100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему темнеют камни на железной дороге?

Все гениальное просто: почему в России посыпают щебнем железнодорожные пути

Все гениальное просто: почему в России посыпают щебнем железнодорожные пути

Железнодорожные перевозки в течение долгих лет остаются самым востребованным способом перемещения грузов и людей. Поезда едут не только в другие части мира и отдаленные уголки России , но и в близлежащие деревни. Они перевозят промышленные грузы и доставляют путешественников на природу. При этом меняются направления РЖД , совершенствуется техника, но неизменными остаются сами дороги: рельсы, шпалы и щебень. Оказывается, россыпь дробленых камней на путях – это балласт рельсов, и он выполняет важную функцию.

Щебень вдоль железной дороги

Даже самые осведомленные путешественники не раз задавались вопросом, почему зона вокруг железнодорожных рельсов повсюду засыпана колотыми разнородными камнями.

Все гениальное просто: почему в России посыпают щебнем железнодорожные пути

Щебень нужен для того, чтобы сохранять рельсы на месте, надежно фиксировать существующие ж/д пути. Такая задача не из легких, потому что шпально-рельсовые плети имеют тенденцию к смещению по ряду внешних причин. А камни, несмотря на свою кажущуюся неустойчивость, помогают уплотнить площадь вокруг железнодорожной колеи. Этот материал на сегодняшний день признан как самая удобная и экономичная основа для укрепления магистралей. Щебень помогает путям не сдвигаться и четко сохранять свое место в процессе эксплуатации.

Причины смещения рельсов

Неустойчивость положения железнодорожного полотна, его структурные нарушения могут быть спровоцированы различными факторами. В их числе:

  • осадка грунта;
  • смена погоды: жара или мороз;
  • воздействие высоких температур;
  • землетрясения;
  • вибрации:
  • наземное движение;
  • зарастание сорняками и другие.

Балласт защищает железную дорогу от всех неурядиц. Данный термин заимствован из морской практики. Там камни применяются для фиксации судов на месте.

Прочность железнодорожного полотна

Все гениальное просто: почему в России посыпают щебнем железнодорожные пути

Некоторые задумываются, почему бы не использовать для укрепления магистралей бетон или асфальт, а не хаотично разбросанные камни? Не опасна ли их россыпь для локомотивов? Но именно толстый слой щебня поддерживает многотонные составы и предотвращает рост дикой растительности и сорняков. Еще двести лет назад инженеры придумали, как упрочнять фундамент железной дороги. Для этого нужно:

  1. Уложить балласт.
  2. Проложить деревянные шпалы.
  3. Насыпать на них много камней.
  4. Уложить рельсы на шпалы и закрепить их.
  5. Утрамбовать камни в процессе укладки.
Читайте так же:
Почему бананы начинают чернеть точками?

Щебень способствует фиксации путей, препятствует затоплению рельсов. Его неправильной формы камни при трамбовке работают как механизм самоблокировки. Балласт обновляется специальной техникой. Трамбовка новой колеи осуществляется путем многократного проезда рабочего поезда на малой скорости. С течением времени конструкция полотна упрочняется, чем достигается безопасность перевозок РЖД .

Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень?

Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень? - фото 1

Если вы хотя бы раз путешествовали по железной дороге или просто проходили мимо железнодорожных путей, то замечали, что рельсы возвышаются над насыпью из щебня, в простонародье — щебенки. Давайте разберемся, что представляет собой эта самая щебенка и почему при строительстве основания для путей используют именно ее.

Что такое щебень

Щебень — это сыпучий материал с зернами размером более 5 мм, который получают путем дробления горных пород — например, гранита или известняка, гравия и даже строительного мусора. В зависимости от размера зерен щебень используется в качестве покрытия для пешеходных дорожек и детских площадок, при производстве бетона и бетонных конструкций, строительстве зданий, мостов и магистралей, а также железных дорог — в частности, при строительстве основания для железнодорожных путей. К слову, железнодорожники используют один из самых крупных видов щебня — размер каждой фракции составляет от 25 до 60 мм. И чаще всего вдоль путей выкладывают гранитный щебень, который отличается повышенной прочностью и морозостойкостью.

Зачем нужен щебень на железной дороге

Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень? - фото 2

Все просто: щебень, или щебеночный балласт нужен для того, чтобы зафиксировать рельсы и шпалы на одном месте. И задача эта не из легких, ведь железнодорожные пути могут двигаться — например, из-за перепадов температуры, осадков, движения составов и вибрации, которую создают поезда. Также щебень защищает пути от затопления — во время сильных дождей или в период паводка.

Читайте так же:
Истории бизнесменов, которые вдохновят открыть свое дело: расписываем во всех подробностях

Балласт укладывают под шпалы — для этого строители используют шпалоподбивочную машину. Затем балласт при помощи электробалластера распределяют по уровню рельсо-шпальной решетки и уплотняют при помощи балластоуплотнительных и выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. Наконец, балластораспределительная машина перераспределяет щебень, засыпает пустоты и удаляет лишние зерна с рельсов и шпал. Надо отметить, что щебенка требует регулярной очистки — с этой задачей прекрасно справляется щебнеочистительная машина, которая восстанавливает упругость балласта во время ремонта путей.

Почему же при строительстве железных дорог используют именно щебень? Все дело в форме и структуре самих камешков — каждый из них имеет неровные края и шероховатую поверхность. Это позволяет фракциям крепко «держаться» друг за друга и не позволять железнодорожному полотну «расползаться» и терять форму под воздействием внешних факторов.

Ранее стало известно, когда состоится запуск движения поездов по Крымскому мосту.

Требования к щебню для строительства железных дорог

Использование щебня в строительстве железных дорог описано в отдельном ГОСТе 7392-2002 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути». В этом документе полностью описаны технические характеристики камня, основное направление его использования, методы контроля за качеством и правила транспортировки.

Щебень в балластном слое железной дороги

Использование в балластном слое

Согласно положениям ГОСТа к щебню, пригодному для сооружения железных дорог, относится камень горных изверженных пород, раздробленный до 25–60 мм. Основное направление его применения – это формирование балластного слоя. Балластным называется трапециевидный слой из различных сыпучих материалов, на который собственно укладывают железнодорожное полотно. Его задача – препятствовать смещению рельсов, равномерно распределять давление, которое оказывают проходящие составы, амортизировать их ударное воздействие, а также отводить воду. Оптимальным балластом считается щебень. Именно он лучше всего обеспечивает устойчивость рельсошпальной решетки.

Читайте так же:
Острова Шолс: разбираемся подробно

Технические требования

Исходя из этого направления использования, ГОСТ 7392-2002 предъявляет к щебню довольно подробные требования.

Для строительства железнодорожного пути используется щебень с размерами зерна от 25 до 60 мм. Так, при просеивании через сито с ячейками должны соблюдаться следующие нормативы:

  • для ячейки в 70 мм – остатка камня быть не должно;
  • 60 мм – остаток не более 5 %;
  • 40 мм – от 35 до 75 %;
  • 25 мм – от 95 до 100 %.

Положениями ГОСТа 7392-2002 также регулируется количество лещадного камня в партии. Щебень, который предназначен для формирования балласта, разделяется на две группы. В первой группе количество такого камня должно быть меньше 10 %, во второй – от 10 до 15 %. Некоторое ослабление этой нормы допускается только по согласованию с заказчиком, но и в этом случае лещадных зерен не должно быть больше 18 %.

Среди других требований, указанных в ГОСТе, – нормы по марке щебня по сопротивлению удару и истираемости. Показатель сопротивляемости удару должен быть больше 75, а потеря веса в полочном барабане (истираемость) не должна превышать 25 %. Содержание слабых пород в партии не должно превышать 5 %, а глины и земли не должно быть вовсе. Также регламентируется допускаемая для использования марка морозостойкости. Достаточным считается щебень F50 и выше.

Щебень фракции 5–20 мм

Приемка и транспортировка

Приемка щебня по качеству производится непосредственно у производителя. Ежедневно проверяются:

  • состав зерна;
  • удельный вес слабых пород;
  • наличие глины.

Контроль остальных параметров производится периодически. Например, количество лещадного камня проверяют каждые десять дней, а марку морозоустойчивости – только раз в год.

Щебень насыпью

Единственное требование к хранению щебня – это защита от загрязнений землей и мусором. Для этого достаточно использовать обычную площадку. Перевозится камень навалом в любом приспособленном для этого транспорте.

Читайте так же:
Почему собака не ест из миски, но ест из рук?

Для чего нужны камни вдоль железнодорожных путей?

Достижения в области технологии и техники определенно изменили современный мир. Например, на сегодня нам известно, что поезда, предшественниками которых были паровозы, усовершенствовались до футуристических скоростных машин. А вот железнодорожные рельсы, которые используют в наши дни, за последние 200 лет практически не изменились.

Если вы когда-нибудь гуляли вдоль железнодорожных путей, вы наверняка заметили, что вокруг рельс лежат камни. Эти разбитые камни называются балластом или балластом рельс. Но задавались ли вы вопросом, зачем они нужны.

Камни помогают надежно зафиксировать железнодорожные пути. Это не простая задача, сохранять рельсы на месте. Они могут изменять свое положение из-за теплового расширения, наземного движения и вибрации.

Осадки и смены погоды также могут повлиять на их структуру и положение. Балласт защищает железнодорожные пути от всех перечисленных факторов. Это морской термин. В море камни применяются для фиксации судов на месте.

Толстый слой из камней также предотвращает рост сорняков и другой растительности. Треки должны поддерживать поезда, весящие сотни тысяч фунтов одновременно.

Инженеры два столетия назад осознали, что им нужно построить прочный фундамент. Сначала укладывают балласт, затем прокладывают деревянные балки, на которые насыпают много камней.

Этот балласт фиксирует треки, не позволяя им двигаться. Наконец-то, стальные рельсы проложены и закреплены к шпалам. Балласт также препятствует затоплению рельсов и служит преградой для воды.

Может показаться, что треки имеют много рыхлых камней. В действительности камни плотно утрамбовываются при укладке.

Камни намеренно разбиты так, чтобы быть неровными и неправильной формы. Так они работают как механизм взаимоблокировки. Балласт должен утрамбоваться в течение определенного периода времени.

Затем балласт обновляется при помощи специальной машины. Должно пройти определенное количество времени, чтобы от движения поездов камни прочно зафиксировались на месте.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 км? Причины, фото и видео
Ссылка на основную публикацию