имеют несколько имен. Одно им дается при рождении родителями, а второе имя характеризует его поступки, события.

Индейцы синта ларга обладают жестоким характером и скоры на расправу. В середине прошлого века на их местности был обнаружен каучук. Это привело на их землю много белых, которые начали массово вырубать деревья и конфликтовать с индейцами. В результате погибло много людей с обеих сторон.

После этого правительство Бразилии ввели строгие меры на добычу чего-либо на этой территории и объявило эти земли резервацией.

В 1990-х годах, там же были обнаружены алмазы и много полезных ископаемых. Многие старатели проникали на земли нелегально и добывали алмазы. Первое время они подкупали индейцев алкоголем, наркотиками. Но вскоре они поняли, что плата ничтожна мала. Они обратились к властям и те изгнали старателей. Но вскоре самые хитрые вернулись снова. Синта Ларга устроили показательное убийство и 29 старателей были мертвы. Их расчленили и обезглавили, чтоб запугать остальных добытчиков. Сами же исчезли в глубоких Джунглях, где их не смогли бы найти.

правительство Бразилии ввели строгие меры

Некоторые старатели утверждают, что среди них встречаются образованные индейцы, которые владеют оружием, а у некоторых даже есть машины.

Яномами

Самый известный коренной народ Амазонии. Всех, кто не относится к их племени они называют «напе», что переводится, как «иностранец». Их язык отличается от всех других индейцев Южной Америки.

Поселения Яномами находятся в предгорьях Сьерры-Паримы и в верховьях Ориноко. Слово «яно» переводится как «дом», что ом ценность жилища. Они возводят общинные дома «шабоно» из лесных подручных материалов и пальмовых листьев. В итоге получается округлая хижина с односторонними навесами и открытым пространством посередине. Спят они в подвесных гамаках. Дети не долго остаются с родителями. У яномами приняты ранние браки и полигамия.

Промышляют охотой и рыбалкой. А также собирательством плодов. Помимо добытой крупной и мелкой дичи питаются съедобными личинками. Горький маниок перерабатывают в крупу и пекут лепешки.

Нельзя не упомянуть о ярких ритуалах, которые проводят индейцы яномами. Если в племени умирает человек, все поселение плачет в трауре два дня. Затем тело сжигают и проводят ритуал «реау». Члены общины смешивают немного праха с водой и выпивают его. Другой обряд, вдыхание йопо, проводит шаман. Индейцы вдыхают галлюциногенный порошок из коры дерева.

Читайте так же:
Как пекут хлеб в иранской пекарне

Яномами не носят одежду. Традиционно мужчины подвязывают пенисы к животу, а женщины наряжаются в хлопковые нити. Пробивают пирсинг: носят тонкие палочки у носу и через нижнюю губу.

Южноамериканское племя, проживающее на дрейфующих плотах — рассказываем развернуто

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 518
  • КНИГИ 658 001
  • СЕРИИ 25 236
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 325

О происхождении и деяниях гетов

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ

Иордан и его «Getica»

«Getica». Перевод и латинский текст

О происхождении и деяниях гетов

De origine actibusque Getarum

Приложение I. О сумме времен или о происхождении и деяниях римлян

(Предисловие к «Romana»)

De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum

Приложение II. Лозаннский фрагмент. Fragmentum Lausanense

Приложение III. Палермский кодекс. Codex Panormitanus

Указатели к переводу и комментарию

Указатель географических названий

Указатель этнических названий

Указатели к латинскому тексту

Указатель географических названий

Указатель этнических названий

Рецензия на первое издание «Getica»

Е.Ч.Скржинская — исследователь и публикатор исторических источников

Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской

[* Предисловие к первому изданию 1960 г. (Прим. Издателя).]

Настоящее издание является результатом работы над сочинением историка VI в. Иордана, которое в научной литературе носит название «Getica»1.

«Getica» — одно из крупнейших произведений эпохи раннего европейского средневековья. Иордан посвятил его истории готов 2, он показал их судьбы, начиная с того времени, когда они покинули Скандинавию и высадились близ устьев Вислы, а затем продвинулись к Черному морю, и оттуда на запад, вплоть до пределов Италии и Испании. История готов, образовавших в V в. государства вестготов (везеготов) и остготов (остроготов), доведена автором до его дней. Свой труд он закончил в 551 г.

Значение «Getica» как важного исторического источника определяется тем, что Иордан, развивая основную тему, окружил ее множеством сообщений из истории всей эпохи в целом. Таким образом, вовсе не будучи талантливым писателем, он тем не менее сумел представить в своем изложении грандиозную картину «переселения народов» в IV-VI вв. Он обрисовал движение племен с востока и севера и их борьбу с империей на ее дунайских границах, в ее балканских и западных провинциях; он дал некоторые не только ценные, но уникальные описания и сообщил существенные подробности тех или иных исторических событий; он показал образование ранних варварских государств; он дал возможность уловить черты отношений между пришельцами-варварами и слабеющим Римом.

Кроме того, Иордан привел сведения из истории Северного Причерноморья и драгоценные, хотя и скудные свидетельства о древнейших славянах на Висле, на Днепре, на Днестре, на Дунае. В этих частях его сочинение представляет особенный интерес для советских историков и археологов, занимающихся вопросами истории племен на территории СССР и соседних государств.

«Getica» — настолько богатый источник, что его вполне можно поставить в центр изучения, сопровождая исследованием других — и немалочисленных дошедших до нас источников IV-VI вв. Сопоставление данных из «Getica» и из трудов других раннесредневековых писателей иногда приводит к новому или хотя бы более яркому освещению событий одной из сложнейших в истории Европы эпох эпохи распада рабовладельческого строя и зачатков феодализма. Подобного способа исследования «Getica» придерживался и автор предлагаемого здесь комментария при составлении крупных примечаний-статей.

Труды Иордана стали издаваться уже в начале XVI в. Editio princeps относится к 1515 г.; книга вышла в Аугсбурге, подготовленная к печати знаменитым Конрадом Пейтингером (ум. в 1547 г.), объединившим в своем издании два средневековых источника — «Getica» Иордана и «Historia Langobardorum» Павла Дьякона. За первым изданием (в том же веке) последовало еще несколько изданий, которые появились в Базеле, Лионе, Париже, Лейдене, во Франкфурте-на-Майне. В XVII в. продолжали интересоваться трудами Иордана; среди изданий этого века одно было подготовлено известным голландским ученым Гуго Гроцием (ум. в 1645 г.) и вышло в 1665 г. в типографии Эльзевиров в Амстердаме, являясь приложением к «Historia Gothorum, Vandalorum et Langobardorum», написанной Гроцием. В XVIII в. оба сочинения Иордана были включены в первый том (Mediolani, 1723) известного собрания Л. А. Муратори (ум. в 1750 г.) «Rerum Italicarum scriptores» 3. Неоднократно издавали труды Иордана в XIX в.: «Getica» имеется и в латинской патрологии Миня (т. 69), и в других многотомных собраниях (Panckoucke, t. 71, 1842, 1883; Nisard, 1849) 4. Однако, если более старые издания могут быть в какой-то мере интересны, так как иногда отражают текст древних, уже неизвестных нам рукописей, то издания XIX в. потеряли в наше время всякое значение, так как, повторяя предыдущие, изобилуют к тому же ошибками и опечатками.

Читайте так же:
Остров из мусора

Оба труда Иордана как исключительно важный исторический источник без всяких колебаний были включены в состав «Monumenta Germaniae historica». Моммсен* [* Здесь и далее везде по тексту книги сохранена авторская орфография (Прим. Издателя).] со свойственным ему искусством работы над рукописями исследовал лучшие известные в его время списки «Romana» и «Getica» и издал их в очередном выпуске серии «Auctores antiquissimi» 5. Это превосходное издание полностью заменило предыдущие.

В связи с открытием в 20-х годах нашего столетия неизвестной до тех пор рукописи VIII в., содержащей большую часть «Getica», в Италии подготавливается новое издание этого текста профессором Палермского университета Франческо Джунта, автором вышедшего в 1952 г. исследования о Иордане.

Наше издание содержит вступительную статью, русский перевод (печатаемый впервые) и латинский текст «Getica» 6, комментарий, три приложения, список литературы и указатели.

Вступительная статья представляет собой исследование ряда вопросов, связанных с биографией, политическими взглядами и литературной деятельностью Иордана, выразителя идеологии одной из группировок правящего класса остроготов и италийцев.

Текст «Getica» Иордана нелегко поддается переводу на русский язык. Переводчик должен был постоянно остерегаться слишком гладких фраз, так как латынь Иордана неправильна и грамматически иногда совершенно непоследовательна; если невозможно передать стиль Иордана, то, с другой стороны, конечно, не следует в переводе и скрывать его. Поэтому публикуемый перевод может показаться порой тяжелым. Переводчик стремился к тому, чтобы русский текст как можно более точно соответствовал оригиналу и вместе с тем был понятен и удобочитаем. Переводчик хотел бы еще отметить, что текст Иордана требовал очень пристального вглядывания в него, осмотрительного отношения к передаче некоторых слов и оборотов. Хотелось бы надеяться, что такая исследовательская работа над текстом и его передачей на другом языке будет способствовать в дальнейшем более углубленному пониманию сложного и выдающегося труда Иордана.

Как в латинском тексте оригинала, так и в русском переводе сохранено деление на параграфы, принятое в издании Моммсена. Впрочем, эти параграфы при наборе другим форматом не могут во всех случаях точно совпадать с моммсеновскими, и прежде всего потому, что в издании Моммсена деление текста проведено не по фразам, а по группам строк. Чтобы облегчить чтение текста и сделать его доступнее, переводчик, со своей стороны, исходя из содержания, разбил его на абзацы.

Комментарий составлен с целью максимально широкого освещения источника, с непременным привлечением ряда других, латинских и греческих, текстов; автор комментария стремился показать историю события, племени, отдельной личности, государственного института или географического определения с наибольшей полнотой и в тесной связи с тем, что по этому поводу дано у Иордана. Особое внимание в комментарии обращено на вопросы, относящиеся к истории древнейшего славянства, на темы, касающиеся судеб причерноморских областей и Подунавья. Мелкие примечания, иногда содержащие общеизвестные исторические и географические сведения, даты и т. п., даются только для удобства ориентировки как в тексте оригинала, так и в соответственных объяснениях в комментарии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию