100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как защищают Петербург от наводнений

После нас хоть потоп: Как работает дамба в Кронштадте The Village побывал в Кронштадте и узнал, отчего бывают наводнения, как Петербург защищают от потопов и почему город никогда не уйдёт под воду.

После нас хоть потоп: Как работает дамба в Кронштадте

Каждую осень жители Петербурга начинают нервозно поглядывать на полузатопленные спуски к воде из-за сообщений о приближающихся наводнениях. The Village решил разобраться, насколько серьёзна эта угроза, и отправился на Кронштадтскую дамбу, чтобы узнать, почему Петербургу не грозит судьба Крымска, откуда на комплексе защитных сооружений пауки и сколько времени необходимо, чтобы предотвратить потоп.

В XVIII веке горожане были уверены, что Нева выходит из берегов из-за дождей поздней осенью и из-за талого снега по весне. Но уже к знаменитому наводнению 1824 года учёные выяснили, что проблема в волнах, которые приходят в Финский залив из Северной Атлантики. Как защитить город, поняли только в середине XX века: тогда советские власти создали специализированный НИИ, который и стал заниматься всеми разработками.

Комплекс защитных сооружений

Сотни человек каждый день проезжают по скоростной магистрали, соединяющей Петербург с Кронштадтом и проходящей поверх городской дамбы. 24 километра насыпи из песка и камней, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения — объект государственной важности , похожий на декорацию из футуристического фильма. От масштаба и размеров захватывает дух.

В центральном водопропускном секторе под названием В-2 работают электрики и слесари: все механизмы активно проверяют с конца лета, готовясь к самому потопоопасному сезону.

Пока мы по узким лесенкам пробираемся к одному из затворов, который сдерживает сильные волны, сотрудники рассказывают про механизм работы. Тут всё действует автоматически: при необходимости затвор поднимается и опускается на специальных лебёдках, тягачах и стальных канатах, которые приходят в действие от нажатия пары кнопок на пультах управления. Все отдельные части дамбы контролируются через главный пульт. Но чтобы не вышло накладок в случае перебоев с питанием, на каждом участке работает свой небольшой центр управления, похожий на детскую игрушку с яркими кнопками. Около одного из таких стоит работник КЗС: «Хотите нажать что-нибудь? А нельзя-я-я».

Защита от наводнений

За год в Петербурге может случиться пять наводнений, а может — ни одного. Разумеется, к началу опасного периода дамба должна функционировать бесперебойно, для этого всё лето её проверяют и чинят.

/>

Высота нагонной волны, из-за которой случаются наводнения, никогда не превышала 4,5 м. Однако дамба выше уровня моря на 7,5. На всякий случай.

Из 23 км дамбы 2 км — дыры с подвижными затворами, которые нужны, чтобы вода курсировала между Невской губой и Финским заливом. В обычные дни затворы открыты, а при наводнении их экстренно закрывают. Это огромные металлические коробки, которые целиком уходят под воду в период бурь и штормов, а каждое лето их чистят от ила и ржавчины. Есть даже целая бригада, занимающаяся

проверкой и очисткой механизмов. Довольно громоздкие и сложные машины для подъёма затворов прячутся в вышках, стоящих по всей длине дамбы. Рядом с этими конструкциями в 1996 году снимали клип «Тучи» «Иванушки International». Для кинематографа здесь вообще довольно благодатная среда: открытая акватория и урбанистические пейзажи несколько лет притягивают сюда съёмочные группы, например, некоторые батальные сцены «Сталинграда» Бондарчука тоже снимали здесь.

Алексей Кузьмин

Пресс-секретарь «Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга
от наводнений»

Атлантику называют кухней погоды, именно в северных её заливах формируются наиболее мощные циклоны, которые и являются причиной наводнений в Петербурге. За 309 лет существования города здесь случилось 305 наводнений, 2 из которых были катастрофическими — в 1824 и 1924 годах. Сейчас подобное не грозит городу, дамба достаточно прочная и прорвать её при нынешнем климате не сможет ни одна волна в Финском заливе. К тому же дамба не только не помешала нормальному функционированию природных систем в Невской губе, но и в какой-то мере помогает им: во время наводнений много мусора и грязи вымывается из города, из-за чего засоряются берега и воды Финского залива. Теперь этого тоже не будет.

Судопропускные сооружения

На дамбе есть два сооружения для пропуска судов: одно используют ежедневно, второе является резервным — на случай военного положения или катаклизмов. Блок под кодовым названием С-1 представляет собой огромные ворота шириной в 200 метров. Именно они пропускают все суда, направляющиеся в Неву и выходящие в Финский залив. Под ними проходит подводный туннель для автомобилей — часть Кольцевой автодороги.

Читайте так же:
Панда это медведь? Описание, фото и видео

Второе судопропускное сооружение не открывали уже три года. При проектировании всей дамбы Министерство обороны настояло на строительстве подъёмного моста на случай военного положения в стране.

Экология

На всех перилах у водопропускных сооружений висит по несколько аккуратных, блестящих на солнце паутин. Как говорят сотрудники, наличие мошкары и пауков, ведущих на неё охоту, — показатель того, что дамба не вредит природе. Вопрос взаимодействия всего этого непростого механизма с окружающей средой вообще долгое время волновал горожан. Сейчас большинство экологов считают, что КЗС отлично вписался в экосистему и не представляет угрозы для природы. Долгое время говорили, что из-за дамбы пропадают многие виды рыб. Но, чтобы наудить корюшки, судака и даже лосося, необходимо не больше терпения, чем в любом другом месте, уверены работники и местные жители. Говорят, что лучше всего удится рыба в районе водопропускного сооружения № 5. «Электрики, — смеётся наш спутник, — душу дьяволу продать готовы, чтобы сюда на смену попасть».

Город на воде: Как очищают воду в Петербурге

Магистраль

Кроме того, что дамба защищает Петербург, она ещё и связала Кронштадт с большим берегом. На магистрали местные жители даже устраивают гонки. Бывает, разгоняются до 150 км/ч, но пресекается это довольно быстро: за всем комплексом следит не одна сотня камер наблюдения. Однако многие кронштадтцы всё ещё не привыкли к такому новшеству, как трасса. Особенно самое старшее поколение, которое всю жизнь знало только два способа сообщения с большой землёй — паром или лодка.

Дамба, говорят её работники, будет служить городу не меньше нескольких сотен лет, а повторение 1824 года точно не грозит. «Тем более мы не в Крымске, — добавляет пресс-секретарь КЗС в ответ на вопрос о недавней трагедии, — там вода сошла с гор, а у нас проблема в нагонных волнах из Атлантики».

Мой Питер. Защита от наводнений

. Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури.
И спорить стало ей невмочь.
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

А.С. Пушкин "Медный всадник".

Петерург. Дамба

Вы наверняка слышали, как часто Петербург страдал от наводнений. Город пережил 323 наводнения. И, наконец, в 2011 году город смог спокойно вздохнуть. То, что часто называют просто Дамбой, на самом деле является великолепным результатом труда и инженерной мысли и верно его называть Комплексом защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Сегодня мы проведем вам экскурсию по этому чуду инженерной мысли.

22 километра дамб, мостов и гидротехнических сооружений отсекают Петербург от моря и можно воочию наблюдать морскую границу города.

Петербург. Дамба

Петербург. Дамба

Комплекс проходит через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт.

Итак, комплекс состоит из дамб, 6 водопропусных сооружений (отмечены буквами В), позволяющих Финскому заливу и Невской губе обмениваться водой, двух судопропускных сооружений (отмечены бквами С) и шестиполосной автомагистрали, проходящей по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Благодаря комплексу город получил возможность замкнуть кольцевую автодорогу.

Что же такое водопропусные сооружения? Плотины? Шлюзы? Как они работают и ухудшилась ли экологическая ситуация в регионе с постройкой комплекса?

Итак, вы видите самое нутро водозащиты — сегментные водозатворы. Вот эта огромная плита опускается на дно канала (а их несколько в каждом сооружении) и перекрывает путь воде.

Петербург. Дамба

Но когда створка поднята, вода совершенно беспрепятственно течет под ней, а вместе с водой рыбы и весь животный и растительный мир Финского залива, желающий перемещаться.

Читайте так же:
Внешние признаки диабета второго типа

Петербург. Дамба

Все водозащитные сооружения выглядят одинаково, а вот судопропускные разные. Одно, запасное, оснащено подъемным мостом, не разводным, а именно подъемным. Средний пролет моста может подниматься на 9 м вверх. А все подъемные механизмы спрятаны в опорах. Запирающий затвор находится под водой, даже ниже дна моря, и поднимается в случае необходимости. Ширина этого канала всего 110 м.

Петербург. Дамба

А вот основное судопропускное сооружение устроено совсем иначе! Чтобы и машины, и суда могли двигаться постоянно, не мешая друг другу, машины пустили под землей, в туннеле. А наверху главный судоходный канал имеет ширину 200 м.

Петербург. Дамба

И это судопропускное сооружение оснащено сегментными плавучими затворами-батопортами (батопорт дословно корабль-затвор). Эту картинку вы наверняка видели.

Петербург. Дамба

фото из открытых источников

А теперь посмотрим на батапорты вблизи. Они вызывают восхищение, конечно.

Петербург. Дамба

Когда нет наводнения, батопорт находится в сухом доке

Петербург. Дамба

В случае угрозы наводенине док наполняется водой и батопорт всплывает. Канал перекрывается за 45 минут.

Длинная часть батопорта крепится к шаровой опоре.

Петербург. Дамба

А это электропривод, двигающий батопорт.

Петербург. Дамба

Вот и судно, идущее по каналу.

Петербург. Дамба

Теперь петербуржцы могут спать спокойно. Знаменательно, что строительство сооружения шло более 30 лет. И за эти 30 лет не было ни одной значительной угрозы наводнения катастрафического масштаба. Комплекс ввели в эксплуатацию в августе 2011 года, а уже в ноябре он спас город от наводнения, которое могло бы стать четвертой катастрофой в истории города.

Еще пара слов о тоннеле под первым судопропускным сооружением. Он не очень длинный по меркам Европы, меньше двух километров. Но зато один из самых технически оснащенных в мире. Чего там только нет из автоматики.

Вот пульт наблюдения диспетчеров тоннеля, даже здесь не экраны, а современные проекторы используются, как и умные камеры, которые любое проишествие в туннеле, вроде выкинутого из окна мусора, сразу фиксируют и выводят на большой экран.

Петербург. Дамба

А скоро обещают, что в диспетчерской постоянно будет присутствовать сотрудник ГИБДД,

Кроме технического великолепия, стоит отметить, что внешний вид комплекса выдержан и радует глаз. Никакие технические сооружения, здания обслуживания и другие некрасивости не торчат и не портят панораму. Только на водопропускных сооружениях стоят специальные светоотражающие башни.

фото из открытых источников

Будете в Петербурге, обязательно прокатитесь по нашей дамбе, например, если поедете в Кронштадт. Виды потрясающие. И вода в Финском заливе и Невской губе часто разного цвета.

Петербург. Дамба

29.09.14,
Наталья Очева,
Санкт Петербург,
фото автора, кроме схем и если не указано иное.

Как защищают Петербург от наводнений

Т.н. в просторечии «Дамба» является на самом деле целым комплексом сооружений, состоящем из одиннадцати участков собственно дамбы, шести водопропускных сооружений, двух судопропускных сооружений, под одним из которых проложен автомобильный тоннель. Начато строительство комплекса с 1979 года. С 2011 он введен в строй и с тех пор несколько раз срабатывал во время сильных западных ветров.
В тему очередного вчерашнего «закрытия дамбы» показываю как выглядел комплекс летом 2012 года.

Общая схема КЗС:

Судопропускные сооружения

Начну с судопропускного сооружения СПС-2. Оно расположено к северу от острова Котлин и является вспомогательным. Большие суда по нему не ходят.

Вот судоходный канал шириной 110 метров и глубиной 7 метров. Обычно здесь никто не плавает. Но если возникла какая-то неисправность с основным каналом, то при необходимости сюда можно напрвить корабли, да к тому же еще и поднять мост на высоту 25 метров вместо нынешних 16-ти. Подъем пролета СПС-2 для пропуска высоких судов — это единственная ситуация в работе КЗС, при которой разрывается движение по кольцевой автомобильной дороге:

Сооружение это называется судопропускным, поскольку может пропускать суда, а может и не пропускать. Вот эта конструкция имеет на дне канала бетонный паз с затвором. Затвор при необходимости поднимается, перегораживая путь нагонной волне из Балтики, ну и, как следствие, всем судам тоже:

Картинка, на которой показан поднятый затвор:

А так это сооружение выглядит с обратной стороны:

Основной же Морской судоходный канал проходит через СПС-1, расположенное к югу от острова Котлин:

Читайте так же:
Лук репчатый, полезные свойства лука

Здесь есть такие крутые механизмы, как гигантские поворотные створы, перегораживающие путь воде:

Вот эта огромная штука над головой — рама створа:

Один конец затвора закреплен на шарнире:

А второй конец держит батопорт — плавучую створку:

Сейчас батопорт мирно покоится на своём месте:

При необходимости же перекрыть канал, вот эти шлюзы откроются:

И доковая камера, в которой находится батопорт, заполнится водой, отчего батопорт всплывёт:

Всплывший за счет полого батопорта затвор можно будет вытолкнуть в канал при помощи толкателя:

В качестве привода используется специальный локомотив:

По этим кабелям в створ поступает электричество, позволяя специальным механизмам либо заполнить водой батопорт, чтобы уложить затвор на дно, преградив воде путь. Либо наоброт — выкачать воду, чтобы батопорт всплыл, а завтор можно было водрузить на место:

Вид из-под рамы от шарнира в сторону батопорта:

А вот сам главный Морской канал шириной 200 метров и глубиной 16 метров. К сожалению, за то время, пока я тут был, ни одного крупного судна через него не проследовало, хотя по статистике тут проходит по одному крупному кораблю каждые 15 минут. На том берегу виднеется точно такой же затвор:

Водопропускные сооружения

Два судоходных канала имеют общую ширину около 300 метров. Если всё остальное пространство КЗС представляло бы собой обычную дамбу, то вода в Невской губе застаивалась бы и постепенно превращалась в болото (что уже начало частично происходить, пока отрезок между Кронштадтом и Горской представлял собой просто насыпную дамбу).

Чтобы Маркизова лужа не превратилась в Маркизово болото, на комплексе построили шесть водопропускных сооружений общей протяженностью 1800 метров. Вот эти участки КЗС с пилонами — это они и есть:

Когда вы едете по такому участку дороги, то вы едете не по дамбе, а фактически по мосту. Каждое водопропускное сооружение имеет 10 либо 12 пролётов, через которые вода свободно проходит из Невской губы в Финский залив и обратно (в зависимости от направления ветра):

Если же дамбу нужно закрыть, то сверху в пролёт спускается многотонный затвор. Двигают им вот такие гидравлические механизмы, верхняя часть которых спрятана как раз в этих вот декоративных пилонах:

На сами затворы можно посмотреть на специальной площадке, где сгружаются экземпляры, отправляемые в ремонт. Высота у них разная, поскольку глубина залива везде разная, а вот ширина у всех по 24 метра:

В общем, сооружение весьма масштабное:

А чтобы выйти и вот так посмотреть на шлюзы изнутри, нужно пройти по длинному темноватому коридору, где всегда пахнет машинным маслом от гидроприводов с рабочим давлением до 140 атм.:

Тут же помещение с электронным оборудованием. Вот шкафы с силовой электроникой:

Состояние силовых выключателей:

Это, судя по всему, шкаф с центральным контроллером:

И прочая модульная автоматика. Всю аппаратную часть поставила фирма Siemens. Весь софт написан российскими программерами:

Тут же на рабочем месте оператора можно посмотреть, что делается в шлюзах:

А заодно — и что делается наверху:

Центральная диспетчерская

А вот в центральной диспетчерской монитора уже не два, а гораздо больше:

И вообще, это светлое и просторное помещение:

Тут экраны с видеокамер всего комплекса:

Если вы едете по КАД через Финский залив, помните — за вами следят:

Впрочем, за теми, кто следит за вами, тоже следят. Это видно по камерам на стенах помещения:

Инфо-центр

В том же помещении, где находится центральная диспетчерская, расположен информационный центр. Тут должен находиться местный музей, который в 2012 был совершенно в зачаточном состоянии, и не имел ничего, кроме нескольких плакатов с фотографиями строительства комплекса и схемой сооружений. Из экспонатов стоял только один макет, то ли земснаряда то ли еще чего-то (он пока не подписан):

Пока я был в инфоцентре, по главному судоходному каналу прошествовала яхта-катамаран:

Кольцевая автомобильная дорога

Как известно, дамба является частью Петербургской КАД и позволяет пересекать посуху Финский залив через Кронштадт:

Часть дороги проходит по тоннелю под судоходным каналом, чтобы проходящие суда и автомобильное движение не пересекались:

Читайте так же:
Боли, которые никогда нельзя игнорировать — распишем во всех подробностях

Впереди самое глубокое место — 24 метра под уровнем моря:

Ну а на наружных частях комплекса ограждения имеют вид декоративных решеток на гранитном основании, чтобы подчеркнуть, что КЗС — это еще и архитектурное сооружение, а не просто какая-то «дамба»:

Кто, как и почему защищает Санкт-Петербург от наводнений

Административно-техническое здание (АТЗ) на судопропускном сооружении С-1 ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

В 2021 году Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений празднует первый юбилей — десять лет со дня ввода в эксплуатацию. За это время список предотвращенных наводнений приблизился к трем десяткам.

Почему Петербургу часто угрожают наводнения

Ученые подсчитали, что за более чем 300-летнюю историю Санкт-Петербург сталкивался с наводнениями более 300 раз, то есть практически ежегодно. Все дело в его географическом положении. Санкт-Петербург заложен Петром I в восточной части Финского залива как место выхода России в Балтийское море. Город находится в устье одной из самых полноводных рек Европы — Невы. Здесь преобладают западные ветра. Но причина петербургских наводнений не речная вода, а Атлантические циклоны, которые, проходя над Балтийским морем, формируют нагонные волны. Это приводит к затоплению.

Самые известные наводнения в истории города

Об уровне самых сильных наводнений напоминают отметки на "шкале Нептуна", расположенной рядом с Синим мостом через реку Мойку. На нем есть засечки, обозначающие уровень воды во время самых сильных наводнений, произошедших в 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годах. Первое из них описано Пушкиным в "Медном всаднике". Вода тогда поднялась более чем на четыре метра, оставив после себя разрушенный город. Ровно сто лет спустя, в сентябре 1924-го, Ленинград вновь противостоял стихии: вода поднялась на 3,8 метра. Ущерб от этого наводнения составил 10% стоимости всех основных фондов городской промышленности.

Как защитититься от наводнений

Борис Дайтер отмечает: "Многие известные города мира страдают от наводнений. Причины грозных проявлений стихии разные. Основной тип наводнений — ливневый, происходящий от аномального количества выпадающих осадков. Но Санкт-Петербург — мишень для атлантических циклонов и нагонных волн. Эти же силы угрожают Лондону, Гамбургу, Роттердаму и другим европейским городам".

Батопорты судопропускного сооружения С-1 ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Опыт показал, что защитить территории от наводнений могут дамбы — специальные гидротехнические сооружения, имеющие вид насыпи или вала, которые ограждают населенные пункты от воды. Первые дамбы для защиты людей от разливов Нила строили еще в Древнем Египте.

Наиболее известные дамбы в мире — сооружения, возведенные в Нидерландах. Например, дамба Афслейтдейк (одна из 13 дамб, построенных в рамках проекта "Дельта") имеет длину 30 км.

Хроника строительства

В генеральный план развития Ленинграда 1966 года была включена Кольцевая автодорога, проходящая через Финский залив по рукотворным дамбам комплекса защитных сооружений (КЗС). В 1979 году было принято решение о начале строительства КЗС.

Судопропускное сооружение С-2 ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

В октябре 1980 года приступили к отсыпке первой дамбы с северного побережья Финского залива по направлению к Кронштадту. В 1981 году начали возводить водопропускные сооружения, которые призваны минимизировать влияние комплекса на гидрологический режим Финского залива. Три года спустя, в 1984-м, дамба соединила остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, с материком. Работы были выполнены на 65–70%, когда в 1990-е годы по экономическим и политическим причинам стройка встала.

В 2003 году по инициативе Владимира Путина строительство возобновили. Завершить стройку поручили Владимиру Когану, который возглавил организацию, выполняющую функцию заказчика-застройщика, — "Северо-Западную дирекцию Росстроя — Дирекцию комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений". Уже в 2006 году открыли автодорожный мост на судопропускном сооружении С-2, в 2008 году началось судоходство по новому руслу Кронштадтского корабельного фарватера, в 2009-м проведены первые полномасштабные испытания уникального плавучего затвора судопропускного сооружения С-1.

Затвор судопропускного сооружения С-1 ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

В строительстве КЗС участвовало около десяти тысяч работников, было задействовано 700 единиц строительной техники. Общий объем капиталовложений — 126,1 млрд рублей.

Строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений официально завершилось 12 августа 2011 года. В торжественной церемонии открытия КЗС принял участие Владимир Путин.

Уже в первый год удалось предотвратить масштабное бедствие. Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогнозировало 26 декабря 2011 года особо опасное наводнение с уровнем воды у Горного института +294 см. Комплекс защитных сооружений не пустил "высокую воду" в Санкт-Петербург. Ущерб для города только от этого наводнения, по примерным оценкам, мог составить порядка 25 млрд рублей.

Читайте так же:
Листья растений – коротко, фото и видео

Комплекс защитных сооружений сегодня — это:

  • 11 каменно-земляных дамб;
  • 6 водопропускных сооружений;
  • 2 судопропускных сооружения;
  • 7 автодорожных мостов;
  • 1 подводный автодорожный тоннель;
  • 2 транспортные развязки.

Общая длина КЗС — 25,4 км, длина по акватории — 22,2 км. С подобной схемой сооружений можно познакомиться на официальном сайте комплекса.

Дамбы состоят из песчаного грунта, горной массы и моренного суглинка. Боковые откосы укреплены скальными породами и щебнем. Ширина дамб в акватории достигает 160 м, высота насыпей — 6,5 м над уровнем моря.

Закрытый затвор судопропускного сооружения С-1 во время наводнения ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Водо- и судопропускные сооружения оснащены затворами различного типа. Как поясняет Борис Дайтер, все 66 затворов КЗС в обычных условиях постоянно открыты, обеспечивая свободный гидрологический режим в акватории Финского залива и беспрепятственное движение судов по морским каналам. Исключение — момент наводнения. В это время, перекрывая затворами судо- и водопропускные отверстия, КЗС обеспечивает защиту города от нагонной волны, образуя сплошную преграду на пути ее движения к Санкт-Петербургу.

Судопропускные сооружения КЗС обеспечивают доступ в Морской порт Санкт-Петербурга судов всех типов водоизмещением до 140 тысяч тонн. Под судопропускным каналом С-1 проложен автомобильный тоннель протяженностью около 2 км. Безопасность движения автомобильного транспорта по тоннелю обеспечивают 52 электронные системы, работающие в автоматическом режиме. По гребню дамб проходит шестиполосная автомагистраль — морской участок кольцевой автодороги А-118, который рассчитан на пропуск до 35 тысяч автомобилей в сутки.

Мост водопропускного сооружения ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Экологическая безопасность

В открытом состоянии фронт движения воды через водопропускные сооружения в 1,5 раза больше, чем устье Невы. За счет этого обеспечивается необходимый выход воды из реки в Балтийское море, исключается образование застойных зон и одновременно создаются условия для жизни растений и морской фауны.

Чтобы избежать попадания в воду песка, грязи и горюче-смазочных материалов от автомобилей, по обеим сторонам дороги устроены специальные водоотводные лотки протяженностью свыше 50 км. Загрязненный сток с автодороги направляется в 40 локальных очистных сооружений. За десять лет эксплуатации КЗС через очистные сооружения прошло около 3 млн кубометров воды с проезжей части. Это примерный объем Нижнего Большого Суздальского озера в Санкт-Петербурге. В итоге в Финский залив поступает только очищенная вода.

Орнитофауна на прилегающих территориях КЗС ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Интересные факты

  • За десять лет эксплуатации комплекса удалось предотвратить 26 морских наводнений, в том числе 12 особо опасных с прогнозом подъема уровня воды в устье Невы выше 211 см Балтийской системы высот (отсчет ведется от нуля Кронштадтского футштока) и 14 опасных — от 161 до 210 см БСВ.
  • Общий предотвращенный потенциальный ущерб составил более 120 млрд рублей, что подтверждает высокую эффективность эксплуатации КЗС и быструю окупаемость сооружений защиты.
  • Самое длительное закрытие Комплекса защитных сооружений для предотвращения угрозы наводнения было проведено с 6 на 7 декабря 2015 года и составило 41 час.
  • Максимальная скорость северо-западного ветра — 32 м/с — зафиксирована на КЗС во время предотвращения наводнения 10 сентября 2020 года. Это на 8 м/с больше проектных расчетов.
  • В результате нагонного наводнения 9 марта 2019 года зафиксировано редкое явление: навалы льда на финскую сторону дамбы Д-3. На участке около тысячи метров выросла стена из ледяных глыб шириной 18–20 м и высотой до 11,4 м, что сравнимо с высотой трехэтажного дома. Объем льда в навале составил примерно 160 тысяч кубометров.

Ледяные навалы на каменно-земляных дамбах. ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

  • За десять лет КЗС стал не просто "рубежом обороны" города от наводнений, но и важной частью его ландшафта. Это морская граница и морские ворота Санкт-Петербурга. Здесь проводились съемки таких сериалов, как "Морские дьяволы", "Судьи и судьбы", полнометражных фильмов "Маруся фореva!", "Номер один" и многих других. Клипы RSAC x ELLA "NBA (Не мешай)", группы "Отпетые мошенники" "Люби меня, люби " и "Иванушек Int." "Тучи" тоже снимались на знаменитой дамбе.

С ежедневными событиями и важными мероприятиями Комплекса можно ознакомиться на странице КЗС в "Инстаграме".

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию