100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в Северной Осетии шьют костюмы для Мариинского театра

Денди из Осетии

Эти мастерские находятся в самом центре столицы Северной Осетии. Филиал открылся 15 лет назад по инициативе художественного руководителя — директора Мариинки, знаменитого дирижера Валерия Гергиева.

Корреспондент "РГ" побывал за "кулисами" этого необычного предприятия и узнал от художника-технолога филиала Нины Черчесовой, как создаются костюмы, диадемы, кокошники и цилиндры для легендарных спектаклей.

Фото: предоставлено компанией Stage Entertainment

— Осетинские мастера веками шили национальные наряды, украшенные золотыми и серебряными нитями, камнями и кружевом, и это умение пригодилось их потомкам для работы на ведущий театр России. К тому же пошив костюма у нас стоит дешевле, чем в Санкт-Петербурге, — поясняет Черчесова.

Трудятся здесь всего 12 мастеров. Они уже сшили около четырех тысяч костюмов для множества постановок. Среди них — "Борис Годунов", "Чародейка", "Левша", "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Пиковая дама".

— Мы работаем заочно — получаем из Санкт-Петербурга фото артиста и его размеры. Шьем без примерок. Но к нашей чести могу сказать, что перешивов у нас практически нет. Как правило, если они и происходят, то из-за того, что артист после отпуска сильно худеет или полнеет. Открою вам маленький секрет. Вместе с размерами приходит описание, на какой материал у актера есть аллергия. И тогда мы ищем замену этой ткани. Параметры каждого актера уже знаем наизусть.

Художник делает иногда по четыре эскиза костюма к опере. Так что приходится становиться в какой-то степени соавтором художника.

Фото: Андрей Александров/РИА Новости www.ria.ru

Самой трудоемкой работой в нынешнем году был пошив костюмов к новому спектаклю "Пиковая дама", премьера которого состоялась весной на сцене Мариинского театра. Для него изготовили около 70 женских и мужских костюмов. Идея сценической одежды принадлежала санкт-петербургской художнице Ирине Чередниковой.

— Порой нам представляют эскизы с нереальными конструкциями или вообще без деталей, — поясняет закройщик Татьяна Филькевич. — И наш маленький коллектив начинает кропотливую работу. Шили мы костюмы к спектаклям о войне. Новую одежду искусственно состаривали, обливали жидкостью, имитирующей кровь, обжигали. За 15 лет наш коллектив сшил сценических туалетов более чем к 30 спектаклям. С годами костюмы актеров изнашиваются, поэтому приходится возвращаться к старым эскизам и восстанавливать платья.

Каждый готовый наряд — произведение искусства. Специально для фондов филиала мастера изготавливают по одному костюму, сшитому для постановок Мариинки. Теперь здесь настоящий музей, который насчитывает 45 туалетов. В планах — провести большую выездную выставку костюмов из разных спектаклей. Зрители такую экспозицию увидят впервые. Но чтобы ее провести, нужна поддержка чиновников.

Самый маленький костюм, сшитый в осетинской мастерской, был 46-го размера, а самый большой — 64-го. На один наряд уходит от 20 до 50 метров тесьмы или кружева.

Читайте так же:
Почему у пингвинов не мерзнут лапы? Описание, фото и видео

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

В декабре Мариинка покажет «Каменный цветок» в постановке Григоровича. К премьере готовятся не только труппа и прославленный балетмейстер, но и мастерицы во Владикавказе, шьющие к нему сотню костюмов

Первая балетная премьера сезона 2016 года посвящается 125-летию со дня рождения автора музыки «Каменного цветка» Сергея Прокофьева и юбилею Юрия Григоровича, которому 2 января будущего года исполнится 90 лет. Мэтр мировой хореографии лично руководит возобновлением постановки, органично соединившей симфоничность и театральность. Премьера — 6 декабря.

Впервые «Каменный цветок» по мотивам уральских сказов Павла Бажова был поставлен в 1954 году в Большом театре в хореографии Леонида Лавровского. Однако именно ленинградская постановка 1957 года, осуществленная 30-летним дебютантом Григоровичем, заставила критиков заговорить о новой странице в истории отечественного балета.

Художественно-производственный комбинат Мариинского театра — огромное производство, с которым вряд ли сравнится даже самый результативный из домов высокой моды. Мариинка «потребляет» до 300 костюмов в месяц, и каждый из этих нарядов — произведение искусства, чаще всего созданное по правилам моды ушедших эпох, но при этом функциональное и удобное, как и полагается рабочей одежде.

Для «Каменного цветка» будет сшито 296 костюмов, говорит заведующий комбинатом Василий Сибирцев. Треть с лишним из этих нарядов прибудет из Владикавказа, где уже более десяти лет действует филиал комбината, созданный по поручению Валерия Гергиева.

Костюмы для «Каменного цветка» — Ныне на подразделение во Владикавказе приходится 10 процентов производства сценических костюмов, и это вполне весомый вклад, — рассказывает Сибирцев. Двухэтажное здание в центре Владикавказа — бывший купеческий дом с вывеской «Филиал Мариинского театра» — напоминает Мариинку даже бело-голубой окраской и некой воздушностью облика.
Удивительно, что это не закрытый объект, и даже случайный турист, оказавшийся в этом месте, может зайти в рабочий цех и увидеть, как создается настоящее искусство.

На рабочих столах здесь стоят швейные машинки, но за огромным столом в центре, буквально заваленным обрезками разноцветной ткани, работают вручную.

— Чтобы работать здесь, нужно быть мастером высшей категории, — говорит директор филиала Залина Цахилова. — В штате нашей мастерской около 40 человек — 15 мастериц, модистки, вышивальщицы. Некоторые трудятся с 2000 года. Они асы, получившие образование в Москве и Санкт-Петербурге и прошедшие стажировку в театре.

В основном владикавказская мастерская создает костюмы для оперы. Причина, главным образом, географическая — северную столицу и Северную Осетию разделяют более двух тысяч километров, и артисты Мариинки не могут позволить себе частные примерки.

— Оперные костюмы проще шить, тут можно обойтись одной примеркой, тогда как работа над балетными нарядами скрупулезна и требует много примерок, — объясняет Залина Цахилова. Однако стоящий рядом с ней манекен в белой балетной пачке из тончайшего тюля, над которым колдуют мастерицы, весьма красноречиво напоминает о том, что платья из Владикавказа не только «поют», но и «танцуют» на Мариинской сцене.

Читайте так же:
Ученые создали самую белую краску (отражает 98,1 % солнечного света)

Как особенный заказ здесь вспоминают работу над костюмами к балету «Щелкунчик» по эскизам Михаила Шемякина. «Работа была очень сложной», — признаются владикавказские швеи. Сейчас в небольшом помещении пошивочного цеха во Владикавказе царит уральская народная мода — готовится «Каменный цветок». Вероятно, такого количества кокошников, сарафанов и душегреек в Северной Осетии еще не видели.

Аккуратными рядами стоят манекены, облаченные в яркие, расшитые традиционными русскими узорами наряды — от повседневных скромных девичьих костюмов, в которых лишь шугай — кофта с отрезной спинкой — украшен цветочной вышивкой, до нарядных женских, где и душегрея, и кика вышиты шелком, унизаны жемчугом и украшены галуном. И в каждом элементе видна тончайшая работа костюмеров. Остается лишь гадать, в каком из этих изумительных нарядов предстанет Хозяйка Медной горы, в каком — Катерина или кто-то из ее подружек.

— Мы вырастили в Осетии классную команду мастеров, обеспечив работой более 30 семей. Поначалу мало кто верил, что из этого что-то получится. Но у нас все получилось, завязались нормальные человеческие отношения, и теперь мастера приезжают к нам из Осетии как друзья, — говорит Василий Сибирцев.

Он считает, что в перспективе на основе филиала во Владикавказе можно сделать полноценные мастерские, где будут изготавливаться не только костюмы, но и декорации. А значит — на Мариинской сцене в холодном Петербурге будут вновь и вновь появляться шедевры осетинских мастериц, принося на шестидесятую параллель немного теплого и яркого кавказского солнца.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

МАСТЕРСКИЕ ТЕАТРА (ХПК)

Художественные мастерские при дирекции Императорских театров были основаны специальным указом императора Александра II в 1874 году. Работники мастерских – декораторы, машинисты, живописцы, костюмеры, скульпторы – наравне с известными исполнителями, режиссёрами и дирижёрами именовались в то время «артистами Императорских театров». Художественные мастерские располагались как в здании самого театра, так и за его пределами. Здание мастерских на Большой Подьяческой, д. 20, в котором и поныне ведутся работы по росписи декораций, в 1882 году получило Первую премию на выставке в Вене.
В 1900 году по проекту Виктора Шретера на Алексеевской улице (ныне ул. Писарева, д. 20) был возведен Декорационный зал и магазин Дирекции Императорских театров, предназначавшийся для хранения и создания декораций. Здание сгорело 5 сентября 2003 года вместе с частью декораций постановок Мариинского театра. И в 2006 году на его месте был возведен Концертный зал Мариинского театра, но уцелевший во время пожара фасад Декорационного зала, выходящий на улицу Писарева, был бережно сохранен в архитектурном облике нового здания.
В 1998 году на базе художественных мастерских был создан Художественно-производственный комбинат Государственного академического Мариинского театра, который в настоящее время является крупнейшим предприятием России и Европы по изготовлению материального оформления театральных постановок и других культурно-зрелищных мероприятий.
В составе комбината два крупных производства: декорационное и костюмерное. В их цехах работает более 300 высококвалифицированных специалистов, сохранена школа театральной живописи, активно используются новые технологии.

Читайте так же:
Самые умные виды птиц – список, описание, где живут, фото и видео

В распоряжении декорационного производства находятся:
• три живописных зала, в которых работают пять бригад театральных художников-живописцев
• цеха по производству декораций, бутафории и сценической мебели из различных материалов
• цех изготовления электробутафории и сценических эффектов
• широкоформатная цифровая печать
• специальное конструкторско-технологическое бюро, разрабатывающее чертежи декораций, рассчитывающее нагрузки и материалы, разрабатывающее технологию производства

За многие годы накоплен большой опыт по изготовлению декораций и бутафории из пластика методом формовки.
В начале 2004 года была открыта новая производственная база комбината площадью 5000 кв.м. (ул. Киевская, 7). В её состав вошли все цеха Декорационного производства. Комбинат получил с её открытием высокотехнологичное оборудование. В распоряжении нового уникального комплекса не только просторные помещения, в которых удобно собирать декорации, но и испытательный стенд, аналогичный по масштабам Мариинской сцене, на котором монтируются декорации, ставится свет.

Костюмерное производство комбината, выпускающее ежемесячно до 400 исторических костюмов любой сложности, располагает цехами:
• пошива мужского и женского костюма
• окраски и росписи тканей
• изготовления головных уборов
• изготовления характерной и балетной классической обуви
• изготовления трикотажных изделий
• вышивки

Мощности комбината позволяют не только полностью удовлетворять потребности Мариинского театра, но и выполнять заказы других организаций и частных лиц.

Заведующий – Василий Сибирцев
тел./факс: (812) 326-41-16
E-mail: sibircev@mariinsky.ru

Заместитель заведующего – Валерий Андреев
тел.: (812) 713-81-39

Экскурсия в мастерские Мариинского театра: пропавшие без вести в закулисье

К этому новому году Дед Мороз сделал мне просто роскошный подарок — курс по театральному головному убору.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 1

Все было серьезно — с массой домашних заданий.

Проводником в мир диадем, кокошников, цилиндров, каркасов и балеринских «лебединых головок» стала художник-технолог отделочного производства Мариинского театра и увлеченный реконструктор Мария Черноглазова.

Читайте так же:
Самые опасные животные – список, названия, где водятся, фото и видео

Мария владеет практически всеми традиционными технологиями — от чалмы и чепца до фонтанжа и кивера. Болшая удача у нее учиться — некотрые девчонки из нашей группы каждые выходные приезжали из Москвы. В столице таким вещам никто не учит.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 2

Мария собственной персоной в образе. Шляпки, естественно, её рук дело.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 3

Её работы вы могли видеть не только в постановках Мариинки, но и в фильмах “Бедный-бедный Павел” с Виктором Сухоруковым, сериале “Винтовая лестница» с Инной Чуриковой, только вышедшем фильме «Батальон» и многих других.

В программу курса входило посещение театральных мастерских Мариинского театра — редкая возможность познакомиться с пространством, где рождается сказка. Зрители наслаждаются уже готовой картинкой и даже не представляют, сколько часов и кропотливого труда вложено в её создание!

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 4

Мастерские находятся не в историческом здании Мариинского театра, и не в здании Новой сцены — швейно-отделочный комбинат в несколько этажей расположился по соседству. Пришли мы в мастерские морозным солнечным днем — работа уже вовсю кипела!

1. Цех головных уборов

Начали с самого главного и интересного — цеха головных уборов. Это моя стихия! Родные болваночки, перья, выкройки цветов, закрепители и клей.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 5

Вот она, феечка-модистка, доводит до ума только что снятую с формы шляпу.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 6

Обсуждаем, консультируемся, слушаем, навострив ушки, Машу.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 7

Немного востока — чалма и султан. Драпировка чалмы — это очень сложно, поверьте.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 8

В очереди на реставрацию: кокошник (сцена «Русский танец») и шапочка китайского болванчика ( сцена «Китайский танец») для балета «Щелкунчик».

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 9

Командная работа требует чёткой организации и спланированности. Талон-памятка для мастера.

Вообще, перед шляпниками театра задача не из простых — сделать эффектную и легкую вещь, которая долго прослужит, будет хорошо держаться на голове и не мешать артисту двигаться и танцевать.

2. Пастижерный цех

Здесь с помощью тончайшего крючка из натуральных, искусственных и конских волос делают брови, усы, бороды, всевозможные накладки и парики. Часто старые парики разбирают и создают новые.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 10

Мастер-пастижер за работой.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 11

По волосиночке собирается ниточка — тресс, а из ниточки укладывается парик.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 12

Пока фотографировала стайку этих париков, появилась идея маленького комикса.

3. Цех трикотажа

Здесь шьют балетные трико, лифы и все трикотажные детали костюмов.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 13

Нина Николаевна Щёголева, мастер по трикотажу.

Нина Николаевна Щёголева работает в Мариинке. (!) 70 лет — «Как пришла девчонкой-подростком после войны, так и тружусь здесь. Каждый рабочий день — в радость. Не помню, чтобы когда-то не хотелось идти на работу. А все потому, что работаю со светлыми людьми. Коллектив очень важен».

Читайте так же:
Почему снег скрипит под ногами? Причины, описание, фото и видео

4. Цех вышивки

Жемчужина цеха — удивительная вышивальная машинка 19 века. Берегут как зеницу ока эту раритетную неутомимую труженицу. Ручка у машинки под рабочей поверхностью — занятная вещица!

Попробуй, отыщи по складам-магазинам шнур нужной толщины, цвета и метража! А декоративные шнуры в отделке незаменимы.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 14

Прошу любить и жаловать еще одного ветерана труда — машинка для плетения шнуров!

5. Цех трафаретной роспики тканей

Вручную по трафарету художник делает на ткани накат из краски — неудобно выйдет, если зритель узнает в костюме Садко родные шторы в зале. Нельзя! Все должно быть качественно и максимально соответствовать стилистике эпохи поставновки.

6. Цех ручной росписи тканей

Здесь из непримечательной тряпочки делают, например, шикарную парчу; имитируют вышивку, инкрустацию или искусственно «состаривают» ткань:

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 15

7. Красильно-прачечное производство

Оказывается, найти ткань необходимого оттенка / качества / достаточного метража —целая проблема. Поэтому Мариинские золушки окрашивают ткани (!) вручную огромными тюками — чтобы сшить костюмы всем солистам / артистам хора и кордебалета.

Этот цех произвел, честно говоря, мрачноватое впечатление — парящие ёмкости и чаны с красителями, древнего вида сушильные шкафы. Но есть и современные стиральные машинки.

Глядятся ткани с помощью каландра — гигантской паровой установки с валиками 1,5 м шириной. Сушат отрезы на рамах в сушильных шкафах. В общем, тяжёлый физический труд.

8. Костюмное ателье

Им мы завершили свое путешествие. Бесконечные ряды закроечных столов, всевозможных швейных машин, лекал, готовых и в процессе доработки / переделки / обновления костюмов.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 16

Оказывается, балетная пачка служит не больше 10-ти спектаклей — после стирки и химчистки абсолютно теряют форму и вид.

Экскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 17

Умилили вот эти пышненькие манекенчики. Дамы с формами — наверное, оперные певицы. 🙂

Надеюсь, наше маленькое путешествие в закулисье было занимательным.

Когда в следующий раз отправитесь в театр, пожалуйста, подарите часть своих аплодисментов всем этим удивительным мастерам, остающимся за кадром происходящего на сцене. Пусть и будете знать об этом только вы.

А пока — уверена, новыми глазами — посмотрите видеозапись балета Щелкунчик и по-настоящему оцените такую сложную, но интересную и слаженную командную работу большой творческой семьи Мариинского театра.

Можно начать с 1:08:00 — узнаете и тот самый кокошник и шапочку китайского болванщика из очереди на реставрацию в цеху головных уборов.

А можно начать смотреть с 1:14:00 — и понять в полной мере, почему весь мир сходит с ума по русскому балету.

Всего вам самого доброго,

Ваша ЮляЭкскурсия в мастерские Мариинского театра пропавшие без вести в закулисье, фото № 18

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию