100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правило 18 минут — как сфокусироваться на действительно важном

Правило 18 минут — как сфокусироваться на действительно важном

Для того, чтобы сфокусироваться на задаче и перестать отвлекаться на пустяки, не обязательно тренироваться годами. В вашем распоряжении 16 элементарных приемов из практического опыта эффективных людей, каждый из которых может поднимет вашу продуктивность на следующую ступеньку.

Совет

Лайфхак недели: Правило 18 минут . Изображение № 2.

Уделите 18 минут в день составлению чёткого расписания

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Есть много способов организовать день — от правила девяти дел до рекомендаций регулярно повторять слово «Готово». Одну из наиболее точных методик разработал Питер Брегман — личный коуч и автор Harvard Business Review. Он утверждает, что для того, чтобы распорядиться своим временем, человеку нужно лишь 18 минут в день.

Его план состоит из трёх шагов. Первые пять минут — это время утреннего планирования. Распределите дела из вашего списка на целый день (для этого можно использовать календарь). Обратите особое внимание на те вещи, которые задержались в списке дел дольше трёх дней, — возможно, их пора оттуда убрать. Второй этап — это минута каждый час. Брегман называет это временем для «рефокусировки». Настройте уведомления так, чтобы получать сигнал раз в час, и подумайте, насколько продуктивно вы провели предыдущий час и что можно изменить в лучшую сторону.

Постоянный контроль поможет меньше отвлекаться

Третий шаг — это пять минут в конце дня. Задайте себе три вопроса по итогам прошедшего дня: «Как прошёл день?», «Что я узнал за сегодня?», «С кем я работал?». Постоянный контроль расписания поможет понять, куда именно уходит ваше время. Чтобы сохранять перспективу и помнить о важных, но не срочных задачах, не забывайте хотя бы один день в неделю уходить от рутины и посвящать время себе. Так вы сможете сосредотачивать внимание на главном.

«Очистите свой день от ненужных задач, съедающие 150 млрд битов, которые наш мозг перерабатывает за день, чтобы сосредоточиться на том, что может помочь другому человеку, сделать мир лучше или решить серьёзную проблему»

Источник

1. Выспитесь

Недосыпание делает нас вялыми, рассеяными и непродуктивными. Если вы никак не можете собрать себя в кучу — отправляйтесь спать.

Практика полной фокусировки

Эта практика может быть применима ко всем видам жадности, о которой мы говорили выше — желание успевать всё делать, всё читать, на всё отвечать «да», везде бывать и всё есть.

Определить желание. Первым шагом в этой практике должно быть осознание того, что у вас возникла склонность к жадности. Вы заметили, что хотите всё успевать, всё есть и далее по списку. Как только мы увидим склонность, мы сможем с ней работать.

Заметить результаты. Во-вторых, нам нужно понять, что склонность к жадности лишь вредит нам. Это заставляет нас переживать стресс, перегрузки и чувство постоянного неудовлетворения. Жадность заставляет нас делать, есть, смотреть и покупать слишком много, причём в ущерб сну, счастью, отношениям, финансам и прочим ресурсам. Жадность может удовлетворить порыв в моменте, но не может быть привычкой, приводящей к счастью и самореализации.

Как сфокусироваться на важном

Практиковать воздержание. В-третьих, мы можем выбирать аскезу — выберите не жадничать. Практика воздержания — это не предаваться жадности, а сделать паузу. Как только вы заметите желание пожадничать, сфокусируйтесь на том, как это отразится на вашем теле, то есть какие физические ощущения вы будете при этом испытывать. Где находятся эти ощущения? На что они похожи? Проявите любопытство. Понаблюдайте пару минут. Обратите внимание, что вам и так в целом хорошо, даже если желание достаточно сильное. Это просто ощущение.

Фокусировка на щедрости. Потом мы можем решить быть щедрыми и подарить одну вещь. Вместо того, чтобы пытаться сделать всё, остановите выбор на чём-нибудь. В идеале выберите что-то, что для вас важно и имеет большое значение, что может повлиять на жизнь других людей, даже если это лишь маленький шаг. Пусть это будет акт щедрости для других. Отпустите всё остальное, хоть на несколько минут, и сфокусируйтесь на этой одной вещи. Отдайте ей всё ваше внимание — от всей души. Это есть ваша любовь.

Убрать раздражители. Если это потребуется, создайте обстановку, которая поможет вам сохранять этот фокус. Возможно, вам придётся отключить телефон, вырубить интернет и уйти в такое место, где вы сможете сфокусироваться по полной. Представьте, что вы создаёте своё собственное пространство.

Практика сопротивления. Когда вы станете практиковать фокусировку, то, возможно, почувствуете сопротивление по отношению к этой фокусировке и к тому, чтобы заниматься этой одной вещью. Вы захотите заняться чем-нибудь ещё. Вы даже почувствуете отвращение к этой самой одной вещи. И это абсолютно нормально. Работайте с сопротивлением так же, как вы работали с желанием: обратите внимание на физические ощущения, проявите любопытство и осознанность, подарите им внимание и любовь. Опять же, это просто чувство, и вы можете научиться любить его, как и любой другой опыт.

Отпустите всё остальное и с щедростью сфокусируйтесь на одной вещи. Упростите и проживите этот момент

Вы можете поступать таким образом с вашим желанием делать всё подряд, читать всё подряд, заниматься всем подряд, отвечать «да» всем подряд и участвовать во всех проектах. А ещё это можно практиковать с вашим имуществом: выберите то, что вам нужно для счастья и упростите ситуацию, убрав всё остальное. То же самое с путешествиями: радуйтесь тому месту, где вы сейчас находитесь, или тому, куда собираетесь, полностью проживая это.

Вам не нужно всё смотреть, читать и поглощать. Можно упростить и делать меньше. Отпустить и прочувствовать. Сфокусироваться осознанно.

Лео Бабаута — автор блога с миллионом читателей.
Он также автор бестселлеров, муж, отец шестерых детей и веган.
Перевод: Ната Б..

2. Займитесь спортом

Физические упражнения действительно улучшают память и концентрацию. Вам не обязательно превращаться в атлета, достаточно просто держать свое тело в физическом тонусе.

10 000 часов

Знаете ли вы о правиле 10 000 часов? Суть правила состоит в том, что если вы будете практиковаться в любом деле в течение 10 000 часов, то непременно станете профессионалом. Не верите? Даже не думайте протестовать, пока не попробуете

В своей книге «Гении и аутсайдеры» Мальком Гладуэлл провел эксперимент со скрипачами. И вот какое правило соблюдалось неизменно: не было ни одного скрипача, который прозанимался 10 000 часов и при этом не стал звездой. Другими словами, десять тысяч часов практики в любом деле гарантируют вам однозначный успех.

3. Уберите отвлекающие элементы

Закройте всплывающие сообщения, , и другие социальные сети. Выключите звук в телефоне, уберите из поля зрения все, что звенит, мигает, вибрирует или жужжит. Оставьте перед ваши глазами только вашу задачи и больше ничего.

18 минут

Основой продуктивности и концентрации является правильная организация дня. Она должна стать своеобразным ритуалом, который вы будете соблюдать каждый день. И самое главное то, что он может занимать не больше 18 минут! Вот, что в них входит:

  • Шаг 1 (5 минут с утра) — распланировать свой день. Составьте список задач на день, распределите их по приоритету. Просмотрите прошлые задачи. Возможно ли вычеркнуть что-то из них?
  • Шаг 2 (1 минута в час) — фокусировка. Заведите свои часы, смартфон или компьютер, чтобы он подавал звуковой сигнал при окончании каждого часа. Когда вы услышите сигнал, сделайте глубокий вдох и спросите себя, насколько продуктивно вы работали последний час. Таким образом, час за часом контролируйте свой день. Такие мелкие отрезки помогут лучше оценить свою продуктивность.
  • Шаг 3 (5 минут перед сном) — оценить свой день. Перед сном спросите себя: «Как прошел сегодняшний день? Что нового я узнал? Ничего ли я не забыл?». Такая оценка очень важна, ведь именно она показывает, добились ли вы своих целей.
Читайте так же:
Почему все лебеди Англии принадлежат королеве? Причины, фото и видео

Такой ритуал должен стать для вас повседневным. 18 минут каждый день помогут вам не тратить напрасно часы своего времени. Выделяя в течение дня немного времени, чтобы встать на правильный путь, вы гарантируете себе, что сделаете только самое необходимое и действительно важное для вас.

4. Выработайте график

Если вы работаете, спите, едите, тренируетесь и отдыхаете в разное время, вы каждый день тратите энергию на то, чтобы заново организовывать вашу жизнь. Как говорил Гюстав Флобер (Gustave Flaubert): «Нужно быть правильным и последовательным в повседневной жизни — чтобы быть страстным и оригинальным в работе»

Почему вам стоит прочитать эту книгу?

Если честно, многие книги о продуктивности и бизнесе, которые я читал до этого, не произвели на меня впечатления. Возможно, дело во мне, ведь все эти книги — бестселлеры и абсолютно точно нашли свою аудиторию. Но я мало почерпнул из них. «18 минут» содержит невероятное количество полезной информации, которую можно применить на практике сразу же.

Питер Брегман освещает все особенности бизнеса: как начать собственное дело, на что обратить внимание, а чего стоит избежать. Пожалуй, именно такие книги приносят наибольшую пользу, но выбор все равно остается за вами — довериться книге и изменить свою жизнь или и дальше плыть по течению.

«18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и делать действительно важные дела», Питер Брегман

5. Используйте технику Помодоро

Получив свое название в честь кухонного таймера в виде помидора, эта техника учит фокусировать свое внимание на одной задаче в течение 25 минут, а затем — делать 5-минутный перерыв перед следующим циклом.

Используйте технику Помодоро

6. Просыпайтесь в одно и тоже время

Кроме режима, который бережет вашу энергию, постоянство в пробуждении устанавливает правильную работу вашей гормональной системы, которая обеспечивает живость, ясность сознания и точный фокус с самого утра.

7. Закройте электронную почту

Что в вашей работе главное: моментально читать и отвечать на все электронные письма или качественно решать важные задачи? Если второе, то введите себе за правило проверять почту 2-3 раза в день — ничего страшного с вашей почтой за несколько часов не произойдет.

8. Определите жизненные цели

Если вы не знаете, что вам от себя нужно — как вы можете на этом сосредоточиться? Начните с прочтения хорошей книги на эту тему («Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови считается одной из лучших). Как только у вас появятся четкие цели — вам станет легче на них фокусироваться.

9. Фокусируйтесь на том, что вам нравится

Очень трудно концентрироваться на работе, которая вам не нравится. Идеальный вариант — когда вы любите то, что делаете, но даже если это не так (тема для отдельного материала!), найдите в вашем занятии что-то, что вам искренне интересно, и хватайтесь за это.

10. Напишите для себя некролог

Шутка, конечно, но только наполовину! В некрологе обычно кратко описывается самое главное в жизни умершего человека, а также то, чем он запомнился окружающим людям. Когда вы определите, что главное вы хотели бы оставить в памяти людей при жизни, тем легче вам будет отказаться от лишнего.

11. Завершили большую задачу — дайте себе перерыв

Небольшой. Вы не только не сбавите темп, но и вернетесь к новым задачам с большим воодушевлением и энергией. Как говорил Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) “Оставьте в колодце немного воды”.

12. Наденьте наушники

Наушники не только ограждают вас от отвлекающих звуков вокруг, но и дают сигнал окружающим, что вы заняты и вас лучше не беспокоить.

Наушники не только ограждают вас от отвлекающих звуков вокруг, но и дают сигнал окружающим, что вы заняты и вас лучше не беспокоить.

13. Найдите себе единомышленника

Начните работать с человеком, который стремиться быть продуктивным и перед которым вы бы несли ответственность. Если в то время, как он работает, вы будете читать , вас станет неловко (если вы не тяжелый случай, конечно).

14. Читайте печатные книги

Бумажные книги учат нас концентрироваться на определенной задаче в продолжительный отрезок времени — тому, чему цифровые носители вроде компьютеров, телефонов и планшетов явно не способствуют.

15. Включите музыку

Музыка помогает поддерживать состояние потока, и этому есть научное объяснение. Звуки (для каждого свои) блокируют зоны головного мозга, которые отвечают за поиск “еды, секса и приключений”.

16. Разбивайте большие проекты на небольшие задачи

Если вам не хватает вызова в жизни — то вместо того, чтобы вешать на себя обременительные необъятные задачи, лучше установите конкретные сроки для каждого из их этапа. Следование по графику очень способствует правильному фокусу.

Выводы на память:

Просто используйте. Мы выделили для вас 5 самых интересных способов подстичь концентрации, и сохранили в видео памятки:

18 минут в день, которые изменят вашу жизнь к лучшему

18 минут в день, которые изменят вашу жизнь к лучшему

Книга «18 минут. Концентрируйся, не отвлекайся и делай то, что действительно важно» вошла в десятку лучших бизнес-книг года по версии New York Post и Publishers Weekly. Она рассказывает о том, как бороться с повседневной рутиной и сосредоточиться на ключевых моментах в нашей жизни. Вся стратегия укладывается в ежедневные 18 минут.

О чем эта книга?

Книга Питера Брегмана «18 минут» о том, как жить, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». А конкретно — о том, как научиться расставлять приоритеты, распоряжаясь временем, которого всегда не хватает. О том, как ставить себе цели и сосредотачиваться на них, не отвлекаясь на второстепенные вещи. Суть в том, что при помощи простого 18-минутного плана на каждый день выполнять по-настоящему важные дела, которые по разным уважительным (и не очень) причинам мы постоянно откладываем на потом.

Чем эта книга отличается от других книг по тайм-менеджменту?

Большинство книг по тайм-менеджменту посвящены рациональному планированию: как организовать день так, чтобы успеть как можно больше. Брегман замахнулся на более глобальную задачу: не просто планирование дня, а планирование жизни в целом. Хотя всё действительно начинается с одного дня. Потом одного года. А потом вы учитесь не просто всё успевать, но и успеваете понять, зачем вы это делаете.

Читайте так же:
Почему появляется синяк? Причины, как быстро избавиться, фото и видео

Время, как замечает автор, единственное, чего нельзя вернуть. Наша жизнь конечна, и только от нас зависит, чем её наполнить. Но множество людей, занимаясь, казалось бы, очень важными делами, работая не поднимая головы и испытывая постоянную нехватку времени, тем не менее тратят его попусту.

Книга учит концентрации, но не только на повседневных задачах. Прежде всего человек должен понять, чем ему действительно стоит заниматься, чтобы прожить осмысленную и гармоничную жизнь.

Что предлагает книга для гармонизации жизни?

Питер Брегман поделил книгу на четыре части. В первой он рассказывает о том, как создать почву для дальнейших действий. Во всём есть скрытые возможности, надо суметь их разглядеть. Затем придумать ежедневный план и следовать ему. И бороться с тем, что отвлекает от этого плана.

Вторая часть рассказывает читателю, как организовать жизнь вокруг того, что делает человека счастливым. Нет смысла заниматься тем, что вызывает отторжение, каким бы выгодным в карьерном и материальном плане это ни было.

Третья часть учит структурировать время с помощью 18-минутного плана на каждый день. А четвёртая — справляться с отвлекающими факторами и не бросать дело на полпути.

Первое — создать почву для действий. Что это значит?

Питер Брегман отмечает, что человек не ограничен только своей работой. Он рассказывает об эпидемии самоубийств в крупных компаниях во время их реорганизации, когда с жизнью сводили счёты даже те сотрудники, которых не увольняли — от одного только ожидания этого события. Для них работа и была жизнью, они не видели себя за её пределами. Да, страшно остаться без средств к существованию, но не стоит забывать и о других своих ипостасях — члена семьи, человека, у которого есть увлечения. Возможно, просто пришло время заново оценить свой потенциал и заняться чем-то совершенно другим.

Брегман рассказывает о молодых людях, вчерашних выпускниках колледжей, которые за пару лет меняют несколько профессий в поисках себя. Тут главное — не слишком увлекаться, поскольку чересчур широкий выбор мешает составить чёткий жизненный план.

Брегман в таких случаях советует хотя бы на минуту забыть, куда надо идти, и сосредоточиться на том, кто вы есть и что вам действительно нужно. Возможно, после этого вовсе не захочется расставаться с очередной работой, можно и там создать почву для действий и правильно организовать свою жизнь.

Второе — как организовать жизнь вокруг того, что делает счастливым. Как это сделать?

Автор предлагает «увидеть мир с высоты птичьего полёта», то есть оценить полную картину. Люди тратят массу времени просто по инерции — на ненужные споры, несчастливые браки, невыгодные вложения.

Вместо того чтобы вовремя остановиться, они заходят слишком далеко, когда уже поздно отступать. Чтобы прекратить двигаться по инерции, можно выбрать две стратегии: замедлиться либо начать сначала. Кстати, большинство книг по тайм-менеджменту вообще не рассматривает паузу или замедление темпа жизни как способ управления временем.

Но разве пауза или замедление не пустая трата времени?

Иногда и то и другое необходимо. Быстродействие заложено в природе человека, мы склонны реагировать немедленно, особенно на агрессию. В этом случае необходима пауза, чтобы успеть взять эмоции под контроль. Прежде чем бурно реагировать — ответить криком на крик, к примеру — Брегман советует сделать вдох и расслабиться примерно на 5 секунд. Тогда следующий ваш ход будет умнее и менее импульсивным.

Существует цепь «событие — реакция — результат». Результат не должен стать побочным эффектом реакции. Нужно сначала сосредоточиться на результате («что я хочу получить»), сделать паузу и только потом осознанно реагировать.

Необходимо тратить время и на отдых: остановиться, подумать о приоритетах, а не заниматься всем и сразу. Многозадачность, столь любимую тайм-менеджментом, Брегман не приветствует.

Чем же плоха многозадачность?

Брегман сравнивает многозадачность со шведским столом, на котором так много блюд, что вкус каждого всё равно забывается. Надо брать меньше блюд и выполнять меньше дел, но выполнять хорошо. Выберите для себя пять дел, которые сильнее всего влияют на жизнь, и сконцентрируйтесь на них.

Не стоит разбрасываться временем и силами — нужно ставить перед собой цели и иметь талант, чтобы их достичь.

Для этого автор предлагает освоить четыре элемента успеха. Первый — по максимуму использовать свои сильные стороны. Второй — принять слабые стороны и суметь использовать их тоже. Третий элемент — заявить о своих индивидуальных особенностях. И четвёртый — понять, чем вы действительно хотите заниматься, найти своё любимое дело.

С сильными сторонами всё понятно. Но как можно превратить в силу свои слабости?

Брегман приводит в пример Давида и Голиафа. Давид не стал биться с великаном Голиафом в рукопашном бою, где заведомо проиграл бы. Он использовал пращу — по мнению Брегмана, «выбрал и навязал другую войну и выиграл в ней». Многие знаменитые и успешные люди стали такими из-за огромной неуверенности в себе: им постоянно требовалось подтверждение своих способностей.

Зачем заявлять об индивидуальных особенностях?

Питер Брегман учит быть собой и не подстраиваться под других. В пример он приводит Сьюзан Бойл (Susan Boyle), безработную и невзрачную жительницу шотландской деревни, чей голос покорил мир. Будь на её месте стандартная красавица, возможно, этого и не произошло бы.

Четвёртый элемент успеха — найти любимое дело. А если оно не совпадает с профессией?

Автор уверяет, что можно достичь чего угодно.

Для этого нужно:

  • хотеть добиться;
  • верить, что это возможно;
  • относиться к неудачным попыткам как к полезному опыту.

Человек терпит одно поражение за другим, прежде чем добивается успеха. Главное — не оставлять попыток. Любимое дело, по мнению Брегмана, то, которому можно посвятить год и не бросить.

Чем конкретно наполнены 18 минут, которые помогают повысить концентрацию?

Тут всё просто. Пять минут с утра нужно выделить для планирования дня. По одной минуте раз в час проводить повторную фокусировку на задачах. Можно запрограммировать звуковой сигнал в смартфоне, напоминающий о том, что нужно оценить, продуктивно ли прошёл час. Вечером потратить ещё 5 минут и оценить, как прошёл день. Чего удалось добиться, что преодолеть? Что планируется сделать завтра? С кем нужно взаимодействовать? В двух словах — нужно осознанно выбрать, на чём сосредоточиться в течение дня, и регулярно себе об этом напоминать.

Экономить время помогает и правило трёх дней. Если в списке неотложных дел какое-то из них находится больше трёх дней, нужно:

  • сделать его немедленно;
  • запланировать, когда именно оно будет сделано;
  • отпустить (не делать сейчас);
  • занести в список «когда-нибудь», «может быть».

Как автор предлагает бороться с отвлекающими факторами?

У каждого свои отвлекающие факторы. Брегман приводит в пример человека, который считал, что его коллеги постоянно плетут против него интриги, а начальство недооценивает. Эта фантазия стала отвлекающим фактором, мешающим как следует работать. В итоге, когда его вызвали к начальнице, чтобы похвалить за хорошую работу, он начал обвинять её в вымышленных грехах и в результате был уволен. Поэтому Брегман советует придумать такую фантазию, которая работает на вас, а не против вас.

Читайте так же:
Интересные факты о медузах — разъясняем обстоятельно

Другой отвлекающий фактор — непрошеные посетители в разгар работы. Спровадить их неудобно, в итоге время тратится попусту. Но единственный способ не отвлекаться на ненужные разговоры — научиться говорить твёрдое «нет» любому, кто вам мешает.

Ещё один фактор — излишний перфекционизм, мешающий вовремя доделать дело. Брегман считает, что «вознаграждается не совершенство, а продуктивность». Поэтому нужно не погрязать в мелочах, а смотреть вперёд.

В чём практическая польза этой книги? Применимы ли рекомендации автора к нашим реалиям?

Книга доступно и понятно учит планировать время и делать это с удовольствием, не погрязая в сложных расчётах и мелочах. Эти рекомендации применимы к любым условиям и реалиям, даже самым экстремальным, поскольку временем располагают все.

Главное — уметь им правильно распорядиться, о чём и рассказывает Питер Брегман.

В книге много примеров и историй из жизни автора, исторические параллели, забавные рассказы и притчи.

Тем не менее люди, хорошо знакомые с литературой по тайм-менеджменту и уже выбравшие для себя другую модель, возможно, не увидят в этой книге ничего особенного.

Автор слегка многословен, местами поверхностен, но в целом книга читается легко и приятно и вполне достойна прочтения. Считать ли её руководством к действию, решать читателю.

Барбара Окли — РБК: «Не хотите закончить официантом — учите точные науки»

Барбара Окли — профессор инженерных наук Оклендского университета, соавтор одного из самых популярных курсов онлайн-образовательной платформы Coursera «Как учиться учиться». Широкая известность к Окли пришла в начале 2010-х, после того как выяснилось, что ее курс, записанный всего за $5 тыс., оказался так же популярен, как все онлайн-курсы Гарварда, вместе взятые.

Фото:Charles Krupa / AP

До того как заняться образованием, Барбара Окли служила в ФРГ офицером войск связи, работала переводчиком на советском траулере в Беринговом море, была радистом в Антарктиде. Она является автором нескольких бестселлеров: «Разум для чисел: как добиться превосходных результатов в математике и естественных науках», «Карьерное развитие в биоинженерии и биотехнологиях» и других, а также лауреатом престижных премий, в частности премии Американского общества инженерного образования.

В рамках конференции EdCrunch 2019 Окли рассказала в интервью РБК о том, какую революцию в обучении совершат современные знания о мозге.

«Если бы университеты занимались бизнесом, они бы просто разорились»

— В юности, когда вы загорелись желанием выучить русский язык, вам пришлось пойти в армию США, поскольку денег на колледж не было. Теперь для изучения языка достаточно смартфона и желания. А что еще можно выучить благодаря интернету?

— Почти все. Например, кенийский атлет Джулиус Йего хотел научиться метать копье. Но тренеров, которые могли бы этому научить, не было. Он зашел на YouTube, стал смотреть там ролики по технике броска и тренироваться. В итоге на Олимпийских играх 2016 года он получил серебряную медаль. Вы никогда бы не подумали, что это возможно, правда? Считается, что спортсмен должен обучаться с тренером, который будет следить за его движениями, указывать на ошибки. Нет. Единственным тренером Джулиуса Йего был YouTube. Сейчас там можно научиться практически чему угодно.

— Многие считают, что онлайн-образование — это для тех, у кого нет средств на обычный университет.

— Онлайн-образование во многих отношениях лучше того, которое можно получить в университете. Половина преподавателей в обычном университете ниже среднего уровня. А в интернете вы легко найдете курс, который ведет один из лучших в своей сфере специалистов. Чтобы попасть в аудиторию обычного университета, вам нужно ехать через пробки, искать парковку, идти в снег или дождь. В аудитории кто-то разговаривает у вас под ухом, кто-то хлопает дверью. Вы не можете сфокусироваться на том, что изучаете. При обучении онлайн нет этих помех. Вы можете повторно запустить ролик и заново послушать, что говорит преподаватель, или прочитать расшифровку его лекции. Это намного эффективнее. Думаю, критика онлайн-образования — это просто некоторый снобизм со стороны университетов, которые боятся конкуренции.

— Но ведь есть и качественное университетское образование.

— Действительно хорошее образование сегодня дают очень дорогие учебные заведения. Для большинства студентов они просто недоступны. В США совокупный долг выпускников за образовательные услуги превышает все долги по кредитным картам ($1,56 трлн против $1,03 трлн. — РБК). Это просто шокирует. У университетов нет особой потребности экономить. Наоборот, есть стимулы увеличить число сотрудников на факультетах, попросить у государства деньги на новое оборудование. Если бы университеты занимались бизнесом, они бы просто разорились: если попусту тратить деньги, вы будете неконкурентоспособны. Но к высшему образованию это не относится. Оно крайне неэффективно. Онлайн-обучение поможет выровнять игровое поле». Если учебные курсы высокого качества будут доступны онлайн, это повысит уровень подготовки обучающихся. Например, у Технологического института Джорджии есть онлайн-курс, по результатам которого дается степень магистра. Обучение на этом курсе стоит примерно $7 тыс. Курс такого же уровня, если его проходить в обычном университете, обойдется в $40 тыс. Исследования показали, что знания студенты получают одинаковые. Когда традиционные университеты начнут жестко конкурировать с онлайн-курсами, которые экономят кучу денег за счет эффекта масштаба, вы поразитесь, насколько университеты снизят цены.

«То, как вы учитесь, зависит от того, как работает ваш мозг»

— Почему ваш онлайн-курс «Как учиться учиться» настолько популярен? В чем секрет?

— Причины разные. Основная в том, что он не учит учиться обычным скучным способом. Если вы попросите педагогический университет сделать подобный курс, они две недели будут рассказывать вам об истории образования, еще две недели — о различных теориях образования, еще две недели — о том, как учатся маленькие дети, и в конце немного расскажут, как эффективно учиться вам самим. При этом в курсе даже не упомянут о нейронауке, поскольку это вроде как сложно. Мы этот подход перевернули с ног на голову. Начали с основ нейронауки, используя метафоры, чтобы заметно упростить этот материал. То, как вы учитесь, зависит от того, как работает ваш мозг. Такова реальность. Используя нейронауку, можно учиться более эффективно. Думаю, мой курс понравился, потому что он практичен, полезен, к тому же он забавный, захватывает ваше внимание. В его подготовке принимает участие один из ведущих мировых нейропсихологов Терри Сеновски (профессор американского Института биологических исследований Солка. — РБК). Все это, взятое вместе, дает прекрасный опыт обучения.

— Почему никто раньше не учил людей тому, как надо учиться?

Читайте так же:
Почему динозавры были такими большими?

— Думаю, причина в том, что заглянуть внутрь мозга и понять, как он работает, мы смогли только в последние лет десять. Многие из прежних представлений о процессе обучения оказались неправильными. Другие были правильными, но было непонятно, почему это работает так, а не иначе. Взять, например, сон. Было известно, что нужно высыпаться, чтобы лучше учиться. Но почему? Когда вы это узнаете, то задумаетесь, не поспать ли вам подольше. Сон помогает создавать и усиливать связи между нейронами, а это физическая основа нашей памяти. Если вы поспали два-три часа перед важным экзаменом, вы просто не помните, что учили накануне, потому что связи между нейронами слишком слабы. И это только небольшая частица информации, которая у нас теперь есть. Раньше исследователи обо всем этом просто не знали. Некоторые подходы к образованию сейчас не имеют надежной научной базы, они популярны только потому, что их предложил харизматичный преподаватель, который сделал какое-то одно исследование. По-настоящему широкой научной базы у этих методов может не быть. Образование нужно поставить на более прочную основу. Нужно преподавать, основываясь на знаниях о том, как наш мозг может наиболее эффективно усваивать знания. Мы уже многое об этом знаем, но проблема в том, что эта информация противоречит нынешней теории образования, ее игнорируют.

— Может быть, успех курса связан еще и с тем, что сегодня важнее не просто обладать эрудицией, а уметь приобретать новые знания.

— Меня шокирует, что люди учатся по 12–16 лет, но их не учат тому, как наиболее эффективно учиться. Вам только говорят: выучи вот это и вон то. Но для тех, кто учится, действительно полезно знать, как делать это лучше всего.

— Что в реакции студентов вашего курса вас радует?

— Помню, когда мы только запускали курс, мы с мужем смотрели друг на друга и спрашивали: кому-нибудь он вообще нужен? Но еще до того, как курс вышел, у него было больше 100 тыс. подписчиков. Мне постоянно говорят, насколько полезны идеи, которые там содержатся. Причем это несложные идеи, просто никто не задумывался, как лучше использовать мозг, чтобы узнавать новое. Когда человек получает возможность использовать эти знания, появляется возможность выучить много такого, на что он раньше и не надеялся.

Как учиться учиться: четыре совета от Барбары Окли

  1. Если вы просто подумаете о чем-то, что вам не очень нравится, это активирует часть мозга, отвечающую за боль. Мозг реагирует на это, переключая внимание на что-то другое. Поэтому учащиеся часто откладывают занятия. Мозг переключает их на то, чтобы открыть Facebook. Чтобы бороться с этим, нужно учить мозг систематически фокусироваться и расслабляться. Можно поставить будильник на 25 минут и все это время учиться, а потом сделать пятиминутный перерыв. После трех или четырех таких сеансов обучения и отдыха можно сделать перерыв подольше — на 15–30 минут.
  2. Нужно чаще использовать метафоры и аналогии. Чтобы что-то запомнить, попробуйте как-то связать это с тем, что вы уже знаете. Благодаря метафорам активируются связи, уже существующие в мозгу. Существует целая теория о том, как можно повторно использовать связи между нейронами.
  3. Надо различать сфокусированное и несфокусированное обучение. Если мозг сфокусирован, можно начать изучение конкретного вопроса. Но чтобы глубоко понять тему, нужно на какое-то время расслабиться — посмотреть на вопрос в более широкой перспективе. В этом состоянии мозг все равно учится, просто для создания необходимых связей между нейронами ему нужно дать определенный простор. Как выяснила нейронаука, для обучения важны оба состояния мозга — и сфокусированное, и несфокусированное.
  4. Чтобы усвоить что-то сложное, нужно попытаться создать и закрепить в уме связи между отдельным элементами. Так мозг лучше запоминает информацию.

«Заучите стихотворение, и вы сможете понять его глубже»

— Какое будущее ждет науки, которые в англоязычных странах принято называть STEM (естественно-научные и технологические дисциплины, инженерное дело, математика. — РБК)?

— Их значение абсолютно точно вырастет. Но это не значит, что роль гуманитарных наук уменьшится. В прошлом гуманитарию было не так важно иметь хорошую подготовку в технических науках. Но сегодня, если у вас есть глубокие знания в области языка и культуры и вместе с тем аналитические способности, открываются намного большие возможности для карьеры.

— Какие дисциплины вы порекомендовали бы изучать студентам, чтобы получить хорошую работу?

— Анализ данных, компьютерные науки, компьютерная техника. Конечно, мне нравится электротехника, поскольку я сама ею занималась. Но, думаю, тут все же надо проявлять какую-то осторожность: слишком многие сейчас идут именно в эти дисциплины. Я лично склоняюсь к тому, что надо посмотреть, куда все идут, и заняться чем-то немного другим. Могу посоветовать следить за этими дисциплинами, получать по ним какую-то подготовку, но стоять в них только одной ногой, а другой — где-то еще. Так вы приобретете преимущество, которое может дать импульс вашей карьере.

— Существует мнение, что из-за развития искусственного интеллекта работу потеряют прежде всего люди с образованием в области естественно-научных и технических дисциплин, поскольку роботы решают математические проблемы лучше, чем люди. Что вы об этом думаете?

— Глупо говорить, будто естественно-научные и технические дисциплины потеряют значение в будущем. Это все равно что сказать, будто не нужно учить иностранный язык, потому что можно пользоваться переводчиком Google. Конечно, им можно пользоваться, но говорить на этом языке вы не сможете. Исследования показывают, что если вы обладаете достаточными математическими знаниями, чтобы понять, как работает ипотека, то шансы, что вы в какой-то момент окажетесь по ней должником, намного ниже. Многое из того, чем вы будете заниматься в своей жизни, потребует каких-то аналитических знаний. Не хотите закончить официантом в ресторане — учите точные науки.

— А как лучше всего преподавать математику и другие дисциплины STEM?

— Нужно активно использовать образность: побольше метафор и идей из гуманитарных наук. Но что-то по-настоящему важное нужно запоминать. Поэты иногда говорят: «Заучите стихотворение, и вы сможете понять его глубже». Это верно и применительно к STEM. Зазубривание, как это ни парадоксально, помогает пониманию. Но в конечном итоге нужно, чтобы эта информация оказалась у вас в долговременной памяти. Лучший способ добиться результата — использовать активное обучение: время от времени стараться применить то, что зазубрил. Лучшие учителя — те, кто помогает наладить этот процесс.

— В будущем онлайн-университеты вытеснят обычные?

— Думаю, в образовании будущего найдется место и для обучения лицом к лицу. Онлайн успешно учатся студенты с высокой мотивацией. Но для других нужно больше структурированности, и личный контакт с преподавателем тут незаменим. Для общества прекрасно было бы сочетать эти два подхода.

— Не раз слышал от знакомых, что им трудно сфокусироваться на учебе, оставаясь дома. Дома есть видеоигры, холодильник с едой. Кто-то живет в трудных условиях, например в комнате общежития.

Читайте так же:
Почему вещи из натуральной шерсти колются?

— Это ерунда. Для преподавателей тоже есть свои страшилки. Я знаю одного преподавателя, который был настолько популярен, что на каждую его лекцию приходили по три тысячи человек. В конечном итоге он задумался о том, чтобы начать преподавать онлайн. Ему говорили: «Не надо! Ты не сможешь воспроизвести свое обаяние по Сети, не сможешь общаться с людьми лицом к лицу». Он все-таки решил поэкспериментировать. Через два года на его живые занятия уже никто не ходил, потому что учиться из дома или любого другого места намного проще.

— Может ли преподавателей со временем заменить искусственный интеллект? Есть те, кто в это верит.

— По-моему, ИИ никогда не заменит преподавателей, но может сильно помочь им, например снизить нагрузку. Представьте процесс выставления оценок за письменные работы. Это тяжелый труд. А что, если оценки будет ставить ИИ, если речь идет, например, о снижении оценок за ошибки в правописании? Любой учитель языка будет рад помощи искусственного интеллекта. Или возьмем математику — утомительно держать в голове все правила и практиковаться в стандартных задачах. Но если геймифицировать процесс с помощью программы, которая постоянно сочиняет новые задания, ученики смогут получать удовольствие.

Правило 18 минут — как сфокусироваться на действительно важном

Питер Брегман — известный американский консультант по эффективному управлению, CEO консалтинговой компании, профессиональный блогер, лектор, публицист, пишущий для нескольких популярных журналов.

2 из 5. Рекомендуется в том числе руководителям и бизнесменам.

Все, кто постоянно что-то не успевает и хочет добиться концентрации, взять контроль над временем, найти дело жизни.

В книге описываются незначительные изменения образа жизни, которые меняют абсолютно все. В ней предлагаются шаги по принятию обдуманных и взвешенных решений, действий в соответствии с приоритетами, борьбе с отвлекающими факторами. Автор советует в начале любого бизнеса обращать внимание на одни детали и избегать других, рекомендует составить 18-минутный ежедневный план и использовать приемы, способствующие налаживанию жизни, достижению желаемых целей, приобретению навыка заниматься только тем, что нам действительно нравится.

В жизни так или иначе происходят ситуации, когда нам говорят, что некоторые вещи неосуществимы. Мы или смиряемся с этим, или рискуем и пробуем сделать их, несмотря ни на что. Автор выделяет несколько простых условий, которых мы можем достичь, если хотим осуществить поставленную цель:

  1. Мы чего-то очень хотим.
  2. Мы верим, что сможем добиться этого.
  3. Нам нравятся попытки этого процесса.

Самым главным из этих условий является третье, поскольку без попыток никогда не станет возможным превосходный результат. Желаем ли мы стать спортсменом, руководителем или профессионалом в какой-то области — мы должны быть готовы к тому, что какое-то время придется побыть аутсайдером или подчиненным. Мы можем стать успешными благодаря постоянной практике и опыту.

Чтобы отыскать дело жизни, не обязательно тратить на это годы рассуждений и сравнений результатов. Важно ответить всего на один вопрос: как мы проводим свободное время? Здесь не идет речь о посиделках с друзьями или иных развлечениях — имеется в виду наше хобби или дело, занимаясь которым мы не замечаем ход времени. Когда мы страстно отдаемся чему-то, мы замотивированы и отказываемся от всего второстепенного. Порой очень сложно выявить эти пристрастия, поэтому нужно выделить главное, обращая больше внимания на «хочу», а не на «надо».

Любимое дело является базой для любой успешной работы, но это только часть успеха. Есть еще четыре элемента, позволяющих сосредоточиться на верном деле:

  1. Максимальное использование сильных сторон.
  2. Принятие наших слабостей.
  3. Заявление о наших особенностях.
  4. Любимые занятия, которые обусловлены упорством, легкостью и смыслом.

Мы можем вспомнить таких людей, как Стив Джобс, Марк Цукерберг или Стив Возняк, которые были или являются чудесными специалистами в их деле. Их особенность заключается во вступлении в союз с теми, кто смог компенсировать их слабые стороны. Именно это помогло им разработать уникальные подходы, выгодно оттеняющие их на фоне других. Нужно научиться сконцентрироваться на сильных сторонах, не забывая при этом о слабых. Сам Брегман экспериментировал с тимбилдингом на природе для корпоративных групп и впоследствии основал компанию, поскольку имел намного больше представления о корпоративном мире, чем другие инструкторы. Многие успешные люди идут наугад, используя таланты так, как даже не предполагали вначале.

Каждый из нас обладает некоторыми странностями или навязчивыми идеями, которые мы не всегда признаем даже наедине с собой. Мы часто пытаемся искоренить их, полагая, что они мешают нам достигать успеха. Но именно эти странности способны стать источником нашей силы.

Автор предлагает практиковать правило «10 000 часов», суть которого заключается в использовании этого времени в любом деле и становлении в итоге профессионалом.

Грамотная организация дня выступает основой концентрации и продуктивности любого человека. Она должна превратиться в особый ритуал, который мы должны соблюдать ежедневно. И занимает он не больше 18 минут, в которые входят:

  1. Утренняя пятиминутка, которая отводится на планирование дня. Мы составляем список задач и распределяем их по приоритетности. Возможно, какие-то прежние задачи можно вычеркнуть или разбить их еще на три категории: сделать немедленно, запланировать на будущее или занести в список «Когда-нибудь / может быть».
  2. Выделение одной минуты в час на фокусировку. Для этого заводятся будильник или смартфон, и по окончании каждого часа подается звуковой сигнал. В это время мы делаем глубокий вдох и спрашиваем себя, насколько продуктивно смогли поработать за последний час. Здесь может наступить инсайт, что мы упускаем что-то важное и по какой причине мы вечно не удовлетворены. Нам слишком многое нужно сделать, но у нас не хватает на это времени. Таким образом, мы постепенно приучаемся контролировать наш день и оценивать личную продуктивность.
  3. Третий шаг посвящается выделению пяти минут перед сном для оценки прошедшего дня: с кем встретились, все ли успели, ничего ли не забыли, добились ли поставленных целей.

Когда мы находим в течение дня эти минуты, мы гарантируем сами себе, что делаем исключительно необходимое и важное для нас.

«Секунды складываются в дни, дни — в годы, а годы — в жизнь. Если ваши дни и секунды определяются тем, чего вы хотите достичь за годы, то каждый момент отражает ваш выбор. Так вы поймете, что занимаетесь главным».

Чему учит книга

— В книге рассказывается о выявлении четырех основных элементов — сильных и слабых сторон, особенностей, увлечений, которые составляют основу как гармоничной жизни, так и рационально потраченного времени.

— Нужно выбрать что-то одно, что способно максимально повлиять на нашу жизнь, и действовать. С течением времени мы обнаружим, что жизнь изменилась в нужном направлении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию