100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Личность человека определяет его достижения на работе — изучайте с нами

Профессиональные достижения в резюме (49 примеров)

Пример резюме на работу

Профессиональные достижения в резюме — это высокие результаты работы того или иного специалиста. Они отражают экономическую выгоду, полученную предприятием, или успешное выполнение сотрудником поставленных целей. Другими словами, это особые действия, которые выходят за рамки работы. Этот раздел резюме важен, поскольку:

  1. Показывает, что кандидат успешен и результативен в своей специальности.
  2. Успехи возможного подчинённого могут повысить статус самой компании, и это раззадоривает работодателя.
  3. Свидетельствуют об ответственности и целеустремлённости потенциального сотрудника.
  4. Доказывают любовь соискателя к делу, которым он занимается.

Человек радуется своим достижениям

Если багаж успехов весомый, то он поможет повысить ставки в торгах и получить более выгодные условия контракта в части должности или зарплаты.

Разница между обязанностями и достижениями

Правила описания достижений

Описывать свои успехи тоже надо уметь. Давайте разберёмся, что писать в резюме нужно, а о чём нужно умолчать.

Как правильно выявить

Не всегда автор резюме знает о своих заслугах. Когда заполнение раздела вызывает затруднения, нужно ответить на такие вопросы:

  1. За что хвалило руководство на прошлых местах работы?
  2. Какие задачи поручали только соискателю?
  3. Когда автор резюме проявлял инициативу?
  4. Есть ли опыт участия в значительных для компании событиях?
  5. Какие процессы были налажены благодаря кандидату?
  6. Какая деятельность увеличила прибыль компании и насколько?
  • участие и призовые места на олимпиадах, в конкурсах, соревнованиях;
  • диплом с отличием об окончании вуза;
  • проведение научных исследований;
  • патенты на изобретения и разработки;
  • стажировка в престижной компании;
  • публикации по специальности в различных изданиях, особенно профильных;
  • выступление на научных конференциях и т. д.

Описание цифрами

Резюме выглядит правдоподобно только в том случае, если приводятся конкретные факты и детали. Проще всего впечатлить работодателя цифрами, поскольку они дают чёткое представление об успешности выполнения профессиональной задачи.

Поэтому в резюме желательно конкретно сообщать, как увеличилась прибыль предприятия, сколько денег удалось сэкономить, как сократилось время производства в результате внедрения тех или иных решений, насколько повысилась успеваемость и т. д.

Что лучше не указывать

В резюме нужно указывать только те достижения, которые касаются вакансии. Остальные успехи нового работодателя вряд ли заинтересуют.

Автор резюме также должен понимать, на какую должность он претендует. Если речь идёт о директорском месте, то следует показывать достижения руководителя, а не линейного специалиста.

Распространённые ошибки

Специалисты по HR не рекомендуют употреблять размытые формулировки вроде «эффективная работа отдела». Нельзя приписывать себе заслуги других специалистов: например, секретарь не может в силу своих функциональных обязанностей увеличить поток клиентов компании. Но он может организовать 50 совещаний или усовершенствовать документооборот.

Не нужно придумывать успехи. Если резюме понравится работодателю, то следующим этапом будет собеседование. Специалист по работе с кадрами наверняка попросит защитить результат, указанный в разделе «Достижения». Если кандидат не сможет этого сделать, то на работу его не возьмут, а деловая репутация будет подпорчена ложью.

Примеры достижений для разных профессий

У каждой профессии — свои достижения. Дальше мы рассмотрим примеры достижений для нескольких профессий. Они помогут посмотреть на свой трудовой путь под правильным углом.

Достижения людей из разных профессий

Для менеджера

Менеджер по продажам может указать:

  1. Заключил 10 договоров оптовой продажи и увеличил выручку на 20%.
  2. Разработал новый метод привлечения клиентов.
  3. Расширил клиентскую базу компании на 100 человек.
  4. Регулярно перевыполнял план продаж на 15–20% по итогам недели.
  5. Привлёк более 130 новых клиентов.
  6. Обеспечил компании более 10 выигранных тендеров на поставку продуктов питания.
  1. Провёл 25 пресс-конференций, что позволило получить более 150 откликов и 200 публикаций в СМИ.
  2. Обеспечил более 1000 упоминаний компании в СМИ.
  3. Осуществил проведение 20 выставок.
  4. Запустил канал в YouTube и раскрутил его до аудитории 10 тыс. пользователей.
  1. Провёл 150 собеседований.
  2. Снизил текучесть кадров на 25%.
  3. Создал базу из 200 кандидатов, что позволило увеличить скорость поиска кадров на 75%.
  4. Внедрил роботизированную систему поиска кадров в сети Интернет.
  5. Организовал более 20 командных тренингов.

Для руководителя

Особенно ответственно следует руководителю описывать свои достижения в резюме. Пример можно почерпнуть отсюда:

  1. За 5 лет увеличил эффективность работы отдела на 35%.
  2. Разработал систему мотивации сотрудников.
  3. Под моим руководством отдел успешно внедрил 15 рекламных проектов для компаний-партнёров.
  4. С 2016 по 2019 год отдел перевыполнял план реализации продукции на 20%.

Для директора

Всегда есть чем похвалиться директору предприятия. Это могут быть такие заслуги:

  1. Под моим руководством предприятие прошло аудит и получило сертификат ISO.
  2. Внедрил систему управленческого учёта на предприятии.
  3. Запустил систему мотивации для персонала, благодаря чему производительность увеличилась на 50%, прибыль — на 35%.
  4. Внедрил процессный подход: качество повысилось на 60%, производительность — на 40%.
  5. Курировал открытие двух пиццерий с «нуля» — от разработки бизнес-плана до подбора персонала и составления модного меню.
  6. Вывел предприятие в тройку лидеров рынка по итогам 2015–2019 гг. по версии отраслевого журнала «Пищевая промышленность».
Читайте так же:
Интересные факты о кузнечиках — объясняем суть

Для учителя

Преподаватель или учитель может указать такие высоты своей деятельности:

  1. Разработал методику преподавания биологии, благодаря которой средний балл повысился с 3,5 до 4,1.
  2. В 2016–2019 гг. 10 моих учеников принимали участие в городских и региональных олимпиадах, из них 7 заняли призовые места, 4 завоевали золотые медали.
  3. Звание «Любимый преподаватель года» по результатам опроса среди учеников школы.
  4. Организовал 20 экскурсий как классный руководитель в другие города для изучения современной истории России.
  5. Опубликовал 50 статей по педагогике в российских и зарубежных изданиях.
  6. Награждён грамотой «Лучший педагог младших классов» губернатора Ленинградской области.
  7. Провёл 60 факультативных занятий для детей с низким уровнем успеваемости, благодаря чему все они сдали ОГЭ по математике.
  8. Разработал тесты для контроля и оценки знаний по математике, которые рекомендованы Министерством образования к использованию в 5-х классах.
  9. Вместе с учениками провели исследование по теме «Интересные места Вологды», по результатам сняли документальный фильм, который теперь используют и в других школах города на уроках истории.

Для продавца

Продавец должен рассказать о том, что он сделал для повышения продаж и о своих наградах:

  1. Разработал метод оформления витрины, благодаря чему продажи увеличились на 20%.
  2. Создал удобную подставку для сканера кодов, с которой можно не снимать устройство. Это ускоряет обслуживание покупателей на 15%.
  3. Семь раз становился лучшим продавцом месяца в магазине.
  4. Получил благодарственную грамоту мэра г. Саратов за высокие стандарты обслуживания населения от 23.01.2019 года.
  5. Перевыполнил план продаж на 50% в 2019 году.
  6. Победил во всероссийском конкурсе продавцов-кассиров.

Для юриста

Самые главные достижения юриста — это выигранные в суде дела:

  1. Возвращено предприятию 3,4 млн. рублей в досудебном порядке, 10 млн. рублей — через суд.
  2. Сопровождал 22 дела в арбитражном суде, в 18 случаях решение было принято в пользу компании.

Для бухгалтера

Люди, работающие в этой сфере, чаще всего затрудняются с определением своих достижений. Но и в этой сфере есть свои успехи:

Как работа влияет на вашу личность

Как работа влияет на вашу личность

Задав вопрос о том, с чем людям приходится сталкиваться на работе, можно получить очень разные ответы.

Стоматолог скажет, что ему постоянно приходится иметь дело с отговорками и слабохарактерностью. Взрослые серьёзные люди отменяют приём, ссылаясь на отсутствие свободного времени, а когда всё-таки оказываются в кресле, врут о том, как тщательно они пользовались зубной нитью, и нарушают все обещания, которые давали в прошлый раз. Воспитание «больших детей» делает стоматолога строгим.

Юрисконсульт ответит, что он ежедневно сталкивается с агрессией и нетерпеливостью своих клиентов, которые хотят, чтобы всё было сделано ещё вчера. Никому нет дела до личной жизни других людей.

Звукорежиссёр скажет, что проблемы возникают неожиданно и постоянно, но если быть внимательным и действовать методично, то решение обязательно найдётся. Если есть семь возможных причин проблемы, нужно просто проверить каждую из них. Технологии вообще хороши тем, что в этой сфере всё устроено логично.

Что работа меняет в нас

Все профессии можно классифицировать в зависимости от того, какие черты человеческой натуры они укрепляют и ослабляют.

  • Терпение и раздражительность. Приучает ли ваша работа акцентировать внимание на том, что происходит здесь и сейчас, а то, что случится через несколько лет, считать неважным (новостной редактор, медсестра-сиделка)? Или же она заставляет вас мыслить в долгосрочной перспективе (авиационный инженер, инспектор по надзору за электростанциями)?
  • Подозрительность или доверие. Какое из чувств обостряет ваша работа? Вы находитесь в среде, где люди держат многое при себе или используют прямую ложь (журналист, антиквар)? Или же вы работаете с людьми, которые не скрывают того, что их беспокоит (психотерапевт, авиадиспетчер)?
  • Умозрительность или конкретика. На работе вы сосредоточены на том, какими вещи могли бы быть, или на том, какие они на самом деле? Вы обращаете внимание на то, чему все остальные люди не придают значения (учёный, поэт), или вам платят за внимательное отношение к сугубо практическим деталям (кровельщик, поставщик свежих фруктов)?
  • Поиск согласия или независимость. Некоторые профессии учат способности приходить к общему мнению (преподаватель, организатор праздников), другие выдвигают на первый план личное мнение или необычную точку зрения на привычные вещи (тренер, предприниматель).
  • Оптимизм или пессимизм. Работа призывает вас находить положительные стороны и, возможно, сглаживать недостатки (маркетинг, личный коучинг) или вырабатывает привычку прежде всего обращать внимание на опасности и ошибки, которые могут привести к неприятностям в будущем (юристы, бухгалтеры)?
  • Нацеленность на прибыль или отстранённость от финансовых вопросов. Предполагает ли рабочая среда и ваш статус сосредоточенность на деньгах и прибыли (торговый агент, генеральный директор) или же этому можно вообще не придавать значения изо дня в день (научный сотрудник, учитель)?
  • Хрупкое положение или надёжный статус. Художники часто терпят неудачи: работа, в которую они вложили всю свою душу, может быть недооценена, а то и полностью проигнорирована. Даже если они будут хороши в том, чем занимаются, коммерческий успех и признание общества вовсе не гарантированы. Тогда как другие профессии подразумевают хорошее вознаграждение: например, квалифицированный IT-специалист обязательно найдёт высокооплачиваемую работу.
  • Лучшие или худшие стороны жизни. Некоторые профессии всё время напоминают о ценности жизни (акушерство, уход за больными). В других сферах люди больше сталкиваются с худшими сторонами человеческой натуры (полиция, семейное право).
  • Строгая иерархия или случайное продвижение. В одних профессиях условия, которые требуются для продвижения по карьерной лестнице, заранее известны и логичны (пилот, учитель), в других же карьерный рост гораздо больше зависит от случая и связей (телевидение, политика).
  • Работа в исчезающей или растущей отрасли. Есть направления деятельности, золотой век которых уже в прошлом. Работать в таких сферах, вероятно, не так интересно, как раньше (книгоиздательство, эфирное телевидение). А есть новые отрасли с высокими прибылями и взрывным ростом (социальные медиа, технологии). Вы работаете с людьми, которые чувствуют, что могут завоевать мир, или находитесь среди тех, кто понимает, что мир уже победил их?
Читайте так же:
Как работает типография

Сущность перемен

Пребывание в определённой психологической среде ежедневно в течение многих лет оказывает огромное влияние на наши привычки и мышление. Это влияет на то, как мы воспринимаем людей, определяет наши взгляды на жизнь и постепенно меняет нас самих. Всё, что мы делаем на рабочем месте, распространяется и на остальную часть нашей жизни.

Обычно мы считаем, что такое случается где-то далеко и с кем угодно, только не с нами. Мы понимаем, что взгляды французского аристократа в XV веке были предопределены строгой социальной иерархией и этикой воина, а тяжкий труд и постоянная борьба со стихией значительно повлияли на мировоззрение обитателей шотландской рыбацкой деревушки в XIX веке. Однако мы мало чем отличаемся от них. Нам гораздо сложнее заметить то, что происходит с нами, поскольку для нас самих наши взгляды кажутся совершенно естественными и единственно верными, хотя это не так. Увидеть это поможет встреча с иностранцем или человеком с совершенно отличным от вашего родом занятий.

Иногда мы можем заметить результаты воздействия работы на человека. Если спросить адвоката, какими будут машины через 20 лет, он удивится: зачем вообще размышлять о чём-то недостижимом сейчас? Технологии могут развиваться совершенно непредсказуемо, но и через 20 лет будут суды, законы и юриспруденция. И мы разберёмся со всем этим, когда придёт время. А если поинтересоваться у академика, сколько он зарабатывает в час или какую прибыль принесло его последнее открытие, он наверняка сочтёт ваши вопросы неуместными.

Мы знаем, что образ мышления людей в рабочей среде также прослеживается в их поведении в обычной жизни. Учитель начальных классов воспринимает своих детей как учеников, преподаватель, привыкший читать лекции, обычно оказывается главным болтуном на званых обедах, а политик вряд ли удержится от того, чтобы произнести речь на свадьбе.

Однако это всё лишь вершина айсберга. Влияние работы становится заметным во множестве других случаев.

  • Технические специалисты очень спокойны и воспринимают жизненные проблемы так же, как технические неполадки, с которыми они сталкиваются на работе. Они считают, что с большинством трудностей можно разобраться, если не паниковать и методично перебрать все возможные решения.
  • У телепродюсеров хрупкое чувство собственного достоинства. Они очень агрессивны, когда чувствуют, что находятся на вершине, но быстро меняют поведение, поняв, что ситуация складывается не в их пользу.
  • Стоматологи любят командовать. Они так часто отчитывают людей за их слабости, что это становится привычкой.
  • Писатели-фрилансеры, которым постоянно приходится подстраиваться под требования заказчиков, привыкают к ощущению, что их недопонимают и недооценивают.

Хорошее и дурное влияние

Работа может хорошо влиять на людей. Мировосприятие, приобретённое в рабочей среде, часто восполняет пробелы и культивирует качества, которые человек не смог бы развить самостоятельно. В офисе, где важна скорость и пунктуальность, нерасторопный и легкомысленный человек обычно становится более собранным. А среда, где достижение компромисса является частью рабочего процесса, будет чрезвычайно полезна для людей, которые считают собственное мнение исключительно важным.

Однако работа оказывает и негативное влияние. Когда у человека закрепляется определённый способ мышления и выполнения задач, всё отличное от этого постепенно вытесняется. Школьный администратор может быть очень хорош в подборе персонала и решении организационных проблем, но вопрос «Какова глобальная цель образования?» поставит его в тупик.

Подобные вопросы могут быть очень болезненны для многих из нас, поскольку лишний раз напоминают, от чего нам пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на конкретной работе. Посвятив большую часть жизни определённому делу, мы не в состоянии уделить достаточно времени другим, потенциально не менее интригующим, вещам.

Помнить о том, как работа меняет нас, — значит быть снисходительнее к другим людям. Возможно, это работа сделала их нервными, агрессивными или скучными. Занимаясь чем-нибудь другим, они, вероятно, были бы совсем другими людьми.

Как достичь профессиональной успешности?

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.

  • 1 Определение профессионального успеха
Читайте так же:
Почему над горизонтом Луна кажется большой, а над головой — маленькой?


Определение профессионального успеха

Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.

В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

  • способность к активности в выбранной сфере;
  • развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
  • поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
  • амбициозность
  • коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
  • самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
  • эффективное управление временем, планирование.

Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

Анализ мотивации достижения в процессе профессионально-психологического отбора кадров

Психологи пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции — стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Информация о мотивах личности позволяет в процессе профессионально-психологического отбора кадров прогнозировать активность человека на предлагаемом месте работы. Особенно важны здесь диагностика и оценка мотива достижения.

Читайте так же:
Леонид Быков — «Не надо цирка, называемого почестями»

Изучая мотивы личности, профессор психологии Гарвардского университета Дэвид Мак-Клелланд (David MacClelland) и профессор психологии Мичиганского университета Джон Аткинсон (John Atkinson) пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции — стремление к успеху ( мотив достижения ) и стремление избежать неудачи ( мотив избегания ). При этом у одних преобладает стремление к успеху, к высоким результатам деятельности, у других доминирует стремление избежать неудачи. Формирование этих тенденций ученые связывают с условиями развития и воспитания ребенка в семье. Высокая мотивация достижения у детей формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали свои требования к детям, одновременно ненавязчиво помогая и поддерживая, а также отличались теплотой в общении с ними. В семьях же, где родители были либо безразличны к детям, либо слишком строги с ними, у детей, как правило, становилось доминирующим стремление избежать неудачи.

Мотив достижения, являясь личностной особенностью, одним присущ в большей степени, другим — в меньшей. Чтобы выяснить значимость для личности достижения успеха в профессиональной деятельности, психологи рекомендуют в процессе собеседования задать следующие вопросы:

  • Насколько важен для вас успех в этой сфере деятельности?
  • Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленной цели?
  • Ожидаете ли вы высоких результатов деятельности, верите ли в успех?

Однако вследствие естественного стремления кандидата произвести положительное впечатление на такие вопросы можно получить социально желательные ответы («Склонны ли вы много и настойчиво работать?» — «Да склонен…»). Поэтому вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответы на них прямо или косвенно позволяли выявить истинное стремление человека достигать высоких результатов в деятельности.

О наличии мотива достижения свидетельствует, например, выбор более сложных заданий и желание их выполнить, стремление совершенствовать свое мастерство, повышать профессиональную квалификацию.

В книге «Мотивация в стиле экшн: восторг заразителен» немецкий бизнес-консультант Клаус Кобьёлл (Klaus Kobjoll) приводит интересный пример, иллюстрирующий уровень мотивации достижения. В одном из универмагов Нью-Йорка руководящих работников всегда искали на стороне. У собственных сотрудников не спрашивали, есть ли у них желание занять эти должности. Когда сотрудники возмутились, руководство универмага предложило им пройти обучение: бесплатно, в течение года, два раза в неделю после окончания работы посещать полуторачасовые занятия, которые вели лучшие инструкторы Нью-Йорка. А после обучения им предоставлялась возможность продвижения по службе и назначения на руководящие должности. И каков же был результат? Только три процента сотрудников, претендовавших на руководящие должности, изъявили желание учиться! Но именно эти три процента претендентов и обладали достаточно высокой мотивацией достижения.

Мы можем предполагать наличие мотивации достижения, если о кандидате на вакантную должность его коллеги с предыдущих мест работы говорят, что он:



    настойчив в достижении целей;

Мотив достижения является относительно устойчивым личностным качеством, но, чтобы спрогнозировать активность будущего сотрудника в конкретной профессиональной сфере, нужно учитывать, что он побуждает личность к высоким результатам только во взаимодействии с такими ситуативными факторами, как ценность достижения успеха и субъективная оценка вероятности (шансов) его достижения (см. схему ). Поэтому очевидно, что в процессе профессионально-психологического отбора кадров, особенно на должности, предполагающие управление людьми, необходимо изучить и другие составляющие мотивации достижения.

Оценка личностью своих шансов на успех (ожидание успеха) значительно влияет на мотивацию к профессиональной деятельности. Чем больше человек верит в успех, тем большие усилия он склонен прилагать для достижения поставленных целей. Выделяют следующие факторы, влияющие на ожидание успеха:



    субъективная оценка своих способностей, которая формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

Оценка кандидатом своих способностей может быть предметом изучения в процессе собеседования. Для этого кандидату необходимо задать ряд прямых и косвенных вопросов, касающихся успехов в прошлом:



    Каких успехов вы достигли на предыдущем месте работы?

Успехи, достигнутые в прошлом, формируют веру в свои силы, в собственную эффективность. Неудачи в прошлом разрушают эту веру. Выяснить, уверен ли претендент на вакантную должность в своей эффективности, можно также, обсуждая его трудности и неудачи в прошлом:



    С какими трудностями вы столкнулись…?

Еще одним элементом в схеме мотивации (см. схему ) является субъективная ценность успеха , которая определяет мотивацию достижения (стремление к успеху). От того, какое значение человек придает достижениям в определенной сфере, зависит, насколько интенсивно он будет работать именно в этой сфере. Стоит также выяснить, как претендент представляет себе свою деятельность на новом месте работы, какого успеха он может достигнуть, какой личностный смысл для него имеет этот успех, насколько он для него ценен и т. п.

До сих пор мы говорили об изучении мотивации достижения в беседе, интервью. Вместе с тем достаточно эффективным является и метод контент-анализа речи (устной и письменной) претендента. С этой целью в его речи выделяются понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека мотива достижения успеха. Так, о наличии мотивации достижения свидетельствуют положительно сформулированные утверждения, в которых не выражаются опасение или неуверенность относительно возможности достижения цели, а наоборот, проявляется стремление достичь успеха («хочу», «планирую», «стремлюсь» и т. п.):

Читайте так же:
Как проходят учения у спецназа ВДВ



    Хочу выполнить это задание (решить такую задачу, достигнуть чего-либо)…

В процессе анализа речи претендента на вакантную должность эти высказывания следует отличать от тех, которые не свидетельствуют о мотивации достижения, если:

а) положительно сформулированные намерения, желания или надежды дополняются утверждением, которое касается стремления избежать неудачи (например: «Надеюсь, что выполнил правильно, иначе пришлось бы переделывать»);

б) высказывается намерение, направленное на выполнение несущественной деятельности;

в) высказываются намерения и желания, направленные на то, чтобы как можно скорее закончить работу и освободиться от нее.

Для оценки мотива достижения разработан ряд психодиагностических методик (тестов, опросников). Одними из наиболее простых являются тесты «Мотивация к успеху», «Мотивация к избеганию неудачи», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» ( Приложения 1–3 ). Их можно использовать в целях профессионально-психологического отбора кадров. Однако нужно учитывать, что они не защищены от социально желательных ответов, что в некоторых случаях (возможно — всегда?) снижает достоверность результатов тестирования. Поэтому данные, полученные с использованием этих тестов, нужно сопоставлять с информацией, которую мы получаем в процессе беседы с претендентом, путем наблюдения в период испытательного срока, а также с использованием других методов изучения личности.

Известный российский психолог, директор Института прикладной психологии Людмила Собчик считает, что высокие показатели мотивации достижения характерны для возбудимых личностей, склонных к лидированию, авторитарных, независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой. Напротив, высокие показатели мотивации избегания неудачи при заниженной мотивации достижения характерны для личностей тревожных, неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Нулевой показатель мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущих признания», импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных. Низкие показатели мотивации достижения характерны для личностей, находящихся в депрессивных состояниях, имеющих невротические расстройства. Также они свойственны личностям, отличающимся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностью и пессимизмом.

Следует отметить, что не всякая профессия требует высокой мотивации достижения. Например, опыт изучения особенностей профессиональной деятельности телохранителя свидетельствует о том, что успешность этой деятельности не связана с мотивацией достижения и даже требует некоторого уровня мотивации избегания неудачи. Очевидно, что не требуют высокой мотивации достижения и многие другие, менее экзотичные профессии, такие как бухгалтер, медсестра и т. п.

Как же выяснить, нужна ли высокая мотивация достижения претенденту на вакантную должность или допустима и мотивация избегания неудачи? Проще всего проанализировать профессиограммы той деятельности или должности, на которую претендует человек. Если в профессиограмме мы найдем личностные качества и способности, которые соотносимы с мотивацией достижения, то мы можем обоснованно предполагать, что от уровня такой мотивации зависит успех деятельности.

Рассмотрим наиболее простые примеры. В книге доктора психологических наук Евгении Романовой «99 популярных профессий…» имеется профессиограмма «Автогонщик». В одном из разделов этой профессиограммы находим следующее качество, обеспечивающее успешность выполнения профессиональной деятельности: способность идти на риск . Среди профессионально важных личностных качеств в этой профессиограмме также значатся:

Кроме того, в этой же профессиограмме среди качеств, препятствующих эффективности деятельности, находим: боязнь неудачи, безынициативность . Следовательно, требования к личности и «противопоказания» однозначно указывают на необходимость высокой мотивации достижения у претендента на подобную профессиональную деятельность.

В то же время, рассматривая профессиограмму «Архивариус», обнаруживаем следующие профессионально важные личностные качества: аккуратность, педантичность, самоконтроль, усидчивость и др. Как видим, среди этих качеств нет таких, которые были бы связаны с мотивацией достижения. Поэтому для претендента на эту должность наличие высокой мотивации достижения не обязательно.

Более того, в профессиограмме «Секретарь-референт» среди качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности, находим: неспособность работать в подчинении, сильно выраженная склонность в лидерству, руководству . Но как мы уже отметили, склонность к лидерству свойственна людям с высокой мотивацией достижения. Следовательно, наличие такой мотивации будет препятствовать деятельности.

При отсутствии профессиограммы можно проанализировать основные функции, которые предстоит выполнять будущему работнику, и на этом основании сделать вывод о необходимости мотивации достижения. Например, профессия машиниста локомотива предполагает выполнение следующих функций:



    контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;

Как видим, профессиональная деятельность машиниста локомотива не предполагает постоянного стремления к достижению более высоких результатов деятельности, а в большей мере связана с педантичным, дисциплинированным выполнением определенных «дежурных» обязанностей. Поэтому успешность здесь не связана с наличием у претендента на эту должность высокой мотивации достижения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию