100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суд по делу о катастрофе лайнера «Титаник»

Виноватых нет среди живых. Как расследовали катастрофу «Титаника»?

Корабль «Титаник».

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана, более чем в 600 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд, новейший пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с айсбергом и затонул.

То, во что трудно поверить

В гибель самого совершенного на тот момент корабля поначалу попросту отказывались верить. Первые сообщения в СМИ отрицали не только массовую гибель людей, но и тот факт, что корабль мог пойти на дно: «После столкновения с айсбергом все люди с Титаника спасены, лайнер отбуксирован в Галифакс».

Полностью весь ужас происшедшего осознали только тогда, когда 18 апреля пароход «Карпатия» со спасенными добрался до Нью-Йорка. Из более чем 2200 человек, находившихся на борту «Титаника», уцелели чуть более 700. Полторы тысячи пассажиров и членов экипажа погибли в ледяных водах Атлантики.

На некоторое время район гибели «Титаника» получил наименование «плавучего кладбища» — из-за большого количества мертвых тел в спасательных жилетах. Сразу несколько судов вплоть до июня 1912 года собирали останки погибших, доставляя их на берег для захоронения. Впрочем, тех, кого невозможно было опознать, ждали похороны в море.

Вайолетт Джессоп.

Два расследования

Когда первый ужас отступил, и выжившие, и родственники погибших захотели получить ответ на вопрос: почему погиб корабль, в абсолютной надежности которого были уверены его создатели?

Расследование велось одновременно в США и Великобритании. 19 апреля были открыты слушания следственного подкомитета Сената США, которые проходили под руководством Уильяма Смита. Среди тех, кто отвечал на вопросы сенатской комиссии, оказались директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн», выжившие офицеры и матросы «Титаника», пассажиры, а также капитаны судов, находившихся рядом с местом крушения, — «Карпатия» и «Калифорниэн».

На борту «Титаника» находился инженер-судостроитель исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» Томас Эндрюс-младший, проектировавший и строивший гигантский корабль.

Сразу после столкновения с айсбергом он изучил характер повреждений, первым произнеся слова о неизбежной гибели судна.

В результате столкновения с ледовой громадиной «Титаник» на уровне примерно 7 м ниже ватерлинии (3 м выше киля) по правому борту в носовой части получил несколько пробоин, протянувшихся в общей сложности на 91 м. В результате столкновения с айсбергом повреждёнными оказались 5 из 16 водонепроницаемых отсеков. Лайнер же сохранял способность оставаться на плаву при повреждении не более четырех отсеков.

Вид на корму «Титаника».

Аномальные условия

Заключение Эндрюса стало ключевым для расследования. Комиссии предстояло разобраться в причинах того, почему оно произошло.

Главной причиной были названы погодные условия. Во-первых, весной 1912 года айсберги добрались до широт, где они обычно не встречались. Кроме того, капитан «Титаника» не получил последних радиограмм об изменении ледовой обстановки — радисты лайнера были заняты передачей сообщений пассажиров 1-го класса.

В безлунную ночь айсберг не был освещен, в силу чего впередсмотрящие увидели его довольно поздно. Сказалось и то, что лайнер, пересекая Атлантику, шел на большой скорости — это снизило время, которое было у экипажа для принятия правильного решения.

Удивительно, но многие эксперты считали, что для «Титаника» в сложившейся ситуации было бы лучше не заметить айсберг совсем. Лобовой удар привел бы к затоплению и сильнейшему повреждению носового отсека, но лайнер бы остался на плаву. Это позволило бы дождаться подхода помощи и большинство людей остались бы в живых.

Письмо Матильды Лефевр.

Кто за все ответит?

В декабре 2020 года британское издание Daily Telegraph опубликовало статью, в которой впервые широкой публике представлены фрагменты из дневника судьи Высокого суда Лондона лорда Мерси, расследовавшего в 1912 году крушение «‎Титаника».

Его выводы в целом совпадают с итогами американского расследования: «‎Титаник» перед крушением шел с высокой скоростью в условиях сложной ледовой ситуации и, несмотря на предупреждения об айсбергах в этой части океана, на корабле не проводились учения по действиям в экстренных ситуациях, а число шлюпок не обеспечивало спасение всех тех, кто был на борту.

Возник вопрос: кто же должен отвечать за случившееся? Конструктор судна Томас Эндрюс погиб вместе с «Титаником», к тому же случившееся не было связано с какими-либо фатальными ошибками при проектировке. Капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил участь своего корабля, при этом его действия после столкновения сочли грамотными и профессиональными. Что касается самой аварии, то в момент удара вахту несли помощники Смита.

В итоге главными подозреваемыми стали директор-распорядитель «Уайт Стар Лайн» Джозеф Исмей и капитан парохода «Калифорниэн» Стэнли Лорд.

Аморальный босс

Исмея обвиняли в давлении на капитана Смита: утверждали, что руководитель пароходной компании, требуя установления рекорда скорости по пересечению Атлантики, заставил того пренебречь всеми правилами безопасности, что в итоге и обернулось катастрофой. Также свидетели утверждали, что Исмей забрался в шлюпку в тот момент, когда на борту «Титаника» оставались женщины и дети.

Однако доказать факт давления на погибшего капитана не удалось, и обвинения в отношении Исмея сняли. Что до второго пункта, то было доказано, что босс пароходной компании по головам в шлюпку не шел, детей и женщин не отпихивал, так что уголовного преступления в его поступке не усматривалось. Правда, моральное осуждение оказалось настолько сильным, что карьера Исмея рухнула, и последние годы жизни он прожил затворником.

Катера доставляют продукты по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград.

Заблуждение капитана Лорда

Стэнли Лорд никакого отношения к столкновению «Титаника» с айсбергом не имел, но, тем не менее, есть основания считать, что капитан парохода «Калифорниэн» стал косвенным виновником гибели сотен людей.

Читайте так же:
Почему вода кипит, а молоко сразу убегает? Причины, фото и видео

К моменту крушения «Калифорниэн» находился ближе других к «Титанику» — в 32 км. Для сравнения — «Карпатия», поднявшая на борт большинство уцелевших, была в 93 км от места столкновения.

Выжившие на «Титанике» уверяли: они видели огни судна, которое, несмотря на сигналы о помощи, так и не сдвинулось с места.

На борту «Калифорниэн» был один радист, Сирил Эванс. В 23:30, отработав 15-часовую смену, он отправился спать. «Титаник» столкнулся с айсбергом спустя десять минут. А еще через полчаса лайнер подал первый сигнал бедствия, который на «Калифорниэн» некому было принять.

Офицеры «Титаника», видевшие судно вдалеке, выпустили несколько сигнальных ракет. На «Калифорниэн» заметили эти сигналы, но не смогли их грамотно распознать. Сам капитан Лорд предположил, что речь идет о корабле, остановившемся среди льдов и просто обозначающим свое местоположение.

Когда огни исчезли, на «Калифорниэн» посчитали, что неизвестный корабль пошел дальше, выйдя из зоны видимости. Лишь после того, как проснувшийся радист вернулся на свое место, на пароходе узнали о гибели «Титаника».

Стечение обстоятельств

Как и в случае с Исмеем, на Лорда обрушилась волна общественного негодования. Но вот официальных обвинений в его адрес ни в США, ни в Великобритании выдвинуто не было. Члены двух комиссий по расследованию пришли к выводу, что говорить об умышленном бездействии нет оснований. Дополнительное расследование по делу Лорда также не сочли нужным инициировать.

В итоге, несмотря на гнев выживших и близких тех, кто погиб в водах Атлантики, ни один человек не предстал перед уголовным судом по делу «Титаника» в качестве обвиняемого. Виновниками одного из самых страшных кораблекрушений XX века, по сути, были объявлены айсберг, безлунная ночь и роковое стечение обстоятельств.

«Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом

День 26 июля 1956 года мог стать одним из самых черных в истории пассажирского судоходства, но удачное стечение обстоятельств позволило избежать трагедии и свело к минимуму последствия череды роковых случайностей

Многие кораблекрушения происходят не из-за буйства стихии, а в результате сочетания нескольких факторов, которые в совокупности отправляют на морское дно «непотопляемые» суда. Нечто подобное случилось с «Титаником» в апреле 1912 года. Спустя 44 года его судьбу повторил другой роскошный лайнер, но, к счастью, почти все его пассажиры были спасены.

Участники событий

В июне 1951 года в Генуе был спущен на воду трансатлантический лайнер «Андреа Дориа» судоходной компании Italian Line. 213-метровый пассажирский корабль, названный в честь генуэзского адмирала XVI века, отличался повышенной комфортабельностью и мог принять на борт почти 1250 пассажиров. В январе 1953 года лайнер совершил свой первый рейс из Генуи в Нью-Йорк. Облик, выделявший «Андреа Дориа» на фоне других пассажирских судов того времени, и его роскошное убранство привлекли большое внимание: в каждом рейсе лайнер был загружен почти полностью.

Утром 17 июля 1956 года «Андреа Дориа» отправился в свой 51-й рейс в Нью-Йорк. Лайнер вышел из Генуи, а затем зашел в Канны и Неаполь, чтобы принять на борт новых пассажиров. Последнюю остановку перед выходом в Атлантический океан лайнер сделал в Гибралтаре. Когда «Андреа Дориа» взял курс на Нью-Йорк, на его борту находилось 1706 человек (1134 пассажира трех классов и 572 члена экипажа).

К 25 июля «Андреа Дориа» был уже недалеко от побережья США. Около полудня в этот день из гавани Нью-Йорка вышел пассажирский лайнер «Стокгольм» компании Swedish American Line. Этот построенный в 1948 году корабль был почти вдвое меньше «Андреа Дориа». В тот день «Стокгольм» отправился в свой 103-й рейс из Нью-Йорка в шведский Гетеборг. На его борту находилось 534 пассажира и 208 членов экипажа (742 человека). Этот корабль был рассчитан на плавание в северных широтах, и его ледокольная носовая часть имела усиленную конструкцию, что сыграло немалую роль в разыгравшейся через несколько часов трагедии.

Туман и прочие неприятности

Через несколько часов после отплытия из Нью-Йорка «Стокгольм» шел привычным курсом южнее острова Нантакет со скоростью около 33 км/ч. При этом ради экономии времени лайнер двигался севернее, чем было рекомендовано пассажирским судам, курсирующим из США в Европу. Опытный капитан «Стокгольма» Гуннар Норденсон отдыхал, а на мостике дежурил его третий помощник Йохан-Эрнст Карстенс-Йоханнсен, для которого эта вахта была первой самостоятельной вахтой в карьере.

Если «Стокгольм» шел на восток в ясную погоду, то приближавшийся к нему «Андреа Дориа» попал в сильный туман. Несмотря на это, капитан Пьеро Каламаи лишь немного снизил скорость лайнера (с 43 до 40 км/ч), чтобы не отстать от графика. В соответствии с правилами судоходства в условиях низкой видимости «Андреа Дориа» подавал гудки, а команда корабля задраила водонепроницаемые переборки между отсеками.

В наступивших сумерках два корабля шли встречными курсами и быстро сближались. Они не обменивались сообщениями, но были видны друг другу на установленных в рубках радарах. Однако в ту пору радары были далеки от совершенства, поэтому на обоих кораблях плохо представляли реальное расстояние до другого лайнера и его курс. Из-за тумана «Андреа Дориа» не был виден с мостика «Стокгольма», который приближался к покрытому туманом району океана.

Два корабля продолжали сближаться и почти одновременно совершили маневры, чтобы разойтись друг с другом: «Стокгольм» взял правее, а «Андреа Дориа» повернул влево. В реальности эти маневры лишь усугубили ситуацию, и дистанция между лайнерами стремительно сокращалась. К моменту, когда корабли оказались в зоне прямой видимости, столкновение было неизбежным. Несмотря на попытки Каламаи и Карстенса-Йоханнсена резко изменить курс («Андреа Дориа» повернул влево, а «Стокгольм» вправо, дав задний ход), «Стокгольм» практически перпендикулярно воткнулся прочным носом в правый борт «Андреа Дориа». Это произошло 25 июля в 23 часа 10 минут.

Читайте так же:
Почему моряки кричат: “Полундра!”? Причины, фото и видео

Катастрофа и спасение

Мощный удар в борт «Андреа Дориа» полностью разрушил носовую часть «Стокгольма», но в целом не нанес шведскому кораблю существенного ущерба (вода затопила только один отсек). Для итальянского лайнера таран оказался фатальным: когда «Стокгольм» дал задний ход и освободил пробоину, вода хлынула в пять почти пустых топливных баков «Андреа Дориа», расположенных по правому борту ниже ватерлинии.

Буквально за несколько минут лайнер накренился на 20 градусов, тогда как критическим для него был крен в 15 градусов. Требования предписывали, чтобы экипаж корабля заполнил опустевшие баки морской водой для сохранения остойчивости лайнера, но на «Андреа Дориа» не сделали этого: такая операция повысила бы расходы на новую заправку топливом в Нью-Йорке. Поскольку баки по левому борту также были почти пусты, крен «Андреа Дориа» оказался слишком большим. Попытки команды откачать воду из правых баков и наполнить водой левые баки оказались тщетными. Кроме того, вода быстро затопила генераторы, оставив «Андреа Дориа» без необходимого для работы насосов электричества.

Каламаи быстро осознал, что спасти «Андреа Дориа» от гибели невозможно. Через полчаса после столкновения он принял решение об эвакуации пассажиров и членов экипажа, но тут стало ясно, что на воду можно опустить только шлюпки, размещенные по накренившемуся правому борту. Серьезный крен «Андреа Дориа» усложнял задачу по спуску шлюпок и посадке в них людей. Пассажиров попросили приготовиться к эвакуации, но Каламаи решил дождаться помощи, чтобы избежать паники, которая могла возникнуть из-за нехватки шлюпок.

К счастью, «Стокгольм» и «Андреа Дориа» столкнулись в районе активного судоходства и почти сразу же передали сообщения с просьбой о помощи, которые получили находившиеся поблизости корабли и Береговая охрана США. Первым на помощь «Андреа Дориа» пришел «Стокгольм». Когда капитан шведского лайнера понял, что пассажирам его корабля ничего не угрожает, он приказал спустить на воду шлюпки, чтобы эвакуировать пассажиров и команду «Андреа Дориа». В первые часы после столкновения шлюпки обоих лайнеров доставили на «Стокгольм» сотни человек.

Вскоре к тонущему «Андреа Дориа» подошли еще пять кораблей, включая два корабля ВМС США и крупный французский пассажирский лайнер «Иль де Франс», который отправился из Нью-Йорка 25 июля и шел в Гавр. Получив сообщение о разыгравшейся неподалеку трагедии, капитан «Иль де Франс» поначалу не поверил, что новейший лайнер может тонуть, но радисты прибывших к «Андреа Дориа» кораблей подтвердили серьезность нависшей над пассажирами и экипажем итальянского лайнера угрозы. Именно «Иль де Франс» сыграл решающую роль в спасении людей с «Андреа Дориа».

Крушение «Титаника»: Как человечество уходило на дно

Совершенно невероятная, словно из романа взятая смесь разгильдяйства и героизма, самоуверенности и подвига, трусости и верности – таковой предстаёт катастрофа самого большого корабля своего времени, когда углубляешься в её историю. И люди, люди! Которые проявили себя в ней во всей высоте и всей низости своего естества. Как будто само человечество собралось на борту «Титаника» в одной своей, полноценной как океан, капле, чтобы явить строгому Судие и лучшие, и худшие свои качества…

Неуникальная уникальная трагедия

Случай с «Титаником» — не самая трагическая по количеству жертв катастрофа на море. Позднее, во время Первой, а затем и Второй мировой войны противники отправляли на дно и пассажирские корабли, и госпитальные суда, и баржи с беженцами с гораздо большим числом погибших и утонувших.

Например, в ноябре 1941 года фашистский торпедоносец потопил советское госпитальное судно «Армения». И за те 4 минуты, что оно тонуло после попадания торпеды, из 5 тысяч человек спастись удалось только восьмерым. В 1945 году ответ посетил и фашистов: подлодка капитана Маринеско потопила вооружённый круизный лайнер «Вильгельм Густлоф», вместе с которым на дно ушло от 6 до 9 тысяч человек. Да и в мирное время трагедию «Титаника» превзошла катастрофа филиппинского парома «Донья Пас» 20 декабря 1987 года, унёсшая жизни более 4000 человек.

Сравнить с «Титаником», где погибло от 1490 до 1635 пассажиров и членов экипажа…

Но «Титаник» был – первым. Случившееся с ним было шоком.

И прежде всего из-за второго важнейшего обстоятельства: морская катастрофа с ним была немыслимой. Нет, правильно вот так: НЕ-МЫС-ЛИ-МОЙ!

Эти два фактора и сделали гибель его едва ли не самым известным событием в истории флотов всех стран и народов.

В самом деле, рассуждало упоённое победами технической революции человечество, что может произойти с восьмипалубным пароходом водоизмещением более 52 тысяч тонн, с двигателем мощность 55 тысяч лошадиных сил, со скоростью до 23 узлов? И главное — двойное дно и 16 водонепроницаемых отсеков! Из которых могут быть затоплены целых четыре, но судно всё равно будет оставаться на плаву! Нет таких штормов, нет таких ветров, нет таких сил на море, которые могли бы представлять такому кораблю хоть какую-нибудь реальную угрозу!

Как оказалось, нашлись такие силы. Которым удалось затопить шесть из четырёх водонепроницаемых отсеков непотопляемого судна.

Правда, силами этими оказались… люди.

Люди, которые вели судно к трагедии

Первое и главное: из-за убеждения, что с кораблём не может случится ничего действительно опасного, его не снабдили достаточным количеством спасательных шлюпок. При общей вместимости борта в 2400 человек на них могли разместиться менее половины – 1178. Почему так? Да просто всё: иначе сплошная шеренга шлюпок мешала бы пассажирам наслаждаться панорамным видом на море.

Читайте так же:
Почему мошки часто летают роем?

Вот вам первый пример самонадеянности владельца судна — компании «Уайт Стар Лайн».

Титпник

Морская катастрофа с «Титаником» считалась немыслимой. Фото: Anton_Ivanov/ Shutterstock.com

Возможно, снизить число жертв могла бы соответствующая подготовка экипажа и пассажиров к действиям в экстремальной ситуации. Но экипаж сам был неподготовленным, а учения с пассажирами, которые, по иронии судьбы, на 14 апреля были как раз назначены, попросту отменили. Чтобы не портить никому настроение.

Дальше череда ошибок и прямого проявления разгильдяйства командования и экипажа вызывает на ум только старую русскую поговорку: «Разиня растяпе в рот заехал».
Обидели помощника капитана, списали на берег. А он прихватил с собою ключи от сейфа, где хранились бинокли. Соответственно, вперёдсмотрящие слишком поздно увидели вырастающий по курсу айсберг.

Погодные условия сложились такие, что плавучие льды от Лабрадора спустились довольно далеко на юг, выйдя на трансатлантические трассы. Но на сигналы по радио, которыми суда, проходившие близ Большой Ньюфаундлендской банки информировали об аномально большом скоплении айсбергов, на «Титанике» не обращали внимания.

Или же радист, занятый передачей платных телеграмм от пассажиров, не передавал их вахтенным на мостик или капитану. Джек Филлипс, как звали радиста, вообще посоветовал коллеге с парохода «Калифорниэн» заткнуться со своими предупреждениями, ибо у него «связь с мысом Рейс!». Тот пожал плечами, выключил связь и отправился спать. И из-за этого единственный корабль, который мог за пару часов дойти до тонущего «Титаника» и спасти всех, и даже видел запускавшиеся с него ракеты, все сигналы СОС с него благополучно проворонил. К тому же ракеты запускались белые – на гибнущем судне красных, тревожных, не оказалось!

Наконец, сам «Титаник» пёр к своей судьбе на полных оборотах и почти на предельной скорости – 22 с половиною узла. Так ведь капитан Смит торопился! Не то чтобы рекорд поставить, а по заданию владельцев судна показать, как быстро «Титаник» может преодолевать Атлантику. Это мол, не две недели на обычном пароходике по морю чапать, по стенам бегая от скуки. Реклама – двигатель торговли…

Люди, которые ошибались

Вперёдсмотрящий Фредерик Флит увидел айсберг всего в трёх с половиной кабельтовых (650 метрах) по курсу. Срочный сигнал тревоги помог только не врезаться в ледяную гору носом – законы массы и инерции никто не отменял, а вода является крайне плохим тормозящим покрытием. Лайнер задел подводную часть айсберга правым бортом по касательной. Металл не прорезался, как часто говорят, но промялся. Будь борт сварным, быть может, ничего бы последующего и не случилось. Но для постройки корабля было использовано 3 миллиона заклёпок, большинство из которых сделали вручную, и не всегда из качественной стали. Впрочем, технологии сварки кораблей тогда и не знали.

В общем, листы обшивки разошлись, в отсеки пошла вода. И дыры были вроде бы небольшие — площадь пробоины составила около 12 квадратных футов (1,2 м²). Но мощностей для откачки поступающей воды – более 7 тонн в секунду — всё равно заведомо не хватало. Так что после проведённой инспекции главный конструктор корабля Томас Эндрюс объявил, что лайнер обречён. И утонет довольно скоро – через полтора часа.

Здесь нельзя не привести строки из последующих воспоминаний Джека Тэйера, как раз в это время вышедшего на шлюпочную палубу: «Была ясная ночь, полная звёзд. Луны не было, но я никогда не видел, чтобы звёзды светили так ярко. Казалось, они буквально выступают из небосвода. Они сверкали, как бриллианты… Это была ночь, когда человек испытывает радость от того, что он живёт».

Титаник

Командный состав корабля «Титиник». Фото: Rr Auction/Whitehotpix / Globallookpress

Вот на этом фоне эта радость и сменилась холодным ужасом смерти для тысяч пассажиров…

Под этим звёздами экипаж и развернул борьбу за спасение тех, кого можно. И хотя сами матросы были информированы, что «жить нам осталось менее получаса», они старательно таили эту истину от пассажиров, чтобы не вызвать паники. Это было главное требование капитана Смита – не вызвать паники!

И, кажется, с этим переборщили. Так как стюарды никому не сообщали, что судно терпит бедствие, на призывы одеться потеплее и выходить на шлюпочную палубу далеко не все пассажиры отвечали готовностью. Кто-то, глядя на их старательно спокойствие, им не верил, кто-то предпочитал пересидеть тревогу в тёплых каютах, кто-то требовал объяснений, а когда не получал их, просто посылал посланцев беды подальше и действовал по собственному разумению. Пассажирам третьего класса вообще не объясняли ничего, так что те, предоставленные самим себе, вообще оценили опасность лишь тогда, когда увидели подступающую воду. Но третий класс был изолирован от верхних палуб чугунными воротами.

И, как многие расценили уже потом, очень фатально ошибались капитан и оба его главных помощника. Капитан Смит вообще утратил связь с действительностью и практически самоустранился от командования спасательной операцией. Его помощники Мёрдок и Лайтоллер по-разному поняли его кивок в ответ на вопрос, не пора ли сажать женщин и детей в шлюпки. Первый решил, что можно допускать мужчин, если оставались места после размещения женщин и детей, второй же доходил до того, что отгонял тех пистолетом, а шлюпки в итоге спускались полупустыми.

Читайте так же:
Как делают железобетонные трубы (видео)

Люди, которые ушли с честью

Когда корабль сильно просел носом в воду, дошло и до самых упрямых. Что дело худо. Но часто было уже поздно. Немало матросов и стюардов погибли, пытаясь, но не успев вывести людей наверх. Погибли трюмные механики, до последнего стравливая пар из одних котлов, чтобы они не взорвались под потоками ледяной воды, и до последнего же поддерживая другие, чтобы на корабле оставался свет и тепло.

В один момент всё же началась паника. Люди забегали по палубе в поисках свободных шлюпок или хоть чего-то, похожего на спасательные средства. И вот тут и начало проявляться то, от чего трагедия «Титаника» стала и, видимо, до конца жизни человечества будет оставаться одной из вех в истории. Несмотря на тысячи пережитых и описанных трагедий, начиная от Эдипов и Кориоланов. Ибо в ней сама природа человека – и человечества – себя проявила типически, но одновременно и эпически. Подчас буквально с назидательным эффектом.

Одни прыгали в шлюпки, нимало не заботясь о риске покалечить сидящих в них людей. Другие отталкивали вёслами тех, кто пытался вцепиться в борта, так как боялись перевернуться сами. Какой-то мужчина пробивался в шлюпку, набросив на голову шаль, чтобы казаться женщиной. А другой в последний момент забрасывал на последнее место в шлюпке незнакомую даму, сам оставаясь на верную гибель.

шлюп

15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Выжившие после крушения RMS Titanic подходят к RMS Carpathia. Фото: Rr Auction/Whitehotpix / Globallookpress

И на верную гибель оставались матросы, стоявшие у выходов на шлюпочную палубу, чтобы обеспечить пропуск на неё только женщин и детей. И ещё уговаривали паникующих представителей сильного пола оставаться сильными…

Главный кассир «Титаника», русский дворянин, отставной капитан и анненский кавалер Михаил Жадовской отдал зарезервированное ему по должности место в шлюпке пассажирке третьего класса из Франции. Всю кассу и документацию он передал уходившему на шлюпке боцману со словами: «Мне уж за шестьдесят, жить всё равно осталось немного». Вроде как оправдывался…

Кстати, русских и выходцев из Российской империи среди пассажиров «Титаника» было по меньшей мере 52 человека.

Радисты до последнего передавали сигналы СОС и покинули радиорубку только тогда, когда её начало заливать водой. Но одновременно только угрозой оружия удалось заставить покинуть занятую шлюпку группу кочегаров, чтобы усадить туда женщин.

А некоторые женщины отказывались уходить, оставаясь со своими мужьями делить общую долю, как заповедано: и в радости, и в беде. Известно об одной семейной паре, которая спокойно устроилась в шезлонге на верхней палубе, чтобы разделить не только свою жизнь, но и смерть. Быть может, это и есть счастье, пойманное в таких условиях…

Многие сохраняли хладнокровие. Так, группа дам и джентльменов села за ломберный стол и стала играть в карты. Кто-то, устроившись в кресле, читал. Конструктор корабля Томас Эндрюс был замечен спокойно покуривавшим и рассматривающим картину, висевшую над камином. Капитан Эдвард Смит оставался на мостике, уходя на дно вместе со своим кораблём.

А кто-то исполнял более высокий долг, нежели служебный. То, что называется простым словом «подвиг».

Отец Томас Байлс исповедовал и причащал тех, кто остался на корабле, сам дважды отказавшись занять место в шлюпке.

Титаник

Капитан Эдвард Смит остался на мостике и ушёл на дно вместе со своим кораблём. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

И конечно же, бессмертен подвиг судового оркестра. Который во время спасательных действий играл различные мелодии, чтобы люди держались психикой за нечто привычное и не поддавались панике. А во время эвакуации начал исполнять гимн «Ближе, Господь, к Тебе»:

Там лестница наверх, к свету ведёт.
Страхи оставлю здесь, вся печаль сойдёт.
С ангелом за руку вверх я взойду к звезде:
Ближе, Господь к Тебе,
Ближе к Тебе.

Через две недели тело руководителя группы из восьми музыкантов Уоллеса Хартли нашли. К нему была привязана скрипка…

Почему ушел под воду Титаник: Преступная халатность, человеческая гордыня или провидение

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Самое большое и богатое судно XX века

Интерьер «Титаника» / Фото: journal.homemania.ru

В начале 1900-х годов трансатлантическая пассажирская торговля была крайне прибыльной и конкурентоспособной отраслью.Двумя главными линиями были «Уайт Стар» и «Кьюнард Лайн».

В условиях растущей конкуренции директор «Уайт Стар» Дж. Брюс Исмей вместе с Уильямом Пирри, председателем белфастской судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», разработали план создания класса лайнеров, главным преимуществом которых был бы комфорт, а не скорость. В итоге, было решено сконструировать три лайнера: «Олимпик», «Титаник» и «Британник».

31 марта 1909 года был заложен киль для «Титаника». Помимо богатой отделки первого класса, на корабле были установлены четыре лифта и бассейн. Инженеры утверждали, что четыре отсека можно было наполнить водой без угрозы для плавучести лайнера. Эта система и корпус из стали позволили многим утверждать, что «Титаник» непотопляем.

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия / Фото: bigpicture.ru

«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года. Затем началась фаза оснащения, когда на пароход загрузили оборудование и начали внутренние работы. В начале апреля 1912 года «Титаник» прошел ходовые испытания, а затем был признан годным к плаванию.

На момент первого плавания, «Титаник» был одним из самых больших и роскошных кораблей в мире. Его грузоподъемность составляла 46 328 тонн, а при полной загрузке судно водоизмещало более 52000 тонн. Параметры «Титаника» действительно поражают: 269 м в длину и около 28,2 м в ширину в самой широкой точке.

Читайте так же:
Интересные факты о собаках: описание, фото и видео

Трагедия, которая унесла сотни жизней

Интерьер каюты первого класса / Фото: journal.homemania.ru

10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Путешествие едва не началось со столкновения «Титаника» с пришвартованным «Нью-Йорком» прямо в порте.
Утром 11 апреля лайнер сделал последнюю запланированную остановку в Европе в Квинстауне, Ирландия. Примерно в 13:30 корабль взял курс на Нью-Йорк. На борту находилось около 2200 человек, примерно 1300 из которых были пассажирами.

На протяжении всего плавания радиооператоры «Титаника» Джек Филлипс и Гарольд Брайд принимали на «мостик» предупреждения об айсбергах. Вечером 14 апреля «Титаник» начал приближаться к зоне, известной своими айсбергами. Капитан Смит немного изменил курс корабля на юг, однако скорость корабля так и составляла около 22 узла. Примерно в 9:40 вечера «Месаба» передала предупреждение о ледяном поле. Это сообщение экипаж «Титаника» не получил.

Айсберг, который потопил «Титаник» / Фото: ru.m.wikipedia.org

Примерно в 23:40, приблизительно в 400 морских милях (740 км) к югу от Ньюфаундленда прямо по курсу был замечен айсберг, о чем было сообщено на мостик. Задача двух дозорных, Фредерика Флита и Реджинальда Ли, осложнялась необычайным штилем, что затрудняло возможность определить айсберг заранее.

Уильям Мердок приказал «резко сдать на правый борт» и дать задний ход. «Титаник» начал разворачиваться, но находился слишком близко, чтобы избежать столкновения. Смит приказал Филлипсу послать сигналы бедствия, один из таких достиг «Карпатии» примерно в 00:20 ночи 15 апреля. На момент получения сигнала «Карпатия» находилась на расстоянии около 58 морских миль (107 км), и чтобы добраться до «Титаника», потребовалось бы более трех часов.

По мере того, как предпринимались попытки связаться с близлежащими судами, на воду начали спускать спасательные шлюпки.

Крушение «Титаник» / Фото: bigpicture.ru

К часу ночи уровень воды достиг основания (палуба E). Носовая часть Титаника продолжала тонуть, корма начала подниматься, создавая невероятную нагрузку на среднюю часть судна. Примерно в 2:18 ночи «Титаник» погрузился в кромешную темноту. Затем корабль раскололся надвое, и его нос ушел под воду. Корма опустилась обратно на воду, а затем снова поднялась, приняв вертикальное положение, прежде чем окончательно погрузиться под воду. В 2:20 ночи судно полностью скрылось в глубине Атлантики.

Кто виноват в гибели «Титаника»?

Владельцы пароходной компании «Уайт Стар Лайн» / Фото: http://wsl.su/

В мае 1912 года началось британское расследование. Оно проводилось под надзором Британского торгового совета.

Председательствующим судьей был сэр Джон Чарльз Бигхэм, лорд Мерси. В окончательном отчете говорилось, что «потеря указанного корабля произошла из-за столкновения с айсбергом, вызванного чрезмерной скоростью, с которой судно двигалось».

«Титаник» ушел на дно Атлантики ночью / Фото: malamant.livejournal.com

В 1913 году в Лондоне была созвана первая Международная конференция по охране человеческой жизни на море. На ней были разработаны правила, согласно которым на каждом судне должно быть предусмотрено место для спасательной шлюпки на каждого человека, находящегося на борту.Также был создан Международный ледовый патруль для предупреждения судов об айсбергах в судоходных путях Северной Атлантики.

Запросы США и Великобритании мало что сделали для прекращения спекуляций и споров по поводу затопления Титаника. Через несколько дней после трагедии начались разговоры о поиске затонувшего судна. Однако, учитывая ограниченность технологий, серьезные попытки были предприняты лишь во второй половине 20 века.

Винтовая лестница после сотни лет под водой / Фото: jets.ru

В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию с борта научно-исследовательского судна ВМС США «Кнорр». Подводный аппарат был отправлен на глубину около 13 000 футов (4 000 метров) на дно Атлантического океана, передавая видеоизображение наверх. 1 сентября 1985 года были сделаны первые подводные снимки «Титаника».

Вместо этого ученые обнаружили, что в результате столкновения образовалась череда мелких пробоин, а также хрупкое разрушение и разделение швов в соседних плитах корпуса, что позволило воде затопить шлюзы.
Бесчисленные версии, интерпретации и анализы катастрофы «Титаника» превратили корабль в культурную икону.

Какие грубые ошибки были допущены экипажем

Экипаж «Титаника», 1912 г. / Фото: pikabu.ru

Согласно некоторым гипотезам, «Титаник» был обречен с самого начала из-за конструкции, которую многие хвалили как передовую.

Суда класса «Олимпик» имели двойное дно и 15 переборочных отсеков, оборудованных электрическими водонепроницаемыми дверями, которые могли управляться по отдельности или одновременно с помощью переключателя на мостике.

Однако конструкция водонепроницаемых отсеков имела недостаток, который стал решающим фактором в гибели «Титаника»: хотя отдельные переборки действительно были водонепроницаемыми, стенки, разделяющие их, возвышались над ватерлинией всего на несколько футов, поэтому вода могла попасть из одного отсека в другой.

Казначей «Титаника» Хью Уолтер Мак-Элрой (справа) и капитан Эдвард Джон Смит (слева) / Фото: http://izobata.ru/

Вторым критическим упущением, которое привело к гибели стольких людей, было недостаточное количество спасательных шлюпок. Всего 16 шлюпок, плюс четыре «разборных» Энгельгардта, могли вместить всего 1 178 человек из 2200 на борту. В результате, даже если бы спасательные шлюпки были загружены полностью, свободных мест хватило бы только для трети пассажиров, включая обслуживающий персонал.

Спустя чуть более часа после столкновения с айсбергом со спуском первой шлюпки началась неорганизованная и бессистемная эвакуация. В то время как шлюпка была рассчитана на 65 человек, ее заполняли только на половину, в лучшем случае.

В драгоценные часы перед тем, как «Титаник» ушел под воду, почти все спасательные шлюпки были спущены на воду недоукомплектованными, некоторые из них имели всего несколько пассажиров.

В соответствии с морским правом, первыми в шлюпки садились женщины и дети; только когда поблизости не оставалось ни женщин, ни детей, мужчинам разрешалось подняться на борт. В итоге, сумели спастись всего 706 человек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию