100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реставрация СМЗ с3а «Моргуновка»

Реставрация мотоколяски СМЗ С3А «Моргуновка». Еще одна инвалидка восстановлена.

И как только в это чудо советского машиностроения помещался Евгений Моргунов?! Вторая из мотоколясок СМЗ С3А Моргуновка, находящихся у нас в реставрации, уехала в частную коллекцию.

Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ) основан в 1939 году.

Выпуск:
1. Мотоколяска (инвалидка) трёхколёсная C-1Л/С-3Л (1952-1958)
2. Мотоколяска (инвалидка) четырёхколёсная С-ЗА (1958-1970)
3. Мотоколяска (инвалидка) СЗД (1970-1997)
4. Автомобиль ВАЗ-1111 «Ока» (1991-2011)

Заменив в сборочных цехах трёхколёсную мотоколяску СМЗ С-1Л, СМЗ С-ЗА Моргуновка имела следующее оснащение:
1. Двухтактный маломощный двигатель мотоцикла Иж-49 (8 л/с)
2. Независимая подвеска передка, торсионы поперек и продольные рычаги
3. Рулевая рейка
4. Снаряженный вес — 425 кг
5. Цельнометаллический кузов
6. Пространственная стальная трубчатая рама
7. Механические барабанные тормоза только сзади
8. Максимальная скорость 60 км/ч
9. Расход топлива до 5 л/ 100 км

Эта мототехника не отличалась достаточной проходимостью, комфортабельностью и долговечностью. Какой мотоконструктор сообразил реализовать ее в виде кабриолета с небольшими колесами, осталось в истории. Отсюда, отсутствие шумоизоляции, как таковой.

Однако, простота в обслуживании и повешенная ремонтопригодность с лихвой компенсировали недостатки в ТТХ. Кроме того, «Моргуновка» зачастую использовалась на дорогах общего пользования в качестве микролитражки. Хотя изначально предполагался немного расширенный функционал инвалидного кресла с мотором.

Производственная легенда гласит, что розничная цена инвалидки была существенно ниже себестоимости. Что, собственно, нередко происходило и с мотоциклами СССР.

Всего за время производства на дороги СССР выкатили более двухсот тысяч мотоколясок.

Чтобы купить мотоколяску Моргуновка — звоните +7(921)9443304 или пишите на почту billl@rambler.ru

Также посетите наш сайт — http://ретроцикл.рф. Там представлены цены на покупку советских мотоциклов после реставрации.

Плейлист про мотоколяски времен СССР — https://www.youtube.com/playlist?list=PLyfDqU6GSGyRPBu-ZvOIqOigGx6mf5VVk

Ретроцикл в ВК — https://vk.com/billretro
Ретроцикл в FB — https://www.facebook.com/motoretrocycle
Ретроцикл в Insta — https://www.instagram.com/retrocycle_official

Мотоателье Ретроцикл специализируется на реставрации мотоциклов советского периода. Восстановим Вашу мото технику или специально подберем интересующий Вас мотоцикл. География заказчиков: От Германии до Сахалина.

#реставрациямотоцикла, #мотообзор, #купитьмотоцикл, #советскиймотоцикл, #ретроцикл, #мотоцикл, #мото, #jawa , #ява, #иж, #bmw, #бмв, #dkw, #мотоательеретроцикл

Читайте так же:
Как строят военные корабли

Видео Реставрация мотоколяски СМЗ С3А «Моргуновка». Еще одна инвалидка восстановлена. канала Мотоателье РЕТРОЦИКЛ — реставрация мотоциклов

СМЗ С-3А "Моргуновка"

Пожалуй, самая узнаваемая советская «инвалидка» – это четырехколесный кабриолет СМЗ С-3А, выпускавшийся на протяжении всех 60-х годов. Всего было собрано свыше 200 тысяч экземпляров, но до наших дней дошли единицы. И дело здесь не в посредственной прочности машин – с этим у «Моргуновки» было как раз все в порядке. Просто транспорт выдавался Собесом на безоплатной основе, а затем изымался для замены новой моделью. Так что с годами 90% парка пошло в утиль. А жаль – эта модель была с шармом.

Откуда она появилась

Сразу после войны советские власти принялись за создание дешевых и легких мотоколясок на базе мотоциклетных агрегатов. По сути, это были трехколесные тележки, которые не отличались комфортом и с автомобилем не имели вообще ничего общего. Затем на свет явился С-1Л – гибрид автотранспорта без крыши и трехколесного мотоцикла. Это уж было что-то, но народ требовал автомобиля. Пускай маленького, неказистого, но с четырьмя колесами и крышей над головой.

Инженерам поручили разработать новый каркас, подобрать оптимальную конструкцию подвески и рулевого управления. При этом машина не должна была много весить, ведь в моторный отсек все равно будет установлен скромный агрегат, собранный на Серпуховском мотозаводе. В итоге на суд божий явились такие интересные варианты, как полностью закрытый кузов из пластика и даже купе. Но комиссия не оценила стараний НАМИ, отдав предпочтение более простому в изготовлении стальному кузову без крыши. Это и лишних денег не требовало, и вес машины сохраняло на допустимом уровне – 425 кг моторчик тянул без огонька, но с задачей справлялся.

Почему «Моргуновка»?

Характерное название транспорт получил не от особенностей фар, а после выхода легендарной киноленты «Операция Ы». В кадре было уделено немало времени крохотному С-3А, которым управлял тучный Бывалый – этого персонажа сыграл заслуженный артист РСФСР Евгений Моргунов. В фильме банда спекулирует статусом машины, а также дерзки ездит без крыши в снежную пору. Сразу втроем. Забыть этот ансамбль просто невозможно. По словам режиссера, Леонида Гайдая, Моргунов без особых проблем передвигал кабриолет по съемочной площадке в одиночку. Очевидный плюс низкого веса конструкции.

Читайте так же:
Вещи, из-за которых не надо комплексовать

Особенности эксплуатации

Главное преимущество модели чудным образом совпадает с ее основным недостатком – это нечто среднее между автомобилем и моторизированной коляской для инвалида. Как результат, С-3А казался слишком громоздким, сложным технически и прожорливым для мотоколяски. Но и заменой полноценному авто его тоже назвать язык не поворачивался: только два места, нет крыши (боковое остекление появилось лишь спустя четыре года после начала выпуска). Несмотря на использование передовых решений в плане подвески (за основу взята конструкция типа «Порше»), ездить машина не могла ни быстро, ни проходимо. На скорости в 50-60 км/час двухтактный движок задыхался и оглушал треском из-за слишком высоких оборотов. Двигаться по плохим дорогам мешали маленькие колеса – они проваливались в колее (родстер садился на днище) либо с грохотом ныряли в безобидные дорожные ямки. И все же «Моргуновка» ехала, а при тогдашних ценах на бензин переживать из-за 5 л/100 км не приходилось. Все же лучше мотоцикла.

Ручное управление

8-сильный мотор от ИЖ-56 приводился в действие с помощью 4-ступенчатой КПП мотоциклетного типа. Причем отдельной задней передачи не предусматривалось – включался реверс с помощью рычага, и колеса вращались в обратную сторону с возможностью использования все тех же четырех скоростей. Тормоза были барабанные, на задних колесах, и активировались специальным рычагом на центральном тоннеле. В общей сложности под торпедой из пола торчало три массивных рычага. Все остальное – на руле.

За «баранкой» располагались две пары симметричных «ушей», на одни из которых надо нажимать, а другие – тянуть на себя. Чтобы газовать, водитель жал большим пальцем (неважно, какой руки) на меньший лепесток. Параллельно с этим требовалось работать сцеплением, ведь все С-3А оснащались только МКПП. Для смены передачи приходилось каждый раз тянуть на себя рычаг за ободом руля, орудуя на стороне еще и «палкой-мешалкой». Не слишком удобно, особенно с учетом кузова кабриолет: можно лишь посочувствовать жителям холодных регионов, которым приходилось играть на этом органе в мороз, надев теплые рукавицы.

Читайте так же:
Первые млекопитающие – описание, фото и видео

К счастью, «Моргуновка» давно стала историей. Сегодня автомобили для людей с особыми потребностями выглядят и ездят точно так же, как и машины со стандартной комплектацией. А поставить универсальный рычаг для управления педальным узлом можно без лишних хлопот на любую модель, будь то хэтчбек, седан или кроссовер с «автоматом».

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка»

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка»

За выпуск мотоколяски в СССР отвечал Серпуховский мотоциклетный завод, который выпускал ее на протяжении 12 лет с 1958 по 1970 год. Это была первая четырехколесная мотоколяска, которая пришла на смену трехколесной конструкции.

И это уже был настоящий двухместный родстер, совмещенный с кабриолетом. В народе мотоколяска получила по меньшей мере два прозвища: «Моргуновка» — по фамилии актера, который раскатывал на ней в фильме Гайдая и «Инвалидка», поскольку выдавали ее не ходячим или плохо ходячим инвалидам в порядке очереди, совершенно бесплатно.

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка» 3

Не трудно догадаться, что мотор в коляску устанавливался мотоциклетный, от ИЖ-49 со скромной мощностью в 8 «лошадок». При этом все 8 «лошадей» должны были справиться с «повозкой» весом почти в полтонны и это без учета двух пассажиров.

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка» 4

И надо отметить, справлялась с поставленной задачей «Инвалидка» с большим трудом, особенно, если ей приходилось плестись в гору. Любой, даже незначительный подъем был для мотоколяски существенной проблемой. Первая передача, рокочущие звуки и синий дым определяли очередное натужное «взятие высоты» «Моргуновкой».

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка» 5

Максимальная скорость, которую могла осилить мотоколяска с весьма скромным мотоциклетным двигателем, 40 км/ч.

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка» 6

Для удобства инвалида, дверь открывалась совсем не с той стороны, как в типичных автомобилях. Открытие шло со стороны руля, нежели пассажирского сиденья. Над головой вместо крыши был складной тент, как и положено кабриолету. Поскольку печка не была предусмотрена, то ездить в ней можно было только в теплый период.

Самая популярная мотоколяска СМЗ С-3А «Моргуновка» 7

И несмотря на техническое несовершенство и другие неудобства, мотоколяска свою задачу выполняла на «отлично», «доставляя» инвалидов до точки назначения в рамках населенного пункта.

Читайте так же:
24 года назад был убит Владислав Листьев

1961 СЗМ-СА «МОРГУНОВКА»

С3А — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска, серийно выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы (c 1962 выпускался модернизированный вариант С3АМ). В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 л.с.

С3А сменил на конвейере трёхколёсную мотоколяску СМЗ С-1Л, будучи по сути её четырёхколёсной модификацией. Конструкция независимой передней подвески типа «Порше» (два поперечных торсиона с четырьмя продольными рычагами) и реечного рулевого управления были отработаны на опытном образце НАМИ-031, который отличался закрытым кузовом из пластмассы.

Всего был изготовлен 203 291 автомобиль.

Известен по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После этого фильма автомобиль-мотоколяска получил «народное» прозвище «моргуновка» (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актёром Евгением Моргуновым).

С точки зрения конструкции и эксплуатационных качеств, С3А имела как существенные преимущества, так и весомые недостатки.

Главной проблемой было то, что, будучи по сути своего рода моторизованной инвалидной коляской, не предназначенной для дальних и длительных поездок, в условиях дефицита обычных автомобилей мотоколяска С3А была также наделена частичным функционалом обычного двухместного микроавтомобиля, пригодного для нормальной эксплуатации по дорогам общего пользования. Этот вынужденный неудачный компромисс между полноценным маленьким автомобилем и, по выражению Льва Шугурова, «моторизованным протезом» приводил к тому, что С3А выполняла обе функции одинаково посредственно.

С одной стороны, для «моторизованного инвалидного кресла» С3А была достаточно тяжёлой (425 кг в снаряжённом виде), трудоёмкой и дорогой в изготовлении из-за цельнометаллического кузова с пространственной рамой из хромансилевых труб. С другой — по «автомобильным» меркам она имела плохую динамику (максимальная скорость 60 км/ ч), недостаточную проходимость из-за маленьких колёс и слабой тяги мотора. Комфортабельность и дизайн открытого кузова также оставляли желать многим лучшего, а пожалуй единственным преимуществом применённого на мотоколяске двухтактного мотоциклетного мотора была простота конструкции; остальные показатели — мощность, расход топлива (до 5 л/ 100 км), долговечность, шумность — не выдерживали критики.

При этом общая простота и ремонтопригодность конструкции частично искупала её несовершенство и невысокие технические характеристики, делала машину неприхотливой в эксплуатации, крайне низкая цена на бензин в те годы позволяла не замечать сравнительно высокого его расхода, а главное — при всех своих недостатках, С3А всё-таки выполняла, хоть и не идеально, возложенные на неё функции, существенно облегчая жизнь людей с ограниченными возможностями.

Читайте так же:
Интересные факты о животных, фото и видео

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Число мест2
Приводзадний
Длина2625 мм
Ширина1316 мм
Высота1380 мм
Колёсная база1650 мм
Дорожный просвет170 мм
Радиус поворота
Снаряжённая масса425 кг
Полезная нагрузка
Двигатель1-цилиндровый (мотоциклетный двухтактный двигатель Иж-49)
Рабочий объём346 см³
Мощность8 л.с.
Система подачи топливакарбюратор
Расположение двигателясзади, продольное
КППмеханическая 4-ступенчатая
Максимальная скорость с полной массой60 км/ч
Ёмкость топливного бака12 л
Расход топлива, л/100км4,5÷5,0 л
Марка топливаА-66, А-72 (совместно с маслом)
Ёмкость АКБ
Мощность генератора
Тормозатолько задние, барабанные, механические

МОДИФИКАЦИИ

СЕРИЙНЫЕ

  • C-3А — базовый вариант мотоколяски, выпускался с 1958 по 1962 год.
  • C-3АБ — модификация базового варианта, отличалась рулевым управлением реечного типа и боковым остеклением.
  • С3АМ — модернизированный вариант мотоколяски, выпускался с 1962 по 1970 год. Модернизированная модель отличалась от базовой резиновыми шарнирами полуосей, более совершенным глушителем, гидравлическими телескопическими амортизаторами вместо фрикционных и рядом других незначительных улучшений.
  • С-3Б — модификация С3А, предназначенная для управления инвалидами с одной рукой и одной ногой, выпускалась в 1959—1962 годах (по другим сведениям в 1960—1961). Всего было выпущено 7 819 экземпляров данной модификации.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

  • C-4A (1959) — опытный вариант с жёсткой крышей, в серию не пошёл.
  • C-4Б (1960) — прототип с кузовом купе, в серию не пошёл.
  • С-5А (1960) — опытный образец с кузовными панелями из стеклопластика, в серию не пошёл.
  • СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» (1962) — прототип микроавтомобиля с закрытым кузовом, разработанный конструкторами НАМИ, ЗИЛа и АЗЛК.

1961 СЗМ-СА «МОРГУНОВКА»
Владельцев по ПТС: 1
Пробег: 3834 км

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию