100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему офицеры говорят «честь имею»?

«Честь имею» — фразу используют неуместно, не зная ее историю

Современные люди часто неправильно толкуют выражение «Честь имею». Значение этой фразы в действительности не имеет ничего общего с восхвалением собственных достоинств. Расскажем о том, в каких ситуациях уместно употреблять эти слова. Но сначала обратим свои взоры к истокам.

Неправильная трактовка

По каким-то неведомым причинам мы утратили связь со своими корнями. История возникновения крылатого выражения «Честь имею» берет свои истоки в 11-м веке, однако свою широкую популярность оно приобрело на рубеже 18-го и 19-го веков. Тогда армейские офицеры использовали эти слова как в официальном, так и в частном порядке.

Эта фраза в ее истинном толковании направлена на собеседника и понимается, как «Почту за честь общение с вами». Стоит отметить, что термины «честь» или «слава» ассоциировались с военным делом не только в России, но и во всем мире. Сегодня выражение «Честь имею» уместно среди военных, которые пользуются специальными терминами и имеют четкую градацию чинов.

Честь и военное дело

Таким образом, человек, который произносил эту фразу в стародавние времена, отнюдь не кичился своим достоинством, но демонстрировал безмерное уважение к собеседнику. Кроме того, под словом «честь» подразумевались все категории морали, относящиеся к армейскому корпусу.

Отсюда появилось и другое выражение — «Отдавать честь» — продемонстрировать свое почтение кому-то. Итак, мы уяснили, что слово «честь» в некоторых устойчивых оборотах не имеет ничего общего с собственной раздутой значимостью. Но почему произошла эта подмена?

Подмена понятий

Некоторые офицеры уже в новейшей истории очень любили использовать выражение «Честь имею» в том случае, если им совсем не нравился диалог, и они хотели поскорее удалиться восвояси. Бросая окружающим эту фразу, они показывали, что ставят свои интересы выше.

Например, в неправильном значении это выражение часто употреблял генерал Александр Лебедь. Подобную наглость никогда бы не смог позволить себе ни один русский офицер, прекрасно осознававший, что такое воинская честь.

Но, согласно новой моде, офицеры по цепочке начали использовать это выражение в неправильном контексте. Сейчас эти слова популярны не только среди военных, но и среди гражданского населения. К сожалению, повсеместное использование и неверная интерпретация полностью дискредитировали два этих емких слова.

Заимствование из английского языка

Это выражение звучало еще благозвучнее, когда говорилось в самом начале беседы. Например, «Имею честь с вами познакомиться» в современной интерпретации означает «Очень приятно с вами познакомиться». Примечательно, что в английском языке существует аналог этому выражению I have the honour of.

Обычно высказывающийся тем самым подчеркивает степень уважения к своему собеседнику. Впрочем, англоязычные граждане до сих пор с удовольствием используют эти слова, но, в отличие от нас, в правильном контексте.

Когда можно использовать выражение «Честь имею»?

Мы можем возродить традицию русских офицеров, которые выражали с помощью фразы «Честь имею» свое безмерное почтение и уважение к собеседнику. Разумеется, особенности современного разговорного русского языка не позволяют произнести эти слова без дополнений.

Но вы можете продемонстрировать свое уважение к более пожилому человеку, сказав ему «Честь имею с вами побеседовать». А вот выражение «Честь имею откланяться» при прощании употреблять можно только в том случае, если вы уверены, что вас не сочтут старомодным.

«Честь имею» и «зарубить на носу» — история изменивших смысл выражений

Разберёмся в истории происхождения популярных разговорных выражений и таким образом поймём, как грамотно употреблять их в собственной речи.

Офицер отдающий честь

Честь имею!

Говоря так, сегодня многие люди подразумевают собственную честь и достоинство в диалоге с кем-либо, чаще всего это делается при приветствии или прощании. В действительности же это в корне неверное употребление фразы. Честь оказывается непосредственно произносящему эти слова — в том плане, что для него является честью получить внимание, занять время своего собеседника.

Словосочетание пришло в русский из английского: «I have the honour of…» То есть говорящий это очень уважает того, к кому обращается. Таким же образом объясняется и устойчивое армейское «отдать честь». Свою честь, конечно же, при этом никто не отдаёт, это просто выражение почтения. Популярность фраза набрала у офицеров российской армии в XVIII–XIX веках. Вояки при этом часто использовали словосочетание не только на службе, но и в гражданском обществе.

Читайте так же:
Психологи утверждают, что ссоры в отношениях: это хорошо

В современной российской армии фраза «честь имею» также часто используется, но уже совсем не с тем смыслом, который изначально в неё вкладывался. Выражение нередко употребляется в качестве воинского прощания, что предписывается действующим общевойсковым Уставом, в частности, главой о воинской вежливости. (При этом многие офицеры в ответ солдату могут сказать и неприличное: мол, честь свою отдают только женщины сам знаешь как).

Со временем фразу «честь имею» затаскали и потрепали, дискредитировав её значение. В эти два слова сегодня вкладывается совершенно другой смысл, и часто их используют абсолютно неуместно. Изначально фраза употреблялась только в паре с глаголами: например, «честь имею кланяться», «честь имею оставаться», «честь имею поздравить», а также «видеть», «явиться» и другими. Именно поэтому такую фразу не принято использовать в конце предложения и без глаголов, хотя сегодня об этом правиле совершенно забыли.

Заруби себе это на носу!

Сегодня эту фразу употребляют, чтобы сказать собеседнику — мол, запомни это как следует, раз и навсегда. Очень часто это довольно резкое, даже агрессивное выражение, предупреждающее и предостерегающее. Особенно его любят преподаватели и родители.

Но почему именно на носу? На самом деле, часть лица тут ни при чём. Популярная идиома ведёт свою историю со времён царской России, когда подавляющая часть простого населения была безграмотной и не умела писать и читать.

При этом вести ту же торговлю было необходимо, на «ярманку» ездили все без исключения. Поэтому из ситуации выходили довольно просто: с собой носили деревянные дощечки, на которых ставили пометки о сделках, проданных и приобретённых вещах и потраченных суммах. Эти таблички и назывались «носом» — то есть нечто, постоянно носимое при себе.

Картина А. Васнецова «Новгородский торг».

«Новгородский торг». А. Васнецов

Поэтому и фраза на самом деле была вполне себе безобидной, произносящий её попросту просил сделать запись о финансовой сделке в дощечке-«блокноте».

Была и ещё одна важная функция у таких записных книжек: с их помощью крестьяне и купцы вели учёт долговых обязательств. К примеру, при одалживании мешков зерна, мотков бечёвки и другой утвари заимодатель делал соответствующее количество зарубок в своей долговой дощечке.

С распространением грамотности и избавлением от табличек фраза-просьба потеряла своё первоначальное значение. Однако она не ушла из языка, превратившись в эмоциональный призыв, не имеющий ничего общего с коренным своим значением, и не всегда уместно употребляемый.

История традиции Честь имею

честь имею значение

Офицеры всегда были цветом нации. Их воспитывали защищать свой народ ценой своей жизни. У них была эта честь — служить Родине.

В 1904 году во время русско-японской войны В.Кульчинский, ротмистр русской армии, создал свод правил поведения, которым должны были следовать русские офицеры.

Этот свод правил назывался «Советы молодому офицеру».

Прошло очень много лет, многое изменилось в нашей жизни, но эти правила актуальны и в наши дни.

По большому счету «Советы молодому офицеру» стали кодексом чести русского офицера.

Каждый русский офицер знал вот это краткое:

Душа — Богу,

Сердце — женщине,

Долг — Отечеству,

Честь — никому.

Т.е. что бы не происходило, честь офицера всегда должна оставаться с ним, это как забрало, которое защищает человека от постыдных и не достойных мыслей и поступков.

Откуда же появилась традиция «отдавать честь», т.е. приветствовать, прикладывая руку к козырьку головного убора?

Как гласят предания и легенды, впервые это получилось почти случайно. Однажды английская королева получила доклад от знаменитого корсара Френсиса Дрейка, который выполнял деликатные поручения Ее Величества.

Прочитав и поразившись тому, что обыкновенный матрос, не имеющий офицерского звания, смог достичь таких успехов, королева решила оказать честь и посетить его корабль. Когда она поднялась по трапу, Дрейк, который стоял против солнца, попытался прикрыть глаза рукой. На вопросительный взгляд королевы, Дрейк сказал:

Читайте так же:
Почему планеты и звезды круглые? Описание, фото и видео

— Вы так прекрасны. Вы сияете, как солнце и, как солнце, слепите.

Стоящая за Дрейком команда, никогда не знавшая, как надо приветствовать королеву, тоже синхронно повторила этот жест. Королева была поражена галантностью обычных пиратов. Френсис Дрейк был посвящен в рыцари, британцы считали его почти национальным героем.

Потом этот жест стали копировать очень многие армии мира. Конечно, везде он приобретал свои нюансы.

Следуя логике, можно понять, что этот жест символизирует снятие головного убора при приветствии. Но так как для военного человека это не всегда удобно, то осталось символичное прикладывание руки к головному убору. При этом, что очень важно, нужно прямо смотреть в глаза тому, кого приветствуешь.

Слова «честь имею» обозначают не констатацию того, что приветствующий имеет честь… иметь он может много качеств… Эти слова обозначают, что для человека большая честь приветствовать кого-то.

Т.е., по существу, это подчеркивание всех достоинств того человека, которого приветствуют.

Позже это выражение стали использовать очень многие светские люди. Помните вот эти выражение: честь имею представить, честь имею откланяться, честь имею познакомиться….

Очень жалко, что выражение «честь имею» стало в наши дни почти архаичным. Потому что, если учесть, что слова несут в себе особую энергетику, мы многое теряем. А именно, мы теряем уважение друг к другу. Простое уважение человека к человеку. Вместо этого появляется пренебрежение, наплевательское отношение…

И если продолжать этот список, становится страшно.

Наверное, нам очень не хватает энергетики этих слов, потому что унижение и около скотское отношение к людям стало чуть ли не нормой, если судить по последним публикациям в газетах. Ведь «честь имею» – это не просто слова, это почти статус человека, его отношение к другому человеку.

Давайте почаще произносить в душе эти слова, чтобы наша честь крепла. И мы становились душевно сильнее. И благороднее… Хотя и это понятие потихоньку уходит из нашей жизни. А жаль….

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

Другие похожие статьи можно прочитать на страничке «Интересное»

Честь имею!
Память История и события

Девиз русских офицеров: «Жизнь Отечеству, честь — никому!»

Так уж получилось, что наши представления об офицерском корпусе Русской Императорской Армии сегодня во многом неточны или, если говорить прямо — очень далеки от действительности. Это и понятно, ведь очень долго у нас в стране господствовало представление о русском офицерстве как о некой реакционной касте, готовой до последнего защищать «прогнившие устои» самодержавия.

В России офицерство не только душа армии, но и становой хребет государства. При постоянных наших неурядицах и проблемах требуется офицерская сплоченность самого высочайшего уровня, а следовательно, единое офицерское мировоззрение, образ жизни и действий, чтобы противостоять этим самым проблемам и неурядицам и при этом надежно защищать Отчизну, добиваясь военных побед. Офицерская профессия в условиях российской действительности должна иметь особый закал — отождествляться со служением, подвижничеством; определяться испытанным кодексом традиционных установок и идей. Откуда же взять все это, где мы сможем найти те самые идеи и установки для молодого офицерского корпуса в нашей стране?

Все это было в той самой императорской русской армии, о которой у нас сегодня знают разве что историки, да и то, если они занимаются военной историей. Для остальных же представление о русской армии в золотой период ее расцвета складывалось из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» да кинофильмов советского периода. Но не надо забывать тот факт, что «великий роман» «великого Льва» писался в эпоху «деэстетизации всего военного», взгляды писателя хотя и заслуживают внимания, но совершенно не отражают настроения русского общества в те времена. Как подметил один из современных исследователей, образованному обществу России того времени было свойственно романтическое восприятие политики и «человека войны». Он мыслился победителем, а война осознавалась как открытая ситуация для реализации скрытого потенциала героя. Это представление соответствовало общему культурно-психологическому духу эпохи. Европейские войны прочитывались российскими людьми в категориях античного противоборства. Идеализации войны в нашем обществе немало способствовали военные успехи русской армии, добытые под руководством Румянцева, Суворова, Кутузова. Ими гордились, и считалось совершенно нормальным, что сражения — естественное средство защиты внешнеполитических интересов государства.

Читайте так же:
15 способов стать психически устойчивее — рассмотрим вместе

Русский офицерский корпус начал формироваться в бурную эпоху Петра I, когда резко изменились жизненный уклад, форма одежды и нормы поведения военных людей. Поставив одной из своих задач превратить Россию в европейское государство, Петр Алексеевич стал с невиданным доселе размахом вводить различные новшества и в повседневную жизнь, быт армии. «Внедрение этикета» началось в 1717 году — по распоряжению царя была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению…». В этой книге давались дельные советы молодым дворянам и офицерам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех. Среди прочих советов настоятельно рекомендовалось «в круг не плевать», «перстом нос не чистить, громко не сморкаться и не чихать», а также при этом пользоваться платком, а не вытирать нос обшлагами рукавов. Судя по всему, последнее правило довольно часто нарушалось молодыми людьми, поэтому Петр Алексеевич будто бы приказал нашить на передний край рукавов воинского мундира пуговицы, лишив тем самым сопливых новобранцев безопасного способа утирать нос. Пришлось им всем пользоваться платком, который, кстати, помещался тут же — под манжетой рукава. После научения этой процедуре пуговицы на рукаве со временем переместились на нижнюю сторону манжеты.

Молодому офицерству предлагалось также содержать себя в порядке, в частности обрезать ногти, чтобы они выглядели «яро бо оные бархатом обшиты». Требовалось также «за три шага шляпу снимать приятным образом», а беседу вести уметь на иностранном языке. Лучшая часть русского офицерства придавала большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в этой среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного человека.

Царь Петр придавал большое значение этикету, стоит отметить, что «Честное зерцало» трижды переиздавалось при его жизни, а многие положения этой книги вошли в царские указы и приказы по войскам. Кстати, А.В. Суворов наизусть знал петровский «Устав воинский» и в своих приказах почти дословно пользовался его положениями.

В воспитании этики офицера огромную роль играли семейные традиции военных династий. Известно письмо одного старого офицера своему сыну: «Честь требует, чтобы во внешней жизни офицера выражалось достоинство, вытекающее из сознания принадлежности к сословию, которому вверена защита Отечества. Офицер должен воздерживаться от всех поступков, которые могут повредить репутации отдельного лица или корпорации, в особенности же от всякого разгула, пьянства, азартной игры, участия в неблаговидных предприятиях и к наживе сомнительными путями. Он никогда не должен легкомысленно давать честное слово. Чем усерднее корпус офицеров будет поддерживать дух товарищества, тем легче ему будет предупредить неприятности и избежать столкновений и недостойных ссор. Справедливое чувство собственного достоинства отнюдь не должно обращаться у офицера в недостаток уважения к другим людям. Но ты принадлежишь к почетному сословию и поэтому должен постоянно помнить, что ты у всех на виду…» Чаще всего понятие чести и этикета закладывалось у потомственных военных с детства и обычно в дальнейшем ярко проявлялось в армейской службе, в походах и сражениях.

Воспитанное с детства чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием. Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Решающая установка в воспитании, например, кадета состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему надлежало не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково требование офицерской чести.

Читайте так же:
5 признаков того, что вы: сильная личность, которая отпугивает остальных

Офицерская честь всегда занимала особое место в офицерской этике. Честь, лежащая в основе офицерского долга, всегда считалась важнейшим духовным качеством офицера. Честь не дает офицеру никаких привилегий, напротив, она делает его более уязвимым, чем другие категории граждан. В идеале честь являлась основным законом поведения офицера, — безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность или просто рассудительность. Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, честности, выработки привычки отвечать за свои слова. И, напротив, демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.

Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и в особенности «честного слова». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию, утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии. Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становились не результаты, а принципы. Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах — традиционная установка российского офицерства, отличающая его от западных офицеров.Конечно, отношение к дуэлям официально было отрицательным. Так, например, генерал М.Д. Скобелев считал, что дуэли есть «гримасы» старой армии, связанные с ее кастовостью. Но и он отдавал должное «Дуэльному кодексу», отмечая его положительную значимость в офицерской среде.

Основными поводами для поединков между офицерами служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в том числе и отказ во взаимном приветствии. Игнорирование поклона или рукопожатия, не отдание чести согласно дуэльному кодексу считалось грубым нарушением правил вежливости и посягательством на честь, поскольку показывало пренебрежение к личности, унижение человеческого достоинства в глазах общества.

Единого кодекса чести офицера в русской армии не было. Но вместе с тем существовали многократно переиздававшиеся сводные правила военной этики и этикета. Из таких правил стоит отметить «Советы молодому офицеру», составленные ротмистром В.М. Кульчитским в 1904 году. Этика поведения русского офицера тех времен напрямую связана с эстетикой военного мундира, всех его деталей и искусством ношения. На Руси военная одежда была одной из первых видов наград. Еще в 1469 году Иван III приказал выдать за отвагу в бою воинам-устюжанам сермяги и бараньи шубы. Отсюда и пошла традиция вручения мундира и военных атрибутов, считавшихся символом чести. Лишение мундира или права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего. Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Именно отсюда пошло понятие и смысл выражения «честь мундира». Так, в 1821 году во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустяшного на наш нынешний взгляд нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (в смысле «права его ношения») Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не было прихотью венценосного самодержца. Здесь выражена забота о том, чтобы офицер никогда не забывал, кто он такой и какой мундир носит.

Практически все императоры, начиная с Петра I, носили военные мундиры, числились в различных полках и были их шефами. Недаром Табель о рангах отводила военным одну из высших ступеней в иерархической лестнице. Поэтому честь мундира была настолько высока, что офицер никогда не появлялся в обществе в другой одежде. Вместе с тем щегольство в военном обмундировании среди русских офицеров было чрезвычайно распространенным явлением, и тон в этом задавало первое лицо в государстве и в армии — сам император. Особенно ярко это проявилось при императоре Александре I. Д.В. Давыдов вспоминал: «…Вполне женственное кокетство этого Агамемнона новейших времен было очень замечательным. Я полагаю, что это было главною причиною того, почему он с такою скромностью не раз отказывался от подносимой ему Георгиевской ленты, которой черные и желтые полосы не могли идти к блондину, каким был император Александр». Военный историк А.И. Михайловский-Данилевский, состоявший в свите императора, восторженно писал о нем: «Приучив себя с молодых лет переносить непостоянство стихий, он всегда был верхом в одном мундире, лучше всех одет; казалось, что он был не на войне, но поспешал на какой-нибудь веселый праздник».

Читайте так же:
Сильно ли на Землю влияют небесные объекты, кроме Солнца и Луны

О генерале от инфантерии графе А.П. Тормасове, который в 1812 году командовал 3-й Резервной армией, а в 1814 году стал генерал-губернатором Москвы, военный историк сообщал следующее: «Щеголь смолоду, он и в преклонных летах был тщателен в одежде и таким являл себя на войне и в сражениях». О командире лейб-гвардии Семеновского полка генерал-майоре Я.А. Потемкине, любимце простых солдат: «Стан его был примечательный, одевался он как кокетка». Но всех, конечно, перещеголял в моде прославленный герой 1812 года и Заграничных походов, отважный ученик А.В. Суворова генерал М.А. Милорадович. Его не менее знаменитый соратник по «марсовым полям» генерал А.П. Ермолов оставил воспоминания о встречах на русских аванпостах при Тарутине русского военачальника и французского маршала: «Генерал Милорадович не один раз имел свидание с Мюратом, королем неаполитанским. Из разговоров их легко было заметить, что в хвастовстве французам не всегда принадлежало первенство. Если бы можно было забыть о присутствии неприятеля, казалось бы, свиданье их представлением на ярмарке или под качелями. Мюрат являлся то одетый по-гишпански, то в вымышленном преглупом наряде, с соболью шапкою, в глазетовых панталонах. Милорадович — на казачьей лошади, с плетью, с тремя шалями ярких цветов, не согласующихся между собою, которые, концами обернутые вокруг шеи, во всю длину развевались по воле ветра. Третьего подобного не было в армиях!»

Вообще, надо отметить главенствующую в те времена черту театральности, склонности к актерскому действу не только в среде высшего света в целом, но и среди офицерства в частности. «Особую роль в культуре начала XIX века в общеевропейском масштабе сыграл театр, — писал исследователь того времени В.А. Преснов. — Театрализуется эпоха в целом. Специфические формы сценичности сходят с театральной площадки и подчиняют себе жизнь. Грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. Люди этого времени строят свое личное поведение, бытовую речь, в конечном счете свою личную судьбу по литературным и театральным образцам».

Все это франтовство, однако, не мешало русскому офицеру во время кампаний, в походах и в сражениях не забывать о своем основном долге, отважно сражаясь за родное Отечество. Прекрасно понимая, что могут не вернуться из битвы, офицеры всегда шли на смерть при полном параде, без единого изъяна не только в оружии, но и в форме.

Офицер — профессия во всех отношениях идейная. Настоящий офицер служит не ради наживы, а ради высокой идеи защиты родного Отечества, прекрасно осознавая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. С полным правом такой офицер мог бы сказать всем сомневающимся в его миссии словами Петра Великого: «Не должны вы помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу, а несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверена, за род свой, за Отечество, за Православную веру и церковь… А обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию