100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда и как появились знаки препинания?

До последней запятой: как появились знаки препинания

Первые знаки препинания появились в III веке до нашей эры, а предложил их управляющий знаменитой Александрийской библиотекой, древнегреческий филолог Аристофан. До этого в текстах пренебрегали не только запятыми или тире, но и заглавными буквами или даже пробелами: гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь. Беглое же чтение с листа даже на родном языке тогда выглядело чем-то невероятным. Не разграниченные ничем слова и предложения сливались в кашу, и незнакомый с текстом читатель неизбежно останавливался и запинался.

Аристофан

Аристофан предложил использовать три вида знаков: точку посреди строки (·), снизу (.) и наверху (·), которые он назвал их запятой («comma»), двоеточием («colon») и периодом («periodos»). Правда, по сути это были скорее не знаки препинания, а комментарии к текстам — они подсказывали читателям, какой длины паузы нужно оставлять между словами и предложениями.

Римлян не впечатлило новаторство Аристофана, и поэтому с началом их господства в Средиземноморье предвестники современных знаков препинания снова пропали из манускриптов. Цицерон, один из самых известных римских ораторов, даже говорил, что окончание предложения не должно определяться ни паузой, взятой говорящим, ни символом, поставленным переписчиком, а только лишь «требованиями ритма». Позже римляне еще немного поэкспериментировали с разграничением·слов·точками, но тоже без особого энтузиазма — во втором веке нашей эры они были отменены. Культ публичных выступлений был слишком силен и произносимые там речи читались не по бумаге, а заучивались ораторами наизусть.

Знаки препинания вернулись в книги только с приходом христианской культуры в веках нашей эры: если язычники могли передавать свои традиции устно, то для христианской культуры книги стали центральной частью ее идентичности. Псалтырь, четыре Евангелия — слово Божье шло по миру и активно украшалось декоративными буквами, замысловатыми гравюрами и, конечно, разными знаками.

страница из Августовского Вергилия, IV век

страница из Августовского Вергилия, IV век

Христианские авторы начали использовать знаки препинания примерно в VI веке, чтобы расставлять в текстах акценты, помогавшие избежать двусмысленностей и недопонимания читателей. Еще позднее, уже в VII веке, Исидор Севильский, впоследствии канонизированный католической церковью, возвращается к системе Аристофана. При этом старые знаки он наделяет новыми дополнительными смыслами. Нижняя точка (.) теперь обозначает не только паузу между словами, но и получает грамматические функции первой в истории запятой, в то время как верхняя точка (·) обозначает конец предложения.

Вскоре после этого, в VIII веке, появляются и пробелы между словами. Их вводят ирландские и шотландские монахи, уставшие вычленять отдельные слова из бесконечной вереницы плохо знакомых латинских букв.

С тех пор система точек, предложенная Аристофаном, становится в средневековой Европе общепризнанной и постепенно развивается. Новые знаки приходят из нотной грамоты, вдохновленной григорианскими песнопениями. Это punctus versus, приостанавливающий предложение (предвестник современной точки с запятой), punctus elevatus, обозначающий изменения в тоне (на письме он выглядел как перевернутая точка с запятой, а со временем развился в современное двоеточие) и punctus interrogatives, использующийся для выделения восклицательных и вопросительных предложений (современный восклицательный знак появился только в XV веке).

The Luther Bible, 1534

The Luther Bible, 1534

В результате, аристофановские точки стали постепенно вырождаться. С появлением более специфических знаков различия между ними стали настолько тонкими, что авторам наскучили эти маленькие, средние и продолжительные паузы. Теперь точку можно было ставить в любом месте текста, а означала она нечто среднее между современной запятой, точкой с запятой и, соответственно, точкой.

Совершенно новую систему пунктуации в XII веке предложил итальянский писатель Бонкомпаньо да Синья. В ней было всего два знака: слэш (/) для обозначения пауз и тире (—) для завершения предложения. И если судьба последнего туманна — не факт, что именно он стал предком современного тире, то слэш сразу стал невероятно популярен. Компактный и хорошо заметный, он подходил для обозначения пауз гораздо лучше аристофановских запятых.

Окончательно система пунктуации сложилась с выпуском первой печатной Библии: в ней слэш Бонкомпаньо да Синья упал вниз, обзавелся хвостом и стал современной запятой, в компанию к средневековой точке с запятой и восклицательному знаку присоединились похожие на них двоеточие и знак вопросительный, а древнегреческая точка наконец нашла свое законное место в конце предложения. Для писателей этого набора было вполне достаточно, а печатный процесс зафиксировал его в качестве стандарта на многие века вперед.

И только сейчас, когда основным способом передачи информации стали уже не газеты с книгами, а интернет, система пунктуации снова ожила — с запятыми и точками, разбросанными по клавиатуре, абстрактный писатель XV века еще бы справился, но что делать с эмоджи и эмотиконами?

Доклад на конкурс сообщений «Происхождение знаков препинания»

3. Речевые ситуации, говорящие о важности знаков препинания.

Мой интерес привлекла тема знаков препинания. Я считаю эту тему очень актуальной потому, что от своих одноклассников иногда слышу, что совсем не важно, что они не поставили какой-то знак препинания, и учитель зря засчитал ошибку. Также мне хотелось узнать: почему знаков препинания так много? Разве нельзя обойтись, допустим, четырьмя знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаком?

Читайте так же:
10 признаков, что вы гений, не связанных с интеллектом (видео)

Я решила разобраться в этом вопросе.

Задачи, которые я себе ставила:

1. Понять, когда появились знаки препинания и почему это произошло.

2. Разобраться в целесообразности каждого имеющегося в русском языке знака препинания.

Также мне хотелось отыскать примеры того, что знаки препинания важно ставить в определённом месте, а не где вздумается.

Как и когда появились знаки препинания?

Если спросить человека, когда появилась азбука, то все сразу заявят, что азбука появилась в 863 году, а создали ее братья Кирилл и Мефодий. А когда появились знаки препинания? Мало кто способен сразу ответить на этот вопрос. А одновременно ли с азбукой они появились? На это также не способны ответить большинство людей.

Исследование древних письменных источников показывает, что первым знаком препинания была точка. Не даром от ее названия образованно большое количество названий других знаков препинания, например, двоеточие, многоточие, точка с запятой. Кроме того, раньше восклицательный знак назывался «точка удивления», а вопросительный – «точка вопросительная».

В старых рукописных книгах Древней Руси точка ставилась не внизу строки, а сверху или посередине. Да и предназначение ее было не столько в том, чтобы отделять мысли друг от друга, а, скорее, в том, чтобы помочь читающему сориентироваться в тексте и правильно сделать паузу при чтении.

Более того, раньше не было не только знаков препинания, но даже пробелов между словами. Не было и заглавных букв в начале предложений, кроме тех, что ставились в начале страницы. Но и так было не сразу.

Интересно, что в Древней Греции, где письменность появилась значительно раньше, судьба знаков препинания сложилась аналогичным образом. Изначально греческие тексты писались без знаков препинания, не всегда ставили и пробелы. В III веке до н.э. известный драматург Аристофан, предложил использовать точку. Этот знак препинания мог использоваться в трёх значениях, в зависимости от места написания в тексте. Например, если точка ставилась по середине строки, она играла роль запятой. Точка внизу, на привычном для нас месте, служила двоеточием. Такой же знак, расположенный вверху, назывался периодом и предполагал паузу в этом месте. Это новшество немного внесло ясность в тексты того времени.

В древних славянских текстах, наряду с точкой, встречаются ещё два знака: крест и волнистая вертикальная черта – «змийца». Функция этих обозначений чётко не определена. Есть гипотеза, что крест ставился в местах, где нужно было прочесть молитву (всё же это были церковные тексты). Вертикальная черта могла просто указывать на место, где остановился переписчик при составлении списков с данной рукописи.

Разделение слов на Руси вошло в постоянный обиход только к XV веку. Именно в это время начинают формироваться первичные стандарты книжного оформление. Связано это с появлением книгопечатания.

Значения знаков препинания сегодня

Термин «знаки препинания» образован от древнего глагола «препинать» – «останавливать, задерживать в движении»

В русском языке выделяют 10 знаков.

Точка. Знак завершения. Точкой обозначается конец предложения, в котором повествуется о чём-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.

Многоточие. Во-первых, оно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности.

Восклицательный знак. Во-первых, обозначает конец высказывания. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.

Вопросительный знак . Во-первых, так же как и точка, и запятая обозначает конец высказывания. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).

Запятая. Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства, уточняющие и пояснительные члены предложения, обращения и вводные слова. Т.е., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

Двоеточие. Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.

Точка с запятой. Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая.

Тире. Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, в) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-третьих, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога.

Читайте так же:
Открытия и технологии, связанных с молекулой ДНК и генами (видео)

Кавычки. Во-первых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

Скобки. Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.

На первый взгляд может показаться, что знаков препинания достаточно много, однако, каждый из них играет свою индивидуальную важную роль. Поскольку речевых ситуаций создаётся великое множество, передать их достоверно в письменной форме – задача не из лёгких. Помочь пишущему человеку решить необходимые задачи призваны знаки препинания. Они могут помочь передать необходимую интонацию, отличить вопрос от утверждения, а восклицание от неэмоциональной речи. Именно знаки препинания передадут паузу, помогут правильно расставить акценты и выделят нужное слово. А как из письменной речи понять, что перед нами цитата или замечание, сделанное вскользь? Здесь снова помогут знаки препинания. Каждый из которых важен и всегда должен стоять на своём месте.

Речевые ситуации, говорящие о важности знаков препинания

1. Удобно ли будет прочитать текст без пробелов и знаков препинания? Давайте попробуем.

былвыходнойденьмысмашейвстретилисьоколоеёдомачтобыпойтинаплощадкукогдамытудапришлимашапошлакататьсянакачеляхаявстретилнашегоодноклассникамишкуипошелигратьснимэтобылвесёлыйденьявернулсядомойпоужиналнемногопосмотрелтелевизорипошёлспать

А вот этот же текст, только правильно написанный.

Был выходной день. Мы с Машей встретились около её дома, чтобы пойти на площадку. Когда мы туда пришли, Маша пошла кататься на качелях, а я встретил нашего одноклассника Мишку и пошел играть с ним. Это был весёлый день! Я вернулся домой, поужинал, немного посмотрел телевизор и пошёл спать.

Итак, сделаем выводы. Конечно все согласятся, что удобнее читать второй текст. Когда все слова написаны слитно можно легко запутаться. И когда знаки препинания не расставлены сложно понять какую эмоцию нам пытались показать.

2. Попробуйте прочитать одно и тоже предложение с разными знаками препинания на конце.

Мы пойдем в лес.

Мы пойдем в лес?

Мы пойдем в лес!

Очевидно, что без знаков препинания невозможно полноценно передавать свои эмоции.

3. Но также страдают не только эмоции, но и смысл предложения. Например, такое известное предложение:

Помиловать, нельзя казнить.

Помиловать нельзя, казнить.

Здесь предложение поменяло смысл, всего лишь из-за одной запятой.

4. Знаки препинания настолько плотно вошли в нашу жизнь, что даже сами их названия стали понятной для многих метафорой. Вот как этот феномен обыграл в своей миниатюре А.С. Каневский.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

Пунктуация – это сложившаяся система, которая менялась и усложнялась с т ечением времени. На мой взгляд, русский язык от этого только выиграл. Русский язык является одним из богатейших языков мира, и пунктуация играет не последнюю роль в формировании этого богатства. Ведь именно знаки препинания позволяют передавать всё интонационное многообразие на письме.

Тема «Происхождение знаков препинания» будет актуальна всегда, потому что любовь к русскому языку появляется тогда, когда больше узнаёшь о разных сферах языка. История пунктуации так же интересна, как и прошлое любого явления. Для меня было очень полезно познакомиться с этой темой, потому что теперь я точно знаю, что каждый знак препинания должен быть на своём месте.

Список используемой литературы:

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. «Секреты пунктуации». 1998 г.

Каневский А.С. «Человек с того смеха». 2016 г.

Осипов Б. И. «История русского письма». Омск, 1990 г.

Филин Ф. П. «Русский язык. Энциклопедия». Москва, 1979 г.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Новости

Учение о силе точек. Как и для чего появились знаки препинания?

30.07.2021

Учение о силе точек. Как и для чего появились знаки препинания?

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, скобки, кавычки. Названия почти всех знаков препинания являются исконно русскими, кроме тире (слово тире французское), а сам термин знак препинания восходит к русскому глаголу препинать, то есть «остановить», «задержать в движении».

Было время, когда книги писали сплошным текстом без пробелов между словами и без знаков препинания, переносов, делений на абзацы. Читать их, конечно, было сложно. Потом стали делить текст на слова. Поначалу делали это точкой. Но располагалась она не внизу на строке, как сейчас, а выше и посередине неё. Точка стала первым знаком препинания в древнерусской письменности. Название точка образовалось от глагола ткнуть. Корень ‑ точ ‑ есть и в названиях других современных знаков препинания: двоеточие, многоточие. А в XVI–XVIII веках вопросительный знак назывался «точка вопросительная», а восклицательный — «точка удивления». Учение о знаках препинания в то время называлось «учение о силе точек» или «о точечном разуме».

Читайте так же:
Семь правил, которые позволят дожить до 100 лет — изучаем со всех сторон

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Владимир Даль , известный лексикограф, связывает происхождение слова запятая с глаголами запясть, запинать — «останавливать, задерживать». Графический знак запятой появился в результате «скрещивания» точки с косой чертой (/), обозначавшей паузы в предложениях. Свою окончательную форму, которая используется и по сей день, запятая приняла в XVI веке.

Иногда от постановки запятой зависит не только оценка за диктант. Вспомните, как в сказочной повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» от постановки этого знака препинания зависела жизнь главного героя Виктора Перестукина.

Фразы, смысл которых меняется от постановки запятой:

Казнить нельзя, помиловать! — Казнить, нельзя помиловать!

Поездку отложить, нельзя выезжать! — Поездку отложить нельзя, выезжать!

Мама выезжает, вечером встречайте. — Мама выезжает вечером, встречайте.

Ребёнок играл, так как играли все дети. — Ребёнок играл так, как играли все дети.

Поставить статую, золотую пику держащую. — Поставить статую золотую, пику держащую.

Учебники по русскому языку

Подробнее знаках препинания и правилах пунктуации в русском языке – в линиях учебников «Русский язык» и «Русский родной язык» .

Система учебников по русскому языку издательства «Русское слово», включает линию учебников «Русский язык» для 1–4 классов ( Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова ) , «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой , «Русский язык» для 10–11 классов (авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина ).

Линии учебников по русскому родному языку созданы для начальной и основной школы: «Русский родной язык» для 1–4 классов (авторы Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова, В.Л. Склярова ) и «Русский родной язык» для 5–9 классов (авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучёва, И.В. Шамшин ).

Из истории знаков препинания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анохина Т. Я.

В статье идет речь об истории знаков препинания в русском языке . Дается ретроспективный взгляд на появление знаков препинания , и выявляются основные принципы русской пунктуации на современном этапе развития языка.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Анохина Т. Я.

History of punctuation marks

The paper deals with the history of punctuation marks in Russian. The hindsight to the emergence of punctuation marks is given. The paper reveals the basic principles of contemporary Russian punctuation .

Текст научной работы на тему «Из истории знаков препинания»

Раздел 4. Гуманитарные н социально-экономические науки.

составит 40 — 60 тыс. рублей в год. Не стоит забывать и о значительном улучшении экологической обстановки городах и вблизи автомагистралей. Данные автомобили должны быть запущены в производство на современных автостроительных заводах ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также на других Российских предприятиях.

Выбросы вредных веществ и расход топлива в городском цикле._

Вид силовой установки Выбросы вредных веществ, г/км Qs, л/100км

СО СН КОХ С02 по газовому анализу по расходомеру

Штатная (бензиновый ДВС) 17,8 3,43 3,88 383 18,8 20,45

Гибридная — режим 1 5,3 1,51 3,92 211 9,5 10,25

Гибридная — режим 2 7,5 1,21 5,2 225 10,2 10,45

Гибридная — режим 3 9,23 2,1 3,9 218 10,1 10,76

Из истории знаков препинания

к.ф.н. проф. Анохина Т.Я.

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.

А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие [. ], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [""].

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Читайте так же:
Птицы России - Список, виды, название, описание, ареал, фото и видео

Например: въоновремя*приближашесяпраздникъ*. (Архангельское Евангелие, XI век).

Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: "ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина". Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI- XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления.

В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось "учением о силе точек" или "о точечном разуме", а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название "О точках".

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего вре-

Раздел 4. Гуманитарные н социально-экономические науки. мени от глагола запяти (ся) — "зацепить(ся)", "задеть", "заколоться". В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — "останавливать", "задерживать". Такое объяснение представляется правомерным.

Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [( )] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался "вместительным".

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. АдоДурова (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки "удивительного знака" определяются в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;].

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие [. ]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием "молчанка" описан в 1797 году в "Российской грамматике" А. А. Барсова.

Знак многоточие [. ] под названием "знак пресекательный" отмечается в 1831 году в грамматике А. X. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки ['''']. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно.

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -"остановить", "задержать в движении". Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из немец. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret (tirer).

Русская система знаков препинания сложилась в основном к XVIII веку. Чтение в Древней Руси было медленным и грудным, поскольку древнерусские рукописные тексты писались без разделения на слова, и, следовательно, не было нужды ни в знаках разделения, ни в знаках выделения.

Чтобы облегчить чтение, нужно было, прежде всего, отметить границы предложений и отдельных их частей. Так появилась точка (греч. stigma — "метка от укола'', лат. punktum -"сделанное уколом") — первый и основной знак чтения текста, а вместе с ней и пробел как место для точки. Но знаки окончания предложения скорее ставились не тогда, когда этого требовал смысл, а когда писец чувствовал потребность отдохнуть. Ставились эти знаки (точка; три точки, расположенные треугольником; четыре точки, расположенные ромбиком) или внизу строки, или посередине строки, или вверху строки, и роль этого знака была весьма неопределенной.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

С развитием в 14 в. скорописи, быстрого слитного письма, когда чтение вновь осложнилось, пробелом стали разделять и слова.

Сложнее становился письменный язык, особенно синтаксис и его основная единица -предложение. Двух знаков — пробела и точки теперь оказалось недостаточно. Постепенно количество знаков увеличивалось.

В XVI в. в письменных памятниках древней Руси стали употребляться уже 5 знаков препинания. Они возникли на основе точки, и все именовались точками ("точка" — от глагола "ткнуть"). Точки были следующие: точка (.), запятая (,), срока (•), двосрочие (:) и подстолие (;), последний знак служил знаком вопроса.

Читайте так же:
Интересные факты о тайге — освещаем по полочкам

В "Письмовнике" Николая Гавриловича Курганова (1725-1796) были введены такие знаки: "примечательный" — подчеркивание или шрифтовое выделение; "отменительный" -кавычки. Число знаков продолжало расти. У A.A. Барсова в грамматике описаны тире ("молчанка"), кавычки ("вносный"), звездочка ("примечательный") и параграф ("статейный").

Попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, затем — М. Смотрицкого. Например, восклицательный знак под названием "удивный" или "удивительный" впервые употребляется в грамматике 1619 года (автор М.Смотрицкий).

Теоретическую разработку вопроса о пунктуации находим в "Российской грамхмати-ке" М. В. Ломоносова, который дал перечень знаков препинания ("строчных" знаков) и изложил правила их употребления. Ломоносов сформулировал основной принцип, на котором основываются правила расстановки знаков препинания: это смысловая сторона речи и ее структура. Он пишет: "Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам". Под "разумом" Ломоносов имеет в виду то, что мы назвали бы предложением. И в этой же работе он описал правила расстановки запятой, точки, двух точек (двоеточия), точки с запятой, вопросительного знака, удивительного (восклицательного) знака, единительного знака (знака переноса слова), и вместительного знака, то есть скобок. Вот как объясняет Ломоносов скобки: "Вместительный — слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения: меня (кто бы подумал) от тебя отлучают". Н. Курганов, A. A. Барсов, Н. И. Греч расширили общие правила М. В. Ломоносова, дали более подробные характеристики значений отдельных знаков и правил их расстановки. Далее разработка вопросов пунктуации связана с именами A. X. Востокова, И. И. Давыдова, Ф. И. Буслаева. Так, знак препинания в виде трех расположенных рядом точек впервые указан в грамматике 1831 года (автор AX.Востоков) под названием "знак пресекательный". Много внимания разработке вопросов теории пунктуации уделили Я. К. Грот, A. М. Пешковский, Л. В. Щерба.

Так к концу 18 в. сложился основной состав небуквенных знаков русского письма и печати.

Эти знаки принято называть знаками препинания или — от латинского названия точки "punktum" — знаками пунктуации.

Система современной русской пунктуации складывалась с XVIII века на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

В истории русской пунктуации, по вопросу о её основах и назначении, выделились три основных направления: структурно-грамматическое (синтаксическое), логическое, и интонационное.

Структурно-грамматическое (или синтаксическое) направление

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны, в первую очередь, делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложе-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. ния и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается "указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений", которое служит "для облегчения читателю понимания писаной речи". Относительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат "для показания тона речи".

Логический принцип служит для выражения смысла предложения. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф. И. Буслаев, который считал, что ". знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму — знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (. ) и тире (—)''.

Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А. М. Пешков-ский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т.д. Часто интонационному знаку в устной речи соответствует пауза.

Таким образом, система современной пунктуации складывалась в течение длительного времени и к настоящему времени подчиняется трем принципам: структурному (нормативность, официальные правила); смысловому (индивидуально-авторские знаки) и интонационному (естественные речевые паузы), основным из которых является всё-таки структурный принцип: он обеспечивает пунктуации определенную стабильность, а два других дают возможность передать всё богатство и разнообразие смысловых оттенков и эмоций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию