100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие возможности нашей памяти?

Что такое память человека, ее виды и возможности

Мозг человека и мысли

Студент из Китая Чао Лу в 2005 году запомнил и сумел назвать 67 980 цифр числа пи благодаря феноменальной памяти. Даже не обладая такими способностями, каждый человек что-то запоминает, воспроизводит, а затем забывает ежедневно. О том, как трактуют понятие «память» сегодня и какая она бывает, рассказывают психологи Бенджамин Шторм и Роберт Немов.

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. В психологии память изучается давно и интерпретируется по-разному:

  • Ассоцианистская теория считала основной единицей памяти ассоциацию (связь, соединение). Механическое сложение ассоциаций должно становиться основой памяти. В дальнейшем она переосмысливается и углубляется.
  • Бихевиоризм рассматривал память как процесс, в ходе которого приобретаются различные двигательные и речевые навыки.
  • Гештальтпсихология изучила процессы запоминания, акцентировав внимание на намерении субъекта. Это научное направление изучает социальную природу человеческой памяти.

На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

  1. Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.
  2. Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).
  3. Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
  4. Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).
  5. Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).

Каковы возможности нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит думать, что забывание — это результат неправильной работы памяти, подчеркивает психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм. Забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Нейроученый Мария Вимбер из Университета Бирмингема (Великобритания) с коллегами с помощью специального сканирования мозга установила, что воспоминания могут «конкурировать» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает выделять нужные воспоминания из целого ряда похожих.

Мозг и лампочка

Свойства памяти: Freepick

Ученые также исследуют, что делать, чтобы улучшить работу памяти и расширить ее возможности. Они установили ряд приемов, которые способствуют активизации памяти человека.

Память обязательно нужно «включать»

Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память

Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека.

Дневной сон улучшает память в пять раз

Эксперимент показал, что дневной сон, который длится меньше часа, улучшает работу памяти в пять раз. Две группы испытуемых запоминали пары несвязанных слов. Затем первая группа спала 45–60 минут, а вторая — смотрела видео. После проверки оказалось, что в первой группе уровень запоминания выше.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения собственных возможностей.

Виды памяти

О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.

В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р. С. Немов классифицирует память (определяет виды) по ряду критериев.

Характер психической активности

Согласно этому критерию, память бывает:

  • двигательной (моторной);
  • эмоциональной;
  • образной;
  • словесно-логической.

Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. С ее помощью формируются различные практические и трудовые навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память запечатлевает пережитые чувства и эмоциональные состояния в виде представлений. Обычно то, что сопряжено с эмоциональными переживаниями, запоминается легко и надолго. Этот вид памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана с возможностью сохранения и использования образов восприятия. Специфичность запечатленного образа определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализаторов.

Словесно-логический вид памяти необходим для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности

Мозг и два маленьких человека в белом

Виды памяти: Freepick

Читайте так же:
Сохраняя вкус и пользу — как заморозить овощи и фрукты

Этот критерий также называют критерием произвольности. По нему память делят на:

  1. Непроизвольную. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевого усилия человека и контроля сознания.
  2. Произвольную. Для этого вида памяти характерно запоминание и воспроизведение, для которого необходимо напряжение воли.

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации, память разделяют на:

  • кратковременную;
  • оперативную;
  • долговременную.

Кратковременная память — промежуточное «хранилище» данных. Этот вид запоминания связан с однократным или очень коротким восприятием.

Оперативная память связана с запоминанием и воспроизведением информации, которая необходима для осуществления конкретной текущей деятельности. После решения задачи информация может полностью исчезнуть.

Так бывает с материалом, который студенты учат непосредственно перед экзаменом. Этот вид памяти — переходной от кратковременной к долговременной памяти.

Долговременная память сохраняет весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще информация из нее воспроизводится, тем прочнее она закрепляется.

Характер приобретения информации

Память бывает генетической и прижизненной. Первая сохраняет видовую информацию, а вторая — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — склонность к определенному поведению и действиям, которые развились и закрепились у вида эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий предмет (отскочить, оглянуться на шум) — это проявление генетической памяти. Всю информацию, которую человек усваивает после рождения, относят к прижизненному виду памяти.

Способ запоминания

Выделяют механическую и смысловую память. Механическое запоминание осуществляется путем простого повторения. Для смысловой памяти необходимы ассоциативные и смысловые связи.

Чертоги памяти человека хранят огромные объемы информации. Часть из нее постепенно забывается, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, с памятью можно работать и улучшать ее.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Как устроена наша память и почему держать много воспоминаний в мозгу — плохо? Ликбез от нейрофизиолога

​У любого воспоминания в нашей памяти есть свой жизненный цикл. Как они зарождаются, где сохраняются и почему одни события (и факты) мы помним лучше других, рассказывает биохимик, биоинформатик и нейрофизиолог Елена Белова в новой книге «Автостопом по мозгу. Когда вся вселенная у тебя в голове».

Перед тем как стать воспоминанием, информация поначалу поступает в мозг в виде опыта, полученного нами в ощущениях, затем обрабатывается сенсорными системами мозга и уже оттуда попадает в гиппокамп.

На первом этапе формирования памяти поступающая информация кодируется внутри гиппокампа в памятный след. Разрозненные элементы происходящего соединяются в объединенное представление, отдельные люди, их реплики и действия, звуки, объекты и запахи составляются в цельный эпизод, который хранится в гиппокампе и связанных с ним отделах. Затем памятный след проходит этап консолидации — с течением времени некоторые детали стираются из памяти, остальное прочнее закрепляется в сети воспоминаний.

Именно в гиппокампе информация, поступающая в мозг, кодируется, чтобы преобразоваться памятный след.

Наиболее яркие и значимые воспоминания могут оставаться с нами на долгие десятилетия или даже на всю жизнь. Некоторым воспоминаниям уготована другая судьба — самые важные их элементы утратят связь со временем и местом и станут частью сети наших знаний и представлений, переместившись из эпизодической памяти в семантическую.

Воспоминания не любят храниться без дела — от этого они слабеют, теряют точность и постепенно забываются. В памяти выживают и надолго остаются только те, которыми мы регулярно пользуемся, то и дело извлекая из памяти и активируя памятный след. Те воспоминания, которые мы не используем, постепенно стираются из памяти и в какой-то момент могут бесследно исчезнуть — этот процесс, как нетрудно догадаться, называется забыванием.

Про кодирование или какую информацию любит сохранять мозг

На этапе кодирования из разрозненных впечатлений формируется общий памятный след — впоследствии он может исчезнуть или глубоко впечататься в память. Чтобы такой след мог сформироваться, первоначально вся воспринимаемая информация, поступающая от органов чувств, преобразуется во внутреннее представление, которое мы пытаемся каким-то образом интерпретировать и осмыслить. На этом этапе к памятному следу иногда подключаются элементы того, что мы уже знали до этого, если они имеют отношение к нашим нынешним намерениям и переживаниям. Затем такое внутреннее представление преобразуется в устойчивый след, который позволяет первичному впечатлению всплыть на поверхность сознания в любой момент, когда это понадобится, — формируется энграмма.

Читайте так же:
Почему у пассажирских самолетов два или четыре двигателя? Причины, фото и видео

Как мозг проводит процесс отбора и решает, какую информацию стоит запомнить, а что можно предать забвению? Существуют факторы, которые могут повлиять на то, впечатается ли наш новый опыт в память или нет.

Во-первых, мы гораздо лучше запоминаем информацию, которая хорошо согласуется со знаниями и фактами, которые уже хранятся в нашей голове. Если человек придерживается научной картины мира, он вряд ли запомнит обстоятельства, которые не очень-то согласуются с его взглядами, и, наоборот, мистик будет игнорировать научные объяснения тех фактов, которые представляются ему Провидением или знаками Вселенной. Если мы искренне восхищаемся человеком, то, скорее всего, пропустим информацию, что он повел себя нетактично в какой-то ситуации, но если этот тип давно нам не нравился, его некрасивый поступок станет неопровержимым подтверждением подозрений и наверняка отложится в памяти.

Кроме того, люди гораздо лучше запоминают эмоционально окрашенные события — неважно, приятные или тяжелые чувства будут связаны с воспоминанием. Эмоции — один из лучших индикаторов важности происходящего. То, что вызывает бурю эмоций, скорее всего, может здорово повлиять на нашу жизнь, поэтому такая информация играет особую роль и прочно врезается в память. При этом мы не только лучше запоминаем сам факт произошедшего: такие воспоминания содержат больше подробностей, включая нейтральные (например, цвет футболки, человека, который нас обидел, или что было изображено на плакате за его спиной).

Еще один важный фактор, облегчающий запоминание, — новизна. В новой обстановке люди лучше усваивают материал, который необходимо запомнить. Вероятно, новизна создает временное окно, когда обучение происходит более эффективно, — вполне возможно, что не последнюю роль здесь играет дофамин, выделяющийся в ответ на новизну.

Насколько безграничны возможности нашей памяти?

Апгрейд памяти

Есть люди, которые обладают талантом запоминать огромные объемы информации. Их пример дает основания полагать, что каждый из нас способен удерживать в памяти куда больше, чем мы можем себе представить, утверждает корреспондент BBC Future.

В отличие от цифровых камер с заполненной до конца картой памяти, которые больше не могут сохранять новые снимки, наш мозг, похоже, никогда не испытывает недостатка в свободных объемах для хранения информации. И все же обыденная логика не может примириться с тем, что мозг взрослого человека, "пропитанная кровью губка", как выразился в свое время писатель Курт Воннегут, способен без ограничений сохранять новые факты и опыты.

Нейрофизиологи давно пытаются измерить максимальный объем нашей памяти. Однако все усилия, направленные на то, чтобы вычислить, какими возможностями обладает человеческая память, сводятся к неким когнитивным подвигам, совершаемым отдельными индивидами и людьми с атипичным мозгом.

Многие из нас прилагают нечеловеческие усилия, чтобы запомнить номер телефона. А если нужно запомнить 67980 цифр? Именно столько цифр числа "пи" после запятой сумел назвать Чао Лу из Китая в 2005 году, когда он был 24-летним студентом выпускного курса. Чао выдавал цифры в течение 24-часового марафона, не отрываясь даже на посещение туалета, и побил мировой рекорд.

Саванты, люди с необыкновенными способностями памяти, порой устраивали еще более впечатляющие представления, проявляя чудеса запоминания, начиная от имен и дат до воспроизведения сложных визуальных композиций. Так, например, художник-аутист Стивен Уилтшир в 2013 году в мельчайших подробностях изобразил вид Лондона со смотровой площадки, расположенной на высоте 224 м, чтобы можно было представить себе, как будет выглядеть окрестный пейзаж с верхних этажей небоскреба "Шард" (The Shard) – самого высокого здания британской столицы. В отдельных, довольно редких, случаях, травмы, перенесенные прежде вполне здоровыми людьми, давали толчок развитию приобретенного "синдрома саванта". Его носители, которые в иных областях могут отличаться отставанием в развитии, порой обладают феноменальными способностями в изобразительном искусстве, музыке, математических и календарных расчетах, картографии.

Автор фото, Thinkstock

Запомнить расклад карт — это не самая сложная задача для некоторых людей

Орландо Серреллу, например, было 10 лет, когда бейсбольный мяч попал ему в голову с левой стороны. После того происшествия он внезапно обнаружил, что помнит бесчисленное множество автомобильных номеров и способен производить сложные календарные исчисления. Так, он может вычислить, какой день недели приходился на тот или иной день много десятилетий назад.

Читайте так же:
Почему важных особ называют августейшими?

Каким же образом варят "котелки" этих людей, что им удается посрамить возможности памяти среднестатистического индивида? И что говорят способности декламаторов числа пи и савантов об истинном потенциале человеческого мозга?

Байты мозга

На уровне, поддающемся исчислению, потенциал нашей памяти в определенной степени обоснован физиологией мозга. Если обратиться к базовым, но, пожалуй, полезным данным, касающимся этой темы, то мы вспомним, что наш мозг состоит примерно из 100 млрд нейронов. И только один миллиард из них имеет отношение к долговременному хранению информации в памяти. Эти клетки называются пирамидальными.

Если допустить, что каждый нейрон содержит по одной единице памяти, тогда можно прийти к заключению, что наш мозг уже полон до краев. "Если бы можно было иметь столько воспоминаний, сколько существует нейронов, то окажется, что это число не так уж велико, — говорит Пол Ребер, профессор психологии из Северо-Западного университета в Эванстоне, штат Иллинойс. – Место для хранения (данных) в вашем мозгу закончилось бы довольно быстро".

Автор фото, Thinkstock

Как именно работают шестеренки нашей памяти? Пока мы этого не знаем

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Вместо этого, как полагают исследователи, воспоминания формируются путем соединений между нейронами и по нейронным сетям. Каждый нейрон имеет отростки, которые можно представить себе в виде линий пригородной железнодорожной сети. Они переплетаются примерно с одной тысячей других нервных клеток нейронов. Такая архитектура, как представляется, позволяет элементам памяти возникать и воспроизводиться по всей запутанной клеточной паутине мозга. Как таковая, например, концепция голубого неба может возникать в бесчисленных, отвлеченно дискретных воспоминаниях об эпизодах, связанных с пребыванием на открытом воздухе.

Ребер называет этот эффект "экспоненциальным хранением" данных, благодаря которому потенциал памяти мозга "перехлестывает через край".

"Разумно будет предположить, что речь идет о диапазоне в несколько петабайтов", — говорит Ребер. Один петабайт равен 2000 лет звучания музыкальных файлов в формате MP3. Мы пока не знаем, сколько нейронных соединений требуется для одной отдельной отдельно взятой памяти, как не знаем, можно ли вообще уподобить ее цифровому компьютеру, поэтому все сравнения такого рода нужно воспринимать с известной долей сомнения. Достаточно сказать, если воспользоваться выражением Ребера, что "в нашем распоряжении есть тонны и тонны свободного объема" (памяти).

И маленькая тележка?

Действительно ли те люди, которые наделены суперпамятью, имеют какой-то исключительный мозг?

Короткий ответ: нет. Рекордсмены по запоминанию цифр после запятой в числе пи, вроде Чао Лу, также как и большинство других победителей соревнований по запоминанию чего-либо, клянутся, что они – самые обычные люди, посвятившие себя тому, чтобы натренировать свой мозг на хранение и воспроизведение избранных фрагментов информации.

Нелсон Деллис, победитель чемпионатов США по запоминанию 2011, 2012 , 2014 и 2015 гг., говорит, что его память была просто ужасной, прежде чем он стал выступать на состязаниях в качестве ментального атлета. Однако тренировки сделали свое дело. "За несколько недель тренировок, а может и меньше, вы начинаете делать то, что кажется почти невозможным для обычного человека, — говорит Деллис. – Эта способность скрыта в каждом из нас".

Автор фото, Thinkstock

С помощью давно известных трюков и упражнений можно довольно быстро натренировать свою память

Несколько лет назад, когда Деллис только начал тренировать мозг, ему требовалось 20 минут, чтобы запомнить порядок карт в колоде. Сегодня он способен сохранить в памяти все 52 карты менее чем за 30 секунд, другими словами он запоминает их за время одной раздачи. Деллис тренировался считать карты по пять часов день, когда готовился отстоять свой титул на чемпионате США 29 марта 2015 года.

Подобно другим чемпионам соревнований по запоминанию Деллис полагается на проверенные временем способы. Один из популярных трюков заключается в том, чтобы построить своего рода "дворец памяти". Как объясняет Деллис, он воочию представляет себе некое жилье, хорошо ему знакомое, например, дом, в котором он жил ребенком. Он переводит элементы, которые ему нужно запомнить, в зрительные образы, после чего размещает их на столе у двери, затем на кухонном столе и так далее. "Вы перемещаетесь по этому пространству в своем воображении, берете те образы, которые вы там разложили, и снова переводите их в те элементы, которые вы запомнили", — рассказывает Деллис.

Читайте так же:
Для чего нужна пыльца? Фото и видео

Декламаторы числа пи часто пользуются "дворцом памяти" или другими похожими приемами. Например, они переводят большие объемы цифр в цепочки слов, образующие определенное повествование, напоминающие подсказки для угадывания слов в кроссвордах.

Включить внутреннего саванта

Широкомасштабный успех таких методик тренировки памяти дает основания полагать, что каждый может стать феноменом, если настроится на достижение такой цели. Но можно ли достичь тех же результатов без большого объема черновой работы? Именно эту цель ставит перед собой Аллен Снайдер, директор Центра по изучению разума при Университете Сиднея, Австралия. Он проповедует довольно спорную теорию о том, что каждый из нас носит в себе "внутреннего саванта", которого можно "включить" с помощью "правильных" технологий.

Если верить Снайдеру, разум нормального человека по большей части оперирует скорее на уровне концептуального мышления, чем дает себе труд озаботиться мириадами деталей низшего порядка. "Мы осознаем целое, а не те части, которые его составляют", — говорит он.

Автор фото, Thinkstock

Узелок на память — это, конечно, бывает удобно. А если нужно завязать сто узелков?

В качестве моментальной демонстрации нашей "встроенной" системы умственного программирования концепций, Снайдер произвел такой опыт со своими коллегами. Он поставил им задачу запомнить длинный список необходимых покупок, в котором фигурировали такие предметы, как рулевое колесо, дворники, фары и т.д. и т.п. "Людям никак не удавалось запомнить список, просто кошмар", — рассказывает Снайдер. Каждый из них утверждал, что он говорил: "автомашина", хотя на самом деле это слово не произносилось. "Они собрали из частей целое", — подводит логический итог Снайдер.

Вполне вероятно, что эволюция заточила наш мозг, чтобы он работал именно так. Например, вместо того, чтобы забивать себе голову тем, как выглядит каждая черточка на морде льва, вроде оттенка той или иной шерстинки, наш мозг мгновенно догадывается — бум! это хищник!, — и реагировать на это озарение нужно не мешкая.

Другими словами, большинство данных от наших органов чувств передается в мозг, не доходя до уровня анализа и осмысления. У савантов такое концептуальное мышление высокого уровня не включается, что обеспечивает им "привилегированный доступ" буквально к безбрежному морю деталей. Запоминая список предстоящих покупок, они зафиксируют в своем мозгу все запчасти по отдельности, не сводя их в единую концепцию — автомобиль.

Случаи приобретенного синдрома саванта, как это было у Орландо Серрелла, который, будучи ребенком, получил удар бейсбольным мячом по голове, подтолкнули Снайдера к поискам физиологических основ такого явления. Кандидатом в подозреваемые оказалась левая височная доля, т.е. тот отдел мозга, который расположен у нас над левым ухом. Исследователи обратили внимание на ее дисфункцию у людей с аутизмом, синдромом саванта, а также у тех, кто страдает старческим слабоумием. Эта дисфункция нередко сопровождается проявлением вновь открывшихся художественных и музыкальных способностей. (Этот отдел находится именно в том месте, в котором Серреллу была в детстве нанесена травма).

Снайдер деликатно подавлял нейронную активность в этом участке мозга волонтеров-участников его экспериментов с помощью медицинского прибора, который он окрестил "мыслительным колпаком", генерирующим магнитные поля. Интригует то, что, как он утверждает, эти люди временно демонстрировали улучшение навыков рисования, проверки текстов на предмет ошибок, а также счета в уме.

Основные механизмы памяти

Человеческий мозг еще никто не смог изучить на 100%, и о том, как устроена наша память, ученые тоже знают не все. Но те знания, которые уже подтверждены многими исследованиями, дают нам возможность управлять памятью и определять, при каких условиях она работает лучше всего у каждого человека.

Читайте так же:
Как делают красную икру

Память — это психический процесс познания с определенными характеристиками:

  • Объем памяти — то, сколько единиц информации может вместить наш мозг.
  • Быстрота запоминания и воспроизведения — то, как человек использует имеющуюся в голове информацию. Как быстро он вспоминает необходимое в какой-либо ситуации.
  • Точность воспроизведения — то, насколько верно наш мозг воспроизводит информацию (вспомнить содержание книги, ответ на экзаменационный билет и так далее).
  • Длительность хранения — насколько долго мы можем удерживать необходимую информацию в голове. Большинству из нас знакомо это чувство: через пару дней после сдачи экзаменов мы уже не можем вспомнить почти ничего из подготовки к ним.

Виды памяти можно классифицировать по нескольким параметрам.

1 — По органам чувств

Зрительная. Примерно у 60% людей зрение — главный способ получения и запоминания информации. Многие из нас лучше воспринимают все глазами (смотрим, читаем).

Звуковая. Аудиалы отлично воспринимают все на слух, именно им очень легко заполнить что-то новое из подкастов и аудиолекций.

Сенсорная (тактильная). Это память тела. Можно прикоснуться к какой-либо вещи и вспомнить, при каких обстоятельствах уже касался ее когда-то. Люди-кинестетики не любят музеи за невозможность прикоснуться к вещам в них.

Обонятельная. Помните ощущение: слышишь знакомый запах из детства и вдруг как будто переносишься в то время, вспоминаешь все подробности момента. Память на запахи — одна из самых мощных.

Вкусовая. Обладатели хорошей памяти на вкусы могут, попробовав блюдо в ресторане, точно определить, какие специи были использованы.

Эмоциональная. Это память о событиях, явлениях, впечатлениях, имевших яркую эмоциональную окраску. Какие-то моменты жизни мы неосознанно запоминаем навсегда, это не требует осознанных усилий, а запоминается при этом в мельчайших деталях. Считается, что чем чувствительнее человек, тем лучше у него эмоциональная память.

2 — По длительности хранения

Мгновенная: мы видим/слышим/чувствуем что-то, это остается с нами на несколько мгновений и пропадает.

Кратковременная: как только мы что-то увидели/услышали/почувствовали, мы можем воспроизвести информацию об этом довольно подробно (например, запомнить продиктованный номер телефона или номер подъехавшего такси).

Долговременная: отвечает за практические вечное хранение информации в голове, не зависит от объема или способа запоминания, но зависит от того, пользуемся ли мы этой информацией хоть изредка.

3 — По цели запоминания

Непроизвольная: мы не прилагали усилий, чтобы что-то запомнить, но оно осталось в памяти. Согласитесь, иногда мы обнаруживаем, что помним что-то, что нам совсем не нужно.

Намеренная: мы приложили усилия, чтобы запомнить что-то, повторяли, ставили себе цель это запомнить. Это все те же ответы на экзаменационные билеты.

4 — По осознанности

Эксплицитная: мы вспоминаем что-либо намеренно, осознанно

Имплицитная: мы вспоминаем что-то или повторяем какое-то действие без усилия, неосознанно.

Основные процессы памяти

Запоминание

Всеми вышеперечисленными способами мы можем запечатлеть информацию в памяти. Намеренно и случайно. Есть мнение, что лучше всего нам запоминается то, что имеет для нас значение: все, что связано с нашими интересами, потребностями, чувствами. А важным подспорьем для запоминания новой информации безотносительно нашего интереса к ней является повторение. Это основной механизм запоминания.

Сохранение

В этом процессе мы активно перерабатываем, систематизируем, обобщаем информацию. Как правило, лучше в памяти сохраняются те данные, которые мы как следует осмыслили и поняли. Поэтому бездумная зубрежка реже имеет успех, чем вдумчивое чтение и анализ информации.

Воспроизведение, узнавание

Это то, как мы восстанавливаем в памяти прежде запечатленное. Узнавание отличается от воспроизведения тем, что происходит при повторном столкновении с информацией или с объектом. Воспроизведение же происходит без объекта — мы намеренно что-то вспоминаем.

Забывание

То, что есть в нашей памяти, со временем может из нее уйти, если мы не повторяем это, не пользуемся этими данными, не «достаем» их из памяти. Отлично забывается все, что нам неинтересно.

***
Наш мозг — самый мощный компьютер, его системы сложны, многогранны и во многом не познаны. Остается только восхищаться всеми свойствами памяти и тренировать ее… вместе со школой скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта IQ007!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию