100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Леонид Быков — «Не надо цирка, называемого почестями»

Леонид Быков: "Не надо цирка, называемого почестями. "

Документальный фильм "Леонид Быков. Последний дубль" – об актёре и режиссёре, снявшем один из самых пронзительных фильмов о войне – "В бой идут одни "старики".

После выхода на экраны "Стариков" знаменитый и любимый миллионами зрителей Леонид Быков стал национальным героем. Его обожали в каждом уголке огромной страны. Не воевавший в силу возраста режиссёр сумел сказать о войне так, что заставил плакать миллионы людей на планете. И только узкому кругу близких людей было известно, чего ему стоил этот триумф.

Впервые на экране зрители увидели Леонида Быкова в 1953 году в фильме "Судьба Марины". Не красавец, маленького роста, с грустными глазами, Быков, однако, притягивал внимание зрителя и запоминался. Об этом новичке в кино было известно, что родом он с Украины, провалил экзамены в Киевский театральный, зато поступил в Харьковский, что в 22 года его приняли в штат Харьковского театра имени Шевченко, на сцене которого его заметили и пригласили в кино. Зрители документального фильма узнают, что о новичке-Быкове говорили шёпотом всезнающие театральные сплетники. Какую тайну хранила Татьяна Конюхова даже через 65 лет после их разлуки? На какой страшный выбор однажды пришлось решиться Леониду?

За три года Леонид Быков превратился в звезду экрана. Огромным успехом пользовалась комедия "Укротительница тигров", где актёр сыграл одну из главных ролей – Петю Мокина. Но настоящий успех пришёл к нему после роли Максима Перепелицы.

Когда был готов сценарий "В бой идут одни "старики", Быков знал, что должен снять этот фильм. Но на "Ленфильме", где он работал, об этом и слышать никто не хотел. За согласие работать в Киеве ему предлагали квартиру, а главное – режиссёрскую должность. Но, видимо, руководство студии ожидало, что в лице Быкова получит послушного, благодарного исполнителя. Однако Леонид Фёдорович не собирался играть в поддавки. Через два года ему удалось снять комедию "Где вы, рыцари?". Фильм был принят холодно. Да и сам Быков знал его цену…

Пять лет Леонид Быков пробивал дорогу для сценария "В бой идут одни "старики". Идею "зарезали" на всех уровнях. По легенде, запуском картины в производство Быков был обязан прославленному герою войны, маршалу Александру Ивановичу Покрышкину, который лично заступился за сценарий. А рассказы другого фронтовика, актёра Алексея Смирнова, с которым Леонид был дружен много лет, во многом определили интонацию будущего фильма.

На съёмках исполнилась и детская мечта Быкова – он поднялся в небо. Конечно, не за штурвалом, а с опытным лётчиком, но руление боевой машиной на земле освоил самостоятельно буквально за полчаса. Кадры снимались в воздухе. Быков сидел за спиной пилота и самостоятельно включал камеру, которую приспособили в его второй кабине, произносил текст – дубль за дублем.

Казалось, теперь в его творческой жизни наступит прорыв. Но этого не произошло: успех Быкова ещё больше настроил против него коллег и руководство. Следующей постановки ему пришлось ждать долгих четыре года, а после "Стариков" он перенёс два инфаркта.

В 1976 году Леонид Быков приступил к съёмкам своей второй картины о войне – "Аты-баты, шли солдаты". И именно в это время в его письмах друзьям появляется предчувствие неминуемой смерти. Его по-прежнему за прямоту и несгибаемость не переносило начальство – и буквально боготворили актёры, с которыми он работал.

Третий инфаркт застал Быкова во время работы над фильмом "Аты-баты, шли солдаты". Съёмки остановили, но меньше чем через месяц они продолжились. В первый же день после выписки Быкова из больницы в павильоне снимали сцену, в которой он исполнял акробатический трюк. Он словно специально не желал себя беречь…

В 1978 году после успеха фильма "Аты-баты…" Быкову вручили Орден Октябрьской Революции. И в этом же году он приступил к съёмкам фантастической ленты "Пришелец", но так и не сумел её закончить.

11 апреля 1979 года Леонид Быков возвращался на своей "Волге" с дачи под Киевом. Навстречу выскочил грузовик – смерть наступила мгновенно. Как бы там ни было, но сам Быков оставил мистическое ощущение от своего внезапного ухода. В письме-завещании он детально описал, какими видит свои похороны. "Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей. А то я встану и уйду – получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово "прощай", и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого выпейте, кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет "Смуглянку" от начала и до конца". И именно по этому сценарию, строго соблюдая его волю, режиссёра Леонида Быкова и проводили в последний путь.

Какие неприятности преследовали Быкова вне экрана? Что за тайны он тщательно оберегал ото всех, считая вместе с женой Тамарой свою семью "маленьким независимым государством"? Чем расстраивал отца сын Лесь? Смотрите документальный фильм "Леонид Быков. Последний дубль" на канале "ТВ Центр".

Леонид Быков — «Не надо цирка, называемого почестями»

«Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока» (из завещания Леонида Быкова).

Читайте так же:
Растут ли кактусы на деревьях?

Высшим экзаменом на прочность стала Великая Отечественная Война. И вспоминая писателей-"окопников", киноленты о человеческих судьбах на войне. Фильмы "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Иваново детство" Андрея Тарковского или "Баллада о солдате" Григория Чухрая. Стоит вспомнить о Леониде Быкове, о создании им жанра героической кинокомедии, воплотившейся в незабываемой киноленте"В бой идут одни "старики" и "Аты-баты, шли солдаты. ".
Максим Перепелица из одноименного фильма, Алеша Акишин из «Добровольцев», капитан Титаренко из «В бой идут одни «старики»… Леонид Быков был похож на своих киногероев.
Он из того поколения, которое "не успело на войну". Подростком он работал на аэродроме, ожидая приема в летное училище. В 1945-м поступил, но вскоре ее расформировали — война окончилась, а ему остались лишь рассказы и память. Он мечтал снять фильм о тех, кто не вернулся с войны.

"Если бы не это проклятущее кино, был бы я летчиком. В небе. Где нет дорог и правил уличного движения. А есть только простор и воля. Летал бы. Как демон. "

Леонид Быков работал в Харьковском театре и летал то в Ленинград, то в Москву сниматься в «Укротительнице тигров», «Максиме Перепелице», «Алешкиной любви», пока на «Ленфильме» ему не предложили режиссерскую работу, о которой он давно мечтал. Быков, полный надежд, вместе с семьей перебирается в Ленинград. Но проба пера не удалась…
Снятый Быковым фильм «Зайчик» не вызвал восторгов у критиков, назвавших картину про маленького человека «неактуальным мелкотемьем», и к режиссуре его больше не допускали.

«Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…» — писал он в письмах своим друзьям…

Сцена из спектакля артистов Харьквовского театра (ДК им. Ленина) в Старом городе. 1959 год.

Быков возвращается на родину, в Киев, где принимается за сценарий «В бой идут одни «старики».
Рас-куд-рявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой…
«Предчувствие темы» привело его к созданию фильмов, это дань и благодарность тем, кто подарил его поколению возможность увидеть жизнь. Сценарий «В бой идут одни «старики» написан самим Быковым и Евгением Оноприенко за две недели. Символическим "намеком" судьбы для молодого выпускника Харьковского театрального института стал его приезд в Киев, где он собирался поступить в актерскую школу Киевской киностудии. Не имея возможности устроиться в общежитии, он приспособил для жилища немецкий танк (!), стоявший на выставке трофейного оружия в Пушкинском парке.
Тема войны стала главной в творчестве Леонида Быкова. Собственный опыт научил его, что поколения, не видевшие войны, будут смотреть на нее иными глазами, чем их родители. Главный ее урок: наибольшая ценность в жизни — прежде всего человек. Быков стремился отыскать в войне то, что делает нас лучше. Его личная правда не только в жертвах и испытаниях ради свободы, а в сохранении в себе человеческих качеств. Он хотел рассказать о тех, кто шел в бой и шептал: "До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага. ".
Леонид Быков сумел "озвучить" восприятие войны не из глубины окопа. "Смуглянка" появилась в его творчестве как воспоминание о послевоенном времени. Мужественные люди, смеясь сквозь слезы, пели под гармошку песню, которая была одновременно и гимном, и реквиемом.
«Смуглянку» пели возвращавшиеся с войны через Донбасс советские летчики, а 17-летний кучерявый пацан Леня Быков сидел рядом и заворожено слушал…

Леонид Быков с мамой Зинаидой Панкратовной.

Как бы он хотел быть на их месте! Леня даже поступал в летное училище, прибавив себе лишний год, но экзаменаторы не поверили мальчишке росточком чуть больше полутора метров и предложили идти в парашютисты. Леня мечтал летать, а не прыгать, поэтому отказался и… поступил в театральный. Спустя почти тридцать лет ту сцену из вагона-теплушки и солдат, поющих «Смуглянку», он опишет в сценарии и снимет в своем фильме «В бой идут одни «старики». А когда картину посмотрят летчики-асы из Академии воздушных сил, они скажут актеру-режиссеру: «Еще 2–3 часа вылета, и можешь садиться за штурвал».
«Его гимнастерка, как у летчика, не просыхала и была белой от пота. Он успевал и сам играть, и нас, молодых актеров, — учить, и еще в камеру как режиссер-постановщик смотреть, — вспоминал актер Владимир Талашко, сыгравший в фильме лейтенанта Скворцова. — Леонид Федорович на тот момент сыграл полсотни ролей, а для меня это была только вторая роль, но относился он ко мне, как к равному. Есть в украинском языке слово «лагидный», что по-русски означает «нежный». Так вот Быков-режиссер удивительно нежно и бережно относился к окружающим, он никогда не поднимал голоса на гримера, оператора или актера».

Читайте так же:
Удивительные фрески Патрика Коммеси

Леонид Быков с друзьями и школьными подругами на берегу реки Казенный Торец. 1947 г.

Многие киногерои фильма «В бой идут одни «старики» — не вымышленные персонажи. Прототипом «Смуглянки» стал друг детства Леонида Быкова — погибший на войне летчик Витя Щедронов: в кадре даже его реальные фотографии используются. Имя другому персонажу картины — Николаю Алябьеву — тоже дал мальчишка из детства Быкова. Семья Быковых во время эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых, и маленькие Коля с Леней спали на одной кровати — других спальных мест в доме не было.

Приехав в Барнаул спустя годы, уже известный актер и режиссер Леонид Быков сказал со сцены: «Сколько лет прошло, а при упоминании города почему-то всегда хочется есть… Спасибо вам, барнаульцы, что приютили нас и не дали умереть с голоду».

Леонид Быков в фильме Добровольцы.

В Советском Союзе фильм про поющую эскадрилью за год собрал больше 40 миллионов зрителей, в кинозалах был аншлаг, а «Смуглянка» с тех пор стала чуть ли не гимном советских летчиков. Даже на фестивале в Колумбии картину приняли на ура. «Тут жара, пальмы, разве им понять моих «стариков»?» -переживал Быков и курил одну сигарету за другой, но, когда фильм закончился, зал встал и долго аплодировал режиссеру.
В 1974 году «В бой идут одни «старики» номинировался на престижном Бакинском фестивале и претендовал на победу. Но, говорят, когда Быков узнал, что соревнуется с «Калиной красной» Василия Шукшина, которую хотят «зарубить» чиновники от кино, отказался от приза.
«В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым, — сказал он. — Ведь моя картина — рядовой фильм о войне, а его- настоящий прорыв в запретную зону».
Первый приз тогда получила «Калина красная».

Памятник Леониду Быкову.

11 апреля 1945 года погиб «Смуглянка» — Витя Щедронов: его самолет упал на 46-м километре шоссе Прага — Братислава…
11 апреля 1979 года, 46-й километр трассы Киев — Минск, Леонид Быков возвращается с дачи на своей белой «Волге». Пытаясь обогнать трактор с сеялкой для саженцев, «Волга» выскакивает на встречную полосу и сталкивается с грузовиком, везущим стекловату… Быков мгновенно погибает.
Судьба отмерила Быкову мало времени, и многие планы ему так и не удалось реализовать. Наша память о нем воплотилась в фильме Леонида Осыки ". которого любили все". Автокатастрофа стала жестоким финалом его пути, осиротила нас. Его ленты остались духовным завещанием — никогда, ни при каких обстоятельствах не отчаиваться и больше смерти бояться самого страха.
В одном выступлении Леонид Федорович сказал: 'Наша задача кинематографистов работать так, чтобы не краснеть перед вами, зрителями, за то, что мы делаем на экране, и за то, что мы делаем в жизни'.
Это была его философия, его жизненный принцип.

P. S. Алексей Смирнов (знаменитый здоровяк Федя из «Операции «Ы» и механик Макарыч из фильма «В бой идут одни «старики»), выписываясь из больницы, поднял первый тост за друга и замечательного режиссера Леонида Быкова… «Мы боялись вам сказать… — еле выговорил кто-то. — Но Быкова с нами больше нет…» Смирнов молча поставил рюмку на стол, ушел в свою палату, лег на кровать и умер.

Инфаркты, госпитализация сына в психушку, обиды на киностудию. Что предшествовало гибели Леонида Быкова

Сегодня о нем говорят как о талантливом постановщике и актере, но в 60-е критики не жалели Леонида Быкова. Споры с руководством студий и выпады киноэкспертов годами разрушали здоровье режиссера. Но убили его не инфаркты, а столкновение с грузовиком…

Леонид Быков

11 апреля 1979-го стало траурным днем для многих советских артистов: погиб всеми любимый Леонид Быков. Широкую известность обрела история о реакции на печальную новость Алексея Смирнова — поговаривали, что друг режиссера угодил в клинику с диагнозом «ишемическая болезнь сердца». В мае актера собрались выписывать, в честь чего он решил устроить врачам небольшой банкет. Один из докторов упомянул в тосте фильм Быкова «В бой идут одни «старики», и Алексей Макарович сразу резко помрачнел и удалился в свою палату. Когда медики заглянули проведать артиста, тот уже был мертв.

Даже если этот эпизод — просто легенда, ходившая в кругах кинематографистов, он наглядно отражает отношение артистов, друзей и близких к Леониду Быкову. Чем режиссер завоевывал расположение людей и почему так часто подвергался критике, несмотря на таланты?

Мечта защищать Родину

Сцена всегда была страстью Леонида Быкова

Леонид Федорович Быков родился в селе Знаменка Донецкой области в простой крестьянской семье, а уже через два года перебрался с близкими в Краматорск, где его папа устроился на металлургический завод. Здесь Леня окончил среднюю школу и впервые вышел на сцену местного ДК.

Читайте так же:
Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

Когда грянула Великая Отечественная война, Быковы оказались в эвакуации в Барнауле. Леонид мечтал внести свою лепту в спасение Родины, к тому же с малых лет грезил авиацией. Однако в летную школу его так и не взяли. В первый раз — из-за того, что юноша прибавил себе в возрасте пару лет и был разоблачен, во второй — так как опоздал с подачей заявления: набор в училище уже закончился.

Тогда Быков обратился к другой давней страсти — сцене. Но и здесь его ожидало фиаско: в Киевский театральный институт абитуриента не приняли из-за маленького роста. Удача улыбнулась Леониду Федоровичу в Харькове, где он получил диплом актера. Следующие девять лет артист провел на подмостках театра имени Шевченко.

Борьба за признание

Образ Максима Перепелицы преследовал актера

В начале 50-х Быков дебютировал на экране в фильме «Судьба Марины», а через пару лет стал узнаваемым зрителями благодаря ключевым ролям в картинах «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». С одной стороны, образ солдата Перепелицы превратился в визитную карточку Леонида Федоровича, но с другой — мешал режиссерам разглядеть в нем нечто большее.

Затем артист перебрался в Ленинград и продолжил сниматься в культовых лентах: «Алешкина любовь», «На семи ветрах», «Разведчики». При этом еще на заре 60-х Быков загорелся идеей создавать собственные фильмы. Все началось с короткометражки «Как веревочка ни вьется…», который эксперты и публика обошли вниманием. Полноценным режиссерским дебютом для Леонида Федоровича стал «Зайчик», собравший в кинотеатрах 25 миллионов зрителей. Несмотря на успех в прокате, лента подверглась жесткой критике журналистов и коллег по цеху, что привело к первому инфаркту постановщика…

Фильм «Зайчик» был успешен в прокате, но раскритикован коллегами Быкова

Сложно даже представить, каково было тогда семье Быкова. Супруга Тамара Константиновна как могла поддерживала боровшегося за признание режиссера. На момент выхода «Зайчика» у пары уже подрастали двое детей: сын Александр, которого домашние звали Лесь, и дочка Марьяна. По слухам, наследников могло быть трое, но первенец влюбленных умер в младенчестве. Вероятно, это событие также ударило по здоровью Леонида Федоровича. Но он не сломался благодаря заботе и нежности жены.

«Он был на пьедестале — никаких романов, — рассказывала о верности Быкова супруге редактор киностудии имени Довженко Эмилия Косничук. — В личной жизни закрыт, словно обратная сторона Луны. Я даже представить себе не могу, с кем бы Леня смог сходить налево. К нему все относились с обожанием. А он любые эмоции по отношению к себе мог растопить в обволакивающей нежности».

Разочарования и крупные победы

Поддержку в трудные периоды режиссер черпал в семье

В конце 60-х Быков поддался на уговоры представителей Киностудии имени Довженко и перебрался в Киев, где планировал снять лирическую комедию «Уходят женщины». Однако обещанной возможности свободно творить режиссер не получил: руководство ждало от него второго «Максима Перепелицу». «По непонятным соображениям чиновники из Госкино сценарий прикрыли. И на студии сразу утратили к Быкову интерес, очередь на режиссера рассосалась. Человек, переехавший в Киев, остался один на один со своими проблемами — без работы, без квартиры, без перспектив», — сетовала Косничук.

Ситуацию спас главный редактор телеобъединения киностудии: захватил удачный сценарий и повез показывать его на ЦТ в Москву. Там заявку утвердили за день, так что Быков снимал картину, получившую название «Где вы, рыцари?», в столице. Событием лента не стала, зато Леонид Федорович почувствовал твердую почву под ногами и продолжил творить.

Спустя два года на экраны вышел фильм «В бой идут одни «старики», ставший апогеем творчества Быкова. Картину посмотрели 45 миллионов человек. Удивительно, что лишь незадолго до выпуска ленты Леониду Федоровичу выделили личный кабинет на киностудии.

Фильм «В бой идут одни «старики» стал апогеем творчества Быкова

«Рядом с буфетом стояла огромная пальма в кадушке, возле которой все курили, а бычки тыкали в грунт. Под сенью пальмы стояло старое-престарое кресло. Дерматин, которым оно когда-то было обито, под весом многих мэтров полопался, из дырок торчали использованные автобусные талоны, бумажки, вата. Именно это кресло на долгие годы стало для Лени «кабинетом», — отмечала коллега режиссера. — Когда фильм «В бой идут одни «старики» был готов к запуску, Ленечке наконец-то выделили малюсенькую комнатушку, похожую на келью. Там стоял стол, который пришлось подтесать, чтобы он пролез в дверной проем. Еще были выписаны два кресла, но в кабинете поместилось одно».

Казалось, в звездных кругах артист получил признание, о котором так долго грезил, и мог бы зазнаться. Но именно тогда и проявилось истинное великодушие Быкова. Так, когда фильм должен был разделить первое место на фестивале в Баку с «Калиной красной» Василия Шукшина, Леонид Федорович заявил, что главный приз обязаны отдать Шукшину, хотя режиссеры даже не были знакомы. С тех пор постановщики крепко подружились.

«Еще один показательный факт. Нас, редакторов, всегда держали за опричников, мальчиков-девочек для битья. О том, чтобы режиссер выписал нам премию, и речи не было. А Леня о нас не забыл. Лично я получила за «Стариков» 125 рублей — целое состояние! После этого и до остальных режиссеров дошло, что, оказывается, редактор тоже человек. Премии нам, наряду с актерами, операторами, стали выдавать более-менее регулярно», — подчеркивала Косничук.

Читайте так же:
Пустыня - Описание, особенности, классификация, флора, фауна, фото и видео

Последние годы

На съемках фильма «Аты-баты, шли солдаты…» режиссер пережил второй инфаркт

Затерянное завещание

В 1977-м на экраны вышел еще один военный фильм Быкова — «Аты-баты, шли солдаты…» На съемках режиссер пережил второй инфаркт, после чего чувствовал себя настолько плохо, что впал в депрессию и заключил, что скоро умрет. В тот период мужчина написал послание коллегам Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку и попросил Эмилию Косничук по возможности передать им конверт. Однако редактор замоталась по делам и забыла письмо в ящике стола, так что оно затерялось в бумагах и нашлось лишь в 1979-м…

«Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями, — писал Быков о проведении будущих похорон. — Никаких надгробных речей. «Дерболызните», кто сколько сможет, но умоляю — не дома. Пусть ребята споют «Журавли», «Сережку с Малой Бронной», «Бери шинель», «Этот день победы», А потом пусть 2-я эскадрилья «врежет» «Смуглянку» от начала и до конца. Очень жалею, что ничего не успел сделать путного…»

В том завещании писал режиссер и о сыне Лесе: просил помочь ему поверить в людей, отмечал, что на долю парня обрушилось столько горя, что хватило бы на целый народ. «Сложный мальчик — да простит меня Леня, но об этом знают многие, — отмечала Косничук. — Отец взял его к себе ассистентом на съемки «Аты-баты» и поручил монтажеру Шуре за парнем приглядывать. Лесь такое вытворял — уму непостижимо. На ровном месте закатывал жуткие истерики, не выполнил ни одного поручения. Дальше — больше. Лесь попал в дурную компанию, оказался замешан в серьезном преступлении. Отмазать парня от неприятностей Леониду Федоровичу помог куратор студии от ЦК, тогдашний министр культуры Бесклубенко, но мягкому, застенчивому, при этом гордому Леониду Федоровичу приходилось ходить по инстанциям, просить за оболтуса».

Госпитализация сына

Родственники были уверены, что Леся незаконно упекли в лечебницу

А вот дочь Быкова Марьяна отзывалась о брате иначе: мол и учился парень хорошо, и примерным поведением отличался, и в армию пошел служить с большим рвением. Но через несколько месяцев Леся признали невменяемым и социально опасным и поместили в психиатрическую клинику — по мнению Марьяны Быковой, это была месть отцу за сына, способ управления им. Режиссер боролся за наследника как мог, но новую медкомиссию все оттягивали. Только в 90-х Александр сумел выехать в Австрию, где с него сняли прежний диагноз. Позднее мужчина перебрался в Канаду и создал там семью.

Добавим к этой истории проблемы на работе, — студия подвела режиссера с реквизитом и массовкой на съемках «Аты-баты, шли солдаты…», отдав предпочтение картине Левчука «Семья Коцюбинских», — и становится понятно, почему Быков был обижен и разбит. Тем не менее в 1978-м у постановщика открылось второе дыхание: он трудился над сатирическим фильмом «Пришелец». К 1979-му Леонид Федорович отснял две части произведения, но закончить ленту так и не успел.

Гибель

Режиссер погиб в ДТП 42 года назад

11 апреля 1979-го режиссер возвращался с дачи под Киевом на своей «Волге». Впереди ехал трактор, и Быков решил его обогнать, но во время совершения маневра столкнулся с грузовиком. Удар пришелся в переднюю правую дверь машины, шансов спастись почти не было. Следствие выяснило, что вины водителя ГАЗ-53 в случившемся нет, да и инфаркт Леонида Федоровича не мог стать причиной ДТП — тогда бы он втопил педаль газа в пол. Вероятно, постановщик допустил оплошность из-за усталости. Впрочем, дочь артиста не верила официальному заключению и строила конспирологические теории, полагая, что отца убили враги или КГБ.

«Такого человека не за что было убивать, — уверяли коллеги. — Да и самоубийство исключено. Завещание он писал после перенесенного инфаркта за три года до гибели, а в 1979 году у него был пик творчества. Отсняли две части «Пришельца», показали критикам — был фантастический успех! Лене предстояло закончить работу, и вот, на этом подъеме, его не стало. Картину доснял другой режиссер, с другим главным героем. Получился бездарный фильм, банальный и совсем не смешной. Анекдот же надо уметь рассказать! В «Пришельце» все держалось на Лене: на его придумках, жестах, пластике. Он сам был как пришелец на этой Земле».

Леонид Быков: пусть врежут «Смуглянку».

/>

Обаяние, жизнелюбие, солнечность, которые буквально излучают все герои Леонида Быкова, были, как вспоминают все его знавшие, присущи и самому актеру, хотя внутренне он был очень ранимым, рефлексирующим человеком.

Думал ли Леня Быков — мальчишка, появившийся на свет 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Донецкой области, что когда-нибудь он станет так любим всей страной? Хотя что значила популярность для Быкова? Он делал в кино то, что считал нужным, и не думал, как это воспримут. Когда его узнавали на улице, очень смущался. В нем до предела было обострено чувство справедливости. На кинофестивале в Баку главный приз должен был получить фильм «В бой идут одни старики», но Быков уговорил руководство отдать награду картине Василия Шукшина «Калина красная». Он считал, что Шукшину на данный момент этот приз гораздо важнее.

Читайте так же:
Вторая жизнь вертолетов. Омский завод гражданской авиации

В детстве Быков мечтал стать летчиком, он много раз ходил смотреть картины «Валерий Чкалов», «Истребители». Но этой мечте не суждено было сбыться. Тогда Леонид решил реализовать себя на актерском поприще, но и здесь все оказалось не очень просто. В 1946 году он сделал первую попытку — поступить в Киевское театральное училище, но приемная комиссия то ли из-за его маленького роста, то ли еще по каким-то причинам категорично «срезала» Быкова. Он решил попытать счастья в Харькове и поступил в городской театральный вуз, окончив который, он стал актером Харьковского театра имени Тараса Шевченко. А в 1952 году он впервые появился на киноэкране в эпизодической роли в картине Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Широкая известность сразу пришла к Быкову после картины «Укротительница тигров» Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой, где он сыграл паренька, безнадежно влюбленного в героиню Людмилы Касаткиной. А позднее вся страна полюбила непутевого, но очень симпатичного солдата в исполнении Быкова из картины «Максим Перепелица» Анатолия Граника (1955 год). После выхода на экраны этого фильма к Леониду Быкову стали обращаться: «Максим!»

В пятидесятые годы он снимался в таких фильмах, как «Чужая родня» (1956 год), «Дорогой мой человек» (1958 год), «Ссора в Лукашах» (1959 год), «Майские звезды» (1959 год).

В конце пятидесятых Алексей Баталов предложил актеру сыграть главную роль в его экранизации гоголевской «Шинели». Предложение Быкова буквально потрясло: никто до этого не предлагал ему ролей подобного масштаба. Но руководство харьковского театра, в труппе которого Быков продолжал состоять, наотрез отказалось отпустить Леонида Быкова в Москву, заявив, что нечего все время пропадать на съемках, нужно родному театру уделять время. В итоге героя в «Шинели» сыграл Ролан Быков.

Когда Семен Туманов и Георгий Щукин решили снять фильм «Алешкина любовь» и пригласили Леонида Быкова на главную роль, он не сразу согласился, ведь персонаж был моложе его более чем на десять лет, к тому же по сюжету этот паренек сумел пленить сердце красавицы. Актер отнюдь не считал себя хоть сколько похожим на героя-любовника. К счастью, он все же принял приглашение, и в итоге благодаря его участию получился удивительно светлый, наполненный радостью фильм. И мы, зрители, понимаем, чем сумел Алешка покорить красавицу: отнюдь не внешностью, а неодолимой силой своей любви. Ну просто не могла такая любовь остаться безответной.

Обстоятельства сложились так, что Леонид Быков решил уйти из харьковского театра и уехать вместе с семьей в Ленинград. Именно там он пробует свои силы в кинорежиссуре. В 1963 году он снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. Эту незамысловатую историю о симпатичном человеке со странной фамилией Зайчик зрители встретили достаточно хорошо, а критика «разгромила» в пух и прах.

В 1966 году Быков с семьей из Ленинграда переезжает в Киев. Дело в том, что он практически перестал сниматься. И не потому, что не предлагали. Предлагали, но актер отказывался: не хотел делать то, что ему не по душе, играть в заведомо лживых, далеких от высокого художественного идеала фильмах.

Быков давно хотел снять фильм о подвиге советских летчиков во время Великой Отечественной войны. Однако ставшую затем культовой картину «В бой идут одни старики» начальство долго не разрешало снимать. Во-первых, что это за режиссер такой — Леонид Быков, во-вторых, что-то не слишком, на взгляд идеологических «смотрителей» киноискусства, должна была получиться история: какие-то песни, шутки. Но когда фильм вышел на экраны (1973 год), зрители толпились у кинотеатров, спрашивая «лишний билетик», а старую и позабытую к тому времени песню «Смуглянка» стали распевать чуть ли не на каждом перекрестке. Кстати, у героя по прозвищу Смуглянка был реальный прототип — друг детства Быкова летчик Виктор Щедронов.

12 апреля 1979 года Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Что это было: несчастный случай, самоубийство или убийство? Именно такие появлялись версии. Но к чему теперь гадать, вникать в подробности его творческих переживаний и непростой семейной жизни? Ясно, что какой-то надлом внутри Быкова произошел гораздо раньше того трагического дня, недаром же он написал завещание, словно предчувствуя, что ему предстоит уйти до срока. В завещании есть такие строки: «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца. «

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию