100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему важно играть со своим ребенком?

Консультация для родителей "Почему с ребенком так важно играть?"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

СЫЧЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она выступает одной из первых ступенек формирования опыта малыша, на основе ее будут со временем строиться другие, более «взрослые» виды деятельности. Почему так важно играть с ребенком?

Скачать:

ВложениеРазмер
pochemu_nado_igrat_s_detmi.docx298.95 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная консультация для родителей:

«Почему с ребенком так важно играть?»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей.

Дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;

Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада.

Почему с ребенком так важно играть?

C:UsersUSERPicturesЛЕКСИЧ ТЕМЫ 20-21 ггЖИВОТНЫЕigra (1)_5e99c3e72ec63.jpg

Мамы знают, что играть с малышом – это хорошо. Но что же в данном занятии такого полезного? И что дает игра крохе? Об этом мы и поговорим в этой статье.

Психологи всего мира твердят о том, что игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она выступает одной из первых ступенек формирования опыта малыша, на основе ее будут со временем строиться другие, более «взрослые» виды деятельности. Чем же так примечательна игра? И почему так важно играть с ребенком? Давайте разбираться.

В последнее время все чаще родители предпочитают с ребенком не «играть», а «заниматься».

Конечно, родителям хочется видеть своих детей умными и развитыми. Вот только развитие познавательной сферы – не единственное, что важно для малыша в дошкольном периоде. Не менее полезно и нужно учить ребенка выражать свои эмоции, общаться, приобретать навыки самообслуживания, а также постигать понемножку общечеловеческие ценности – доброту, дружбу, принятие, понимание, прощение. Задатки всего перечисленного закладываются еще в первые годы жизни, и одним из главных проводников этого является именно игра – яркая, добрая, эмоциональная, приятная и понятная ребенку. А сделать игру такой поможет поддержка и участие самых близких маленькому человечку людей – родителей.

Почему же родители часто отказывают себе и малышу в удовольствии совместной игры?

Основные функции игры с ребенком

Психологи выделяют такие основные функции игры:

Превращение нереальных ситуаций в ситуации, поддающиеся контролю . То есть в процессе игры ребенок получает важный опыт и возможность научиться справляться с трудностями, исследуя себя и обстоятельства. В игре малыш может контролировать процесс, управлять им, что-то менять. Этот важный навык очень пригодиться ему во взрослом возрасте.

Игра как способ самовыражения . Благодаря проигрыванию ситуации, неприятной и страшной для ребенка, он как бы самоочищается, выпуская свои негативные эмоции в игру. Малышу часто бывает непросто объяснить свои чувства и эмоции, но в игре взрослому проще «увидеть» его мысли, понять его.

Игра как способ борьбы со страхами . Проигрывая много раз пугающие ситуации, утешая и успокаивая куклу или мишку, ребенок успокаивается и сам.

Игра как важный аспект развития познавательной сферы крохи . В игре ребенок без излишних нагрузок получает и усваивает множество уроков, много запоминает. Развиваются воображение, память, мышление, представление и другие познавательные процессы.

https://medaboutme.ru/upload/iblock/12b/kommunikativnoe_razvitie_detey_sovety_roditelyam_malyshey.jpg

Игра как способ воспитания и формирования верного понятия о поле человека, равноправии и гендерных отношениях . Тут, думаю, не стоит много объяснять – вспомните хотя бы «дочки-матери».

Игра как заряд эмоций, способ укрыться от неприятностей и страхов . В игре малыш может быть каким угодно смелым, отважным, сильным.

Игра как связующее звено в общении между детьми . Дошкольники начинают взаимодействовать между собой посредством игры, и со временем учатся общаться, понимать и принимать друг друга.

Что дает ребенку игра с родителями?

Но не только об игре как таковой идет речь в нашей беседе. Все же остановимся на бонусах совместной игры родителя и малыша. К ним относятся:

Эмоциональная близость . В процессе игры мама становится ребенку ближе, он видит ее чувства, эмоции, и тоже радуется.

Качественное общение . Во время игр родитель полностью «погружен», все его внимание направлено на общение с малышом, он не отвлекается на посторонние дела и заботы. А, значит, ребенок получает именно то, в чем нуждается.

Ощущение своей нужности и важности для мамы . Если мама со мной играет – значит, она меня любит. Да, дети зачастую видят ситуацию именно так! Ведь в игре ребенок чувствует себя не просто близким маме человечком, но еще и важным и нужным. А для него это необходимо.

Разнообразие игр . Близкие взрослые могут предложить крохе множество интересных игр, научить его основам игры, построению сюжетов, обогатить жизненный опыт ребенка. Такое обилие разных игр ребенок не встретит у ровесников и старших братиков с сестричками.

Расслабление для обоих . И не стоит забывать, что расслабление и отдых в процессе совместной игры получают оба участника процесса – и ребенок, и мама. Конечно, если игра не «в напряг», а в удовольствие, и никто никуда не торопится, не делает «из-под палки» и не вымучивает из себя идеи. А просто с увлечением играет.

Основные причины, почему мамы не играют

Взрослые не играют с крохами не потому, что они слишком уж большие и важные для такого детского занятия. И даже не потому, что им скучно и неинтересно. По исследованиям, проведенным психологами, основные причины недостаточной игры родителей с ребенком очень просты и даже банальны:

Убеждение – «мне абсолютно некогда» — особенно присуще работающим мамам. Им кажется, что для игры с малышом необходимо очень много времени и сил, а также предварительной подготовки, на которую, опять-таки, нет времени. И получается замкнутый круг.

Но секрет прост – главным в деле общения и в том числе игр с ребенком является не количество, а качество. Вам может быть достаточно даже часа в день для полноценного общения. А для простых игр вначале хватит нескольких пятиминуток. Очень важно, чтобы время, предназначенное для ребенка, было посвящено именно ему, веселой игре и теплым объятиям, тогда кроха будет всегда чувствовать себя нужным и значимым для вас.

Совместное воскресенье или суббота

Нередко мамы и папы откладывают игры с малышом на выходные дни, когда можно сделать все «оптом» — и вместе отдохнуть, и пообщаться, и просто провести несколько часов в кругу семьи, когда никто не мешает и не отвлекает. А в будни дни чего начинать игру, если все равно не успеешь толком ничего?

Конечно, воскресные семейные традиции – это прекрасно. Но ведь детишкам жизненно необходимо внимание не только раз в неделю. Даже самый минимум, установленный психологами, — три раза в неделю по часу совместного досуга. Не меньше!

Убеждение, что ребенок и так получает много внимания

«Я с ним целый день, разве этого мало?» — справедливо возмутится мамочка. Вот только под понятием «с ним» зачастую подразумевается так называемые «воспитательные меры»: чтение моралей, педагогические беседы, нравоучение, повторения типа: «Собери игрушки! Помой руки!». И, вроде бы, вот он, ребенок, всегда рядом. Но вместе ли вы с ним? И то ли это внимание, которое ему так необходимо?

Психологи много говорят о принятии и понимании ребенка, разделении его интересов, игре на равных с ним. Именно благодаря этому малыш получит то, что нужно именно ему, а не просто будет слепо повиноваться маме, подавляя свои естественные потребности.

Самостоятельная игра ребенка

Конечно, мы с радостью наблюдаем беспечных малышей, мирно играющих в песочнице на площадке. Кажется, в такие моменты помощь мамы совершенно не нужна – дети и так прекрасно справляются, придумывают сюжеты, разыгрывают истории. Вот только изначально научить основам игры, показать, подтолкнуть, мягко объяснить должен все же родитель. Тогда кроха всему научится, и с увлечением будет играть сам. Вот только наступит этот момент не сразу, как бы нам ни хотелось в это верить. Кроме того, даже очень самостоятельному малышу полезно хоть иногда играть с мамой и папой, чтобы почувствовать поддержку и помощь семьи, любовь и заботу, и просто радостно и интересно провести время вместе. Да и, если уж на чистоту, самим родителям такие моменты нужны не меньше. Даже самым-самым серьезным и взрослым.

http://irinazaytseva.ru/Pic/igratsreb2.jpg

Распространенная «жалоба» многих мам и пап – как играть, если нет воображения? Ответ прост – необходимо постепенно развивать его в себе. Маленькими шажками. Ведь навык игры – это тоже навык, который, естественно, можно и нужно наработать.

Непонимание, с чего начать

Одни источники говорят одно, другие – другое. С чего же начать? Да с самого простого. Стройте башенку из кубиков, лепите шарики из пластилина или соленого теста, стучите палочками, качайте куклу или возите машинку. Это ведь совсем просто, правда? А постепенно в голову начнут приходить сюжеты. И, конечно же, малыш сам вам будет активно подсказывать.

Желание быть «идеальной мамой» толкает нас на подвиги в виде многочасовой подготовки к играм, тщательного изучения сюжета, изготовления огромного набора инструментария, после чего играть уже зачастую просто некогда. А, если еще и все пойдет «не по плану», и малыш не захочет везти машину из пункта А в пункт Б, а решит вернуться в пункт В? Парочка таких разочарований – и мама-перфекционистка может вообще перехотеть играть. Ведь зачем что-то делать, если невозможно быть идеальной в данном случае?

Помочь таким мамам может умение расслабляться и принять себя как достаточно хорошую мать. Не самую лучшую, но и не худшую. Поверьте, ребенку этого будет вполне достаточно! Не ждите идеальных условий, «правильного» лунного дня и расположения звезд в гороскопе для начала игры с ребенком. Просто начните прямо сейчас!

Так играть или не играть?

Играть! Много, разнообразно и с удовольствием! Приятно и полезно проводить время с ребенком, тем самым делая бесценный вклад в будущее малыша и просто в его хорошее самочувствие и радостное настроение. Ведь кому, как не вам, понятно, как все это важно для развития полноценной и гармоничной личности!

Конечно, есть мамочки, которые черпают идеи для игры буквально из воздуха, и с ходу придумывают увлекательные сюжеты. Обычно их детки в такие моменты визжат от восторга – вот это мама выдумщица! Но, даже если данная картинка никак не о вас, не стоит отчаиваться, — если уж Бог дал вам ребенка, он однозначно вложил в вас и задатки выдумщика и игрока. Просто этот игрок сейчас спит. И в ваших силах его разбудить.

Важно, чтобы игра нравилась вам самим и приносила удовольствие. Если у вас сейчас плохое настроение – можно переждать какое-то время, чтоб не сорваться. Но бывает и наоборот – «аппетит» к игре приходит во время самой игры. Попробуйте разные варианты!

Не забывайте и о другой крайности – не стоит превращать жизнь крохи в сплошное развлечение, где вы играете роль аниматора. Ребенок должен видеть и понимать, что у вас есть и другие, «взрослые» дела, но иногда вы можете поиграть вместе. И такое время будет для него всегда очень и очень ценно!

Список используемой литературы

Воронина, Т. П. Веселые и полезные игры для малышей. Книга №2 / Т.П. Воронина. — М.: Грамотей, 2016

Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2009

Трясорукова, Т. П. Игры и упражнения для развития памяти и речи / Т.П. Трясорукова. — М.: Феникс, 2015.

Пилюгина, Эмма Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет / Эмма Пилюгина. — М.: Мозаика-Синтез, 2017

Для чего нужно играть с ребёнком

Многие родители не догадываются о том, что с помощью игры с ребёнком по определённым правилам они могут восстановить не только принимающие любящие отношения, но психическое и физическое состояние ребёнка. Семейный и детский психолог Юлия Данилова.

Как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? Одно из проявлений любви к ребёнку — это когда вы дарите ему своё внимание. Часто родители возражают: «Да я и так целыми днями с ним (ней)!». Стоп. Варианты «мама на кухне готовит обед», «мама делает уборку», «поиграй, пока мама…» — не подходят. В это время вы физически вроде бы с ребёнком, но на самом деле заняты другими делами.

Два непременных условия внимания:

  • Полное внимание, внимание только для ребёнка. В это время вы не отвлекаетесь на посторонние дела, не разговариваете ни с кем другим.
  • Позитивное внимание: внимание без оценки его поведения, внешности и тому подобное, без осуждения, без критики и сравнения.

Если вы позитивное внимание заменяете на негативное («опять ты раскидал игрушки и вещи», «сколько раз тебе говорить!»), ребёнок всё равно будет стремиться получать даже такое внимание

Потому что внимание — это одна из важных социальных потребностей человека.

Другое проявление любви к ребёнку — это когда вы играете с ним в то, во что он просит. Родители могут возразить: «Я не люблю эти эти игры машинки/солдатики/драки/куклы/онлайн-игры», «А если она скажет — давай валятся в снегу или давай вместе играть в компьютерную игру?».

Ваша задача — отбросить свои убеждения (мы сейчас не говорим о верности или неверности этих убеждений, чуть не написала «заблуждений») и преодолеть сопротивление и согласиться на предложение ребёнка. Поверьте — это отличный шанс сблизиться с ним и обрести его доверие.

Перед началом игры вам нужно договориться о трёх условиях безопасности:

  • Мы не причиняем вреда другому — не делаем больно.
  • Мы не причиняем вред себе.
  • Мы не ломаем и не портим мебель, вещи и так далее.

Если это происходит — вы можете мягко напомнить об условиях и продолжать или прервать игру, если нарушения повторяются. Время проведения игры и её длительность тоже заранее обговариваются исходите из ваших возможностей. Для родителей это далеко непростое занятие, особенно в первое время. Родителям придётся преодолевать своё сопротивления, будут соблазны отказаться от запланированной игры.

Для родителей маленьких детей я рекомендую выделить время для игры с ребёнком хотя бы три-четыре раза в неделю по 30-40 минут

И тогда вы говорите своему ребенку: «Давай с этого дня по таким-то дням в такое-то время я буду уделять время только тебе и мы будем вместе делать то, что ты захочешь». Договор об особой игре станет лучшим подарком ребёнку от вас. Именно так говорят уже выросшие дети, с которыми родители играли в детстве.

Как правильно следовать игре ребёнка

1. Вы не прерываете его деятельность, не останавливаете и не предлагаете свои варианты игры, даже если что-то вам совсем не нравится. Вы можете что-то предложить, только если он сам попросит об этом. Но и в этом случае лучше задавать открытые вопросы: «А как ты сам думаешь?», «А что ты предлагаешь?», «А что дальше делать?».

Ребёнок становится главным. Он сам управляет событями своей жизни. А вы следуете тому, что он говорит, выполняете его команды. На время вы меняетесь ролями и подчиняетесь: он кричит на вас и пугает — вы преувеличенно боитесь. Он радуется — вы также искренне радуетесь вместе с ним. Ребёнок интуитивно выберет именно ту игру, которая поможет ему разрядить накопившиеся чувства страха, гнева, обиды. Ваша задача — не препятствовать ему в этом, а поддерживать его разрядку.

2. На всем протяжении игры вы щедро даёте позитивную обратную связь ребёнку. Не просто похвалу «молодец», а развёрнутую подробную обратную связь о том, как он здорово все это делает: «Как ты здорово придумал!», «Как это у тебя ловко получается! Я так не умею!», «Замечательная идея!», «Вот это воображение!» и тому подобное.

Положительных влияний у такой игры много. Вскоре вы заметитие, что между вами исчезли конфликты или вы их легче разрешаете, стало больше доверия друг к другу, появится больше тепла, близость в отношениях, желание быть вместе. Ребёнок, получив возможность отреагировать свой негативный опыт, — станет более спокойным в обычной жизни, уйдут агрессивность, страхи, обиды. А ещё у ребёнка появится чувство собственного достоинства, самоценность, значимость. И это всё за три часа в неделю игры с ребёнком.

«Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка

Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Рассказывает психолог Виктория Мелихова .

Польза игр для детей

Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников. А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.

«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».

Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.

Родители не понимают, почему дети должны играть

На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.

«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».

Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль. Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».

Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр. Так зачем детям нужны игры?

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать. Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Наблюдая за игрой ребенка

Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.

Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.

Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.

Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.

Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.

Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно. Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра.

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка. Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

«Мама, поиграй со мной»

10 причин уделять больше времени совместным играм с детьми

Игра в жизни ребенка занимает не последнее место, об этом сегодня знает каждый родитель.

Однако не каждый готов совместно с детьми участвовать в играх, тратить свое драгоценное «взрослое» время на это.

Кто-то считает данную затею совершенно нецелесообразной: «Зачем взрослому человеку впадать в детство?», «Пусть учиться проводить время наедине с собой».

Кто-то, возможно, вообще не умеет расслабляться в игре с ребенком, чувствуя внутри блок и нежелание.

воспитание дети детская психология Ирина Зацепина советы родителям, Как успех ребенка в будущем зависит от ваших слов сегодня?, psychologies.today

Хочу раскрыть 10 причин, по которым родителям необходимо принимать приглашения детей и проводить с ними больше времени в играх.

Совместное времяпрепровождение

Сколько времени в день вы действительно находитесь в контакте с вашими детьми?

Порой, даже находясь в одном помещении 24 часа в сутки, мы можем вообще не быть в контакте с ребенком. Особенно сейчас, в современном мире, когда нам все время надо бежать, что-то делать, чего-то достигать, добиваться. Мы окружены информацией, мотиваторами к бесконечному движению, и наше внимание все чаще уходит на внешний мир. Даже находясь рядом, в мыслях мы можем быть очень далеко. Тогда на помощь приходят дети, они очень тонко и со знанием дела начинают нас возвращать в контакт, потому что им он просто необходим, как воздух или вода.

дети детская психология Ирина Зацепина советы родителям, Нужно ли стремиться стать другом для своего ребенка?, psychologies.today

Играя с ребенком, вы можете хотя бы 15-20 минут в день быть в полном контакте с его миром, жизнью в настоящий момент времени. Это очень важно!

Узнать многое о происходящем в душе вашего ребенка

Игра – отличный инструмент, позволяющий родителям заглянуть в душу и мысли своих детей.

Ведь, внимательно наблюдая за ролевыми играми или участвуя в них, можно увидеть и проанализировать, с какими проблемами столкнулся ваш малыш, что ему очень хочется решить, но пока не вышло, что его сильно заботит.

Наблюдение за игрой ребенка, а еще лучше из первых рядов или в главных ролях, – это кладезь информации для любого родителя.

Александра Гаркуша мама материнство осознанное родительство роды советы родителям, Осознанное материнство: быть или не быть?, psychologies.today

Не упускайте шанс узнать больше о внутреннем мире своих детей и быть к нему немного ближе, чтобы увидеть, в чем сейчас нужна ваша помощь!

Подсказать или помочь понять, как надо действовать в реальной жизни

Когда вы выявите волнующую вашего ребенка на данный момент проблему, у вас появиться возможность через игру дать ему ненавязчиво советы по ее решению. Проиграйте с ним разные варианты развития ситуации, покажите, как можно найти выход в реальной жизни.

Это самый лучший способ донести до детей нужную информацию, помочь им разобраться, сделать выводы и найти решение.

И только представьте, вы – главное действующие лицо, не воспитательница или другие взрослые люди в окружении, а именно вы заложили сейчас важный и нужный алгоритм в голову ребенку, сделали то, что считаете нужным.

мама Оксана Грачева позитивная психология позитивное мышление семья, Бывают ли плохие мамы? или Как маме научиться мыслить позитивно, psychologies.today 2

Будьте в жизни ребенка в лице первых, в главной роли для него, и тогда вам не придется в подростковом возрасте выпрашивать хоть какое-то внимание к себе.

Помочь справиться со страхами

Выше я описала примерный алгоритм выявления проблемы, которая вызывает у детей желание решить ее через игру.

Одной из наиболее распространенных является страх. Это может быть абсолютно любая форма страха. Кстати, выявить точную форму тоже можно, внимательно понаблюдав за игрой или включившись в нее, задавая свой темп и выводя историю именно на тот момент, в котором, как вы считаете, сидит тот самый страх.

Сегодня в свободном доступе есть масса способов для родителей, позволяющих помогать ребенку в борьбе с его страхами. Я отдаю предпочтения арт-терапии, сказкотерапии и играм. Но, если для арт-терапии и сказкотерапии необходимы базовые знания действия методик, то для вашей совместной игры и помощи через нее вам не надо обладать особыми знаниями и навыками, нужно просто, включившись, внимательно наблюдать, позволяя ребенку проиграть волнующие его моменты, лишь задавая нужное направление.

Быть рядом в важные и решающие моменты – ни этого ли нам хочется как родителям?

Увидеть свое отражение в играх детей

Для меня всегда очень интересны игры дочери, если имею возможность, то играя с ней, внимательно наблюдаю. Многое о себе можно узнать!

Дети как губки: они впитывают и выдают нам порой то, что хотелось бы совсем в себе не замечать. Наше поведение, отношение к людям, миру, друг другу – все это считывается и откладывается глубоко в подкорку родными чадами. Поэтому порой очень терапевтично посмотреть на себя со стороны, сделать выводы, что-то исправить и больше не допускать, а что-то усилить и делать это чаще. Начните наблюдать и участвовать сегодня, и вы поймете, о чем я говорю!

Побыть в моменте и немного расслабиться

Как я уже говорила, современный темп жизни не дает расслабиться. Мы все время находимся где-то далеко в будущем, и это тревожно, или в прошлом, а это выматывает. Но когда ребенок играет, он находися здесь и сейчас, приглашая вас в этот волшебный момент, он дарит возможность отпустить тревогу, расслабиться на некоторое время и насладиться жизнью в настоящем, реальном и единственно существующем моменте. Не лишайте себя возможности просто быть сейчас, без ожиданий и тревожных терзаний!

Получить позитивный заряд

Радоваться, дорогие родители, нам никто не запрещал. А вот только мы все чаще рисуем себе грустную и тревожную жизнь. Дети и тут нас выручают! Игра, смех, веселые обсуждения, совместная фантазия на 15 минут уносят вас в мир позитива и дарят волшебный заряд. Хотя бы ненадолго всей вашей семье будет хорошо на этом фоне. Давайте чаще себе возможность лишний раз улыбнуться, а еще лучше – посмеяться от души. Это и есть жизнь!

Доиграть свои нерешенные детские истории

Мы тоже были детьми, мы проживали разные моменты, что-то успели проиграть и прожить, а что-то глубоко спрятали по разным причинам.

Совместные игры дают возможность найти в себе то, что мешает уже во взрослой жизни, например, без стыда и скованности играть со своими собственными детьми. Ведь вы это не делаете потому, что внутри начинается протест и становиться дискомфортно. Попробуйте прочувствовать, что мешает вам внутри, что не дает порадовать своего внутреннего ребенка и расслабиться. Проиграйте это в ролевой игре с детьми, дайте возможность себе наконец-то выдохнуть.

Сблизиться и уделить ребенку необходимую долю позитивного внимания

Основные проблемы поведения детей заключаются в том, что мы, родители, не всегда можем качественно удовлетворить их базовые потребности. Одной из них является потребность в позитивном внимании и любви. Детям важно знать и чувствовать, что они в вашей жизни значимые и нужные. Поэтому, когда не удовлетворяется данная базовая потребность, ребенок начинает брать свое уже негативными методами, а это происходит через истерики, крики, капризы, постоянное выспрашивание внимания. Такое поведение чаще раздражает родителя, чем дает возможность задуматься. Так что, участвуя в совместных играх, вы можете заранее скорректировать поведение детей. Позитивного внимания, думаю, будет достаточно для того, чтобы не «выпрашивать» его у вас через раздражение и негатив.

Показать, что жизнь ребенка вам не безразлична, вы принимаете ее и готовы быть участником, а не просто наблюдателем

Наши дети – часть нас, нашей жизни, ее главные персонажи. Но, к сожалению, они не всегда в этом уверены, и поэтому им приходится искать, требовать от нас ответы или действия, которые помогут понять, что они здесь не просто так, они важны, нужны, любимы, желанны, значимы, принимаемы в этом мире нами. Они готовы расти и становиться взрослее только тогда, когда уверены, что у них есть тыл, есть гнездо, в котором безопасно, и этим гнездом являемся мы, наше принятие, любовь и понимание.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как добывают алмаз и делают бриллианты
Ссылка на основную публикацию