100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выплавляют сталь. Чусовской металлургический завод. Часть 2.

Реконструкция Чусовского металлургического завода

Чусовский металлургический завод (ЧМЗ) является одним из старейших предприятий Урала — это крупнейшее производство чёрной металлургии с полным технологическим циклом выпуска металла и феррованадия с полным металлургическим циклом. Завод также поставляет на рынок сложные фасонные профили проката, качественные рессорные полосы и готовые автомобильные рессоры.

Был основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом, которое создали князь Голицын и француз Ш. Барруен. Заложенный по французскому проекту, завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала.

По технологии — это комбинат полного цикла. Сталь производится в мартеновских печах с разливкой в слиток и прокаткой его на стане. К сожалению, это уже устаревшие технологии, и рентабельность завода при таком производстве вызывает большие сомнения. Поэтому в 2012 году была начата программа по реконструкции завода. К 2017 году в Чусовом предполагается наладить производство бесшовных труб малого и среднего диаметра для нефтяников и газовиков. Также в планах создание электросталеплавильного цеха стальной заготовки железнодорожных колес. Стоимость модернизации завода обойдется примерно в 50 млрд рублей, и сегодня это самый крупный проект в российской черной металлургии.

Посмотрим, как сейчас идёт реализация этого титанического проекта.

Фотографии получились весьма зимними, но у меня огромное количество съёмок и проектов. Ничего не успеваю. Поэтому только сейчас добрался до этой съемки. Но здесь есть небольшой плюс — дуплекс-цех уже начали ломать, и можно увидеть фотографии этого процесса, которые любезно предоставила пресс-служба ОМК. Есть также видео сноса строений.

А у меня в посте уже уникальные кадры уходящей старины.

1. Чусовой — это небольшой город на Урале с населением в 50 тыс. человек. Здесь каждый житель так или иначе связан с металлургическим производством. И остановка родного предприятия на несколько лет очень болезненно всеми воспринимается. И несмотря на заверения ОМК о том, что все рабочие места будут не только сохранены, но их количество будет даже увеличено, а часть людей будет отправлена на другие заводы, многие жители все равно настроены весьма скептически. На планируемых к закрытию мощностях трудятся 4,5 тыс. человек, и многие из них на период строительства останутся без работы. В то же время, если стройка затянется, то специалисты могут найти себе другую работу, и для нового производства просто не останется людей. Поэтому, чтобы в будущем обеспечить модернизированный завод квалифицированным персоналом, ОМК планирует трудоустроить и провести переобучение временно высвобождаемых сотрудников. Значительная их часть пройдет и уже проходит переподготовку для временной работы на строительстве.

2. Вы думаете, что разобрать завод очень просто? Ага, сейчас. Во-первых, заводу более 135 лет, и он прочно осел на своей территории. Во-вторых, разобрать нужно более 350 объектов, но сделать это так, чтобы сохранить рессорный и феррованадиевый цеха.

3. Так что расчистить новые площадки надо без остановки существующего производства. А завод буквально врос в эту землю: фундаменты цехов, мартенов, кауперов и прочего тяжелого оборудования. Все это надо демонтировать, вывезти и заровнять площадку. В земле не должно остаться ни одной коммуникации, ни одной арматурины или куска бетона.

4. Фотографии оттуда, особенно в метель, выглядят апокалиптически. Вот, например, на фото каупер (в нем подогревался воздух перед тем как поступить в доменную печь). Толщина металла — несколько сантиметров. Вес — достаточный 🙂 Поэтому его будут ронять, но уронить надо аккуратно, чтобы ничего другого не сломать. А уж потом на земле терпеливо кромсать его на куски. Квалифицированных специалистов, которые могут разбирать объекты такого уровня сложности, в России буквально несколько человек. Все они нарасхват, и их рабочий календарь расписан на год вперед.

Видео, которое предоставила пресс-служба ОМК, о том, как заваливали маленький каупер.

5. К доменной печи мы еще вернемся, а пока пойдем в дуплекс-цех. Это мартеновское производство. Вернее сказать, было.

6. На заводе сейчас работает около 4,5 тыс. рабочих. После реконструкции число рабочих мест будет увеличено до 5 тыс. Этого можно было бы и не делать, но ОМК берет на себя повышенные социальные обязательства в городе.

7. Электросталеплавильный цех, упомянутый мной во вступлении, будет производить заготовки для производства железнодорожных колёс, которые выпускает Выксунский металлургический завод (ВМЗ).

8. Один из веских аргументов за реконструкцию — это экология. Новое производство будет оснащено всевозможными фильтрами, уловителями и прочими экологическими примочками, чтобы свести выбросы к минимуму.

Читайте так же:
Объявлена стоимость частного полета в космос на SpaceX

9. Поверженная старая газоочистка. Подпилили ноги и завалили на бок. Теперь её, наверное, уже разобрали.

А вот так роняли.

10. Цех с двумя трубами по центру кадра и есть как раз дуплекс-цех. Нам туда. Так он выглядел второго апреля.

11. А так сейчас.

© Фотография предоставлена пресс-службой ЧМЗ.

12. На фото — многобетонные и многометровые фундаменты трех маленьких конвертеров. Это все надо разобрать. А уж бетон, поверьте, набрал прочность за десятки лет более чем достаточную, чтобы задолбаться на такой разборке. «Пилите, Шура, пилите». 🙂

13. На месте этого цеха с мартенами будет построено современное производство бесшовных труб.

14. Эта фотография сделана второго апреля. В ночь на третье мартен выпустил свою последнюю плавку и был остановлен. Таким образом на заводе завершилась история мартеновских плавок. За 70 лет мартеновское производство на заводе дало 29 миллионов тонн стали. Сейчас в России мартенов осталось буквально несколько штук, и это производство уже очень давно устарело по всем показателям. Конечно, у него были свои плюсы. Например, он работает только с чистой рудой, и сталь для рессор получалась очень качественной. Чем и славится ЧМЗ. При конвертерном производстве , где используется вторичное сырье, сталь получается первоклассная, конечно, но немного не такая. Но нельзя же всю жизнь за мартен держаться.

15. Маленький конвертер. Скромный такой.

17. Разбирать тоже надо уметь.

© Фотография предоставлена пресс-службой ЧМЗ.

18. С будущего года в Чусовом начнется подготовка студентов Уральского федерального университета по четырем дефицитным специальностям. 39 сотрудников проходят обучение в Выксе на трубном производстве ВМЗ, и еще 60 человек отправятся туда чуть позже. А наиболее ценным сотрудникам гарантировано трудоустройство на будущем производстве. А вот всё, что вы видите на фотографии, будет разобрано.

19. Вернемся к мартену. Здесь происходит выпуск стали в ковши и тут же её заливают в форму.

20. С одной стороны, картина немного грустная — всю эту вековую историю надо разобрать и сравнять с землей. С другой — без этого не будет нового производства, а старое себя исчерпало.

21. Сталь заливается в такие формы. После остывания они отправляются на прокатный стан (который тоже будет реконструирован) и далее — в рессорный цех.

22. Надпись на трубе: «Мир победил войну». И год стоит — 1936.

23. Рессорный цех Чусовского завода когда-то славился на весь Союз, а теперь — на всю Россию и мир.

24. Здесь выпускается более 400 типов рессор, что занимает более 70% внутреннего рынка.

25. Заготовки под рессоры.

26. Продукцией завода заинтересованы и мировые концерны. Помимо широкого спектра уже поставляемых рессор для различных микроавтобусов, сейчас завод выпустил пробную партию для Вольво. Эти рессоры будут установлены на различные грузовики.

27. Цех с рессорами весьма стар. Кроме автоматических линий, тут остались ещё ручные станки.

28. Я, в рамках этого поста, не буду вдаваться в полный цикл производства рессор, но некоторые моменты все же покажу.

29. В 1976 году по решению Совета Министров Союза СССР на заводе построен самый крупный в Европе авторессорный цех.

30. Рессорное производство в будущем тоже ждет глобальная модернизация. Но это потом.

31. На рессорном производстве занято более 1,5 тысяч человек.

32. В 2013 году завод освоил выпуск 26 новых разновидностей рессор, начато освоение элементов пневматической подвески грузовиков.

33. Сборка почти готовой рессоры.

34. Но реконструкция производства уже идет. Например, стоят новые станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Именно здесь были изготовлены полозья для саней серебряного призера Олимпиады в Сочи, саночника Альберта Демченко.

35. Часть рессор из партии проходит испытания.

36. Доска решения проблем. Здесь может написать каждый. И, как видите, это работает!

37. А теперь вернемся к бывшей доменной печи № 1. 4 июля 2013 года она дала последний чугун.

Шикарное видео заваливания кранового пролета доменной печи.

38. Утилизация списанного оборудования будет близкой к 100%. Стальные конструкции пойдут на переплавку в виде металлолома, в основном — на новом электросталеплавильном оборудовании ЧМЗ после его пуска. Десятки тысяч тонн бетона и кирпича пригодятся при оборудовании строительной площадки и прокладке технических дорог.

Читайте так же:
Как швартуются суда

39. На фотографии: рудничный электровоз Сименс, (!) изготовленный в 1931 году. Это вот уже экспонаты будущего музея и технопарка.

40. Интересная судьба ждет наиболее ценную часть списанного оборудования. На территории завода планируется создать из агрегатов технопарк, а часть передать в музей, в котором можно будет узнать, как работал завод, познакомиться с его историей, разобраться в особенностях полного металлургического цикла.

41. Эта воздуходувка фирмы Броун Бовери проработала с 1938 года по 2008 год!

42. Музей под открытым небом планируется открыть к моменту пуска нового комплекса.

43. Запомните этот вид. Скоро тут всё будет по-другому.

. кликабельно.

44. Или сравните скриншоты вебкамеры

© Фотография предоставлена пресс-службой ЧМЗ.

45. А город получит новое, современное и экологически чистое производство!

Огромное спасибо пресс-службе предприятия за помощь в подготовке материала!

Чусовской металлургический завод: история, продукция, перспективы

ОАО «Чусовской металлургический завод» – одно из старейших сталелитейных производств Урала. Основанный в XIX веке, он долгое время был крупнейшим профильным предприятием страны. Сегодня ЧМЗ является лидером по выпуску рессор для автотранспорта.

Чусовской металлургический завод

Историческая справка

Основанный в 1879 году, Чусовской металлургический завод стал гордостью России. Оснащённый новейшим на то время оборудованием, он ежегодно выплавлял миллионы пудов чугуна и стали. В гражданскую войну предприятие сильно пострадало, однако заводчане не бросили своё детище и после становления советской власти восстановили цеха.

На Чусовской металлургический завод в 30-х годах была возложена ответственная миссия – наладить выпуск рессорной стали для тракторов и сельхозтехники. На вид эта деталь кажется не самой сложной, однако при её изготовлении применяется металл, обладающий выдающимися характеристиками. Для его выплавки требуется высокая культура производства, соответствующее оборудование и владение «тайнами» материаловедения.

В 1935 году заработала доменная печь №3. Её объем 280 м 3 был рекордным не только для СССР. В 1936 заводчане получили первый феррованадий в стране. Великая Отечественная потребовала увеличения производства. В 1943-м за семь месяцев возвели новую доменную печь, позволившую втрое увеличить выплавку чугуна.

Сегодня на каждом втором российском автомобиле установлены рессоры от ЧМЗ. Чусовской металлургический завод, фото которого поражает размерами производственной территории, входит в крупнейшую промышленную группу ОМК (Объединённая металлургическая компания). Располагается производство в сердце Уральских гор, вблизи сырьевой базы и источников энергии.

ОАО Чусовской металлургический завод

Чусовские рессоры

Наряду с металлопродукцией (сортовым прокатом и чугуном) завод с 1973 года выпускает рессоры для автомобильного транспорта. Сегодня цех авторессор ЧМЗ представляет крупное производство, по объёмам продукции затмевающее аналогичные предприятия Европы.

Изделия уральских сталеваров отвечают требованиям, предъявляемым как отечественными, так и зарубежными стандартами. Чусовской металлургический завод сертифицирован по ISO9001/2008, а непосредственно рессорное производство прошло сертификацию по ISO/TS16940 в 2011 году.

Чусовской металлургический завод фото

Кадровая политика ориентирована на привлечение молодёжи, воспитание поколения «работников будущего», способных быстро переобучаться и осваивать смежные направления работ. Для них стараются создавать достойные условия труда, организуют досуговые мероприятия, гарантируют современное медобслуживание.

Передовые технологии

Важной особенностью технологического процесса изготовления рессор является полный производственный цикл: от выплавки чугуна до сборки изделий. ЧМЗ специализируется на выпуске проката из специализированных марок сталей. Недаром стальные полосы завода используют большинство рессорных предприятий РФ и СНГ.

В 2003 году Чусовской металлургический завод освоил выпуск инновационных рессор повышенной долговечности, полученных по технологии объёмно-поверхностной закалки. Лишь единичные компании мира способны выпускать данную продукцию по технологии ОПЗ. Новая разработка позволила на 30% снизить вес рессоры, а эксплуатационную долговечность увеличить вдвое – до 200000 км пробега. Большинство моделей автопроизводителя КамАЗ оснащено упругими элементами, произведёнными с использованием ОПЗ.

Модернизация

Постоянные инвестиции в производство позволили запустить станы и прокат для заготовок параболических рессор, высокотехнологичную термическую линию с быстро перенастраиваемыми штампами, а также новую окрасочную линию. Работа оборудования контролируется автоматизированными компьютеризированными комплексами.

Каждые несколько лет материально-техническая база модернизируется. Это позволяет ЧМЗ предлагать потребителям более 500 наименований рессорной продукции. Среди клиентов Чусовского завода крупнейшие автопроизводства страны. Также активно осваивается номенклатура для иномарок.

Чусовской металлургический завод реконструкция

Продукция

Сегодня на ЧМЗ выпускают:

  • Рессоры к грузовикам, троллейбусам, автобусам, микроавтобусам, автомобилям повышенной проходимости, спецтранспорту.
  • Чугун (ванадиевый, комплексно-легированный, передельный, рафинированный).
  • Феррованадий.
  • Пятиокись ванадия.
  • Металлопрокат.
  • Агломерат.

Чусовской металлургический завод — реконструкция

Бурный рост газо- и нефтедобычи в 2000-х потребовал значительных объёмов современной трубной продукции. Правительство и ОМК запланировали масштабную реконструкцию, предполагавшую переориентацию значительных мощностей на выпуск бесшовных труб. Первоначально ЧМЗ должен был выпускать до 400000 тонн трубопроката с последующим наращиванием объёмов до 500000 тонн ежегодно.

Читайте так же:
Жизненные факты, которые заставят вас задуматься: рассмотрим все нюансы

Проект получил старт в 2012 году и был поддержан администрацией Пермского края. Инвестиционный портфель оценивался в 50 млрд рублей. Активно осуществлялись организационные работы, определялись поставщики оборудования. Для расчистки территории часть цехов были демонтированы. Впрочем, санкции 2015 года, ослабление рубля, изменение конъюнктуры способствовали заморозке амбициозного проекта.

Чусовой согнут в трубу

Новый трубно-сталеплавильный комплекс должны построить до конца 2016 года

Строительство нового трубно-сталеплавильного комплекса в Чусовом будет организовано не на площадке Чусовского метзавода (ЧМЗ), а за его пределами. После строительства нового завода на ЧМЗ останется только производство рессор. Будет закрыта не только доменная печь, но и три прокатных стана (800, 250 и 370). Эксперты „Ъ“ полагают, что благодаря новому производству ОМК сможет уйти от зависимости от двух монополий — Газпрома и РЖД.

Проект строительства нового трубно-сталеплавильного комплекса в Чусовом в субботу презентовали представители «Объединенной металлургической компании» (ОМК). Председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых сообщил, что в составе нового завода будет сталеплавильный комплекс, комплекс по производству бесшовных труб с финишной отделкой (для горизонтального бурения) и прокатный стан. Разработана концепция проекта, предполагающая получение 875 тыс. тонн стали, из которой будет производиться 400 тонн бесшовных труб и 400 тонн сортового проката. «Проект сейчас находится в стадии обсуждения конкретной конфигурации. Наша задача — в следующем году полностью сделать проект и соответственно в 2014 году приступить к его реализации. Три года на его реализацию — 2014, 2015 и 2016. К концу 2016 года выдать продукцию», — пояснил „Ъ“ господин Седых.

Общий объем инвестиций оценивается в 50 млрд руб., примерно половина средств будет направлена на создание трубопрокатного цеха и финишного центра. Напомним, Сбербанк предоставит кредит в размере 33 млрд руб. под госгарантии правительства РФ (21 млрд руб.). Оставшиеся 17 млрд руб., по словам господина Седых, вложит ОМК. Одно из требований Сбербанка состояло в том, чтобы кредит был выдан не целевой, а действующей компании, именно поэтому для организации строительства и финансирования проекта, уточнил Анатолий Седых, была выбрана челябинская компания «Трубодеталь»: «„Трубодеталь“ — очень рентабельная компания»

Месторасположение нового завода пока неизвестно. Анатолий Седых отметил, что новый завод будет построен на новой площадке рядом с Чусовским метзаводом (принадлежит Валерию Анисимову, бывшему гендиректору Выксунского метзавода, входящего в ОМК. — „Ъ“). Для этого предполагается выкупать или брать в аренду муниципальные земли. На ЧМЗ в то же время говорят, что будет задействована и площадка бывшего мартеновского цеха и еще другие свободные площади на территории завода.

ОАО «Чусовской металлургический завод» — крупный производитель рессор для грузовых и легковых автомобилей: по итогам 2011 года половину всего объема производимой продукции составляла рессора — 50,1% (или 66,6 тыс. тонн). Крупнейшим акционером с долей 98,63% акций является ЗАО «Металлургическая инвестиционная компания» (МИК). Выручка ЧМЗ за 2011 год — 6,8 млрд руб., чистый убыток — 1,6 млрд руб.

Вариантов реконструкции и техперевооружения Чусовского метзавода за последние десять-двенадцать лет было озвучено несколько. Последний раз, в 2007 году, ОМК обещала провести полную реконструкцию доменного производства с увеличением производства чугуна в три раза. Предполагалось, что к 2011 году в Чусовом будут построены новый кислородно-конвертерный цех мощностью 1,5 млн тонн стали и машина непрерывной разливки стали для производства сляба. Но позже от реализации проекта строительства новой доменной печи отказались, поскольку было принято решение о развитии сталеплавильного производства. В октябре 2008 года, говорится в годовом отчете компании, была выведена из эксплуатации доменная печь №2 (проектная мощность — 0,65 млн тонн в год), на месте которой предполагалось строительство новой печи (1 млн тонн). В настоящее время чугун выпускается только на доменной печи №1 (0,18 млн тонн). Основной объем сырья используется внутри предприятия для выплавки стали.

На заводе предполагают, что после того, как будет построен новый сталеплавильный комплекс, будет закрыта не только доменная печь, но и три прокатных стана (800, 250 и 370). В ОМК пока не комментируют, какие производства будут закрыты. «Это решается, но говорить об этом сейчас пока преждевременно», — пояснил господин Седых. Рессорный цех останется, и его мощности будут увеличены, в зависимости от ситуации на рынке к моменту завершения строительства нового производства, уточнил он.

Читайте так же:
Что такое страх? Причины, фото и видео

Аналитик UBS Кирилл Чуйко полагает, что ОМК проект строительства трубного комплекса в Чусовом интересен с точки зрения диверсификации бизнеса: «Известно, что предприятие ОМК — Выксунский метзавод сильно зависит от заказов двух монополий — Газпрома и РЖД. Эти две монополии занимают большую часть производственного ряда Выксы — труб большого диаметра и колесных пар соответственно. ОМК это понимает и старается уйти от этой зависимости». По мнению аналитика, бурение в стране развивается и нефтегазовый ассортимент — лакомый кусочек для металлургов. «Пересечение по продуктовому ряду у ЧМЗ и нового проекта составляет не более 10–20%, — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, — поэтому нет ничего страшного, если он будет размещен вблизи или на части территории метзавода».

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин уже заявил, что до выхода на проектную мощность компании будет предоставлена льгота по налогу на имущество и налогу на прибыль. «Скорее всего, для производств подобного масштаба на несколько лет, а именно на период строительства и выхода на проектную мощность, мы будем предоставлять такие льготы», — уточнил он. Кроме того, может быть подписано соглашение между правительством и ФСК по строительству энергетических объектов для энергоснабжения завода.

Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) работал в годы Великой Отечественной войны как единственное в Пермской области предприятие с полным металлургическим циклом.

Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) работал в годы Великой Отечественной войны как единственное в Пермской области предприятие с полным металлургическим циклом. Первые шесть месяцев войны стали тяжелейшим испытанием для чусовской промышленности, производственная программа завода в 1941 г. выполнена на 85%.

Возникла необходимость проведения на заводе масштабной реконструкции, строительства и модернизации с целью значительного увеличения мощности производства, чтобы в полном объеме обеспечивать потребности Красной армии.

Фактически годы войны для ЧМЗ стали временем реализации предвоенных планов по расширению объемов производства на заводе. Для исполнения этих решений в Чусовой в ноябре 1941 г. прибыл строительный батальон №758, а позднее — батальон №1275, на базе которых сформировалась отдельная строительно-монтажная часть №63. Она занималась строительством объектов ЧМЗ. Также на предприятии было установлено оборудование с эвакуированных предприятий из Енакиево (Донецкая обл.), Керчи, Липецка, Днепропетровска.

За четыре месяца войны численность населения Чусового выросла на 12 тыс. человек за счет эвакуированного населения с оккупированных фашистами территорий. Всех их обеспечили жильем и работой.

Осенью 1941 г. в городе начали работать три эвакогоспиталя и один — в Верхнечусовских Городках. Первая партия раненых прибыла в Чусовой еще 22 августа 1941 г. Работники завода взяли шефство над госпиталями. После работы они шли к бойцам, ухаживали за ранеными, под их диктовку писали письма домой, проводили уборку в палатах, выступали перед солдатами с концертами. В чусовских госпиталях тысячам бойцов была сохранена жизнь. Но от тяжелых ран многие умирали. Их хоронили на городском кладбище. После войны металлурги установили на братской могиле обелиск.

С тех пор вот уже 70 лет молодые работники завода ухаживают за памятным местом, приводят его в порядок.

С уходом в армию мужчин их места на производстве заняли женщины и подростки, на завод прибыли специалисты с эвакуированных предприятий. В конце 1941 г. прокатчики ЧМЗ освоили выпуск броневого листа, в наскоро приспособленном помещении создали термический цех для закалки брони. 15 октября начал действовать спеццех №2 (снарядный), получивший первоначально неутепленное здание разметочной мастерской мостокотельного цеха. Заводские строители всего за 30 дней расширили его, утеплили, подготовили фундаменты под станки. Спеццех №1, размещенный в специально сооруженной пристройке к корпусу механического цеха и оснащенный списанными и запасными станками, зимой 1941—1942 гг. освоил изготовление частей для минометов и другого вооружения.

Завод в годы войны выпускал боеприпасы и вооружение: боеголовки снарядов для реактивных минометов «Катюша», корпуса осколочных 45-миллиметровых снарядов к противотанковым пушкам, фугасные огнеметы, толстый броневой лист для танков Т-60 и Т-34 и даже броневой лист для касок, которые выпускал завод соседнего города Лысьвы.

В 1942 г. по инициативе и на средства железнодорожников для бойцов Северо-Западного фронта была построена поезд-баня, а совместно с заводчанами — бронепоезд «Чусовской рабочий». В депо станции Чусовская паровоз отремонтировали. На него установили два турбогенератора мощностью 5 кВт/ч каждый, на тендере — башню для зенитного пулемета, а также усилили рессоры ходовой части. Вагонщики подготовили четыре двухосных бронеплощадки. Каждая имела по два стеллажа на 102 гнезда артиллерийских снарядов и усиленные до 17 листов рессоры. Много труда затратили металлурги, одевая поезд в броню. Пришлось делать тысячи отверстий для крепления бронелистов, общий вес которых составил 135 т. 18 марта 1942 г. бронепоезд вышел из заводских ворот. В Перми он получил новое имя — «Щорс» и в составе 44-го дивизиона отбыл на фронт. До мая 1942 г. дивизион участвовал в обороне Москвы, затем был направлен на Воронежский фронт. После ремонта и перевооружения он с боями прошел нелегкий и великий путь, который завершился на побережье Балтийского моря около Клайпеды. За время боевых действий бронепоезд уничтожил 10 вражеских самолетов, 20 дзотов, множество блиндажей, наблюдательных пунктов, тысячи вражеских солдат.

Читайте так же:
Как делают воздушные шары (видео)

Рабочие ЧМЗ собрали большую сумму и на самолеты.

В 1943 г. в адрес заводчан пришла правительственная телеграмма: «Директору Чусовского металлургического завода товарищу Кротову, парторгу ЦК ВКП (б) товарищу Подгородову. Прошу передать рабочим, инженерно- техническим работникам и служащим Чусовского металлургического завода , собравшим 848 тысяч рублей на строительство боевых самолетов «Чусовской металлург», мой братский привет и благодарность Красной армии. И. Сталин».

В 1943 г. по требованию Государственного комитета обороны за рекордно короткий срок на ЧМЗ была построена доменная печь №2-бис, что дало возможность увеличить производство чугуна в 3 раза. Впервые в мировой практике удалось построить доменную печь объемом 600 м3 за семь месяцев.

В апреле 1943 г. металлурги Чусового начали отгрузку сортового металла для восстановления Сталинграда. Всего было отгружено 7,1 тыс. т металла.

В конце I квартала 1944 г. на ЧМЗ ввели в эксплуатацию бессемеровский цех в составе одного конвертера. Это еще один важный шаг по пути расширения и совершенствования металлургического производства. Здесь освоили выплавку автоматной стали, превосходящей по своим качествам американскую, и ванадиевого шлака. В августе был закончен монтаж второго бессемеровского конвертора, 5 января 1945 г. поставлена на сушку мартеновская печь №5. Следом вошли в строй конвертер и мартеновская печь №6. Таким образом, строительство дуплекс-цеха завершилось.

Во время Великой Отечественной войны в Чусовой были эвакуированы жители Украины, в том числе много артистов. В 1943 г. на базе клуба им. Карла Маркса создали Чусовской государственный драматический театр. 11 сентября 1943 г. он открылся пьесой К. Симонова «Парень из нашего города». После каждой постановки на страницах газеты «Чусовской рабочий» публиковались критические отклики об игре актеров. «Несмотря на трудности организационного периода, театр создал полноценный спектакль. И зрители имели полное основание расценить открытие нового театра как факт большого культурного значения.

Следующая постановка театра — «Бесприданница» А.Н. Островского — еще больше укрепила эти надежды и еще больше расположила чусовского зрителя к новому театру», — писал в газете «Чусовской рабочий» местный критик, спрятавшийся под псевдонимом И.Б.

В этот период на нашей сцене играли профессиональные актеры, в том числе заслуженный артист Украины Г.А. Сердюк. В первом театральном сезоне было дано 129 спектаклей и 49 концертов, охват зрителей — свыше 50 тыс. человек.

Самоотверженная работа чусовских металлургов в годы войны отмечена на уровне Государственного комитета обороны: в 1943 г. получено переходящее Красное Знамя, в 1944 г. — благодарственная телеграмма И.В. Сталина.

Чусовляне свято чтут память тех, кто отдал жизнь за Родину. Имена погибших и пропавших без вести земляков занесены в Книгу памяти воинов Чусовского района, изданную в 1991 г.

В 1978 г. к Дню Победы у Дворца культуры металлургов открыли мемориал заводчанам — участникам Великой Отечественной войны. Через год возле него зажгли вечный огонь. В новой части города на проспекте Мира в год 45-летия Великой Победы был установлен на постамент танк. Он увековечил память чусовлян — бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1983 г. за большой вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Чусовой награжден орденом «Знак Почета».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию