100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Могао – пещеры истинного величия: разбираемся во всех подробностях

Пещеры Могао – пещеры “Тысячи Будд”

Пещеры Могао или, как их еще называют, пещеры Тысячи Будд выгодно расположились у горы Поющих Песков в Дуньхуане, провинция Ганьсу. Это три и четыре яруса пещер протяженностью 1680 метров.Согласно летописям, первые скальные пещеры возникли в 366 году нашей эры.

Пещеры Могао

Бытует версия, что старому монаху-путешественнику по имени Лэцзунь привиделась тысяча Будд из золота. После своего видения он решил вырезать в этом месте пещеру.

Работа продолжалась на протяжении долгих лет, пока в VII веке не образовался целый храмовый комплекс с более чем тысячей пещер. Их расписывали фресками разных цветов и украшали скульптурами из глины. Пещеры имеют разный размер. Из них 37 – крошечные, а 16 – совсем необъятные. Интересно, что высота 96 пещер насчитывает 40 метров.

Первые гроты в количестве 275 штук вырезались во времена позднего периода «16 королевств». На их фрески оказали влияние буддистские школы. В разделенном виде Южная и Северная Династии существовали около 200 лет, пока не произошло их слияние в период господства династий Тан и Суй. В это время происходил активный обмен между культурами западных государств и Китаем. Продолжая развиваться, изобразительное искусство пещер Могао достигает расцвета во времена династии Тан.

Пещеры Тысячи Будд

Каждая отдельная фреска представляет собой иллюстрацию какой-нибудь буддистской сутры и джатаки. Либо же это изображения императора, монахов и верующих.

На некоторых фресках зафиксирован процесс популяризации буддизма на территории Китая . Есть пещеры, внутри которых фресками покрыта вся стена целиком. Несмотря на многовековое разрушение дрейфующими песками и ветрами, фрески по-прежнему сохраняют четкую картинку в ярком цвете.

пещеры Могао

Кстати, помимо скульптур и фресок, пещеры хранят в себе более 50 тысяч буддистских рукописей и других ценностей в виде гравюр, вышивки, рисунков по шелку и каллиграфических образцов. Рядом с пещерами Могао расположен музей искусства города Дуньхуан, где можно ознакомиться с первоначальным обликом нескольких ранее разрушенных пещер.

Пещерный комплекс разместился в сердце настоящего оазиса, сочная зеленая растительность которого поддерживается благодаря водам реки Данцюань. Внешне комплекс походит на медовые соты, выложенные по порядку.

Пещеры “Тысячи Будд” – не что иное, как самая богатая коллекция реликвий буддизма. Пещеры Могао признаны всемирным объектом ЮНЕСКО и, конечно же, останутся сокровищницей китайской цивилизации.

Могао – пещеры истинного величия: разбираемся во всех подробностях

Пещеры Могао

На фото каменные стражники города храмовых пещер Могао — буддийские ступы. Приближаясь к священному месту, паломники склоняли головы перед ступами, испрашивая разрешения у высших сил принести дары и вознести молитвы в искусно вырезанных гротах.

Общая информация

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение — 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая — высотой 40 м, самая маленькая — менее 1 м, а общая длина их — около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты — от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель — наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX — XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Храмовый комплекс Цяньфодун

Храмовый комплекс Цяньфодун включает сотни святилищ, но чаще всего именуется по самой большой пещере — Могао. Здесь были обнаружены памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении целого тысячелетия. В 1987 г. пещерные храмы Могао были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства.

Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, неподалеку от уездного города Дуньхуан на северо-западе провинции Ганьсу.

Читайте так же:
Симбиоз – виды, примеры, описание, фото и видео

Могао — собрание самых ранних буддийских храмов Китая. Они были созданы на восточной границе пустыни Такла-Макан, вдоль которой протянулся Великий шелковый путь. Караваны не только везли товары, но и были распространителями учения Будды.

До проникновения буддизма в Китай даосские и конфуцианские храмы строили из дерева. Традиция пещерных храмов пришла вместе с буддизмом из Индии, где бедность и отсутствие строительного материала вынуждали прибегать к подобным методам строительства.

Храмы Могао начали создавать в 353-366 гг. В то время старый монах Лэцзунь (по другим сведениям — Юэцзунь, Ли Зун или Ло Чун), странствовал в этих местах. Остановившись под склоном горы, он испытал невероятное по силе ощущение, когда ему было видение тысячи сверкающих Будд. Посчитав это знаком свыше, Лэцзунь решил вырезать в склоне горы пещеру и превратить ее в храм. Пожертвования на строительство он собирал среди торговцев, путешествовавших с караванами. Постепенно, по мере распространения буддизма, пещеры превратились в место паломничества.

В дальнейшем сооружение пещер не прекращалось: этим занимались как странствующие монахи, так и работники, специально нанятые местными правителями, сановниками и богачами — торговцами и землевладельцами.

Новые и новые храмы появлялись в пещерах, и к VII в., в эпоху династии Тан, здесь был создан грандиозный комплекс более чем тысячи пещер. Отсюда и его название: в переводе с китайского Цяньфодун — «Пещера тысячи Будд», а Могао — «Пещера для маленьких». В нее требовалось входить с почтительным поклоном.

К XIV в. Великий шелковый путь утрачивает свое значение как торговый путь между Востоком и Западом, нарастает исламизация, и буддизм теряет свое главенствующее значение в этом районе. Пещеры Могао были заброшены и практически забыты.

Пещеры вырезаны в горном склоне, в 3-4 яруса, на протяжении более чем 1,5 км. Ранние скальные храмы имеют центральную колонну, поддерживающую потолок. С VI в. потолки становятся пирамидальными, необходимость в колоннах исчезает, и свободная площадь пола увеличивается.

Пещеры значительно пострадали как от природных катаклизмов, так и от рук разрушителей. На сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, в 492 из них находятся раскрашенные статуи и фрески.

В пещерах сохранилось около 2,5 тыс. глиняных статуй Будды и бодхисаттв. Среди изваяний есть совсем крошечные, размером с ладонь, а есть и гигантское высотой свыше 30 м.

К настоящему времени из тысячи храмов восстановлено несколько сот, для обозрения доступно только около 30. Прочие закрыты либо потому, что не представляют значительного интереса для туристов, либо же реставрационные работы в них пока еще не завершены.

Пещерные храмы располагаются в оазисе, который еще в глубокой древности находился на пересечении торговых путей. Здесь останавливались торговые караваны перед изнурительным переходом через пустыню, за которой, уже на горных тропах, их поджидали разбойники. Появление храмов в этом месте было вызвано необходимостью в святилище, в котором можно было обратиться к высшим силам с мольбой о покровительстве.

Рукописи

На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами. Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке — это буддийские, даосские, несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы. Среди рукописных памятников Могао имеется «Книга гаданий» — уникальный текст, написанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен — это классический и разговорный (байхуа) китайский, тибетский, санскрит, пали, тангутский, хотанский, согдийский, тохарский.

Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 г.), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.

Фрески

Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:

Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно, в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводят подлинные события из истории распространения буддизма.

Читайте так же:
Работа мозга — неизвестные факты о человеческой психике. Часть 2

Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инструментах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.

Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоев, их обычаи и одежду.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа). Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа — темная, черты лица — индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. — благодаря пирамидальным потолкам — такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Галерея

Buddha and Bodhisattvas Dunhuang Mogao Caves

Vimalakirti Debates Manjusri Dunhuang Mogao Caves.jpeg

DunhuangCave323

Trade in silkroad

TsangMonk

Mogao Cave 61, painting of Mount Wutai monasteries

HanWudiBuddhas

Sakyamuni cuts his hair, detail, Tang Dynasty

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него — и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте… Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и… перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее — забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Читайте так же:
Самолет AIRBUS А380 в деталях

Мировое наследие: Пещеры Могао — Сокровищница Буддийского Искусства

В юго-восточной части Дуньхуана, на восточном подножье горы Миншашань, в скалах открыто множество соединяющихся друг с другом пещер с цветными настенными росписями и скульптурами на буддистские темы. Они так красивы и таинственны, что волнуют каждого посетителя.

Это и есть Могао – самая большая в мире сокровищница буддийского искусства.

Пещеры Могао появились в 366 году. Святой монах Лэцзунь путешествовал в этих местах, и ему явились тысячи блестящих Будд. Он пробил здесь первую пещеру. Потом строительство пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. Сегодня пещеру, вырубленную монахом Лэцзунем, уже нельзя найти, ведь здесь сохранились 750 пещер, площадь настенных росписей которых составляет 45 тысяч квадратных метров, более 3000 раскрашенных статуй буддийских святых и 5 танских и сунских теремов. Кроме того, в пещере Цанцзиндунтун осталось 40—50 тысяч рукописей и других ценностей. Среди них около тысячи рисунков на шелке, гравюр, вышивок и каллиграфических работ. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в ряд, то длина превысит 25 километров. Это же самая большая художественная галерея в мире.

Откуда это чудо в пустыне?

Во II веке до нашей эры ханьский император Уди направил Чжан Цяня послом в западные края, тем самым открыв Шелковый путь, который имел большое значение для дружественных обменов китайских и западных культур. Дуньхуан служил одним из главных перевалочных пунктов на Великом шелковом пути. В то время он был оживленным городом со множеством рынков и храмов, отсюда буддизм и буддийское искусство Индии начали распространяться в Китае. Об этом свидетельствуют уцелевшие на Шелковом пути многочисленные исторические памятники – пещерные храмы. Крупнейшими и наиболее хорошо сохранившимися из них являются пещеры Могао в Дуньхуане.

Статуи буддийских скульптур сделаны из глины. Самыми ценными из них считаются те, что были созданы до династии Тан.

В Дуньхуане исключительно богато представлена фресковая живопись. Это портреты святых и благочестивых верующих, картины на тему буддийских канонов, воспроизводящие подлинные события из истории распространения буддизма, а также картины на сюжеты китайских, индийских и среднеазиатских народных легенд, изображения реальных людей разных национальностей и социальных слоев. Вот некоторые из них: торжественный выезд императора, выступление музыкантов, танцы, работа в поле, ловля рыбы, турниры воинов, встреча китайских и западных купцов, иностранные послы на пиру…

Западные ученые называют дуньхуанские фрески «настенной библиотекой». В этой «библиотеке» ученые познают историю слияния Китая со Средней и Южной Азией в области экономики и культуры.

Как сокровищница искусства пещеры Могао сохранили в себе художественные стили разных исторических периодов. Самым блестящим является искусство династии Тан, заимствовавшее иностранные стили. В тот период здесь были созданы монументальные статуи Будды длиной в несколько десятков метров и изящные статуэтки в несколько сантиметров, а также картины – сцены исторических событий и портреты. Летящие Феи – типичный образ танской живописи. Они хорошо играют на инструментах и прекрасно танцуют. У них нет крыльев, только длинные ленты помогают этим красавицам парить в небе. Говоря о Дуньхуане, люди сразу представляют летящих фей.

До династии Юань пещеры Могао были святым местом для людей, но с династии Мин их постепенно забыли. В 1900 году даос Вань Юаньлу обнаружил Цанцзиндун. Это случайная находка стала важнейшим событием в мировой археологии, но многочисленные письменные памятники и скульптуры были украдены. В мире даже появилось учение «Дуньхуан».

В Китае в 40-х годах был создан исследовательский институт по охране Дуньхуана. В 60-х годах были проведены фундаментальные разработки по сохранностей ценности Дуньхуана. А в начале 80-х годов Дуньхуан вошел в число исторических центров, охраняемых государством.

В последние годы это древняя сокровищница привлекает все больше и больше внимания в мире.

Пещеры Могао, Дуньхуан.

1. Огромный поток туристов накладывает свой отпечаток на пещеры, склон горы у пещер закатан в бетон, сделаны деревянные настилы и ступеньки, поставлены двери. Посетить пещеры можно только с экскурсоводом, у которого есть ключ от дверей. Билеты продаются в одном месте в центре города, это специальные билеты для иностранцев, которые можно купить сегодня на завтра. Продают билеты и потом пускают в комплексе по предъявлению паспорта. Билеты нужно покупать минимум за один день, обычно они есть, а день в день (сегодня на сегодня) купить невозможно. Встреченная испанская пара недоумевала, как так, они приехали в сам комплекс, а там не продают билеты. В самом комплексе касс вообще нет, но когда-то были, поэтому люди и путаются. Для китайцев правила другие, нужно регистрироваться и покупать билеты на сайте, за месяц, и билеты раскупаются быстрее чем билеты на поезда в праздники. В летнее время для китайцев есть ещё один вид билетов: по живой очереди в 4 основных пещеры, чтобы посмотреть хоть что-то. Я понимаю, почему так сделано: если иностранца заставить выслеживать билеты на этом сайте, то никто никогда в этот комплекс не попадёт, в этот район не поедет, какой смысл этой достопримечательности. Китайцам от этого обидно. Про отдельные билеты для иностранцев они не знают и всё время мне говорили, что я в пещеры вообще не попаду. Но я же не зря по пути со всеми общаюсь, две француженки, встреченные в Съяхэ сказали, что они купили билеты без проблем, значит и я куплю. Так и получилось, можно было выбрать три разных времени посещения, я взяла на 8.30 утра.

Читайте так же:
Стресс: главная причина низкого иммунитета


Очередь в 4 "большие пещеры"

3. Поехали утром с кореянкой на обычном городском автобусе. В пещеры попадаешь не сразу, сначала становишься в очередь на вход в большое современное здание. Потом эту очередь делят на иностранцев и китайцев и иностранцев ставят в отдельную очередь в кинотеатр. Показывают два фильма, первый фильм немного про Дуньхуан в древности, про торговцев, караваны верблюдов, войны, монахов, пустыню, снят как блокбастер ))) Ничего интересного там не говорят, только картинка красивая. Дают устройство с переводом на несколько языков и наушники, тут главное эти наушники взять, а то про нас забыли, и проверить уровень заряда – моё устройство разрядилось посередине фильма, пришлось идти менять. Садиться лучше посередине или повыше – на верхних рядах находится переход во второй кинотеатр.

Второй кинотеатр – в 8 K ультра-высоком разрешении (в буклетике так написано) , там какая-то супер технология. Изображение выводится и сбоку, и сверху, и сзади, а ты полулежишь в кресле. Нам в обоих кинотеатрах достались места во втором ряду, но даже так было офигительное ощущение реальности происходящего. Ты словно зашёл в пещеру и рассматриваешь её, только головой вертеть приходится, голос за кадром повествует про время строительства пещеры, про то, что изображено, что это значит, какой за этим смысл, куда смотреть. Иногда берут рисунки и скульптуры с «потолка» или с «боков», перемещают их на передний план и начинают про них рассказывать. Когда объясняли про скульптурную композицию из нескольких фигур, фигура, про которую говорили, «выезжала» на передний план и поворачивалась по кругу, чтобы можно было рассмотреть со всех сторон. После фильма пошли к выходу, сели на автобусы (!) и поехали в пещеры. Ехать долго, минут 20, но именно такая организация со зданием-кинотеатром (там и еда есть, и сувениры) позволяет регулировать туристический поток и принять больше туристов.

Кроме нас иностранцев не было, и мы как-то настроились на небольшую группу для осмотра пещер. А когда приехали, оказалось, что иностранцев собралось штук 30. И опять какая-то неразбериха: есть индивидуальные туристы, как мы, которым надо сидеть и ждать, когда раздадут наушники (уже другие), есть организованные группы, которые договорились с экскурсоводом заранее, к ним кто-то подходит и начинает экскурсию. Кореянка попросилась в такую группу к корейцам, ей и со своими хотелось пообщаться, и по-английски она не очень понимала. Наконец к нам вышел гид, и экскурсия началась. Ах да, проверьте уровень заряда устройства с наушниками, они их не заряжают/проверяют и у нас у двух человек всё разрядилось, им пришлось ходить рядом с экскурсоводом, чтобы её слышать. Двери пещер реально закрыты, экскурсовод перед каждой группой открывает пещеру своими ключами. Фотографировать нельзя, а небольшую сумку или рюкзак взять с собой можно. Стены в пещерах огорожены прозрачными пластиковыми экранами, всё видно, а потрогать нельзя. Это «маленькие» пещеры (не такие они и маленькие), которые находятся справа от центрального входа.

4. Пещеры со временем были забыты и заброшены. Природные источники, питающие оазисы из-под земли, пересохли, на эту территорию пришли монголы, тут уже не до развития искусства было, кроме того, нашли и освоили более простой путь из Европы в Китай по морю. За пещерами ухаживали монахи, а для широкой публики они были утрачены. В 1900 году монах случайно обнаружил библиотеку с рукописями. Рукописи были спрятаны в стене, а когда монах очищал пещеру от песка, часть стены обвалилась. Я всё думала, ну как же никто раньше не догадался, что стена потайная?! Оказывается, изначально проход в пещеру был несимметричным (справа больше), монахи сделали его симметричным, достроив стену, а справа сделали нишу с рукописями. Рукописи разнообразны по содержанию: это трактаты по математике, философии, медицине, астрологии, истории, географии, поэзии на разных языках: китайский, тибетский, санскрит, пали, хотанский, тохарский. Здесь я не могу не передать привет инязу, из которого я помню словосочетание «тохарские языки». Кто бы мог подумать, что я доберусь туда, где они использовались (города Турфан, Куча, туда я тоже доеду).

Читайте так же:
Эксперты ФРГ — диабет излечим

Китай в тот период был очень слабым, поэтому рукописями не заинтересовались. А вот британец Стейн вывез в 1907 году наиболее ценные экземпляры. Затем часть рукописей вывезли французы (Пеллио), японцы и русские (Ольденбург). Русские еще и как казармы пещеры использовали. Американцы подключились чуть позже, в 1924г, зато срезали фрески со стен. После это китайские власти всполошились и занялись охраной и изучением рукописей сами. К тому времени всё ценное было уже вывезено. Я думала, гид расскажет о том, какие белые плохие, но нет, просто сказала, что одни купили рукописи, а другие продали. Где сейчас хранятся рукописи мне неизвестно, в интернете сказано «в музеях тех стран», интересно было бы на них взглянуть.

5.

Для туристов открыты 30 пещер, но группу отводят лишь в 8. Группы в одно и тоже время заходят в разные пещеры, и экскурсия организована так, чтобы посмотреть пещеры из разных эпох. Я, честно говоря, не отличу пещеру 4 века от пещеры 14 века, для этого нужно или очень этим интересоваться, или иметь специальное образование. Для меня это всё были комнаты, от пола до потолка покрытые картинками. Одно это уже впечатляет, вы попробуйте разрисовать квартиру от пола до потолка без пропусков! Как заходишь, сразу начинаешь рассматривать узоры, или деревья, или людей, но я не могу соотнести людей с какими-то историями или по позам понять, что происходит, не могу по одежде вычислить, кто богатый, а кто бедный, кто приезжий, а кто местный. А божеств, волшебных зверей, апсар и прочих я вообще не знаю. Рассказ экскурсовода помогает не растеряться, но по сути там базовая информация.

  • Северных Династий и Династии Суй
  • Династии Тан
  • Эпохи «Десяти царств» и империи Сун
  • Западной Ся и Династии Юань .

6.

Mogao Cave 275 (Northern Liang 421-439AD)

7.

Mogao Cave 285 (Western Wei 534-556AD)

8.

Mogao Cave 420 (Sui 581-618AD)

9.

Mogao Cave 322 Constructed in the Early Tang and renovated in the Five Dynasties

10.

Mogao Cave 254 Northern Wei Dynasty (A.D.368-534)

Несколько изображений со стен пещер:

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. Единственный кадр, котрый удалось легально сделать, — это изображение, которое находится перед входом в одну из последних пещер в этой части. Краски выгорели, тут практически чёрно-белый вариант, но хоть что-то. Я старательно фотографировала номера пещер, в которые мы заходили, может быть когда-нибудь дозрею про них почитать.

22. После 8 пещер с экскурсией вы подходите к центру горы и дальше идёте сами в те 4 больших пещеры, куда стоит огромная очередь. Очередь с фото выше стоит просто на вход в комплекс, к каждой пещере отдельная огроменная очередь. Там сделано так, что идёшь с потоком, к каждой пещере надо простоять в очереди 15-20 минут. Мне кажется, я посетила только 3 пещеры, не знаю, как так получилось. И самый прикол: невозможно вернуться назад. Никакие объяснения охранникам не помогали, так что смотрите внимательно, не спешите. Я собиралась вернуться назад и с другими группами заходить в любые пещеры, но как только из правой части от многоярусного храма, что на фото переходишь в левую, это сделать уже невозможно. Мой совет: отделитесь незаметно от группы (лучше с наушником), присоединитесь к другой и смотрите ещё пещеры пока не изловят. Но и 8 пещер достаточно.

На территории есть музей о создании пещер, 2 кафе, сувенирные магазины, так что я там осталась надолго. Книг и открыток накупила, хоть сейчас в эпоху интернета и можно всё найти онлайн, мне захотелось частичку этих шедевров сохранить у себя, пусть и в форме открыток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию