100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кем был Иван-дурак на самом деле: познаем по пунктам

Иван-дурак

Только русский ленивый мужик, лежа на печи, способен вдруг достичь славы, заиметь красавицу-жену и полцарства в придачу. Так шутят россияне, вспоминая любимого героя сказок – Ивана-дурака. Но персонаж не так прост, как кажется. Крестьянский парень ловок и смекалист, а прозвище носит «для отвода глаз».

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Иван-дурак

Иван-дурак

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.

Иван-дурак на печи

Иван-дурак на печи

Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.

Иванушка-дурачок

Иванушка-дурачок

Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Биография и сюжет

Иван-дурак родился в крестьянской семье, но, как повествуют сказки, герою не повезло с умом. Младший из трех братьев – человек бесполезный, «ни украсть, ни посторожить», домовитого хозяина из него тоже не вышло. Коротает дни персонаж на печи. Однако именно ему удается обрести счастье и состояние за счет умения ловко выкручиваться из переделок и достигать поставленных целей.

Иван-дурак с братьями

Иван-дурак с братьями

В волшебных сказках изначально появились две сюжетные линии. В первой герой после смерти отца получает волшебного коня, которого вынужден прятать от братьев. На коне парень проходит через вереницу испытаний, разгадывает загадки и берет замуж царевну. После женитьбы Ивана ждет очередная порция подвигов. Он достает живую воду, молодильные яблоки, свинку с золотой щетинкой и в итоге восходит на престол.

Иван-дурак и Жар-птица

Иван-дурак и Жар-птица

Во втором сюжете Иван-дурак пытается выследить вора, который наведывается каждую ночь в сад и вытаптывает траву. Проказник предстает в лице кобылицы или Жар-птицы. Иван жалеет пойманное животное, даруя ему свободу, а взамен получает награду – чудесного коня или перо. В случае с Жар-птицей царь отправляет Ивана на поиски волшебного пернатого, в награду обещая руку и сердце собственной дочери.

Иван-дурак и Василиса

Иван-дурак и Василиса

Эти две сюжетные линии со временем пережили всевозможные интерпретации, превратившись в новые произведения. В современных вариантах даже появляется щука, которую Иван якобы поймал (как рыба перекочевала из сказки про Емелю, непонятно). В бытовых сказках Иван-дурак выступает как самостоятельный персонаж, ищет Василису Премудрую, встречается с Бабой-Ягой и Кощеем Бессмертным.

К самым популярным русским народным сказкам, знакомящим с этим находчивым героем, относятся:

  • «Иванушка-дурачок»
  • «Конь, скатерть и рожок»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Фольклорную стилизацию сказки с Иваном в главной роли представил Петр Ершов в 1834 году. Говорят, прочтя творение тобольского писателя, Александр Пушкин воскликнул:

Читайте так же:
Когда Санкт-Петербург стали называть Питером?

Ершовский Иван-дурак ленив, прост, но храбр и умен. С помощью зверей, в том числе Конька-Горбунка, юноша ловит Жар-Птицу, доставляет к царскому двору Царь-девицу, находит на дне морском ее кольцо. А в конце достигает головокружительных успехов – женится на девице и сам становится царем.

Экранизации

Иван-дурак нередко появляется в кино. В 1941 году сказку по мотивам произведения Ершова подарил советским детям Александр Роу. В главной роли выступил актер Петр Алейников.

Петр Алейников в роли Ивана-дурака

Петр Алейников в роли Ивана-дурака

А годом ранее в кинотеатрах страны с успехом прошел показ фильма «Василиса Прекрасная» того же режиссера. В Ивана там перевоплотился Сергей Столяров.

Сергей Столяров в роли Ивана-дурака

Сергей Столяров в роли Ивана-дурака

Блестящей экранизацией народных сказок стал очередной русский фильм «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В цветной картине 1977 года выпуска герой Олега Даля бьется за любовь к купеческой дочери Насте.

Олег Даль в роли Ивана-дурака

Олег Даль в роли Ивана-дурака

Режиссер Надежда Кошеверова в своей работе задействовала именитых актеров – Елену Проклову (Настенька), Татьяну Пельтцер (бабка Варвара), Владимира Этуша (Али-Баба).

Сергей Безруков в роли Ивана-дурака

Сергей Безруков в роли Ивана-дурака

Сравнительно недавно свет увидела еще одна экранизация с Иваном-дураком в главной роли – «Реальная сказка» (2011). Сказочный образ примерил Сергей Безруков.

Интересные факты

В русском народном творчестве живет близкий Ивану-дураку персонаж – Иван-царевич. Герой тоже третий сын в семье, нехватка ума заменена притеснениями со стороны братьев. Ивану-царевичу приходится искать молодильные яблоки, живую воду и Жар-птицу. Молодой человек так же проходит испытания и занимает в итоге трон. В сказочный мир современную детвору увлекает мультик «Иван-царевич и серый волк», который сняли в трех частях, последняя вышла на экраны в 2016 году.

Иван-царевич

Иван-царевич

До сих пор образ Ивана-дурака продолжают эксплуатировать режиссеры, писатели и поэты, а также доморощенные авторы. Современную интерпретацию сюжетов народного творчества представляет театральная постановка «Сказка про Ивана-дурака, Бабу-Ягу и летающий валенок», а на взрослых корпоративах любят разыгрывать сценку под названием «Как Иван-дурак решил жениться».

Жан-простак

Жан-простак

В творчестве каждого народа имеется свой дурень. Французский аналог Ивана-дурака Жан-простак общается со статуей святого, в Нидерландах недалекий герой сказок торгуется с распятием. В сказках братьев Гримм появляется персонаж, который спорит с лягушками из-за денег.

Иван-дурак: кем был герой русских сказок

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Читайте так же:
Сборка автомобилей Toyota Land Cruiser Prado во Владивостоке

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее. Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Как дураки заняли важное место в искусстве, и почему Иван не такой дурак, каким кажется

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дураки и юродивые

Дурак, или дурень – как правило, так называли не очень умного, а часто откровенно глупого человека, недотепу. Некоторые исследователи, правда, считают, что прозвище «дурак» относилось к числу имен-оберегов, которые защищали от сглаза. На «дурное» злые силы не позарятся и человеку не навредят. Дурак во все времена отличался тем, что делает все по-дурацки, невпопад, не по правилам, вопреки обычаям и приличиям, а потому привлекал внимание к себе непохожестью на обычных, «нормальных» людей. Корни такой непохожести могли быть разными.

И. Пелевин. "Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николы Салоса в Пскове

На Руси часто встречалось так называемое «мнимое безумие», юродство – явление, имеющее религиозные корни. Юродивыми называли странствующих монахов, тех, кто во имя Христа последовательно отказался от разных мирских забот – от дома, семьи, труда, подчинения власти и правилам общественного приличия. Русская православная церковь почитает тридцать шесть святых-юродивых. Это в первую очередь Василий Блаженный, которого уважал и боялся сам Иван Грозный. Другим «авторитетом» для царя стал Миколка Свят, или Никола Салос, который, по преданию, спас Псков от царской жестокости, предложив Ивану кусок сырого мяса и призвав молиться, чтобы быть прощенным за тяжелый нрав и грехи.

Прокопий Устюжский

Еще раньше, в XIII веке, жил Прокопий Устюжский, по происхождению пруссак, из купеческого рода, раздавший свое состояние и приехавший в Великий Устюг, где он жил на паперти церкви. Прокопий, по преданию, своими молитвами спас город и горожан от разрушения от стихии в 1290 году.
Смысл юродства заключался в отказе от существующих установлений – тех, что нельзя изменить. Неудивительно поэтому, что юродивых одновременно уважали и боялись.

Читайте так же:
Управлял ли Гагарин «Востоком-1»?

Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке "Сивка-Бурка"

Дурак – постоянный персонаж народного фольклора, одна из самых древних его фигур. Сквозь века и тысячелетия проходят устойчивые выражения, поговорки и пословицы, высмеивающие или прославляющие дураков. «Валять дурака», «Дурак только в сказках удачлив», «Дураков не сеют, они сами родятся» и множество других высказываний не только смешны и ироничны, но и заставляют задуматься об этом персонаже как об отдельном феномене. Нетрудно заметить, что главная ценность дурака в культуре – в его способности и умении видеть положение дел под другим углом, в способности говорить правду или, во всяком случае, выражать простой, свободный от условностей, взгляд на вещи. В этом образу дурака очень близки шуты.

Шут, Петрушка и Гамлет

Шут, придворный или домашний, был призван развлекать хозяина и его гостей забавными выходками, за что получал внимание, жалованье и личную неприкосновенность – сурово наказывать шута во все времена не позволялось. Свободный в выражении почти любых своих мыслей, не связанный общепринятыми нормами поведения, пользующийся симпатией окружения и влиянием на сильных мира сего, он стал особенным видом дурака. Шута сложно назвать глупцом, особенно если он смог стать ближайшим приближенным к правящей семье.

У.М. Чейз "Королевский шут"

Дурацкое, нестандартное поведение шута, создавало ему очень яркий образ, многократно находивший отражение в искусстве. Частью традиционного наряда европейского шута был колпак с тремя концами – два из них символизировали ослиные уши, а один – ослиный хвост или, по другой версии, петушиный гребешок. В России царские шуты часто облачались в предметы из гороховой соломы, отсюда пошло выражение «шут гороховый».

Я. Матейко "Станчик". Станчик - придворный шут великих князей литовских и королей польских

Право шута – говорить, там, где другие молчат. Поэтому их охотно слушают, и этим объясняется огромная популярность Петрушки, перчаточной ярмарочной куклы, которая известна на Руси с XVI века, но, вероятнее всего, появилась раньше, во времена скоморохов, которые в свою очередь брали на себя функции народных шутов.

Л. Соломаткин "Петрушка"

Шуту в искусстве отводится особенная роль. В литературе это один из важнейших персонажей художественного произведения, который говорит себе, окружающим и читателю правду. В Англии слово «шут» было идентично «безумцу», что, несомненно, не отражало в полной мере сущности этой фигуры. В шекспироведении шут рассматривается особенно внимательно, существуют даже версии, предполагающие, что и Гамлет на протяжении пьесы выполняет роль шута – того, кто обличает окружающих, не опасаясь, что его рассуждения покажутся абсурдными или оскорбительными.

Т. Лоуренс "Гамлет"

Иван-дурак – персонаж русских волшебных сказок

Иллюстрации И. Билибина к сказкам

Читая русские сказки, можно сделать вывод, что Иван – никакой не дурак в прямом смысле этого слова. Его жизненная философия не так уж примитивна, и именно она приводит героя к успеху. Иванушка-дурачок, третий сын, лентяй, простодушный и не подчиняющийся порядку, очень симпатичен читателю и тому, кто ведет повествование. Иван не корыстолюбив, не мстителен, не практичен, принимает решения по наитию, согласно внутреннему порыву – и именно такой персонаж оказывается наиболее симпатичным могущественным высшим силам, которые одаривают его то волшебными предметами, то богатством, то браком с царевной, а чаще всего – всем сразу. Открытость Ивана судьбе – «идет сам не зная куда» — позволяет ему стать проводником для чудес, которые, как известно из мировой литературы, обычные люди склонны не замечать.

В. Васнецов "Сивка-Бурка"

Очевидно, «дураковатость» сказочного Ивана заключена именно в его простодушии, простоте – а потому обращает на себя внимание как редкое и, казалось бы, непрактичное качество.
В сказке «По щучьему велению» в роли такого персонажа выступает не Иван, а Емеля – сохранив все главные черты фольклорного «дурака».

Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке "Конек-горбунок"

Интересно, что в силу традиций русского фольклора «сказочный» смысл получила картина В.М. Васнецова «Аленушка». Художник изобразил на холсте деревенскую дурочку, юродивую: первоначальное название картины – «Дурочка Аленушка». Но девушка, сидящая у заросшего пруда, в глазах зрителей воспринимается как персонаж русской народной сказки.

В. Васнецов "Аленушка"

Иван-дурак, хоть и является образом безусловно славянским, русским, все же не уникален в истории искусства. Похожие персонажи есть и в творчестве других народов мира. Англии известен Джек-лентяй, во Франции – Жанно-Простак, в Германии – Дурень Ханс, в Норвегии – Аскеладден, в Японии – Ётаро. Даже арабскому Аладдину, герою сказок «Тысячи и одной ночи», присущи черты Ивана.

И. Босх "Корабль дураков

И фольклор, и изобразительное искусство, и художественная литература с большим уважением относятся к персонажу, который не боится жить по собственным законам и не подчиняться условностям. За такими иванами видят носительство тайного знания, о существовании которого человечество строит догадки на протяжении всей своей истории. И, возможно, куда большего внимания заслуживает жизнеописание тех, кто в обычном представлении подпадает под описание безумца, юродивого, дурака – например, Диогена , который, пусть и не жил в бочке, как приписывала ему это молва, но умел удивить современников и потомков нестандартным отношением к себе, к людям и к жизни.

Читайте так же:
Почему кошка топчет лапками? Причины, фото и видео

Почему Ивана в сказках называют дураком?

Иванушка-дурачок – один из главных героев русских сказок. Почему же он стал дураком, а главное зачем? Ведь все мы помним, что в каждой сказке, где есть Иванушка-дурачок, ему всегда везло, из любой ситуации он выходил победителем.

Оказывается, тайна кроется в именах маленьких детей. На Руси много веков назад существовала традиция не называть маленьких детей их настоящим именем, например, Трифон, а называть его по порядковому номеру, в зависимости от того, каким по счету родился ребенок, например, первый – Первак, второй – Вторак, Третьяк, Четвертак. Это было нужно, чтобы злые духи не завладели малышом, зная его имя. Что же поделать, люди верили во всякую нечисть и боялись за детей.

Почему Ивана в сказках называют дураком? Ответ неожиданный
Так как в каждой избе детей было много, последних называли Другак, то есть «другой», «следующий». Со временем «Другак» превратился в «Дурак». Так и получилось, что самый младший сын стал Дураком. Только когда ребенку исполнялось 10 лет его уже величали настоящим взрослым именем, которым его назвали при рождении.

Но почему же сказочный Иван тоже получил нелестное прозвище? Все просто: Иван в сказках – младший сын, по традиции – Дурак. На самом деле сказочного Ивана дураком делать и не хотели. Кстати сказать, отрицательное значение слово «дурак» приобрело лишь с семнадцатого века.

В современном понимании, «дурак» — глупый, недалекий человек.
Филфак

Куроске Маккуро
21 день назад
Гипотеза забавная, но, увы, ничем не подтверждённая.

Если "размотать" происхождение слова "дурак" в обратную сторону, получится что-то вроде "глупый, слабоумный" <- "безумный" <- "бешеный" <- "бурный, стремительный" (последнее, самое раннее — уже не обязательно в применении к человеку). Слово "дурь" и сейчас означает не глупость, а что-то ненормальное, безумное, а, скажем, в выражении "со всей дури" проглядывает и самое древнее значение этого корня.

Таким образом, для наших довольно недавних в историческом смысле предков "дурак" означало не глупого человека, а человека "ненормального", как сейчас говорят — "альтернативно мыслящего". Иван-дурак вполне может быть и хитрее своих старших братьев. Вспомните, как в "Коньке-Горбунке" тупо врут о своём ночном дозоре старшие, "нормальные" братья (всю ночь не спал, караулил, происшествий не было), и какую лапшу вешает Иванушка — про побоище с "дьяволом самим с бородою и с усам"!

Sergey K
17 дней назад
Здравия, Филфак!

Ты там всю кровь не высосал из пальца, пока статью придумывал?

Смотри, а то так в конце концов и по клавишам стучать нечем будет, отвалятся пальчики, без крови-то.

ДУРАК — ДУ-РА-К — ДУ(двойственность)-РА(корень слова. сияние) — имеющий другое мнение, имеющих более одной версии.

д — развитие, достаток, накопление, множение, всё сущее

ду — двойной, разделённый, два и более, многомерное

у — послание, зов сердца; (перед буквой) взаимодействие, нахождение рядом с чем-то, форма приближения; устои, направление вниз, нисходящий

р — речь; изрекать; изречение; движение; течение; говорить; разделение; разграничение; сила (энергия)

ра — корень слова, РА(РО)Свет, сияние, Бог, солнце, высоко, горячо, Сияние Истины Всевышнего, Изначальный Свет

а — Бог живущий и созидающий на земле, совершенный человек, (перво)начало, первый, исток, един, человек, истинное я

К — была добавлена позже, для полового разделения слова.

Очень плохо, когда пишешь о том, о чём не знаешь.

ВСЕ русские слова образовывались по смысловой привязке к объекту наречения.

В русском языке нет "пустых" слов, как это преобладает в других языках.

Зная правила прочтения, можно понять, о чём идёт речь, не зная ничего про это, т.к. слово (название) полностью описывает структуру.

Т.е. у нас имеется объект, который надо именовать — на основании его характеристик составляется слово.

В других языках: имеется объект именования — придумывается любое слово, не совпадающее с уже имеющимися.

Многие английские слова имеют русские корни.

Плохо то, что начали замещать русские слова иностранными, пустыми.

Всякие вторые-третьи земные имена — это удел религий. А на Руси первая появившаяся религия — это иудейское христианство. До этого на Руси религии не было — был образ жизни.

Светлана Кондратьева-Друцко
21 день назад
Забавная версия, конечно. но, кажется, дурак потому, что ещё не прошёл обряд посвящения, инициации. а как пройдёт, становится официально взрослым и может жениться. Так, кажется, на филфаке учат.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2020. Александр Ширвиндт. Снаряды рвутся рядом
  • 28.11.2020. Двухсот или двухста, пятисот или пятиста?
  • 27.11.2020. Нет-нет да и да разберемся в правописании
  • 26.11.2020. Есть ли разница между словами надо и нужно
  • 25.11.2020. Вероника Тушнова
  • 24.11.2020. Согласно приказу или приказа?
  • 22.11.2020. Сегодня умер наш автор Сергей Круль
  • 19.11.2020. Стихотворения Осипа Мандельштама
  • 18.11.2020. Навстречу или на встречу, вживую или в живую?
  • 17.11.2020. Прошло три дня или прошли?
  • 16.11.2020. Чем шокировал врачей мозг Тургенева
  • 13.11.2020. Что такое глецидол и с чем его едят
  • 12.11.2020. Синичкин день
  • 11.11.2020. Владимир Липилин
  • 10.11.2020. Анна Ахматова
  • 09.11.2020. Жванецкий не ушёл, он с нами остаётся
  • 06.11.2020. Юнна Мориц. Держи удар, дистанцию и слово.
  • 05.11.2020. Папа, зачем вы убили Пушкина?
  • 03.11.2020. Почему Ивана в сказках называют дураком?
Читайте так же:
Животные Красной книги России - Список с фото, названия, описание, характеристика, редкие виды, видео

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Кем на самом деле был Иван-дурак

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате — это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию