100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроены «Адмиралтейские верфи» и «Балтийский завод» (Санкт-Петербург)

Судостроительный Петербург. Как начали и планируют завершить год верфи российской морской столицы

Портал Sudostroenie.info продолжает цикл обзорных публикаций о работе судостроительных предприятий в разных регионах страны. Ранее шла речь о корабелах Ленинградской области. В этот раз расскажем о том, как петербургские верфи оценивают итоги минувшего года, и с какими планами начали 2020 год.

По данным администрации Санкт-Петербурга, продукция судостроения составляет около 20% от всего промышленного производства города. В Северной столице насчитывается более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудятся около 50 тысяч человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки. В сходящих со стапелей кораблях и судах объединены усилия тысяч людей и значительные финансовые средства из различных источников. Поэтому при разговоре о судостроительной промышленности в первую очередь на ум приходят верфи.

Безусловно крупнейшим игроком на рынке постройки судов и кораблей в Санкт-Петербурге является "Объединённая судостроительная корпорация" (ОСК). В условную "большую тройку" корпорации входят расположенные не так далеко друг от друга Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и Северная верфь. Также производственные мощности корпорации в Северной столице включают в себя Средне-Невский судостроительный завод. Крупные независимые игроки представлены Судостроительной фирмой "Алмаз".

Адмиралтейские верфи

В минувшем году Адмиралтейские верфи отметили 315-летие. Итоги юбилейного года корабелы оценивают исключительно как положительные. Как сообщили Sudostroenie.info в пресс-службе предприятия, особенностями производственного плана 2019 года стали увеличение доли гражданского судостроения до 40% и рост объёмов работ по сервисному обслуживанию более чем на 15%. Предприятие успешно выполнило все взятые на себя контрактные обязательства.

По данным предприятия, в 2019 году в строительстве и модернизации на верфях находилось 15 надводных и подводных заказов. В их числе – две серии неатомных подводных лодок, серия патрульных кораблей, серия рыболовных траулеров, платформа "Северный полюс" и дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин".

Следует отметить, что строительство ледокола "Виктор Черномырдин" проекта 22600 началось в 2012 году на Балтийском заводе. К противоположному берегу Большой Невы судно было переведено в сентябре 2017 года.

Ледокол "Виктор Черномырдин"

Кроме того, в минувшем году на Адмиралтейских верфях активными темпами продолжались работы по модернизации производства и созданию комплекса замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок.

Из важных событий прошедшего года "адмиралтейцы" отмечают подписание контракта с Минобороны на строительство двух серийных подводных лодок четвёртого поколения проекта 677 "Лада". Именно за 677-м проектом видят будущее неатомного подводного флота на Адмиралтейских верфях.

При этом корабелы не забывают об уже отработанном проекте 636.3. 25 ноября 2019 года ВМФ была передана первая из шести подводных лодок в серии для Тихоокеанского флота – "Петропавловск-Камчатский". 26 декабря спущен на воду второй корабль – "Волхов", а 1 ноября состоялась закладка третьей и четвертой подлодок тихоокеанской серии – "Уфа" и "Магадан".

В части строительства патрульных кораблей ледового класса проекта 23550, на верфи отмечают прошедший в ноябре спуск на воду корабля "Иван Папанин" и закладку второго заказа серии – "Николай Зубов".

Участвуют Адмиралтейские верфи и в обновлении рыбопромыслового флота. В январе прошлого года был заложен первый в серии из шести (+4 в опционе) траулеров проекта СТ-192. В апреле было заложено второе судно, в сентябре началась резка металла на третий, а в декабре – на четвертый заказ серии.

Важным гражданским заказом стала заложенная в апреле 2019 года по заказу Росгидромета ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс".

Что касается планов, то в 2020 году Адмиралтейские верфи намерены продолжить развитие в качестве центра неатомного подводного кораблестроения России, ведя строительство серии подлодок для Тихоокеанского флота и двух подлодок проекта 677 – "Кронштадт" и "Великие Луки". Ещё один подводный заказ в работе – модернизация автономного глубоководного аппарата "Русь".

Помимо этого, предприятие продолжит работу над заложенными ранее надводными кораблями и судами. По данным пресс-службы, портфель заказов предприятия, сформирован до 2027 года.

Балтийский завод

Ледоколы проекта 22220 "Сибирь" и "Арктика"

В минувшем году Балтийский завод завершил работу над несколькими значимыми проектами. Так, достроен и передан заказчику – концерну "Росэнергоатом" – плавучий энергоблок проекта 20870 "Академик Ломоносов»". Завершены работы по строительству дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин", в которых специалисты Балтийского завода принимали участие в испытаниях вместе с коллегами из Адмиралтейских верфей. Кроме того, была полностью выполнена программа первого этапа ходовых испытаний головного универсального атомного ледокола проекта 22220 "Арктика" (ЛК-60). "В целом можно сказать, что с поставленными задачами по строительству заказов мы справились", – отметили Sudostroenie.info в пресс-службе верфи.

Из значимых событий на Балтийском заводе выделяют спуск на воду второго серийного атомного ледокола проекта 22220 "Урал". Не менее важным на верфи считают подписание контракта на строительство ещё двух атомных ледоколов проекта 22220 (четвёртого и пятого по счёту).

Что касается планов Балтийского завода, то предприятие сосредоточится на ледоколах проекта 22220. На данный момент портфель заказов завода включает в себя пять атомоходов данного проекта. На второй квартал 2020 года запланирована закладка третьего серийного ледокола ЛК-60. Главным же событием для завода, как отметили в конце января в пресс-службе верфи, должна стать передача заказчику головного ледокола "Арктика".

Читайте так же:
Астрономы обнаружили, как тихие галактики в мгновение превратились в яркие квазары

Северная верфь

Фрегат "Адмирал флота Касатонов" и корвет "Гремящий"

Для Северной верфи 2019 год оказался очень насыщенным и прошёл в ударном темпе. Важнейшим событием стала отправка на испытания первого серийного фрегата проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" и головного корвета проекта 20385 "Гремящий".

Впрочем, испытания заняли больше времени, чем планировалось. Как рассказал Sudostroenie.info генеральный директор предприятия Игорь Пономарев, стрельбы и взаимодействие с авиацией несколько раз приходилось переносить из-за погодных условий. Кроме того, корабли были задействованы в представительских мероприятиях – Международном военно-морском салоне и Главном военно-морском параде, что с учётом передислокации и подготовки заняло около месяца. При этом на Северной верфи подчёркивают, что количество отказов изделий заводского производства на "Адмирале Касатонове" и "Гремящем" минимально.

В апреле 2019 года важным событием для Северной верфи стала закладка фрегатов проекта 22350 "Адмирал Амелько" и "Адмирал Чичагов". В прошедшем событии корабелы видят заинтересованность в продолжении серии данных кораблей, отмечая при этом несовершенство процедуры финансирования, которая пока не в полной мере учитывает специфику работы судостроителей и контрагентов.

В части гражданских заказов у Северной верфи ситуация также достаточно оживлённая. На разных стадиях строительства находятся четыре ярусолова-процессора проекта MT1112XL. Головное судно "Гандвик 1" было спущено на воду в декабре 2019 года. Кроме того, продолжается работа над серией морозильных траулеров-процессоров проекта 170701. Из десяти судов данного проекта четыре уже заложены, а в конце января 2020 года началась резка металла для пятого траулера.

Примечательно, что на Северной верфи готовы говорить не только об успехах, но и о сложностях в работе с промысловыми заказами. По словам Игоря Пономарева, работу замедляет отсутствие полностью проработанной документации, что на данный момент является "главным бичом отечественного судостроения". Для решения проблемы верфь рассматривает вариант создания специального подразделения, которое займётся производством рабочей конструкторской документации.

Что касается запланированных событий, то в 2020 году Северная верфь планирует спустить на воду корвет проекта 20380 "Ретивый" и фрегат "Адмирал Головко". Последний примечателен тем, что станет первым фрегатом проекта 22350 с полностью отечественной энергоустановкой.

В части сдачи заказов планы также большие. Помимо фрегата "Адмирал Касатонов" и корвета "Гремящий", Минобороны должно получить второе судно тылового обеспечения проекта 23120 "Всеволод Бобров". Рыбаки ожидают от корабелов ярусолов "Гандвик-1" и траулер "Капитан Соколов".

Средне-Невский судостроительный завод

Спуск на воду корабля ПМО "Яков Баляев"

Для Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) прошедший год также оказался насыщенным. В течение одного года верфь передала ВМФ два корабля противоминной обороны (ПМО) проекта 12700 "Александрит" – "Иван Антонов" и "Владимир Емельянов". Кроме того, был заложен еще один заказ линейки "Александрит" – корабль ПМО "Анатолий Шлемов", рассказали Sudostroenie.info в пресс-службе верфи.

Помимо этого, в минувшем году СНСЗ приступил к строительству научно-исследовательского судна "Пионер-М", закладка которого состоялась в мае 2019 года. Передовое для российского судостроения судно предназначено для выполнения широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного моря.

Из других значимых событий на заводе выделяют победу в конкурсе "Сделано в Санкт-Петербурге". Городское правительство оценило СНСЗ за существенный вклад в инновационную деятельность. Также в минувшем году был подписан ряд стратегических соглашений о сотрудничестве.

Что касается планов, то в 2020 году СНСЗ продолжит работу по строительству кораблей противоминной обороны проекта 12700 "Александрит". Ожидается, что к концу года верфь передаст заказчику два корабля проекта и заложит ещё один, восьмой по счёту. По данным разработчика ЦМКБ "Алмаз", с данного корпуса "Александриты" будут строиться по модернизированному проекту.

В части гражданского судостроения Средне-Невский завод намерен продолжить строительство пассажирских катамаранов проекта 23290 и его модификаций. По данным предприятия, в настоящее время ведутся соответствующие переговоры. При этом пилотное судно проекта 23290 – катамаран "Грифон" уже второй сезон находится в опытной эксплуатации на линии "Медный всадник – Петергоф".

В то же время на СНСЗ не забывают о корпоративных мероприятиях. Одним из самых знаковых событий для верфи в 2020 году станет шестая спартакиада работников предприятий ОСК. Как рассказали в пресс-службе, это масштабное спортивное мероприятие, объединяющее крупнейшие верфи страны, в этом году пройдёт именно на СНСЗ.

Судостроительная фирма "Алмаз"

Достроечная набережная СФ "Алмаз"

Судостроительная фирма "Алмаз" является на данный момент крупнейшим игроком на рынке кораблестроения Санкт-Петербурга, не входящим в контур управления ОСК. В 2019 году предприятие продолжило работу над заказами для силовых ведомств.

В частности, вспомогательному флоту ВМФ был передан самоходный плавучий кран СПК-54150 проекта 02690. Помимо этого, в минувшем году на "Алмазе" спустили на воду три очередных заказа. В июле на воду был спущен сторожевой корабль проекта 22120 "Таймыр". В следующем месяце настала очередь самоходного плавучего крана СПК-57150 проекта 02690. В декабре 2019 года состоялся спуск на воду пограничного сторожевого корабля проекта 22460 "Расул Гамзатов". В настоящее время все три заказа находятся у достроечной набережной "Алмаза".

Вместе с тем в эллинге верфи продолжается строительство дизель-электрического ледокола "Евпатий Коловрат" проекта 21180М. Закладка судна для вспомогательного флота Тихоокеанского флота состоялась в декабре 2018 года.

Читайте так же:
Продукты и напитки, запрещённые во многих странах мира: изучаем в общих чертах

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Немного фотографий с двух крупнейших судостроительных предприятий Санкт-Петербурга: "Балтийский завод" и "Адмиралтейские верфи"

Адмиралтейские верфи — одно из старейших судостроительных предприятий России.
Является первым промышленным предприятием Санкт-Петербурга (1704 год)

За более чем 300-летний период деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русские пароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналогов в мировом судостроении.

Строительство подводной лодки проекта 636

В ближайшее время планируется построить три лодки для Черноморского флота.

Подводная лодка проекта 636 относится к третьему поколению ДЭПЛ и является модификацией подводных лодок проектов 877 и 877ЭКМ – знаменитой "Варшавянки"

За свою сверхскрытность лодки проекта 636 получили среди специалистов НАТО название – "черная дыра в океане"

Участок плазменной резки

"Балтийский завод" — является одной из ведущих судостроительных верфей России.
Единственный в стране производитель крупных гребных винтов весом до 70 тонн, диаметром до 8 м из бронзы и латуни.

Стапель "А" является самым большим в России (длина 350 метров) и позволяет осуществлять спуск на воду судов дедвейтом до 100 000 т.

Для достройки судов на плаву используется плавучий кран "Демаг" грузоподъемностью 350 т, являющийся одним из самых крупных на Северо-Западе России.
Высота 76 метров.

Длина достроечной набережной составляет 245 м, глубина у берега — 10 м, ширина — 15 м.
1 октября 2012 года осуществлена закладка корпуса десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) — первого из двух кораблей типа "Мистраль"

Балтийский завод изготавливает оборудование для атомной и стационарной энергетики, химической, нефтегазовой и других отраслей промышленности.

Винтовые трапы с крейсера "Рюрик" (1909)

Следы от снарядов, оставленные после артобстрелов во время Второй мировой.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

инста3

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Все авторские ролики загружаются на мой канал, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Балтийский завод глазами генерального директора Алексея Кадилова

– Завод был основан 165 лет назад, и причина его основания – проигрыш в Крымской войне. Стало ясно, что надо создавать паровой флот, нарезную артиллерию и много чего еще. Технически мы отставали. Балтийский завод был создан для строительства нового, современного флота. Далее развитие пошло в двух направлениях: судостроительном и машиностроительном. В начале XX века они объединились.

Был такой период, когда завод находился в ведомстве Морского министерства вместе с рядом других заводов и довольно-таки прилично развился. К 1914 году Балтийский завод строил линкоры и подводные лодки, которые сам проектировал.

После революции непродолжительное время выпускал все подряд от буржуек до дизельных поездов и гидросамолетов. Потом приступил к ремонту своих же кораблей, подводных лодок. Строил крейсера: "Киров", "Максим Горький" и т.д.

– Перейдем к современности. Как сейчас обстоят дела с производством и заказами?

Как делали, так и делаем для всех заводов валы, винты, рули, все, что связано с пропульсивными установками, и различные нестандартные элементы для кораблей и судов. Среди заказчиков Адмиралтейские верфи, Северная, Янтарь, Амурский завод, Алмаз и другие.

При этом в общем заказы сильно сократились. На заводе имеется возможность изготовления до 400 винтов диаметром более 1,5 метров, около 300 всегда мы выпускали. Сейчас же в лучшем случае чуть более 100 винтов производим. Недавно получили большой заказ от завода "Звезда" на четыре винта, диаметром 8 метров.

Некогда были центром производства паровых котлов для эсминцев проекта 956, атомных крейсеров. Сейчас таких судов практически не осталось: авианосец и 2 крейсера.

А если в общем говорить: что заказали, то и делаем.

– Ледоколы проекта 22220 у всех на слуху. Обозначьте самые важные моменты, связанные с ними.

– Технический проект для ледокола "Арктика" был разработан в 2009 году по заказу Минтранса. Разрабатывали его около трех лет, и за это время в 2008 году Атомфлот успел войти в состав ГК "Росатом". Контракт на строительство ледокола заключили в августе 2012 года в момент ключевого события – появления 223 ФЗ.

Так как все основные заводы в ОСК на тот момент строили военные корабли, то корпорация решила на нас потренироваться, и мы вынуждены были запустить процедуру закупок через тендеры. В результате от изначального технического проекта не осталось ничего, кроме атомного реактора, корпуса ледокола и финских дизель-генераторов. Все остальное поменялось. Пришлось переделывать и пересчитывать, корректировать технические проекты, и, самое главное, перевыпускать рабочие чертежи, которые зависели от заключения договоров на поставку оборудования.

Читайте так же:
Для чего человеку кожа? Фото и видео

– Каков процент импортозамещения на ледоколах?

– Отечественного в ледоколе 95%. Металл, кабель, система электродвижения, турбогенератор, атомный реактор – основное оборудование все наше. Шлюпки спасательные иностранные, элементы палубного оборудования, часть арматуры. Но если сложить стоимость атомного реактора, системы электродвижения и автоматики, то все остальное померкнет на этом фоне.

– Работа с российскими поставщиками повлияла на сроки? Как они себя показали?

– Головной заказ по проекту 22220 действительно шел тяжело из-за задержек по поставкам турбогенераторов. Сегодня "Киров-Энергомаш" существенно окреп и вышел на изготовление двух турбин в год. Более того, если раньше они отдавали Уральскому Турбинному заводу изготовление цилиндра низкого давления, то сейчас хотят сами его делать.

Систему электродвижения, как ни странно, даже на первый ледокол поставили в срок. Единственное, мы не успели ее на стапели погрузить, грузили на плаву. Но на серийных все грузили на стапеле , вплоть до реактора. Спусковой вес ледокола "Урал" (третий спущенный ледокол) у нас получился очень большой, около 19 000 тонн.

– Насколько будут отличаться ледоколы "Чукотка" и "Якутия" от головного судна?

– В акте написано, что причина окончательная будет установлена после того, как двигатель выгрузят и доставят на завод-изготовитель. Доковаться "Арктика" будет в Кронштадте.

– Что еще удалось выявить на ходовых испытаниях "Арктики"?

– Вместо 21-го испытательного дня мы получили 67. Это было связано с заказчиком, который просил откалибровать новую автоматику от НПО "Аврора" под свои нужды. Второе – турбины. Новое оборудование требовало доработок, как и новые ГЭДы. Но, самое главное, то, что мы получили от финской компании Wärtsilä, не удовлетворило нас по качественным характеристикам. Для нас это было крайне неожиданно. Предваряя вопрос, скажу, что Wärtsilä останется поставщиком, так как они прописаны в проекте. Со своей стороны обязательно проверим, учли ли они наши замечания. Насосы нужной производительности на "Арктике" уже стоят.

Честно скажу: не ожидали столь длительных испытаний. Мы считали, раз на стенде все отлажено, то и на судне проблем не будет. Когда все собрали, то выяснилось, что самый лучший стенд – ледокол.

– Почему строительство "Арктики" оказалась неприбыльным?

– Зачем было передавать "Виктора Черномырдина" на Адмиралтейские верфи?

– Ледокол не вписывался в мощности завода. В это время были заключены контракты на два атомных ледокола, и было разумнее строить их.

– Как относитесь к такому большому количеству строящихся ледоколов?

– Те, кто имеют лицензию: "Звездочка", "Севмаш".

– Следите за судьбой ПАТЭС "Академик Ломоносов"?

Отдельно хочу отметить, что "Академик Ломоносов" позволил восстановить коллективу компетенции по строительству атомных судов, что впоследствии помогло при работе над проектом 22220.

– Как обстоят дела со строительством новых ПАТЭС?

Ситуация такая. На Чукотке планируется построить Баимский горно-обогатительный комбинат для разработки одного из самых крупных в мире медно-серебряно-золотого месторождения. Для его электроснабжения необходимо 400 МВт электроэнергии. Есть два варианта…

Первый – строительство плавучей электростанции, только на жидком газе. Как говорит "Новатэк" это будет существенно дешевле и без привлечения федеральных денег.

Проблема в том, что надо копать каналы, чтобы мог подойти танкер по перевозке сжиженного газа, а это глубоко – осадка у него порядка 13 м, там же сейчас 5-6 м всего. Зимой придется с ледоколом подходить, перекачивать этот газ. Наконец, газ – биржевой товар, цена которого определяется рынком: сегодня электричество может стоить дешево, а завтра очень дорого. С точки зрения инвесторов это не так вкусно. Поэтому сейчас идет рассмотрение двух вариантов, в том числе в правительстве, но решения пока нет.

У нас есть эллинг, но он изначально предназначался для изготовления отсеков однореакторного атомного ледокола. Их раньше хотели много выпускать и поблочно отвозить в Финляндию для сборки, но началась перестройка. Также строили в эллинге химические танкеры, фрегат для Индии. Сейчас там строим самые тяжелые секции и блоки. Но для полноценного крупнотоннажного строительство он не подходит.

Что же мы планируем? После визита Юрия Ивановича Борисова было принято решение о выделении денег на модернизацию сборочно-сварочного цеха, где мы будем делать блоки весом до 500 тонн, и строительство трубообрабатывающего цеха.

– Кто будет разрабатывать проекты и где будут построены цеха?

– Голубая мечта. 24 млрд требуется по нашей оценке. Мы очень хотим построить сухой док. На стапеле у нас бывает до 40% потерь рабочего времени: то ветер, то дождь, то снег, все время приходится придумывать какие-то укрытия, а высокопрочная сталь требует особых режимов сварки. Адмиралтейские верфи, Средне-Невский завод, Северная верфь – все под крышей кроме нас.
Это действительно важно. Мы специально ездили в Турку, смотрели, как они строят большие белые пароходы, что такое сборка судна из крупных блоков, почему это происходит. Все сразу прозрачно становится. А у меня стоит под трапом человек с трубой на плече, когда он дойдет до своей шестой палубы – тайна, покрытая мраком, а часы тикают.

Читайте так же:
Откуда в кипящей воде пузыри?

– Будет ли Балтийский завод оказывать помощь в строительстве проекта 10510, как он помогал "Заливу" строить "Севморпуть"?

– Помогали в советское время мы и Севмаш. Тогда было просто: Министерство приказало, завод выполнил. А теперь данный вопрос нужно задавать не мне.

– В Находке, например, делают металлоконструкции и отправляют на "Звезду".

– Не вопрос инициативы Балтийского завода. Им понадобились винты, мы посчитали сколько стоит, цену согласовали, договор заключили. Обратятся к нам – будем работать.

– Планируете ли браться за рыболовецкие суда, как многие верфи и заводы сейчас поступают?

Миссия Балтийского завода – строительство крупных надводных кораблей и судов океанского класса и ледового, в том числе с атомными энергетическими установками. Если надо будет строить плавучую базу по переработке рыбы метров в двести, тогда можно Балтийский завод к этому привлекать, а все остальное для нас слишком малых размеров.

– Что принес 2020 год Балтийскому заводу?

– Потерю 220 000 часов трудоемкости из-за коронавируса. Из-за ОРВИ 450 человек болеет, и не последнюю роль в этом играет работа под открытым небом.

Советский кайдзен: как Балтийский завод самостоятельно повышает производительность труда

Корреспондент портала «Будущее России . Национальные проекты» отправился на завод, чтобы разобраться в том, как предприятие справляется с задачами нацпроекта без присутствия специалистов ФЦК или Регионального центра компетенций (РЦК) , в чем специфика применения метода организации рабочего пространства (5С) при строительстве атомного флота и что такое кайдзен по-русски

Эксперты Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) — оператора нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» — помогают предприятиям внедрять практики бережливого производства. В результате повышается производительность труда и конкурентоспособность продукции, появляются резервы для того, чтобы платить более высокие зарплаты. То есть добиваться этого удается без финансовых вложений, только за счет оптимальной организации рабочего пространства и технологических процессов.

Судостроительный Балтийский завод в Санкт-Петербурге выбрал свой путь — самостоятельное внедрение инструментов бережливого производства. 21 октября один из кораблей, произведенных на заводе, — головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» — был передан заказчику. На судне побывал премьер-министр РФ Михаил Мишустин , который оставил запись в книге для почетных гостей: «Очень рад и горд, что в России есть такие специалисты, которые способны создавать такие инновационные проекты, как ледокол «Арктика“. Он воплощает мощь нашей атомной индустрии и российской науки».

Корреспондент портала «Будущее России . Национальные проекты» отправился на завод, чтобы разобраться в том, как предприятие справляется с задачами нацпроекта без присутствия специалистов ФЦК или Регионального центра компетенций (РЦК) , в чем специфика применения метода организации рабочего пространства (5С) при строительстве атомного флота и что такое кайдзен по-русски.

Самостоятельная работа

Сегодня Балтийский завод — это настоящий город в городе: два стапеля (сооружение для постройки судна и спуска его на воду. — Прим. ред.), несколько десятков зданий, 6500 рабочих. Прямо через реку — «Адмиралтейские верфи», на которых строятся корабли для отечественного военно-морского флота.

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Адмиралтейские верфи Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Девиз Балтийского завода звучит просто: «Мы строим атомный флот страны». Однако за простой формулировкой скрываются десятилетия сложнейшей работы. Производство открылось еще в 1856 году и с тех пор продолжает строить морские и океанские суда, зачастую уникальные: со стапелей завода сходили атомные ледоколы, крейсеры и даже первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов».

Прямо сейчас на Большой Неве достраиваются атомные ледоколы «Сибирь» и «Урал» проекта 22220, а 21 октября головное судно серии — «Арктика» — было передано заказчику. При мощности 60 МВт эти атомоходы станут самыми большими и мощными в мире и смогут пробивать лед толщиной до трех метров.

Мы общаемся с директором по развитию производственной системы Игнатием Воденниковым в одном из цехов у самой набережной.

Он рассказывает, что о запуске национального проекта по производительности труда на заводе узнали от коллег. Потом уточнили, соответствует ли предприятие требованиям для участия в проекте, подали заявку и получили «зеленый свет».

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

При этом решили работать над повышением производительности труда самостоятельно. Директор по развитию объясняет это так: «На заводе с 2013 года есть собственный отдел, который занимается развитием производственной системы, а с 2018 года создана отдельная дирекция. У нас есть собственные наработки».

Однако подобная самостоятельность вовсе не исключает сотрудничества с ФЦК и РЦК. Завод не только ежеквартально отправляет им отчеты о результатах, но и организует обмен опытом со специалистами центров.

Кроме центров компетенций завод сотрудничает и с другими компаниями. Так, «Объединенная судостроительная корпорация» , в состав которой входит Балтийский завод, организует обмен опытом со специалистами госкорпорации «Росатом» . С той же целью весной на завод приезжали сотрудники ОКБМ имени И.И. Африкантова, крупного научно-производственного центра атомного машиностроения. Получается синергетический эффект — объединение усилий для реализации принципов бережливого производства.

Читайте так же:
Горка для детей своими руками

5С и советский кайдзен

Сегодня Балтийский завод использует весь набор практик бережливого производства. В частности, на предприятии внедрена система организации рабочего пространства 5С, причем она применяется не только на производстве, но и в офисных подразделениях.

Многие проекты завод реализует в единственном экземпляре. «Так как у нас единичное производство, количество инструментов достаточно большое, и здесь есть своя специфика», — объясняет Воденников .

Игнатий Воденников Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Услышать собеседника на производстве, даже стоя с ним рядом, непросто. Всего в нескольких метрах от нас на станках обрабатывают детали, прямо за стеной цеха достраивают атомный ледокол «Урал», по рельсам передвигаются два огромных крана, и совсем рядом постоянно режут, сверлят и сваривают.

На предприятии действует практика кайдзен. Воденников объясняет, что японскую производственную философию практиковали еще во времена СССР: «Если переводить на русский язык это иностранное слово «кайдзен» и обращаться к нашему прошлому, работе в Советском Союзе , все помнят, у нас были так называемые рацпредложения. На самом деле кайдзен — это и есть практически рацпредложения, только немного в упрощенном виде».

На Балтийском заводе запустили систему подачи предложений по улучшению (ППУ). В процессе участвуют все подразделения, и предложения могут подавать как руководители, так и рабочие. Воденников отмечает, что практика хорошо себя зарекомендовала, потому что с помощью ППУ руководство может получить от сотрудников обратную связь и что-то улучшить на конкретном рабочем месте.

При этом предложения могут касаться не только повышения производительности труда, но и изменений в культуре производства, в снижении травматизма и повышении качества продукции. Директор по развитию производственной системы приводит пример: «Бывает, рабочие предлагают некие приспособления, которые не только упрощают саму работу, но и обеспечивают качество, встроенное в производство, то есть исключают человеческий фактор».

Воденников рассказывает, что свои идеи могут продвигать и студенты, которые проходят практику на производстве. Во время защиты отчетных работ они должны предоставлять предложения по улучшению. Эта практика существует два года и очень эффективна. Так, один из студентов предложил изменить процесс согласования документов, а на защите работ присутствовал генеральный директор — идея была оценена и внедрена в работу.

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Для достижения максимального эффекта на предприятии создаются кросс-функциональные группы, куда входят представители разных дирекций. Их участники анализируют производственный процесс, в котором есть проблемы, и предлагают варианты выхода из ситуации. Далее такие предложения ранжируются, выбирается наиболее оптимальное решение, оно и внедряется в жизнь.

Развитие кадров

Начальник бюро развития персонала Юлия Низовцева встречает нас в другом цехе, ближе к главной проходной завода. Между зданиями на огромной территории завода нам приходится передвигаться на микроавтобусе. Прямо за спиной собеседницы стоят лопасти гребных винтов для ледоколов проекта 22220 — каждая из них весит по 10,5 тонн и поднимается в высоту на два человеческих роста.

Юлия рассказывает, что сейчас все больше молодежи хочет попасть на предприятие. Для них организуют экскурсии, студенческую практику. После практики студенты могут устроиться на стажировку, где молодые специалисты действуют под руководством опытных наставников — в рамках «Малой академии судостроения». Этот проект, созданный несколько лет назад для передачи опыта от специалистов старшего возраста новым поколениям, со временем перерос в целое направление. Низовцева объясняет: «Сейчас это и молодежное бюро, и целая цепочка, связанная с прохождением практики студентами, потом стажировка и трудоустройство на инженерные должности, которые наиболее актуальны для завода».

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Начальник бюро развития персонала Юлия Низовцева Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Антон Кузнецов /Будущее России . Национальные проекты

Организовали на предприятии и систему обучения действующих сотрудников. Воденников рассказывает, что на заводе самостоятельно разработали и внедрили две программы обучения принципам бережливого производства — для руководителей, инженерно-технических работников и отдельно для рабочих. При этом обучение по обеим программам проходит не только в классах, но и на производственных площадках.

Знания и опыт передаются на заводе не только во время стажировок — на производстве трудятся династиями, и тонкостям судостроения младшее поколение обучают родители. Например, мастер отдела качества Сергей Халдару — представитель одной из таких заводских династий. На Балтийском заводе работают его родители, младший брат, жена и теща. По словам Сергея, отсюда и возникает чувство сплоченности — когда близкие рядом, работать значительно легче, ведь есть и поддержка, и психологическая разгрузка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию