100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вековухи, старые девы… – как жилось им на Руси?

Вековухи, старые девы… – как жилось им на Руси?

Женщины, которым не повезло попасть в категорию «старых дев», на Руси считались ущербными и в чем-то даже недостойными. Дочку обычно старались выдать замуж пораньше, лет в 12—15. Если она «засиживалась в девках» до 19—20 лет, шансы на замужество стремительно испарялись. Проходило еще пару лет, и несчастная получала клеймо «старая дева».

Замужество на Руси

В средние века на Руси девушек брали в жены в 14-15 лет! Подростки по сегодняшнему определению, эти девушки считались уже достаточно взрослыми для того, чтобы обрести статус семейного человека, стать женой и матерью. На восемнадцатилетних девиц смотрели с сомнением: «Не старовата ли красавица?». Девушкам после двадцати практически не оставлялось шансов на замужество – «товар» устаревал. К дамам после двадцати пяти лет накрепко привязывалось обидное прозвище «старая дева».

Такой странный, по мнению современников, подход объяснялся достаточно просто. Причина раннего замужества была не в фертильности женщин – и в двадцать пять девушка способна к деторождению. Корень раннего замужества крылся в стремлении мужчин сделать женой еще не оформившуюся в своих убеждениях девушку, сформировать из нее добрую супругу «под себя», согласно своим желаниям. Считалось, что юная девушка станет послушной во всем мужу женой, будет трудолюбива и чадолюбива. Разумеется, в 25 лет она уже не могла быть такой же сговорчивой и покладистой. Матримониальные традиции древней Руси основывались на патриархальном подходе к образованию семьи.

1. Незамужние девушки не принадлежали себе

незамужние девушки не принадлежали себе

Как бы печально это ни звучало, но представительницы слабого пола в прежние времена не имели права голоса и собственной точки зрения. До брака их судьбу определял отец, после – муж, которого выбрали родители. Если удачно выдать дочь замуж так и не получалось, после смерти близких она переезжала в дом старшего брата, где принимала на себя роль бесплатной прислуги, тихо доживая свой век.

Откуда пошло некрасивое прозвище «непетое волосьё»

На Руси девочек выдавали замуж как можно раньше. Двенадцати-пятнадцатилетние невесты были обычным делом. Сегодня это – школьницы средних классов, а раньше они были невестами, способными стать хорошей женой и матерью. Бытовало мнение, что совсем юная девушка будет слушаться во всём своего мужа, честно трудиться, ухаживать за детьми. Иными словами – чем моложе, тем покладистей.

В возрасте 18-20 лет у родителей еще был шанс выдать засидевшуюся в девках дочь замуж, но если в течение нескольких лет этого не происходило, страшное клеймо «старая дева» приклеивалось к женщине навсегда. Известно, что на Руси таких женщин называли вековухами, и возникло прозвище от словосочетания «вековать век». Но есть ещё одно странное прозвище для старых дев – «непетое волосьё» .

По русской традиции молодой невесте перед самой свадьбой надевали платок, который принадлежал замужней бабе. Одновременно с этим подружки невесты пели жалобные песни об окончании девичьего века, о семейных горестях, которые теперь ждут девушку. Для старых дев такие песни не исполнялись никогда, и платком в такой ситуации их волосы не покрывали. Вот откуда пошло прозвище.

Старой деве нельзя было надевать платок и любой головной убор, который носили замужние бабы. Они ходили с непокрытой головой. Чем старше становилась старая дева, тем больше было у неё седых волос, поэтому еще одно уничижительное прозвище «седая макушка» гуляло по Руси.

2. От них старались избавиться как можно раньше

от них старались избавиться как можно раньше

На Руси считалось постыдным «засидеться в девках», поэтому девочек выдавали замуж как можно раньше. Невесты, которым едва исполнилось лет, не казались слишком юными ни родственникам, ни будущему мужу. Наоборот, их ценили намного выше девушек постарше: девочка-подросток во всем слушалась своего мужа и была более покладистой.

Почти ведьма или любовница черта

Мало того, что общество и так не особо любило старых дев, так ещё и различные приметы и обряды делали тяжелее их жизнь, и без того не сладкую. Боясь дурного влияния вековух, перестаркам не разрешали заниматься элементарными вещами, например, выпекать хлеб, жарить и парить для свадебного обеда, принимать участие в гуляниях, плясать и петь. Им запрещалось появляться в поле первый день жатвы, чтобы не навести порчу на будущий урожай. Вековухе нельзя было присутствовать при родах. Не допускались они и к рожающим животным – нельзя было принимать телят или овец.

Своеобразный социальный террор приводил к тому, что старые девы становились озлобленными, ненавидящими всё и всех людьми. А отсюда шла обратная реакция – их старались обвинить во всех неприятных событиях, называли ведьмами. Говорили, что вековуха может уметь колдовать, наводить порчу. И даже приписывали ей половые связи с нечистой силой, которыми она будто бы компенсировала недостаток мужской ласки. От старой девы старались защититься. Постель могли осыпать маковыми зернами или окропить святой водой, избу, где она жила, окурить ладаном.

Особенно унизительным был обычай надевать на несчастную женщину специальный амулет, защищающую от колдовских сил. Это был пояс, сшитый из поповской ризы.

3. После достижения 20-летнего возраста незамужних называли «старыми девами»

после достижения 20-летнего возраста

Ранние браки были популярны, потому что родители знали, что на то, чтобы предотвратить превращение их дочери в старую деву, у них есть всего несколько лет. Уже к 18-ти девушке откровенно намекали на то, что она слишком долго не покидает отчий дом, а к 20-ти ее начинали называть старой девой.

Хочешь уважения – стань большухой

Куда же было деваться старой деве? Построить свой дом и жить в нём было нереально – и сил не хватило бы сделать это в одиночку, да и пошли бы бесконечные сплетни про то, кого одинокая дева в этом доме принимает. Чаще всего вековуха оставалась с родителями, которые кормили, поили и терпели дочь. Но они не вечные, и после их ухода старая дева поступала в распоряжение к старшему брату, становилась приживалкой и использовалась как бесплатная рабочая сила. Стирка, ухаживание за племянниками, работа в хлеву, в поле и так далее. О развлечениях и веселье приходилось забыть навсегда.

Были, конечно, девы, которым удавалось исправить создавшееся положение. Но для этого нужно было иметь железный характер, смекалку, отменное здоровье и недюжинные хозяйственные способности. Если так происходило, то вековуха могла добиться уважения в семье. Она брала бразды правления хозяйством в свои руки, ухаживала за старыми родителями, и таким образом повышала свой социальный статус. Этих женщин звали «большухами», над ними не издевались, они не терпели унижения, их не попрекали куском хлеба. Однако это редкие случаи. Чаще всего старая дева была забитым и молчаливым существом, поскольку не выходили замуж в основном девушки некрасивые и с плохим здоровьем. Таким пробиться в «большухи» было практически невозможно.

Читайте так же:
Почему офицеры говорят «честь имею»?

Положение в семье

В среде родственников старая дева тоже была не на лучших позициях. Жить своим домом она не имела права. Односельчане могли заподозрить в безнравственном поведении. Да и с хозяйством одной парой рук справиться было сложно. Вековухе приходилось жить с родителями, которые порой и куском хлеба могли попрекнуть.
После смерти отца и матери дева переходила жить приживалкой в дом к старшему брату. Никаких развлечений и радостей ей не полагалось. Незамужняя женщина должна была много работать в поле, хлеву, у печи. Зачастую на ее плечи ложилось воспитание и обстирывание многочисленных племянников.
Улучшить положение вековухи в доме могли только определенные черты ее характера. Если женщина оказывалась безвольной, смиренной и к тому же не отличалась богатырским здоровьем, участь ее была незавидной. Любой, кому не лень, мог ее унижать и попрекать.
Волевая и хозяйственная дева вполне могла «поставить на место» юную невестку и стать более уважаемым членом семьи. Ухаживая за престарелыми родителями и управляя всем хозяйством, она также получала более высокий статус. Таких женщин в народе называли «большухами», то есть старшими. К ним относились вполне уважительно.

Обряды и приметы

Незавидная женская доля вековухи налагала ряд ограничений и на ее роль в обрядовой жизни общества. Старым девам не полагалось участвовать в народных гуляньях, петь, танцевать, готовить еду для свадьбы и печь хлеб для своей семьи. Их не пускали в поле в первый день жатвы, чтобы не сглазили урожай. Плохой приметой было и присутствие девушки-перестарка при родах женщины или отеле коровы.
«Пустое» проживание жизни девы казалось русскому народу таким ненормальным, что эту несчастную женщину обвиняли во всех грехах, практически приравнивая к ведьме. Односельчане верили, что вековуха способна превращаться в нищенку, а затем просить подаяние у церквей и кладбищ. Считали даже, что старая дева может сожительствовать с Нечистым и колдовать.
Чтобы защититься от чар вековухи, окуривали избу ладаном, постель посыпали маком или окропляли святой водой. Сама женщина об этом зачастую догадывалась. Иногда на нее специально надевали защитный амулет — сшитый из поповской ризы пояс. В такой обстановке суеверий, страхов и плохо скрываемого презрения старая дева и проживала свой век.

5. Старые девы были очень несчастными

старые девы были очень несчастными

У них не было близких подруг – существовала примета, указывавшая на то, что от них можно «заразиться» одиночеством и прожить всю жизнь без мужа. Молодые замужние родственницы и знакомые тоже избегали тесного общения с вековухами, веря в то, что из-за него начнутся проблемы и скандалы в семье. Их не приглашали на застолья, устраивавшиеся в честь праздников, потому что предполагалось, что молодежи говорить со старой девой не о чем.

6. Для них шили специальную одежду

для них шили специальную одежду

Общество считало, что вековухам просто неприлично носить яркие сарафаны и платья, горячо любимые молодыми девушками. Нужно было одеваться в соответствии со своим социальным положением: швеи шили для старых дев мешковатые наряды из тканей темных цветов, которые делали фигуру бесформенной. Об украшениях вековухам тоже стоило забыть раз и навсегда: после того, как к ним прикреплялось прозвище «старая дева», им запрещалось всячески украшать себя бусами, браслетами и серьгами. Опять же, делалось это и для того, чтобы лишний раз оставшаяся без жениха не привлекала к себе внимание мужчин.

7. Старых дев считали любовницами дьявола

старых дев считали любовницами дьявола

Сделав жизнь вековух практически невыносимой, окружающие люди удивлялись тому, что они становились озлобленными и нелюдимыми. Это вызывало обратную реакцию – старых дев обвиняли во всех бедах вроде болезней, неурожая или невезения. Их называли ведьмами – считалось, что одинокая женщина обязательно умеет колдовать и наводить порчу. По ночам мимо дома вековухи старались не ходить – якобы они компенсировали дефицит мужского внимания половыми утехами с чертом и его приспешниками.

8. Им запрещали приближаться к роженицам

И речь идет не только о женщинах на сносях – о том, чтобы старая дева могла бы зарабатывать на жизнь в качестве повитухи, нельзя было и подумать. Им не разрешали даже подходить к рожающим животным, например, принимать телят или овец.

9. Вековуха ухаживала за родителями и домом одного из братьев

вековуха ухаживала за родителями и домом одного из братьев

Но большинство девушек, не вышедших замуж, не могли жить отдельно. Найти мужчину, готового помочь с постройкой дома, вековухе было крайне проблематично. Пока были живы родители, она оставалась с ними, а после их смерти переходила в распоряжение к самому старшему из братьев: становилась приживалкой в его доме и использовалась как бесплатная рабочая сила – стирала, готовила и воспитывала детей.

10. Уважения были достойны только «большухи»

уважения были достойны только большухи

Единственным способом исправить сложившееся положение был сильный характер и выносливость, позволявшие добиться положения «большухи». Так называли женщин, принявших на себя управление хозяйством и уход за старыми родителями. Им приходилось трудиться не меньше, чем мужчинам, поэтому никому не приходило в голову попрекать их.

Холостяки и вековухи на Руси: Как к ним относились в обществе, и какие права они имели.

Холостяки и вековухи на Руси: Как к ним относились в обществе, и какие права они имели. Из сети, История, Чайлдфри, Длиннопост

Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали в Московском государстве много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности. Мнение неженатых мужчин не учитывали ни в семье, ни на сходе. А старым девам нельзя было присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.

В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.

Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.

Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).

Читайте так же:
Как обмануть свой мозг и справиться с негативом

Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.

Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Девственность невесты не была обязательным условием для вступления в брак, как пишет историк и правовед Н. Тарусина. Но семье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла нечиста.

Причины, препятствующие вступлению в брак — это значительные физические изъяны (хромота, уродство), болезненность, глухота. Но нередко случалось, что и привлекательным здоровым людям было сложно найти пару. Так происходило из-за переборчивости, когда девушка отказывала женихам, считая их недостойными. А между тем время играло не в ее пользу, да и потенциальные женихи начинали думать, что попытки посвататься тщетны. И постепенно девушка становилась так называемой перестаркой, жениться на которой было вовсе не престижно.

Также причиной безбрачия крестьяне считали порчу, неправильно проведенный обряд при рождении, слабоумие родителей. Еще одна помеха создать семью — это слухи односельчан о скрытых недостатках (или подозрениях о них).

Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте после 30 лет. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.

Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.

Многие сельские девушки, не смотря на сложности семейной жизни, предпочитали выйти замуж за парня с недостатками, но без промедлений. Пугала участь заработать репутацию излишне переборчивой невесты, которая тратит драгоценное время впустую. Каждый лишний год, проведенный в девичестве, делал реальнее перспективу стать вековухой (перестаркой, домовухой, браковкой).

Такая репутация снижала вероятность удачного замужества, так как считалось зазорным звать замуж перестарку. На такое решались лишь те парни, которые и сами имели изъяны — плохой род, физические недостатки, бедность. Можно было выйти за вдовца, но зачастую девушки их побаивались, так как считалось, что преждевременная смерть жены наступала не без помощи мужа или все всем виною родовое проклятие.

Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.

Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за сексуальное воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.

Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.

А смерть самой старой девы оформлялась, как свадьба, пишет историк З. Мухина. Таким образом односельчане помогали выполнить прижизненную женскую задачу в символической форме. Могли даже выбрать суженого для супружеской жизни на том свете.

Наличие семьи, как считали в Московском государстве много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности.

————-
Да мало что изменилось. Приходишь на собеседование, обязательно вопрос — женат ?
Сначала просто говорил, что нет. Отказы. И то правда, 35 лет, и не женат, нах такой сотрудник. Стоило один раз признаться — вдовец, всё, потупив глазки предложили устраиваться. Из жалости, что ли ? Пиздец. простите за оффтоп.

Господа! ТС относиться к той породе — «Не рожал, не мужик!». Расходимся.

Чет сдается мне что все это нужно было чтоб крестьяне плодились как кролики и увеличивали богатство барина.

Всегда интересно почитать свою историю.

Ответ на пост «Мигранты решили атаковать поляков бревном, но добежать до забора не смогли — их облили из водомета»

Идея стартапа для польских погранцов: ставим камеры и запускаем реалити — шоу: «На границе».

Раз в месяц зрители выбирают одного мигранта, которого пускают в Польшу.

Куда то гонор пропал, да и память отшибло

Был тут не далее тип который тиранил всю округу со своим песелем. Но что то пошло у него не по плану.

Профессионал своего дела

Профессионал своего дела

Говнюкам не надо верить

У нас разок ребятки молодые на лестничной площадке побарагозили — окно разбили, намусорили. Ну мы с соседом вышли на шум.

И как обычно, сперва «а это не мы, так было», потом «а чо такова?» и т.п. , потом начали по-одному линять, мы с соседом пару ребятишек придержали, я говорю, давай ментов вызывать. пиздюки прочуяли запах расплаты, начали канючить «да мы все уберем, да мы завтра стекло вставим, да я отвечаю».

Я соседу говорю, ну вот и славно, только давай все же ментов вызовем, пусть запишут их фамилии и адреса. Если все сделают, как обещают, заявление заберем.

Но тут соседская жена еще вышла, добрая душа, говорит, да зачем полицию, я их знаю, я их родителей знаю, никуда они не денутся. Ну ладно, говорю, как хотите, но если чо — я тут ничо делать не буду. Отпустили.

Естественно, на другой день никто ничего не убрал, окно не починил.

Соседская жена ходила к их родителям, но бестолку, детей дома нет, матери говорят — ничо не знаем, может это не наши были, и вообще денег нет, извините идите нахуй.

Короче, в итоге сосед и убирал срач, и стекло вставлял.

Мораль: говнюкам не надо верить, только по предоплате.

Я вас категорически приветствую

Я вас категорически приветствую

Пропал человек! Омск

Пропал человек! Омск Поиск, Пропал человек, Омск, Без рейтинга, Помощь, Поиск людей

Надежда зажглась

Надежда зажглась Властелин колец, Гэндальф, Картинка с текстом, Мемы, Перевел сам, Сигнальные огни

Ответ на пост «Ошибка ценою в сломанную жизнь»

Сам отсидел трешку.
Поймали в 16 лет, связался с такой компанией. Сам иногда баловался, но сильно не торчал.
9 месяцев подписки о невыезде и срок 3.6 года. (Был момент, когда разбивали на эпизоды и дали срок 5.6 лет. Бодались с судами (дошли до ВС, который и начал потом спускать дело с постановлением о перепроверке и исправлении ошибок) потом полтора года и вернули 3.6).
Побывал на малолетке (3 месяца сизо и 2 на лагере). Это просто зверинец. Там нет правил, нет ничего. Есть только зверьё. Дети из детдомов, неблагополучных семей и тд. Изнасилования, кражи, побои, разбои ну и конечно же употребление и сбыт.
Потом отправили на общий режим для первоходов. Там пробыл я 1,5 года. Там уже поспокойнее, но все же справедливости нет и были отдельные мрази.
На общем я подумал, что нужно что-то менять, пока я там нахожусь. А то я приходил в себя чуть больше года с момента того, как посадили. Начал заниматься спортом, через две недели после этого бросил курить. Начал читать газету «ведомости» и разные книги, связался с интересными людьми (в основном коммерсы и просто хорошие люди). Т.н. коммерсы что-то увидели во мне, что не гнилой и сам по себе добрый и к себе подтянули. (Мне там было терпимо, но не шиковал).
Работал на швейке все это время и потом, как подошли даты, меня отправили на колонию-поселение.
На КП я пробыл чуть меньше года.
Работал сначала на ЖД (строили узкоколейку). С приходом зимы всю эту бригаду должны были отправить в лес. А лес — это жопа. Уезжаешь в 7 утра и приезжаешь в 20-22.00. И то не факт (кого-то потеряли, поезд с рельс сошёл и тд). Зимой катались на грузовиках.
Я слинял и меня закинули в котельную. Одно из лучших мест. Работа тяжелая (пилим, таскаем, топим). Сырая берёза, осина, толстое, тонкое дерево. Наебался знатно. Но справлялись каким-то образом.
Хоть и было тяжело, но график день-ночь-отсыпной был относительно нормальным. Успевал и на территории КП своими делами заниматься (спорт, те же книги, звонки родным) и после работы спать можно было. Ну и зп относительно высокая была (9-11к).
Ушёл по УДО, оставив 6 месяцев от 3.6 лет.
Жалею? Да
Но не знаю как сложилась бы моя жизнь не попади я в тюрьму. Может сторчался бы, может жил бы амебой, не было бы целей.
Сейчас же все хорошо, есть девушка (в середине срока начала мне писать. До этого вместе учились с 5 класса), учу программирование (в инкубаторе за денежки),работаю админом на точке еды (устроился по знакомству).
К наркотикам не тянет. После выхода предлагали старые дружки дунуть или нюхнуть. Всем отказал и свёл общение на нет. Сейчас совсем другие цели и интересы.
Мораль какова? Не стоит это время тех денег, что там предлагают. Да вообще не стоит это дело никаких денег. Просрать много лет, сидя на зоне — сомнительное удовольствие.
Это мне повезло, что попался по малолетке и дали по божески. Повезло также что в зоне включился режим «хочу выйти таким, чтобы меня не узнали». Поспособствовала та же девушка, которая поддерживала полтора года с середины срока. Хотел ее удивить своими изменениями (подкачаться, начитаться, развиться в разных областях)
Но а у кого не будет этого? Кто сдружится там с теми, кто их научит только ненавидеть тамошний персонал? (Отдельная вообще тема)
В общем. Наркотики зло. Синька тоже.
Нужно искать себе занятие, которое по душе. Чтобы не скучать и не думать, чем бы заняться и как бы скрасить будни (что приводит к алкоголизму или наркомании).
Ну и фактор того возраста. «Хочу рубить бабки, хочу то купить и это купить» — мои мысли в 16 лет. Очень и очень глупо поступил, но сложилось так, как сложилось.
Не трогайте наркотики, если не хотите, чтобы они испоганили вам жизнь.

Читайте так же:
Марсоход Perseverance приступил к сбору образцов горных пород

Почему на Руси боялись вековух

Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали на Руси много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности. «Рамблер» расскажет, как в те времена жили вековухи и почему их боялись.

Кого называли «старой девой», «вековухой» и «седой макушкой»

В русских деревнях было принято выдавать девушек замуж очень рано, в 12–15 лет, ведь к тому времени девица уже была способна к зачатию. Впрочем, и тем девушкам, которым исполнилось 18 лет, можно было найти жениха, если дать хорошее приданое. А тех, кто не нашел своего мужчины после 20–23 лет, называли «перестарками» и «засидевшимися».

Если же все ровесницы незамужней девушки в селе уже пошли под венец, а она нет, то ей доставалось прозвище «вековуха» или «вековуша». Впоследствии такая женщина переходила в разряд «седых макушек», поскольку седых волос на ее голове становилось всё больше и больше и их видели все. Носить головной убор таким женщинам было запрещено.

Как полагалось себя вести старым девам

Статус старой девы накладывал на женщину определенные запреты. Они должны были носить одну косу, а надевать головные уборы, положенные для замужних, им было категорически запрещено. Не могли девки-вековухи носить яркие сарафаны и платья, их одежда должна была быть неброской, тёмной и полностью скрывающей фигуру. Нельзя было им носить и украшения: ленты для кос, серьги, браслеты и бусы.

Каждая засидевшаяся в девках должна была вести себя кротко и смирно, такая женщина не могла ни с кем спорить или вступать в перебранку. Жили старые девы на Руси обычно с родителями, а после их смерти уходили в семью старшего брата. Там на них взваливали множество обязанностей: им нужно было следить за детьми, убирать в избе, чистить хлев. О любых развлечениях она должна была забыть.

Общение со старыми девами было под запретом

Перестарки оказывались в социальной изоляции. Девицы моложе их по возрасту не хотели с ними общаться из-за поверья, что на них может перейти проклятье безбрачия. Да и сам возраст вековух не располагал к общению с двенадцати-пятнадцатилетними девицами, ведь общих тем у них было мало.

Так же обстояло дело и с замужними односельчанками. Вековухи не могли их понять, так как у них не было детей, а среди замужних разговоры шли в основном о них и о супругах. Старых дев не звали на посиделки, не приглашали водить хороводы на праздники или участвовать в застольях.

Почему так боялись вековух

Со старыми девами было связано множество плохих примет. Им не разрешали заниматься истинно женскими делами: замешивать тесто, печь хлеб, готовить для свадеб. Не могли вековухи подходить к рожающим женщинам и даже животным, считалось, что они могут сглазить новорожденных. Строго запрещено было старым девам присутствовать на поле в день первой жатвы — собранное могло быстро испортиться.

Часто из-за социального изгнания незамужние женщины на Руси становились злыми и бессердечными. И из-за плохого характера их обвиняли во всех бедах, свалившихся на деревню, и называли ведьмами. Часто в деревнях ходили слухи, что «вековухи» умели колдовать и насылать порчу на неугодных. А кое-где и вовсе существовало поверье, что старая дева является невестой сатаны. Поэтому от них защищались всеми силами, избу, где жила «ведьма», окуривали ладаном. а ее постель посыпали маковыми зернами. Иногда на «седую макушку» надевали пояс, пошитый из ризы попа, — амулет, защищающий других людей от её влияния.

Читайте так же:
Внешние признаки диабета второго типа

masterok

Молодая по нынешним меркам девушка в возрасте за 20, которая только мечтает о свадьбе, на Руси считалась никому не нужной. Не выйдя замуж вовремя, женщина получала клеймо «старая дева», а вместе с ним социальную изоляцию. После смерти родителей она поступала в дом старшего брата и становилась приживалкой, бесплатной прислугой.

В таких условиях и приходилось доживать свой век.

Откуда пошло некрасивое прозвище «непетое волосьё»

Художник К. Маковский. Сваха./Фото: art-catalog.ru

На Руси девочек выдавали замуж как можно раньше. Двенадцати-пятнадцатилетние невесты были обычным делом. Сегодня это – школьницы средних классов, а раньше они были невестами, способными стать хорошей женой и матерью. Бытовало мнение, что совсем юная девушка будет слушаться во всём своего мужа, честно трудиться, ухаживать за детьми. Иными словами – чем моложе, тем покладистей.

В возрасте 18-20 лет у родителей еще был шанс выдать засидевшуюся в девках дочь замуж, но если в течение нескольких лет этого не происходило, страшное клеймо «старая дева» приклеивалось к женщине навсегда. Известно, что на Руси таких женщин называли вековухами, и возникло прозвище от словосочетания «вековать век». Но есть ещё одно странное прозвище для старых дев – «непетое волосьё» .

По русской традиции молодой невесте перед самой свадьбой надевали платок, который принадлежал замужней бабе. Одновременно с этим подружки невесты пели жалобные песни об окончании девичьего века, о семейных горестях, которые теперь ждут девушку. Для старых дев такие песни не исполнялись никогда, и платком в такой ситуации их волосы не покрывали. Вот откуда пошло прозвище.

Старой деве нельзя было надевать платок и любой головной убор, который носили замужние бабы. Они ходили с непокрытой головой. Чем старше становилась старая дева, тем больше было у неё седых волос, поэтому еще одно уничижительное прозвище «седая макушка» гуляло по Руси.

Ни к девкам, ни к бабам – куда старой деве податься?

Художник К. Маковский. Боярская свадьба./Фото: dreams.xtarot.com

Как же всё-таки относилось общество к старым девам? Всё было очень грустно. Юные девушки сторонились вековух, веря в примету, что от них можно заразиться одиночеством и не выйти замуж никогда. Но ведь и возраст старых дев или перестарок тоже был не особо подходящим для молодежных вечеринок. О чём ей было разговаривать с молодыми, какой смысл участвовать в весёлых игрищах?

Оставались замужние бабы. Но и они не горели желанием общаться с вековухами. Ведь те замужем не были, детей у них нет, понять семейные отношения они не в состоянии. Зачем замужней женщине такая подруга? Вот и становились «седые макушки» своеобразными изгоями общества. Не реализовавшись как женщина – не выйдя замуж и не родив ребенка, старые девы были не просто «пустоцветом», как называли замужнюю, но без детей, а вообще непонятно кем. О них говорили «ни бе, ни ме», «ни то, ни сё».

Называясь «непетым волосьём», носить головные уборы, предназначенные для замужних, вековуха не имела права. Ей нужно было одеваться в соответствии со своим незавидным положением. И если веселые молодые девчонки могли позволить себе яркие цвета и фасоны, то старая дева надевала на себя вещи темного, неброского цвета, полностью скрывающие фигуру.

Об украшениях таким женщинам даже думать было нельзя. Вековуха? Не смогла выйти замуж, как все нормальные девушки – тогда и нечего украшать себя, не пристало это старой, никому не нужной деве. Красивые серьги и бусы, ленточки для волос, браслеты – все эти милые аксессуары оставались юным незамужним девушкам, которые находились в процессе поиска жениха. Так и ходили старые девы, в тёмной одежде, с волосами, заплетенными в косу и без украшений, стараясь не привлечь к себе внимание.

Почти ведьма или любовница черта

Юные девушки торопились выйти замуж, чтобы не остаться старой девой. Художник К. Маковский. К венцу./Фото: smallbay.ru

Мало того, что общество и так не особо любило старых дев, так ещё и различные приметы и обряды делали тяжелее их жизнь, и без того не сладкую. Боясь дурного влияния вековух, перестаркам не разрешали заниматься элементарными вещами, например, выпекать хлеб, жарить и парить для свадебного обеда, принимать участие в гуляниях, плясать и петь. Им запрещалось появляться в поле первый день жатвы, чтобы не навести порчу на будущий урожай. Вековухе нельзя было присутствовать при родах. Не допускались они и к рожающим животным – нельзя было принимать телят или овец.

Своеобразный социальный террор приводил к тому, что старые девы становились озлобленными, ненавидящими всё и всех людьми. А отсюда шла обратная реакция – их старались обвинить во всех неприятных событиях, называли ведьмами. Говорили, что вековуха может уметь колдовать, наводить порчу. И даже приписывали ей половые связи с нечистой силой, которыми она будто бы компенсировала недостаток мужской ласки. От старой девы старались защититься. Постель могли осыпать маковыми зернами или окропить святой водой, избу, где она жила, окурить ладаном.

Особенно унизительным был обычай надевать на несчастную женщину специальный амулет, защищающую от колдовских сил. Это был пояс, сшитый из поповской ризы.

Хочешь уважения – стань большухой

Куда же было деваться старой деве? Построить свой дом и жить в нём было нереально – и сил не хватило бы сделать это в одиночку, да и пошли бы бесконечные сплетни про то, кого одинокая дева в этом доме принимает. Чаще всего вековуха оставалась с родителями, которые кормили, поили и терпели дочь. Но они не вечные, и после их ухода старая дева поступала в распоряжение к старшему брату, становилась приживалкой и использовалась как бесплатная рабочая сила. Стирка, ухаживание за племянниками, работа в хлеву, в поле и так далее. О развлечениях и веселье приходилось забыть навсегда.

Были, конечно, девы, которым удавалось исправить создавшееся положение. Но для этого нужно было иметь железный характер, смекалку, отменное здоровье и недюжинные хозяйственные способности. Если так происходило, то вековуха могла добиться уважения в семье. Она брала бразды правления хозяйством в свои руки, ухаживала за старыми родителями, и таким образом повышала свой социальный статус. Этих женщин звали «большухами», над ними не издевались, они не терпели унижения, их не попрекали куском хлеба. Однако это редкие случаи. Чаще всего старая дева была забитым и молчаливым существом, поскольку не выходили замуж в основном девушки некрасивые и с плохим здоровьем. Таким пробиться в «большухи» было практически невозможно.

Читайте так же:
Остров из мусора

[ источники ]
https://www.fresher.ru/2018/11/03/kak-zhilos-starym-devam-na-rusi/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=16557.

Информация об этом журнале
  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал 36 522
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 4 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов
  • 1

В Индии браки со времен Махабхараты устраивают родители, притом в пределах своей касты и после консультации с астрологом. У меня почти все коллеги так и женились: родители в лучшем случае дают 2-3 анкеты на выбор, а чаще просто говорят, чтоб приезжал через пару месяцев на свадьбу, невеста хорошая, всей семье понравилась. И все. А весь этот блуд безнравственных белых людей им духовно не близок. Так что не выйти замуж при таком раскладе крайне тяжело.

Edited at 2018-11-03 08:51 pm (UTC)

«не выходили замуж в основном девушки некрасивые и с плохим здоровьем»

Как ни цинично звучит, но соответственно и генофонд не ухудшался, так как рожали лишь красивые и здоровые.

бред. взамуж не выходили в основном по причине отсутствия приданого или из выгоды для семьи в целом. с плохим здоровьем обычно до замужества крестьянки и вовсе не доживали. Или погибали с первой же беременностью.

«с лица воды не пить» — эта пословица к девкам относилась тоже.

Русские крестьяне жили общинами; земля принадлежала общине, и земельный надел нарезался в расчете на семейную пару — мужа с женой. То есть холостые (ни мужчины ни женщины) не имели права на землю.

Поэтому вопрос брака для крестьян был не вопросом — ща мы тут конкурс красоты устроим — у кого сиське больше. А вопросом распределения земельных наделов из общинных закромов.

Особенно, когда приближалось время пересмотра наделов — «черное время, черный передел».

Соответственно. Женить сыновей как можно раньше было очень выгодно — семье из-за этого полагался дополнительный кусок земли. Но богатые крестьяне — то есть те, у кого земли и влияния было в общине много — запросто перед черным переделом могли своих девок взамуж не пускать.

По очевидным причинам.

Говорить только часть правды- это иногда хуже, чем врать.

«Старая дева поступала в распоряжение старшего брата после смерти родителей’ — во первых, не брата, а в распоряжение старшей пары в семье родителей. Не всегда, правда, а только при определенных условиях, но детали опустим.

Главное в том, что йуная деушка, вышедшая замуж, точно также поступала в распоряжение старшей пары в семье мужа. Как и ее муж. И на самом деле самым бесправным существом в семейной корпорации испокон веков была не старая дева вовсе — якобы приживалка и обслуга (презрительно этак через губу шипим) — а как раз самая молодая сноха.

Но ее положение было чуть лучше, чем у ейного мужа — потому что в крестьянской семейной корпорации женщины имели право на личную собственность — в тч за работу они получали плату или натурпродуктом или деньгами, и бабскую коробью — девки начинали собирать с младых ногтей, а мущинка имел право только на портки (одна штука) и нательный крест. И плату за работу не получал.
Женщина могла заработанное подарить, передать по наследству явным заявлением, причем «муж не наследует даже постели своей жены’, если жена не оставила завещание. Накопленное отдавалось автоматом либо дочерям, либо женщинам родительской семьи (начиная с родных сестер).

Объявление бабы, ходящей за скотиной или выполняющей работу по дому — приживалкой — свидетельствует о незнании автором поста реалий крестьянского быта.
Как правило, дом и его содержимое, а также двор с мелкой скотиной, огородом, птицей — принадлежал большухе лично — и это вовсе не некая старая дева с железным характером так называлась — а жена большака — старшего в роду. именно большуха распределяла работы — и главные статьи бабского дохода доставались вовсе не йуным деушкам, чье главное достоинство — свежие сиськи-письки, — их место как раз было сотое.

Надо помнить, что русские крестьяне жили не семейными парами -а семейными корпорациями — кланами. это несколько семейных пар с детьми, и распоряжались доходами и расходами корпорации, а также ведали вопросами воспитания детей большак и большуха — старшая пара в роду.

Поэтому, как правило, старая дева — если она не была калекой, а была работящей или не дай бог, умной — занимала в корпорации положение выше младших снох по определению. И была их сильно богаче. Бои за наследство старых дев-родственниц всегда вносили изрядную перчинку в суровый крестьянский быт. Если дева была семейной ткачихой, например, — то наследство по крестьянским меркам бывало огромным.

И в старых девах оставались по очень разным причинам — а не только «ой некрасивая». Основные причины невыхода взамуж — отсутствие приданого и репутационные потери семьи. Например, за сильно ниже по положению мужичка работящую бабу выдавать — ущерб семейной корпорации, а подходящих поблизости женихов нет. Потом идет неумение/нежелание работать и плохое здоровье. Красота была делом тристадвадцатым.

Мать Тургенева оказалась бы в старых девах, если бы ей дядька мульоны в наследство не оставил — а как оставил, так сразу красивой оказалась, ага. И вышла замуж прекрасно в тридцать с гаком лет. Правда, она дворянка, но тем не менее.

Не надо воображать себе, что вышедшая взамуж девица — спала на пуховых перинах и только и занята была исполнением супружеского долга и рожанием детей — как бы не так. Если молодая сноха начинала рожать сразу и часто — ей приходилось от семейства весьма туго. «плодит щенят, как сука’ — это про таких говорилось.

Как раз молодые снохи выполняли самую грязную работу, за которую плата шла копеечная. Они чаще всего были первыми претендентками на гибель от голода в случае чего и от болезней тоже. Положение менялось только в том случае, если супруг требовал выделения своей доли из семейной корпорации — то есть отделялся для жизни своим домом. Но для сопляков и соплюх это было нереально сделать.

Читайте труды Русского Географического Общества «Очерки крестьянского юридического быта в центральных губерниях’ 1870года публикации.
Там все написано.

ЗЫ, После злой большухи/свекрови, невзлюбившей йуную деушку-раскрасавицу, самым большим бедствием для нее была — незамужняя золовка — сестра большака или сестра мужа. особенно если та управляла домовым и придомовым хозяйством.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию