Как заправляют самолёты или где керосина достать ?
Чем заправляют самолеты?
Большинство пассажирских самолетов заправляют реактивным топливом. Каждая модель самолета рассчитывается на определенный вид горючего, использование которого обеспечат максимальные показатели. Также есть допустимые аналоги, при котором двигатели не теряют своих характеристик.
Виды авиатоплива
Топливо для самолетов бывает 2 видов:
- Авиабензин для самолетов с поршневыми двигателями, а также для обслуживания деталей в качестве растворителя.
- Авиакеросин. Применим для реактивных двигателей. Это дизельное топливо после глубокой переработки.
Керосин также отличается подвидами, в зависимости от условий использования.
Авиакеросин для пассажирских самолетов
Для пассажирских лайнеров используется в основном керосин для дозвуковой авиации. К таким относятся марки Т-1 и Т-2. Это топливо с мелкими бензиновыми фракциями, чем больше их процент, тем меньше практический потолок высоты самолета. Т-1 с меньшим содержанием фракций является весьма стабильным горючим, которое соответствует нормам международных полетов.
Авиакеросин для военных самолетов
Для дозвуковой авиации и сверхзвуковой, керосин будет разный. Для военных самолетов, выходящих за скорость звука, существует более тяжелое топливо – Т-6 и Т-8В. Это более тяжелые виды, поскольку в реактивных двигателях на высоких скоростях топливо быстро испаряться.
Сколько топлива нужно для заправки?
Расход топлива является, чуть ли не основным параметром воздушного судна. Ведь чем меньше топлива расходуется, тем меньше затрат на обслуживание самолета приходится компании.
Количество горючего на борту напрямую зависит от параметров полета и типа самолета. На близкое расстояние топливо скорей всего сильно сэкономят.
Также немаловажен маршрут полета, наличие промежуточных пунктов посадки. Учитываются даже погодные условия на маршрутом пути.
Рассчитать точное количество топлива, которое требуется для заправки лайнера, очень сложно. Это число редко совпадает с тем, что указано в технических характеристиках. Однако примерно посчитать эту цифру все-таки можно.
На определенный рейс, самолет заправят учитывая:
- Топливо необходимое для преодоления расстояния до аэропорта назначении.
- Топливо для полета от аэропорта назначение до запасного аэродрома.
- Горючее для ожидания посадки в течение 30 минут на малой высоте.
- Надбавка 5% на непредвиденные обстоятельства.
Видео как заправляют самолеты:
Сколько же стоит заправить самолет на один рейс? За пример возьмем стоимость тонны керосина в аэропорту Домодедово – примерно 47 300 рублей за тонну с учетом НДС. Для примерного расчета будем опираться на эту цену.
Расход топлива на самолетах марки Боингах 737-300 указан как 25,5 г. на пассажира за 1 км.
Возьмем для примера рейс Москва – Санкт-Петербург. Расстояние перелета в данном случае будет равно 633 км. Путем умножения, получаем расход на пассажира = 16,14 кг., а учитывая цену керосина в аэропорту Домодедово, это 763,5 рубля. Средняя вместимость лайнера 737 – 150 человек, соответственно заправить его обойдется в 114 523 руб. Эта цифра, естественно не окончательный расход. Учитывая вышеописанные условия, она может увеличиться до 150 000 ₽.
Сколько стоит заправить Боинг 747?
Рассмотрим один из самых больших лайнеров современности Боинг 747. Несмотря на свои гигантские размеры и большую стоимость, самолет может похвастать своей высокой экономичностью. Потребляет он для модели 100 – 32г. на пассажира за километр, а серии 300 – 22,4 г. Часовой расход горючего – 14 500 км., то есть на полет Москва-Санкт-Петербург чисто гипотетически будет потрачено около 700 000₽. Тем не менее самолет очень популярен и состоит в большинстве ведущих компаний мира.
Как заправляют самолеты
Заправка очень важный процесс при обслуживании летной техники.
Заправка бывает двух видов:
- дозаправка в воздухе (военных самолетов);
- полная заправка в аэропорту.
Каждый из видов по своему сложен. Рассмотрим их по порядку.
Дозаправка в воздухе
Это один из самых сложных и, в то же время зрелищных элементов полетов военной техники. Именно в России более 100 лет назад была придумана воздушная заправка. Не всегда она была такой, как мы ее видим сейчас. Существовали уникальные методы, в частности у бомбардировщиков Ту-16, когда самолеты заправлялись «крыло в крыло». И по сей день, наша военная авиация является передовой в технике заправок в воздухе. К сожалению, этот процесс не так просто увидеть обычным зрителям. Все потому, что попросту опасен ввиду чрезвычайного сближения самолетов (примерно на 20 метров).
Смотрите видео как заправляют бомбардировщик Стелс:
Видео как заправляют Су-24:В данный момент многие типы самолетов военной авиации ВКС России обладают возможностью заправиться в воздухе.
- Истребители — Су-27, Миг-31,Миг-29;
- Штурмовики – Су-24М;
- Бомбардировщики – Ту-95, Ту-160.
Заправщиком в основном сейчас выступает модернизированный Ил-78М.
Чтобы заправить в воздухе истребитель потребуется 6 минут, тяжелый бомбардировщик – 20 минут, танкер – 45 минут.
Смотрите видео подборку неудачных дозаправок в воздухе:
Заправка в аэропортах
В аэропорт топливо попадает двумя путями:
- Железнодорожным путем попадает топливо в цистернах, из которых при тщательном контроле всех параметров содержимое перекачивается в специальные резервуары. Рядом, по нормам всегда должны находиться подземные отсеки с водой, который в экстренном случае будут использованы для тушения горючего. На цистернах находятся специальные приборы, которые показывают все параметры топлива. Для перегонки используются мощные насосы.
- Трубопровод. Этот путь включает в себя доставку по трубам горючего с ближайшего нефтеперерабатывающего узла. На территории аэропорта находятся приборы учета качества топлива, которое проверяется по 12 основным параметрам. После анализа материала, происходит перегонка в центральный заправочный комплекс.
Процесс заправки лайнера может осуществляться двумя способами: через топливо заправщик или специальные колонки, расположенные по всей территории.
В среднем, скорость заправки через топливо заправщик будет составлять около 40 минут – это регламентировано максимальной скоростью подачи топлива по международным стандартам. На всех стадиях заправки строго соблюдается техника безопасности.
В заключении отметим, что процесс заправки очень важен для современных полетов, как гражданских, так и военных. Эта весьма сложная и опасная процедура. В ней много особенностей, исходя из условий применения и типов самолетов.
Гражданские самолеты в большинстве случаев потребляют огромное количество топлива, однако в пересчет на одного пассажира – это приемлемая цифра. Многие производители модифицируют самолет, чтобы повысить ее экономичность и, следовательно, уменьшить расходы на обслуживание. Современное высококачественное авиационное топливо поставляется во все крупные аэропорты, где происходит дозаправка лайнеров. А дозаправка в воздухе – одно из самых захватывающих зрелищ для зрителей и ответственных процедур для военных летчиков. Главным фактором остается одно – соблюдение техники безопасности.
Как заправляют самолеты
А знаете ли вы, как заправляют самолеты, на которых мы летаем?
- железнодорожным транспортом. Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);
- по кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.
3. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч кубических метров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка — она служит для приема и выдачи авиатоплива.
4. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.
5. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.
6. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.
7. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.
8. Далее следует процедура контроля качества. Хотя, на самом деле контроль качества осуществляет на всем пути производства, что называется — от скважины до бака. В ТЗК процедура происходит следующим образом: через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.
9. Сначала происходит визуальный контроль — керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.
[inpage]
10. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т). ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.
11. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд. Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды — три синих пятна.
12. Всё чисто, пора заправлять самолёт!
13. Во Внуково «Роснефть» заправляет многие авиакомпании.
14. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747.
15. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.
17. Это новый заправщик — за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.
18. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс…
19. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой. Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.
20. Заправочный модуль топливозаправщика.
21. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241 140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.
22. Дальность с максимальной нагрузкой — 14 200 км. Почти до Мельбурна (14 400), Буэнос-Айреса 13 500, Сантьяго (Чили) 14 100. Практически весь мир — за исключением западного берега Австралии.
23. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.
24. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще «кормят» самолеты.
25. Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.
26. Что самое интересное — информация о том, сколько топлива в какой самолет залить, теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.
27. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.
28. А работнику остается только контролировать показания датчиков.
29. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.
30. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы — фильтры нужно менять.
Fresher
Многие из нас летали самолетами. Кто-то обращал внимание на заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь этот очень интересный и сложный. Фотографии и текст loris.brand Меня пригласили посетить заправочный комплекс московского аэропорта Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) — обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов с учетом требований международных стандартов.
Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services — на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже). Сливная эстакада для приема топлива — именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге:
Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это
5000 куб.м. авиационного топлива. Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30. Куда же сливают топливо? У предприятия Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 куб.м. соответственно. Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров:
Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services:
Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый — входной контроль. При приеме каждой партии забираются пробы для идентификации поступившего продукта. В среднем, это 3 литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба:
Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Здесь проходят исследование не только авиатоплива, но и спец.жидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС:
Входная проверка — не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль — приемный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав.
После проверки на топливо выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку самолетов.
Как авиакеросин попадает в топливные баки самолета? Для этого в аэропорту используется специальная техника. Топливозаправщики:
Еще есть заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы. На ряде мест стоянок самолетов в Домодедово выведены колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат. В аэропорту топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40. Для поддержания постоянного давления в системе работает насосная станция:
В насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива
Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к Центральной заправке самолетов и производят заправку воздушных судов:
Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 куб.м., обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире пассажирский авиалайнер — Airbus А380:
В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа Airbus А319 и А320 «в крыло» без применения дополнительных приспособлений:
Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков:
При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления:
Небольшое отступление. Заправить воздушное судно — не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора — заправка прекращается:
В рамках проекта «Технологии будущего Домодедово» проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива. Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и хранимого топлива. Пример на резервуаре — слева:
На топливозаправщике:
В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по заправке топливом — Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения:
Вот так заправляют самолеты. Путь топлива до воздушного судна сложный и непростой. Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе авиатопливозаправки.
Топливо больших скоростей: как заправляют пассажирские лайнеры
За последние полвека пассажирские лайнеры внешне почти не изменились. Но это постоянство обманчиво. На самом деле прогресс в гражданской авиации шел высокими темпами, обеспечивая большую безопасность, экономичность и экологичность пассажирских перевозок. Причем он касался не только самих самолетов: он привнес новейшие технологии в работу наземных служб. В частности, в систему обеспечения лайнеров топливом.
Доставкой, хранением и распределением авиакеросина в аэропортах России занимаются специализированные компании, входящие в состав ведущих отечественных нефтяных корпораций. Например, в московском аэропорту Шереметьево им. А. С. Пушкина — крупнейшем авиахабе нашей страны — работает компания «Роснефть-Аэро» (дочернее предприятие ПАО «НК «Роснефть»»). Давайте посмотрим, как заправляют самолеты, и получим ответы на самые интересные вопросы.
Чистота превыше всего
Для начала немного цифр. Топливозаправочный комплекс «Шереметьево», которым управляет «Роснефть-Аэро», ежегодно поставляет авиакомпаниям более миллиона тонн топлива. Это превышает аналогичный показатель таких крупных аэропортов Германии, как, например, Berlin-Tegel, Berlin-Schönefeld и Düsseldorf International, вместе взятых.
Качество керосина, поступающего с заводов, сомнений не вызывает. Однако длительная транспортировка имеет свою цену: в керосин могут попасть мелкие механические примеси из труб или железнодорожных цистерн. Другой враг топлива — вода. Жидкие углеводороды гигроскопичны и постоянно «подсасывают» в себя водяной пар из воздуха. Именно поэтому при перекачке в аэродромные резервуары топливо первым делом фильтруют и обезвоживают. Авиатопливо, проходя путь от трубопровода или ж/д цистерны до «крыла», подвергается многократной фильтрации. В ТЗК «Шереметьево» предусмотрено как минимум шесть ступеней фильтрации с повышением тонкости фильтрации от 15 до 1 микрона. При заправке воздушного судна топливо проходит финальное обезвоживание и фильтрацию в 1 микрон — это в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса. Применение разной степени фильтрации, повышающейся постепенно, позволяет более эффективно подготовить и очистить топливо. Качество керосина также контролируют на всех этапах работы: в структуру ТЗК «Шереметьево» входит лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, часть которого для России уникальна. Это, например, анализатор термоокислительной стабильности топлива в динамических условиях. Одна из особенностей анализатора — прибор в реальном времени имитирует работу топливной системы воздушного судна. Если говорить о лаборатории, то ежегодно в ней проводят 4500 операций по контролю качества авиатоплива. Каждый анализ включает в себя до 15 испытаний по показателям качества.
Цистерна и диспенсер
Резервуарный парк ТЗК «Шереметьево» обладает впечатляющими параметрами. Общий объем резервуаров составляет 55 тыс. м 3 . Аналогичное количество топлива могло бы содержаться в бассейне размером с Красную площадь и глубиной 2,5 м. Отфильтрованное, обезвоженное, помещенное в резервуар и снова отфильтрованное и обезвоженное топливо — куда оно идет дальше? Тут есть два варианта. Первый — классический. Из резервуара керосин перекачивают в цистерну автотопливозаправщика, автомобиль выезжает на летное поле, останавливается рядом с самолетом, а далее (снова через систему фильтров) топливо заливается, как говорят авиаторы, «в крыло». Тут стоит пояснить, что в профессиональной терминологии не принято говорить «крылья», есть понятие «крыло» — единый элемент планера. Крыло состоит из правой и левой консолей, внутри которых (а также в центроплане) расположены емкости для топлива.
А теперь второй вариант. Многие из нас, коротая время в ожидании посадки, наблюдали сквозь стеклянные стены терминала, как происходит заправка лайнера. И частенько мы видели, что вместо автотопливозаправщика самолет заправляет маленький автомобиль, внутри которого явно нет места для нужных в полете тонн топлива. Такая машина называется диспенсером, и керосина в ней действительно нет. Обходиться при заправке без тяжелых цистерн в Шереметьево позволяет созданная «Роснефть-Аэро» система централизованной заправки самолетов (далее — гидрантная система), а работает она так: из резервуара топливо поступает в насосно-фильтрационную станцию, а оттуда уходит в сеть топливопроводов, расположенных под летным полем. На перроне машина-диспенсер одним рукавом подключается к гидранту (через специальный гидрантный колодец — таких в Шереметьево 185), а другим соединяется с приемным штуцером топливного бака самолета. Протекающее между топливопроводом и крылом авиалайнера топливо вновь дополнительно фильтруется внутри диспенсера. Это самая большая гидрантная система в России — общая протяженность трубопроводов составляет 25 км. В чем же разница между двумя вариантами заправки? Главное преимущество — время! Производственный парк «Роснефть-Аэро» в Шереметьево насчитывает 30 диспенсеров.
Бизнес
Вернемся к наблюдениям скучающего пассажира за летным полем. К «рукаву» подкатывает среднемагистральный самолет. Он высаживает пассажиров, затем на борт поднимается бригада уборщиков, параллельно загружается багаж и бортпитание, идет заправка топливом. На земле самолет проводит около часа, а затем улетает в новый рейс. Но каждую минуту, пока лайнер стоит на земле, он тратит деньги, а не зарабатывает их. А ведь бизнес авиакомпаний не связан со сверхприбылями — там выигрыш рубля или цента значит очень много. И если можно сократить хоть на пару десятков минут время самолета на земле, это даст компании серьезную выгоду. Гидрантная система позволяет заправить самолет максимально быстро и столь же быстро переместиться к следующему. Если сравнить процесс заправки через диспенсер и топливозаправщик, то в случае с топливозаправщиком для заправки существенного объема понадобится несколько цистерн, значит, будет затрачено время на подъезд, подключение первой, потом второй машины.
Для диспенсера таких проблем не существует: он в один момент отмеряет и выкачивает из трубопровода любое необходимое количество топлива. Например, Airbus A321 гидрантная система может заправить до полного бака всего за 15 минут. Для заправки широкофюзеляжного самолета типа Boeing 777 или A330 в объеме около 100 тонн обычно требуется около 60 минут, при этом время заправки можно еще сократить, так как при условии наличия технической возможности у воздушного судна заправку могут выполнять два диспенсера одновременно. Содержание небольшого диспенсера обходится приблизительно на 30% дешевле, чем техобслуживание тяжелой автоцистерны. Также при заправке через ЦЗС не нужно перекачивать керосин из резервуара в автоцистерну, а затем из автотопливозаправщика «в крыло» — и это упрощает контроль качества топлива.
Два метода заправки самолета. Первый — с помощью автотопливозаправщика с цистерной керосина (первое фото снизу). Второй — с помощью диспенсера, забирающего топливо из скрытого под летным полем трубопровода гидрантной системы (второе фото внизу).
В России и в мире
Топливо загружают в самолет, рассчитывая его количество по специальной формуле. Керосина должно хватить на полет из точки А в точку Б плюс квоты на руление, непредвиденное отклонение от маршрута, полет в зонах ожидания и т. д. Пассажирские перевозки не та сфера экономики, где можно отказаться от резервирования, сделанного ради безопасности.
Шереметьево — один из флагманских аэропортов России, и на его примере легко продемонстрировать, как внедряют современные инновации в сфере заправки авиатопливом. Однако деятельность компании «Роснефть-Аэро» выходит далеко за географические рамки столицы. По сути на сегодня это глобальный игрок, обеспечивающий поставку авиационного керосина в разных воздушных гаванях страны и мира. Компания осуществляет заправку «в крыло» в 44 российских и зарубежных аэропортах. Общий объем поставленного топлива за рубежом в 2019 году составил 480 тысяч тонн. Клиентами «Роснефть-Аэро» за рубежом являются свыше 30 авиакомпаний, в том числе лидеры российского авиарынка — «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», а также ведущие иностранные авиаперевозчики — Lufthansa, Air France, Singapore Airlines, British Airways, China Southern Airlines и др. «Роснефть-Аэро» работает в аэропортах Германии, Китая, Испании, ОАЭ, активно модернизирует топливозаправочную инфраструктуру в городах России. Например, в 2019 году стартовал проект строительства современного топливозаправочного комплекса в Пулково, международном аэропорту Санкт-Петербурга, который предусматривает использование гидрантной системы, аналогичной той, что работает в Шереметьево.