100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цитаты и фразы Никколо Макиавелли: объясняем по порядку

20 цитат из «Государя» Никколо Макиавелли

Пять столетий эта книга остается одним из главных трактатов о власти, государстве и политике. Никколо Макиавелли закончил свой труд в 1513 году, но текст был опубликован лишь в 1532-м, спустя пять лет после смерти автора. В конце 60-х годов XVI века католическая церковь внесла «Государя» в список запрещенных произведений, но интерес к этому «интеллектуальному бестселлеру» только подогрелся. Макиавелли выступал сторонником сильной власти и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими.

Государь-6% Государь Никколо Макиавелли Мягкая обложка 126 ₽ 140 ₽ В корзину В корзину

Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, то в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.

Мы выбрали 20 цитат из знаменитого трактата:

За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.

Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.

Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берется за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы.

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.

Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.

Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.

Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.

Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.

Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.

Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.

Читайте так же:
7 способов выработать дисциплину

Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.

Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.

Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.

Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.

Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.

Цитаты Никколо Макиавелли

Фразы - Никколо МакиавеллиВ сборник вошли высказывания, цитаты и фразы Никколо Макиавелли:

Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населён одними нищими, монахами и апостолами.

…люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты.

…люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.

Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не можешь его избежать сноси ожидающую тебя расплату как мужчина, не падай духом, не расслабляйся, как женщина.

Цитата Никколо Макиавелли: А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Самое же главное для государя — вести себя с подданными так, чтобы никакое событие, ни дурное, ни хорошее, не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.

В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению.

Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.

Фраза Никколо Макиавелли: Война — хорошее дело, если броня её отсвечивает надеждой.

Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное.

Войны начинаются, когда вы их начинаете, но они не останавливаются, когда вы этого захотите (вариант: Войны начинаются по вашей воле, но не прекращаются по вашему желанию).

Однако в действительности кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

Горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением или силой, а оба эти достоинства не вызывают доверия у того, кому могущество достаётся.

Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.

Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.

Читайте так же:
Средние века: что такое, особенности, периоды, фото и видео

Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.

Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.

Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами.

Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.

Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.

Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

И всё же, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям.

Любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.

Ибо умы бывают трёх родов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

К оружию следует прибегать в последнюю очередь — когда другие средства окажутся недостаточны (неверно приписано; на самом деле эта цитата принадлежит Титу Ливию)

Каждый видит, каким ты кажешься, но мало кто чувствует, каков ты есть.

Какими средствами могу я пристыдить людей, родившихся и выросших без понятия о чести? Почему они должны меня уважать, когда они меня не знают? Какими богами и святыми заставлю я их клясться — теми, которых они чтут, или теми, над которыми кощунствуют? Не знаю, кого они чтут, но кощунствуют они над всеми. Можно ли вообще верить клятвам, данным перед существом, над которым они издеваются? Как могут они, глумясь над Богом, уважать людей?

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков.

Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием (речь идет о целесообразности использования союзных или наемных войск).

И всё-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина,- подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью её укрощают.

Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.

Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.

Читайте так же:
Проверенные медициной возможности нашего тела: разъясняем в общих чертах

Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму.

Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению. (Макиавелли цитаты и высказывания)

Не верь, когда какой-то лицедей кричит, что жизнь ему отрада, дескать. Отраднее, чем жить среди людей, со свиньями в хлеву помои трескать.

Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.

Нельзя верить тому, что видишь в спокойное время.

Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы.

Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.

Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить — к выгоде вашего противника.

Познание будущего через прошедшее облегчается ещё и тем, что отдельные народы, как можно убедиться, на протяжении длительного времени сохранят одни и те же нравы.

Война сладка тому, кто её не изведал.

Раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более.

В наёмном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске — доблесть.

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё — ты только себе вредишь.

Бог не всё исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.

Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие и станешь подлинным князем.

…люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.

Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда.

…люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям.

Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед её напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так, — разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?

…добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.

Темы выпуска: афоризмы, изречения, фразы и цитаты Никколо Макиавелли. Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.

Афоризмы и цитаты Макиавелли Никколо

Макиавелли Никколо цитатыМакиавелли Никколо цитаты. Макиавелли Никколо ди Бернардо — итальянский философ. Родился в знатной семье. В возрасте 30 лет стал секретарем Совета десяти Флорентийской республики. Затем был отправлен в отставку и сослан в свое родовое имение, где написал труды по истории, философии и военному делу. В них попытался раскрыть законы развития государства, влияние выдающихся личностей на ход истории.

Лучшей формой государственной власти считал республику, понимая при этом, что в современных условиях Италии возможно только сосредоточение власти в руках единоличного правителя. В книге «Государь» («Князь») подробно описаны правила поведения такого правителя, для которого приемлемы любые методы в достижении поставленных целей.

Книги Макиавелли Никколо

Среди его сочинений — трактат «О военном искусстве», «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (в четырех томах), «Государь», «История Флоренции», комедия «Мандрагора», цикл карнавальных песен, сонетов и новелл.

Макиавелли Никколо цитаты

* Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь или имущество.

* Война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.

* Все вещи в мире во все времена на свой лад сходны с античными временами. Ибо их творят люди, у которых всегда одни и те же страсти, с необходимостью приводящие к одному и тому же результату. И это облегчает узнавание будущих вещей посредством прошлых.

* Всегда недруг призывает отойти в сторону, тогда как друг зовет открыто выступить за него с оружием в руках.

* Нерешительные государи, как правило, выбирают невмешательство, чтобы избежать ближайшей опасности, и, как правило, это приводит их к крушению.

* Добрые советы, кто бы их ни давал, родятся из мудрости государей, а не мудрость государей родится из добрых советов.

* Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.

* Древние, единодушно восхваляющие мудреца, способного изменить даже движение планет, говорят не о светилах, ибо в вечном невозможны изменения, но о нем самом; он постоянно чередует и приноравливает к ним свою поступь.

* И сколько в аду дивных людей! Разве стыдно тебе будет очутиться в их обществе?

* Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не сможешь его избежать — сноси ожидающую тебя расплату, как мужчина.

* Когда человеческие коварство и злодейство доходят до крайних пределов, следует по необходимости, чтобы мир очищался от людей посредством одного из трех способов, будь то чума, неурожай или потоп: дабы люди, оставшись в малом числе и настрадавшись, зажили бы благополучней и стали бы лучше.

* Кому не ведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит? *Кто не умеет фехтовать, собьет с толку опытного фехтовальщика.

* Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками немногим. Каждый знает, каков ты с виду, но немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство.

* Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

* Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться.

* Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.

* Люди, привыкнув к определенному укладу жизни, не любят его менять, особенно когда они не сталкиваются со злом лицом к лицу.

* Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим.

* Монахи… по их вине мы, итальянцы, остались без религии и погрязли в пороках.

* Мы должны раз и навсегда отвергнуть взгляд, будто дела мира управляются судьбой и Богом и что люди, с их умом, ничего изменить в этом не могут.

* Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета — правила каждому следовать велениям души и действовать смело.

* Не стоит надеяться на то, что можно принять безошибочное решение, наоборот, следует сразу примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнуводной неприятности, попадаешь в другую, однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо.

* Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в ней утратишь.

* Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.

* Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру.

* Фортуна — это лишь пока непознанные, естественные закономерности времени и истории, но которые могут быть познаны и, таким образом, подчинены человеку.

* Хороша, надежна, устойчива только та защита, которая зависит от тебя самого и от твоей доблести.

* Хотя новые порядки и изменяют сознание людей, надлежит стараться, чтобы в своем изменении порядки сохраняли как можно больше от старого.

* Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором до сих пор неизменно преуспевал.

* Это сила легко получает наименования, а не наименования силу.

>> Макиавелли Никколо цитаты…

Arzamas + Издательство Я ндекса. Просветительский проект: ▶ Смотреть Arzamas

Афоризмы от Макиавелли:

***
Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников.

(армия, союзник, стратегия)

***
Войны начинают, когда хотят, но кончают – когда могут.

(война)

***
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

(язык, осторожность)

***
Обманываясь в общих вопросах, люди никогда не обманываются в частных.

(частность)

***
Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.

***
Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.

(впечатление)

Макиавелли

***
Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

(власть)

***
Коль нету здравого ума, Не будут долговечными державы, Где перемен сплошная кутерьма.

(государство, традиция)

***
Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы.

(государь, власть, правитель, совет)

***
Презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться.

(государь, правитель, власть, управление)

***
Никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско.

(власть, армия)

***
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

(реализм, война)

Макиавелли

***
Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.

(впечатление, имидж, государь, власть, правитель)

***
С врагом можно бороться двумя способами: во-первых — законами, во-вторых — силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю.

(враг, человек)

***
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

(государь, власть, народ)

***
Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.

(честолюбие)

***
Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.

(болезнь, диагноз)

Макиавелли

***
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.

(ум, умный, дурак)

***
Творцы законов в республиках и королевствах должны твердо сдерживать корыстные устремления людей и лишать их всякой надежды на безнаказанность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию