100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроены трамваи в Хельсинки

Как устроены трамваи в Хельсинки

Общественный транспорт Хельсинки

Общественный транспорт в финской столице – настоящий образец для подражания и хороший пример управления жизнью города. И если назвать ее совершенной чересчур высокопарно, то отлично слаженной – можно. Автобусы, трамваи, метро, пригородные электрички и паромы ежегодно совершают до 370 млн. перевозок.

Хельсинки и предместья буквально окутаны сетью автобусных маршрутов и электричек. Так же Хельсинки остаётся единственным городом в Финляндии, в котором курсируют трамваи и имеется метро. Второй город с трамваями в системе городского транспорта был Турку, но власти города отказались от нее в 1972 году.

Билеты

Хельсинки поделен на зоны от которых зависит и стоимость проезда:
0 – разовый билет, действует на автобус, метро, трамвай, паром до Суоменлинны и электричку в пределах города, в течение часа без ограничения количества пересадок.
1 – внутренний билет — билет, действующий в пределах одной зоны (Sisäinen lippu), например, поездки только по Хельсинки, только по Вантаа.
2 – региональный билет (Seutulippu), предусматривающий поездку по «Большому Хельсинки» (включает Хельсинки, Эспоо, Кауниайнен и Вантаа).
3 – 2-зональный расширенный региональный билет (Lähiseutu 2 -lippu), включающий поездки по регионам, но не действующий в самом Хельсинки. Действует в Эспоо, Кауниайнен, Вантаа, Керава, Сипоо, Киркконумми, Сиунтио и Туусула.
3 – 3-зональный расширенный региональный билет (Lähiseutu 3 -lippu), включающий поездки по Хельсинки и регионам. Действует в Хельсинки, в Эспоо, Кауниайнен, Вантаа, Керава, Сипоо, Киркконумми, Сиунтио и Туусула.

Вы всегда должны иметь билет, действительный на все путешествие. Например, вы не можете купить два внутренних билета, при переходе границы зоны у вас должен быть региональный или расширенный региональный билет.

Схема зонального деления городского транспорта Хельсинки

Схема зонального деления

Однако большинство туристов, не желая связываться с проездными карточками, предпочитают покупать разовые билеты (kertalippu).

Сделать это можно у водителя автобуса. В таком случае, разовая поездка вам обойдется в 3,20 евро (1,60 евро – детский билет). Или в автомате, в таком случае он будет дешевле на 30 и 10 центов соответственно.

Билет действителен на автобус, метро, трамвай, паром до Суоменлинны и электричку в пределах города, в течение часа без ограничения количества пересадок.

Трамвайный билет (raitiovaunulippu), действительный для проезда только на трамвае, с февраля 2018 года купить у водителя трамвая нельзя, его нужно приобретать до посадки в трамвай. Стоимость трамвайного билета 2,50 евро.

Где купить билет?

1. В автоматах по продаже билетов. Автоматы продают бумажные разовые билеты и дневные билеты на непополняемых картах на 1-7 дней, действительные для проезда по всем зонам. В автоматах также можно пополнить проездную карту. Розовые автоматы по продаже билетов продают бумажные разовые билеты и дневные билеты.

2. В парковочных автоматах. Можно приобрести внутренние билеты для поездок по Хельсинки, трамвайные билеты, региональные билеты, 3-зональные расширенные региональные билеты. Оплата только кредитной картой (Visa, MasterCard).

3. В R-Kioski можно приобрести разовые и дневные билеты, пополняемые проездные карты.

4. Сервисные пункты HSL. Здесь продают разовые билеты и дневные билеты на непополняемых картах, а также пополняемые проездные карты.

5. Скачайте на свой смартфон приложение HSL Mobile Ticket и покупайте билеты прямо на смартфон. Оплата картами Visa, Visa Electron или Mastercard. При этом разовый билет, купленный через приложение, будет стоить 2,20 евро.

Ближайшие точки по продаже билетов можно найти на карте.

На пополняемую проездную карту можно намагнитить, как полу/месячный билет, так и положить на нее любую сумму в сервисных пунктах HSL или в R-kioski.

Возьмите на заметку, что для поездки в Эспоо или Вантаа (будь то аэропорт или научный центр Хеурека) следует покупать региональный билет «Seutulippu».

Как сэкономить?

Если вы планируете задержаться в Хельсинки на несколько дней и активно пользоваться городским транспортом, экономнее будет приобрести билет на 1-7 суток. Срок действия карты отсчитывается с того момента, когда ее первый раз приложили к валидатору. При этом внутренний билет (Sisäinen lippu), действительный только для поездок по Хельсинки, будет стоить:
на 1 сутки – 9 евро взрослый/4,50 евро детский
на 2 суток – 13,50 евро взрослый/6,75 евро детский
на 3 суток – 18 евро взрослый/9 евро детский

Региональный билет (Seutulippu), зона действия: Хельсинки, Эспоо, Вантаа, Кауниайнен, будет стоить:
на 1 сутки – 14 евро взрослый/7 евро детский
на 2 суток – 21 евро взрослый/10,50 евро детский
на 3 суток – 28 евро взрослый/14 евро детский
(Детский билет предусмотрен для ребенка 7-16 лет).

Полностью посмотреть тарифы на различные виды билетов можно здесь.

Если вы решили обстоятельно осмотреть город, имеет смысл приобрести «Helsinki Card». Это – и проездной билет в транспорте, и входной билет во множество музеев, и обзорная экскурсия на автобусе Hop on Hop off (с мая по сентябрь) и гарантия скидок.

Как сориентироваться?

Дабы не запутаться во множестве маршрутов автобусов, трамваев и электричек можно воспользоваться удобной службой оптимизации поездок по Хельсинки. Наберите адрес, или укажите нужное место на карте: уточнив время, система сама подсказывает оптимальный маршрут движения с привязкой к расписанию транспорта.

Метро

Метро в Хельсинки

Метро в Хельсинки. Фото: Wikimedia

Ярко-оранжевые вагоны хельсинкского метро то выныривают из гранитных туннелей на поверхность, то снова уходят под землю. Решение о строительстве подземки было принято в 1969 году, а открытие состоялось в 1982 году. Линия метрополитена представляла из себя всего одну ветку до того, как в 1998 году от станции Итякескус выросло еще одно ответвление и общая схема стала напоминать вилку «Y».

Метро связывает центр города с плотнонаселенными спальными районами на востоке и c Эспоо на западе. Сейчас станций 25, общей протяженность 35 км. (из них в Хельсинки — 19). Метро работает с понедельника по четверг с 5:30 до 23:30, в пятницу и в субботу с 5:30 до 1:30, в воскресенье — с 6:30 до 23:30.

Турникетов нет. У самого входа стоят электронные устройства, считывающие информацию с транспортных карт и автоматы по продаже билетов. Однако не стоит расслабляться – за яркой чертой у входа начинается территория метрополитена и, пересекая ее без билета, вы уже становитесь «зайцем» и с большой долей вероятности, внизу эскалатора вас «радушно» встретят контролеры. Проверять именно в метро они любят больше всего.

Читайте так же:
Как во Владимире пиво делают.

На платформах установлены табло со временем до следующего поезда. Составы ходят часто – каждые 5 минут. В вагонах последней модификации, которые отличаются своей длинной, на электронном табло высвечивается следующая станция на финском и на шведском языках. Название дублируется голосовым сообщением. Станцию «Железнодорожный вокзал» (Rautatieasema) объявляют также по-английски.
Общая схема метрополитена в вагонах обычно расположена над дверьми.

Трамвай

Сейчас в городе действуют 11 маршрутов:
1 Eira – Käpylä
2 Паромный терминал Olympia — Länsi-Pasila
3 Паромный терминал Olympia — Meilahti
4 Katajanokka – Munkkiniemi
5 Паромный терминал Katajanokka – железнодорожный вокзал (Rautatieasema)
6 Hietalahti – Arabia
6T Паромный терминал Länsiterminaali — Arabia
7 Паромный терминал Länsiterminaali — Länsi-Pasila
8 Ooppera — Arabia
9 Jätkäsaari — Pasila
10 Kirurgi – Pikku-Huopalahti

Расписание движения и схема есть на каждой остановке. Причем, расписание соблюдается «+/-» пару минут. Трамваи начинают ходить около 6 часов утра и основные маршруты заканчивают движение за полночь.

Желая остановить трамвай, не забудьте махнуть ему рукой, иначе он может проехать мимо.
Если у вас имеется проездная карта, ее следует «предъявить» одному из нескольких электронных считывающих устройств в салоне. При этом, загоревшаяся лампочка зеленого цвета и короткий звуковой сигнал будут свидетельствовать об успешности проделываемой операции.
На табло, попеременно на двух языках, появляются названия конечных точек маршрута и следующей остановки.

Для того чтобы трамвай остановился на нужной вам остановке, не забудьте, приближаясь к ней, нажать на одну из кнопок на поручнях.При этом у водителя должно загореться табло «Pysähtyy»(Останавливается).

Подвижной состав трамваев в Хельсинки в очень хорошем состоянии. Даже несколько старинных вагонов, где для остановки, требуется все еще дергать за тросик протянутый через салон – исправны и опрятны. Новые же модели вагонов, больше похожие на космические корабли и оборудованные внутри даже кондиционером, имеют низкую осадку, предназначенную для беспрепятственного въезда в салон инвалидных и детских колясок.

Для любителей экзотики, стоит отыскать бар на железных колесах «Pub SpåraKOFF» – уникальный красный трамвай с баром и столиками в салоне.

Автобус

Автобус в Хельсинки

Автобус в Хельсинки. Фото: Wikimedia

Автобусных маршрутов в городе великое множество. Они плотно окутывают Хельсинки и пригороды. Подавляющее их большинство отправляются от привокзальной площади, второй центр автобусного сообщения находится в подземном центральном автовокзале в «Kamppi».
Карту автобусного сообщения можно найти здесь.

Останавливать автобус нужно также как и трамвай – махнув ему рукой. Вход – строго через переднюю дверь. У водителя при этом нужно приобрести билет, или показать уже действующий.

Если вы пользуетесь одним и тем же маршрутом, за спиной у водителя можно взять распечатки с его расписанием. Желая выйти, нужно не забыть нажать кнопку на поручнях, приближаясь к нужной остановке.

Ходить автобусы начинают рано – до 6 утра, а заканчивают за полночь. Ряд маршрутов, после ноля часов отмечаются буквой N, что означает, что них действует ночной тариф – двойная цена билета или доплата к уже имеющемуся. Большинство ночных автобусов отправляются с привокзальной площади по средам, пятницам и субботам с часу ночи и до утра, с интервалом порядка 30 минут.

Со схемами расположения платформ и маршрутов автобусов в автовокзале «Кäмррi» и по обеим сторонам от Железнодорожного вокзала можно здесь.

Пригородная электричка

Входит в систему городского транспорта Хельсинки и связывает центр, как со спальными районами, так и с предместьями. Поезда отправляются с Железнодорожного вокзала и тут главное разобраться в схеме их движения. Электрички обозначены буквами и различаются, как по конечной точке своего маршрута, так и по количеству транзитных станций на пути следования. По схеме нужно понять, необходимая вам станция находится еще Хельсинки или уже в предместьях, куда билет, естественно, стоит дороже.

В разных частях здания вокзала установлены мониторы с расписанием ближайших поездов. Здесь стоит помнить, что «Lähtevät» — поезда отбывающие, «Saapuvat» — прибывающие. Еще хорошо бы не перепутать и не сесть на «Kaukojuna» — поезда дальнего следования.

Билеты можно приобрести в кассах внутри здания вокзала или автоматах здесь же. После остановки, для открытия дверей нужно нажать кнопку, которая должна быть неподалёку. В новых образцах поездов, кнопкой открывается также туалеты и внутренние перегородки.

Электрички отправляются с вокзала круглые сутки, ночью попросту с меньшей периодичностью и с двойным тарифом. Курить и распивать алкогольные напитки в финских электричках запрещено.

Читайте про пригородные поезда в статье Пригородные поезда Хельсинки.

Паром

Паромы – единственное транспортное средство, связывающее островной район города Суоменлинна с материком. Под водой существует и канал прорытый прямо до крепостных стен, однако для пассажирских перевозок он не используется.

Суда отходят от пристани на Торговой площади (Kauppatori). Плавание занимает не более 15 минут и с моря открывается прекрасный вид на центральную часть города и близлежащие острова.

Паромы относятся к городскому общественному транспорту и на них действуют те же проездные билеты, что и на автобусах или электричках.

Контролеры

Отсутствие турникетов в метро или злобных кондукторов в трамваях может показаться раем для «зайцев». Однако встреча с контролерами может быть очень неприятной, если у вас не окажется проездного билета.

Контроль осуществляется группами, обычно по 3-4 человека. Чаще всего билеты проверяют в метро и трамваях, реже в электричках и на паромах. В автобусе же, функции контролера, отчасти, выполняет водитель, но бывает, что проверяющие посещают и автобусные маршруты тоже. Убегать и препираться бесполезно. Если вас поймали на безбилетном проезде, потребует удостоверение личности и выпишут штраф в 80 евро. Надо сказать, что неоплаченный штраф может стать причиной отказа в очередной въездной визе.

Такси

Такси в Хельсинки

Фото: YLE.fi

Поездки на такси в Хельсинки хоть и недешевы, но очень комфортны – автомобильный парк состоит сплошь из последних моделей. Презентабельные Ауди, Вольво, Тойоты и БМВ с маячком на крыше, всегда готовы взять пассажира борт (если маячок погашен – такси занято).

Чаще всего такси берут ни специализированных остановках(табличка «TAKSI» у тротуара) или заказывают по телефону (+358 0 100 0700 — для Хельсинки; +358 0 1007300 — для столичного региона) или через Интернет в любое время суток. Голосование на улицах не принято, но не исключено.

Стоимость поездки зависит от дня недели, времени суток, количества пассажиров, маршрута и т.д. Бесплатно пользуется такси ребенок до 12 лет, двое детей едут по тарифу одного взрослого. За предварительный заказ взимается плата в 7,10 евро.

Читайте так же:
Интересные цитаты Джейсона Стэтхэма: излагаем развернуто

Базовая расценка вызова такси 5,90 евро. Тариф по километражу зависит от количества пассажиров и колеблется от 1,60 евро за 1-2 человек, до 2,23 евро за километр в такси-пикапах, перевозящих большие компании или пассажиров с объемным грузом. Кстати, заказать пикап вы можете все по тому же телефону, озвучив свою просьбу оператору.

Оплата производится как наличными, так и кредитной картой. Водитель выдает вам чек с указанием протяженности маршрута и стоимости. Давать чаевые водителям такси в Финляндии необязательно.

roman_mozgovoy

Настало время нового отпуска. Отпуск небольшой – продолжительностью всего одну неделю, но с учетом майских праздников получаются все 2 недели отдыха.
Маршрут поездки Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Хельсинки – Цюрих [поездки по Швейцарии] – Хельсинки – Петербург.

Итак, день первый – начало поездки.
Просыпаюсь в 5 утра, беру уже собранные вещи и отправляюсь в сторону станции метро ко времени отправления первого поезда. Доезжаю до Финляндского вокзала, получаю в терминале заранее купленный билет и выхожу на посадку в скоростной электропоезд «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург Хельсинки. Перед посадкой в поезд организован досмотр багажа, но уже не через один аппарат, как было ранее, а через целых четыре – это позволяет практически избежать очередей и некоторого напряжения. Опять еду в первом рейсе «Аллегро», билеты на который продаются по очень заманчивой цене. За 3000 рублей совершаю поездку в вагоне первого класса, при том, что на следующие поезда стоимость билета в вагон второго класса три тысячи рублей превышает. Такая заманчивая цена, видимо, влияет и на заполняемость поезда – все места в моем вагоне первого класса оказались занятыми. Без проблем прохожу пограничный и таможенный контроли в России и Финляндии и через три с половиной часа оказываюсь в столице соседнего государства.

01. Проездные документы первого и второго дней поездки. Билет РЖД на "Аллегро", однозонный дневной билет на общественный транспорт Хельсинки, посадочный талон на паром, синяя карта — носитель билетов в Стокгольме, на которую у меня был записан дневной билет

02. Информационное табло в скоростном электропоезде "Аллегро". Я еду в вагоне №1, но поезд думает иначе. В кадре на мониторе — паром, на котором я сегодня поплыву.

На вокзале в Хельсинки меня встречают родители, которые приехали туда днем ранее на автомобиле. Вообще, практически вся эта поездка у меня пройдет рядом с родителями – уже давно я так не путешествовал.
Хельсинки. Уже стандартным маршрутом отправляюсь в сторону камеры хранения, сдаю рюкзак. Затем за 8 евро покупаю дневной однозонный билет на общественный транспорт и вдоль залива иду с родителями в сторону станции метро Хаканиеми. Родители направляются в сторону Ботанического сада, я же иду на площадь Хаканиеми чтобы «проконтролировать» ремонт трамвайных путей. Чем примечательна площадь Хаканиеми? На ней находятся рынок, станция метро, а так же крупный трамвайный узел с пунктом отдыха и смены водителей. Трамвайная линия в Хаканиеми разветвляется на три направления (два из них используются в маршрутном движении) и как раз на одном из этих направлений (в сторону станции метро Серняйнен) производится ремонт трамвайных путей. Трамвайные пути в этом месте хоть и были ровными, но имели раковины на головке рельса после более чем 30-летнего срока службы без замены. Теперь же эти пути начали ремонтировать. Участок небольшой – метров 150-200, но за работы взялись основательно и даже соорудили огромного размера шатер над путями, внутри которого и производят работы. Для движения по соседней трамвайной линии на площади Хаканиеми даже устроили временные остановки. Немного понаблюдав за ремонтом, спускаюсь в метро и еду до конечной станции Вуосаари на которой, как Вы уже ранее видели, впервые в Хельсинкском метро установлены автоматические двери вдоль края платформы. Пока на этой станции автоматические двери установлены только на одной стороне платформы и только на длину четырех вагонов из шести возможных. За год на этой станции ничего не изменилось. Единственное, что теперь на станции ввели оборот поездов в оборотном тупике за станцией и, соответственно, стали использовать эти автоматические двери. Как я уже описывал работу этих дверей в ноябре, все происходит достаточно медленно…

03. Трамвай Valmet Nr I №55, временная остановка у станции метро Хаканиеми

04. Хаканиеми. Ремонт трамвайных путей, шатёр над местом производства работ

05. Ремонт путей, вид в другую сторону

06. Трамвай Variotram №219 подъезжает к другой временной остановке. На остановке устроен настил из досок в уровне пола вагона.

07. Ещё один вид на шатёр. Его предназначение я не знаю.

08. Подземный переход на площади Хаканиеми. Туалетные кабинки. Платные и бесплатные 🙂

09. Вид на станцию метро Хаканиеми

10. Новое информационное табло в метро. У меня у одного возникает ощущение, что интервал между поездами составляет 6 часов?

11. Станция Вуосаари и метропоезд М200 компании Бомбардье

12. Автоматические двери на станции Вуосаари. Точность остановки при огромном допуске.

13. Зазор между автоматическими дверьми и кузовом вагона совсем небольшой.

После оборота сажусь в Вуосаари в тот же самый поезд и еду обратно до станции Итякескус. Недалеко от этой станции фотографирую с пешеходного моста над путями электропоезда метро а затем иду в сторону метродепо – вернее к перекрестному съезду на въезде в метродепо с разных направлений. Делаю несколько кадров, затем сажусь в автобус 550-го маршрута и еду до железнодорожной станции Оулюнкюля. По пути наблюдаю за грустной картиной демонтажа бывшего гейта в метродепо – автобус 550-го маршрута как раз вдоль него и едет, в том числе и по нескольким автомобильно-железнодорожным мостам (однопутным-однополосным) с реверсивным движением. Кстати, в Хельсинки имеются планы построить по трассе очень загруженного 550-го автобусного маршрута новую трамвайную линию!

14. Электропоезд М100 прибывает на станцию Итякескус

15. А это метропоезд М100 следует в обратную сторону

16. Он же сзади. По центру — двухпутная линия в метродепо

17. Хельсинкский автобус.

18. И вновь М100 движется к станции Итякескус

19. Перекрестный съезд в метродепо

Читайте так же:
Как и с помощью чего снять стресс, полезные рекомендации от психолога

20. Четырехвагонный электропоезд Sm4 в районе о.п. Оулюнкюля

21. Электропоезд Sm5 Штадлер "Флирт" там же. Скоро я покатаюсь в аналогичных электропоездках непосредственно в Швейцарии.

От Оулюнкюля в электричке еду до станции Пасила где уже в стандартном и любимом кафе съедаю порцию кебаба. Гуляю по путепроводу в районе станции, смотрю на территорию депо Пасила в поисках старого подвижного состава, который, обычно, там стоит, а затем в трамвае 7-го маршрута еду в центр города через Тёёлё. Выхожу из трамвая на Александеринкату и уже по традиции иду в книжный отдел магазина Стокманн. В этот раз в финском Стокманне так же удалось купить российское издание – атлас железных дорог России. Я уже понял, что в Стокманне стали продавать российскую литературу, но все равно меня этот факт пока еще удивляет.

22. Депо Пасила. Ретро подвижной состав

23. Электропоезд Sm5 на станции Пасила

24. Трамвай Valmet Nr II+ 9-го маршрута спокойно себе стоит на конечной остановке "Станция Пасила".

25. . И тут его обгоняет трамвайчик 7-го маршрута, чтобы так же отдохнуть на конечной 🙂

Выхожу из Стокманна, вновь сажусь на семерку и еду до станции метро Сернайнен. Пересаживаюсь в трамвай 6-го маршрута и катаюсь в нем до его конечной остановки «Арабиа», где из-за строительства дома тоже устроена временная трамвайная остановка. Как и ранее, трамваи 6-го маршрута в «Арабии» переходят на восьмой маршрут, и наоборот. В следующем трамвае 6-го маршрута возвращаюсь на вокзал. Трамвай долго не может подъехать к трамвайно остановке у вокзала – впереди стоят два вагона. После пяти минут ожидания пассажиров из вагона, в котором еду я, высаживают вне зоны остановки. А все из-за того, что в Хельсинки билет на проезд в трамвае можно купить и у водителя. Вокзал в этом плане очень стопорит движение трамваев – много народу с поезда и без билета. Пока люди покупают билет в трамвае, загорается красный сигнал. В трамвай по пешеходному переходу набегают пассажиры, вновь начинают покупать билеты и вагону просто-напросто несколько циклов светофора с остановки не уехать…

26. К/ст "Арабиа", трамвай Valmet Nr I №64, который скор, возможно, станет трехсекционным!

27. Временная трамвайная остановка на к/ст "Арабиа". В районе постоянной остановки строят дом и остановка перенесена на 100 меров от кольца, поэтом непосредственно на самом кольце сооружена вот такая временная остановка

28. А здесь трамвай Valmet Nr II+ проезжает как раз вдоль ныне перенесенной остановки.

29. Валидатор в трамвае для оплаты поездки по аналогии с нашим подорожником. Цифра 0 — одна поездка на трамвае, цифры 1, 2 и 3, соответственно, билеты на поездки в первой, второй и третьей зонах большого Хельсинки. Чем отличается билет на трамвай и билет по первой зоне? Ответ — поездка в трамвае стоит дешевле.

На вокзале забираю вещи из камеры хранения и на трамвае 3В еду в сторону Терминала «Олимпия», откуда в 17:00 отправится паром «Серенада» компании Силья-Лайн на Стокгольм. Во время поездке на трамвае впервые встречаю трамвайный вагон Valmet Nr I с дополнительной низкопольной средней секцией. До этого в Хельсинки таким образом модернизировали более новые вагоны Valmet Nr II, а теперь, видимо, очередь на очередную модернизацию добралась и до более старых вагонов, которые уже порядка 40-ка лет перевозят пассажиров в Хельсинки – не слабый такой срок, а вагоны как конфетки.
На терминале «Олимпия» регистрируюсь на паром и через пол часа на него сажусь. Почему я поплыл в очередной раз в Стокгольм – просто отдохнуть в начале отпуска. Тем более стоимость однодневного круиза в Стокгольм меня сильно впечатлила – 46 евро в каюте с окном. По мне так, это вообще бесплатно даже для одного человека. А с учетом того, что в каюте могут разместиться четыре пассажира… Так же я мог бы сэкономить 10 евро если бы взял каюту без окна, но этого делать я не стал.
В 17:00 паром отправляется. Выхожу на солнечную палубу, фотографирую виды на город, а также паром «Габриэла» компании «Викинг-Лайн», на котором параллельно мне в Стокгольм плывут мои родители. Я фотографирую их, они – меня.

30. Каюта класса "А" (с окном) на пароме Силья-Серенада

31. Вид на остров недалеко от терминала "Олимпия"

32. Стандартная фотография с Кафедральным собором.

34. Паром "Габриэла", на котором плывут мои родители, скоро отправится вдогонку за Силья-Серенада.

35. Вид на один из островов крепости Свеаборг (Суоменлинна)

36. Стандартное фото со шлюпкой.

37. След от парома. Над Хельсинки в этот раз виден смог

После отправления парома ужинаю в одном из многочисленных ресторанов, немножко хожу по магазинам, а затем с бокалом сидра отдыхаю на самом носу судка в панорамном ресторане с видом на море. Тишина, спокойствие. Погода чуть пасмурная… Начинает ощущаться отпуск. Тем более на пароме спокойно – день будний, пассажиров не так много.
Ну а вечером возвращаюсь в каюту чтобы отдохнуть перед следующим, не менее интересным днем!

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Ну вот, сегодня у нас «в эфире» моя любимая транспортная тема: к нам из славного финского города Хельсинки приехали сразу 3 трамвая. Я запрыгнул на подножку, покатался, поснимал, и конечно, традиционно проспав конечную, побывал в депо. А за одно узнал разные интересные факты о самых новых трамваях.

Да, конечно же, финские трамваи не приезжали в Москву — у них ширина колеи и напряжение другие. Пришлось съездить к ним самому.

Единственная действующая в Финляндии трамвайная сеть находится в Хельсинки. Здесь она работает с 1888 года, и до 1900 года она работала на конной тяге. На электрический трамвай финны переходили долго, в основном, из-за дороговизны электричества.
Трамвайные линии в Финляндии действовали так же в Турку и в Тампере, но там от них отказались ещё в середине 20го века.
Вагоны поставлялись сначала из Швеции, потом из Германии и США. В 40е годы появились первые финские трамваи, их производила крупная машиностроительная компания Valmet Oy. С 1998 по 2003 годы было закуплено 40 новых трамваев с низким полом производства компании Bombardier. А с 2013 года в Финляндии снова начали производить трамваи, разработанные с учётом новых реалий: требований эргономики, экономичности, климата и опыта эксплуатации всех предыдущих моделей.

Читайте так же:
Как устроен гигантор. Komatsu 730e.

01. Вот он новый трамвай производства финской компании Transtech Oy. Сейчас в Хельсинки их всего 2, но город заказал ещё 40. Обратите внимание на пассивную безопасность: трамвай имеет выступающий бампер, который не только гасит удар при столкновении, но и снижает вероятность засасывания пешехода под колёса; а «обвес» полностью закрывает ходовую часть, что дополнительно препятствует попаданию в подвижные части одежды и посторонних предметов. Кроме того, отсутствуют зеркала — вместо них установлены камеры. Сама конструкция рамы вагона рассчитана на максимальную безопасность пассажиров при аварии, и соответствует трём международным стандартам безопасности для рельсового транспорта: стандарту сварки кузовных элементов EN15085, стандарту статичных и усталостных нагрузок EN12663 и стандарту устойчивости к различным видам деформаций EN15277.

02. Для проектирования этого трамвая была создана инженерная группа, стоимость проекта составила полмиллиона Евро (Есть эксперты? это много или мало для разработки трамвая?). Стоимость одной единицы 2,5 млн.€. Для сравнения, ориентировочная стоимость нового отечественного вагона с низким полом, построенного на Тверском заводе составляет около 650 000€.

03. Салон узкий, но, и трамвайная колея в Хельсинки узкая, шириной всего 1000 мм (железнодорожная и трамвайная колея в России имеет ширину 1520 мм, железнодорожная колея в Финляндии — 1524 мм), и много кривых малого радиуса, что накладывает ограничения на длину вагонов и их секций. При этом пассажировместимость нового трамвая — 74 сидячих места + 14 откидных сидений, 125 мест для стоящих пассажиров. Пол, естественно, низкий по всему салону, максимальная высота над землёй всего 52 см.

04. Общая длина трамвая 27,6 метров. Композитные панели внутренней и внешней отделки имеют простую съемную конструкцию и могут быть легко заменены на новые в случае повреждений при авариях или от действий вандалов.

05. Интерьер неплохо продуман в мелочах: зацените столик, подголовники и обивку с изображением схемы маршрутов )).

06. Валидатор для транспортных карт. Никаких, кстати, турникетов! Когда же у нас их отменят? В метро в Хельсинки, тоже нет турникетов, весь контроль оплаты проезда осуществляется контролёрами. Я мало знаком с системой оплаты проезда в Хельсинки, но, как я понимаю, здесь тоже зональная оплата проезда, либо проездные на определённый период. Кто точно знает?

07. Задняя площадка вагона. Видна откинутая консоль для управления в обратном направлении (используют при манёврах в депо, например). Конечно же при работе на маршруте консоль находится в закрытом положении, но, мы участвовали в демонстрационном рейсе, без пассажиров, и в сопровождении официальных лиц, так что, нам показали всё )).

08. Консоль управления крупнее.

09. Кабина и пульт управления разработаны при участии специалистов по эргономике и, что крайне важно, водителей трамваев. Проработано всё до мелочей. И даже кресло, как в дорогом автомобиле, кожаное, с памятью на установленные несколькими разными водителями положения!
Кто тут у нас есть из машинистов/водителей? Как на нашем отечественном транспорте с этим дела обстоят?

10. В салоне установлено 11 камер наблюдения, а так же внешние камеры, заменяющие зеркала заднего вида. На два больших монитора в кабине выводятся как изображения с этих камер, так и все необходимые параметры трамвая и дорожные сигналы. Необходимая информация о трамвае передаётся в реальном времени в диспетчерскую, так же обеспечивается оперативная голосовая связь. Ну это всё, вроде, уже давно стандартно для современного городского транспорта.

11. Кабина водителя имеет отдельный климат-контроль. В салоне тоже предусмотрен климат-контроль и пол с подогревом. Причём, климатическая система энергоэффективная, часть электроэнергии получает за счёт торможения вагона (рекуперация).

12. Дизайн трамвая разработан при участии студии промышленного дизайна IDIS Design Ltd, выбранной компанией Transtech, интерьер создан финским дизайнером Йюни Рииконен (Jouni Riikonen), которого выбрала Транспортная компания Хельсинки HCT. Цветовое решение продолжает сложившиеся традиции и узнаваемость, а внешний дизайн разрабатывался с таким учётом, что бы трамвай хорошо смотрелся как на фоне старых, так и новых городских кварталов.

13. Постер с устройством нового трамвая на стене в депо: люблю такие картинки.

14. Давайте теперь посмотрим на предшественников: это HKL 71-112 и 71-103. Отличаются количеством секций. Эти вагоны выпускались в 80х годах 20го века на финском заводе Valmet, и, пройдя в 2006-2010 годах модернизацию до сих пор находятся в эксплуатации, составляя более половины парка в Хельсинки. Их в первую очередь и будут менять.

15. Это одно из трёх трамвайных депо Valila.

16. Чисто. Хотя депо и старое. Такую чистоту я видел только в нашем новом Строгинском депо.

17. Кабина старого HKL 71-112. Ну, да, можете сравнить с новым.

18. Салон. Чем-то похож и на наши старые вагоны. Пол ещё не низкий, коляски приходится поднимать. Но, правда, при модернизации его удалось немного понизить.

19. Старые трамваи, по мере их замены на новые будут продаваться в Польшу, по бросовой цене всего в 15 000 € за единицу.

20. Пульт управления на задней площадке.

21. Уровень пола в месте соединения секций ещё выше. Когда-то об этом не задумывались.

22. А вот трамвай производства канадского Bombardier, который поставлялся до 2003 года. При разработке своего нового трамвая финны учитывали и его недостатки. Эти вагоны пройдут модернизацию и останутся в эксплуатации.

23. И, наконец, необычный ретро-трамвай HKL 175, выпущенный на заводе Valmet в 1959 году. Трамвай курсирует по экскурсионному маршруту в летние месяцы. В салоне устроен бар, и его (правда, как и обычные вагоны) можно арендовать под мероприятие.

Благодарности выражаются
Посольству Финляндии в Москве, лично Весе Кекяле и Алле Богомоловой; МИД Финляндии, Анне Юлетюйнен и Суви Латва-Мурто; HKL, Оллпекке Хейккиля и Тапио Хёльтя; Transtech и Маркку Блумбергу; Администрации города Хельсинки, Пекке Саури, Касперу Алмквист, Пауле Катаямяки, Леене Сильверберг; Finnfacts и Кате Анттила.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Ну вот, сегодня у нас «в эфире» моя любимая транспортная тема: к нам из славного финского города Хельсинки приехали сразу 3 трамвая. Я запрыгнул на подножку, покатался, поснимал, и конечно, традиционно проспав конечную, побывал в депо. А за одно узнал разные интересные факты о самых новых трамваях.

Читайте так же:
Ранние признаки варикоза — обратите на них внимание!

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Да, конечно же, финские трамваи не приезжали в Москву — у них ширина колеи и напряжение другие. Пришлось съездить к ним самому.

Единственная действующая в Финляндии трамвайная сеть находится в Хельсинки. Здесь она работает с 1888 года, и до 1900 года она работала на конной тяге. На электрический трамвай финны переходили долго, в основном, из-за дороговизны электричества.

Трамвайные линии в Финляндии действовали так же в Турку и в Тампере, но там от них отказались ещё в середине 20-го века. Вагоны поставлялись сначала из Швеции, потом из Германии и США. В 40-е годы появились первые финские трамваи, их производила крупная машиностроительная компания Valmet Oy. С 1998 по 2003 годы было закуплено 40 новых трамваев с низким полом производства компании Bombardier. А с 2013 года в Финляндии снова начали производить трамваи, разработанные с учётом новых реалий: требований эргономики, экономичности, климата и опыта эксплуатации всех предыдущих моделей.

Вот он новый трамвай производства финской компании Transtech Oy. Сейчас в Хельсинки их всего 2, но город заказал ещё 40. Обратите внимание на пассивную безопасность: трамвай имеет выступающий бампер, который не только гасит удар при столкновении, но и снижает вероятность засасывания пешехода под колёса; а «обвес» полностью закрывает ходовую часть, что дополнительно препятствует попаданию в подвижные части одежды и посторонних предметов. Кроме того, отсутствуют зеркала — вместо них установлены камеры. Сама конструкция рамы вагона рассчитана на максимальную безопасность пассажиров при аварии, и соответствует трём международным стандартам безопасности для рельсового транспорта: стандарту сварки кузовных элементов EN15085, стандарту статичных и усталостных нагрузок EN12663 и стандарту устойчивости к различным видам деформаций EN15277.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Для проектирования этого трамвая была создана инженерная группа, стоимость проекта составила полмиллиона Евро (Есть эксперты? это много или мало для разработки трамвая?). Стоимость одной единицы 2,5 млн.€. Для сравнения, ориентировочная стоимость нового отечественного вагона с низким полом, построенного на Тверском заводе, составляет около 650 000€.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Салон узкий, но, и трамвайная колея в Хельсинки узкая, шириной всего 1000 мм (железнодорожная и трамвайная колея в России имеет ширину 1520 мм, железнодорожная колея в Финляндии — 1524 мм), и много кривых малого радиуса, что накладывает ограничения на длину вагонов и их секций. При этом пассажировместимость нового трамвая — 74 сидячих места + 14 откидных сидений, 125 мест для стоящих пассажиров. Пол, естественно, низкий по всему салону, максимальная высота над землёй всего 52 см.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Общая длина трамвая 27,6 метров. Композитные панели внутренней и внешней отделки имеют простую съемную конструкцию и могут быть легко заменены на новые в случае повреждений при авариях или от действий вандалов.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Интерьер неплохо продуман в мелочах: зацените столик, подголовники и обивку с изображением схемы маршруто

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Валидатор для транспортных карт. Никаких, кстати, турникетов! Когда же у нас их отменят? В метро в Хельсинки, тоже нет турникетов, весь контроль оплаты проезда осуществляется контролёрами. Я мало знаком с системой оплаты проезда в Хельсинки, но, как я понимаю, здесь тоже зональная оплата проезда, либо проездные на определённый период. Кто точно знает?

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Задняя площадка вагона. Видна откинутая консоль для управления в обратном направлении (используют при манёврах в депо, например). Конечно же при работе на маршруте консоль находится в закрытом положении, но, мы участвовали в демонстрационном рейсе, без пассажиров, и в сопровождении официальных лиц, так что, нам показали всё

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Консоль управления крупнее.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Кабина и пульт управления разработаны при участии специалистов по эргономике и, что крайне важно, водителей трамваев. Проработано всё до мелочей. И даже кресло, как в дорогом автомобиле, кожаное, с памятью на установленные несколькими разными водителями положения!
Кто тут у нас есть из машинистов/водителей? Как на нашем отечественном транспорте с этим дела обстоят?

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

В салоне установлено 11 камер наблюдения, а так же внешние камеры, заменяющие зеркала заднего вида. На два больших монитора в кабине выводятся как изображения с этих камер, так и все необходимые параметры трамвая и дорожные сигналы. Необходимая информация о трамвае передаётся в реальном времени в диспетчерскую, также обеспечивается оперативная голосовая связь. Ну это всё, вроде, уже давно стандартно для современного городского транспорта.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Кабина водителя имеет отдельный климат-контроль. В салоне тоже предусмотрен климат-контроль и пол с подогревом. Причём, климатическая система энергоэффективная, часть электроэнергии получает за счёт торможения вагона (рекуперация).

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Дизайн трамвая разработан при участии студии промышленного дизайна IDIS Design Ltd, выбранной компанией Transtech, интерьер создан финским дизайнером Йюни Рииконен (Jouni Riikonen), которого выбрала Транспортная компания Хельсинки HCT. Цветовое решение продолжает сложившиеся традиции и узнаваемость, а внешний дизайн разрабатывался с таким учётом, что бы трамвай хорошо смотрелся как на фоне старых, так и новых городских кварталов.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Постер с устройством нового трамвая на стене в депо: люблю такие картинки.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Давайте теперь посмотрим на предшественников: это HKL 71-112 и 71-103. Отличаются количеством секций. Эти вагоны выпускались в 80-х годах 20-го века на финском заводе Valmet, и, пройдя в 2006-2010 годах модернизацию до сих пор находятся в эксплуатации, составляя более половины парка в Хельсинки. Их в первую очередь и будут менять.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Это одно из трёх трамвайных депо Valila.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Чисто. Хотя депо и старое. Такую чистоту я видел только в нашем новом Строгинском депо.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Кабина старого HKL 71-112. Ну, да, можете сравнить с новым.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Салон. Чем-то похож и на наши старые вагоны. Пол ещё не низкий, коляски приходится поднимать. Но, правда, при модернизации его удалось немного понизить.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

Старые трамваи, по мере их замены на новые будут продаваться в Польшу, по бросовой цене всего в 15 000 € за единицу.

Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)
Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)
Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)
Как устроены трамваи в Хельсинки (24 фото)

И, наконец, необычный ретро-трамвай HKL 175, выпущенный на заводе Valmet в 1959 году. Трамвай курсирует по экскурсионному маршруту в летние месяцы. В салоне устроен бар, и его (правда, как и обычные вагоны) можно арендовать под мероприятие.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию