100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастера оружейного дела в Дагестане

Оружейные мастера Дагестана

Когда-то Дагестан был фактически центром по производству оружия. В былые времена горную республику называли «кузницей оружия» Кавказа. Теперь всё сильно изменилось, мастера ещё не перевелись, но оружейное ремесло на грани вымирания.

Оружейные мастера Дагестана

Я прибыл в Махачкалу на день позже основной съемочной группы, и не смог детально ознакомиться с работами оружейного мастера, у которого по плану была ночевка. Мы заехали за киношниками рано утром, и я за 10 минут бегло пробежался по мастерской и сделал несколько фотографий. Потом, в разных сёлах я встречал несколько человек, которые так или иначе связанны с оружейным делом и что-то снимал. Получился конечно некий микс, но всё равно, довольно интересный, достойный более глубокой и детальной проработки. В следующий раз.

Перед тем как делать очередной меч или саблю, сперва рисуются эскизы, прорабатывается форма и узоры, вплоть до миллиметра. Только потом начинается работа с металлом:

Стена с образцами разного оружия в мастерской:

У отца несколько сыновей. С детства они перенимают мастерство, как говорят от деда к отцу, от отца к сыну. Но тенденция сегодня такова, что дети всё чаще смотрят в телевизор или Айфон и прелести сидения за станком уже мало кого привлекают. Денег то мастера не так много зарабатывают:

В одном ауле нам продемонстрировали настоящий меч-кладенец. Фрагмент этого меча, украшенный перегородчатой эмалью на заглавной фотке поста:

Трость с «секретом»:

Вот такой «секрет» — мало не покажется:

Украшение ножен узором. Адски кропотливая и трудоёмкая работа:

Что бы было наглядно видно, сфоткал крупно одну деревянную вазу которую так же узором из проволоки украшают. Тут видно, что весь узор — это вбитая в дерево тонкая проволока:

А вот ещё один мастер, делает пистолеты и ружья. На фото, он паяет ручку к пистолету:

Вот такой прикольный получится у него потом пистолет. Очень красивая вещь:

Я сперва думал что это бутафория, но нет. В нём рабочий механизм, и есть кремний, от которого высекается искра:

Тут хранится порох:

И ещё один экспонат — ружьё!

Будучи в Дагестане, мы заглянули проездом в город Кизляр. На полчаса нас пустили посмотреть производство ножей в современные цеха. Вот так работает современный завод, практически без ручного труда, штамповки. Правда, у Кизляра есть отдельные модели, штучные, или как говорят, дизайнерские, к которым приложено немало человеческих усилий и таланта. Но это опять же, штучный товар. Как ни крути.

Машина по заданной программе вышивает крестиком ) Пескоструйка режет 5 мм сталь как ножницы бумагу, впечатляет:

Стопки заготовок из которых потом сделают кучу ножей. Каламбур получился )

Люди работают за станками, не то что их коллеги в своих мастерских:

Вот в этом цеху нам встретился настоящий кузнец. Его изделия ценятся в несколько раз дороже:

А я стоял рядом в маечке без рукавов.

Теперь и женщина участвует в такого вида работе. Орнаменты на лезвиях:

На готовых ножах, пишут лазером название изделия, логотип и может быть какой то рисунок, что заложено программой:

Песнь клинков: история дагестанского оружия

Первые упоминания о металлопромышленном промысле и оружейном производстве на территории Дагестана относятся к VI–VII векам.

Клинки здешних мастеров сравнивали с иранскими, откуда, как долгое время считалось, оружейники позаимствовали промысел. Однако учёные середины XX века доказали, что дагестанское искусство изготовления и обработки оружия имеет местные корни.

Так сложилось, что, оказавшись на перекрёстке культур, Дагестан впитал понемногу и от северных соседей – кочевников, и от южных – персов, и от западных – римлян.

Знаменитый кавказский культ оружия, распространённый по всему региону, был связан не столько с вынужденной воинственностью народов, сколько с обрядовой культурой. Павшего воина обязательно либо хоронили с клинком, либо вонзали меч в изголовье его могилы. Для защиты от злых духов в колыбель младенца клали нож, а в изголовье роженицы – шашку. Впрочем, производство оружия было вызвано и постоянной необходимостью обороняться, так что промысел отчасти был важнее земледелия – практически в каждом селении работал мастер оружейных дел.

Конечно, кавказцы изготавливали и другие виды орудий. В могильниках были найдены боевые топоры, которые, кстати, тоже носили роль оберега. Производили метательное оружие – луки, пращи и копья на древках, а также бронь – шлемы и шишаки, наручи и наколенники, кольчуги и зерцала (пластины для защиты туловища). По легенде, однако, не имеющей научных доказательств, именно дагестанские мастера выковали шлем Александра Македонского. С появлением фитильных ружей сконцентрировались на стальных рубахах – панцирях и кольчугах. Последние имели особую ценность, даже знаменитое селение Кубачи в переводе с тюркского обозначает «кольчугоделатели». Но своеобразным фирменным знаком и символом дагестанских оружейников был, прежде всего, кинжал.

Дагестанский клинок ни с чем не перепутать

Характерный – не длиннее 45 см, прямой, двухлезвийный, с долами (от одной до четырёх канавок, уменьшающих вес, упрочняющих и в тоже время декорирующих). Каждый кинжал – произведение искусства, каждый украшен знаменитым орнаментом, клеймом мастера, нередко изречением.

Читайте так же:
Чем автомат отличается от пулемета?

Ковали клинки амузгинские оружейники. Самыми дешёвыми орудиями были цельностальные, но обычно кинжалы делали из железа со стальной полосой по ребру. Клинок тянули, обрабатывали, выстругивали долы, долго шлифовали, а затем закаляли. Сваривая фрагменты разной плотности, чередуя железо и сталь (всего 13 стадий обработки), амузгинские мастера создавали узорчатый металл особой прочности с характерными волнистыми прожилками сварившихся пластин.

Слава о селении Кубачи гремела уже в VI веке. Хотя кубачинцы только обрабатывали оружие: делали насечки золотом и серебром, чернили, дополняли трудоёмкую гравировку зернёной чеканкой, золотили. Лишь опытный мастер мог справиться со строгой симметрией узора «тутта» (древо) и абстрактным орнаментом «мархарай» (заросли) – известными не меньше славных кубачинских умельцев. Оба рисунка часто дополнялись «тамгой» – медальоном, заполненным перекликающимися с «туттой» и «мархарай» элементами. Сквозь геометрические сетки и розетки проступали не только растительные узоры, но и изображения птиц и зверей. Кубачинцы работали не только с металлом, особо ловкие мастера вырезали рукояти из кости и рога, ножны – из дерева, затем обтягивая их кожей, шагреневой или обычной.

В крупных центрах Амузги, Кази-Кумух, Казанище, Мулебки и Харачи делали практически все типы одиночного и парного холодного оружия. Кинжалы и шашки, сабли и палаши отличались надёжностью, прочностью и характерным орнаментом, к тому же были богато инкрустированы золотом и серебром.

Оружейники аварского Гоцатля, где производство не было поставлено на поток, были не менее даровиты, чем кубачинские, и довольно известны. Их мастерство, основанное на ювелирных аварских традициях, отличалось особой чеканностью рисунка, сочетающего как симметричные, так и ассиметричные фрагменты. Оружие гоцатлинцы делали не только из золота и серебра, но также из меди и мельхиора.

А ведь не только горцы изготавливали оружие

Его производством занимались и жители Кумыкской равнины на Северо-Восточном Кавказе. Судя по найденным там остаткам плавильных печей и кузнечного инвентаря, ещё в глубокой древности мастера плавили металл и выковывали клинки. Позже кумыкские оружейники начали делать булатные мечи, способные не претерпевая никаких повреждений разрубать клинок врага или его кольчугу, а также огнестрельное оружие.

В силу постоянных военных конфликтов развитие промысла не останавливалось, его главными центрами были Верхнее и Нижнее Казанище. В середине XIX века обладание казанищенским кинжалом считалось среди молодёжи особым шиком. Говорили даже, что клинки мастеров Базалая-Али и Абдул-Азиза приносят счастье. Приносило ли удачу холодное оружие, изготовленное династиями оружейников? Возможно. Но, по меньшей мере, их работу высоко ценил сам имам Шамиль, а позже – русские офицеры и руководство.

Священный для кавказских мастеров промысел едва не угас, но возродился около двадцати лет назад. Путь его сложный и по-своему красивый, созвучный истории края, величественной красоте его природы.

Как возрождались древние традиции? Что повлияло на стиль и технику мастеров? Что стояло у истоков производства знаменитых дагестанских ножей?

Информации о том, как развивалось оружейное производство на территории Дагестана, до XVIII века практически не было. Несколько упоминаний и любопытных фактов можно найти в воспоминаниях путешественников, свидетельствах учёных тех лет, литераторов, а также служивших на Кавказе офицеров. В период Кавказского конфликта выходят работы, которые рассматривают вопросы организации местных промыслов. И хотя авторы описывают оружие и военный быт местного населения, сведений о центрах производства и мастерах в этих трудах не содержится.

Серьёзные исследования появились во второй половине XIX века, после того, как в селениях Кубачи (легенда о европейском происхождении кубачинцев ранее публиковалась в журналах) и Калакорейшн побывал востоковед Б.А. Дорн. Вслед за ним отправились и другие учёные, исследовавшие экономику и быт, обычаи и древние сооружения, обряды и происхождение жителей кавказского региона. Тогда впервые было отмечено, что кубачинцы слывут лучшими оружейниками и ювелирных дел мастерами, предпочитая эту работу земледелию.

Первая крупная работа о дагестанском оружии написана в 1882 году О.В. Маргграфом. В «Очерке кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства» он подробнейшим образом рассматривает организацию труда кустарей в селениях Кубачи, Амузги и Харбук. Маргграф отмечает, что производство оружия и ювелирных изделий – самые развитые промыслы Дагестана. За этим очерком последовали работы других авторов, которые также сосредоточились на исследовании производства дагестанского оружия в конце XIX – начале XX веков, оставив за рамками своих трудов историю появления и развития промысла.

С приходом Советской власти научное любопытство к кустарным промыслам не иссякло. Напротив, проводились многочисленные экспедиции, публиковались научные работы, посвящённые центрам оружейного и ювелирного производства. Изучались технологические процессы, особенности декорирования, различия между орнаментикой в разных селениях. Однако часто встречались ошибочные заключения о культуре дагестанского оружейного производства – она во многом считалась заимствованной. Благодаря Е.М. Шиллингу, чьи работы освещали самобытность и независимое развитие искусства и промыслов кавказских народов, в 1950-х годах эти выводы были опровергнуты.

С ростом интереса к культуре Дагестана, к активной работе археологов и этнографов оружейному производству и декорированию клинков стали уделять особое внимание. Учёным удалось выделить два слоя дагестанского орнамента: растительный, возникший под влиянием искусства сопредельных регионов (Закавказья, Ирана, Турции и стран Ближнего Востока), и внутренний, развивающийся под местным влиянием. Позже Э.Г. Аствацатурян досконально изучил сведения о центрах производства холодного и огнестрельного оружия, а также особенности его декорирования. Он разделил дагестанские орнаменты на три ветви – аварский, кубачинский и лакский.

Читайте так же:
С помощью медитации можно менять температуру своего тела и замедлять метаболизм — разъясняем подробно

В 70-х годах были опубликованы работы, прослеживающие развитие промысла на территории Кавказа с древнейших времён. Исследования учёных этого времени сосредоточены на эволюции орнаментики. Тщательный анализ экономики и быта, особенностей эволюции декоративно-прикладного искусства предоставил многогранную картину развития оружейного производства.

Промысел в силу многих обстоятельств находился под влиянием исторических событий, но не как побочная ветвь, а как важная часть культурной и экономической жизни региона. Орнаментальные традиции, а также технологии литья и ковки совершенствовались с каждым периодом. Если до 20-х годов XIX века производство и отделка оружия были прикладным промыслом, то в период народно-освободительного движения под стягами имама Шамиля декорирование ушло на второй план, уступив главенство боевым качествам, возможности изготовления и починки оружия в полевых условиях. Позднее знаменитыми дагестанскими клинками – сначала стихийно, а затем вполне целенаправленно – вооружилось казачье войско, а вот изготовление огнестрельного оружия пришло в упадок: кустарное производство заметно уступало заводским образцам.

Присоединение Дагестана к России в 70-е годы XIX века также изменило уклад местных оружейников. На первое место вышло украшение, богато декорированные клинки стали частью национального костюма. Эти модные предметы были частыми подарками высшему офицерству и представителям русской власти. Ориентируясь на потребности заказчика, мастера изобретали новые способы обработки изделий, меняли привычную орнаментику. Придерживаясь традиционных растительных элементов (древо, вьющийся стебель, ритмичные рогообразные фигуры и сетчатые узоры), дагестанские оружейники использовали собственные схемы, а позднее и чужие мотивы – грузинский, черкесский, армянский и осетинский, интегрируя их в привычные дагестанские черты. Знаменитые «тутта» и «мархарай» стали звучать с многоголосыми акцентами.

В период расцвета промысла оружейники работали в Кайтаго-Табасаранском, Казикумухском, Гунибском, Аварском, Андийском, Темир-Хан-Шуринском, Самурском и Кюринском округах, причём производство было сосредоточено в основном на декорировании. Мастера из Кубачей, Амузги и Харбука не были универсалами, занимающимися и кузнечным делом, и ювелирным, у каждого была узкая специализация. Одни занимались огнестрельным оружием: стволы поставлял Харбук, а кубачинцы создавали остальные детали. Другие, получив клинки из Амузги, изготавливали рукояти к ним. Третьи были заняты исключительно декором из драгоценных металлов. Кубачинцы, не чуждые ювелирному делу, прославившиеся особой золотой и серебряной сечкой (по стволам и замкам винтовок, а также клинкам и рукоятям), освоили и европейские изделия – запонки, портмоне и броши.

Промысел персонализировался, именами лучших мастеров стали называть отдельные виды оружия, а также типы орнаментов. Звенела слава Чаландара и его сына Курбана из Гамсутля, все знали Абиша Амирханова из Эндери, династию Ираджабовых из села Казанище, серебряных дел мастеров Магомеда и Исмаила Ганевых. Казикумухские и кубачинские оружейники стали покидать селения и отправляться к заказчикам, осваивая новые рынки сбыта. У отходничества – так назовут это явление – довольно обширная география: Северный Кавказ, Закавказье, Южная Россия, Закаспийская область. Мастера приезжали в Тифлис и Баку, многие со временем перебирались и в другие города. Дагестанские серебряники не мешали местным умельцам, работавшим преимущественно с золотом. Талантливые и предприимчивые, они были участниками многочисленных выставок, кавказских, российских и международных, о чём свидетельствуют каталоги с упоминанием их работ.

Однако скачок в развитии скоро привёл к спаду – параллельно с новыми рынками возникли серийные производства, фабричная штамповка, имитация орнамента. В революционных жерновах сгинуло штучное производство. Мастера стали делать дешёвую сувенирную продукцию, а создание традиционных видов оружия, несмотря на весь исследовательский интерес к промыслу, постепенно пришло в упадок. Но к 1990-м годам на волне интереса к народному искусству забрезжила надежда и для дагестанских клинков.

Предприятие «Энергоремонт» (впоследствии ООО ПП «Кизляр») начинает отсчёт своей истории в 1992 году, когда было запущено производство ножей на заказ. Через три года «Энергоремонт» получил лицензию и расширил ассортимент – охотничьи ножи стали невероятно популярными среди военных и сотрудников правоохранительных органов. По мере роста спроса на ножи было решено выделить их производство в отдельную структуру. Новое предприятие образовалось в 1998 году и получило название в честь города Кизляра, а в 2002 году был зарегистрирован торговый знак.

Компания «Кизляр» объединила самых известных и талантливых мастеров-оружейников из всех уголков Дагестана. Ассортимент предприятия перестал ограничиваться популярными охотничьими ножами, было запущено производство нескольких видов клинкового оружия. «Кизляр» также начал изготавливать атрибуты для казачьей формы и национальных костюмов, бытовые ножи (разделочные, туристические, кухонные, складные, шкуросъёмные), сувенирные изделия, только напоминающие по строению и декору холодное оружие, а также клинки дамасской и булатной стали собственного производства с инкрустацией из драгоценных металлов и камней, эмали, кости и кожи.

Мастера предприятия сосредоточились на восстановлении давних традиций, сочетая старинные орнаменты с современными технологиями производства и обработки. Помимо этого «Кизляр» стал выпускать не только дагестанские клинки, но и другие виды кавказских ножей, к примеру, карачаевский бичак.

Читайте так же:
12 правил богатства Джона Рокфеллера: рассмотрим основательно

Все изделия компании – а их в общей сложности более 200 видов – проходят обязательную сертификацию. Продукция «Кизляра» славится далеко за пределами региона. В течение последних 20 лет предприятие активно участвует в российских и международных выставках. Дагестанские оружейники отмечены высокими наградами, в частности дипломами «За верность традициям», «За самый острый клинок», премией «Золотая Галактика» (США). В 2004 году клинок «Золотая маска» одержал победу в номинации «Коллекционный нож» на конкурсе в немецком Нюрнберге.

«Кизляр» – лауреат программы «100 лучших товаров России», клинки его производства рассчитаны на широкие вкусы и разные возможности покупателей. Даже самый простой нож, сделанный здесь, становится маленьким произведением искусства, отзвуком стародавних времён, когда клинок был не просто инструментом воина, но оберегом, хранилищем родовых и национальных черт.

Мастера оружейного дела в Дагестане

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Искусство оружейников Дагестана

Изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Храбрые воины, кавказские горцы не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие являлось необходимой частью их национального костюма. Особая роль, которую художественное оружие играло в жизни кавказских народов, создавала ему высшую престижность и выдвигала зачастую на первое место в ряде других прикладных искусств.
Особенно ценилось по всему Кавказу тонкое искусство оружейников Дагестана. Изготовление и бытование оружия тесно связано с историей и военным бытом этого края. Раннего оружия сохранилось, к сожалению, немного. Основная масса дошедшего до нас оружия — ружья и пистолеты, шашки и кинжалы — относится ко второй половине 18 — 20 в. Более всего мы встречаем холодное оружие, главным образом кинжалы конца 19 — начала 20в. Сохранялось оружие плохо — им продолжали пользоваться несколько поколений, оно изнашивалось, ломалось, из-за недостатка сырья нередко переделывалось в новое изделие.

Наиболее традиционным холодным кавказским оружием является кинжал. Кинжал использовался и как оружие, и как предмет домашнего обихода, для различных хозяйственных нужд — рубки хвороста, при забое скота и т.д. Свадьба, рождение сына, различные сезонные праздники — наступление весны, день вывода плуга — непременно сопровождались соревнованиями в джигитовке, беге, стрельбе. Был обычай во время танцев стрелять в пол возле своей партнерши, танцевать, взяв в зубы обнаженный клинок и т.п.
В Дагестане кинжал носился постоянно, начиная с подросткового возраста, поэтому во второй половине 19 в. кинжалов производилось гораздо больше, чем остальных видов холодного оружия (сабель, шашек). "Талия перетянута кожаным поясом с металлическими украшениями, а у людей богатых и зажиточных с серебряным прибором. Спереди на поясе висит кинжал, у богатого оправленный в серебро, а у бедного без всякой оправы. Кинжал не снимался никогда, даже дома, сняв черкеску, горец опоясывает себя поясом с кинжалом поверх бешмета. Собираясь в путь, горец затыкает сзади за пояс пистолет, и набрасывает за плечо винтовку, завернутую в чехол. Каждый оборванный горец, сложив руки на крест или взявшись за рукоять кинжала, или опершись на ружье, стоял так гордо, будто был властелином вселенной. Движения горца быстры и ловки, походка решительная и твердая, во всем видны гордость и сознание собственного достоинства" .

Сведения о развитии оружейного дела в Дагестане мы находим в источниках разного рода: в сообщениях русских ученых, путешественников, офицеров, посещавших Дагестан в 18-19в.в., во время Кавказской войны и после окончательного присоединения Дагестана к России.
Дагестан называли "кузницей оружия" Кавказа. Оружие изготавливали во многих селениях Дагестана. Одни из них специализировались на производстве холодного оружия, другие — огнестрельного, в некоторых было развито и то, и другое, а также ремесла, связанные с украшением оружия. В некоторых селениях производство оружия удовлетворяло запросы только местного населения, в других же оно было развито настолько, что эти селения превратились в крупные центры, поставлявшие оружие не только Дагестану, но и другим районам Кавказа. Мастера из многих селений уходили на заработки в разные города Кавказа и Закавказья, где оказывали большое влияние на местных мастеров.
Дагестанское оружие имеет ряд только ему свойственных конструктивных черт. Дагестанский клинок прямой, двулезвийный, его поверхность разделена долами (продольными канавками) для облегчения веса, количество которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Для дагестанских кинжалов характерны длинные клинки — до 45-55 см. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клейма, иногда какие-нибудь изречения.

По конструкции основных деталей дагестанская сабля сходна с иранской. На дагестанских саблях нередко встречаются и настоящие иранские клинки, которые высоко ценились и почти не подвергались переделкам. Клинки иранского типа производили в селении Амузги, тесно связанного производственным процессом с соседним Кубачи. Изготовление клинков издавна являлось основным занятием жителей Амузги: "Мы никогда ничем иным не занимались, ни торговлей, ни земледелием. Мы всегда делали только клинки кинжалов и шашек, оттого и достигли таких результатов", — говорят амузгинские старики. В 80-х гг.19 в. в Амузги насчитывалось 250 дворов, и все жители участвовали в производстве. В 19в. амузгинцы выделывали оружие целиком, хотя внутри мастерской существовало разделение труда. Впоследствии амузгинцы утратили свою самостоятельность, они выделывали только клинки, которые скупали, монтировали и сбывали кубачинцы., "единственные их купцы и заказчики".
Клинок должен был пройти 13 стадий обработки из предварительно подготовленных железной болванки и узкой стальной пластины. Полученный клинок амузгинские мастера называют "дамасским", на его поверхности хорошо видны следы сковавшегося металла в виде зигзагообразных прожилок.
В производстве огнестрельного оружия участвовало с.Харбук, также находившееся в нескольких км от Кубачи. В Харбуке делали стволы для кремневых пистолетов и ружей. Металлообрабатывающий промысел возник здесь в середине 18 в., когда в окрестностях Харбука нашли месторождение железной руды.

Читайте так же:
20 отчаянно-романтичных цитат Владимира Набокова

Амузги и Харбук в процессе производства оружия были тесно связаны с селением Кубачи, игравшем большую роль в изготовлении и украшении холодного оружия. Старое название Кубачи Зирехгеран, что в переводе с персидского означает "кольчугоделатели". Еще арабский автор 10в. Масуди сообщал, что "многие из жителей этой страны мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других железных вещей". Все русские авторы 18-19вв. в перечне кубачинских изделий непременно называли сабли, иногда ножи и кинжалы, отмечая их высокое качество.
Техническими приемами, применявшимися кубачинскими мастерами, были: золотая, серебряная и медная насечка по стали, железу, кости, глубокая гравировка с чернью по серебру, позолота и в начале 20в. — эмаль. Преобладающей техникой до начала 20 в. являлась насечка, которой украшались стальные шлемы, налокотники, стволы и замки ружей и пистолетов, клинки сабель и шашек. Обычно орнамент на стволах и клинках перемежался с арабскими и персидскими изречениями и стихами, исполненными также золотой насечкой. Широко применялось украшение серебром — серебряные с чернью накладки присутствуют на шлемах и наручах, ружьях и пистолетах, а также при отделке рукоятей и ножен холодного оружия.
Рукояти делались из разных материалов — кости, рога, железа, серебра. Металлические рукояти представляют собой футляр, роговые и костяные делались цельными или составными.
Ножны изготовлялись двух типов. Наиболее распространенными были ножны, сделанные из двух деревянных дощечек, обтянутых черной кожей, справа шагреневой, слева — простой. Прибор ножен — устье и наконечник производился из железа или серебра, железный прибор орнаментировали золотой или серебряной насечкой, серебряный — гравировкой и чернью.

Другой тип ножен представляет собой железный или серебряный футляр со впаянной в него обоймицей. Вся поверхность ножен украшалась насечкой или гравировкой.
Огнестрельное оружие распространилось на Кавказе в 16-17 вв. Ружья этого времени фитильные. Оружие 18 в. называется "огненным", оно имело искровой кремневой замок. Тип кавказского ружья второй половины 18-19 вв. в общих чертах одинаков для всех областей Кавказа. Ему свойственны следующие черты: длинные, круглые или граненые, главным образом, нарезные, стволы, украшенные у казны и дула золотой, реже серебряной насечкой. Замки принадлежат к средиземноморскому типу кремневого замка. Замки обычно украшались золотой насечкой, растительным орнаментом. Серебряные накладки и обоймицы украшались гравировкой и чернью, растительным, иногда с геометрическими элементами, орнаментом.

Огнестрельное и холодное оружие изготавливалось и в кумыкском с. Верхнее Казанище. Продукцию казанищенских мастеров скупали перекупщики и развозили по всему Дагестану. Иметь казанищенский кинжал считалось престижным. Особенно славились своим искусством семьи Темирукаевых и Базалаевых. Слава Базалаевых вышла за пределы Дагестана. Основатель рода был выходец из аварского селения Согратль. Столь же знаменитым был его внук.

Производство клинков сохранилось в Верхнем Казанище и в начале 20 в. Однако железо, как и сталь, уже не плавили сами, как раньше, а покупали в Темир-Хан-Шуре у русских купцов.

Дагестанский орнамент стилизованный растительный, с множеством листьев, бутонов, цветочных головок. Выделяются три его этнотерриториальные разновидности: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Различается несколько основных орнаментальных композиций.
Первая композиция "тутта", т.е. ветка или дерево. Это симметричное, обычно вертикальное построение, ось которого делит украшаемую поверхность на две равные половины. Тутта считается наиболее сложным типом орнамента.

Вторая композиция называется "мархарай", что переводится "заросль". В противоположность тутте она не симметрична. В ней нет ни верха, ни низа, ни начала, ни конца, она может развиваться в любом направлении. Мархарай может заполнить пространство любой формы, он часто сочетается с туттой.
С композициями тутта и мархарай часто увязывается "тамга". Тамга представляет собой крупный медальон с замкнутым контуром. В зависимости от формы вещи он может приближаться к кругу, овалу, ромбу, квадрату, прямоугольнику. Внутреннее поле тамги заполняется мелкими завитками, головками, листочками, построенными по типу тутты или мархарая.

Широко распространена решетчатая или сетчатая композиция — геометрическая сетка из ромбов, образованных двухлепестниками, в центре которых — маленькая 4-лепестковая розетка. Известное место в кубачинском украшении оружия занимает звериный стиль. Его корни уходят в средневековое искусство Дагестана. Чаще всего изображаются птицы, кони, змеи и собаки. Голова собаки или коня часто завершает головки кубачинских сабель.
В развитии лакской орнаментики отчетливо различаются два этапа: время работы лакских мастеров в Казикумухском округе Дагестана и начиная с 70-х годов 19в. период массового отхода лакских мастеров за пределы Дагестана в города и селения Северного Кавказа и Закавказья. Иногда лакский и кубачинский орнамент почти невозможно различить, что связано с тем, что в отходе лакцы тесно соприкасались с кубачинцами, нередко они трудились в одних мастерских. Лакским мастерам было присуще более свободное, чем кубачинцам, обращение с отдельными элементами орнамента, более смелое нарушение традиционного построения. На изделиях лакских мастеров появляются изображения, совершенно недопустимые для старого дагестанского быта: дамы и господа в европейской одежде, женские головки, двуглавые орлы и т.п.

Читайте так же:
Чего можно достичь за год, занимаясь всего 1 час в неделю

В Казикумухском округе металлообрабатывющая промышленность начала бурно развиваться с 60-х годов 19 в. — оружейное и серебряное дело, чеканка и лужение медной посуды. Из-за малоземелья жители округа вынуждены были отходничать в Тифлисе, Баку, Владикавказе, Ставрополе и др. городах Сев.Кавказа. В конце 19-начале 20 в. в отходе находилось около 600 серебряников-мастеров, большая часть которых была выходцами из Кумуха
Оружейное производство в аварских районах не было массовым, по-видимому, оружие изготовлялось на заказ и украшалось с особой тщательностью. Оно не подверглось такой стандартизации, как массовое кубачинское и лакское. Орнамент на аварском оружии общедагестанский, стилизованный, растительный,, сходный с кубачинским и лакским, широко распространены асимметричная заросль и симметричная ветка. Чернь применялась мало. Характерным признаком аварского орнамента является глубокая выборка фона и большая разреженность орнамента, что благоприятствует четкости, "чеканности" рисунка.
В аварских округах не было таких крупных оружейных центров, как Кубачи или Кумух. Оружейное и серебряное дело существовало в масштабах, нужных для удовлетворения потребностей местного населения. Наиболее крупным центром по изготовлению холодного оружия было с.Гоцатль Аварского округа, а также Чох, Согратль, Ругуджа, Гамсутль, в котором проживал знаменитый. мастер Чаландар. Изделия Чаландара ценились выше кубачинских и лакских. В меньшей степени оружейное производство было развито в Унцукуле, Араканах и др.

uCrazy.ru

Когда-то Дагестан был фактически центром по производству оружия. В былые времена горную республику называли «кузницей оружия Кавказа». Теперь всё сильно изменилось, мастера ещё не перевелись, но оружейное ремесло на грани вымирания.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Я прибыл в Махачкалу на день позже основной съёмочной группы, и не смог детально ознакомиться с работами оружейного мастера, у которого по плану была ночёвка. Мы заехали за киношниками рано утром, и я за 10 минут бегло пробежался по мастерской и сделал несколько фотографий. Потом, в разных сёлах я встречал несколько человек, которые так или иначе связаны с оружейным делом и что-то снимал. Получился, конечно, некий микс, но всё равно, довольно интересный.

Перед тем как делать очередной меч или саблю, сперва рисуются эскизы, прорабатывается форма и узоры, вплоть до миллиметра. Только потом начинается работа с металлом.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Стена с образцами разного оружия в мастерской.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

У отца несколько сыновей. С детства они перенимают мастерство, как говорят «от деда к отцу, от отца к сыну». Но тенденция сегодня такова, что дети всё чаще смотрят в телевизор или айфон и прелести сидения за станком уже мало кого привлекают. Денег-то мастера не так много зарабатывают.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Как делают оружие в дагестанских мастерских

В одном ауле нам продемонстрировали настоящий меч-кладенец. Фрагмент этого меча, украшенный перегородчатой эмалью, на заглавной фотке поста.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Вот такой «секрет» – мало не покажется.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Украшение ножей узором – адски кропотливая и трудоёмкая работа.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Чтобы было наглядно видно, сфотографировал крупно одну деревянную вазу, которую так же узором из проволоки украшают. Тут видно, что весь узор – это вбитая в дерево тонкая проволока.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

А вот ещё один мастер, который делает пистолеты и ружья. На фото он паяет ручку к пистолету.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Вот такой получится у него потом пистолет. Очень красивая вещь.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Я в начале думал, что это бутафория, но нет. В нём рабочий механизм, и есть кремень, от которого высекается искра.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Тут хранится порох.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

И ещё один экспонат – ружьё!

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Будучи в Дагестане, мы заглянули проездом в город Кизляр. На полчаса нас пустили посмотреть производство ножей в современные цеха. Вот так работает современный завод практически без ручного труда, одна штамповка. Правда, у Кизляра есть отдельные модели, штучные, или как говорят, дизайнерские, к которым приложено немало человеческих усилий и таланта. Но это опять же, штучный товар. Как ни крути…

Машина по заданной программе «вышивает крестиком». Пескоструйка режет 5 мм сталь, как ножницы бумагу, впечатляет.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Стопки заготовок, из которых потом сделают кучу ножей. Каламбур получился

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Люди работают за станками, не то что их коллеги в своих мастерских.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Вот в этом цеху нам встретился настоящий кузнец. Его изделия ценятся в несколько раз дороже.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

А я стоял рядом в маечке без рукавов…

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Теперь и женщина участвует в такого вида работе. Орнаменты на лезвиях.

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Как делают оружие в дагестанских мастерских

Как делают оружие в дагестанских мастерских

На готовых ножах пишут лазером название изделия, логотип и, может быть, какой-то рисунок, который заложен программой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию