100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страшный день календаря — рассказываем детально

«Помышляю день страшный»

Каждый православный христианин, иногда сам того не ведая, ежедневно исповедует перед Богом искренние чаяния скорейшего наступления Апокалипсиса – конца света, или, если быть точным, «воскресения мертвых и жизни будущего века». Постоянное ожидание Второго славного Пришествия Христова запечатлели отцы – участники II Вселенского Собора (381 г., Константинополь) в вероучительном документе Церкви, известном всем нам под названием Символ веры [1] .

Читая данный текст во время утреннего молитвенного правила или исполняя его за богослужением перед Евхаристическим каноном, каждый из нас должен задумываться о том, чем, собственно, закончится наша земная жизнь и что ждет нас впереди.

Именно этому памятованию о прегрешениях и посмертной участи посвящена одна из подготовительных недель к Великому посту – Мясопустная, или Неделя о Страшном суде.

Один из последних Глинских старцев и духовный писатель архимандрит Иоанн (Маслов) так говорил об этом благодатном для внутреннего делания времени:

«Напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией» [2] .

В подтверждение слов отца Иоанна в богослужебных текстах Недели мясопустной можно найти огромное количество текстов, призывающих каждого верующего человека к пересмотру своей жизни и исправлению сердца. В гимнографических текстах этой недели Святая Церковь иллюстрирует последствия жизни во грехе, нелицеприятный ответ на Страшном суде Божием.

Одним из самых известных и глубоко переживаемых текстов утрени стал седален:

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя».

Седален – это краткое богослужебное песнопение, во время исполнения которого можно сидеть. Упомянутый седален исполняется после прочтения третьей песни канона на утрене и несет в себе вопрошание кающегося человека к Богу. В певческой традиции этот текст предписано исполнять на шестой глас, настраивающий на покаянное настроение и символизирующий память смертную.

Для лучшего понимания церковнославянского текста седальна параллельно приведем его русский перевод:

«Помышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои деяния. Как я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, заблудший, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный, Дух Святой, помилуй меня!»

Помышляю день страшный

Разумеется, в начале текста речь идет о дне Страшного суда, о котором повествует и вся остальная гимнография в этот день.

«Страшный» – это и «ужасный, грозный», и «внушающий благоговение», и даже «чудесный, дивный»

Церковнославянское «страшный» имеет широкий спектр значений: это и «внушающий страх, ужасный, грозный, опасный», и «внушающий благоговение», и даже «чудесный, дивный, приводящий в изумление» [3] . Так и происходит, что Второе Пришествие Христа и последующий за ним суд у одних людей вызывает ужас и страх, у других – благоговение, у иных – изумление.

Скажем и о прилагательном «лукавый». В русском значении это «хитрый, коварный» [4] . Но в церковнославянском палитра смыслов увеличивается. Здесь, помимо признаков хитрости и коварности, добавляются значения: «извилистый, изворотливый», «содержащий ложь, клевету», «злой, злобный, неприязненный», а также «неправедный, нечестивый, греховный» [5] . Наши дни лукавы, они изворотливы, наполнены злобой, клеветой и греховностью.

Наш старший современник и видный богослов XX века архиепископ Аверкий (Таушев), размышляя о первых строках седальна в своем слове в Неделю о Страшном суде, говорил:

«Не отклонять от себя мысль о Страшном Суде, а наоборот – постоянно помышлять о нем и оплакивать свои лукавые деяния, свои грехи. Плакать о них нужно и каяться!» [6] .

Читайте так же:
Карнакские камни во Франции — объясняем тщательно

То есть здесь мы видим слово «помышлять» в значении размышлять и напоминать себе о грядущем Суде Божием.

Царь и Судия

Во второй части седальна мы видим два риторических вопроса, связанных с двумя пониманиями роли Спасителя Иисуса:

«Како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз?»

Здесь Христос называется Царем и Судией.

Царем Иудейским Иисуса именовали неоднократно. Фарисеи и священники – с осуждением, воины – с насмешкой, последователи – с искренней верой. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат говорил евреям, желающим смерти Назорея: «Се Царь ваш… Царя ли вашего распну?» (Ин. 19: 14–15). Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в комментарии на Евангелие от Иоанна размышляет:

«На глубинном богословском уровне Иисус всегда был и остается Царем – даже в Своем предельном унижении и истощании. Это царское достоинство Иисуса подтверждается словами Пилата, обращенными к иудеям. Оно будет также подтверждено надписью, которую Пилат прикажет прибить к Кресту над головой Распятого» [7] .

О верховном Судействе Иисуса Христа мы читаем в Деяниях святых Апостолов:

«И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать о том, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10: 42).

Из этого текста следует: Христос станет не только Судьей мира, завершающим земное существование вселенной и открывающим начало Небесного бытия мира, но и личным Судьей каждого человека.

Необходимо отметить, что слово «блудный» употребляется здесь не для обозначения человека, нарушившего заповедь о прелюбодеянии, но скорее вообще сошедшего с правильного пути или находящегося в состоянии греховного помрачения ума [8] .

Единосущная и нераздельная Троица

В окончании седальна мы наблюдаем интересный момент. Пытаясь достичь состояния глубокого покаяния, необходимо обращаться к Богу с мольбой помочь в этом.

Тут формулируется и Троичный догмат – с использованием обращения ко всем трем Лицам Святой Троицы

В тексте формулируется Троичный догмат – с использованием обращения ко всем трем Лицам Святой Троицы:

«Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя».

Милосердный Отец, таинственным образом оставаясь в единении с другими Лицами Пресвятой Троицы, посылает благодать Духа Святого в помощь кающемуся, чтобы на Страшном суде Сына Божия человек мог показать Праведному Судии плоды своего покаяния.

Седален вне богослужения

Седален оказался настолько глубоким и близким для многих христиан, что нашел свое применение и во внебогослужебной деятельности. Его слова могут быть знакомы даже людям, которые не знают богослужение Недели о Страшном суде, – по Покаянному канону ко Господу нашему Иисусу Христу из Последования ко Святому Причащению.

Известный русский хоровой дирижер и композитор рубежа XIX–XX веков А.А. Архангельский был настолько поражен глубиной текста, что положил его на музыку. Так родился прекрасный покаянный гимн «Помышляю день страшный», ставший классическим произведением хорового пения и по сей день исполняющийся по всему миру как на концертных выступлениях, так и за богослужением.

[1] Каноны, или Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2020. С. 13.

[2] Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) / Под ред. Н.В. Маслова. М., 2011. С. 24.

[3] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 149–150.

[4] Словарь современного русского языка. Т. 6. М.; Л., 1957. Стлб. 392–393.

[5] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 300–301.

Читайте так же:
Интересные факты о голодании — поясняем во всех подробностях

[6] Аверкий (Таушев), архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Нью-Йорк, 1976. С. 30–36.

[7] Иларион (Алфеев), митрополит. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. М., 2018. С. 541–556.

11 января — День народного календаря «Страшный день».

11 января - День народного календаря «Страшный день».

День народного календаря «Страшный день» отмечается 11 января (по старому стилю – 29 декабря).

Православная церковь в этот день чтит память 14 тысяч младенцев, убитых в Вифлееме при царе Ироде.

А в народе 11 января — четвертый день рождественских святок и целиком подчинен рождественскому периоду.

Другие названия дня: «Страшной день, «Страшный вечер», «Мученики 14 000 младенцев», «Фаддей, Марк, Иоанн».

В Страшный день смотрели и на приметы погоды, ожидая мороз, если на небе ни облачка, а ветер задувает с северной стороны.

Традиции и обряды:

— В дни с 6 января до праздника Крещения Господня, который отмечается 19 января, по христианской традиции, посещают святые места, жертвуют бедным, навещают немощных, обмениваются подарками.

— Люди верили, что 11 января — самый страшный день в году, а потому он считался очень удачным для гаданий о будущем и призвания духов. Девушки пытались узнать, предстоит ли им в ближайшее время выйти замуж. В целом же этот день считался в народе несчастливым. Даже родившихся в этот день якобы преследует несчастье. Для предостережения им нужно носить камень оникс.

— Страшный день получил такое название потому, что в этот вечер особенно неистовствовала нечистая сила.

Чтобы уберечься от её проделок, принято было совершать определенные обряды. С Красной горки приносили колья, оставленные там днем раньше, и складывали их во дворе. Старики натрясали сверху соломы из своих постелей. Знахарка приносила угли из печи и разжигала костер. Считалось, что в огне должны сгореть все болезни и беды.

— Особенно в этот день необходимо оберегать от злых сил детей, как самых беззащитных, — молитвами и доброй заботой. Опасных для малышей существ великое множество. Например, духи, охотящиеся за ними: бага — горбатое существо, похищающее детишек; бадай — хромое, немое и безрукое существо, которое тоже может утащить ребенка, если он один выйдет за ворота; бирюк — страшилище, которое соединяет в своем облике черты человека и животного — волка или медведя: вова, игоша, кока или коканко, полудница и полуночница — духи, вызывающие по народным поверьям детскую бессонницу, которая сопровождается беспокойством и криком; криксы-ночницы, рохля и т.д.

— Чтобы защитить ребенка от этих духов, в колыбельку клали обереги — краюшку хлеба, цветок чертополоха, особую косточку из головы поросенка или рыбы, которая имеет форму монетки. Но наибольшие проблемы доставляли духи, которые не давали ребенку спать по ночам.

В постельку девочке помещали пряслице и веретено, а мальчику — маленький лук и стрелу и читали специальный заговор:

«Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из двери в двери, из ворот в ворота. Три зари: ты, заря Мария, ты, заря Марина, ты, заря Маримьяна. По этим зарям не хаживати, моего раба Божьего (имя) не буживати. Не тобю оно положено, не тобою оно разбудится. Хотя придешь — вот тебе лук и стрела (прялка и веретено) и забавляйся с ними».

— Пока родители занимались с детьми, молодые люди проводили время на посиделках. Святочные гуляния продолжались, и даже Страшный день и предполагаемый разгул нечисти не мешали парням и девушкам веселиться. В сумерках, вся семья, за исключением молодёжи, забиралась на печи, да на полати отдыхать.

Читайте так же:
Почему самолет кружит перед посадкой? Причины, фото, видео

— Прежде существовало множество страшных историй, посвященных этому дню. Их, а также сказки, рассказывали детям под вечер. Кроме того, было принято загадывать загадки. Начинали с серьезных, познавательных — об окружающем мире, природе и труде, – а позже переходили на шуточные — о предметах быта и домашних животных.

11 января - День народного календаря «Страшный день».

Приметы и поговорки:

-Если дует северный ветер, а облаков на небе нет, то скоро начнутся морозы.

-Если в этот день первым в дом войдет мужчина, то ближайшие дни будут морозными.

-Сильная тяга в печи — тоже на мороз.

-Солнце садится в туман — к вьюге.

-Солнце светит как-то неясно, несмотря на то, что небо чистое, — к непогоде.

-К вечеру на западе появляется полоса ясного неба — к улучшению погоды.

-Тетерев ходит по полю — перед морозами.

-Родившиеся 11 января редко бывают счастливы, всю жизнь их будут преследовать несчастья. Носить им следует оникс.

Именины 11 января: Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Матрона, Наталья, Фаддей, Феофил

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Народный календарь: Страшные дни

В Страстную седмицу Русь поминает великие дни страданий Спасителя, и неслучайно сердобольный народ прозвал их «Страшными днями». Христолюбивый крестьянин сопереживал Спасителю всем своим простым и доверчивым сердцем и в эту пору старался быть к Нему как можно ближе, а потому сельские Богослужения на Страстной были особенно многолюдными. О Страстной неделе в славянской традиции – в нашем материале.

На каждый «страшной» день сего скорбного времени добрый поселянин имел свой уклад и обычай, заповеданный от дедов да прадедов. Но что бы не пришлось делать, он старался хранить себя в благочестии – сугубо постился, избегал увеселений, а ум держал в молитве, сочувствуя Спасителю в Его тяжких страданиях.

Чистые дни

Страшной понедельник

Великий пост – баня душевная, а со Страстного Понедельника вдобавок к этому вся Русь крещёная начинала мыть да белить свои избы, чистить скотину, прибирать на дворах и в хозяйствах. Сряжался –готовился крестьянский люд к Светлой Христовой Пасхе, чтобы предстать перед воскресшим Господом с чистой душой, белым телом да в прибранной горнице. А потому работы в Страстную было – непочатый край:

«С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!»,

«Страшной Понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метёт!»

В этом году Страстная седмица началась со дня памяти преподобномученика Вадима, который на Руси слыл Вадимом Ключником. В эту пору крестьяне чистили родники, ключи и источники, «отмыкая подземной водице пути вешние».

Великий вторник

В ночь на Великий Вторник по старому обиходу хозяйки готовили «сочёное молоко». Главное – успеть было состряпать его до рассвета. Спозаранок крестьянки сметали по закромам конопляное и льняное семя, усердно мешали и толкли его в ступах, а потом заливали водою. На ранней зорьке шли в хлев поить этим пойлом-снадобьем свою домашнюю животину. Если скотина пьёт сочёное молоко и прихлёбывает, значит худа не будет ни с ней, ни с приплодом, а коли морду воротит, то прока от неё не жди – хворать будет да падать. Причём сочёное молоко хозяйки хранили от мужеского глаза:

«Это бабье дело, а коли попадешься с ним на глаза мужику — никакого толку не будет от леченья!»

На Великий Вторник пришёлся нынче день мученика Терентия и других мучеников, пострадавших за веру Христову. Поутру в эти самые терентьевские сутки крестьянский люд следил за утренней зорькой — если солнце взойдет красное да в туманной дымке — быть хлеборобному году, а

«если выкатится из-за горы, что на ладони — придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной».

Боголюбов “Заутрення в Кремле”

Читайте так же:
Самые большие пассажирские самолёты – список, размеры, характеристики, фото и видео

Страшная среда

В Страшную Среду крестьяне после Богослужения собирали по оврагам и тёмным местам последний снег, сдабривали его прошлогодней «четверговою» солью, и обмывали талою водицей свою скотину на дворе.

В этом году Великая Среда попала на день священномученика Антипы Пергамского, которого почитали в народе Водогоном и Водополом. А всё потому, что в сию пору в средней России ждали вскрытия рек и большого половодья. Если запоздает водополье на Антипу — не жди доброго урожая:

«Антип без воды — закрома без зерна!», «Антипы — водополы, подставляй полы: жита сыпать некуда будет!», «По Антиповой воде о хлебушке гадай!»

А дожди или заморозки в этот день сулили грибное лето.

Великий Четверток

В Великий Четверг первой заботой каждого доброго поселянина было причастие Святых Христовых Таин по завету Самого Спасителя и примеру Его святых апостолов, совершивших в этот день Тайную вечерю. С утра сего дня сёла и деревни на Руси пустели и замирали – честной народ со всех окружных волостей стекался в соборы и церкви, которые заполнялись до отказа. Принятие Святых Таин для каждого верного христианина становилось благодатным утешением в эти страшные дни…

После четвергового Всенощного бдения крестьяне несли в избы горящие свечи «от двенадцати Евангелий», которыми по обыкновению с молитвою выжигали кресты на дверях, косяках и потолках. Хранили такую «страстную свечу» перед образами в красном углу, и зажигали во время сугубых молитв при рождении детей, при напастях хвори и в лютую грозу. С этого дня уже не принято мести избы вплоть до Светлой Пасхи.

Страстная неделя в славянской традицииНиколай Пимоненко “Страстной четверг”

Иные хозяйки в Великий Четверток успевали между Богослужениями затевать старинный обычай – пережигали соль в печи, которая потом почиталась, как особая «четверговая» – целебная. Хранили её весь год в божнице, за иконами. В этот святой день принято впервые остригать волосы годовалым детям, ибо считалось, что «до году — грех!». Красны девицы также ровняли кончики своих кос, чтоб длиннее росли да гуще.

Наблюдательные старцы поговаривали, что если на Великий Четверток зябко, то и поздняя весна будет неласковой. А уж коли в сей день дождь зарядит, то май будет мокрым.

«Какова погода в Страшной Четверг, таково и Вознесенье!»

В нынешнем году в сей день свершается память преподобного Василия Парийского. Как гласит простонародная мудрость:

«Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает!»

А потому звали святого Василия «Парильщиком»:

«На Василья Парейского весна землю парит!»,

«Запарил землю Василий — выверни оглобли, закинь сани на поветь!»,

«На Василья и земля запарится, как старуха в бане!»

Матёрые охотники примечали, что в этот день вылезает из своей зимней берлоги медведь.

Страстная неделя в славянской традиции“Четверговая соль”

В тишине и с надеждой

Великий Пяток

День суда, казни и крестной смерти Спасителя, время, когда вся крещённая Русь замирала у подножия Святого Распятия. В миг Его последнего вздоха на Кресте – в третьем часу дня – совершается Вечерня, в течение которой весь честной люд христианский воспоминает снятие с креста тела Христова и Его погребение. Русский народ в благоговении падал пред Плащаницей с изображением Господа во гробе, и все мирские заботы в этот день уходили прочь…

Читайте так же:
Самые опасные животные в мире: познавайте с нами

Великая суббота

Этот день крестьянский мир проживал также в особой тишине, поминая, как душа Господня сошла во ад и возвестила грешникам победу над смертью.

Владимир Маковский “Молебен на Пасху”

Хозяйки успевают к сей поре приготовить пасхальные яства, которые освещаются в храме при большом стечении народа. Стряпухи во время готовки угощений ни пьют, ни едят вплоть до Воскресного дня. Считалось, что кулич будет худой, если хозяйка его готовит одна – без пригляда. И вся эта негромкая домашняя суета освящается ожиданием великой вселенской радости, которая совсем уже скоро наводнит Русь при первом долгожданном возгласе: «Христос воскресе!»

Страшный день 2022

Страшный день

Праздники, связанные с буйством нечистой силы, параллельно существуют в культурных традициях многих, географический никак не связанных между собой народов. В британском и кельтском фольклоре это "Ночь всех святых", впоследствии трансформировавшаяся в "Хэллоуин".

В культуре индейцев инков и майя — это "Ночь духов" (совр. мексиканская "Ночь мертвецов") с её зажигательными вечерними караванами и раскраской под скелетов. В древнеславянской культуре к подобным праздникам относился "Страшный день". Его ежегодно отмечали 11 января (старостил. 28 декабря).

Историческая справка.

По народным поверьям на это время приходился пик "умирания Земли". Барьер с загробным истощался, что позволяло неупокоенным духам прорываться в наш мир и творить разные бесчинства.

В это время детей строго запрещалось одних выпускать на улицу дальше околицы. Когда начинало смеркаться, их обычно собирали в избе в самом центре селения. Там старики рассказывали им познавательные истории об окружающем мире, различных природных явлениях и ремеслах, повадках домашних и диких животных, профессиях и прочих познавательных вещах.

Главным условием подобных рассказов, было не дать детям крепко заснуть до первого солнечного луча наступающего дня. Иначе считалось, что ребёнок мог сильно заболеть или стать одержимым нечистым духом.

Для этого начался специальный дежурный, который строго следил, чтобы дети не начали засыпать и иногда брызгал на них холодной водой.

Помещение для таких "лекций", заранее огораживать от нечистой силы: по всему периметру двора такого дома были расставлены факелы, кроме узкой дорожки для входа. Когда последний ребёнок оказался в огненном круге, ставился последний факел, и цепь замыкалась: теперь никто не имел права войти и выйти до самого утра.

Совершенно иной на "Страшный день" была "культурная программа" молодёжи, которой по возрасту уже была пора формировать пары и создавать семью.

Надев специальные обереги, они проводили ночь в посиделках и хороводах. Под присмотром взрослых проводились различные конкурсы и гулянья.

В это время многие молодые пары объявляли о своём желание сойтись родителям. Для этого молодые люди заранее готовили символические подношения родителям жениха-невесты и на людях с поклоном вручали их после очередного конкурса.

Если подарок принимался: можно было засылать сватов. В случае отказа родители должны были одарить семью просившего ценными подарками: крупными денежными суммами, домашней скотиной, искусной одеждой, драгоценностями и пр.

Под самое утро глава селения или жрец поджигал огромный дымный костёр из тонких свежесрезанных веток и подмоченного сушняка.

За время пока бушует пламя, все участвовавшие в ночных гуляньях должны были спрятаться по домам и встретить новый день, как будто ничего и не было. Тем самым люди возвращались к привычной жизни и обманывали злых духов, пока те отвлекались на костер.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию