100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Креативность: дар или способность, которую можно развивать?

Креативность: дар или способность, которую можно развивать?

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Как развить креативность — советы

Как развить креативностьМеняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Что такое креативность

Креативность — это способность принимать неожиданные решения основываясь на имеющихся знаниях или опыте. Выходит так, что креативность – это творческий потенциал человека, помогающий ему создавать что-то новое. Тут возникает путаница. Все с детства привыкли к слову «творчество».

Зачем придумывать какую-то креативность? Чем она отличается от творчества? Подменяет это понятие, дублирует его или дополняет? Все достаточно просто. Творчество – это процесс, а креативность – это способность, помогающая заниматься творчеством. То есть, если у кого-то развита креативность, ему намного проще творить.

Поскольку это свойство человека зависит от протекания его психических процессов, интересно, как понимают креативность в психологии. В данной науке, креативность – это устойчивая характеристика, определяющая творческую одаренность человека. Принято говорить о внутреннем потенциале личности, который раскрывается в ответ на выполнение возникшего задания.

По Абрахаму Маслоу, креативность – это универсальное свойство людей, склонных к самоактуализации, то есть полному развитию своих личных возможностей. Только в творчестве человек обретает возможность раскрыться полностью, действуя оригинально, а не шаблонно.

Чтобы лучше понять степень развития креативности существуют критерии, помогающие определить ее наличие.

Критерии креативности

К основным критериям, формирующим креативность относятся:

  • Беглость – умение генерировать как можно большее количество идей за определенное время;
  • Гибкость – способность действовать не прямолинейно, подстраиваясь под изменяющиеся условия задачи;
  • Оригинальность – умение выдавать нестандартные решения;
  • Разработанность – подробная проработка идей;
  • Метафоричность – образное и ассоциативное мышление;
  • Восприимчивость – умение замечать необычные элементы и противоречия;
  • Абстрактность – способность превращать образы в четкие формы.

Наличие перечисленных умений в человеке свидетельствует о его креативности или творческом потенциале. К слову, эта характеристика личности поддается улучшению при помощи игр и заданий.

Как развить креативность – упражнения

Как развить креативность

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас ? ), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации ?

сокпочта
женщинакрыша здания
компаниядень ребёнка
божья коровкачашка чая
новорождённыйдетектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

Читайте так же:
Как сделать кровать мечты

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Как развить креативность

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Пройдите тест на творческий потенциал

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

Как развить креативность

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

10 книг для развития креативности

1. Майкл Микалко — «Игры для разума. Тренинг креативного мышления»

2. Эдвард де Боно — «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон — «Кради как художник»

4. Натали Ратковски — «Профессия — иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод — «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина — «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. ?

Креативные навыки: дар или работа над собой?

Большинство людей, не связанных с креативной индустрией, воспринимают творческие способности других как божественный дар. Каждый хотел бы уподобиться творцу, но далеко не все до конца верят в такую возможность. В начале было слово, и слово было сотворено.

Истинная природа творчества трансцендентна. Она проявляет себя в полной мере в момент отпускания эго. Расставшись с ложными представлениями о себе как о независимом субъекте бытия, личность меняет восприятие окружающего мира с эгоцентрического на диаметрально противоположное. Чтобы достичь этого состояния, нужно открыть ум и растворить собственное я, целиком доверившись новому опыту. Он приведёт к раскрытию творческого потенциала и того божественного начала, что живёт в каждом из нас.

Все великие творцы отдавали себя без остатка любимому делу. Многие говорили, что их ведёт за собой неведомая сила, дающая визионеру особые озарения. Она помогает выйти за пределы ума и дарит неисчерпаемый ресурс вдохновения каждому, кто готов ради неё отказаться от эго и стать проводником трансцендентного опыта в мир имён и форм.

Главная отличительная черта творческого человека — безоговорочная страсть, позволяющая целиком погружаться в акт творения. Фиксация на самом процессе, а не его результате позволяет креатору раскрывать в себе новые способности. Конечный продукт творения становится второстепенным, уступая место на пьедестале экстраординарным мыслительным процессам и глубинному опыту. Так из чистого разума рождается уникальное видение, способное сместить парадигму человеческого мышления.

Окей, Гугл, что нужно сделать, чтобы начать креативить за пределами черепной коробки? Осознать творца внутри себя и встать на путь трансформации. Главное — не потеряться при переходе от слов к делу. Каждый креатор, пробуждённый от стереотипного мышления, сталкивается с сопротивлением со стороны потребителя продукта творчества. Культурный мейнстрим на автопилоте отторгает всё, что не укладывается в головах коллективного бессознательного. Поэтому многие гении прошлого умирали в нищете и были признаны только посмертно. O tempora, o mores! Недружелюбный фидбэк порождает сомнения, и это нормально. Не нужно стремиться к признанию — стремитесь к совершенству.

Достичь мастерства можно только благодаря полной самоотверженности и преданности творческому пути. Нужно развивать в себе чувствительность и способность переключать способ мышления с логического на интуитивный. Это путешествие направлено внутрь себя и помогает прийти к своей истинной природе творца, сонастроиться с источником неисчерпаемого вдохновения, почувствовать себя снова ребёнком. Дети гордятся каждым своим творением. Их идеи порой безумны, сознание всегда открыто и ничем не ограничено. Они гораздо мудрее и восприимчивее многих взрослых, потому что ещё не осознали уготованные миром рамки дозволенного. Их разум хоть и стремится к одобрению, но пока не в силах диктовать правила и нормы, уводящие нас всё дальше от подлинного творчества.

Медитативные практики, набирающие популярность, помогают взять ум под контроль и осознать свою истинную творческую природу. Концентрация — эффективный инструмент обретения осознанности и восприимчивости. Покинув пределы разума, мы отправляемся к изначальной сути бытия, из которой проявляются все возможные имена и формы. Когда ум упорядочен, наступает время для полного погружения в состояние потока.

Читайте так же:
Ученые изучили свойства метана и азота на Плутоне

Здесь речь о том, чтобы развивать уникальное видение, отправной точкой которого является насмотренность. Чем больше мы погружаемся в творчество других креативщиков, тем богаче становится наше воображение. Комбинаторика — один из наиболее простых способов создать нечто новое. Это упражнение помогает расширить горизонты наших собственных возможностей. Составляя собирательный образ, мы упражняемся в прекрасном, как дети играем с данными нам формами. Такая практика способствует выходу за пределы ограничений. Увлекаясь созданными людьми и природой образами, креатор испытывает радость момента. Он входит в состояние потока и наполняется творческой энергией. Следующий шаг на пути её реализации — полное трансцендирование.

Мысли и образы, пришедшие в момент контакта с метафизикой, необходимо сразу записывать. Они, словно сны, ускользают из памяти, если внимание рассеивается. Используйте майндборды, чтобы структурировать материал озарений. Бесплатное приложение SimpleMind с удобным интерфейсом и множеством функций для составления интеллектуальных карт облегчит дальнейшую работу над креативом. Подобрать референсы и развить насмотренность можно в Pinterest, а поупражняться в комбинаторике поможет W1D1. Это приложение будет каждый день стимулировать вас push-уведомлениями и вовлекать в творческую игру, предлагая за 10 минут решить креативную задачу в танце воображения.

Творчество — это игра с самими собой и целым миром одновременно. Встав единожды на этот путь, вы осознаете, что назад дороги нет. Креативные и нетривиальные решения станут вашим стилем жизни. Вы будете мыслить за пределами ограничений и сможете самостоятельно создавать новые инструменты творения, пробуждая в умах людей их истинную природу. Творческое мышление возвращает человека в детство. Ребёнку чужды границы разума, он не скован одобрением общества и свободен воплощать в жизни всё, что ему заблагорассудится.

«Креативность – это навык, а не дар», или как развить умение генерировать идеи

Профессия креатора появилась не так давно. И несмотря на то, что ее востребованность стремительно растет, по-прежнему остается много вопросов о том, как эта работа устроена и как освоить «искусство» креативности. Людмила Аринчина, старший креатор Win2Win Communications, делится секретами производства: как и какие навыки развивать, у кого учиться и где искать вдохновение.

Путь креатора

Я 4 года проработала в PR направлении и также в SMM, лидировала интегрированные коммуникационные проекты, но хотелось пойти дальше. Осознание пришло ко мне в прошлом году: я тогда активно занималась тендерами и подготовкой презентаций, поэтому было много брейнштормов и креативных задач. И я поняла, что мне хочется работать в более творческом направлении, где больше свободы и возможностей для самореализации. В агентстве меня поддержали, и с позиции аккаунт-директора я перешла на должность креатора.

Чтобы понять, как устроена работа креатора, важно определиться с тем, что такое креативность. У каждого может быть своя интерпретация, но для меня это:

способность быть наблюдателем и деятелем одновременно;

Искусство, вдохновленное жизнью

Работа креатора – это бесконечный мыслительный процесс. Иногда во время подготовки к проекту отвлекаешься на совершенно стороннюю тему, но и эти знания фиксируешь в памяти, потому что они могут пригодиться в будущем. А бывает, просто открываешь TikTok или Instagram и видишь какую-то интересную идею – записываешь ее, думаешь, как можно использовать в работе. Даже во сне приходят идеи, главное – запоминать их. Кстати, пословица «утро вечера мудренее» здесь очень актуальна: иногда нужно ночь «прожить» с каким-то проектом, чтобы с утра пришло озарение.

Отличным источником вдохновения служит повседневная жизнь, хотя на первый взгляд она может показаться обыденной. На основе привычных вещей, показанных под необычным углом, получается relatable-контент – понятный, знакомый, такой, в котором многие узнают себя.

Есть много талантливых креаторов, которые вдохновляются повседневными вещами. Вот только некоторые из них:

    – прославился комедийными роликами с необычным монтажом. Отучился в университете на креативного продакт-дизайнера и теперь, помимо ведения собственных соцсетей, работает по специальности на фрилансе.
    – создает зацикленные видео с визуальными эффектами и иллюзиями. С детства увлекался съемками видео, а потом заинтересовался фокусами. В итоге пришла идея объединить два хобби: теперь все трюки «выполняет» в видеоредакторе. Это, кстати, отличный пример для тех, кто чувствует, что ему стало тесно в своей профессии. Калеб также часто выкладывает ролики из серии How I Made This, где много оригинальных лайфхаков для монтажа.
    , он же Чувак с табличкой. Пишет на картонной табличке все, что его (и многих из нас) раздражает, и фотографируется на улицах Нью-Йорка. А еще сотрудничает с Old Spice и поддерживает вакцинацию вместе с Джо Байденом. У него даже есть украинский последователь.
    – создает ироничные иллюстрации к повседневной жизни. Вы еще могли видеть его мини-комиксы из серии Yes, But. Получил образование инженера, но всегда любил рисовать. Теперь его работы попадают на выставки: одна, например, прошла в начале этого года.

Пабло Роша – креативный директор и диджитал-художник, отучившийся на графического дизайнера. Проходил стажировку в Vogue, работал в Microsoft и был директором творческой лаборатории Tinder. Прославился креативами в Instagram и пранками в офлайне. В числе прочего у него есть необычная серия контента с голубями. Казалось бы, не самая вдохновляющая тема: голуби – просто часть повседневной жизни и часто только раздражают. Но Пабло строит вокруг них по-настоящему залипательный контент: расклеивает объявления с текстом «Устали быть птицей?» или придумывает небольшие забавные сюжеты.

Читайте так же:
Как устроен банк донорского грудного молока в Москве

Дарья Скачкова – работает в SRSLY, и вы наверняка видели вирусный тренд, запущенный ее постом – подборкой необычных, до боли знакомых ароматов. Публикация стала настоящим хитом, а саму идею поддержали Мегафон, «Красное и Белое» (только с вином), AliExpress и другие бренды. SRSLY даже запустили лимитированную линейку духов совместно с DEMETER. Сейчас Даша работает в LUMOS и сотрудничает с OZON, а примеры ее работ можно посмотреть у нее в аккаунте в актуальном.

Еще советую подписаться на Telegram-канал seen, где каждую неделю публикуют подборки интересного контента: рекламных роликов, музыкальных клипов, иллюстраций и так далее. Это очень помогает формировать насмотренность.

Насмотренность в целом важна для всех, кто работает в креативных сферах. Во-первых, просмотренные материалы «откладываются» у нас в памяти, и получается своего рода каталог готовых решений. В нужный момент можно объединить несколько существующих идей и получить свою, оригинальную. Во-вторых, если анализировать понравившийся или вирусный контент, появляется более глубокое понимание того, как устроены работающие решения. Стоит следить не только за развитием своей сферы, но и смотреть за ее пределы: вдохновение может скрываться где угодно!

Как же развивать в себе креативность?

1. Спите! На эту тему есть много исследований. Например, ученые из американских университетов Pennsylvania и Washington State провели исследование, в результате которого выяснили, что оптимальная продолжительность сна для взрослого человека составляет 8 часов. Они также сделали вывод: даже если вы спите 6 часов в сутки две недели подряд, ваши умственные и физические характеристики снижаются до такого же уровня, как если бы вы не спали 48 часов подряд. Вам оно надо? В том числе сон влияет на настроение, а от него напрямую зависят наши креативные навыки и готовность экспериментировать. Кстати, дотянуть до конца недели, а потом отоспаться на выходных не получится: важно регулярно давать мозгу отдых.

2. Смотрите сериалы, фильмы, изучайте разные аккаунты в соцсетях. Провести 3 часа в TikTok тоже можно с пользой для работы – это настоящая кладезь креативности. Ученые Рочестерского университета недавно доказали, что пользователи, которые следят за творчеством талантливых людей, сами генерируют более креативные идеи.

3. Много читайте: художественную литературу или фантастику, книги по саморазвитию или бизнесу – все, что угодно. О пользе чтения тоже говорят на каждом шагу, но это не пустые слова. В отличие от «пассивных» способов получения информации, таких как просмотр видео, чтение заставляет нас самих додумывать и достраивать образы. Так развиваются ассоциативное мышление и воображение.

4. Общайтесь с людьми. Каждая инновационная идея рождается из существующих решений. Например, Uber – это смесь такси и онлайн-сервисов для карпулинга. И иногда для того, чтобы получить какой-то прорыв, нужно объединить идеи двух разных людей или посмотреть на проблему с другой точки зрения. Одним словом, чем больше людей, тем больше идей и разных взглядов, которыми можно вдохновляться.

5. Почаще выходите на улицу. Идея может родиться из вида летающих голубей, ям на дорогах или каких-то запахов. Пригодиться может что угодно.

P. S. Я точно знаю, что внутри каждого из нас есть крутой креатор – давайте ему пространство для реализации хотя бы раз в день 🙂

Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Читайте так же:
Как делают пиломатериалы

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Самоуверенность

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами; мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Читайте так же:
Почему потеют небоскребы? Бурж Халифа

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Воображение

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию