100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьный эксперимент — рассмотрим все нюансы

Учебный эксперимент в организации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полушкина Светлана Владимировна

Представлена новая система нормативных положений (принципов) организации школьного физического эксперимента , описывающая его роль в раскрытии научных основ содержания изучаемого материала и организации познавательной деятельности учащихся.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полушкина Светлана Владимировна

EDUCATIONAL PHYSICAL EXPERIMENT IN THE ORGANIZATION OF PUPILS' COGNITIVE ACTIVITY

A new system of normative principles for the organization of school physics experiment is presented. It describes the role of the experiment in revealing the scientific basis of the educational material content and in the organization of the pupils' cognitive activity .

Текст научной работы на тему «Учебный эксперимент в организации познавательной деятельности учащихся»

Развитие методик обучения физике в школе Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (2), с. 407-410

В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© 2010 г. С.В. Полушкина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского ро1шЬктаз @шаД.ги

Поступила в редакцию 31.05.2010

Представлена новая система нормативных положений (принципов) организации школьного физического эксперимента, описывающая его роль в раскрытии научных основ содержания изучаемого материала и организации познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: школьный физический эксперимент, познавательная деятельность, принципы обучения.

В преподавании физики в средней школе широко используется разнообразный учебный эксперимент, основа организации познавательной деятельности учащихся. Особое значение имеет демонстрационный эксперимент. Здесь результат большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время учебных занятий.

Школьному физическому эксперименту посвящено огромное число работ. По каждому разделу физики, для любого класса, можно найти большое количество красивых и содержательных экспериментов. Однако не вызывает сомнения тот факт, что в реальной школьной жизни роль учебного эксперимента постоянно падает. Одной из причин этого является то, что в методике обучения физике преобладает описание техники эксперимента и недостаточно обсуждается место эксперимента в уроке и метод обучения, с помощью которго он реализуется.

Нетрудно заметить, что система принципов, определяющих методику применения демонстрационного физического эксперимента, описанная во многих методических изданиях [1-3], носит по преимуществу частно-методический, технический характер. В ней недостаточно выделен дидактический компонент организации деятельности учащихся, а предметная основа, роль эксперимента в раскрытии научных основ изучаемого содержания изложена недостаточно конструктивно, что заставляет искать новые нормативы, которые позволили бы более определённо указывать на методические аспекты формирования знаний и умений учащихся в ходе их деятельности, основанной на школьном физическом эксперименте.

Мы придерживаемся точки зрения О.В. Лебедевой и И.В. Гребенева, что в зависимости от уровня профессионализма учитель может планировать эксперимент на нескольких выделенных уровнях [4].

Первый уровень. Учитель включает эксперимент в план урока, потому что он описан в параграфе учебника или методических рекомендациях, и не может обосновать, почему выбран именно данный эксперимент для организации познавательной деятельности учащихся.

Второй уровень. Основываясь на методических рекомендациях или содержании текста учебника, учитель анализирует предложенные там эксперименты, выбирает вариант включения демонстрационных экспериментов в учебный процесс (источник проблемной ситуации, исходный факт теории, средство проверки гипотезы, иллюстрация рассказа учителя), исходя из содержания изучаемого материала, цели урока, ведущего метода обучения.

Третий уровень. При конструировании учебного процесса, проанализировав содержание, которое должны усвоить учащиеся, учитель определяет, нужен ли на данном этапе эксперимент, а если нужен, то какой эксперимент даст оптимальную возможность организации познавательной деятельности учащихся, направленной на усвоение этого содержания. Выбрав соответствующий эксперимент и вариант его проведения, учитель планирует деятельность учащихся по усвоению информации, осмыслению фактов и получению выводов из увиденного, наблюдаемого процесса во время эксперимента.

Для выхода учителя на третий из описанных уровней его необходимо вооружить неко-

торым набором методических положений, применение которых позволило бы упорядочить осознанную деятельность по организации учебного эксперимента в ходе конструирования урока.

Читайте так же:
Каким будет мир через 100 лет?

Проведённый нами педагогический эксперимент позволил установить, что в тех случаях, когда применение учителем на уроке демонстрационного эксперимента не привело к формированию требуемого уровня знаний и умений, в подавляющем большинстве цели урока и конкретного эксперимента на выбранном этапе не соответствовали объективно месту этого опыта в системе раскрытия физического содержания. Учителя ставили эксперимент, но ученики не участвовали в познавательной деятельности с запланированным содержанием, поэтому в проведении эксперимента не было методического резона, а время и усилия учителя были потрачены впустую. На наш взгляд, деятельность учащихся в течение всего урока должна основываться на демонстрационном эксперименте, который сам развивается, и деятельность учащихся переходит от простого наблюдения к предсказанию явлений.

В развитие этой темы мы предлагаем следующие положения, которые можно рассматривать как некоторые нормы организации школьного физического эксперимента, описывающие его роль в раскрытии научных основ содержания изучаемого материала.

1. Подбор эксперимента должен отвечать логике раскрытия физического содержания, соответствовать объективному этапу раскрытия полноценной физической теории.

2. Из каждого эксперимента, каждой показанной установки должно быть извлечено и усвоено учащимися максимально возможное физическое содержание, вся возможная на данном этапе изучения физика.

3. Следует использовать результаты опыта как можно больше, дольше и эффективнее, как на этом уроке, так и в целом в учебном процессе, в системе уроков, в ходе самостоятельной домашней работы учащихся и т.д.

4. На базе каждого эксперимента следует организовывать максимально возможную (в том числе по уровню самостоятельности) познавательную деятельность учащихся.

5. Цель эксперимента не только в том, чтобы сформировать новое знание, но ещё и в том, чтобы заставить при его применении, изучении работать старое, имеющееся знание, ибо усвоение его происходит в процессе применения, в данном случае на основе эксперимента.

6. Результат усвоения учащимися нового физического содержания из эксперимента должен быть доказан, показан, проверен на материале этого же эксперимента. Должно быть доказано, что от увиденного в головах учащихся произойдёт перемещение умственной деятельности от наблюдения к теории, к умению её применять при объяснении, предсказании результатов следующего этапа этого эксперимента.

В целом эти положения развивают требование максимальной научной достоверности эксперимента и его эффективности как ведущего метода обучения. Вне точного анализа содержания (физического, научного) и уровня, на котором это содержание может быть сформировано, не может быть эффективного учебного эксперимента. То есть опыт будет поставлен и даже удастся, но приобретения, развития знаний и умений ими пользоваться в той мере, какая допускается этим содержанием, не произойдёт.

Рассмотрим применение этих положений на двух примерах.

I. Резонанс в механических системах.

Подготовим известный опыт с двумя стандартными камертонами, дополнив его лёгким шариком на нити и теневой проекцией для наблюдения вынужденных колебаний разной амплитуды. Продемонстрировав возбуждение второго камертона, обратим внимание на звучание одной ноты от обоих источников. Нельзя сказать, что мы доказали наличие резонанса, поскольку может быть, что два любых камертона, не одной собственной частоты, будут давать такой же эффект. Определив резонанс как явление, имеющее место при совпадении частот вынуждающей силы и колебательной системы, поставим перед учащимися вопрос: а как доказать, что только при этом условии амплитуда достаточно велика? Надо это условие нарушить, изменив собственную частоту, например, пассивного элемента. Как? Жесткость к определяется материалом камертона, а вот массу его можно изменить. Будем увеличивать её, добавляя пластилин на ножки второго камертона. Повторяем опыт и просим учащихся так же слушать звучание камертонов. Звук «плывёт», имеют место биения. Продолжая доказывать, что резонанс наступает при совпадении частот, просим учащихся предложить способ его восстановления. Для этого надо добавить пластилин на активный камертон. Если мы правы, то резонанс будет наблюдаться снова. Если учащиеся предложили это продолжение эксперимента и правильно предсказали или объяснили наблю-

даемое явление, то они усвоили сущность резонанса и учитель доказал это их деятельностью в ходе эксперимента.

Читайте так же:
20 тайн эксперта — как чувствовать себя лучше

Для развития знаний учащихся и организации их домашней самостоятельной работы можно обсудить вопрос о добротности колебательных систем — ведь мы нарушили и затем восстановили резонанс, добавив весьма малую долю от массы самого камертона, и, следовательно, весьма незначительно сдвигая частоты.

На этом простом примере мы проиллюстрировали все наши предложенные выше принципы.

1. Извлечено, на материале эксперимента показано максимально возможное физическое содержание — условие резонанса, его нарушение и восстановление при изменении частот, показаны биения, и учащиеся подготовлены к восприятию термина «добротность».

2. Эксперимент был распределён по большому времени урока, а обсуждение его результатов продолжится учащимися дома, к нему вернутся в дальнейшем — исследование резонанса и добротность колебательного контура.

3. В процессе обсуждения эксперимента учащимися применялось предшествующее физическое содержание — собственная частота колебаний, связь высоты и частоты звука, амплитуды и громкости.

4. Результаты познавательной деятельности учащихся были применены ими в ходе этого же эксперимента при предсказании поведения системы. Этим доказывается результативность выбора эксперимента как ведущего метода обучения для усвоения и применения понятия резонанса.

II. Рассмотрим применение предложенных рекомендаций к другому уроку, на котором эксперимент выступает ведущим методом обучения, — электрический ток в вакууме. Все характерные особенности электрического тока в вакууме можно показать на установке с демонстрационным диодом (У-Л характеристика, зависимость тока насыщения от температуры, односторонняя проводимость). Однако из эксперимента можно «выжать» ещё немного физики, заставить учащихся подумать и проверить, насколько они усвоили физическую основу данной темы. В качестве последнего этапа демонстрационного эксперимента обсуждаем вопрос: а зачем вообще необходимо проводить ток через вакуум, если достаточно замкнуть этот отрезок толстым медным проводом? Ответ мы должны получить такой: в вакууме

электроны не взаимодействуют с веществом, поэтому их движением легко управлять. Следующий вопрос: «Каким образом можно

управлять электронами?» Должны получить ответ: «Магнитным или электрическим полем». Демонстрируем управление значением тока через диод поднесением магнита, наэлектризованной палочки.

В процессе обсуждения эксперимента учащимися применялось предшествующее физическое содержание — понимание механизма тока в вакууме, устройства диода и его возможных применений: строение металла, связь скорости движения частиц с температурой, действие электрического и магнитного поля на заряженные частицы. Учащиеся не только наблюдали за ходом эксперимента, но обсуждали его, предсказывали результаты, предлагали развитие демонстрации. Результаты познавательной деятельности учащихся будут применены ими при самостоятельном изучения дома устройства и принципа действия электроннолучевой трубки телевизора, осциллографа, которые будут рассмотрены на семинаре по итогам самостоятельной работы учащихся.

Мы можем отметить, что деятельность учащихся в наших примерах в течение всего урока основывалась на одной единственной экспериментальной установке, из которой извлечена максимально возможная физика. Результаты познавательной деятельности учащихся проверены, доказаны в ходе этого же эксперимента в деятельности учащихся по предсказанию явлений, анализу результатов опытов, они будут применяться ими в процессе дальнейшего изучения.

1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики

в средней школе: Теоретические основы. М.:

Просвещение, 1981. 285 с.

2. Марголис А.А. и др. Практикум по школьному физическому эксперименту. М.: Просвещение, 1991. 390 с.

3. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Е. Каменецкого и С.В.Степанова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 304 с.

4. Гребенев И.В., Лебедева О.В. Теоретические основания развития методической компетентности учителя // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Н. Новгород, 2007. № 4. С. 21-25.

EDUCATIONAL PHYSICAL EXPERIMENT IN THE ORGANIZATION OF PUPILS’ COGNITIVE ACTIVITY

A new system of normative principles for the organization of school physics experiment is presented. It describes the role of the experiment in revealing the scientific basis of the educational material content and in the organization of the pupils’ cognitive activity.

Keywords: school physics experiment, cognitive activity, principles of education.

Система школьного эксперимента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из условий успешного формирования физических понятий и тео­рий является система рационально подобранного и тщательно поставленного учебного эксперимента.

Читайте так же:
Как начать читать каждый день — изучаем со всех сторон

Школьный физический эксперимент рассматривается как система методов и технических средств, обес­печивающих изучение физики через реализацию опытов.

Школьный физический эксперимент — это, во-первых, и, прежде всего, объект усвоения. Содержательные составляющие здесь такие: экспериментальные методы изучения физических систем и явлений; эксперимент как источник знаний и критерий истинности (применимости) теорий; эксперимент как великий посредник между теорией и природой. Во-вторых, школьный физический эксперимент — это средство организации усвоения знаний и, с этой точки зрения, он составляющая (форма) того или иного метода (приема) обучения. Как средство усвоения школьный физический эксперимент обеспечивает образную (чувственную) и логическую наглядность при передаче научных знаний.

Целью использования школьного физического эксперимента является: формирование методологических знаний, обобщенных экспери­ментальных умений учащихся; формирование собственно физических знаний; социокультурное и интеллектуальное развитие учащихся.

В систему школьного физического эксперимента входят:

фундаментальные опыты, составляющие экспериментальную основу современной физики (часть в виде демонстрации, выполняемых учителем, а часть в виде лабораторных опытов, проводимых учащимися);

демонстрационные опыты, постановка которых вытекает из педагоги­ческих соображений.

фронтальные лабораторные работы.

Наиболее признанная классификация ШФЭ — классификация учебного эксперимента по исполнителю (учитель — ученик). На основе этого признака эксперимент делится на два основных вида:

Демонстрационный эксперимент (выполняемый учителем).

Самостоятельный эксперимент учащегося (лабораторные работы, физи­ческие практикумы, домашний физический эксперимент, экспериментальные задачи).

Второе по значению место в системе физического эксперимента заняла классификация по дидактическим функциям эксперимента. Эта классификация очень обширна и разнообразна из-за сложности учебного процесса. В разных источниках эта классификация дается по-разному, выделяют разное число групп эксперимента. В обобщенном виде классификация выглядит следующим обра­зом:

основополагающие опыты, представляющие фундамент современной физики. Эти опыты могут быть поставлены как демонстрации, лабораторные работы, работы физического практикума;

опыты по наблюдению физических явлений и процессов. Опыты по воспроизведению некоторых природных явлений;

опыты по изучению свойств и тел материалов;

эффектные опыты, предназначенные для вызывания интереса учеников к физике;

опыты, посредством которых создается проблемная ситуация;

опыты, опровергающие и выявляющие ошибочные рассуждения уче­ников, вытекающих из жизненного опыта;

опыты, посредством которых разре­шается проблема, возникшая на уроке.

Демонстрационный эксперимент следует рассматривать как одно из средств обучения физике, сущность которого заключается в воспроизведении и показе учителем физических явлений, свойств и закономерностей, наблюдая ко­торые ученики путем логических выводов и обобщений получают знания по физике.

Сущность демонстрационного эксперимента как метода обучения, может отобразить следующее определение: Методом демонстрационного эксперимента можно назвать метод обучения посредством постановки опытов в системе и последовательности, обеспечивающих усвоение новых основных по­нятий и законов физики и дающих представление об экспериментальном методе исследования законов природы.

Можно выделить следующие методические требования к демонстрационному эксперименту:

содержательность (выразительность) – наиболее просто и отчетливо показывать ту сущность явления, которое является предметом изучения;

наглядность – сущность изучаемого явления должна раскрываться в наиболее яркой, совершенной форме;

видимость – создание условий, при котором каждый ученик класса видит не только установку, но и её существенные детали.

убедительность – опыт не должен вызывать сомнений в справедливости результатов и не давать повод к двойственному ли неправильному толкованию;

соответствие темпу устного изложения и скорости восприятия учащихся,

Так же к демонстрационному эксперименту предъявляются требования кратковременности, неоднократной воспроизводимости, эмоциональности, эстетичности, надежности, соблюдения требований техники безопасности

Перед демонстрацией опыта в некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить её с помощью эксперимента.

Фронтальные лабораторные работы выполняется на однотипном оборудовании и одновременно всеми учащимися. Обычно на выполнение лабораторной работы отводится 45 минут (урок). Иногда проводятся кратковременные лабораторные работы. Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины).

Классификация лабораторных работ по дидактическим целям:

Наблюдение и изучение физических явлений;

Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним;

Знакомство с устройством и принципом действия приборов и установок;

Читайте так же:
Чем для кактуса являются колючки?

Проверка физических закономерностей;

Определение физических констант.

Примерная схема проведения лабораторной работы:

Работы физического практикума отличаются от фронтальных лабораторных работ большей самостоятельностью учащихся при выполнении эксперимента, длительностью (на некоторые работы практикума отводится 2 урока). В работах практикума используется более сложное оборудование, при этом обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата).

Школьный эксперимент — рассмотрим все нюансы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.

Огнеупорный шарик

Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Идея эксперимента «Третья волна»

Этот уникальный эксперимент был проведен весной 1967 г. в обычный школе Пало-Альто, что в Калифорнии. Участниками эксперимента стали ученики 10 класса, то есть школьникам было приблизительно по 16 лет.

Инициатором самой идеи был простой школьный преподаватель по истории Рон Джонс. Ему хотелось понять причины человеконенавистнического поведения немцев в годы национал-социализма. Эксперимент должен был длиться одну неделю.

С первого же дня Рон Джонс поставил перед учениками жесткие правила, а сам стал главой неформальной молодежной группировки. Удивительно, но никто из учеников, в том числе и взрослые, не препятствовали ему в его действиях.

Ron-Dzhons-E`ksperiment-Tretya-Volna

Рон Джонс

В силу некоторых причин, о которых мы скажем позже, эксперимент был прекращен на пятый день. Однако и этого хватило, чтобы педагог продемонстрировал ученикам то, насколько легко и просто они поддались его влиянию.

По его мнению, их беспрекословное подчинение ему в течение всех 5 дней совершенно ничем не отличалось от поведения немецких граждан в отношении их фюрера.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

20+ простых опытов, которые захочется сразу же повторить с детьми

Для тех, кто учился в школе в 90-е и раньше, простой опыт с лакмусовой бумагой (которая меняет цвет, если ее опустить в кислоту или щелочь) казался волшебством. Современные дети уже до школы видели научных чудес больше, чем их родители за всю жизнь. Тем не менее проводить эксперименты самостоятельно нравится всем. Еще лучше получать научное объяснение явления, которое видишь. Для некоторых из них достаточно простых ингредиентов, которые найдутся в каждом доме.

Мы в AdMe.ru решили не просто собрать самые интересные простые опыты, но и провели их самостоятельно дома с детьми, чтобы заранее узнать все тонкости и поделиться с вами.

1. Потребности растения

Что понадобится: 4 баночки, фасоль, предварительно замоченная на 24 часа, этикетки, вата, непрозрачная емкость, вода.

Что делать:

Наклеиваем на баночки этикетки: «Без воды», «Без тепла», «Без света», «С водой, светом и теплом».

В каждую кладем по 3 фасолины, накрываем ватой.

Добавляем немного воды во все, кроме той, естественно, что без воды.

Читайте так же:
Страсбург: город двух культур

Банку «Без тепла» ставим в холодильник, «Без света» — накрываем непрозрачной емкостью. Например, можно взять цветочный горшок, у нас был бумажный стаканчик.

Ждем, заглядываем каждый день, обновляем воду, просим детей наблюдать и замечать, что меняется.

Что должно получиться: естественно, прорасти должна та фасоль, которая была в тепле, с водой и светом. Еще может дать росток та, что была без света. Но эти ростки будут белые и слабые, скорее всего, в итоге отпадут. У нас в отсутствие света и, видимо, без достаточной циркуляции воздуха эти бобы просто начали портиться. Самым интересным было дать детям возможность понаблюдать за изменениями, а потом посадить в землю те из них, что проросли. В идеале — попросить детей записать то, что они наблюдали во время опыта.

Сколько времени займет: от 3 дней, чтобы увидеть, как фасолинки повели себя при разных условиях.

2. Как растения пьют воду

Что понадобится: китайский салат и / или капуста, стаканчики, пищевые красители, вода.

Что делать:

Развести красители в воде.

Поставить в каждый стакан лист салата.

Наблюдать за волшебством.

Что должно получиться: листы начнут пить воду и изменят цвет. Мы сначала проводили этот эксперимент, используя вместо пищевых красителей гуашь. С гуашью ничего не получилось. Листы завяли, но сохранили свой природный цвет. Зато если проводить опыт с пищевыми красителями, то по завершении его можно не только объяснить ребенку, как растение пьет воду, но и сделать необычный разноцветный и вполне съедобный салат.

Сколько времени займет: 3 часа, но уже через несколько минут можно увидеть, как цвет растений начнет меняться.

3. Фараонова змея

Что понадобится: просеянный песок, сода, сахарная пудра, спирт, спички.

Что делать: эксперимент нужно проводить на поверхности, которая не боится огня. Мы взяли обычный противень. Поскольку в опыте есть открытый огонь, обязательно делать его вместе с родителями.

Делаем небольшую горку из песка.

Поливаем ее спиртом (удобно использовать шприц), сверху делаем небольшое углубление, как у вулкана.

Тщательно смешиваем 1 ч. л. сахарной пудры и 1/4 ч. л. соды.

Аккуратно кладем смесь в «кратер». Столько, сколько поместится, не надо высыпать все.

Поджигаем спирт и наблюдаем.

Что должно получиться: сначала смесь начнет превращаться в черные шарики, а когда через некоторое время спирт прогорит, сода с пудрой резко почернеют и начнет появляться «змея».

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: фараонова змея — это название опытов, в которых реактивы увеличиваются во много раз и становятся похожи на змею. Есть много веществ, которые для этого можно использовать в специальных лабораториях, но для дома лучшей альтернативой будут таблетки глюконата кальция, которые можно купить в любой аптеке.

4. Лава-лампа

Что понадобится: растительное масло, сода (напомните ребенку, что в химии она называется гидрокарбонатом натрия), лимонная кислота, пищевой краситель, вода.

Что делать:

  • Наливаем масло в прозрачную емкость.
  • В отдельном стакане тщательно смешиваем 1 ст. л. соды с 1 ст. л. лимонной кислоты.
  • Высыпаем смесь в емкость с маслом.
  • Отдельно добавляем немного красителя в воду.
  • Выливаем окрашенную воду в банку.
  • Емкость должна оставаться открытой.

Что должно получиться: благодаря воде начнется реакция между содой и лимонной кислотой, в результате которой появляется углекислый газ. Газ образует пузырьки, которые поднимают окрашенную воду наверх. После того как они попадают в воздух, вода снова опускается вниз, потому что она тяжелее масла. Можно обратить внимание, что в масле сода и лимонная кислота не вступают в реакцию, потому что не растворяются в нем. Если захочется сделать меньше краски и пузырьков, воды надо брать, соответственно, меньше.

Сколько времени займет: 30 минут.

Как еще можно провести этот опыт: вместо лимонной кислоты можно взять уксус. Тогда порядок действий будет такой:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию