100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уникальная изобретательность: читаем по пунктам

Уникальная изобретательность: читаем по пунктам

Наш мозг создан для нестандартного решения проблем, и природную изобретательность можно усилить. В этом уверена преподаватель Стэнфорда и автор бестселлера «Сделай себя сам» Тина Силиг. В своей новой взрывной книге «Разрыв шаблона» она дает отличные советы, которые помогут стряхнуть оцепенение и взглянуть на мир с другой стороны, сделать его чуть лучше, а себя — креативнее.

Под другим углом

Умение взглянуть на проблему с разных точек зрения критически важно для решения всех типов задач. До 1543 года люди верили, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Но в 1543 году Коперник изменил представления человечества. Произошла радикальная перемена точки зрения, приведшая к «коперниковой революции». Вы тоже способны начать революцию. Нужно всего лишь посмотреть на проблемы, которыми вы заняты, под другим углом.

Некоторые художники и музыканты сознательно ломают наши рамки. Например, Мауриц Корнелис Эшер знаменит своими графическими работами, в которых он играет восприятием зрителя, заставляя его видеть различные фигуры попеременно то на переднем, то на заднем плане.

р

Иллюстрация из книги. Эшер М. К. Небо и вода

Еще один пример — работа композитора Джона Кейджа «4′ 33″». Она была написана в 1952 году и подходит для исполнения любым инструментом или оркестром. В партитуре написано, что все музыканты в течение четырех с половиной минут должны просто тихо сидеть, не дотрагиваясь до струн или клавиш.

Тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день. Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект. Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором. Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети.

В поисках вдохновения

Дразнящий. Всего одно слово — дразнящий. Сможете, вдохновившись им, написать три страницы эссе?

Абсолютно всё — каждое слово, каждый предмет — дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии.

До недавнего времени абитуриенты в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли. На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

Сочетать несочетаемое

Умение соединять и комбинировать несочетаемые объекты — важный этап создания инноваций. Для формирования новых идей нужно научиться реорганизовывать и перегруппировывать старые.

Этого принципа придерживаются любители японского художественного направления чиндогу. Чиндогу — это создание странных, необычных изобретений за счет сочетания несочетаемого. Например, костюм для грудного ребенка с половой тряпкой на животе — ползая по полу, ребенок одновременно убирает в квартире. Или разлинованная на спине рубашка, чтобы вы точно могли точно сказать, где именно вам нужно почесать спину.

Конечно, эти изобретения непрактичны, но они вполне могут быть первым шагом к созданию чего-то по-настоящему полезного.

clip_image017_thumb[8]

л

Картинка, опубликованная в New Yorker. Иллюстрация из книги.

Правило мозгового штурма №1

Главное правило мозгового штурма: плохих идей не бывает. Это значит, что участники не имеют права критиковать предложения друг друга. Какой бы странной ни была идея, ваша задача — ее использовать. Мозговой штурм позволяет исследовать все возможности, будь они гениальными или идиотскими. Удаляйте из списка возможных решений очевидные и заставляйте участников думать дальше.

Читайте так же:
Насосы и канализация

idei

Во время мозгового штурма вы можете подкидывать участникам неожиданные или провокационные вопросы и подсказки, подталкивающие обсуждение в совершенно другую сторону. К примеру, если на повестке дизайн новой детской площадки, спросите, как бы такие площадки выглядели на Луне или под водой, через 100 лет или в прошлом веке, если бы их строили дети или инвалиды, если бы бюджет строительства составлял один доллар или миллион или если эта площадка должна стать самой опасной на свете.

Поощрение и наказание

Если хотите повысить собственную креативность и раскрыть творческий потенциал окружающих, вам нужно придумать способы поощрения. Например, компания Proteus Biomedical создала интересную игру. Когда кто-нибудь из ее сотрудников подает заявку на патент изобретения, ему выдается игрушечный резиновый мозг. Этот мозг сотрудник кладет в большую банку, стоящую на полке у входа в компанию, рядом с такими же банками его коллег. Чем больше мозгов хранится в банке у работника, тем выше его статус в компании.

Еще один забавный пример — веб-сайт под названием Written? Kitten! Его задача — мотивировать авторов. Вы задаете себе цель, например написать 3000 или 5000 слов, и как только вы выполняете норму, показывается картинка с котенком. Для любителей кошек это неплохой стимул.

wk

Программа была создана в ответ на приложение Write or Die («Пиши или умри»), которое, наоборот, наказывает ленивых писателей. В легком режиме программа просто отправляет сообщения с напоминаниями. В нормальном режиме остановка сопровождается неприятным звуковым сигналом. А в режиме «камикадзе» программа начинает стирать написанное по слову, как только вы прекращаете писать.

От перемены мест слагаемых сумма… меняется!

«Сколько будет пять плюс пять?» «Сумма каких двух чисел равняется десяти?» На первый вопрос существует только один ответ, а вот на второй — неисчислимое множество, особенно если учитывать дроби и отрицательные числа. Эти два примера на простое сложение различаются только формулировками.

Умение поставить вопрос иначе — эффективный метод развития воображения, потому что с изменением формулировки открывается огромное количество возможных решений.

einstein

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут».

Изобретайте будущее

Креативность открывает целую вселенную возможностей. Развивая творческое начало, вместо проблем вы обнаружите потенциал, вместо препятствий — мотивацию, вместо вызовов — вероятность революционных решений. Однако в школе не учат творческому подходу к решению проблем, он даже не считается умением, которым можно овладеть. К сожалению, устойчивое убеждение, что идеи дешевы, довольно распространено. Идеи вовсе не дешевы — они бесплатны. И бесценны.

Идеи приводят к нововведениям, двигающим вперед мировую экономику, и не допускают превращения нашей жизни в однообразное и бездеятельное существование. Это краны, вытаскивающие нас с проторенных тропок на путь прогресса. Без новых идей жизнь будет не просто многократным повторением одних и тех же эпизодов, она станет откатываться обратно.

Читайте так же:
Марсианская ретрансляционная сеть соединяет Землю с марсоходами НАСА

В сущности, наши главные ошибки заключаются не в том, что мы что-то делаем неправильно, а в том, что даже не мечтаем о чем-то большем. Все мы — изобретатели собственного будущего. Изобретайте свое.

Уникальная изобретательность: читаем по пунктам

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Книга «Изобретательность в сказках и в жизни» вышла в свет!

Расскажу с чего началась эта книга. И как вы, если захотите, можете написать книгу!

Вот здесь вы можете познакомиться и даже купить электронную версию или скачать бесплатную версию.

Еще в детстве я начал различать сказки: нравится — не нравится. Почему "нравится" или "не нравится" — не понимал. Как говорится, "кожей чувствовал".
Позднее, когда появились дети, я начал им читать сказки в большом количестве. Отыскивал все новые сборники и читал.
На полках стали скапливаться метры сказочных сборников.

И снова повторялось: не нравится — нравится. Что это было за внутреннее чувство я не знаю. Кто-то внутри меня точно оценивал каждую сказку на внутренних весах, что ли.

И если бы не обучение ТРИЗ, так бы я и остался темным инженером, неграмотным папашкой. Так бы и читал книги, ощущал плохое-хорошее качество произведения, но не способен был понять — ПОЧЕМУ? Что за секрет?
01Cover
И только после освоения ТРИЗ на уровне пользователя и преподавателя мне стало понятно — почему плохи или хороши сказки?
Оказывается, в хорошей сказке герой находит Красивое Решение: малозатратное, не требующее усилий. И можно точно показать — какой прием (из сборника приемов ТРИЗ) использовал герой.

Вот тут я уже начал целенаправленно исследовать сказки. Отбрасывал те, где герою помогали внешние силы: братья, друзьяки в виде Василисы или Бабы-Яги. Меня интересовали сказки, где герой САМ находил и реализовал решение.

Сначала таких сказок было с десяток. И я не понимал — что с ними можно делать? Потом народ стал приносить и дарить детям сборники. Я стал более тщательно пересматривать сборники португальских, испанских, китайских, корейских сказок. И собралась оччень значительная коллекция — почти 30 сказок. Это уже тянуло на сборник!

Но дальше новая задача — как все это скомпановать? Как уложить в систему, привлекательную и полезную для читателя?
Для читателя, избалованного мультфильмами, ужастиками и пр.

Пока системы не было, я делал комментарии к каждой сказке. Сам еще не понимал — что это я делаю? Позднее понял — я занимался ПОНИМАНИЕМ решения и действий героя.

И в этой работе, совершаемой в свободное время, без видимой цели, прошло лет 7. Образовался компьютерный архив: сказки + заметки. Одной сказкой я пользовался регулярно: при выступлениях, в курсах ТРИЗ коротких и длинных. Она помогала продемонстрировать людям КАК ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОГ бы находить решения, владея ТРИЗ,
А другими — как примерами-кейсами в обучении.

В голове стала выстраиваться система: герой, не умеющий решать проблему, герой, решающий свою проблему, герой, решающий проблемы других людей, герой, решающий проблемы народа! Да-да- да! Есть и такие сказки, китайские. Больше ни у кого нет.

Но в эту систему не укладывались несколько сказочек Евгения Пермяка, обнаруженные мной вдруг. Какие-то не героические у него герои. Решают банальные проблемы: как продать лапти и заработать, как выполнить задания царя Балдея, как вывести сына в люди.

Читайте так же:
8 причин не праздновать 14 февраля (день Святого Валентина) (видео)

Через несколько месяцев понял: Это сказки о Самой Сложной Задаче — КАК РЕБЕНКА ВЫРАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКОМ УМЕЛЫМ!

Ну а дальше уже было проще. Присоединил к сказкам свои статьи о решении практических задач. Приложил сборник Приемов, еще кое-что. Вот книга и готова.

Позднее чуть -чуть расскажу алгоритм написания книги в более компактном виде.

Читайте Один коллега, прочитав, сказал, что ему мои комментарии сначала мешали. А потом, когда читал по второму разу — понравилось, одобрил!

Как развить изобретательность и творческую жилку? 9 упражнений, которые можно начать делать прямо сейчас

Наверняка вам приходилось сталкиваться с проблемой «узкой специализации», когда человек не в состоянии поразмышлять о чём-то выходящем за пределы его профессиональной деятельности. Конечно, можно сослаться на недостатки образовательной системы, но не в ней одной дело, беда в нежелании развиваться, расширять границы своего кругозора, игнорируя разнообразие имеющихся способов. Так что в большинстве случаев проблема кроется в элементарной лени и нежелании покидать свою зону комфорта.

В 1936 году американская писательница Дороти Бранд в своей книге «Wake Up and Live» («Пробудись и живи») предложила несколько забавных упражнений для мозга, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким. Эти упражнения предназначены для того, чтобы вытащить вас из вашей привычной среды, показать другую перспективу (даже другую реальность, если хотите) и создать ситуации, в которых потребуется изобретательность и творческое решение.

1. Проведите 1 час в день ничего не говоря, только отвечая на прямые вопросы, в своем обычном окружении, не создавая впечатления, что вы обижены или не в настроении. Ведите себя обычно, насколько это возможно. Не делайте никаких замечаний и не поддавайтесь на попытки выудить из вас информацию.

2. На 30 минут в день задумайтесь об одном-единственном предмете, не отвлекаясь больше ни на что. Можете начать с пяти минут.

3. 15 минут в день ведите общение, не употребляя слов «я, мне, мое».

4. Остановитесь на пороге любого переполненного людьми помещения и вдумчиво оцените его размеры.

5. Позвольте, чтобы ваш новый знакомый говорил только о себе, не позволяя ему осознать это. Вежливыми вопросами верните его в русло взаимного разговора так, чтобы он не почувствовал негатива.

6. Попробуйте говорить исключительно о себе, не хвастаясь, не жалуясь и не заставляя собеседников скучать.

7. Составьте строгий план на два часа в день и четко следуйте этому плану.

8. Поставьте себе 12 случайных задач, например: пройти 20 километров от дома без использования каких-либо специальных средств; идти 12 часов без еды; позавтракать в самом неожиданном и неподходящем месте, которое вы сможете найти; ничего не говорить целый день, кроме ответов на вопросы; не спать всю ночь и работать.

9. В течение дня говорите «да» на все вопросы и предложения (в рамках разумного). Эти упражнения могут показаться странными, но на самом деле они могут внести в вашу жизнь много нового и заставить узнать себя лучше.

Вот небольшая подборка книг для расширения сознания.

Сочинения К. Кастанеды широко известны. Если вы ещё не знакомы с ними, начните с книги «Разговоры с Доном Хуаном». Это первое произведение серии, поэтому логично начинать с него, но эти книги интересно читать в любом порядке.

Читайте так же:
Реставрация педальной машинки

«Семь языков бога» Тимоти Лири заставляют задуматься над сложнейшими проблемами эволюции человека. Может ли прогресс идти рука об руку с нравственностью? Попробуйте найти свой ответ.

Станислав Гроф, известный методикой холотропного дыхания, в своей очередной книге «Космическая игра» предлагает увидеть возможности человеческого сознания, упускаемые из виду в повседневной жизни.

Книга «Двери восприятия. Рай и Ад» знаменитого Олдоса Хаксли написана для всех, кто ищет идеальный путь расширения сознания.

Нил Дональ Уолш в своей книге «Завтрашний Бог». Величайший духовный вызов» сделал попытку дать практическое руководство для всех желающих расширить сознание. Насколько это у него получилось, судить вам.

Какой бы из путей вы ни выбрали, поработать придётся серьёзно, так как сменить способ мышления и перестать действовать не по инерции не так просто.

Творчество, изобретательность, креативность

Умение творить и созидать новые идеи, рисовать гениальные картины, придумывать великолепные музыкальные произведения приписывают гениальным людям, таким как: А. Эйнштейну, Р. Баху, С. Дали … И опять таки – это не совсем так.

Люди с большим IQ априори наделены особыми талантами в придумыванию нового… А это, вообще, не верно…

Быть изобретателем, уметь творить и созидать – это некий врожденные талант, редкое сочетание генов. Еще более не правильное утверждение.

Это настоящее творчество: Мона — «та же», но по новому «оформлена»…

1. Творчество, изобретательность, креативность – это …

На самом деле, самое точное определения творчества, изобретательности и креативности – это умение переоценить старые вещи по новому.

Это как эволюция простой деревяшки в молоток. Вначале, вы палкой дубасили своего соседа по пещере, потом, оказывается: ей вы можете рыть корешки, дробить орехи… Вы берете старую вещь – палку, но на каждом витке эволюции ей придумываете новое применение. Ведь молоток просто так не появился из нечего!

Это как стучания камешка об камешек — до симфонии Моцарта. Ведь последнее не появилось из хаоса и набора случайных звуков. Ведь до этого были другие звуки и их сочетания…

Это как преобразование одной идеи в другую. Прежде чем деревяшка преобразовалась в молоток и стучание камней в уникальное звучание музыки – была идея это сделать. (В большинстве случаев, в некоторых, к примеру — изобретение пенициллина, идея была после…)

Суть Творчества (изобретательности, креативности) – новый взгляд на старые вещи!

2. Способность Творить присуща только особым людям, гениям?

На самом деле – нет. Гении и очень изобретательные люди, обладают такими же талантами, как и вы, но их таланты более развиты в силу многих причин. В большинстве случаев, чтоб их развить: Эйншетейны, Бахи, Пушкины, Гейсы и др. прилаживали невероятное усилие…

Талантом творить – присуще всем человекоподобным существам, и вы один из них. Акт творения сопровождает каждого человека каждый день. Гении же способны на более радикальное новое, чем пока что вы…

Изобретение велосипедов

Вы часто изобретаете велосипеды, т.е. то, что уже было изобретено, и по этому не обращаете на данный акт созидания никакого внимания. Но вот если вы изобретете «велик» до сего не виданный и этот шедевр будет обнародован и аплодирован – только тогда вам дадут награду в виде ярлыка, что вы – гений, творец, создатель или изобретатель…

Читайте так же:
Почему кукуруза не размножается в дикой природе?

Но творить вы способны всегда!

Творчество – это врожденная человеческая способность (присуща всем людям), это «дочка» или «сын» такой важной вещи в выживании человека в неблагоприятных природных условиях как приспосабливаемость к последнему…

Какой вид живых существ способен выжить в самых неблагоприятных условиях совершенно не обладая физическими соответственными данными? Это человек! И в космосе, и под водой, и на экваторе, и на Южном полюсе… Благодаря чему? Благодаря высокой приспосабливаемости, а именно способностям: к творчеству, изобретательности или креативности…

Глобальные масштабы, а что насчёт более мелких, бытовых?

Творческий потенциал находится в основе любой деятельности! Если вы решите бутерброд смазать медом, если вы к венику приделали палку – чтоб не нагибаться ниже, если вы звук в своей стерео системе пустили вспять ради эксперимента, если хлеб решили порезать леской…

Если вы делаете нечто до этого так не делая! —

Ты гений!

Выше перечисленное говорит о том, что ты дорогой читатель — Гений. Мелкого масштаба, и этого не чувствуешь, хотя ты поступаешь очень часто по творчески, креативно, изобретая нечто новое.

Творческая врожденность свойственна всем, но…

3. «Я не гений, не Я творец!»

Почему вы не чувствуете себя творческими личностями?

Этапы подавления творческого начала у личности

Обычно выделают несколько причин, почему человек либо не хочет творить, либо разучился это делать:

1. Школьный конвейер

Немало книг и исследований посвящено данной проблеме и побочному результату уравниловки в системе образований. Именно современное образование воспитывает, чтоб человек был «в рамке», «по правилам» и такой «как все». Ибо в таком случае его проще сделать законопослушными и «правильным».

2. Уровень IQ. У меня средний коэффициент умственного развития, значит, я не способен созидать.

Сформировалось мнение, что уровень IQ и есть показатель творческого потенциала. Чтоб опровергнуть данный миф приведу исследование. Более 1500 школьников прошли тест на IQ, некоторые из них получили весьма высокий бал, более 135, что определяет их, как умные. Они подверглись наблюдению более чем на 30-40 лет. В целом, результат такой: в большинстве случаев это были успешные люди, но ничем особенным и выдающимся в плане творческой деятельности они не прославились…

3. Страх ошибок

Людям очень страшно ошибаться. Это психологический мощный фактор. В результате боясь будущей ошибки человек вообще не хочет, даже попытаться, что-то сотворить.

А теперь интересный пример. У Эдисона более 2000 изобретений, и только чуть более 1000 разрешили ему запатентовать (остальные отвергали – как не уместные). Количество экспериментов, что предпринял изобретатель лампочки просто зашкаливает, и посчитать не возможно (в основе экспериментов всегда больше ошибок, чем успеха, посмотрите «Разрушителей Мифов»).

4. Лень

За способностью к креативностью, изобретательности – лежит огромный труд, большая деятельность, огромное количество попыток что-то сделать. Смотрите пример с Эдисоном. Но лень работать, а значит, лень, что либо придумывать стоящее…

Читайте далее: Развитие Творчества. Как стать более творческим человеком (в ближайшее время)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию