100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в Германии меняют канализационные люки

maxxbay

Канализационный люк ложат над смотровым колодцем к подземным коммуникациям для защиты колодца и водостока от повреждений, попадания посторонних предметов, обеспечение движения пешеходов и автотранспорта, несанкционированного доступа, также для доступа к подземным коммуникациям.

Канализационный люк — сравнительно недавнее изобретение. Расцвет эры чугунных канализационных люков связан с появлением и развитием электрических и телефонных сетей, которые появились всего столетие назад. К слову сказать центральная канализация, во многих городах появилась на 20-30 лет позднее.

Круглая форма люка не случайно получила наибольшее распространение: ведь квадратный люк может провалиться в колодец, а треугольный не соответствует форме человеческого тела. Круглый люк никогда не провалится в колодец, но вместе с тем он имеет особое качество — его можно катить.

По маркировке люка всегда можно узнать, какой колодец он прикрывает

Г, ПГ — пожарный гидрант, пожарный гидрант подземный

К — бытовая и производственная канализации

Д — дождевая канализация

ТС — тепловая сеть

ГС — газовая сеть

ГТС ,МТС — городская телефонная сеть

МГ — [магистральный] газопровод

Т — телефон (телефонная сеть)

ТС — теплосеть (теплопровод)

Традиционный материал для изготовления люков — чугун. Чугунные люки прочны, надёжны, долговечны, устойчивы к воздействию агрессивных сред. Однако крышки чугунных люков довольно часто становятся объектом хищения с целью сдачи на металлолом.

В городе Калькутта (Индия) более 10000 люков были украдены в течение двух месяцев. Они были заменены на бетонные покрытия, но и они были украдены, на этот раз из-за арматуры внутри них.

240000 люков и водосточных решёток были похищены в Пекине в 2004 году». Вор в Китае может заработать 33 юаня ($4), продав дельцу крышку люка.

В одном только Лондонском районе Ньюхам ежегодно воруют около 200 решёток ливневой канализации и крышек.

В связи с участившимися кражами люков ряд производителей начали выпуск люков, имеющих в своей конструкции петли (открываются как дверь), либо имеющие запорный механизм (замок). Последние чаще используются для линий связи.

В 2000—2001 годах в Москве проходил глобальный мэйл-арт проект «Канализации всех стран, соединяйтесь!», чью основу составляли фотографии канализационных люков со всего мира, а также авторское осмысление темы в виде творческих проектов и объектов.

Несмотря на то, что почти все канализационные люки имеют круглую форму, в некоторых странах используют треугольные. А США есть крышки для канализационных люков треугольной формы. Они указывают направление потока в канализации.

При движении гоночных болидов благодаря их аэродинамическим характеристикам создаётся настолько низкое давление воздуха между дорогой и днищем машины, что его достаточно, чтобы поднять крышку канализационного люка (см. Закон Бернулли, Граунд-эффект). Поэтому во время гонок по городским улицам крышки привариваются к ободу люка. 23 сентября 1990 года на гонке спортпрототипов в Монреале болид гонщика Хесуса Парейи ударился о крышку канализационного люка, поднятую в воздух болидом, следовавшим перед ним. В результате этого начался пожар; из-за плотного дыма последовали новые аварии, и гонку остановили.Срыв крышки люка гоночным болидом серии CART можно видеть в фильме «Гонщик».

На канализационных люках Рима, как и на гербе этого города, написано SPQR (традиционное римское сокращение фразы «Senatus Populisque Romanus», что в переводе с латыни означает «Сенат и римский народ»). А в Японии канализационные люки украшают веселыми аппликациями.

История канализационных люков

История чугунных канализационных люков насчитывает уже более полутора сотен лет. Появление их связанно с зарождением городских коммунальных служб в наиболее урбанизированных городах нашей планеты в 1830-40-е годы. В сознании людей колодцы неразрывно связаны с канализацией, несмотря на то, что есть масса прочих функций подземных коммуникаций. В литературе и киноискусстве такая взаимосвязь постоянно культивируется. Преступники бегут из непреступных тюрем именно через канализацию, вылезая где-нибудь на пустыре, насилу открыв тяжеленную чугунную крышку, которая смачно и гулко звенит о булыжную мостовую. Разумеется, здесь играет роль и хронологический фактор: водоснабжение и канализация пришли в города раньше света и телефона. Очевидность такого логичного, на первый взгляд, утверждения далеко не всегда на поверку оказывается обоснованной. За примерами далеко ходить не надо: столица России — Петербург — была телефонизирована в конце 19 века, но более-менее нормальная канализация появилась (да и то — только в центре города) лишь в 30-е годы 20-го века, перед самой войной.

Читайте так же:
Гепард - Описание, скорость, происхождение, питание, подвиды, где обитает, фото и видео

дизайнерские чугунные люки

В каждом городе специфика цивилизационного процесса, очередность возникновения новых коммунальных служб была своя, однако, в отношении канализационных люков один общий фактор непреложен: когда улицы получили твердое покрытие, начали асфальтироваться, люки уже стали необходимостью. В 1880-х гг. в важнейших городах планеты появляется электричество, постоянный ток. Вдоль улиц выстраиваются цепи фонарей с лампами накаливания, электрифицируются железные дороги. Молодые электрические компании вступают в прямую конкурентную борьбу со старыми газовыми фирмами, со временем зачастую сливаясь в крупные концерны для снижения цен и удешевления развития сетей. Перед первой Мировой войной в Европе и США доминирующие электрические компании уже имеют сети, по разветвленности не уступающие канализационным.

чугунный люк.jpg

Настоящий расцвет эры чугунных канализационных люков связан с появлением и развитием телефонных сетей. В России решающую роль в создании подземных телефонных коммуникаций сыграло «Шведско — Датско — Русское телефонное акционерное общество». В 1901 г. закончился контракт компании «Белла» на владение московской телефонной сетью и по результатам закрытого конкурса все права перешли к Шведско-датско-русскому АО, которое начало свою деятельность с расширения и полной реконструкции станционных и линейных сооружений сети. К тому времени телефон в Москве и Петербурге существовал уже два десятилетия, однако телефонные линии, изготовленные из стального провода диаметром 2,2 мм, прокладывались по воздуху.

В 1901-1903 гг. компания «Л.М. Эрикссон и Ко» возвела в Москве ультрасовременную по тем временам Центральную телефонную станцию в Милютинском переулке, кардинально реконструировав существующие линии. На магистральных направлениях были построены бетонные коллекторы для прокладки телефонных кабелей в свинцовой оболочке с воздушно-бумажной изоляцией, которые в отдельных местах и поныне находятся в рабочем состоянии. Смотровые колодцы этой системы закрывались специальными чугунными крышками, по дизайну сходными с люками телефонных колодцев в старой части Стокгольма и Копенгагена. Эти крышки и сегодня можно увидеть на улицах Москвы.

unnamed.jpg

В каталогах литейных заводов наряду с трубами, радиаторами отопления, кранами, фонарями, оградами и прочим изделиями чугунные канализационные люки занимают важное место. В то время заводов было значительно больше, чем теперь: почти в каждом крупном городе было свое литейное производство, и эти заводы выпускали индивидуальные люки для своего района. Единого стандарта еще не было, и существовало многообразие, а по люкам можно было проследить географию локальных сетей. Теперь крупные предприятия поставляют чугунные канализационные люки в целые регионы, и индивидуальность сохраняется только в спецзаказах, обычно для исторических центров крупных городов и отдельных компаний, желающих увековечить себя в монументальных произведениях из чугуна, чаще всего в рекламных целях.

Развитие автомобилестроения, появление автотранспорта на улицах предъявило новые требования к канализационным люкам, поскольку тяжелые грузовики могли оказывать на крышки колодцев давление до 8 тонн. Люки, расположенные на оживленных трассах, оказались более подвержены износу, чем лежащие в тихих закоулках. Люки перепроектировались согласно новым инженерным требованиям, и были разделены на классы в соответствии с назначением. В разных странах принимались свои национальные стандарты, однако общемировая тенденция заключается в выделении классов тяжелых (с предельной номинальной нагрузкой в 15-20 тонн) и легких канализационных люков (с допустимой нагрузкой до 3-5 тонн), а также в изменении формы и размеров люков в соответствии с назначением сети и видом использующегося в колодце оборудования. Тяжелые чугунные люки, предназначенные для установки на проезжей части улиц, получили мощную выступающую внутрь колодца — «хвостовую» часть — своеобразный стабилизатор, препятствующий сдвигу люка с колодца.

Читайте так же:
Насекомые и их личинки – описание, фото и видео

Не смотря на технические изменения, декоративное оформление поверхности чугунных канализационных люков зачастую оставалось прежним. Таким образом, как уже отмечалось выше, оно может быть значительно старше самого люка. Традиционные «международные» орнаменты, такие как «вафли», «плетенка», радиальные линии, сетка, концентрические круги и другие, появившиеся еще в 19 веке, существуют и поныне с незначительными изменениями.

Канализационные люки 1.jpg

В начале 20 века по орнаменту, украшающему канализационный люк, часто можно было определить принадлежность люка определенной сети коммуникаций по функциональному признаку. Электрические компании предпочитали плетенку, санитарные — «вафли» (шашки), телефонные компании в США отдавали предпочтение шестиугольному «сотовому» дизайну («пельменница»), а в Европе — «стрелам молнии». Эти тенденции носили международный характер. Помимо геометрического орнамента на чугунных люках часто можно видеть надписи, несущие информацию о собственнике сети и, соответственно, люка: принадлежит ли он государству, городу или частной компании; о назначении сети — о том, что находится под люком; и о фирме-производителе люков, которая его изготовила.

Имена многих знаменитых и скромных, давно исчезнувших и ныне процветающих компаний можно найти на крышках люков: Pacific Telephone & Telegraph Co, Burden Iron Works, Great Western Power Co, Hans & Jorgen Larsen, Бедризов и сыновья, Завод Лесникова, Мюр и Мерилиз, Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество, Акционерное общество Н. Зигель, Машиностроительный завод Сойфера… После революции 1917 г. в Советской России канализационные люки запестрели названиями артелей: артель «Серп и молот», артель «Металлист», «Механик», позже их сменили гордые названия металлургических заводов, трестов и городов, где находились литейные производства, иногда встречаются и годы изготовления; в 70-80-е годы 20 века предпочтение отдавалось ГОСТам и ТУ, а в настоящее время важнейшей информацией считается тип люка и функциональное обозначение колодца (В-водопровод, Г- пожарный гидрант, К- бытовая и производственная канализация, Д- дождевая канализация, ТС- тепловая сеть, ГС- газовая сеть и т. п.).

В Европе и США (а с некоторых пор и у нас) существует особая каста люков: колодезные крышки, изготавливающиеся по спецзаказам для исторических центров крупных городов. Подобные крышки – подлинные произведения искусства, обычно включающие изображения городских гербов, символики, названия городов, юбилейные даты. Иногда сердцевина таких люков, лежащих где-нибудь на вокзале или в гипермаркете, выполнена из меди или латуни и начищена до блеска. Такие шедевры моментально бросаются в глаза туристам, и… расчет рекламодателей оправдывается, ибо на люках нередко размещена реклама(!): здесь и китайский ресторан, и фешенебельный отель, и Интернет-провайдер… Забудешь телефон – не беда: люк всегда лежит на своем месте, можно пойти и посмотреть, в отличие от затерявшейся газеты, которую, возможно, давно выбросила жена. Бывают еще «дизайнерские» люки, отлитые по индивидуальному проекту для какой-нибудь галереи или культурного центра. Здесь на крышке может быть любое, самое дикое и неожиданное изображение.

Размер и форма крышек чугунных люков соответствуют колодцам: как раньше, так и теперь существуют большие и маленькие, круглые и квадратные, в соответствии с функциями. Однако в любом случае стандартный круглый люк должен быть не менее 550 мм (22 дюймов в США) в диаметре, чтобы человек мог пролезть в колодец. Размер в СССР часто варьировался от назначения. В России приняты стандарты в 645 и 680 мм, в США применяются 24-х и 27-дюймовые крышки, 36-дюймовые ставятся, когда в колодце нужно разместить громоздкое оборудование.

чугунный люк в Чикаго

Лучший материал для изготовления канализационных люков, обладающий большим запасом прочности и высокими антикоррозионными свойствами для трудной уличной службы — серый чугун (рашпер). Изготавливается этот сплав обычно из переплавленного металлолома (блоков цилиндров автомобильных моторов). Такой сплав предпочтительнее стали, которая коррозирует, и слишком дорогого и легкого алюминия (что недопустимо с точки зрения безопасности, т.к. в сильный ливень алюминиевые люки могут легко быть выброшены из оправы напором стекающей в колодец воды, к тому же их гораздо легче похитить). В России используются в основном чугунные канализационные люки собственного производства, а также люки с запорными устройствами. Гибридные люки, представляющие собой сочетание чугунного корпуса, залитого бетоном, еще не получили в России широкого распространения.

Читайте так же:
Почему золотое руно было золотым?

Маленькие 4-12 дюймовые люки называются «ручными» (handhole) люками. Они используются за рубежом для неглубоких колодцев, в которых установлены приборы, измеряющие подачу газа и воды, манометры, пожарные гидранты, брандспойты, запорные клапаны. В Европе бывают круглые, овальные, треугольные, прямоугольные, многоугольные «ручные» люки. В России подобной «узкой специализации» практически не существует, все оборудование находится в «больших» (manhole) колодцах (за редким исключением, каковым являются в основном газовые коммуникации, на которых иногда используются «ручные» неснимаемые откидывающиеся лючки-коверы, соединенные с оправой люка петлями).

чугунный люк в Санкт-Петербурге

Самые большие люки, часто составные, установлены над большими насосами и трансформаторами. Бывают комбинированные люки (малый круглый в большом квадратном, например, — может открываться частично для инспекции и целиком для монтажа-демонтажа оборудования). Круглая форма не случайно получила наибольшее распространение, ведь квадратный люк может провалиться в колодец, а треугольный не соответствует форме человеческого тела. Круглый люк никогда не провалится в колодец, но вместе с тем он имеет особое качество — его можно катить. С одной стороны, это плюс (его катят работники коммунальных служб), но есть и существенный минус, принявший в последние годы в России масштаб стихийного бедствия: кража крышек люков. Поскольку открыть канализационный люк даже без специального инструмента — дело не особо хитрое, защита люков от воров представляет большую проблему. Конечно, вес чугунного люка (а обычный люк весит 50-110 кг, в США — 250-300 фунтов) представляет некоторую сложность. но только не в России! Охотники за «халявным» металлом вывозят на пункты приема металлолома чугунные люки с улиц десятками. В результате чего у прохожих увеличился риск оказаться в городском канализационном коллекторе, а у автомобилистов – наглухо угробить свою подвеску.

чугунный люк для телефонных сетей_Россия

В США эта проблема решается применением многообразных запорных устройств. В Европе используются комбинированные (гибридные) люки из чугуна и бетона. В последнее время энтузиасты по всему миру собирают коллекции фото интересных люков, устраивают тематические выставки, в Интернете возникли сайты, посвященные искусству литых крышек смотровых колодцев коммунальных сетей. Появилась надежда, что всемирная публичная галерея промышленного дизайна под открытым небом, в которой в чугунных гаммах представлена 150-летняя истории урбанизации, будет сохранена.

Как в Германии меняют канализационные люки

Полимерный люк против чугунного - какой лучше?

06.08.2020

Полимерный люк против чугунного — какой лучше?

Люки – это важная часть каждой канализации, выполняя несколько защитных функций. Кроме того, они используются, чтобы проверять и осматривать коммуникации под землей, выступая в виде фильтрующей конструкции в автономной системе. Производятся устройства из разных материалов, но особенный спрос наблюдается на полимерные и чугунные модели. Давайте разберемся, какой люк лучше.

Классификация

Люки для канализации множество разных вариантов, что важно учесть в процессе выбора и приобретения:

По назначению

Если говорить о назначении, то канализационные крышки бывают:

  • смотровыми – используются для контролирования состояния систем коммуникации;
  • накопительными – обеспечивают доступ к накопляющим бакам;
  • ливневыми – монтируются на стоки для отвода дождевой воды;
  • ревизионными – требуются, чтобы обслуживать канализационные и водопроводные трубы.

По сфере применения

Все инженерные коммуникационные люки можно разделить на две категории:

  1. Крышки для скоростных автомобильных магистралей, аэропортов, терминалов для транспорта и на площадках производства. Также могут использоваться на стоянке для хранения гусеничных тракторов и машин с большим грузом. Лучше всего подходят чугунные.
  2. Люки для монтажа на участке для пешеходов, в парковых зонах, во дворах и загородных коттеджей. Отличный вариант – полимерный материал.
Читайте так же:
Почему человек зевает и почему зевота заразительна? Описание, фото и видео

Материалы

Выпускаются канализационные люки с разными составляющими. К примеру, бетонные модели использовать неудобно, да и не создается нужная герметичность. Полимерно-песчаные стоят недорого, при этом могут выдержать нагрузку от 1,5 до 12,5 тонн. Отдельно стоит сказать, какой из них лучше: полимерный или чугунный люк.

Чугунные люки

Чугунный люк

Отличаются от аналогов прочностью, зависящей от назначения:

  • легкие – допускают нагрузки до 1 500 кг. Преимущественно устанавливают в парковых и газонных зонах, тротуарах;
  • средние – применяются в местах с небольшой нагрузкой транспорта, к примеру, во дворе или на территории возле дома;
  • тяжелые – отличное решение для дорог в городе для передвижения автомобилей;
  • магистральные – одни из самых прочных, которые выдерживают до 400 тон. Устанавливаются на дороге для перевозки грузов автомобилями с большим уровнем грузоподъемности.

К преимуществам чугунных люков можно отнести высокие прочностные и эксплуатационные характеристики. Однако, большой вес может затруднить доступ к коммуникационной системе. Если с легкими моделями может справиться и один человек, то вот с тяжелыми крышками лучше работать профессионалу. Важно отметить, что чугунные люки привлекают внимание злоумышленников, которые сдают металлолом.

Полимерные люки

Полимерный люк

Разные полимерные составы нашли применение в быту и на производстве. Если проводить сравнение полимера и чугуна, то последний вариант имеет только преимущество высокой прочности. А полимерные люки отличаются большим эксплуатационным сроком, небольшой массой и инертностью по отношению к агрессивным химическим соединениям и влажности. Форма не меняется даже при высокой температуре, а присутствие моделей с замком позволяет исключить доступ в канализацию для посторонних лиц.

Кроме того можно установить пластиковый люк в чугунную обечайку. Да и выбор цветовых решений достаточно большой, а все изделия соответствуют санитарным нормам.

Пластиковые

Пластиковый люк

Для производства применяют термопластичный полимер для литья под давлением. Чтобы повысить прочность возможно армирование стеклопластиковой арматурой и другим совместимым сырьем. Устанавливаются в местах отсутствия движения транспорта. Отличаются экологичностью и долговечностью. Главным преимуществом является выпуск в разных цветовых решениях.

Бетонные

Бетонный люк

Используются редко. Они отличаются большим весом, неудобностью в эксплуатации, отсутствии герметичности. Имеют армирование для большей прочности и петли, чтобы удобно произвести установку. Применяются тогда, когда колодец не входит в рамки стандартного размера и не требует постоянной проверки. Иногда устанавливают поверх чугунного люка, чтобы предупредить хищение.

Резиновые

Резиновый люк

При производстве применяются разные наполнители, пластификаторы и стабилизаторы. Легко выдерживают даже самую высокую температуру и очень большие нагрузки. Часто монтируются в горячий асфальт. Используются для колодцев с разным назначением и часто встречаются на спортивных и детских площадках, в зонах для пешеходов, на велодорожках.

Формы и размеры

Наиболее популярные круглые модели. Подобное решение достаточно эстетично, удобно в применении. Отсутствуют острые углы. Если необходимо, то при транспортировке если крышка тяжелая, то ее легче перекатить.

Люки с формой квадрата или прямоугольника встречаются реже, и преимущественно устанавливаются на колодцы с ливневой канализацией. Их выпуск нецелесообразен по стоимости, так как требуют большего количества сырья.

Преимущественно, люки выпускаются по стандартизации, где указаны размеры, соответствуя габаритам колодца. Диаметр люка должен предоставлять возможность беспрепятственного прохождения в канализацию специалистам, чтобы выполнить работы и необходимую проверку сетей.

Наиболее распространены следующие параметры корпусов люков с крышками:

  • корпус 720 × 60 , крышка 600 × 25;
  • корпус 750 × 90 , крышка 690 × 55;
  • корпус 750 × 100 , крышка 690 × 50;
  • корпус 800 × 110 , крышка 700 × 70.

Иногда используются люки квадратной формы с размером 640 × 640 мм, а крышка 600 × 600 мм.

Особенности выбора

Чтобы не задумываться о том, как выбрать люк, то важно помнить, что требует принять во внимание условия местности, назначение коммуникации, месторасположение и максимальную нагрузку. Так, для неохраняемой открытой территории лучше подойдут люки с замками, помогая избежать хищения и создавая нужную защиту от несанкционированного доступа.

Читайте так же:
Как в Беларуси делают печенье

Для зон отдыха и рядом с домами устанавливают полимерные конструкции, имеющими отличные шумоизоляционные качества. А вот на проезжую часть, безусловно, подойдут чугунные варианты. Вот только не стоит их использовать в частном секторе.

Помните, что крышка не должна создавать никаких резких звуков при открытии/закрытии, а также наезде на нее. Лучше отдавать предпочтение моделям с шероховатой лицевой поверхностью, гарантирующее сцепление с обувью и шинами авто.

Вы можете купить люк в Батайске и Ростове-на-Дону в нашем интернет-магазине. Мы гарантируем отличное качество каждой канализационной крышки, профессиональное обслуживание и самые выгодные цены.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Наверное никого не удивит тот факт, что многие современные вещи и предметы, которые окружают нас делают в странах Азии. Так например, канализационные люки Нью-Йорка делают в Индии, в 13 тыс. км. от Манхэттена.

Сегодня в kak_eto_sdelano мы посмотрим как это делается.

Литейное производство Shakti Industries в Хаоре производит крышки люков для Con Edison и Департамента охраны окружающей среды Нью-Йорка, а также для их филалов в Новом Орлеане и Сиракузах.

Все начинается со двора небольшой фабрики, где складируется железная руда.

Как и многие сотни лет назад, здесь активно используется ручной труд, никакого лифта или каких-то подъемных средств, все только на своей голове.

Руда загружается в печь на втором этаже цеха, где выплавлется металл уже на первом.

Который заливается в формы.

Все проще простого! Смущает только отсутствие каких-либо норм безопасности — все сталелитейщики работают практически в набедренных повязках, босиком, и ничто их не защищает от случайного попадания жидкого металла на кожу. Если же загорается край тряпки, покрывающей тело, то работник просто тушит огонь рукой и продолжает свою работу.

Несчастные случаи? Какие несчастные случаи? — удивляется начальник цеха, который уверяет, что у них никогда не было ЧП.

Компания Con Edison покупает четверть своих крышек люков, приблизительно 2750 в год, именно в Индии, где размещается заказ на их изготовление. Муниципалитеты и коммунальные предприятия часто покупают свои крышки люков через посредников, которые заключают контракты с иностранными литейными заводами; Нью-Йорк покупает канализационные крышки через компанию в Флашинге, Квинс.

Крышки люков, изготовленные в Индии на 20-60% дешевле, чем те, что производятся в Соединенных Штатах. Работникам литейных заводов в Индии платят сумму, эквивалентную нескольким долларам в день, в то время как литейщики в Соединенных Штатах зарабатывают около 25 долларов в час. Несмотря на то, что их делают на другом краю света, производство и доставка из Индии выгодней, чем в США.

Однако сотрудники индийской фабрики рады и этому — есть работа и есть деньги.

Неудачные или сломанные люки идут на переплавку.

или используются по другому назначению.

Если будете в Нью-Йорке, отвлекитесь от своего смартфона, посмотрите под ноги и вспомните, что люк, который вы только что перешагнули был сделан в жарком индийском цеху мужиком в набедренной повязке.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию