100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откуда стало известно звучание древнеегипетского языка?

Египетский язык

Исследования, проведенные антропологами, доказали, что начало древнеегипетской народности, возникшей за 10000 лет до н.э., положили племена Восточной, Северной и Северо-Западной Африки, пришедшие в благодатную долину Нила в поисках плодородных земель, которые с созданием народности постепенно сформировали и древнеегипетский язык.

Египетский язык

существует теория, которую поддерживают далеко не все египтологи, согласно которой древнеегипетский народ в своей основе имеет азиатские или семитские корни. Несмотря на то, что гипотеза эта не отличается убедительностью, тем не менее, египетский язык входит в афразийскую (или семито-хамитскую) языковую семью, в составе которой также находились и родственные ему языки — кушитские, семитские и берберийские (этим и объясняется присутствие в египетском языке слов, свойственных этим родственным языкам).

Египетский язык прошел довольно длительный путь развития: сначала (до XXIII в. до н.э.) это был староегипетский язык, затем среднеегипетский, называемый также сейчас классическим (до XV в. до н.э.), позднеегипетский (или новоегипетский, существовавший до VII в. до н.э.), демотический (с VIII до н.э. до V в. н.э.) и, наконец, коптский, существовавший не только до XVIII в. н.э., но и до сих пор используемый египетскими христианами.

некоторые лингвисты не вполне согласны с подобной периодизацией, в связи с чем предлагают свое деление египетского языка на язык древней ступени (это старо- и среднеегипетский язык, который является классическим), а также язык новой ступени, включающий новоегипетский, позднеегипетско-демотический, а также коптский.

Что можно сказать о строе древнеегипетского языка? Его фонетическая система включала в себя 23 согласных звука, обозначаемых на письме специальными значками, а также гласные звуки, количество и особенности которых неизвестны из-за того, что на письме они не отображались. Что касается лексического богатства египетского языка, то в наши дни ученые работают над первым этимологическим словарем, благодаря которому можно будет больше узнать о значении свыше 20 тысяч древнеегипетских слов. Уже сейчас можно сказать, что этот язык отличала удивительная красочность, живость и образность (этому свидетельство — многочисленные синонимы).

хотя древнеегипетский язык относится к числу мертвых языков (он «умер» в V в. н.э.), тем не менее, перед своей «кончиной» он успел дать возможность некоторым своим словам проникнуть в современные языки. Это такие слова, как эбонит, Египет, папирус, оазис, Ливия, химия, базальт, а также воспринимаемые как исконно русские имена Онуфрий, Пахом, Пафнутий и даже женское имя Сусанна.

Особый интерес представляет морфологический состав языка, который включал в себя существительные (они имели два рода — мужской и женский, единственное, двойственное и множественное число, а также не имели падежей), прилагательные, глаголы (они имели повелительное наклонение, спрягаемые и неспрягаемые формы, обладали переходностью и залогом), местоимения (личные делились на зависимые, независимые и суффиксальные, существовали также и указательные местоимения), наречия, числительные, предлоги (простые и сложные, часто играющие роль союзов), междометия, а также частицы (проклитические и энклитические, способные придать различные оттенки значения не только отдельным глаголам, но и целым предложениям).

на заре развития древнеегипетского языка глагол не обладал временем: существовали специальные формы для выражения различных временных состояний — мгновенности и длительности, однократности и многократности и т.д., которые впоследствии приобрели временное значение.

Что касается синтаксического строя древнеегипетского языка, то о нем однозначно можно сказать то, что порядок слов в предложениях (как простых, так и сложных) находился в четкой и строгой зависимости от типа самого предложения — глагольного, ложно-глагольного и неглагольного.

Египетские языки

На этой странице представлена одна из «хамитских» ветвей афразийской семьи — египетская, начиная от древнейшей ее стадии — древне-египетского языка, до заключительной стадии, представленной коптским языком, ныне используемом только в богослужении (в египетской православной церкви).

Египетский язык (мёртвый язык с 5 в. н. э.) — один из древнейших культурных языков мира. Первые письменные памятники египетского языка относятся к рубежу 4—3-го тыс. до н. э. (тексты, начертанные на внутренних стенах пирамид фараонов VI династии), последние — к 5 в. н. э.

О происхождении, развитии и особенностях самой древнеегипетской письменности Вы можете почитать на странице «Письменности на основе египетской иероглифики». О коптском алфавите — на странице «Алфавиты на основе греческого (эллиницы)».

Разделы страницы о египетской ветви афразийских языков:

  • Древнеегипетский язык
  • Коптский язык и копты
Читайте так же:
Как выращивают табак и собирают табак

Древнеегипетский язык

Родственные связи древнеегипетского языка

Египетский язык — язык древних египтян, обитателей долины Нила. Вместе с происходящим от него коптским входит в афразийскую (семито-хамитскую) семью языков. [А сам праафразийский язык произошел от праностратического.]

Положение древнеегипетского среди других афразийских языков

Другие ветви афразийской языковой семьи включают семитские языки (такие как иврит и арабский), берберские языки Северной Африки, кушитские языки Эфиопии и ее окрестностей и чадские языки (например, хауса в Нигерии).

Историки-лингвисты не сходятся во мнении о том, какая из этих ветвей была ближе всего к египетской. Семитский и берберский языки демонстрируют сходство друг с другом, но египетский является исключением, не так тесно связанным с семитским или берберским, как любая из этих групп друг с другом. Некоторые лингвисты утверждают, что египетский язык на самом деле ближе к чадским языкам, расположенным к югу и западу от озера Чад.

Влияние древнеегипетского на ряд нилотских народов

Заметка обычного человека (Samson Burgei) о родственных связях коптского языка — потомка языка древнеегипетского: Позвольте мне добавить, что народ календжин в Кении и Танзании все еще говорит на языке, очень близком к коптскому . Один ученый из нашего сообщества написал книгу «Eastern Africa’s Kelenjiin People and their Pharaonic origin legend: aComparative Study» [PDF 30 Мб] которая легла в основу его докторской диссертации, об удивительной связи между языком календжин и коптским/древнеегипетским. Ученого зовут доктор Кипкоеч Арап Самбу (Kipkoeech Araap Sambu). Книга находится в институционном репозитории «Isis и Asiis — Unisa». Я соглашусь с этим, потому что я календжин, и был удивлен, что смог понять многие коптские слова, которые очень похожи и имеют одинаковое значение с моим родным языком.

В академической литературе считается, что этническая группа Календжин относится к нилотским народам, а их представители говорят на восточносуданских языках шари-нильской группы нило-сахарской языковой семьи. По преданиям, их родиной был потухший вулкан Элгон (седьмая по высоте гора Африки и вторая по высоте в Уганде), по другой версии — Древний Египет. На самом деле, племя календжин – смесь этнических групп, разделённых на 11 кланов, родственных в культурном и языковом отношении. Они живут, в основном, в Кении, в долине Керио и Центральном Нагорье (к северо-востоку от озера Виктория). Общая их численность превышает 3,5 миллиона человек. Это примерно 12% всего населения Кении.

Периодизация развития египетского языка

На протяжении 35 веков египетский язык существенно изменялся. В его развитии различают следующие периоды:

  1. египетский язык древней ступени:
    1. староегипетский язык (30—22 вв. до н. э.);
    2. среднеегипетский язык (22—16 вв. до н. э.);
    1. новоегипетский язык (16—8 вв. до н. э.);
    2. демотический язык (8 в. до н. э. — 5 в. н. э.).
    3. Около 3 в. н. э. начинает складываться коптский язык.

    Звуковой строй египетского языка

    Фонетический состав египетского языка сравнительно мало изучен: согласные известны, гласные нет, т. к. на письме они не обозначались. Гласные в открытом слоге — долгие, в закрытом — краткие. Ударение падало на последний и предпоследний слоги.

    Набор египетских согласных близок семитской системе: з ɂ ˤ w b p f m n r h ḥ ḫ ẖ ṡ ś š ḳ k g t ṯ d ḏ [а в чём разница и почему в такой последовательности ?].

    Грамматика египетского языка

    Существительные имели два рода — мужской и женский, три числа — единственное, двойственное и множественное. Падежные формы в Е. я. не выражались средствами аффиксации. Падежи были аналитическими, т. е. выражались предложными группами. Прилагательные делились на качественные и нисби (относительные), числительные — на количественные и порядковые.

    Глаголы в Египеском языке делились на переходные, непереходные и такие, которые могли быть переходными и непереходными. Они имели два залога — действительный и страдательный. Повелительное и неопределённое наклонения имели морфологические признаки. Категория времени в египетском языке в ранний период отсутствовала. Формы глагола выражали действие или состояние, однократность и многократность, краткость и длительность. В поздний период развития египетского языка некоторые формы стали более или менее систематически употребляться для периодизации времени и постепенно приобрели оттенок временного значения.

    Основой классификации предложений в египетском языке служит сказуемое, которое может быть выражено глаголом, а также некоторыми др. частями речи. Поэтому в египетском языке различаются предложения глагольные и неглагольные.

    Обзоры по древне-египетскому языку

    Египтология и язык Древнего Египта (порталы и сборники)

    Книги по древне-египетскому языку

    Также смотрите библиографию по афразийским языкам и литературу о праафразийском языке.

    • Коростовцев М. А., Египетский язык, М., 1961.
    • Петровский Н. С., Египетский язык, Л., 1958.
    • Erman A., Ägyptische Grammatik. B., 1928.
    • Erman A., Neuaegyptische Grammatik, Lpz., 1933.
    • Gardiner A., Egyptian Grammar, L., 1957.
    • Lefebvre G.. Grammaire de l’egyptien classique, Le Caire, 1955.
    • Lexa F., Grammaire d?motique, Praha., 1949—50.
    • Spiegelberg W., Demotische Grammatik, Hdlb., 1925.

    Коптский язык и копты

    Коптская община Египта

    Реальная численность коптов составляет примерно 8-10 % населения Египта. численность коптской общины оценивается в 7-8 млн. человек. По данным 1976 г. 60% коптов проживало в Верхнем Египте, где были даже деревни с преобладанием христианского населения над мусульманским. Провинции вдоль Нила от Миньи до Асуана на юге страны (Минья, Асьют, Сухаг, Кена) являются главным земледельческим районом Египта. В 1976 году копты составляли 18,6% населения Миньи и 20% населения Асьюта. На севере страны копты населяют, в основном, отдельные районы Каира (22%, в Шубре — 38,7%) и Александрии (7%). В городах копты и мусульмане чаще всего проживают интегрерованно.

    Интересно, что в 1922 году копты отвергли предложение внести в Конституцию Египта статью о защите религиозных меньшинств, т.к. не считали себя меньшинством.

    Обзор о коптском языке

    Коптский язык — последний этап развития египетского языка, им пользовалось христианское население долины Нила. В отличие от древнеегипетского, коптский пользовался алфавитным письмом, созданным на основе греческого (с добавлением нескольких знаков для обозначения специфических египетских звуков) во 2 в. н.э. Самые старые коптские тексты (2–3 вв.) – языческие, но еще до 300 н.э. с греческого на коптский была переведена Библия.

    Коптский язык стал литературным языком христиан-гностиков, манихеев и, в пятом веке, коптов-монофизитов. После большого количества находок манихейских книг в конце 1920-годов и еще большего количества трактатов гностиков 20 лет спустя в Хенобоскионе коптский язык приобрел большее значение для изучения раннего христианства.

    Обычно выделяют четыре диалекта коптского языка: саидский (на юге), ахимимский, файюмский и бохайрский (в дельте Нила). Саидский диалект самый ранний, а также самый важный в том отношении, что проливает свет на египетский язык. На бохайрском диалекте существует самая обширная литература. В структурном отношении коптский язык имеет ряд отличий от древнеегипетского: в нем отсутствовали звонкие согласные, имела место редукция безударных гласных, имена не изменялись по родам и числам, в глагольной системе развился аналитизм, усложнился синтаксис.

    После 8 в. н.э. коптский как разговорный все больше выходил из употребления и был вытеснен арабским, хотя до некоторой степени сохранялся живым до 17 в.; в настоящее время используется как культовый язык в коптской монофизитской церкви.

    В 1936 обнаружилось, что в нескольких христианских деревнях в Верхнем Египте по-прежнему сохраняется живая традиция [!]; ранее считалось, что коптский разговорный язык полностью исчез. (Энциклопедия Кругосвета)

    Влияние коптского на арабский египетский

    Есть широко аргументированное мнение, что коптский яхык послужил субстратом к современному египетско-арабскому языку. Влияние прослеживается на всех уровнях — фонологическом (некоторые эмфатические и глоттальные согласные), лексическом (много 3-фонемных соответствий), морфологическом (префиксальные и суффиксальные глагольные спряжения), синтаксическом (отложенные демонстративные слова).

    Коптский язык — жив!

    Коптский язык — пусть пока «мертвый» (не разговорный), но уцелевший в ритуальном применении потомок великого древнеегипетского литературного языка. Нуждается в восстановлении.

    Это было написано на сайте раньше, пока не стало известно, что он сохранился в нескольких деревнях. Древнеегипетский язык в коптском исполнении жив, ура!

    Поэтому я всегда писал «мёртвый» язык в кавычках или называл вышедшие из живого употребления языки угасшими, поскольку:

    1. во-первых, часто «угасший» [перевод более корректного английского эквивалента — extinct] язык и, в самом деле, сохраняется в нескольких деревнях (старобелорусский в Литве, возможно, шумиерский в Индии),
    2. во-вторых, его материальные и идеологические структуры живут и творят эволюцию в живых языках (не только потомках),
    3. в-третьих, на многих из них сохранилась собственная литература, а раз есть рукописи, то не только они не горят, но и язык еще жив.

    Поэтому вся надежда на полевых этнографов — перед ними стоит историческая задача поиска общин с «вымершими» языками. Тем более, в результате такой полевой работы находятся неизвестные ранее языки (например, индоарийский язык парья в Гиссарской долине Таджикистана).

    О том, что на коптском говорят в 4 деревнях Верхнего Нила, я прочитал в книге — это, конечно, более достоверный источник (если автор серьезный, как и приводимая им библиография), чем Интернет. Когда найду книгу — приведу её название здесь. А пока приведу выдержки (переведенные) и ссылки из сети:

    Откуда стало известно звучание древнеегипетского языка?

    Египетский его с язык знаменитыми иероглифами – один из самых сложных и древних в исследовании. Тем не менее, языковедам разобраться удалось в истории языка, выделить его особенности лингвистические.

    Как это стало возможным, условии при, что носители египетского жили до века VII нашей эры?

    В первую очередь отметить стоит, что использование термина «древнеегипетский считается» язык неверным. Например, греческий и древнегреческий – названия правильные языка, поскольку существует современный греческого вариант, который имеет статус официального.

    касается Что египетского, то в настоящее время ему статус присвоен мертвого. Египетский использовался жителями Египта Древнего. Современные же египтяне пользуются арабским который, языком считается официальным. В частности местные говорят жители на арабском литературном языках и диалектах – масри и саиди. Если и упоминать о древнеегипетском, то только языке о как Древнего Царства – исторического периода фараонов правления.

    Специалисты в области лингвистической египтологии несколько выделяют периодов египетского языка:
    — староегипетский староегипетский;
    — ранний классический;
    — среднеегипетский классический;
    — новоегипетский;
    — поздний среднеегипетский;
    — демотический;
    — птолемеевский;
    — коптский.

    Каждая использовалась стадия в течение определенного периода времени. В египетский целом язык считается одним из наиболее том, в древних числе в письменном виде. Найдены датируемые, памятки 4-м тысячелетием до нашей эры.

    Интересный изучение: факт египетского языка началось во второй века 19 четверти. Наиболее интенсивно исследования стартовали с года 1822. Все благодаря основателю египтологии – Жану французу-Франсуа Шампольону, который сумел что, понять обозначают египетские иероглифы.

    Как же в случае таком выяснили специфику звучания языка, гласные выделили и согласные звуки, правила произношения? стало Это возможным благодаря коптскому языку, использовался который с III по XVII век н.э.

    В настоящее коптском на время ведется служба в Коптской православной Также. церкви предпринимаются попытки возродить коптский в родного качестве языка египтян.

    В процессе расшифровки текстов древнеегипетских специалисты научились различать некоторые например, имена, Клеопатра и Птолемей. Затем оказалось, произношение что каждого иероглифа в этих именах первой с совпадает буквой названия предмета (в коптском), данный который иероглиф показывает. Иероглиф с изображением коптски (по-льва labou) читается как звук «л». коптски (по-Рот ro) произносится как «р» и так далее. буквы Гласные египтяне на письме никак не обозначали, специалистам поэтому приходится лишь догадываться об их звучании.

    египетский Мертвый язык, один из наиболее древних, через прошел большое количество стадий, последней из стал которых коптский. Исчез из обихода коптский недавно относительно – в 17 веке, хотя в Коптской православной служба церкви на нем ведется до сих пор. сравнению Благодаря древних иероглифов и коптского исследователи как, выяснили звучал египетский язык.

    РОЗА МИРА

    В том году мы провели с sheser презентацию древнеегипетского языка на Фесте Языков , следующий Фестиваль будет осенью. Вот чтобы не забыть об этом радостном событии перетащила этот пост и к себе в жж 😉 Читайте. Кстати скоро будет промежуточный Фестиваль — городов, может кто-то хочет поучаствовать в качестве презентатора или артиста?

    Доклад-презентация «древнеегипетский язык»

    32.77 КБДревнеегипетский язык принадлежит к афразийской языковой семье, но выделяется в особую ветвь. Другие представители этой семьи – семитские языки (аккадский, арабский, иврит, и т. д.), берберо-ливийские, кушитские, чадские. Египетский язык пошёл по собственному пути развития. Первоначальные диалекты столь отличались, что в текстах есть фразы вроде «мне тебя так же трудно понять, как жителю Абидоса понять жителя Элефантины». (Ном, то есть область, Абидос находился в Нижнем Египте, ном Элефантина – близко к южной границе Верхнего Египта. Кстати, китайское письмо в своё время точно так же объединило множество отличных друг от друга диалектов.)
    55.77 КБ
    Историю древнеегипетского языка изучают, в первую очередь, по истории письма. Сами египтяне называли его «божественной речью»: по легенде, такой дар преподнёс людям бог Тот, который придумал иероглифику и научил людей ею пользоваться. Сначала письмо проходило стадию пиктографии, когда рисунок прост и передаёт только смысл. В эпоху создания на территории Египта первых государств и их объединения, в IV тыс. до н. э., пиктографию постепенно сменила иероглифика. Она начала передавать не только смысл, но и фонетику, и грамматику, и синтаксис – то есть особенности речи. У языка несколько этапов развития – староегипетский, среднеегипетский, новоегипетский, демотический и коптский. Их смена условно совпадает со сменой исторических эпох – от Древнего Царства до Египта Птолемеев. Вместе с грамматикой и лексикой развивалось и письмо.

    В эпоху среднеегипетского возникла иератика, то есть вариант иероглифической скорописи. Первые иератические папирусы из найденных датируются 19 в до н. э. (Кстати, со 2-го тыс. до н. э. появилась египетская тайнопись – с обычными иероглифами, но особыми правилами комбинации и чтения.) В период Нового Царства фараон Аменхотеп IV, или Эхнатон, повелел записывать тексты соверменным ему языком, а не каноническими устаревшими речевыми формулами.
    В 700 годах до н. э. появилась демотика: ещё более ускоренная иератика. Как вид письма она просуществовала вплоть до V в. н. э., и этот период назван демотическим. А коптский язык — язык рубежа нашей эры, и его алфавитное письмо существовало параллельно демотическому.

    111.06 КБ42.94 КБОднако вернёмся к началу. На знаменитом Палермском камне упомянуты правители Гор-Скорпион, Ка, Нармер и другие фараоны конца IV тысячелетия до н. э. Но записи на Палермском камне сделаны в середине III тыс. до н. э., в правление уже V династии. Есть и более древние надписи, например, стела Джета, палетка Нармера, и другие.

    Взгляните на рельеф на стеле фараона Джета (Абидос, 1 династия, известняк, музей Лувр). Фасад дворца, сверху сокол, на верхней части знака дворца — змея. Стела показательна: всё читается просто, понятно. Сокол больших размеров – значит, начинаем с него. Сокол сидит на дворце – значит, он выше дворца, главнее, а сам дворец принадлежит змее. И даже тем, кому не известно, что это всё значит, картинка позволит понять основной смысл. Получается: змея правит во дворце, а сокол над ней. Для людей того времени было понятно, что имеется в виду: бог Гор-сокол правит в качестве своего воплощения фараона Джета-змеи. Уже здесь мы наблюдаем сформированное теофорное имя: Гор-Джет. (В теофорном имени одна из частей – имя бога.) Перед нами состоявшийся канон записи теофорного имени царей первых династий. И это уже иероглифика: любой из этих символов будет широко употребляться веками, с конкретным значением и конкретной фонетикой. Фасад дворца читался «srh», кстати, это предшественник картуша в титулатуре фараонов, сокол – бог Гор, читался «hr», знак змеи «jt» войдёт в несколько иероглифов.

    49.74 КБНадписи на стенах гробниц и храмов окрашивали в разные цвета: в чёрный, красный, зелёный. Зелёный, например, – это цвет жизни, им оформляли заупокойные тексты – ведь они были адресованы ушедшему в мир иной и должны были поддерживать его там, а ещё такой цвет надписей напоминал о возрождении. Египтяне верили, что в конце времён все усопшие оживут. Даже у слова «умереть» был синоним «озелениться, стать юным». (Кстати, в русском слова «умереть», «озелениться» – глаголы. В египетском же, по общепринятой теории, глаголов не было. Их функции выполняли имена действия, то есть слова, называвшие сам процесс: «хождение», «служение», и т. д.)

    В папирусах начало текста выделяли красным – то есть делали «красную строку». Скорее всего, «красная строка» наших летописей восходит к древнеегипетской.
    Иероглиф был не просто знаком письма, а как и любое другое изборажение — дверью в мир иной, грамотность считалась даром: грамотный прикасался к тайнам мира. Да и в повседневной жизни профессия писца была одной из самых престижных. Это не удивительно для страны, где читать умело всего 2 % населения.

    Фонд письменных памятников обширен: это заупокойные тексты гробниц, тексты на саркофагах, в храмах, папирусы различного содержания, надписи на статуях и статуэтках, на утвари, записи египетских текстов на других языках – как только в фонетической передаче, так и переводы, и даже билингвы – записи на двух языках сразу. Но, несмотря на такое изобилие, многое до сих пор не разгадано. Например, не известны огласовки, то есть чтения гласных звуков. Древнеегипетское письмо почти до самого конца отражало только согласные. По сей день египтологи читают фразы с принятой вокализацией. Есть масса гипотез, как именно в прежние эпохи звучали гласные древнеегипетского языка, но единой теории нет. Так что же за систему придумал некогда бог мудрости Тот?

    Придумано очень остроумно. Иероглиф – это рисунок с конкретным смыслом и конкретным чтением, он мог использоваться сам по себе, а вместе с другими иероглифами — как только фонетический знак или как знак только для передачи смысла. Одни символы употреблялись традиционно в фонетике, другие — как смысловые показатели.

    Писать можно справа налево, слева направо, как в строку, так и в столбец. Читать же надо с той стороны, в которую повёрнуто большинство знаков: клювы птиц, звериные морды, людские лица и т. д. Кстати, хороший критерий отличия настоящей надписи на языке от грубой подделки: обычно на новоделе для наивных туристов все иероглифы «смотрят» в разные стороны.

    36.00 КБ43.87 КБПознакомимся с иероглифами поближе на примере знака «анх». Символ всем знаком. Если его пишут с «определителем» – иероглиф значит «кора сандала». Если добавить знаки «н» и «х», изменяется смысл: этот иероглиф означает «жизнь», но читаться будет по-прежнему, «анх». Но «жизнь» можно написать и одним знаком. Добавим к нему «сидящего человека» – будет «живущий», дорисуем показатель множественного числа – по принятому чтению читаться будет «анху», означать – «живущие». Если «сидящего» заменить на «человека со связанными руками», чтение снова будет «анх», но значить это станет «пленный». Теперь заменим «человека со связанными руками» на «человека с пальцем во рту». Чтение то же, означать будет «клятва, присяга, клясться» Уберём знак человека, продублируем сам анх и добавим два знака уха, получится слово «уши», «анхуи». Если вместо предыдущих поставить рисунок петли и «определитель», получится слово «гирлянда, венок», «анх». Заменим петлю на знак металла – будет слово «зеркало», «анх». Знак камня вместо него даёт слово «каменный блок», «анх», фонетика, как вы заметили, всё та же. И это – варианты написания слов только мужского рода, а слова женского рода в зависимости от показателя смысла имеют ещё и другие значения. Но, конечно, чаще всего анх ассоциируют с религией. На храмовых изображениях боги держат в руках жезлы с навершиями в виде анхов или подносят анх к носу умершего человека, чтобы человек, подобно Осирису, обрёл жизнь вечную. В форме этого знака делали сосуды, например, для воды, амулеты, которые носили на груди и руках взрослые и дети. Анх служил напоминанием о вечной жизни, которая, по древнеегипетским воззрениям, ожидает каждого человека.

    84.14 КБВ математике египтяне использовали специальные иероглифы. Они обозначали разряды: единицы, десятки, сотни, и так далее, вплоть до миллиона. Чтобы написать «четыре», нужны были четыре знака единицы, для числа «двадцать два» — два знака десятка и два знака единицы. Но при этом существовала и система дробей. А история дробей с разными степенями числа два в знаменателе имела свою мифологическую подоплёку, где бог Тот снова играет большую роль.

    64.72 КБКогда-то Сэтх и Гор боролись за корону Осириса, отца Гора и брата Сэтха, которого Сетх хитростью заманил в ловушку и убил. Во время поединка Сэтх вырвал у Гора глаз и разрубил его на 64 части. Тот собрал разрозненные части и срастил их. Но 1/64 часть найти так и не удалось. По другой версии, глаз Гора исцелила богиня Хатхор, омыв его своим божественным молоком. Око Гора, Уджат, стало символом возрождения, защиты, целостности и использовалось, как очень действенный оберег от сил хаоса, способных нанести человеку вред. На папирусе и ткани Око рисовали зелёной краской. А избражения его частей стали знаками для дробей: правая часть — ½, зрачок — ¼, бровь — 1/8, левая часть — 1/16, ресница — 1/32, нижняя часть — 1/64. В сумме эти дроби дают 63/64, как раз без потерянной 1/64.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию