100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Об Изумрудном Будде: разбираемся досконально

Таинственная история Изумрудного Будды

Драгоценные камни существовали всегда: когда мир только рождался, сотрясаясь землей, извергаясь вулканами, проливаясь ливнями. Даже в то время вечные кристаллы уже бороздили просторы вселенной, перемещаясь в космосе в метеоритах. Быть может, именно оттуда на Землю попали первые самоцветы.

Об истории происхождения первых драгоценных камней можно спорить долгое время, однако правда, возможно, так никогда и не выйдет наружу. Например, ученые и геммологи до сих пор не могут достоверно определить возраст алмазов. Но важно ли нам все это? Нет, ведь с самого первого мгновения, когда человек стал мыслить, научился ценить прекрасное… — именно тогда и появились первые украшения. Пускай грубые, пускай не обработанные, но все же украшения.

С драгоценными камнями всегда связывали множество легенд, сказок, историй. В них верили, ими лечили, использовали в магических ритуалах. Поэтому не удивительно, что самоцветы нашли свое отражение в очень важной для любого человека области – религии. Не важно, к какому направлению обратиться, но в различных культурах в качестве предметов религиозных культов всегда присутствовали драгоценные камни. Святой Грааль, Сердоликовое кольцо Магомета, храмовая утварь, скульптуры ангелов, Изумрудный Будда. Вот именно об Изумрудном Будде нам бы и хотелось рассказать в этой статье.

Первый факт, который может поразить верующих – эта знаменитая статуя создана отнюдь не из изумруда. На самом деле состав нежно-зеленого кристалла, из которого целиком вырезана статуя, до сих пор не ясен. Считается, что в состав этого самоцвета действительно может входить и изумруд, халцедон, нефрит…. Однако это только первая тайна, которая как покров окружает статую Будды.

Еще один вопрос вызывает возраст Изумрудного Будды. Существует несколько легенд, которые по-разному преподносят и возраст статуи, и историю ее создания. Самая распространенная легенда о монахе Нагасена. Полвека спустя после ухода реального Будды этот монах решил создать статую, которая бы обладала огромной мистической силой. В те времена самым распространенным материалом для подобных изделий было золото, однако монах решил использовать цельный камень.

И, конечно, в этом деле ну никак не могло обойтись без богов. По легенде считается, что монаху помогал бог Индра, который хотел похитить священный для любого верующего человека камень Императора Вселенной. Однако сам кристалл не захотел менять хозяина, тогда бог решил использовать для великой цели неизвестный самоцвет, названный «Изумрудная драгоценность». Целых семь суток все небесное воинство вырезало из цельного камня статую Будды, после чего бог доставил ее на землю. Однако эту реликвию нужно было где-то хранить, поэтому Индра вокруг нее создал золотой дворец.

Еще одна более прозаическая легенда говорит о том, что Изумрудного Будду отдал в дар царь Ашока. Он был первым индусским правителем, и после принятия буддизма решил сделать щедрый дар. В итоге по его приказу неизвестный греческий скульптор вырезал эту реликвию из цельного камня неизвестного состава.

А теперь немного о достоверных фактах: местонахождения Будды постоянно менялось. Сначала Индия – до IIIв. н.э., затем Шри-Ланка, потом Камбоджа, и, напоследок, Сиам. Изумрудный Будда служил не просто религиозным символом, например, в Сиаме придворные перед ликом статуи приносили клятву верности своему монарху.

Монархи различных провинций боролись за право владеть Изумрудным Буддой, и в один прекрасный момент статуе это надоело. Реликвия буквально испарилась с лица Земли, причем историки до сих пор не могут проследить ее местоположение в течение довольно долгого времени. Проявилась она только в 1434 году в Таиланде, причем случилось это по воле провидения: в неприметную ступу ударила молния, и в расколотой чаще была обнаружена статуя.

Однако история не пошла на пользу правителям, и еще в течение 200 лет Изумрудный Будда кочевал из страны в страну до 1782 года. Наконец король Таиланда Рама I построил для статуи специальный храм, расположенный в центре Бангкока.

Монахи решили, что сама по себе статуя не слишком «драгоценна», поэтому повелась традиция надевать на статую монашеское одеяние из золота. Причем существовала два наряда: полный королевский и монашеский. А впоследствии появился и третий вид – легкое королевское одеяние. В настоящее время церемония переодевания Изумрудного Будды является священнодействием, которое собирает тысячи паломников, в том числе и членов королевских семей.

Тайцы уверены, что статуя Будды приносит им удачу, а каждому просящему воздается. Реликвия может излечить любую болезнь, и сотворить самое настоящее чудо. Атеисты начнут спорить, что пускай огромная, вырезанная из цельного куска статуя, это все же камень, а значит, что никакими мистическими свойствами он не обладает. Но мы-то с вами знаем, что драгоценные кристаллы способны творить чудеса. И пускай эти чудеса происходят только в голове у людей, но…ведь именно реликвия изменила это мировоззрение, а значит – чудо действительно произошло.

Храм Изумрудного Будды – священная резиденция особой для Таиланда статуи

Изумрудный Будда

Изумрудный Будда – полупрозрачная статуя ярко-зеленого цвета высотой 66 см, изображающая сидящего Будду в йогической позе. Изумрудный Будда считается защитником Королевства Таиланд не только среди буддистов, но и на государственном уровне.

Будда и его учение

Будда – это не Бог, не Творец и не Пророк или Посланец высших сил. Кто же такой – Будда, об этом мы узнаем, познакомившись с биографией и учением основателя буддизма.

Читайте так же:
Как погиб сын Ивана Грозного: версии и свидетельства

Воспитание Сиддхартха Гаутама

Королевский принц Сиддхартха Гаутама родился в небольшом государстве на границе Индии и Непала в 558 году до н.э. Мать скончалась через 7 дней после родов, мальчика с любовью воспитывала ее младшая сестра.

Отец, воспитывая наследника, всячески ограждал его от жизненных неприятностей. В распоряжении наследного принца находилось 3 дворца с роскошной обстановкой. Король выбрал сыну умную и красивую жену, которая родила наследника.

В чем смысл жизни

Так принц Гаутама жил до 29 лет, пока не осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть, а богатство не в силах избавить человека ни от болезней, ни от смерти.

Он задумался о смысле жизни и хотел понять, почему люди переживают страх и гнев, зависть и ненависть, почему человека не покидают и мучают страстные желания. Ответа на эти вопросы принц не находил. Он потерял радость жизни и задумал спасти людей от неизбежных зол.

Гаутама объявил о решении покинуть дворец. Уговоры и рыдания родных не остановили молодого человека в его намерении обрести Истину. Принц сбрил волосы в знак отречения от мирских забот и ушел из роскошного дома.

Сиддхартха Гаутама

Не взяв с собой ничего, он подбирал выброшенную одежду, очищая лохмотья шафраном, отчего они становились оранжевого цвета. Позднее буддийские монахи, желая быть похожими на великого учителя, начали брить головы и носить простую безыскусную одежду оранжевого цвета.

Поиски ответа

Шесть лет молодой человек пытался найти путь освобождения от страданий. Он научился медитации и вел аскетический образ жизни, изнуряя свою плоть, так что чуть не умер от голода, но достиг сверхчувствительного состояния.

Скиталец понял, что испытал все, что доступно смертному: блаженство и негу дворцовой жизни, медитацию йогов и философские каноны, власть и бедность, любовь и голод, одиночество и аскетизм в жизни.

В апреле 523 года он познал «высшее и полное Просветление» – стал Буддой, пробудившимся, просветленным духовным учителем, свободным от страданий, который открыл и объяснил другим практический путь Просветления.

«Пробудившиеся» воззрения Будды

45 лет Будда со своими учениками путешествовал по Индии, распространяя свои воззрения как «учение Просветленного». Он разъяснял, что Просветление – это реальное и достижимое состояние, когда ум и тело полностью готовы приносить пользу всем живым существам.

Постоянная внимательность к собственным мыслям, словам и поступкам, которые не должны приводить к страданию других существ. Это способствует достижению счастья и просветления.

В буддийских храмах всегда радостно

При этом требуется щедрость, терпение и усердие, а также сосредоточение и мудрость. Упорное размышление над проблемой – медитация – укрепляет в уме новый взгляд на вещи и помогает справиться с внутренними проблемами.

Завершающий этап Просветления – восхождение на вершину Мудрости. Сущность пути Будды – развитие спокойствия и ясности ума в сочетании с ежедневным соблюдением нравственности: воздержание от причинения вреда, сострадания и принесения благ другим существам постепенно приводит к обретению подлинной мудрости.

Умудренный человек овладевает безграничной любовью, мудростью и способностью помогать другим именно так, как им необходимо.

Изумрудный Будда в легендах сквозь века

По легенде, образ Будды изготовлен в Индии, где мудрец Нагасина предсказал, что Изумрудный Будда принесет превосходство и процветание той стране, в которой он будет находиться.

Явление Будды монахам

Статуя явилась миру в 1534 году на Севере Таиланда в местечке Чианграй в старой ступе. Буддийская ступа – высокий монумент, культовый памятник со шпилем, напоминающий храм, символ просветленного ума Будды.

Кто построил ступу и поместил туда Изумрудного Будду, неизвестно. Монахи обнаружили статую внутри гипсового монумента, который растрескался и начал разрушаться.

Во время грозового ливня после удара молнии гипсовая штукатурка осыпалась, и монахам явилась позолоченная статуя Будды, которую они принесли в храм. Здесь изумленные монахи увидели, что позолота осыпалась, и, сверкая изумрудным блеском, во всей красе предстал Будда, которого с той поры называют Изумрудным.

Статуя Изумрудного Будды выточена из нефрита, название получила из-за насыщенного цвета материала, напоминающего изумруд.

Путешествия священной статуи

Начиная с I века, статуя Изумрудного Будды постоянно путешествовала. Легенда утверждает, что статую по земле, воде и воздуху перемещали небесные силы.

Статуя Изумрудного Будды выточена из нефрита

Когда правитель Чиангмая узнал о находке Будды, то приказал доставить святыню в столицу. Слон, на которого погрузили статую, вдруг заупрямился, не желая идти в столицу, а направился в местность Ланпангу. Упрямца заменили другим слоном, который также шествовал только в Ланпангу.

Тогда правитель решил, что Боги отказывают ему в покровительстве, и приказал доставить Будду в Ланпанг. Доставленную по желанию богов статую поместили в специально построенный храм Пхра, где она простояла 32 года, принимая у своих ног паломников-буддистов.

Статуя 200 лет находилась в столице Вьентьяне, откуда после завоевания Лаоса генералом Чанкри святыню переправили в 1885 году в храм Пхра Кео на территорию Большого Королевского дворца в Бангкоке, где она и находится по сей день.

Изумрудный Будда в Бангкоке

На территории Королевского дворца в Бангкоке – храм Изумрудного Будды, жемчужина Таиланда. Внутри дворца, на возвышении, сидит Изумрудный Будда. Это оригинал статуи, привезенный из Шри-Ланки.

Читайте так же:
Ми-26 — самый большой вертолёт в мире

Священная резиденция Будды

Покровителю Таиланда, Изумрудному Будде, охраняющему Королевство, возвели жилище – священную резиденцию, комплекс Ват Пхра Кео. Резиденция Будды носит статус личного королевского храма, открытого для всех.

В составе комплекса 100 строений с 200-летней королевской историей, в том числе: мавзолей с прахом королевской семьи, золотая ступа, сохраняющая кость Будды, и королевская библиотека.

Храм Изумрудного Будды

Возведенные в старом стиле Бангкока строения, занимающие площадь в 95 га, ограничены 2-километровой белоснежной каменной стеной. На ухоженной территории – прекрасный парк и многочисленные озера, покрытые цветами лотоса.

Внешний вид храма

Главный храм элегантно декорирован. Крыша украшена полированными оранжевыми и зелеными плитками, столбы – мозаикой, фронтоны (завершения фасадов, ограниченные скатами крыши) сделаны из дорогого мрамора.

Вокруг храма Изумрудного Будды – фигурки героев буддийских священных книг: царь обезьян, люди-птицы и демоны Якши, хранители святилища, с голубой кожей и богато украшенной одеждой.

Многоступенчатые резные купола, узорчатые окна и двери украшены золотом и бронзой. На крышах храма – изображения священных змей, защищающих святилище от нечистой силы. Керамическая мозаика, позолота и цветное стекло пестрят символами буддизма, составляя картину величественного позитива, свойственного этой религии.

Фигурки героев буддийских священных книг

У входных дверей – на страже 12 бронзовых львов: только королевская семья входит через парадные двери, для рядовых людей – другой путь. Внешние стены декорированы фресками тайского эпоса из 178 историй, суть которых – человеческая честность, вера и преданность.

Вокруг храма – 12 сооружений, для того чтобы люди, вознося молитву, укрылись здесь от солнца и дождя. В юго-западной части комплекса – часовня и высокая колокольня.

Вокруг храма – 12 сооружений

Интерьер

Внутри храма главное место занимает алтарь, украшенный драгоценным камнями, на котором восседает Изумрудный Будда. Божество, восседающее в священной комнате –Убоссоте, покрытое золотом, замерло в йогической позе медитации: руки сложены на коленях, ладоши открыты и направлены вверх.

Каменная статуя божества, сделанная 5 столетий назад из полудрагоценного нефрита и декорированная чистым золотом, изображает Будду, сидящего в позе лотоса. Высота статуи – 66 см и ширина 28,3 см.

Третий глаз Будды – из золотой вставки, расположен над уровнем бровей статуи. Взгляд божества направлен вниз, а маленькие губы и нос, вытянутые уши – свидетельство полного умиротворения и спокойствия.

Третий глаз Будды выполнен из золотой вставки

У основания трона – 10 маленьких бронзовых коронованных статуэток Будды, символизирующих членов королевских семей трех правлений.

По обе стороны парадных дверей, отделанных перламутром, – бронзовые трехметровые статуи коронованного Будды, украшенные драгоценными камнями.

Поклонение и обряды Изумрудному Будде

Тайцы верят в могущество и силу Изумрудного божества. В ранний период Бангкока статую проносили по городским улицам, чтобы избавить от бедствий. Возле Изумрудного Будды правители Таиланда присягают на верность народу и стране.

Внутри храма

Дотрагиваться до статуи имеет право только король. Даже пыль с божества позволено обтирать только королю или наследному принцу.

Одевание божества

По древней традиции, король Таиланда 3 раза в год в зависимости от сезона переодевает Будду в золотые одеяния.

Летняя одежда Изумрудного Будды – заостренная корона с золотом и драгоценностями. Золотое одеяние покрывает статую от плеч до лодыжек. Зимой – драпировка из золотых бус, покрывающая статую, начиная от шеи. В дождливые месяцы головной убор – золотые шипы, украшенные эмалью и сапфирами. Золотой наряд перекинут через левое плечо.

Король 3 раза в год переодевает Будду

Даты ритуальных церемоний выпадают на первую убывающую Луну в марте, июле и ноябре. Церемонию смены одеяний проводит только король Таиланда, который ведет все буддистские церемонии.

Король окропляет водой монахов и верующих, пришедших получить благословение божества на удачную жизнь в наступающем сезоне. Ритуал призван к процветанию государства и могуществу короля.

Церемония коронации

Поклонения Будде при коронации – важнейший ритуал в жизни короля. Правитель делает божеству подношения в виде золотых и серебряных цветов, потом зажигает свечи.

Поклоняясь изображению, король дает клятву быть верным своей религии. Перед входом в храм в знак уважения к божеству снимают обувь, Молясь, нельзя направлять ноги в сторону Будды и поворачиваться к божеству спиной.

Изумрудный Будда в храме

Каждый правитель Таиланда вносит лепту в сохранение храмового комплекса. Их усилиями 1 раз в 50 лет проводится капитальный ремонт и реконструкция храма.

Храм Изумрудного Будды – объект паломничества и туризма Таиланда

Храм Изумрудного Будды – главный объект паломничества и туристического любопытства. Среди посетителей не только приезжие, но и местные жители: святыню благоговейно почитают тайцы.

Когда вы входите в храм, кажется, что попали на богато украшенную сцену с множеством деталей от безукоризненно чистых плит до кричаще-ярких крыш. Храм, в котором не живет ни один монах, сохраняется такой благородный вид, как будто он построен только вчера.

Дитя грозы: легенда о статуе Изумрудного Будды

В один из дней 1436 года над городом Чианграй (королевство Ланна, ныне северная провинция Таиланда) разразилась страшная гроза. Молния ударила в ступу (ритуальную пирамиду), стоящую во дворе буддийского монастыря, та раскололась, и монахи увидели спрятанную в ней маленькую зеленую статую. Монашеская братия пала ниц — никто не сомневался, что это был тот самый Изумрудный Будда, молва о котором ходила уже почти полтора тысячелетия, но которого никто до тех пор не видел в глаза.

Читайте так же:
Чем больше свиданий, тем счастливее брак: объясняем развернуто

Дитя грозы: легенда о статуе Изумрудного Будды | Одеяние «в соответствии с холодным сезоном» оставляет для обозрения только лицо Будды. ФОТО АВТОРА

Одеяние «в соответствии с холодным сезоном» оставляет для обозрения только лицо Будды. ФОТО АВТОРА

Под охраной бронзовых львов

Как гласило предание, статуя была создана в 43 году до н. э. — через 500 лет после того, как индийский принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой (в переводе с санскрита — «пробудившимся») и распространив свое учение по всему миру.

Каменное изваяние, однако, высечено не из изумруда, а из полупрозрачного жадеита — драгоценного минерала, добываемого в горных породах вулканического происхождения.

С первых же дней своего явления людям зеленый божок стал предметом поклонения. Специально для размещения статуи в Бангкоке был построен храм Ват Пхра Кео. Ныне это главная достопримечательность Таиланда.

Каждую из шести дверей храма охраняет пара бронзовых львов. Парадные двери, предназначенные для визита королевских особ, богато отделаны перламутром и ценными породами дерева. У входа находятся две огромные статуи — это демоны Якши, защищающие его от злых духов. Помимо них здание окружают и другие статуи мифических существ: Гаруда и Киннари — наполовину люди, а наполовину птицы; каменные стражники, похожие на китайцев; собаки; царь обезьян.

Резной купол храма — многоступенчатая конструкция, инкрустированная золотом, бронзой и глазурью. Концы крыш украшены изображениями змеиных голов. Стены внутренних помещений храма представляют собой галерею из картин, описывающих жизнь Будды: рождение, детство, юность, многочисленные путешествия в поисках истины, искушения, просветление. На украшенных перламутром дверных створках, а также в росписи помещений можно увидеть эпизоды «Рамакиян» — тайского варианта древнеиндийского эпоса «Рамаяна».

На троне в позе лотоса

Густой запах и дым благовоний, мерцание многочисленных свечей в полумраке, гул людских голосов — атмосфера таинственная и торжественная, подобающая встрече с божеством.

Само оно находится в главном зале — «усоботе» (в буддистских храмах в этих помещениях послушников посвящают в монахи). Потолок его украшен картинами с сюжетами из жизни Будды. По стенам — множество фресок, в том числе (не очень понятно почему) с традиционными китайскими мотивами.

Фигура имеет относительно небольшие размеры. Ее высота составляет 66 сантиметров, ширина — 48. Божество восседает в позе лотоса на высоком деревянном троне, покрытом золотом и украшенном со всех сторон драгоценными камнями. Голову его венчает многоуровневая золотая корона. Запястья, лодыжки и предплечья украшены браслетами с инкрустацией. Обе руки покоятся на коленях, ладони повернуты вверх. Этот жест называется дхьяна-мудра и символизирует медитацию, предшествующую просветлению.

У подножия трона — сосуды с благовониями, многочисленные вазы, чаши с подношениями как от высокопоставленных лиц государства, так и от обычных жителей. С двух сторон от статуи — стеклянные сферы, одна из которых символизирует Солнце, а другая — Луну. Рядом — две бронзовые трехметровые статуи Будды, инкрустированные драгоценными камнями. Они изображены стоящими в состоянии полного умиротворяющего спокойствия.

Прикасаться к статуэтке имеет право только король. Трижды в году в зависимости от сезона он проводит торжественный ритуал переодевания статуи. Каждое убранство Будды — настоящее произведение искусства. Наряды украшены золотом и бриллиантами. В холодный сезон наряд состоит из накидки, полностью окутывающей тело. В сезон дождей облачение оставляет открытыми правое плечо, ступни и кисти рук. В сухой сезон скульптура выглядит наиболее впечатляюще, однако разглядеть ажурные элементы одеяния все равно не удастся. Дело в том, что в зале царит полумрак, к тому же вплотную подойти невозможно: близко подпускают только тайцев для молитв.

Король также должен проявлять заботу о реликвии. Ведь легенда гласит, что успех правителя и процветание государства как раз и зависят от того, как будут заботиться о статуэтке. На протяжении веков храм Ват Пхра Кео неоднократно реставрировался, практически каждые 50 лет в нем проводится капитальный ремонт.

Безобидные демоны

Храм Изумрудного Будды — сердце огромного (95 га!) комплекса, со всех сторон окруженного стеной. Территория выглядит очень богато и ухоженно. Множество миниатюрных озер с плавающими в них цветами лотоса. Великолепные здания, построенные в традициях буддийского и тайского зодчества. Их фасады украшены огромным количеством цветных керамических мозаик, позолоты, цветным стеклом и деревом. Все это блестит на солнце, составляя целостную картину величественности и традиционного буддистского позитива. Не пугают посетителей даже изваяния демонов — охранителей святилища с голубой кожей и богато инкрустированными одеждами.

Рядом с храмом — музей, в котором хранят старые наряды Изумрудного Будды, его украшения и другие ценные вещи. Неподалеку — Королевская библиотека, хранилище священных буддистских текстов. Интерьер ее отличается изумительной красотой. Отделка серебром, мерцающий пол, специальный ковчег для древних манускриптов, отделанный нежнейшим перламутром. К сожалению, увидеть все это сегодня почти невозможно — в последнее время библиотека все чаще оказывается закрыта для посетителей. Официальная версия — ремонт здания.

Расположенный же в восточной части комплекса Королевский пантеон открывают только один раз в году — 6 апреля, когда отмечают День королевской династии. Внутри установлены позолоченные статуи правителей династии Чакри.

Читайте так же:
Какие продукты повысят иммунитет

Зато самым высоким сооружением комплекса — 76-метровой Золотой ступой — можно любоваться беспрепятственно, она видна из любой точки комплекса. Подобные ритуальные саркофаги можно встретить в каждой буддистской стране. Но в данном случае речь идет о настоящей святыне — ведь эта ступа хранит фрагмент кости Будды, которая была передана в дар Таиланду от шриланкийских монахов.

Впечатляющее сооружение было воздвигнуто, по историческим меркам, совсем недавно — в 1855 году, в разгар колониальной активности Британии и Франции, имевших особые интересы в Юго-Восточной Азии. Правителю страны Раме IV удалось путем сложных дипломатических приемов избежать потери независимости — поэтому Золотую ступу можно рассматривать не только как культовое сооружение, но и как символ самостоятельности и уникальности тайской культуры. Кстати, это не помешало королю Раме заказать мозаику для украшения ступы признанным мастерам декора — итальянцам.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6473) от 04.07.2019 под заголовком «Дитя грозы».

Притча об Изумрудном Будде

У последнего императора династии Мин была не только самая большая по тем временам в мире регулярная армия, которая достигла к концу его царствования численности почти в пол миллиона человек, и величайшая в мире библиотека, что известно широкой публике, но также мало кто знает, что больше всего он гордился своим садом и оранжереей с редчайшими экземплярами удивительных растений из всех уголков мира, а также удивительных гибридов, полученных в результате длительной селекции и скрещивания разных видов, которым на протяжении нескольких веков занимались специально обученные монахи, передавая из поколения в поколение тайные знания этой сложной науки, которую сейчас называют генетикой. Многие, слишком разговорчивые из них поплатились жизнью только за то, что сумели создать что то совершенно необыкновенное, недоступное для понимания простых людей, но могли раскрыть тайну непосвящённым. В этом саду были загадочные растения, которые предсказывали важные события, например начало войны, временем распускания определённых бутонов, и увядания цветов, другие были настолько красивы, что если человек смотрел на них всего несколько минут, и уходил, то начинал тосковать, а потом заболевал и умирал, не в силах пережить разлуку с драгоценным цветком, который начинал ему сниться каждую ночь, от запаха других люди сходили с ума, и им делалось неудержимо весело и смешно на протяжении нескольких недель. В общем, по описанию современников это был не простой ботанический сад в нашем сегодняшнем понимании, а что то совершенно невиданное и превосходящее человеческий опыт, к сожалению он был почти полностью уничтожен пожаром во время свержения династии Мин, а остатки растащили окрестные крестьяне. Сохранилась легенда, что самой большой ценностью в нём император считал изумрудное дерево, которое выглядело как обычная дикая слива, но с всегда зелёными плодами почти прозрачно изумрудного цвета, и к тому кто их один раз попробовал, по преданию приходил Изумрудный Будда, и уводил тебя навсегда в совершенно удивительную прекрасную страну, из которой никто никогда не возвращался назад на Землю, а навсегда оставался там вместе с Изумрудным Буддой и другими, вырвавшимися из колеса сансары существами. Был некий секрет, и те смельчаки или невежды, которые его не знали, а просто ели плоды с этого дерева, умирали в страшных мучениях, при этом всё тело их покрывалось гнойными нарывами, издающими тошнотворный запах. То ли не каждый плод можно было есть, то ли дело было в чём то другом, но так как секрет знал только император, и унёс его с собой в могилу, мало кто при его жизни пытался экспериментировать с опасными плодами. После того, как императора отравили, и династия Мин была повержена, изумрудное дерево пропало, и его больше никто не встречал.
Почти через восемьсот лет после этого можно найти упоминание об изумрудном дереве и его плодах в древнем китайском трактате И Цзин, а потом его следы снова теряются, и только после культурной революции в Китае, в наше время, когда по всему миру за бесценок продавались бесценные рукописи древних китайских дзенских монастырей, в коллекции Британского музея, появилась рукопись, написанная монахом, жившем в пятнадцатом веке в монастыре маленькой провинции Дэ, находящейся на юге Китая, где он описывает такой случай:
Один молодой послушник по имени Дим Ли был учеником монаха- садовника из этого монастыря, он не отличался особыми способностями, пришёл в монастырь недавно, не очень любил работать, был ещё слишком нетерпелив, и не достаточно почтительно относился к настоятелю и другим старожилам, считая их просто старыми занудами и ничего не понимающими в дзен фантазёрами. Были они на самом деле такими, или нет, трактат умалчивает, а о достоинствах молодого монаха отзывается определённо нелестно. Монах ухаживал за монастырским садом, и старался не часто попадаться на глаза начальству, для чего под любым предлогом отправлялся в леса за пределы монастыря, в поисках дикорастущих плодовых деревьев, привив которые к выросшим в монастырском саду старым культурам, можно было получить новые, более сочные и вкусные плоды. Как то далеко в лесу, неподалёку от заброшенной деревни, он обнаружил старую, почти засохшую сливу, которой было наверное уже не одна сотня лет, отрезал от неё маленький черенок, и принёс его в монастырь. Он поставил его в банку с водой, и так как дело было летом, решил оставить его в своей комнате до весны, хоть это и не разрешалось монастырским уставом, а весной пересадить его в сад, если он конечно удачно перезимует, и его не выставит настоятель на улицу. Зима прошла быстро, монах бездельничал, медитировал, иногда разговаривал с маленьким, но значительно подросшим за зиму деревцем, рассказывая ему забавные истории из своей жизни до монастыря, предусмотрительно прятал его от настоятеля под кровать во время еженедельных обходов, не забывал поливать, и так привязался к нему, что стал считать своим другом, и совсем не хотел с ним расставаться. Он не знал, мужское это растение, или женское, долго решал, как его называть, и потом согласившись, что лучше, конечно жить в одной комнате с женщиной, назвал её Дан Я, что в переводе с древне китайского значило: «новая жизнь». Весной, через две недели, после того, как он пересадил Дан Я в аккуратно выкопанную и тщательно удобренную им яму на склоне холма, вдали от других деревьев, в самом малопосещаемом уголке монастырского сада, у него действительна началась новая жизнь, так, как он видимо окончательно надоел настоятелю, и тот отправил молодого монаха собирать милостыню на ремонт монастырского храма, в Шанхай, а тут как раз началась война в Корее, и правительство не придумало ничего глупее, как для поднятия воинского духа китайских солдат отправлять дзенских монахов священниками в действующую армию, в обмен на подачки и дополнительные земельные участки монастырям. Ему с трудом, но всё таки удалось избежать участия в бессмысленном кровопролитии, хоть он и был ранен в ногу, и долго не мог ходить, пока окончательно не выздоровел.
Он смог вернуться в монастырь только через пятнадцать лет, старый настоятель к этому времени уже несколько лет как умер, и его место занял старый монах-садовник, учеником к которому он поступил семнадцать лет назад, казалось старик почти не изменился, он будто знал, когда Дим Ли вернётся, и совсем не выглядел удивлённым, когда увидел его на пороге своего дома. Дим Ли снова стал работать садовником, и ухаживать за фруктовым садом, он совершенно забыл про маленькое сливовое деревце, которое он называл Дан Я, и так давно посадил на окраине сада. На следующий год в конце июля, когда на деревьях созрели сливы, и земля вокруг них была усеяна переспевшими сочными плодами, он забрёл в конец сада, и решил спрятаться от палящего солнца в тени широко раскинувшегося сливового дерева, он вдруг захотел медитировать прямо здесь, а не как обычно в своей комнате, но через полчаса, как с ним иногда случалось, задремал, и даже начал негромко храпеть. И как утверждается в рукописи, именно в этот момент к нему во сне подошёл Изумрудный Будда и открыл секрет изумрудного дерева. Оказывается дело было совсем не в том, какой плод следует выбрать, все плоды были совершенно одинаковые. Надо было суметь полюбить дерево так, как ты можешь полюбить самого близкого человека, и спросить у него разрешения воспользоваться его плодами для встречи с Изумрудным Буддой, и далеко не каждый человек был готов к такой встрече. Некоторые вместо Будды видели сами себя, но в таком необычном и совершенно ужасном виде, что пугались, и бросались назад, не понимая, что попались в ловушку своего собственного сознания, и они больше не могли жить в старом привычном мире, и умирали, не способные взять за руку Изумрудного Будду, и уйти с ним в его прекрасную страну навсегда.
Дим Ли пришёл к настоятелю возбуждённый, с двумя прозрачными изумрудными сливовыми плодами в руках, учитель посмотрел на него, и улыбнулся, «Ты что стоишь с таким идиотским видом, будто только что разговаривал с Буддой, решил опять смотаться из монастыря?»,- громко спросил он и заговорщицки подмигнул. «Просто хотел угостить вас спелыми сливами»,- смиренно ответил Дим Ли, и протянул одну сливу настоятелю, «Другие наверно такое есть не будут, они ещё не созрели»,- сказал настоятель, и целиком засунул сливу в рот. Никто не видел, как настоятель с Дим Ли выходил из монастыря, монахи обыскали весь монастырь, но так их и не нашли, и решили, что видимо их похитили злые духи, и весь монастырь несколько месяцев молился за упокой их бедных заблудших душ.
В рукописи было написано, что потом ещё много лет монахи, сидя под деревом часто слышали весёлый смех двух невидимых, как будто сидящих над ними на дереве мужчин, но после того, как несколько монахов умерло в страшных мучениях, напившись зелёного чая со сливовым вареньем, пробовать плоды со сливовых деревьев в монастырском саду, так никто и не решался, и знаменитое на всю округу сливовое варенье в монастыре варить перестали…

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Страсбург: город двух культур
Ссылка на основную публикацию