100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Когда-то линии оборонительных укреплений считались надежной защитой от агрессора. Так Финляндия отгородилась от России линией Маннергейма. Россия от Польши – так называемой линией Сталина (ее остатки и сегодня можно найти на территории Белоруссии ). А Франция на границе с Германией возвела линию Мажино

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

ХХ век — век самых кровопролитных войн. Одновременно, это век с самым продолжительным мирным в Европе периодом. Похоже, что последние войны человечество чему-то научили. Вся его история наполнена совершенствованием орудий войны и средств защиты.
Средневековое понятие крепость — это расположенное на господствующей высоте сооружение, окруженное стенами, рвами, заполненными водой, с дозорными башнями и бойницами. Совершенствование наступательного оружия заставило пересмотреть концепцию оборонительных крепостей.
Крепости ХХ века ушли глубоко под землю. Все вместе они создавали линию обороны вдоль охраняемых границ. Таковы капитальные линии обороны Мажино и Маннергейма, построенные почти одновременно Францией и Финляндией .

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Андре Мажино (Andre Maginot, 1877-1932) — военный министр Франции , участник Первой мировой войны, инициатор создания линии вооруженных укреплений на границе с Германией .
Линия Мажино, протяженностью 400 км, отделяла Францию от Германии . В ходе нашей экскурсии называлась длина линии Мажино 750 км. Вероятно, учитывались более поздние легкие укрепления на границе с нейтральной Бельгией и Италией . В состав линии Мажино входили 39 долговременных оборонительных сооружений, современных крепостей (их называют также «фортами»), 75 бункеров, 500 казематов, блиндажи и наблюдательные пункты. Линию сопровождали минные поля, проволочные и противотанковые заграждения. Линия Мажино строилась в период 1929-1934 гг. Стоимость сооружения линии составляла 1 млрд. долларов в ценах тех лет.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Схема линии Мажино от Атлантики до Средиземного моря. Чередование капитально укрепленных участков и участков более поздней постройки с ослабленными сооружениями.
В рамках программы института имени Густава Страземана мы побывали на линии Мажино, в бывшем долговременном оборонительном сооружении Шёненбург (Schoenboerg), примерно в 50 км от Страсбурга . Сооружение расположено в лесу. Его бетонная наземная часть выглядит достаточно чужеродно на фоне пасторальной природы.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Наземная часть крепости Шёненбург — вход в подземный бункер.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Стационарная огневая точка.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Опускаемая под землю вращающаяся огневая точка (турель).

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Такими снарядами немцы обстреливали крепость Шёненбург. В центре снаряд весом в одну тонну от самой большой немецкой пушки «Большая Берта».

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Несмотря на такую интенсивность обстрела, крепость не была повреждена. Она вела ответный огонь. Было выпущено 17 тысяч снарядов. Команда крепости в составе 600 человек не сдалась и до последнего момента могла обороняться. Она оставила крепость и сдалась в плен через шесть дней после оккупации Франции и получения письменного приказа главнокомандующего.
Команда крепости была отправлена в лагеря для военнопленных. Крепость была заброшена. Часть подземных сооружений была залита водой. Сейчас стараниями энтузиастов она приведена в предвоенное состояние. Работают все системы жизнеобеспечения крепости.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

При входе в музей на стене помещена памятная доска в память погибших солдат 215 Вюртемберг — Баденской пехотной дивизии, которую многократно бросали на штурм этой, так и непокорённой, крепости линии Мажино. Конечно, потери наступавших немецких войск были значительны, тогда как гарнизон крепости потерял только двух солдат

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Подземная часть крепости расположена на глубине 30 метров. Это было обусловлено тем, что снаряд «Большой Берты» создавал воронку глубиной 20 метров. В подземелье при отключении отопления повсеместно наблюдается постоянная температура 13 градусов.
Длина подземных тоннелей около трёх километров. Вниз можно спуститься на лифте или по лестнице. Посетитель сразу попадает в систему туннелей с коммуникациями и рельсами для передвижения вагонеток со снарядами и снаряжением.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Кажется, подземному туннелю нет конца.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Расширение туннеля для разъезда вагонеток.
Жизнеобеспечение крепости обеспечивалось с помощью электричества. Генераторы электроэнергии вырабатывали как постоянный, так и переменный ток для энергопитания различной техники.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Один из электрогенераторов.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Система вентиляции и принудительной очистки воздуха. Специальные фильтры могли очистить наружный воздух в случае применения отравляющих газов. Существовали фильтры для очистки воды. Специально впервые для крепости придумали биотуалеты.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Оборудование для охлаждения генераторов и насосов. Тепло от этого оборудования отводилось и использовалось для обогрева жилых помещений.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Инструменты ремонтной команды.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Так выглядела казарма для солдат. Спали в три смены. На 3 солдата выделялась одна кровать с индивидуальным набором постельного белья, которое стирали в автоматических прачечных. Ели в этом же помещении.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Помещение блок-поста, в котором можно и спать и отстреливаться.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Помещение блок-поста, в котором можно и спать и отстреливаться.
Кухня оборудована по последнему слову техники сороковых годов. Население в то время не подозревало о таких бытовых удобств. Использовались только электрические нагреватели.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Справа — машина для чистки картофеля. Слева — кофеварка. Все кухонные устройства приспособлены для приготовления пищи на весь гарнизон крепости.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Внизу — операционная.
Так же имелся стоматологический кабинет и гинекология для женского персонала.

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

Как выглядят укрепления Линии Мажино изнутри. Гений инженерной мысли

По мере приближения к огневым рубежам крепости ощущается нарастание военной техники. Сложное многоэтажное устройство обеспечивало подачу снарядов в наземный бункер, в котором находились пушки и обслуживающие их два солдата (можно себе представить, каково им было во время стрельбы). Это устройство по техническим данным могло подавать по одному снаряду в секунду. Наводка осуществлялась по данным наблюдателя, находившегося на поверхности. Стреляли по координатам, которые передавались в наземный бункер с помощью механического устройства. Точность попадания была не очень высокой, поскольку до самоуправляемых тепловых головок и лазерного наведения было еще далеко.

Читайте так же:
Как производят Pepsi

Мега-цитадель "Линии Мажино" в разрезе. Франция, 1939 год.

"Внутри цитадели статической (статичной?) войны.
Один из бастионов могучей Линии Мажино"
Из публикаций в английской (американской?) прессе за декабрь 1939 года.

В-принципе, английские подписи не должны смущать людей, знакомых с военным делом, но не владеющих английским языком — все очевидно.


Из Википедии:

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot ) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона . Была построена в 1929 —1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино.

В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:

  • Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу оборонных мероприятий.
  • Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в 1919 ) и их промышленный потенциал.
  • Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.
  • Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена к линии.

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.

Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землей находились склады боеприпасов и снаряжения, снабженные лифтами. Еще дальше размещались позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была также модернизирована старая оборонительная линия , состоящая из фортов Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км.

Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут и вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая Странная война). В 1940 году германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.

14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С» генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведён в генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали её. Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое количество сооружений не были приспособлены для круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнемётами.

Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии, построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а произошло в результате многочисленных стратегических просчётов правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной линии.

Читайте так же:
Как делают обувь для детей. Репортаж из цехов компании Тапибу

После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса».

Чешская линия Мажино

Каждое государство заботится о защите своих границ, и фортификация занимает в этом вопросе важное место. Появление усовершенствованных видов вооружения, огромных армий, новых форм и методов ведения боевых действий — всё это повлияло на развитие фортификации, в которой в XX столетии произошёл настоящий переворот. Охваченные «фортификационной лихорадкой» государства выделяли огромные средства на строительство укреплений. Не осталась в стороне и Чехословакия. Что она предприняла в этом отношении и как сложилась судьба фортификационных сооружений этого государства — в материале нашего читателя.

Пролог

Первая мировая война заставила пересмотреть привычную фортификационную концепцию. Военные инженеры пришли к выводу, что изолированные и замкнутые форты и отдельные крепости, служившие в прошлом надёжными центрами обороны, в новых условиях не оправдывают возложенных на них надежд. Боеприпасы и провиант в них быстро заканчивались, гарнизоны несли потери. Суть новой концепции сводилась к сооружению множества разветвлённых позиций. Считалось, что такие укрепления трудно обнаружить, а ещё труднее уничтожить. Давал о себе знать и опыт позиционной войны. Применение тяжёлой артиллерии поставило вопрос о строительстве на позициях бетонных и железобетонных сооружений. Так появилась идея фортификационных линий, прикрывавших границы. Общая протяжённость таких линий могла колебаться в пределах от 50 до 5000 км. Их основу составляли УРы — укреплённые районы. В ХХ веке большинство стран Европы начали строительство УРов и линий укреплений.

​L.O. vzor 37 A-160. Орлицкие горы, Судеты, Чехия - Чешская линия Мажино | Warspot.ruL.O. vzor 37 A-160. Орлицкие горы, Судеты, Чехия

В Бельгии, Польше, СССР и Франции строительство первых укреплений началось в 1928 году. В Европе появились линия Мажино (Франция), Альпийский вал (Италия), линии Сталина и Молотова (СССР), а также линия Зигфрида (Германия).

Зачем строить укрепления?

Распад могущественной Австро-Венгерской империи в 1918 году кардинально изменил карту Европы. Начали появляться новые государства: Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Австрия, Польша, Румыния, Югославия. Была среди них и Первая Чехословацкая Республика, провозглашённая в Праге 28 октября 1918 года.

Какое-то время это была экономически развитая страна, занимавшая десятое место в мире по объёму промышленного производства. Однако в начале 1930-х годов Чехословакию настиг экономический кризис. Регресс экономики острее всего ощущался в приграничных районах. Эти территории населяли национальные меньшинства, бо́льшая часть из которых — в частности, немцы — с интересом прислушивалась к немецкой пропаганде. Чехословакия имела непростые отношения с Венгрией, Польшей и Австрией. Министр иностранных дел Чехословакии Эдвард Бенеш возлагал большие надежды на Лигу наций, которая, по его мнению, могла бы урегулировать территориальные проблемы государства с агрессивными соседями. В 1932 году он обратил внимание министра национальной обороны Богумира Брадача и начальника штаба армии Яна Сировия на то, что может возникнуть реальная угроза военного конфликта. Малая Антанта не гарантировала чехам защиты от немецкой экспансии, поэтому страна нуждалась в сильном союзнике. Чехословацкое правительство долго его искало, заключая различные соглашения с Югославией, Румынией и СССР. Однако после прихода к власти в Германии нацистов и дестабилизации обстановки на западных границах правительство страны решило пойти другим путём и возвести мощную систему фортификации на границе с Германией и другими странами.

На строительство укреплений было выделено 10,8 млрд крон. Однако не только они должны были предотвратить нападение Германии. Колоссальные средства тратились на армию и её перевооружение. В 1938 году половина государственного бюджета отводилась на модернизацию вооружённых сил.

Для Чехословакии сооружение укреплений было новым и перспективным делом. Заказ оборудования и строительных материалов позволил привлечь бо́льшую часть населения к работе на пострадавших от недавнего экономического кризиса предприятиях и в военной промышленности. С точки зрения стратегической обороны Чехословакия находилась в крайне сложном положении. Протяжённость её границ составляла 4098 км, и построить непрерывную укреплённую полосу такой длины было сложной задачей.

​Чехословацкое укрепление на немецкой открытке 1939 года - Чешская линия Мажино | Warspot.ruЧехословацкое укрепление на немецкой открытке 1939 года

Другой проблемой было отсутствие нужного для успешной обороны количества дивизий. С имевшимися материальными и человеческими ресурсами создать современную армию было почти невозможно. По подсчётам военных специалистов, между Одером и Усти-над-Лабем на участке в 400 км противник мог развернуть около 35 дивизий. Для защиты этого участка армия должна была выставить как минимум 25 дивизий. Защита полосы укреплений длиной 330 км требовала 45 000 человек плюс две дивизии для обороны Исполиновых гор и Есеникского района. Для защиты границы только с Германией на первой линии нужны были 90–110 дивизий, в то время как в 1938 году Чехословакия имела лишь 26 соединений: 2 млн личного состава при поддержке 1582 самолётов, 469 танков и 5700 орудий разных калибров. Разветвлённая сеть дорог позволяла быстро развернуть войска и провести мобилизацию, но даже этот фактор не мог изменить общую ситуацию. Возможный удар в направлении Клодзская долина–Брно–Микулов мог разрезать страну на две части.

Читайте так же:
Как делают опоры освещения

В связи с этим было принято решение о строительстве укреплений, которые защитили страну по следующим направлениям:

  • Ополе–Моравские ворота–Моравская долина;
  • Клодзская долина–Брно;
  • Клодзская долина–Прага;
  • Валбжих–Прага.

Фортификационные планы и начало строительства

Для строительства укреплений 12 декабря 1934 года ROP (Ředitelství opevňovacích prací — Дирекция фортификационных работ) приняла первую фортификационную программу. Она предусматривала строительство в пять этапов тяжёлых укреплений от Одера до Эльбы. Работы максимально маскировались, что в условиях многочисленного немецкого населения было непростой задачей. Карты местности, открытки, журналы, на которые можно было нанести расположение сооружений, изымались из продажи. В некоторых областях вводился запрет на рисование и фотографирование.

Вторая фортификационная программа была утверждена 5 июня 1936 года. Она предусматривала строительство мощных укреплённых линий, разделённое на этот раз на четыре этапа. Существовал и недостаток: все силы должны были размещаться в укреплениях, а ресурсов для мобильных войск не оставалось вовсе.

Третью программу утвердил 9 ноября 1937 года начальник ROP Карл Гусарек. Он предложил план строительства двух полос лёгких укреплений типа vz.37 по всей длине северной границы. Наиболее уязвимые участки планировалось закрыть усиленной линией тяжёлых сооружений. Предполагалось, что все работы завершатся к концу 1951 года. За 15 лет планировалось построить 1276 тяжёлых и 15 463 лёгких объектов. В одном только в секторе между Одером и Эльбой должно было появиться 564 тяжёлых укрепления, а ещё 105 — между Врановской плотиной и Бржецлавом. Обошлась бы программа почти в 11 млрд долларов.

​Построенные к 1938 году укрепления. Красным цветом отмечены тяжёлые и лёгкие укрепления, зелёным — только лёгкие - Чешская линия Мажино | Warspot.ruПостроенные к 1938 году укрепления. Красным цветом отмечены тяжёлые и лёгкие укрепления, зелёным — только лёгкие

Чехословацкие укрепления были разделены на семь основных участков:

  • северный фронт между Одером и Эльбой;
  • северо-западный и западный фронты с множеством укреплённых линий;
  • южный фронт между Влтавой и Дунаем у Братиславы;
  • южный фронт на границе с Венгрией;
  • северный фронт на границе с Польшей;
  • укрепление в Моравском нагорье и к востоку от Моравии.

В Моравско-Силезском крае на границе с Германией по состоянию на 1938 год работы были завершены на 75%. Границы с Польшей, Венгрией и Румынией были укреплены преимущественно лёгкими типами бункеров. В 1936–1938 годах было всего построено 8040 объектов (без Словакии):

  • Юго-западный сектор — 3993 объекта;
  • Северная Чехия — 1852 объекта;
  • Южная Моравия — 1000 объектов;
  • Северная Моравия — 1195 объектов.

На территории Словакии, включая Братиславский плацдарм, было построено 11 тяжёлых и 1943 лёгких объекта. Самые мощные фортификации были возведены по обеим сторонам Орлицких гор и простирались от окрестностей Находа до Краликов.

Полоса укреплений включала в себя как средние, так и лёгкие бункеры с линиями препятствий, в том числе противотанковых, а также тяжёлые казематы, как на линии Мажино во Франции. В 1938 году строительство фортификационных сооружений завершилось. Чехи создали более совершенную систему обороны, чем бельгийцы или французы, отказавшись при этом от привлечения иностранных строительных компаний или рабочей силы из Германии. Чехословацкие пограничные укрепления, которые простирались почти по всей стране, немцы называли линией Бенеша.

Основные типы сооружений

Чешские долговременные фортификационные сооружения можно условно разделить на три категории:

  1. Лёгкие укрепления. Они состоят из двух типов: LO vz.36 (Lehké opevnění vzor) и LO vz.37. Это небольшие железобетонные сооружения с несколькими амбразурами для ведения огня. Между 1936 и 1938 годами было построено более 10 000 таких бункеров;
  2. Тяжёлые укрепления. Иногда их называют блокгаузами. Это были мощные железобетонные сооружения IV степени устойчивости (толщина стен составляет 3,5 м) — как казематы для пехоты, так и артиллерийские блоки. Они могли образовывать не только отдельные защитные точки, но и сплошную группу из блоков;
  3. Артиллерийские крепости — «тверзи» (tvrz). Это были тяжёлые блокгаузы, образовывавшие замкнутую систему наподобие крепости. Они включали пехотные блоки, входные объекты, миномётные блоки и наблюдательные башни.

​LO vz.37. Горный хребет Шумава, 1938 год - Чешская линия Мажино | Warspot.ruLO vz.37. Горный хребет Шумава, 1938 год

Судьба чешских фортификаций

15 марта 1939 года нацистская Германия ввела в чешские земли войска и объявила о создании протектората Богемии и Моравии. Армия не оказала сопротивления. В распоряжение немцев попали не только внушительные запасы оружия, но и множество чешских долговременных укреплений. После захвата территории Чехословакии их проинспектировали представители специально созданного комитета, в который входили специалисты по фортификации. Немцы провели испытания по воздействию различных видов оружия на эти объекты. Огонь из пулемётов и миномётов не причинил им никакого вреда, а артиллерийский обстрел по большей части лишь разбросал земляные насыпи перед объектами. Бронированные колокола и купола также с честью пережили испытания.

Читайте так же:
Как работает цилиндровый дверной замок

Результаты настолько удивили немецких специалистов, что они демонтировали большинство куполов и установили их на собственных укреплениях. Особое внимание уделялось чешским 47-мм пушкам 4cm kanón vz.36, имевшим хорошие характеристики и удачную конструкцию. Большинство пушек было изъято из чешских казематов и в дальнейшем под названием 4,7cm PaK K 36(t) использовалось на укреплениях Атлантической стены, линии Зигфрида и в Мендзижецком укреплённом районе в Польше.

​Один из наблюдательных колоколов - Чешская линия Мажино | Warspot.ruОдин из наблюдательных колоколов

В конце войны укрепления в районе Опава–Острава были частично восстановлены и заняты немецкими дивизиями во время Моравско-Остравской наступательной операции Красной армии в марте–мае 1945 года. Отверстия от куполов временно заливали бетоном, а вместо демонтированных пушек в казематах устанавливались обычные пулемёты. Подземные галереи служили немцам укрытием во время артиллерийского обстрела.

Неутешительные выводы

ХХ столетие вполне можно назвать «золотым веком» фортификации, которая развивалась под влиянием постоянно совершенствовавшегося оружия и стратегии ведения боевых действий. Сооружение огромных оборонительных полос и УРов накануне Второй мировой войны приняло массовый характер. Пожалуй, не было страны, где не появлялись бы фортификационные сооружения. Первая Чехословацкая Республика не стала исключением. Линия Бенеша оказалась весьма добротной для своего времени и в целом не уступала знаменитой линии Мажино.

Чешские долговременные укрепления, строительство которых началось в 1933 году, к моменту захвата страны немецкими войсками не были закончены. Лишь отдельные их участки были полностью готовы. Долговременные укрепления Первой Чехословацкой Республики ещё не прошли боевое испытание, как чешская армия покинула свои позиции и сдалась захватчикам. И всё же система чехословацких укреплений была вполне современной. В сочетании с благоприятными природными условиями для организации обороны и при наличии боеспособной армии они могли быть весьма эффективными и стали бы для врагов труднопроходимым барьером.

Форт Шоненбург: подземный город-крепость в недрах Эльзаса

Полтора миллиона кубометров бетона, 150 тысяч тонн стали, сотни километров подземных тоннелей — перед Второй мировой войной Франция стахановскими темпами соорудила линию Мажино, систему долговременных укреплений, которая должна была обезопасить ее от германской угрозы. Как показала практика, миллиарды евро (в современном эквиваленте) оказались буквально закопаны в землю: немецкая армия захватила страну за месяц. Ныне объекты линии оказались частью заброшены, частью превращены в музеи. Корреспонденты Onliner.by посетили один из них — форт Шоненбург, спустились на 30-метровую глубину в эльзасских лесах и обнаружили там удивительный подземный город с казармами, столовыми, госпиталем, электростанцией, церковью и даже собственной железной дорогой.

Главный урок, который Франция вынесла из двух последних войн с Германией (1870—1871 и 1914—1918 годов), — это то, что немцам доверять нельзя. Более того, нельзя доверять настолько, что даже от, казалось бы, демократической Веймарской республики она предпочла надежно отгородиться. К концу 1920-х после ожесточенной борьбы двух лагерей в военных кругах (одни генералы требовали строить линию пассивных укреплений, другие — инвестировать в современное вооружение и военную технику) выбор французского правительства склонился в пользу первой точки зрения. На границе с Германией было решено возвести непреодолимую для немецкой армии преграду — линию, названную в честь тогдашнего министра обороны страны Андре Мажино.

Мощная, глубоко эшелонированная система разнообразных укреплений должна была ликвидировать угрозу внезапного нападения с востока. Предполагалось, что, пока немцы увязнут в ее форсировании, у французских вооруженных сил появится время для мобилизации и перехода в Бельгию, где Германии предполагалось дать генеральное сражение. В соответствии с этим стратегическим планом линия Мажино первоначально проектировалась и строилась вдоль франко-немецкой и франко-итальянской границ.

В 1936 году Бельгия разорвала союзнические отношения с Францией, что нанесло непоправимый удар по намерениям французов воевать с немцами на ее территории. В связи с этим началось спешное возведение дополнительного участка линии, прикрывшего бы страну со стороны Бельгии и Люксембурга. Однако малое количество оставшегося до нападения Германии времени и болотистые почвы не позволили создать здесь столь же полноценный укрепрайон, как в Эльзасе и Лотарингии, чем успешно и воспользовался Гитлер в мае — июне 1940 года.

Всего за 1930—1939 годы французы успели построить 45 больших фортов, 97 малых и 352 каземата (по сути, отдельные доты). Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Глубина обороны на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев.

Как показала впоследствии практика, частично эти планы оправдались. Немцы смогли оперативно взять лишь слабоукрепленный бельгийско-люксембургский участок, которого им, впрочем, оказалось достаточно для стремительного захвата Франции. Полностью завершенный центральный фрагмент линии в общем и целом сопротивлялся вплоть до капитуляции страны, и одним из главных центров ее обороны как раз и оказался форт Шоненбург, расположенный в 55 километрах к северу от Страсбурга.

Читайте так же:
Как делают конфеты

Шоненбург представляет собой классический образец «большого форта», основной фортификационной единицы линии Мажино. Фактически это были небольшие, но полностью автономные подземные военные городки, на поверхности представлявшие собой неприступную крепость.

Боевая и жилая части располагались на расстоянии друг от друга и соединялись тоннелем. Шесть шоненбургских боевых блоков заняли один из местных холмов, пара жилых блоков разместились в соседнем лесу на расстоянии до километра.

На схеме, составленной немцами после захвата этого укрепления, хорошо видно устройство подземной части крепости. В южной части форта находились отдельные входы для боеприпасов (отмечен как №1) и военнослужащих гарнизона (№2). Между ними уже под землей была построена жилая часть с казармами, кухней, столовой, госпиталем (все под №3), складами вооружения (№4) и зоной технического обеспечения (№5 — электростанция, насосная, мастерские и так далее). С боевой частью жилая и входная зоны соединялись километровым тоннелем, по которому была проложена узкоколейная железная дорога. В начале и конце тоннеля располагались вокзалы для подвижного состава (№6). Непосредственно перед боевыми блоками (№8) находился и командный центр (№7), из которого, собственно, и осуществлялось руководство обороной форта.

Практически все большие форты центрального (германского) участка линии Мажино были устроены примерно одинаково (с поправкой на меняющийся рельеф местности), однако попасть внутрь случайному туристу без сопровождения проблематично, а порой и опасно. В послевоенное время большинство сооружений этой системы были заброшены. Форт Шоненбург в этом смысле представляет собой счастливое исключение: его музеефикация началась еще в 1980-е годы, и в настоящее время он в полной мере доступен для свободного посещения.

Правда, для этого сюда придется приехать в весенне-осенний период. Шоненбург открыт с апреля по октябрь, причем, за исключением воскресений и отдельных праздничных дней, только во второй половине дня (с 14:00 до 18:00). Масштабы подземных сооружений, возведенных французскими инженерами и строителями, таковы, что их полноценный осмотр отнимет у вас минимум два часа. В связи с этим допуск посетителей внутрь фактически осуществляется только с 14:00 до 16:00. Все эти ограничения следует учитывать при планировании поездки сюда. Одно, впрочем, можно сказать точно: ее результат не разочарует даже человека, равнодушного к фортификации.

Так сейчас выглядит входной блок №8, предназначенный для личного состава крепостного гарнизона. В 1945-м при немецком отступлении он был взорван и восстановлен уже не в оригинальном виде. На архивном снимке его первоначальный облик.

По соседству, в 150 метрах, находится и второй входной блок (№7). Он служил для доставки под землю боеприпасов и прочих грузов, необходимых для функционирования форта. Именно здесь находится портал местной узкоколейки, а рядом экспонируются образцы вагонеток, вовсю использовавшихся французами в 1930-е годы.

Здесь же сейчас устроен и основной вход для приезжающих в Шоненбург туристов. За незамысловатым бетонным фасадом, сохранившим на себе следы боевых действий 1940 года, скрывается комплекс, способный шокировать своими масштабами и объемом вложенного труда заранее не подготовленного теоретически путешественника. Дружелюбная тетушка, прежде чем пропустить вас внутрь, изымет с каждого человека по €7 за двухчасовое посещение комплекса. При этом, если вы задержитесь внутри сверх этого нормативного времени, вам придется доплатить уже на выходе.

И, наконец, еще один немаловажный фактор, про который необходимо помнить, — внутри, на 30-метровой глубине круглый год поддерживается одна и та же температура в +11—12 градусов. Поэтому даже жарким летом необходимо запастись верхней одеждой, способной скрасить те несколько часов, которые предстоит провести в недрах Эльзаса.

Наземная часть блока №7. Слева и справа от входа оборудованы огневые комнаты, защищавшие подступы к ключевому с точки зрения проникновения внутрь противника объекту комплекса.

Одна из огневых комнат доступна к осмотру и полностью оборудована в соответствии с замыслом. Здесь установлена спарка из пулемета и противотанковой пушки калибром 47 миллиметров, способных заменять друг друга в амбразуре комнаты в зависимости от формата штурмующей форт потенциальной жертвы.

Эффективному погружению в атмосферу 1940 года служит звуковое сопровождение, включаемое благодаря специальной красной кнопке. Небольшое помещение сразу наполняется ревом сирены, выстрелами и криками защитников Шоненбурга.

Зарядившись такими неподражаемыми впечатлениями, посетитель отправляется к лифтам, по пути преодолевая семитонную раздвижную бронедверь, очередной элемент обороны крепости. Над дверью дата «1932», когда в Шоненбурге завершились основные строительные работы. Сооружался форт около трех лет, но только спустившись вниз понимаешь, насколько невелик этот срок в сравнении с проделанной работой.

Блок №7 был оборудован двумя лифтами различной грузоподъемности, каждый из которых был способен вместить вагонетку с грузом. Слева — меньший (на две с половиной тонны), сейчас он законсервирован. Справа — большой, пятитонный. Сейчас в его шахте установлен современный пассажирский лифт, но спускаться вниз лучше по окружающей его лестнице.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию