100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в СССР моряки срочники служили дольше сухопутных?

Сколько лет призывники служили в армии в СССР

Сколько служили в армии СССР

Служба в армии была всегда в государстве. Ведь необходимо подготовить солдат к защите всех границ и своего государства на любой случай. Служба в армии всегда различалась, и по количеству времени, сколько служили раньше и сколько служат сейчас, и по обязанностям и даже по обмундированию.

В данной статье рассмотрим, сколько лет призывники служили в армии СССР, сколько лет служат сейчас, какие есть различия в службе. Все это и многое другое можно узнать ниже.

Как проходила служба

Срок армейской службы на территории РФ сегодня составляет 1 год, в течение которого юные призывники главным образом занимаются тем, что красят, убирают, стригут траву, копают и прочее.

«Дедовщины» уже как таковой нет, по причине того, что старослужащие быстрее уезжают домой, чем успевают превратиться в злобных «дедов», да и сегодня в воинских частях все чаще проводятся осмотры солдат на предмет побоев.

Конечно, исключения бывают, но, на самом деле, условия в армейских частях значительно смягчились. Дошло даже до того, что сегодня каждому солдату выдают мобильный телефон, с которого он практически круглосуточно может связаться со своими друзьями и родными.

Как проходила служба

Условия службы призывников и длительность армейского срока на территории нашей страны подвергались постепенным изменениям.

В дореволюционной России срок службы достигал какой-то совершенно фантастической цифры в 25 лет.

Вы можете представить, что сегодня, призвавшись в 18-летнем возрасте в армию, домой вы вернулись бы к 43 годам. Дождется ли вас ваша девушка?

Значительную поблажку призывники получили ко второй половине XIX века, когда при Александре II срок службы был сокращен до 7 лет, а к концу Первой Мировой он и вовсе уменьшился до 3 лет.

Наиболее известный нам срок длительностью в 2 года, который отдали родине большинство ныне живущих в стране советских призывников, был введен при Брежневе.

Существует мнение, что сокращение срока на 1 год стало причиной для повсеместного зарождения такого понятия как «дедовщина» (подобные внеуставные отношения существовали и в XIX веке, но именно с 1967 года произошел небывалый всплеск «дедовщины»).

Советские солдаты, служившие до 1967 года по 3 года, почувствовали несправедливость к себе, и принялись вымещать злобу на новобранцах. Последние же, возмужав, передавали ту же злобу вновь прибывшим. Цепочка тянулась десятилетиями, вплоть до XXI века, пока не была искоренена.

В 1993 году, уже с развалом СССР, срок службы был сокращен до 1,5 лет в сухопутных войсках, и до 2 лет на флоте, однако, уже через 3 года, из-за чеченского конфликта была проведена очередная реформа, уравнявшая флот с прочими войсками.

Так срок службы вернулся на отметку в 2 года.

С началом нового века постепенно происходило реформирование вооруженных сил. Большое распространение получила контрактная служба. К 2007 году срок снизился до 1,5 лет, а к 2008 превратился в 1 год.

В ноябре 2012 года СМИ со ссылкой на высказывание председателя Комитета Госдумы по обороне сообщили о том, что срок службы в российской армии будет вновь пересмотрен. Так, по словам председателя комитета Владимира Комоедова, оптимальная продолжительность срока службы – полтора года, а сокращение службы до 1 года было «политическим решением» и на самом деле плохо влияет на боеготовность армии.

Два месяца

Источник в Кремле практически сразу опроверг эту информацию, напомнив о реализованной инициативе президента по сокращению сроков.

Два месяца

Именно столько давали на призывную компанию в СССР. Была весенняя, была и осенняя. Первая начиналась в мае, а заканчивалась в июне. Вторая же длилась с ноября по декабрь.

За это время всем лицам, которые достигали призывного, 18-ти летнего, возраста и не имели отсрочек, приходили повестки, приглашающие призывника в ближайший военкомат. Если сейчас уклонение от службы не карается слишком сурово, то тогда это считалось прямым нарушением Конституции СССР и посягательством на оборонную способность страны.

Соответственно, увиливание от службы было тяжким криминальным правонарушением, которое судилось по всей строгости закона. Можно также было получить отсрочку, по медицинским показателям или для продолжения учебы. Еще могли отложить призыв, если на попечении находились недееспособные родственники.

А вот для всех остальных, закон был един во своем мнении — нужно служить.

Продавцы и покупатели

Будущие военнослужащие проходили медкомиссии, обязательное освидетельствование у психиатра, беседовали с призывной комиссией. Последняя должна была выяснить, что думает призывник про армию, хочет ли служить, чем увлекается и интересуется. Смотрели также в характеристику из школы/места работы. В общем, изучали будущего служащего армии со всех сторон. По результатам беседы, призывная комиссия имела право даже не допустить молодого человека к службе, если считала его негодным для несения воинской обязанности. Но такое, следует заметить, встречалось крайне редко.

Читайте так же:
Почему остров Мафия так называется?

Продавцы и покупатели

В конце концов, будущему военному определяли специализацию — род войск, в которых он будет служить. Многие не хотели попасть во флот, так как там срок службы составлял три года. Но, разумеется, встречались и удальцы, которые рвались туда и не видели себя нигде, кроме ВМС.

И вот — значимый день, день отправки в войска. Ему предшествовали бурные проводы, которые своими масштабами не уступали свадебным гуляниям. После них призывники собирались у военкомата, где их разбирали кто куда “покупатели” — представители различных военных частей, прибывших за пополнением и желающим забрать себе самых лучших, сильных и умных. После отбора, начиналась долгая дорога в несколько год.

Градация

Одна из самых важных вещей, которые могли посоветовать новобранцу — не брать с собой ничего из еды или денег. Потому что старослужащие их бы стопроцентно заберут. Не забирали только нижнее белье, и то не всегда, поэтому умный и подготовленный призывник только его ложил в наплечный ранец.

И вот, молодой человек в армии. Одним из первых событий, что с ним происходило — приписывание к, так сказать, касте “духов”. Так называли молодняк, который проходит КМБ — курс молодого бойца, или как его называли в армейской среде — “карантин”. Наверное, называли потому, что там убивали всякие гражданские привычки. После прохождения таких “дезинфицирующих” процедур солдат набирался нужного опыта и ставал “СЛОНом”. Это не просто название, а настоящая аббревиатура. Расшифровывается она как “Солдат, любящий огромные нагрузки”.

После того, как преодолевался рубеж в полгода, солдат становился “боевым слоном” или же “черпаком”. Его больше не грузили так работой, даже более того — он мог сам ее раздавать обычным “слонам”. Правда, нужно было проявлять крайнюю осторожность, чтобы не переборщить с “поручениями” и не получить по всей строгости от начальства.

Когда солдат отслужил первый год, он становился “дедом”. Теперь он мог по полной отыграться на молодых новобранцах, что часто и делал. Не зря гражданских ребят часто пугали “дедовщиной”. Считалось, что подобное явление помогает воспитывать в “слонах” стойкость духа и крепость воли. На деле это часто оборачивалось беспричинным насилием, нервными срывами и самоубийствами.

В последние сто дней службы солдатов называли “дембелями”. И только в последний день в армии, когда приезжал автобус, чтобы отвезти их домой, они позволяли себе называться гражданскими.

Почему на флоте служили дольше?

Военно-морской флот России – это гордость страны и великая сила, которая во все времена заставляла о себе говорить и прислушиваться. Законодательные акты, регулирующие срок службы в армии, неоднократно менялись. И, в отличие от современной России, в эпоху СССР на флоте служили дольше, нежели в сухопутных войсках. Какими факторами это можно объяснить?

Особые условия службы

Начиная с 1939 года, в МФВ служили 5 лет. Спустя десятилетие этот период сократили на год. А начиная с 1967 года, на флоте служили 3 года. Главная причина – специфическая квалификация, на получение которой требовалось больше времени.

Особые условия службы на флоте

Любое боевое плавсредство при Советах, будь то надводный корабль или подлодка, требовало грамотного специфического обслуживания. На флоте служили дольше, поскольку подготовка специалиста соответствующего профиля требовала времени.

Важным требованием, предъявляемым к новобранцам, был высокий интеллект вкупе с хорошей физической формой.

К примеру, подводники, служившие в 60-70 гг. прошлого века, вспоминают, что именно стойкость духа была обязательным качеством, которым должен был обладать моряк.

К примеру, после погружения атомной подводной лодки при температуре ниже -30 °C температура внутри не превышала отметки +5 °C. А во время пребывания в тропических и субтропических поясах температура в дизельном отсеке достигала +50 °C.

Читайте так же:
Как делают овощные консервы и варенья

Здесь же надо учесть высокий уровень влажности воздуха и содержания углекислого газа.

Почему в СССР моряки срочники служили дольше сухопутных? — «Как и Почему»

В СССР любое военное плавательное средство требовало высококачественного специфического обслуживания. Служба на флоте проходила дольше, а именно – 5 лет (1939-1949 год) главным образом, из-за большого количества времени, необходимого для подготовки специалиста. Для сравнения, в соответствии с законом 1939 г., в сухопутных войсках служили 2 года, а в пограничных – 3. В дальнейшем сроки прохождения службы неоднократно менялись. С 1949 в сухопутных войсках и ВВС служили 3 года, а на флоте – 4. В 1967 году требования снова поменялись:

солдаты с высшим образованием, независимо от типа войск, служили 1 год;

призывники береговых частей флота, пограничных и внутренних войск – 2 года;

матросы, старшины береговых частей боевого обеспечения ВМФ, судов, морских частей пограничных войск – 3 года.

Основные требования к призывнику – хороший уровень подготовки и высокий интеллект. Подводники, которые служили в 1970-х, говорят, что основным условием службы на флоте было наличие высокого боевого духа. Когда судно находится в субтропических и тропических поясах, в дизельном отсеке температура может достигать +50 ℃ с учетом высокого содержания углекислого газа при повышенной влажности. Далеко не каждый способен выдержать такие условия и при этом работать в штатном режиме.

Требования к призывникам

Требования к прохождению службы на Военно-морском флоте СССР такие же, как и в наши дни. Призывник должен быть психически стабильным, иметь категорию годности А 1-А 3.

При отборе в ВМФ предпочтение отдавалось выпускникам военных учебных заведений, а также тем, кто владеет полезными гражданскими специальностями: радиотехникам, сварщикам, мотористам.

Боевой корабль имеет на борту высокоточное оборудование, для работы с которым требуются опытные специалисты. Поэтому любая из флотских специальностей требует длительного обучения.

ВМФ Российской Федерации в настоящее время

С 1996 года постепенно снижалось время службы как на флоте, так и в армии. В 2008 году срок службы сократился до 12 месяцев для всех видов войск. В связи с сокращением срока службы количество желающих служить в ВМФ РФ резко возросло, однако достигнуть данной цели получается не у всех, так как имеется ряд высоких требований.

Выбирать, где именно служить в ВМФ, призывники не могут. Исключение составляют лишь те, кто предъявил в военкомате приглашение на прохождение службы в определенной части.

Служба на подводной лодке или боевом корабле гораздо сложнее, чем на суше и моряки часто по нескольку месяцев не видят землю. Когда они находятся на суше, то живут в казармах и продолжают вести обслуживание корабля.

Каждый выход в море – существенная трата денег, поэтому такой отдых на берегу может быть продолжительным. Многие моряки служат на контрактной основе и могут выбирать, где именно проходить службу.

Черноморский флот и Каспийская флотилия располагаются в более теплом климате. У моряков Балтийского флота хороший соцпакет. Военнослужащие Тихоокеанского и Северного флота имеют более высокую зарплату и северные льготы.

Новобранцы-контрактники могут служить 24-36 месяцев. Мичманы и офицеры заключают договор на 5 лет, а повторное поступление на службу может длиться в течение любого срока, но не меньше года.

Почему в СССР моряки срочники служили дольше сухопутных?

 Особые условия службы на флоте

Любое боевое плавсредство при Советах, будь то надводный корабль или подлодка, требовало грамотного специфического обслуживания. На флоте служили дольше, поскольку подготовка специалиста соответствующего профиля требовала времени. Важным требованием, предъявляемым к новобранцам, был высокий интеллект вкупе с хорошей физической формой.

К примеру, подводники, служившие в 60-70 гг. прошлого века, вспоминают, что именно стойкость духа была обязательным качеством, которым должен был обладать моряк. К примеру, после погружения атомной подводной лодки при температуре ниже -30 °C температура внутри не превышала отметки +5 °C. А во время пребывания в тропических и субтропических поясах температура в дизельном отсеке достигала +50 °C. Здесь же надо учесть высокий уровень влажности воздуха и содержания углекислого газа.

Читайте так же:
Миллиардер из Японии выкупил все места на борту SpaceX Starship

ТОП-3: особые требования к призывникам

ТОП-3: особые требования к призывникам

Сколько сейчас служат на флоте: последние изменения

Сколько сейчас служат на флоте: последние изменения

Очередное нововведение, касающееся срока службы в армии, состоялось в 1996 году. В соответствии с ним продолжительность службы была уменьшена до 2 лет. В 2007 году был принят новый закон, регулирующий период службы. В соответствии с содержащимися в нем нормами, срок службы на флоте, как и в армии, был уменьшен до 1,5 лет.

Уже спустя полгода на смену этой нормативе пришла новая. Начиная с 2008 года для службы как на флоте, так и в любых сухопутных войсках установлен единый срок, который составляет 12 месяцев.

Как попасть на флот

Как попасть на флот

Если раньше с каждым призывом были сопряжены проблемы, связанные с поиском ретивых уклонистов, то сейчас ситуация поменялась. Призывники наоборот стремятся отслужить, поскольку без прохождения срочной службы мечта о многих престижных и высокооплачиваемых профессиях останется мечтой.

Немало среди призывников и желающих попасть на флот. Но осуществить желание получается не у всех. Это, опять-таки, связано с серьезными требованиями.

Основной критерий, учитываемый при отборе, физические характеристики. Предпочтение также отдается кандидатам, получившим диплом военно-морского училища, либо гражданскую специальность, способную пригодиться на корабле. О своем желании пойти служить в ВМФ призывник должен заявить во время медицинской комиссии.

Призывники не могут сами выбирать, в каком именно подразделении они будут служить. Исключение составляют лишь парни, предъявившие в военном комиссариате приглашение от определенной войсковой части. Условия службы на боевом корабле или подлодке гораздо более тяжелые, нежели на суше. Порой моряки месяцами не видят землю. На флоте строго распределены обязанности, поэтому времени на выяснение межличностных отношений у ребят попросту нет.

Благодаря такому строгому распределению обязанностей дедовщина на флоте – очень редкое явление. Во время нахождения на берегу моряки проживают в казармах, одновременно выполняя обязанности по обслуживанию корабля. Поскольку его каждый выход в море подразумевает солидные финансовые расходы со стороны государства, то периоды отдыха могут быть довольно долгими.

Служба на флоте по контракту

Служба на флоте по контракту

Большая часть наших моряков набирается из числа контрактников. Предъявляемые к ним требования те же, что и в случае со срочниками. Возрастной диапазон моряков, подлежащих контрактной службе на флоте, от 18 до 40 лет.

За контрактником остается право выбора флота, куда он хочет пойти служить. Это может быть Северный, Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский или Каспийский флот. Служба на Черноморском или Каспийском подразумевает более мягкие климатические условия. На Северном и Тихоокеанском выше зарплата и используются повышающие коэффициенты и северные льготы. Военнослужащие на Балтийском флоте располагают более развитой инфраструктурой и хорошим соцпакетом.

Для новобранцев срок контракта может варьироваться от 24 до 36 месяцев. С мичманами и офицерским составом договор заключается на 5 лет. При повторном поступлении на службу можно выбрать любой срок, но не менее 1 года. Зарплата у контрактников варьируется от 20 до 40 тысяч рублей.

Потери подводного флота СССР во Второй мировой войне

Раздел создан на основании книги старшего научного сотрудника Кузина Владимира Петровича и старшего научного сотрудника Никольского Владислава Ивановича «История создания послевоенного Военно-Морского флота СССР и возможный облик флота России» и других материалов.

Кузин Владимир Петрович родился 31 января 1945 г. в городе Москве. Русский, из семьивоеннослужащих. В 1963 г. окончил Ленинградское Нахимовское ВМУ и поступил в ВВМИОЛУим. Ф.Э.Дзержинского, которое закончил в1968 г. В 1970 году был назначен в 1 ЦНИИ МОдля прохождения дальнейшей службы. В 1982 г.закончил адъюнетуру в Военно-Морской Академии имени Маршала Советского Союза ГречкоА.А. и защитил кандидатскую диссертацию, а1983 г. ему было присвоено учёное званиестаршего научного сотрудника. Является специалистом по системному анализу и прогнозированию развития сложных систем. Публиковаться в открытых источниках начал с 1972 г.

Читайте так же:
Был ли голос у динозавров?

Никольский Владислав Иванович родился26 августа 1948 г. в городе Тамбове. Русский, изсемьи военнослужащих. В 1971 году окончилВВМИОЛУ им.Ф.Э Дзержинского. С 1971 г. По1975 гг. проходил службу на кораблях КЧФ: ЭМ»Серьезный» (пр.З0бис) и «Сметливый» (пр.61).В 1977 году окончил Военно-Морскую Академию имени Маршала Советского Союза ГречкоА.А. и был назначен в 1 ЦНИИ МО для прохождения дальнейшей службы. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию, а 1983 г. Емубыло присвоено учёное звание старшего научного сотрудника. Является специалистом посистемному анализу и проектированию сложных систем. Публиковаться в открытых источниках начал с 1985 г. но, прошло время…

Военным морякам и «оборонщикам»,

сделавшим целью и смыслом жизни

создание флота, достойного

Великой Родины, посвящается…

Краткий анализ опыта Второй Мировой и Великой

Анализируя послевоенное развитие ВМФ СССР, можно выделить (среди многих других) решающее влияние на него двух основных факторов: опыт использования флотов в Великой Отечественной войне (ВОВ) и во Второй Мировой войне (ВМВ); общие взгляды политического и военного руководства на характер будущей войны и роли в ней флота в условиях научнотехнической революции.

Отечественная советская историография вообще, а военная в частности всегда находилась под жёстким идеологическим диктатом, по существу выполняя различные социальные заказы и, являясь в таком проявлении фактически не историей, а фальсификацией. Здесь авторы впервые делают попытку пересмотра некоторых взглядов, сформированных для обоснования впоследствии принятых решений, положенных в основу послевоенного строительства ВМФ.

Проанализировать весь совокупный опыт, прежде всего, ВМВ и ВОВ в ограниченных рамках данной работы не представляется возможным, поэтому здесь приводятся только основные выводы и положения, которые помогли бы понять излагаемый в дальнейшем материал.

Следует заметить, что в отечественной историографии основной упор в изучении опыта ВМВ всегда делался на изучении опыта боевых действий в Атлантике и наиболее пристально изучалось нашими специалистами применения прежде всего Германского и Советского флота, а боевые операции на Тихом океане и боевое применение Японского и Американского флотов как бы оставалось в тени. Столкнувшись после окончания ВМВ с коалицией морских держав (блок НАТО во главе с США), военные специалисты стремились извлечь из ближайшего исторического прошлого положительные примеры борьбы державы континентальной с морскими.

На основе упомянутого анализа обосновывалась, пропагандировалась и по существу фетишизировалась ИДЕЯ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ.

Нельзя не упомянуть, что означенное не было ни объективным, ни беспристрастным, ни достаточно глубоким проникновением в суть исторической проблемы. Внимательный и по возможности беспристрастный анализ даёт основание утверждать, что эффективность подводной войны и действий подводных лодок (ПЛ) по фактическим результатам, полученным в ВОВ и ВМВ, не была столь впечатляющей, как это преподносилось.

Краткий анализ опыта боевого применения различных сил флота мы начнем с оценки результативности основных сил и средств отечественного флота в ВОВ (таблица 1.1.).

Как видно из приведённой таблицы при принятом подходе первое место по всем параметрам принадлежит АВИАЦИИ ВМФ (минимум затрат при максимуме эффекта), а ПЛ оказались самым дорогим боевым средством. Причем в условиях морских театров, на которых вел боевые действия отечественный ВМФ дальность действия ПЛ и авиации ВМФ оказались одинаковыми. На один потопленный боевой корабль или транспорт отечественная авиация ВМФ расходовала до 100 самолето-вылетов и теряла 2.1 самолета (для сравнения авианосная авиация США расходовала до 338 самолетовылетов, однако при этом она теряла в среднем менее 1 самолета). Массирование сил авиации позволяло не только достигнуть необходимого результата, но и сократить потери. За всю ВМВ авиация всех остальных воюющих государств потопила более 60% от потерянных боевых и вспомогательных кораблей и судов. Развитие технических средств обнаружения (появление во время войны радиолокаторов, магнитных обнаружителей и радиогидроакустических буев) позволило авиации в конечном итоге победить и в подводной войне. Она уничтожила более 50% подводных лодок стран «оси». Наконец авиация всех воевавших государств потопила 7.8 млн.т торгового тоннажа. Исключительно важную роль авиация стала играть на закрытых театрах, где она, в умелых руках, оказалась способной даже подменять надводные корабли в таких действиях как блокада (например блокада Севастополя в 1942г). Уровень подготовки командования и летного состава морской авиации США, Англии, Германии и Японии был очень высок и достигался длительной тренировкой (в конце ВМВ качество подготовки летчиков в Японии и Германии из-за больших потерь снизилось). Важной и не случайной особенностью морской авиации США, Англии и Германии было бережное отношение к экипажам сбитых самолетов, их стремились спасти используя все возможные средства (гидросамолеты, ПЛ, надводные корабли и катера).

Читайте так же:
Как устроен единый платежный документ

В нашем ВМФ приоритет военно — морской авиации над другими ударными силами в основном не опровергался, однако, этот род флота оставался практически сухопутным и фактически второстепенным. К серьезным недостаткам деятельности нашей морской авиации можно отнести малую эффективность массированных ударов по морским целям. За всю ВОВ на ходу в море нашей авиации не удалось уничтожить ни один крупный боевой корабль, хотя безуспешные атаки, например тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» 23 ноября 1944 года в районе Ирбенского пролива производились пятью группами бомбардировщиков и штурмовиков (при их общей численности в 35 единиц).

Крейсер «Адмирал Шеер» отражает атаки советской авиации 23 ноября 1944 года

Истребительная авиация отечественного ВМФ, за редким исключением, опасалась на одномоторных самолетах вылетать на полный радиус действия.

Штурманская подготовка летчиков авиации ВМФ оставляла желать лучшего. Вообще штурманская подготовка летчиков в советской авиации во время ВОВ была слабой. Так например не удалось за всю войну полностью укомплектовать экипажами, подготовленными к дальним полетам в сложных метеорологических условиях и ночью, дальнюю авиацию. Конечно в тех условиях обеспечить морскую авиацию хорошо подготовленными экипажами тогда вообще было невозможно хотя бы из-за недостатка времени. Универсальные возможности авиации позволяли использовать ее как на море, так и на суше. Это обстоятельство также отрицательно влияло на боеспособность всего ВМФ, ибо его авиация использовалась часто на сухопутном направлении (за всю ВОВ более 70% всех самолётовылетов) где и несла основные потери в хорошо подготовленных экипажах, оставляя корабли без прикрытия в воздухе. Наконец очень отрицательное психологическое влияние оказывало и то, что операции по спасению экипажей сбитых над морем самолетов в отечественном флоте практически не проводились (и это при значительном количестве гидросамолётов в составе ВВС всех флотов).

Безвозвратно потерянные в начале ВОВ самолеты вместе с хорошо подготовленными экипажами не могли быть компенсированы значительной численностью самолетов с малоподготовленными экипажами в последующим.

«Общее господство в воздухе» достигаемое простым увеличением численности самолетов с малоподготовленными экипажами было самообманом. Так при меньшей численности самолетов немецкие летчики вплоть до конца 1943 года безраздельно господствовали над большей частью Черного моря, и это после полной потери господства в воздухе над сушей и проигрыша ими знаменитого сражения над Кубанью. Одна из главных причин гибели лидера «Харьков» и 2-х эскадренных миноносцев 6 октября 1943 года кроется именно в этом, а не в ряде тактических промахов допущенных командованием этого отряда и Черноморского флота в целом.

Лидер «Харьков» в 1934 году. 6 октября 1943 года лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный» были атакованы немецкой авиацией… Трагедия произошла на пути в Туапсе в районе с координатами 44 град. 15 мин. с.ш., 36 град. 00 мин. в.д

Война так и не научила руководство ВМФ иному отношению к морской авиации. В той трагической для Черноморского флота операции в конце 1943 г. морской авиации ставились лишь общие и вспомогательные задачи — «прикрытия кораблей с воздуха». Можно предположить, что если бы в той операции главной ударной силой выступала бы морская авиация, то мощная группировка морской авиации, которую пришлось бы развернуть, очевидно не допустила бы уничтожения этих кораблей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию