100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как заправляют самолеты

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

Многие из нас летали самолетами не только широко известного авиаперевозчика, но и другими авиакомпаниями. Кто-то м.б. обращал внимание на заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь очень интересный и многоемкий.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

Под катом рассказ в картинках.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

02. Как принято говорить «мне удалось попасть», а на самом деле меня пригласили посетить топливозаправочный комплекс московского аэропорта Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) — обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов кондиционными горюче-смазочными материалами с учетом требований международных стандартов.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

03. Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services — на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже). Сливная эстакада для приема топлива – именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге.

04. Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это

5000 м3 авиационного топлива.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

05. Куда же сливают топливо? У Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 м3 соответственно.

Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

06. Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

07. Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый — входной контроль. При приеме каждой партии, забираются пробы, для идентификации поступившего продукта из средства транспортировки. В среднем это три литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

08. Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Лаборатория оснащена новейшим оборудованием, часть которого закупалась Домодедово впервые среди аэропортов России и СНГ. Некоторые приборы компании-производители оборудования специально устанавливали в лабораторию на апробацию. А после испытаний это оборудование приобреталось для лаборатории.
В лаборатории проходят исследование не только авиатоплива, но и спецжидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

09. Входная проверка — не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль — приёмный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

10. кинематическая вязкость, кислотность, температура вспышки в закрытом тигле.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

11.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

12. содержание водорастворимых кислот и щелочей, взаимодействие с водой, концентрация фактических смол…

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

13. содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации.

14. Топливо, поступив из приемного в расходный резервуар, проходит приемный анализ по 11 показателям ГОСТа и после проверки на него выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку в воздушные суда.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

Третий контроль — аэродромный — это уже дополнительная проверка подготовленности и чистоты авиатоплива перед выдачей в воздушное судно. На этом этапе контроля выделенный резервуар во втором парке — расходном складе (общая емкость расходного склада 34 000 м3)- проверяется на чистоту и ему выдается Паспорт качества. На этом этапе проверяются топливозаправщики и заправочные агрегаты, им выдается контрольный талон, который подтверждает, что заправочное средство работает исправно и выдает качественное топливо.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

15. Как авиакеросин попадает в топливные баки самолёта? Для этого в аэропорту используется специальная техника: топливозаправщики,

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

и заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы Центральной заправки самолетов (проложенной под искусственным покрытием перрона аэродрома). На ряде мест стоянок в ДМЕ выведаны гидрантные колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат.

В аэропорту Домодедово топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

16. Для поддержания постоянного давления в системе ЦЗС работает насосная станция.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

17. В резервуаре на выдаче, в насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива.

18. Парк топливозаправочной техники включает в себя машины, оборудованные гидравлической подвеской, позволяющей регулировать высоту.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

19. Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к ЦЗС и производят заправку судов. В планах стоит дополнительное оснащение стоянок воздушных судов системой ЦЗС в рамках реализации программы по реконструкции перрона аэродрома.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

20. Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 м3, обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире пассажирский авиалайнер Airbus А380.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

21. В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа А319 и А320 «в крыло» без применения дополнительных приспособлений.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

22.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

23. Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

24. При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

25. Небольшое отступление. Заправить воздушное судно — не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора — заправка прекращается.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

26. В рамках проекта Технологии будущего DME проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива. Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и хранимого топлива.
Пример на резервуаре — слева

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

27. На топливозаправщике

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

28. В самом начале я обещала рассказать про других операторов по заправке воздушных судов. В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по заправке топливом — Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». Наравне с ними возможность хранить и продавать топливо авиакомпаниям с услугой заправки «в крыло» предоставлена компаниям «Газпромнефть-Аэро», «ЛукОйл-Аэро» и «ТНК-ВР».

Читайте так же:
Как руки выдают возраст женщины — вся суть

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

29. У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения. При этом авиакомпаниям, начиная с 2000 года (раньше чем в других воздушных гаванях России), предоставлена возможность самостоятельно закупать и хранить топливо на ТЗК.

Как заправляют самолеты. Пошаговый фоторассказ

30. Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе авиатопливозаправки. Возможность выбора сказывается на ценах: тарифы на заправку и хранение авиатоплива в Домодедово ниже, чем в других аэропортах МАУ: по сравнению с Внуково на 46%, а с Шереметьево – на 15%.

Отдельное спасибо за приглашение пресс-службе аэропорта Домодедово и лично Павлу Брагину и Елене Селянченковой. А также сотрудникам Domodedovo Fuel Services за интересный рассказ и гостеприимство.

Каждый полет начинается на земле: кто и как заправляет самолеты?

Кто и как заправляет самолеты? И возможно ли, чтобы у человека сбылись сразу две мечты в одной профессии: водить многотонный грузовик и работать в авиации? Сергей Ахмин, водитель аэродромного топливозаправщика в компании «Газпромнефть-Аэро», обладатель такой уникальной профессии. На перроне — не просто машины с авиационным топливом, а высокотехнологичные комплексы, работа с которыми требует от водителей решения множества задач. Об арифметике заправки и технологии подготовки полетов читайте в интервью, которое мы провели с нашим героем на его рабочем месте – в московском аэропорту Шереметьево.

За рулем 60-тонного Volvo, своего ТЗА или топливозаправщика аэродромного, Сергей Ахмин движется по перрону аэропорта. Сегодня в плане полетов рейс авиакомпании «Аэрофлот» в Нью-Йорк, он заберет наших соотечественников, не успевших вернуться в Россию из-за пандемии. В небе Boeing 777 проведет не менее девяти часов, поэтому для заправки авиалайнера потребуется почти 100 тонн топлива. Заправку воздушного судна будет производить самый большой топливозаправщик в парке «Газпромнефть-Аэро».

«Обычно я заправляю 6-7 самолетов за смену (12 часов), среднее время заправки составляет 20-30 минут. Но бывают и такие дальнемагистральные рейсы, как этот. Тогда заправку воздушного судна осуществляют сразу несколько топливозаправщиков, около часа. Всего же на перроне у нас задействовано 25 машин. В обычных условиях только наш авиатопливный комплекс заправляет в аэропорту более 200 рейсов в сутки. Работаем оперативно, напряженно, но очень интересно».

Шереметьево – самый загруженный аэропорт в стране, пассажиропоток составляет около 50 миллионов человек в год. Воздушное судно одновременно могут готовить к вылету до 10 наземных служб. Вся работа по заправке самолета начинается с получения заявки от авиакомпании. Она поступает в коммерческую службу авиатопливного оператора, которая согласует заявку и направляет ее в производственный блок. Далее диспетчер определяет топливозаправщик для обслуживания данного рейса и отправляет информацию водителю. Весь обмен данными происходит с помощью системы управления заправкой воздушных судов (СУЗВС). В 2020 году компания «Газпромнефть-Аэро» стала первым авиатопливным оператором в России, который внедрил у себя автоматизированный коммерческий учет авиатоплива, и первым перешел на прямой метод динамических измерений массы при заправке воздушных судов, без перемножения объема на плотность.

«Находясь непосредственно в кабине топливозаправщика, на специальном мониторе я получаю задание, в котором отражена вся актуальная информация: номер стоянки, тип и бортовой номер воздушного судна, название авиакомпании, рейс, пункт назначения и главное — необходимое количество топлива для заправки самолета. Я подтверждаю задание нажатием виртуальной кнопки на сенсорном экране и отправляюсь к месту стоянки. Свое прибытие к самолету также подтверждаю через компьютер, после чего начинаю движение в зону обслуживания самолета и занимаю позицию для заправки. Заправка начнется строго после того, как представитель авиакомпании визуально убедится в качестве топлива (это процедура называется аэродромный контроль) и даст разрешение. Открыв технологический отсек для заправки, я еще раз подтверждаю данные и начинаю процесс. В это время на электронном табло отображается количество авиатоплива, требуемого к заправке, значения производительности, объема и массы выдаваемого топлива в реальном времени. После завершения заправки я возвращаюсь в кабину, чтобы распечатать расходный ордер и подписать его с представителями авиакомпании. Раньше этот документ было необходимо заполнять вручную, что занимало много времени и могли возникнуть ошибки. Сегодня в Шереметьево более 40 авиакомпаний, с которыми мы работаем через новую систему, заправлено несколько десятков тысяч рейсов. Реальное время обслуживания воздушного судна при заправке сократилось на 10-15%. Мне кажется, это отличный результат!»

Безопасность в приоритете

Аэродромный топливозаправщик, которым мастерски управляет Сергей, это не просто автомобиль, а высокотехнологичный комплекс с множеством систем, обеспечивающих, безопасность движения транспорта и безопасность самой заправки.

Система дорожного движения в аэропорту имеет свою специфику. Скорость для всех видов транспорта на перроне и соединяющих магистралях – не более 20 километров в час. Контролировать выполнение требований безопасности дорожного движения помогает система СКАУТ, установленная на всем без исключения транспорте «Газпромнефть-Аэро».

«Это очень полезная система: она отслеживает не только скорость нашего перемещения, но и качество самого вождения – насколько плавно мы ускоряемся, тормозим, поворачиваем. Специальные датчики также показывают пристегнут ли ремень безопасности, включены ли фары и проблесковые маячки. На водителях высокая ответственность – мы перевозим и заправляем топливо, поэтому безопасность на транспорте – наш приоритет. Чтобы управлять аэродромным топливозаправщиком нужна категория Е. В плане маневренности и комфорта у нас просто отличные, новые автомобили, которые различаются только объемом цистерны. Я очень быстро адаптировался после восьми лет работы дальнобойщиком».

В классификации Международной организации гражданской авиации ICAO все заправки делятся на три категории: рейсы сразу нескольких авиакомпаний водители «Газпромнефть-Аэро» в Шереметьево заправляют по высокой 2-й категории, без участия представителей авиакомпании. Водители ТЗА самостоятельно подсоединяют заправочный рукав к крылу самолета, распределяют топливо по бакам и выставляют данные об объеме закачки на информационном табло (щитке), которое расположено там же в крыле самолета, и производят заправку. Экипаж рейса в это время выполняет другие предполетные процедуры. Каждая авиакомпания организует отдельное обучение водителей топливозаправщиков для работы по 2-3 категории. Сегодня водители «Газпромнефть-Аэро» заправляют по 2-й категории восемь типов воздушных судов, включая самые современные лайнеры Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner.

«В нашей работе мне особенно нравится динамика. Команда всегда рада новым авиакомпаниям и заправкам новых типов воздушных судов. Если получается попасть на первый рейс – считаю большой личной удачей! В этом году так было с новым лайнером Airbus A350, который появился в парке »Аэрофлота«. Я участвовал в его первой заправке и это впечатления, которые останутся в памяти на всю жизнь».

Читайте так же:
О здоровом сне

Свою профессию Сергей выбирал между «небом» и «землей». С дедушкой-дальнобойщиком он объездил весь Советский Союз, а дядя-летчик частенько брал мальчишку в кабину на рейсах местных авиалиний.

Водить машину Сергей Ахмин научился уже в 13 лет. Едва дождавшись окончания школы, Сергей отправился в институт внутренних войск МВД России на «автомобильный» факультет. Всерьез думал о летном училище, но все-таки выбрал сухопутные войска. Официально сдал на права после четвертого курса, сразу открыл категории В, С и бронетехнику. «Факультет был автобронетанковый, как водителю-механику довелось водить БТР, БМП. Изучали устройство, вооружение, проходимость и вождение, даже делали марш-броски по дорогам общего пользования».

Сейчас Сергей офицер в запасе. Два года отслужил в бригаде оперативного назначения внутренних войск, но решил вернуться на «гражданку». В 2005 году он устроился на свою первую работу – дальнобойщиком на международные перевозки. Как водитель-экспедитор возил цветы из Голландии в Москву. Проводил в рейсах по две недели подряд, а весной в сезон – и по два месяца. «У меня уже было двое маленьких детей, и когда встал серьезный выбор, я его сделал в пользу семьи: жить с супругой, водить детей в школу и на тренировки, желать им спокойной ночи».

Одноклассник подсказал, что в аэропорту Шереметьево начинает работу компания «Газпромнефть-Аэро», требуются водители. Сергей честно признается – приехал наобум. Заполнил анкету: нужна была категория Е, стаж вождения. Буквально через пару дней позвали на собеседование, а вскоре он прошел обучение и уже вышел на работу водителем аэродромного топливозаправщика.

В «особых условиях»

Как и все коллеги, сегодня на перроне Сергей работает в защитной маске и соблюдает социальную дистанцию. Также у водителей ТЗА есть специальные защитные костюмы из легких тканей, как у медиков. Их работники авиатопливного комплекса надевают, если предстоит заправка рейса, прибывающего из-за рубежа или региона с высоким уровнем эпидемиологической опасности.

«В новых условиях, повышенной готовности, мы работаем с марта. На мой взгляд, процесс адаптации прошел очень быстро, и коллектив особых сложностей не испытывал. Это просто дополнительные правила безопасности, которые мы соблюдаем, на нашу эффективность они никак не влияют. Компания всегда уделяет приоритетное внимание личной безопасности персонала – мы работаем в средствах индивидуальной защиты, очках, каске, перчатках. До начала смены и после ее окончания водители проходят обязательный медицинский контроль. И этот процесс у нас тоже автоматизирован – на производственных площадках установлены комплексы дистанционного медосмотра. В период пандемии к этому добавился постоянный контроль температуры тела, дезинфекция оборудования и помещений. Каждый топливозаправщик после смены тоже дезинфицируется. Производственные смены разделены между собой, персонал не пересекается. Каждые две недели мы проходим обязательное тестирование на коронавирусную инфекцию. В этой сложной ситуации компания не осталась в стороне и проявляет максимальную заботу о нас и наших семьях, что особенно ценно. Работа в авиации закаляет, мы на перроне и днем и ночью, в жару и холод. Главная задача – качественно и без сбоев заправить воздушное судно, в этот момент ты меньше всего думаешь о себе и своем комфорте. Особенно, если речь идет о заправке гуманитарных рейсов, грузовых рейсов, которые перевозят медицинское оборудование и средства защиты, »вывозных« рейсов. Так получилось, что мы оказались в эпицентре событий, связанных с пандемией. Аэропорт Шереметьево стал основным аэропортом, принимающим »вывозные« рейсы из-за рубежа. С февраля мы заправили более 500 рейсов, которые помогли россиянам прилететь домой!».

«Мы универсальные водители, постоянно обучаемся, стажируемся у разных авиакомпаний. Также я отучился на механика, и замещаю коллег в отпуске. Вообще в компании много инструментов для обучения, в том числе, и дистанционных. Все зависит от личной инициативы и заинтересованности в своем развитии. При желании можно поступить на базовую кафедру компании в Ульяновском институте гражданской авиации и получить высшее образование в сфере авиатопливообеспечения, по целевому направлению. Мне нравится, что наша работа – для людей. Отправляясь в путешествие на самолете, они могут быть спокойны и уверены, что их рейс был качественно подготовлен и пройдет с комфортом. Часто мы обслуживаем и значимые рейсы, как это было во время Олимпиады и Чемпионата мира по футболу. И здесь от качества нашей работы зависел уже не только престиж компании, но и страны. Рад, что все прошло на самом высоком уровне!»

Ежегодно все водители компании «Газпромнефть-Аэро» участвуют в корпоративном конкурсе «Цель — 100». В этом году почти 800 человек. Главная задача – на протяжении всего года находиться в «зеленой категории»: не допустить ни одного нарушения правил дорожного движения за рулем служебной машины и получить высокую оценку качества вождения. Учитывается каждая поездка водителя. Сегодня Сергей уверенно идет к поставленной цели:

«Войти в 20-ку лучших водителей компании – это и престиж, и хорошая премия. От тебя не требуется невозможного: всего лишь ответственно и качественно выполнять свою работу и быть внимательным. Конкурс проходит уже три года, и я вижу, как меняется сам подход водителей к управлению автомобилями, растет осознанность и умение предвидеть риски, а значит повышается общий уровень безопасности на транспорте».

Автомобильные путешествия и хоккей – два главных хобби Сергея. Любовь к зимнему виду спорта он привил и сыну. Одна из общих целей сегодня – попасть в профессиональную команду юниоров, возможно, в «СКА» или «Авангард». А в путешествия Ахмины отправляются всей большой семьей, впятером, кроме сына в семье растут две дочери.

Главная личная мечта нашего героя состоит в том, «чтобы дети выросли достойными людьми, и были счастливы!». А в профессиональном плане – увидеть, как цифровые технологии и роботизация изменят работу аэропортов: «роботы-заправщики, беспилотные автомобили на электроприводе, искусственный интеллект в системах управления аэропортовыми службами, да и сами самолеты будущего… наша работа будет становиться все более интересной, мы на пороге невероятных перемен!»

Читайте так же:
Будущее пришло — технологии, ставшие реальностью

Чем кормится самолет или заправка топливом в подробностях

Вы можете себе представить 8 тонн керосина? Согласен, сложно. Уверяю, что в крыльях самолета помещается гораздо больше, чем в центроплане, под пассажирскими креслами. Причем, топливо в самолете есть всегда, сливается полностью только в случаях специального ТО. На Ту-154М с установленными двигателями все топливо вообще сливать запрещено, иначе он сядет на хвост. Такое случается, фото дальше;).

Рассказ в этой статье пойдет о топливе в самолете. Очень много и подробно;).

Стоимость керосина на сегодняшний день варьируется от 17 до 35 тысяч рублей за тонну. Простейший гугл поиск дает такие сайты:
http://www.riccom.ru/sale_market_r_np_12.htm
http://distoplivo.ru/prais/
Там вы и без меня разберетесь=).

У нас в Пулково заправляют два сорта авиационного керосина, которые считаются взаимозаменяемыми и могут смешиваться в любых пропорциях: ТС-1 и РТ. За границей заправляют Jet Fuel A, Jet Fuel A-1 (температура замерзания −47°C) и еще чего-то. Тоже можно заливать и мешать в любых пропорциях. Главное — что написано в документации на самолет. Если экипаж встречает какую-то незнакомую марку, нужно консультироваться с базой.

Зимой в керосин добавляют присадку, жидкость «И» для того, чтобы он не замерзал при более низких температурах (за −60°C точно). Добавляют совсем немного, 0,05% всего. Еще жидкость «И» Предотвращает загустение и парафинирование дизельного топлива при низких температурах. предотвращает обледенение топливного фильтра. Способствует полному сгоранию топлива. Удаляет воду из топливной системы. Повышает крутящий момент. Обеспечивает легкий запуск двигателя в мороз.
http://www.masla.su/?Produkciya:Tehnicheskie_%0Azhidkosti

Говорят, что чистый керосин можно пить, и он помогает вылечить болезни (кровь, ЖКТ, мочеполовая система). НО! С жидкостью «И» керосин пить нельзя!. Я не знаю почему да как, но единственное прошу, не пытайтесь попросить знакомых техников или пилотов налить баночку керосина зимой, весной или осенью. Там может содержаться эта опасная присадка. Чем именно опасна я не знаю, но рисковать лучше не стоит.

Итак, топливные баки в большинстве своем представляют собой баки-кессоны. Это значит, что в полости крыла просто заливается керосин, каких-то специальных емкостей нет, все расположено в герметичном отсеке конструкции.

Давайте посмотрим, где же все-таки хранится и как используется топливо на борту? На разных самолетах баки расположены по-разному, но вцелом тенденция одна — три бака (центральный, он же расходный, с него забирается топливо к двигателям, и крыльевые).

Давайте посмотрим A-320:

Boeing 737 Classic (самый популярный в России тип 737ых, производства 90х годов).

Ну а теперь гвоздь номера Ту-154М:

У «полтинника» баки расположены довольно хитро. Расходный бак называется: «Первый», и расположен в середине, сзади. Четвертый бак заправляется в первую очередь и очень часто используется для сохранения центровки.

Что такое расходный бак? Это топливный бак, из которого топливо напрямую уходит потребителям-двигателям. Со всех остальных баков топливо перекачивается в расходный и только потом отправляется к моторам.

На некоторых самолетах (например A330, по-моему на последних модификациях Ту-204 его тоже разрешено использовать) есть дополнительный хвостовой топливный бак для регулировки центровки самолета в полете. Могут располагаться как в киле(Ту-204), так и в стабилизаторах (A330).

Любой бак должен сообщаться с атмосферой, проще говоря быть «дырявым». Зачем? Попробуйте пить дюшес (кока-колу, кому что нравится) из стеклянной бутылки, не отрывая губ (чтобы не проходил воздух внутрь). Надолго вас не хватит. Давление внутри бутылки резко упадет, и пить вы не сможете.

Поэтому, вместо уходящего топлива, на его место в бак должен попадать воздух, из-за борта самолета. Для этого на иностранных самолетах распространена практика создания дренажных баков. Они расположены в концевой части крыла. И выход в атмосферу у них выглядит так:

Такой хитрый вход (часто применяется) для того, чтобы набегающий поток воздуха поддавливал керосин в баках.

В случае Ту-154М дренажных баков нет. Они соединены напрямую с атмосферой по хитрым трубопроводам, опоясывающим фюзеляж. Трубы сначала идут вверх, потом огибают контур фюзеляжа и имеют вывод внизу. Это сделано для того, чтобы при наклонах самолета (кренах) топливо не выливалось наружу. Картинка сложная, рекомендую увеличить.

В журнале я уже однажды писал про заправку самолета перед полетом http://romadm.livejournal.com/14869.html. Постараюсь не повторяться.

Итак, прежде чем заправлять самолет, необходимо слить отстой топлива, чтобы проверить наличие воды в баках самолета. Как раз ведро из комплектации Ил-76 и предназначено для того, чтобы в него сливать отстой в полевых условиях.

Слив отстоя техником зачастую контролирует бортинженер (на фото слив отстоя с Ил-76):

Затем подъезжает топливозаправщик.

Техник должен сказать водителю заправщика сколько топлива нужно заправить, поэтому пока заправщик подсоединяет шланг (бывает, что подсоединяет сразу два, чтобы ускорить процесс), техник идет смотреть остаток топлива:

Остаток определяется по приборам самолета, а также записан в бортовом журнале. Как вы понимаете, эти данные иногда не сходятся. Изменилась температура на улице — изменилась плотность топлива, изменились показания приборов. Все дело в том, что в самолете оно измеряется в килограммах, а в топливозаправщике в литрах. Цена деления стрелочки 1 тонна. От напряжения в электросети самолета, показания стрелок могут плавать. На фото панель управления топливной системы Ту-154М (стрелочные индикаторы показывают количество топлива в каждой группе баков):

Куча лампочек и переключателей помогает управлять расходом керосина в полете из различных баков. Лампочки показывают включен или выключен в данный момент насос каждого бака. Вообщем, я долго привыкал к этой системе, сначала разобраться было сложно=). На заре эксплуатации самолета Ту-154 была катастрофа, когда в полете выключились двигатели из-за того, что в расходном баке кончилось топливо, а перекачку с других в расходный бортинженер включить забыл. Двигатели остановились, самолет упал=(. После этого были сделаны изменения и при снижении определенного уровня в расходном баке, топливо начинает поступать из других автоматически.

Если показания топливомеров и записи в бортжурнале совпадают хотя бы +/- 200 кг, то заправку можно начинать. Главное на этом этапе не забыть проконтролировать водителя заправщика, чтобы он соединил свою машину с самолетом тросом заземления (электрические потенциалы должны выравняться через него, а не через заправочный шланг, потому что это может вызвать нехилую искру статического электричества). А также еще один трос заземления должен быть подключен от машины к точке заземления на перроне (обычно представляет собой кусок трубы, закопанный в землю).

Читайте так же:
Как делают восковые фигуры музея Мадам Тюссо

Открываем заправочную горловину (как правило в крыле):

И подсоединяем шланг:

Или шланги (на фото Boeing-767):

Горловина отличается от автомобильной тем, что там стоят обратные клапаны. Можно не переживать о том, что топливо выльется наружу. Весь процесс «сухой», клапаны открываются только при подаче давления:

К счастью и на Ту-154, и на инострнных самолетах — везде это соединение унифицировано и никаких переходников не надо. Пружинка поддавливает пластину, чтобы топливо не вытекало обратно.

У топливозаправщика счетчик стоит литрах. Поэтому, прежде, чем заправлять нам надо посчитать сколько нужно литров. Плотность топлива зависит от температуры окружающего воздуха и варьируется от 0,779 до 0,791 (цифры могут быть не точными, забыл уже все) и написана на контрольном талоне, который подтверждает кондиционность топлива. Последняя проверка должна быть выполнена не дольше шести часов назад, иначе топливо заправлять нельзя. Все необходимые подписи и часы проверки указаны на талоне. Если все в порядке, считаем литры и называем их заправщику.

Но прежде, чем сказать «поехали», нужно выполнить еще одну процедуру: контроль топлива в ТЗ на наличие воды. Любезно просим заправщика предоставить пробу в баночке. Если воды не обнаружено (на моем веку в ТЗ воды никогда не видел), значит можно заправлять.

Открываем краны нужных нам баков (куда будем заправлять в данный момент). Все готово.

Керосин с огромной скоростью устремляется в баки самолета. Это все происходит еще до прихода пассажиров. В России есть специальные процедуры заправки самолета с пассажирами, но все стараются этого не делать. Зачем рисковать?

Конечно же, в баках есть защита от перенаддува, чтобы он не лопнул при заправке. Защита представляет собой маленький клапан, который открывается при превышении давления и стравливает воздух. Простой и часто встречающийся механизм.

Контролировать заправку на иностранных самолетах можно прямо рядом с местом подсоединения шланга, там же можно управлять кранами (для выбора наполнения нужных нам баков):

Панель заправки A330 расположена на фюзеляже в хвостовой части:

Иногда панель находится прямо на крыле, иногда на фюзеляже, по желанию заказчика самолета.

На Ту-154М снаружи можно только управлять кранами, в то время как вся индикация внутри, в кабине экипажа. Только. Меня это всегда раздражало, приходилось бегать из кабины под крыло и обратно.

Можно, конечно, использовать мерные линейки снаружи, но минимальное значение у них бывает не достаточным, чтобы показать нужный уровень. Вытаскиваются прямо из крыла:

Получается, что в баке плавает магнитик, который в нужный момент подхватывает линейку и не дает ей опуститься ниже уровня керосина. Таким образом можно без всякой электроники определить заправку бака. Честно скажу, я никогда не пользовался этим методом. Мне всегда было надежнее посмотреть в кабине.

Можно ли перезаправить бак, залить слишком много? Нельзя. Автоматика закроет краны и не даст заливать в самолет больше, чем можно. Но автоматика имеет свойство отказывать. На этот случай работает механика:

В крыле есть клапаны, которые в определенный момент начинают сливать лишний керосин прямо на землю. Открываются во время заправки от давления поступающего керосина:

В авиации все предусмотрено;).

В кабине летчики всегда имеют возможность посмотреть показания приборов об уровне топлива. Например в 737:

Управление насосами в полете:

На эйрбасах все проще, информация о топливе вообще отображается на одной из страниц многофункционального дисплея:

Сравните с панелью управления топливной системой 154го=). Вот где сила=).

На самом деле я шучу. Конечно же, именно поэтому на новых иностранных самолетах в составе экипажа бортинженер не летает. Он там просто не нужен. Самолет все делает сам.

Особенно на больших самолетах необходимо внимательно следить за заправкой, чтобы в одно крыло не закачалось намного больше топлива, чем в другое. Это называется «вилка». Сами понимаете, если в одном крыле на несколько тонн топлива будет больше, то это может не только сказаться на удобстве летчика (самолет будет тянуть в сторону), но и на безопасности полетов.

Хуже всего то, что ситуацию очень сложно исправить. Если получилась большая вилка, нужно сливать лишнее топливо и заправлять в другое крыло. А это не меньше часа (если все удачно совпадет, и нужная наземная техника окажется под рукой, чего никогда не бывает) времени. Соответственно задержка. А за задержки по личной вине техсостав по головке не погладят. Слитое топливо в самолеты больше не заправляют. Оно идет на аэродромную технику, тракторы и чего-нибудь еще.

Итак, заправка закончена. Водитель ТЗ выписывает требование, в котором написаны литры керосина по счетчику. Это очень ответственный момент, когда нужно чтобы все расчеты сошлись, иначе будут проблемы. Литры в требовании переводим в килограммы и прибавляем к остатку перед заправкой. Если это значение равно требуемому на полет, то все отлично, ставим нужные росписи (а вы как думали, каждый отвечает головой, тем более в вопросе топлива).

Сколько берет самолет керосина? Я не буду называть конкретные цифры под рейсы, потому что уже начал их забывать. Могу сказать, что обычно Ту-154М заправлял 25-35 тонн. B-737-500 не больше 15 тонн. A320 примерно 15-25 тонн. Эти данные указаны при приблизительно одинаковых маршрутах. Как рассчитывается топливо лучше спрашивать у пилотов, я этим никогда не занимался и особо не интересовался. Знаю, что в заправку закладывается аэронавигационный запас, позволяющий летать самолету еще несколько часов и для каждого типа считается по-своему.

Через 15 минут после заправки нужно снова слить отстой топлива с самолета. За это время возможная вода должна была опуститься на дно баков, где мы ее и проверяем через точки слива:

Подносим баночку и смотрим состояние керосина. Все отлично?

Можно лететь.
Дальнейшую подготовку к вылету я описывал уже здесь: Как готовится вылет. Часть 3. Буксировка, запуск и вылет.

А сейчас я лучше пару слов скажу о том, как оно расходуется в полете. Итак, из расходного бака топливо подается насосами. Как правило эти насосы центробежные:

Такой тип насосов устроен проще других и позволяет работать на холостом ходу, даже если топливо качать некуда (перекрыты краны подачи топлива к двигателям). Насосы есть перекачивающие и подкачивающие. Одни помогают перемещаться топливу по бакам, а другие отправляют его в магистраль питания двигателей.

Читайте так же:
Как делаются имплантаты для увеличения груди

Но, чтобы запустить двигатель, недостаточно включить насосы. Нужно еще и открыть «пожарные краны» (так называются на отечественной технике, потому что перекрываются в первую очередь в случае пожара двигателя). Когда краны открылись, топливо поступает в двигатель, где фильтруется и подогревается (как правило стоит радиатор, который охлаждает масло, циркулирующее в двигателе, и одновременно нагревает топливо) и подается на форсунки. Это уже двигательная часть, поэтому про нее подробно в следующих постах. Могу сказать только, что есть несколько степеней фильтрации и даже если забьются все фильтры, топливо пойдет в обход. Главное — поддержать бесперебойную работу, чтобы можно было посадить самолет.

Напоследок хотелось бы показать вам что бывает, когда допускаются ошибки с заправкой на Ту-154:

Фото с просторов интернета

Да-да, самолет просто может сесть на хвост!

Фото с просторов интернета

На самом деле это страшный сон каждого техника и бортинженера Ту-154. Хвост у самолета очень тяжелый. Выход пассажиров желательно в порядке — второй салон, первый салон, особенно, если в четвертом баке осталось мало топлива.

Фото с просторов интернета

Как заправляют самолеты

Как заправляют самолеты

Топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

— железнодорожным транспортом.
Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);

— по кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

Как заправляют самолеты

2.

Как заправляют самолеты

3. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

Как заправляют самолеты

4. Вид с самолета на ТЗК Роснефти и аэропорта Внуково. Внизу тысячные резервуары, пятитысячники остались за двигателем.

5. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка — она служит для приема и выдачи авиатоплива.

Как заправляют самолеты

6. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

Как заправляют самолеты

7. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

Как заправляют самолеты

8. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

Как заправляют самолеты

9. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

10. Далее следует процедура контроля качества.
Хотя, на самом деле контроль качества "Роснефть" осуществляет на всем пути производства, что называется – от скважины до бака.

Как заправляют самолеты

В ТЗК процедура происходит следующим образом. Через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.

Как заправляют самолеты

11. Сначала происходит визуальный контроль – керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

Как заправляют самолеты

12. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т).
ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

13. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд.
Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды – три синих пятна.

Как заправляют самолеты

14. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

Как заправляют самолеты

15. Во Внуково "Роснефть" заправляет авиакомпании "Трансаэро", "Россия", "Турецкие авиалинии", "Нордвингз", "Якутия", "ЮТэйр", Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

Как заправляют самолеты

16. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747 "Трансаэро".

Как заправляют самолеты

17. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

Как заправляют самолеты

18. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

Как заправляют самолеты

19. С другой стороны еще один.

Как заправляют самолеты

20. Это новый заправщик – за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

Как заправляют самолеты

21. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс.

Как заправляют самолеты

22. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой
Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

Как заправляют самолеты

23. Заправочный модуль топливозаправщика.

Как заправляют самолеты

24. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

25. Дальность с максимальной нагрузкой 14200 км. Почти до Мельбурна (14400), Буэнос-Айреса 13500, Сантьяго (Чили) 14100. Практически весь мир – за исключением западного берега Австралии.

Как заправляют самолеты

26. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

Как заправляют самолеты

27. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще "кормят" самолеты.

Как заправляют самолеты

28. Вот нашли Боинг-737 и это снова "Трансаэро".

Как заправляют самолеты

29 Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

Как заправляют самолеты

30. Что самое интересное – информация о том, сколько топлива в какой самолет залить теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

Как заправляют самолеты

31. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

Как заправляют самолеты

32. А работнику остается только контролировать показания датчиков.

Как заправляют самолеты

33. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.

Как заправляют самолеты

34. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы – фильтры нужно менять.

Как заправляют самолеты

35. Суперджет "Газпрома" закончили заправлять, жаль, мы не успели. Его обычно заправляют 16 минут.

36. "Роснефть" является одним из лидеров на рынке авиационного топлива РФ. Реализацией авиатоплива, производимого на 9 НПЗ "Роснефти", занимается специализированное дочернее общество Компании — ООО "РН-Аэро".

Как заправляют самолеты

37. С 2008 года предприятие осуществляет реализацию авиационного топлива, а также оказывает полный комплекс услуг по поставке авиационного керосина и организации заправки воздушных судов в аэропортах России и зарубежья.

Как заправляют самолеты

38. Сеть присутствия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории РФ увеличилась до 29 аэропортов, включая 13 собственных ТЗК.

Как заправляют самолеты

39. Заправщики с узнаваемым логотипом компании можно увидеть в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево.

40. . аэропортах Екатеринбурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, Абакана, Красноярска, Иркутска.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию