100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему не разговаривает ребенок?

Что делать, если ребенок не говорит

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Почему не говорит ребенок — 6 психологических причин

Учиться разговаривать может быть неинтересно, невыгодно или даже опасно. Разбираемся в психологических причинах нарушения развития речи вместе с психологом Викторией Мелиховой .

Почему не говорит ребенок — 6 психологических причин

Если ребенок не произнес свои первые слова в промежутке между полутора и тремя годами, на это стоит обратить внимание. Педиатр подскажет, если нужно сводить ребенка к неврологу и психиатру — чтобы исключить органические причины. Я же предлагаю рассмотреть психологические причины, которые мешают ребенку развивать речь и общение .

Когда ребенок в принципе готов заговорить

Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.

Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.

С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.

1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет

Если симбиоз не заканчивается, и мама по-прежнему угадывает все желания малыша, ему незачем учиться говорить. «Если мы с мамой одно целое, и она уже умеет разговаривать, то зачем говорить еще и мне?» Это как если бы у человека заговорила, например, рука. Странно, не так ли?

Читайте так же:
Почему футболисты выходят с детьми?

Интересно наблюдать за некоторыми мамами трехлетних неговорящих детей. Они по одному звуку, жесту, взгляду могут угадать желание ребенка. Только зачем такому ребенку говорить. «Если мама все знает, прекрасно меня понимает, лучше, чем я сам, то зачем париться?»

Чтобы ребенок начал учиться говорить, он должен почувствовать себя отдельным и понять: пока он не скажет, никто не поймет, что ему нужно.

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие. Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

3 Не хочет подражать людям, которые ему не нравятся

Когда ребенок усваивает речь, он учит язык самых близких взрослых — мамы и папы. Если родители разговаривают грубо и резко, им не захочется подражать.

Гораздо приятнее повторять за красивым, мягким, нежным голосом. Именно поэтому так важна интонация, с которой взрослый разговаривает с ребенком.

4 Ребенку внушили, что нужно быть тихим

Иногда ребенок умеет говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не произносит ни звука. Звук — это громко. Громко может кому-то мешать. Чаще всего это уставшие мама и папа, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко приходит повидать внучка, а если он будет кричать — «больше никогда в гости не придет».

Ребенок дорожит контактом со значимыми взрослыми и будет стараться удерживать их любой ценой. Может даже замолчать, стать тихим и удобным, лишь бы близкие были рядом.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем. Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

Читайте так же:
Сохранились ли дикие предки домашних кур?

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям.

1 Сходить к неврологу или психиатру , чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание. Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить. Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

12 причин: почему ребенок не говорит

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития), обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию