100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в СССР главой государства был генеральный секретарь, а не президент или премьер-министр?

Почему в СССР главой государства был генеральный секретарь, а не президент или премьер-министр?

Во главе большинства современных стран стоят президенты, монархи или премьер-министры в зависимости от формы правления. А в Советском Союзе, хотя официально это нигде не было закреплено, государством руководил генеральный секретарь. По определению это должность старшего лица в организации или партии.

Генсек ЦК КПСС И.Сталин. Источник: kipmu.ru

Советская власть: кто был самым главным в СССР?

Союз Советских Социалистических Республик существовал на протяжении длительного времени – с 1922 по 1991 г. При этом в 1922-1936 гг. по форме правления СССР считался советской республикой, а с 1936 и до момента распада – парламентской. За все это время сменилось 8 глав государства, а также использовались разные названия этой должности.

Стоит отметить, что официально с 1922 по 1988 во главе Советского Союза находился не один человек, а коллективный орган. Это позволяло подчеркнуть главную особенность советской власти – она принадлежит народу. Единое должностное лицо во главе государства появилось лишь в 1989 – вследствие реформирования.

С 1922 по 1938 в СССР действовал Всесоюзный съезд Советов в качестве высшего органа государственной власти. В каждой республике народ избирал Совет, а его представители участвовали в съезде. Отсюда и название — советская республика. В общей сложности было проведено 8 Всесоюзных съездов. На них решались самые важные вопросы: изменение Конституции, прием новых республик в состав, планирование бюджета и т.п. В период между съездами советов власть переходила к Центральному Исполнительному Комитету СССР (ЦИК СССР).

Главы СССР. Источник: kipmu.ru

Оба эти органа были заменены в 1938 году образовавшимся Верховным Советом СССР, который просуществовал вплоть до распада Советского Союза. В Верховном Совете заседали депутаты, которых выбирало население страны.

Что примечательно, при В. Ленине наивысшей государственной должностью считался Председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета. Но так было лишь формально, а на самом деле все политические вопросы решались Советом народных комиссаров, во главе которого и был Ленин.

Но наиболее прочно закрепилась должность генерального секретаря. В действительности это довольно широко понятия, но в контексте СССР оно ассоциируется с генеральным секретарем ЦК КПСС (правящей коммунистической партии). И. Сталин стал первым партийным деятелем, который занял ее официально. Это также была единственная неколлегиальная должность.

Интересный факт: немаловажную роль в партийной организации играл Секретариат ЦК КПСС, который являлся руководящим рабочим органом. У секретарей было право посещать заседания Политбюро ЦК КПСС, члены которого могли не занимать государственных постов, но фактически входили в высшее руководство страны.

В первые годы после возникновения поста секретаря он считался второстепенным и был создан для решения организационных и исполнительных моментов. Однако Сталин быстро наращивал свою власть и значимость в партии, собрав вокруг себя преданных людей. Сам он предпочитал, чтобы его называли просто секретарем ЦК, а не генсеком. Поскольку СССР был однопартийным, то генсек ЦК КПСС фактически становился главой государства. В его полномочия входило решение любых вопросов: идеологических, экономических, политических и т.д.

Со временем должность генсека уже ассоциировалась со Сталиным, поэтому ее начали по умолчанию воспринимать первой в государстве. Его соратники упоминали о том, что именно Сталина считали главным членом Политбюро, который активнее других участвует в решении всех вопросов, а также к его предложениям чаще всего прислушиваются на собраниях.

Почему в СССР главой государства был генеральный секретарь, а не президент или премьер-министр?

Президент – это глава государства в стране со смешанной или республиканской формой правления. Его избирают на строго установленный срок и наделяют властью, ограниченной законом. В президентской форме правления главу государства (и одновременно парламента) выбирают прямым или косвенным путем граждане страны.

Политбюро ЦК КПСС при Л. Брежневе. Источник: kipmu.ru

В парламентской республике президента назначает парламент. У него имеются широкие полномочия, но лишь формально, поскольку вся власть сосредоточена в руках премьер-министра. Эта должность может иметь разные названия в зависимости от страны: канцлер в Германии, президент министров в Латвии, Председатель Правительства РФ и т.п.

Интересный факт: Михаил Горбачев является последним Генеральным секретарем ЦК КПСС, а также единственным президентом СССР.

В СССР звучали предложения о введении института президентства. Например, во время рассмотрения Конституции СССР в 1936 г. Тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР избирался Верховным Советом, а не населением. Сталин отказался от подобных нововведений, поскольку считал, что это будет противоречить Конституции СССР. В соответствии с ней в стране не должно быть президента в одном лице, имеющего такой же уровень власти, как и Верховный Совет. К слову, понятие «глава государства» в Советском Союзе вообще не употреблялось.

Также стоит учитывать важность должности секретаря на Съездах Советов, всех партийных собраниях. Именно секретарь определял повестку дня, руководил ходом собрания, председательствовал на нем. Поэтому его роль была первостепенной. Становление должности генсека связывают именно со Сталиным. Он выдвинул предложение о формировании Секретариата ЦК, распределении обязанностей между секретарями, а Ленин поспособствовал тому, чтобы имя Сталина находилось первым в списке на новую должность. В дальнейшем Хрущев, Брежнев, Андропов и другие главы СССР именовались генсеками (или первыми секретарями), так как этот пост прочно закрепился благодаря Сталину.

Читайте так же:
Как и из чего делают хлеб? Описание, фото и видео

Кто придумал президента

Журнал Time в 1989 году назвал Горбачева Человеком десятилетия . Больше такого титула не получал никто и никогда . Были, правда, Человек половины века (Черчиль ) и Человек века (Эйнштейн ). Фото: ROBERT MAASS/CORBIS/FOTO S.A

Почему глава государства в России называется президентом. Почему Россия президентская, а не парламентская республика. Кто вообще так решил и когда

22 года назад, 15 марта 1990 года, Михаил Сергеевич Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Верховного Совета СССР, на Третьем внеочередном съезде народных депутатов спустился из президиума к небольшому столику, положил руку на Конституцию и, кажется, совсем не волнуясь, произнес: «Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР». Дословно эту фразу на территории современной России и бывшего СССР больше не повторит никто и никогда. Но все последующие главы государств будут называть себя президентами и будут так же, как Горбачев, клясться на Конституции. Клясться, гарантируя ее соблюдение. За несколько минут до того, как Горбачев произнес текст своей присяги, к микрофону вышел академик Юрий Осипьян, председатель счетной комиссии съезда народных депутатов, и огласил результаты выборов.

Это были очень странные выборы. Во-первых, выбирали между Горбачевым и никем. Поначалу депутатская ассоциация «Союз» выдвинула еще Николая Рыжкова и Вадима Бакатина, но они согласия на выдвижение своих кандидатур не дали, так что 14 марта в бюллетенях оставалась только одна фамилия — Горбачев. Анекдот потом рассказывали такой: «Михаил Сергеевич, выбирайте арбуз». — «Да как же мне выбирать, если он у вас один?!» — «Ничего, Михал Сергеич, мы же вас выбирали».

Во-вторых, выбирали не всей страной, а двумя тысячами народных депутатов. К этому моменту президенты в разных странах выбирались уже не одну сотню лет. Это были разные президенты, наделенные разными полномочиями. Были президенты президентских республик, как в США или большинстве стран Латинской Америки. Были президенты парламентских республик, как в Израиле, Германии, Италии. Были даже пожизненные президенты — в Тунисе или Уганде, например. Так что же именно имел в виду Горбачев, называя себя президентом? Само слово «придумали» ближайшие соратники и помощники Горбачева — Александр Яковлев, Георгий Шахназаров, Вадим Медведев, Валерий Болдин, Анатолий Лукьянов. Говорили о введении поста президента и в лагере оппозиции, на собраниях Межрегиональной депутатской группы (МДГ), — Анатолий Собчак и Андрей Сахаров. Каким образом аппаратчики и демократы в итоге сошлись на том, что стране нужна президентская республика?

Во время правления Горбачева появилось неслыханное количество самых разных предметов с символикой: часы, майки , значки, кружки, календари. Во-первых, потому, что узнаваемых лозунгов было очень много. А во-вторых, кооперативное движение набирало обороты. Например, пошивом батников с перестроечной символикой занимался кооператив «Символ», который создавался при непосредственном участии Елены Батуриной, будущей жены будущего мэра. Фото: ИВАН КУРИННОЙ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВИКТОРА МЕЛАМЕДА

Анатолий Черняев, помощник Горбачева, в своих дневниках пишет, что бумага о президентстве была подготовлена еще в 1985 году, но в своих книгах и Яковлев, и Шахназаров, и Медведев впервые слово «президент» начинают употреблять в связи с XIX партконференцией, то есть в 1988 году. Это в кулуарах. С трибуны же о необходимости введения поста президента скажет Александр Яковлев в 1990 году. Холодная война практически окончена, на Западе Горбачеву рукоплещут, выходят на улицы во время его визитов, он дважды попадает на обложку Time как Человек года (под заголовком: «Михаил Горбачев. Прервал советский летаргический сон») и как Человек десятилетия (с титулом «Покровитель перемен»). Красиво было бы предположить, что в этот момент его советники решают, что генеральному секретарю Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Горбачеву нужен новый, звучный и понятный статус, который поставит его в один ряд с главами западных государств. Это так лишь отчасти.

Чтобы понять основную причину, по которой появился пост президента, нужно вспомнить, как именно работала система государственной и партийной власти в те годы в СССР. По сути, этого разделения — государственное устройство и партийное — не было.

Партия в стране была одна — коммунистическая. У партии был Центральный комитет. Руководящий орган, в который входили члены партии и кандидаты, разделенный на отделы, — это тот самый знаменитый аппарат ЦК. Слово «аппаратчики», которым стали называть всех номенклатурщиков, произошло именно от него. Между пленумами ЦК партией управляло Политбюро — около 20 самых влиятельных коммунистов страны.

Читайте так же:
Где лучше жить — есть ли города на планете, где за проживание не надо платить?

Раиса Максимовна Горбачева была единственной первой леди в истории страны, которая часто появлялась на публике вместе с мужем. Ни жены советских генсеков до нее, ни супруги российских президентов после никогда не пользовались такой популярностью. Фото: REUTERS/VOSTOCK PHOTO

Ни одно значимое назначение на любой пост, ни один закон, ни одно постановление не принимались без ведома Политбюро. «Депутаты назначались (а выборы их были лишь фикцией). Назначенные депутаты собирались на сессии, чтобы одобрить — непременно единогласно! — уже заранее подготовленное решение. Дело даже дошло до того, что определенная должность сопрягалась с представительством в определенном совете. Скажем, ректор Ленинградского университета по партийному раскладу всегда был депутатом Верховного Совета РСФСР, а ректор Московского университета — по тому же раскладу — заседал в Верховном Совете СССР. Декан юридического факультета ЛГУ всегда входил в Ленсовет, и иного быть не могло», — пишет Анатолий Собчак в книге «Хождение во власть».

В Конституции, в статье номер шесть, отдельно обговаривалась руководящая и направляющая роль КПСС. Главой государства де-факто был генеральный секретарь ЦК КПСС, а де-юре глава государства в стране был коллективный — Президиум Верховного Совета. Генсеком к 1990 году был Михаил Горбачев, который занял эту должность в 1985 году.

Что же касается государственного устройства, то органом законодательной власти (при демократическом политическом устройстве называемым парламентом) был Верховный Совет СССР. Кроме того, был Совет министров, Совмин, — это как бы исполнительная власть. Парламент как бы выбирали на как бы выборах.

Вот, например, как избирался депутатом в Верховный Совет СССР Георгий Шахназаров — один из главных идеологов демократии, перестройки и гласности: «Получил уведомление оргпартотдела, что трудящиеся Ташаузской области Туркменской ССР выдвинули мою кандидатуру в высший законодательный орган власти и просят согласия баллотироваться. Почему в Туркмении? Очень просто: умер тамошний депутат, освободилось место. Заботиться о предвыборной кампании в те времена не приходилось, за тебя все делали вездесущие партийные органы. Получив командировку, я направился в Ашхабад, был встречен в аэропорту высокими местными чинами и препровожден в кабинет Сапармурата Ниязова. Осторожно, но достаточно внятно я признался, что чувствую некоторое неудобство: человек со стороны, никак не связанный с республикой, должен буду представлять ее в Москве. Ниязов успокоил, сказав, что меня это не должно смущать, партийно-государственный актив и население области рады заполучить «своего человека в Цент ре». Это было в 1987 году, а в 1988-м по инициативе Горбачева все стало происходить иначе: высшим органом законодательной власти становился Съезд народных депутатов. Выборы народных депутатов 1989 года очень сильно отличались от описанного Шахназаровым. Это еще не были настоящие свободные выборы: треть депутатов (750 человек) не выбирались, а выдвигались всевозможными общественными организациями — таким образом гарантировались места членам КПСС, а еще у 399 кандидатов не было конкурентов. Но все-таки голосование было тайным, а кандидаты впервые стали участвовать в теледебатах. Закончились выборы огромным съездом народных депутатов — всего 2250 человек.

Кто был главнее в СССР генсек или президент? Часть 1

В СССР должность главы ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ власти (ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА) называлась так:
1922-1938 — Председатель Президиума Центрального Избирательного Комитета.
1938-1989 — Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
1989-1990 — Председатель Верховного Совета СССР.
1990-1991 — Президент СССР.

В СССР должность главы ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти (ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА) называлась так:
1922-1946 — Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
1946-1991 — Председатель Совета Министров СССР
с 14 января по 25 декабря 1991 — Премьер-министр СССР

В СССР должность главы Партии называлась так:
до 1966 — Н И К А К, такой должности тупо не было. Она не была предусмотрена Уставом ВКП(б)/КПСС. То, что сейчас написано куча статей про генерального секретаря Сталина, первого секретаря Хрущёва, никак не отменяет того факта, что в Уставе Партии таких должностей не было. Партия специально создавалась таким образом, чтобы все решения принимать коллегиально (коллективная безответственность) и с целью не допустить узурпации власти. В разные годы в центральном комитете было от трёх до девяти секретарей, которые имели одинаковое название должностей и с одинаковым правом голоса. Якобы принятое на сентябрьском пленуме 1953 года решение о создании должности первого секретаря, было чем-то вроде почётного звания, ибо внесение изменений в Устав КПСС входило ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в компетенцию высшего органа руководства партией, который представлял собой регулярно созываемые собрания её делегатов, называемые СЪЕЗДАМИ.
Вот на XXIII съезде КПСС (с 29 марта по 8 апреля 1966 года) был упразднён Президиум ЦК КПСС, восстановлено Политбюро ЦК КПСС и создана должность генерального секретаря ЦК КПСС, которую и занял Леонид Ильич Брежнев.

Ну а теперь давайте выясним у кого из вышеперечисленных должностей член толще больше полномочий? С этой целью обратимся к фактам:
И.В. Сталин был секретарём ЦК ВКП(б) с 03.04.1922 (СССР образован 30 декабря 1922). Судя по куче фильмов и различных мемуаров он к 1939 году спилив Бухарина с Рыковым захватил всю полноту власти в СССР. А если он и был самым главным в СССР, то зачем он 06 мая 1941 года согласился с назначением на должность Председателя Совнаркома, т.е. главы ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти? Чтобы сам себе команды раздавать и самому же их исполнять? Причем как хитро всё устроил. Сам всё придумывал, сочинял Указы за Калинина, бегал к нему их подписывать — «Миша, я тут коварный план придумал, как всех немцев в глубь страны депортировать, ты мне Указ подпиши, а я побегу его поисполняю».

Читайте так же:
Топ-20 самых опасных вещей для детей — разбираемся досконально

Н.С. Хрущев на должности секретаря ЦК КПСС с 16.12.1949, после смерти Сталина он вроде как самый главный в Партии. Зачем ему ещё пост Председателя Совмина (главы ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти) с 28 марта 1958?
Л.И. Брежнев на должности секретаря ЦК КПСС с 27.02.1956. После смещения Хрущёва вроде как самый главный в Партии, с 9 апреля 1966 (после окончания 23 съезда) — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Зачем ему пост Председателя Президиума ВС СССР с 16.06.1977?
Ю.В. Андропов с 12 ноября 1982 Генеральный секретарь ЦК КПСС. Зачем ему пост Председателя Президиума ВС СССР с 16.06.1983?
К.У. Черненко с 13 февраля 1984 Генеральный секретарь ЦК КПСС. Зачем ему пост Председателя Президиума ВС СССР с 11.04.1984?
М.С. Горбачев с 11 марта 1985 Генеральный секретарь ЦК КПСС. Зачем ему пост Председателя Президиума ВС СССР с 01.10.1988?

Данная подборка наглядно демонстрирует, что сначала советский руководитель занимает высший пост в Партии, а потом ему доверяли должность главы исполнительной или законодательной власти в стране. То есть реально виден рост по карьерной лестницы советских партийных функционеров.
Возникает вопрос — так кто был главнее в стране Советов? Официальный глава, который принимал послов иностранных государств, подписывал Указы, награждал достойных правительственными и государственными наградами или непонятный и мутный глава Партии, про которого рассказала говорящая бошка по телевизору, и которых же потом объявили тиранами, мудаками и вообще педерастами??

Генеральный секретарь ЦК и президент

«Постойте! — скажет читатель. — А где же Генеральный секретарь ЦК КПСС? Где Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев? Ведь генеральные секретари, а не сидящие в Политбюро и Секретариате их подголоски правят страной!»

Это распространенный, но ошибочный взгляд. Для того, чтобы убедиться в его ошибочности, достаточно задуматься над вопросом:если такие, столь различные люди, как Сталин, Хрущев, Брежнев и Горбачев, самовластно определяют всю политику Советского Союза, то почему же все сколько-нибудь значительные линии этой политики не меняются?

Потому что страной правят не генеральные секретари, а класс номенклатуры. И политика, проводимая ЦК КПСС, — не политика генеральных секретарей, а политика этого класса. «Отцы» номенклатуры — Ленин и Сталин сформулировали, в соответствии с ее пожеланиями, направление и основные черты политики номенклатурного государства. В немалой степени именно поэтому Ленин и Сталин выглядят столь самодержавными правителями Советского Союза. Они, несомненно, пользовались своими родительскими правами в отношении тогда еще не окрепшего правящего класса, но они также зависели от этого класса. Что же касается Хрущева и его преемников, то они всегда были лишь высокопоставленными исполнителями воли номенклатуры.

Так что же, генеральные секретари ЦК КПСС — нечто вроде королей в современных демократических монархиях? Конечно, нет. Короли являются просто наследственными президентами парламентских республик, генеральные же секретари не наследственны, а номенклатурное государство — лжепарламентская лжереспублика, так что параллели здесь нет.

Генеральный секретарь — не суверенный единоличный правитель, но власть его велика. Генеральный секретарь — это самый высокий номенклатурщик, и следовательно, самый могущественный человек в обществе реального социализма. Тот, кто сумел занять этот пост, получает возможность сконцентрировать в своих руках огромную власть: Ленин подметил это уже через несколько месяцев пребывания Сталина на посту гене-рального секретаря. Напротив, тот, кто пытается возглавлять класс номенклатуры, не сумев обеспечить себе этот пост, неизбежно бывает выброшен из руководства, как было с Маленковым и Шелепиным. Вопрос, следовательно, не в том, велика ли при реальном социализме власть генерального секретаря (она громадна), а в том, что она не является единственной властью в стране и что Политбюро и Секретариат ЦК — нечто большее, чем размещенные на различных уровнях помощники генерального секретаря.

Возьмем пример Сталина. На протяжении первых пяти лет его пребывания на посту генсека членом Политбюро был Троцкий. Но ведь он не был послушным помощником Сталина. Значит, дело обстояло не так просто даже при Сталине: недаром он так свирепо чистил свое Политбюро. Тем более это относится к Хрущеву, которого в июне 1957 года большинство Президиума ЦК (то есть Политбюро) открыто попыталось свергнуть с поста Первого секретаря ЦК, а в октябре 1964 года новый состав Президиума действительно сверг. А что говорить о Брежневе, которому пришлось выставить из Политбюро Шелепина, Воронова, Шелеста, Полянского, Подгорного, Мжаванадзе? Тем более это относится к Горбачеву, которому пришлось непрестанно маневрировать между различными группами в руководстве, да и в аппарате, чтобы удерживаться у власти.

Читайте так же:
Как производят шины для машины

Да, Генеральный секретарь возглавляет и Политбюро, и Секретариат ЦК. Но отношения между ним и членами этих высших органов класса номенклатуры не идентичны отношениям начальника и его подчиненных.

Следует различать две стадии в отношениях между Генеральным секретарем и возглавляемыми им Политбюро и Секретариатом. Первая стадия — это когда Генсек имеет дело с составом этих органов, подобранным не им, а его предшественником;вторая стадия, когда в них сидят его собственные выдвиженцы.

Дело в том, что в Политбюро и в Секретариат ЦК избираются обычно лишь те, кому помогает туда влезть Генеральный секретарь. Это тот же принцип создания «обоймы», о котором мы уже упоминали.

Класс номенклатуры — такая среда, в которой человеку–одиночке трудно продвинуться. Поэтому стараются продвигаться целые группы, подпирая друг друга и отталкивая чужих. Тот, кто хочет сделать номенклатурную карьеру, непременно тщательно сколачивает себе такую группу и, где бы он ни находился, никогда не забудет завербовать в нее нужного человека. Подбираются люди в первую очередь именно нужные, а не по личным симпатиям, хотя, конечно, и последние играют определенную роль.

Сам глава группы постарается в свою очередь войти в группу как можно более высокого номенклатурщика и во главе своей группы станет его вассалом. В результате, как и при классическом феодализме, ячейкой правящего класса общества реального социализма является группа вассалов, подчиненных определенному сюзерену. Чем выше номенклатурный сюзерен, тем больше у него вассалов. Сюзерен, как и полагается, покровительствует вассалам и защищает их, а они всячески его поддерживают, восхваляют и вообще служат ему, казалось бы, верой и правдой.

Казалось бы — ибо служат они ему так лишь до определенного момента. Дело в том, что отношения между номенклатурными сюзеренами и вассалами только внешне выглядят идиллическими. Наиболее удачливый и высоко пролезший вассал, продолжая угодничать перед сюзереном, только и ждет, как бы при удобном случае его спихнуть и сесть на его место.

Так происходит в любой группе класса номенклатуры, в том числе и в самой высшей — в Политбюро и Секретариате ЦК. Вдобавок эта группа не все время является «обоймой» вассалов Генерального секретаря. После смерти или смещения прежнего Генсека преемник — наиболее удачливый из его вассалов — оказывается во главе группы вассалов своего предшественника. Это то, о чем мы говорили, назвав такое положение первой стадией во взаимоотношениях Генерального секретаря и возглавляемых им Политбюро и Секретариата ЦК. На этой стадии Генеральному секретарю приходится возглавлять подобранную прежним Генсеком группу. Собственную же свою группу он еще должен втащить на высшую ступень и перейти таким образом во вторую стадию своих взаимоотношений с верхушкой номенклатуры.

Правда, допустив его на пост Генерального секретаря, эта верхушка формально признала его своим сюзереном. Но фактически члены Политбюро относятся к нему с большей или меньшей неприязнью и завистью, как к обогнавшему их выскочке. Они рассматривают его, по существу как равного себе, в лучшем случае — как первого среди равных. Вот почему каждое новое генеральное секретарство начинается и будет начинаться с подчеркивания принципа коллективности руководства.

Сам Генеральный секретарь стремится к другому: к установлению своей единоличной власти. Для достижения такой цели у него очень сильная позиция, но трудность состоит в том, что цель известна. Применить же силу и выгнать неподатливых членов Политбюро и Секретариата он — во всяком случае сначала — не может, поскольку они — высокопоставленные члены класса номенклатуры, у каждого из них широкий круг вассалов. Обычный метод — возвысить как можно больше своих вассалов и расставить их на подходах к верхушке номенклатуры. Это сложная шахматная игра с продвижением пешки в ферзя. Вот почему так мучительно долго происходит назначение на высшие номенклатурные посты; дело не в том, что сомневаются в политических качествах кандидатов (не говоря уж о никого не интересующих деловых качествах), а в том, что разыгрывается столь трудный политико-шахматный этюд.

Новый Генеральный секретарь должен быть в наилучших отношениях со всеми членами номенклатурной верхушки: каждый из них должен считать его в качестве Генсека наименьшим злом. Между тем Генсек должен весьма изобретательно сколачивать коалиции против тех, кто ему особенно мешает, и в конечном счете добиваться их устранения.

Такова схема развития от первой стадии генерального секретарства ко второй, от коллективного руководства к тому, что внешний мир принимает за единоличную диктатуру Генсека. Схема эта не умозрительная:именно так происходило при Сталине, при Хрущеве, так произошло при Брежневе. Даже если оптимальный вариант не достигнут, усиление позиции Генерального секретаря создает такое соотношение сил, что не принадлежавшие первоначально к его «обойме» члены номенклатурной верхушки предпочитают признать себя его вассалами.

Читайте так же:
Как делают гальваническое покрытие (видео)

Но остается важный вопрос: насколько надежны вассалы Генерального секретаря — как новые, так и исконные? Вспомним, что Брежнев издавна входил в группу Хрущева, но это не помешало ему участвовать в свержении своего сюзерена. Хрущев же в свою очередь пользовался покровительством Сталина, а вошел в историю как антисталинист.

Как выглядит такая группа в реальной жизни?

Возьмем конкретный пример. Если перелистать биографии высших номенклатурщиков периода власти Брежнева, бросается в глаза непропорционально большое число среди них выходцев из Днепропетровска. Вот члены Политбюро ЦК КПСС: Председатель Совета Министров СССР Н.А.Тихонов — выпускник Днепропетровского металлургического института, был главным инженером на заводе в Днепропетровске, председателем Днепропетровского совнархоза; секретарь ЦК КПСС А.П.Кириленко был первым секретарем Днепропетровского обкома партии; первый секретарь ЦК КПУ В.Щербицкий был в свое время преемником Кириленко на этом посту.

Спустимся ниже. Заместитель Председателя Совета Министров СССР И.В.Новиков — выпускник того же института, что и Н.А.Тихонов, тоже инженер-металлург из Днепропетровска, тот же институт окончили министр внутренних дел СССР Н.А.Щелоков и первый заместитель председателя КГБ СССР Г.К.Цинев. Помощник Генерального секретаря ЦК КПСС А.И.Блатов тоже окончил инженерный институт в Днепропетровске. Заведующий секретариатом Генерального секретаря Г.Э.Цуканов — выпускник металлургического института в соседнем Днепродзержинске, работал ряд лет инженером в Днепропетровске. Ломоносов написал бессмертные строки о том,

что может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать.

Российская земля — да! Но почему именно Днепропетровск? Свет на эту загадку можно пролить, назвав еще одного инженера-металлурга и партработника из Днепропетровска и Днепродзержинска — это Л.И.Брежнев. Он окончил в 1935 году металлургический институт в Днепропетровске и работал затем в этом городе заместителем председателя горисполкома, заведующим отделом и с 1939 года — секретарем Днепропетровского обкома партии. В 1947 году Брежнев стал первым секретарем этого обкома и отсюда был направлен в 1950 году на пост первого секретаря ЦК КП Молдавии.

Начинаешь понимать, почему и Молдавия не обойдена в высших сферах номенклатуры. Член Политбюро и секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко был под руководством Л.И.Брежнева заведующим отделом пропаганды и агитации ЦК КП Молдавии. Директором высшей партийной школы при молдавском ЦК был в то время С.П.Трапезников, ставший заведующим Отделом науки ЦК КПСС. Первый заместитель председателя КГБ СССР генерал армии С.К.Цвигун был тогда же зампредом КГБ Молдавской ССР и был женат на сестре жены Л.И.Брежнева.

Таково прозаическое объяснение днепропетровско-кишиневской аномалии в верхах номенклатуры при Брежневе: речь шла не о питомнике российских Платонов, а о группе Брежнева.

Конечно, при подборе группы случаются и ошибки. Были они уже и у Горбачева. Это он помог Лигачеву стать членом Политбюро, даже не будучи его кандидатом. Это Горбачев, выгнав своего соперника Гришина с поста первого секретаря Московского комитета партии, посадил на его место Ельцина и провел его кандидатом в члены Политбюро, в Ленинграде Горбачев сделал первым секретарем Гидаспова. Горбачев поддерживал Никонова, секретаря ЦК по сельскому хозяйству. А все они оказались потом, хотя и с разных политических сторон, противниками Горбачева, и ему пришлось потратить немало труда, чтобы ослабить их позиции.

Так что быть Генеральным секретарем ЦК — это не значит благодушно царствовать, это постоянное маневрирование, сложные расчеты, милые улыбки и внезапные удары. Все это во имя власти — драгоценнейшего сокровища номенклатуры.

При Горбачеве появился еще один элемент на вершине номенклатуры: введен пост Президента СССР.

Разумеется, говорилось в связи с введением президентского режима, что он существует в развитых демократических странах: в США и Франции. При этом деликатно умалчивалось, что преобладает он в слаборазвитых странах — в африканских государствах, в странах Латинской Америки, Среднего и Ближнего Востока. В этих странах президентом именуется обычно диктатор, особенно если он не избирается всенародным голосованием. Горбачев тоже не был избран таким голосованием:было это объяснено тем, что президент де необходим немедленно, прямо сейчас, и отложить его избрание на месяц для подготовки выборов никак нельзя.

Значит, Президент СССР — диктатор? Он становится диктатором. Во всяком случае сопоставлять его с американским или французским президентом нельзя.

При Президенте СССР образованы различные органы — в том числе Кабинет министров СССР. Впрочем, они могут быть недолговечными. Так, Президентский совет, которому как казалось, была уготована важная роль, просуществовал всего 9 месяцев. Решение о его роспуске Горбачев принял, видимо, внезапно: за пару недель до того в совет был введен министр культуры СССР Н.Губенко, так что о роспуске и мысли еще не было.

Свою опору Президент видит не только в партаппарате и органах безопасности, но и в Вооруженных Силах. Таким образом, пущены в ход все существенные элементы класса номенклатуры (вспомните ее схему!). Деятельность Президента хорошо вписывается в структуру и функционирование этого класса, выражая, таким образом, его интересы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию