100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроено сейсмическое судно

Ramform. «Плавающие утюги»

Если бы в мире проводился конкурс самых необычных кораблей, то сейсмографические суда типа Ramform Titan (по названию первого корабля серии) могли бы принять в нем участие, и, возможно, побороться за призовые места. Отличительной особенностью четырех построенных кораблей Ramform Titan является форма корпуса, которая больше всего напоминает обыкновенный утюг, особенно это заметно, если рассматривать суда с высоты. Форма корпуса кораблей Ramform действительно треугольная, на Западе говорят дельтавидная, повторяется история из авиации с крылом треугольной и дельтавидной формы (от начертания греческой буквы «дельта»).

Появление кораблей сейсмографической разведки Ramform

Все «плавающие утюги» Ramform принадлежат одной компании – PGS (Petroleum Geo-Services). Фирма, головной офис которой расположен в столице Норвегии, признается сегодня одной из ведущих геофизических компаний мира, обладающей собственным флотом – PGS Marine Worldwide, корабли которого специально проектировались для ведения 2D/3D/4D морской съемки. Корабли и специалисты компании PGS готовы предоставить клиентам широкий спектр услуг в области технической разработки месторождений полезных ископаемых и сейсмографической разведки, включая обобщение и выкладки по материалам всего объема полученной информации и оценку месторождений. В первую очередь компания специализируется на нефтяных месторождениях, расположенных на шельфе. Сегодня норвежская компания работает и с российскими клиентами. В нашей стране работают два совместных предприятия: PGS-Хазар (Геленджик) и совместное предприятие с DMNG (Южно-Сахалинск). Компании работают со сложными проектами, расположенными в акватории Черного, Азовского и Каспийского морей, а также непосредственно на Дальнем Востоке России. К тому же в Москве базируется один из датацентров компании Petroleum Geo-Services.

По заказу компании PGS в Японии на верфях компании Mitsubishi Heavy Industries Shipbuilding Co в Нагасаки построили четыре современных судна сейсморазведки. Первый корабль серии получил название Ramform Titan (спущен на воду в 2013 году). В дальнейшем были спущены на воду еще три корабля серии: Ramform Atlas (2014 год), Ramform Tethys (2016 год) и Ramform Hyperion (2017 год). Спуск на воду корабля сейсмографической разведки Ramform Hyperion завершил программу строительства четырех судов нового поколения, каждое из которых работает по технологии GeoStreamer, процесс внедрения которой норвежская компания начала в 2007 году.

За необычную форму кораблей отвечал норвежский военно-морской конструктор Роар Рамде. При этом конструкция всех кораблей Ramform была вдохновлена принятым на вооружение ВМС Норвегии еще в 1995 году разведывательным кораблем Marjata. Российские военные моряки ласково называют корабль данного проекта «Машка». Стоит отметить, что ни одни маневры Северного флота ВМФ России не обходятся без присутствия этого разведывательного судна. В первую очередь «Марьята» предназначена для ведения гидроакустического наблюдения, именно с решением этой задачи связана необычная форма корпуса корабля. Норвежские кораблестроители считают, что треугольная форма судна позволяет обеспечить минимально возможную шумность установленных на борту корабля механизмов, не создавая помех установленным гидролокаторам. Другой особенностью проекта выступает избыточная остойчивость корабля, которая по замыслу проектировщиков, положительно влияет на функционирование многочисленных акустических датчиков, размещенных на корпусе судна.

Разведывательный корабль норвежских ВМС заинтересовал и представителей бизнеса, занимающихся разведкой нефтяных месторождений на шельфе. Частная норвежская компания Petroleum Geo-Services заказала корабль сейсмической разведки Ramform Explorer, который пополнил флот PGS, судно было спущено на воду в 1995 году, эксперты называют корабль прямым наследником «Марьяты». По размерам и форме Explorer близок кораблю, который строился для военно-морских сил Норвегии. Опыт эксплуатации необычного треугольного корабля оказался очень удачным, и PGS заказало целое семейство таких судов, на смену которым уже в 2010-е годы начали приходить еще более совершенные корабли серии Ramform Titan.

Читайте так же:
Город на юге Италии, оплачиваемый отпуск в гроттоле

Особенности кораблей типа Ramform Titan

Для современной добывающей промышленности морская сейсмографическая разведка представляет собой крайне важную отрасль. Благодаря подобной разведке и специализированным судам можно обнаружить новые месторождения полезных ископаемых, которые и в XXI веке остаются кровью всей мировой экономики, речь идет о месторождениях нефти и природного газа, которые расположены на океанском дне. Отличительной чертой кораблей Ramform признается треугольная форма корпуса и очень широкая корма. Благодаря этому техническому решению корабли при работе производят минимальный уровень шума. Как следствие, проводимые исследования позволяют лучше следить за движениями пластов земной коры и получить более четкую диаграмму и другую полезную информацию. Широкая корма кораблей сейсмологической разведки компании Petroleum Geo-Services обеспечивает очень высокий уровень остойчивости и безопасности плавучей платформы, на которой расположено почти все геофизическое оборудование.

Таким образом, дельтавидная форма кораблей серии Ramform Titan выбрана для того, чтобы наилучшим образом раскрыть возможности современной технологии сейсмологической разведки GeoStreamer, которая разрабатывалась по заказу норвежской компании PGS, заказчика кораблей данного проекта. Сегодня корабли серии Ramform Titan признаются наиболее эффективными и крупными кораблями морской сейсмологической разведки в мире. Стоимость двух первых кораблей «Titan» и «Atlas» оценивалась журналистами в полмиллиарда долларов. Ширина кормы необычных кораблей превышает 70 метров.

Говоря простым языком, корабли Ramform Titan представляют собой крупные буксиры, которые тянут за собой сеть из большого количества сейсмографических датчиков, которые в состоянии покрыть площадь поверхности превышающую 12 квадратных километров. Чтобы лучше оценить масштаб покрытия морского дна, представьте, что это 1,5 тысячи футбольных полей. Наличие широкой кормы позволяет легко разместить на борту 24 барабана с сейсмическими косами – это специализированное оборудование, напоминающее собой специальные кабели, на которых размещены сейсмические датчики и другое геофизическое оборудование. Несмотря на простое описание, система достаточно сложная, так как сейсмические косы не должны пересекаться и сталкиваться между собой, не должны запутываться. Именно по этой причине, когда корабли Ramform перемещаются по морской поверхности в рабочем режиме, суда обладают большим радиусом разворота (до нескольких километров), что не добавляет кораблям маневренности. Полная масса буксируемого за кораблем оборудования составляет 220 тонн. Когда сейсмические косы развернуты, скорость движения корабля не превышает 4,5 узлов.

Технические характеристики кораблей Ramform Titan

Корабли серии Ramform Titan выделяются достаточно крупными размерами. Полное водоизмещение судов этого проекта оценивается в 8 тысяч тонн. Максимальная длина – 104 метра, ширина – 70 метров. Корабли способны развивать скорость хода до 16 узлов. Суда получили комбинированную энергетическую установку с электродвижителем (в совокупности 3 электродвигателя мощностью по 6000 КВт каждый, 6 дизель-генераторов, а также одно подруливающее устройство мощностью 2200 КВт). Заявленная на сайте компании PGS суммарная мощность установленного на борту корабля оборудования оценивается в 26 000 КВт.

На корабле расположено 10 двухместных кают для прикомандированных специалистов и посетителей и 60 одноместных кают для экипажа и сотрудников компании, максимальная вместимость с учетом размещения прикомандированных сотрудников и гостей – 80 человек. 10 двухместных кают получили раздельные санузлы. Также на корабле нашлось место для трех небольших кинозалов, бассейна, сауны, тренажерного зала и баскетбольной площадки, в наличии и салон для отдыха команды.

Максимальная автономность плавания корабля составляет 120 суток. Время междокового плавания оценивается в 7,5 лет. После этого корабль необходимо отправлять на обслуживание в сухой док. Как отмечают в норвежской компании Petroleum Geo-Services, увеличение времени автономного плавания и быстрое развертывание необходимого оборудования означают для клиентов компании быстрое завершение сейсморазведочных работ и возможность непрерывной работы корабля, который может использоваться при любой погоде как в южном, так и в северном полушарии. Очень широкий корпус дельтавидной формы обеспечивает кораблю отличную мореходность и остойчивость.

Читайте так же:
Познавательные факты о скорпионах: это надо знать

Как сообщает компания, в новой серии кораблей Ramform период между заходом корабля для планового ремонта в сухом доке увеличился на 50 процентов. По словам генерального директора и президента норвежской компании Petroleum Geo-Services Джона Эрика Рейнхардсена, четыре новых корабля сейсморазведки серии Ramform Titan устанавливают новый стандарт для кораблей подобного класса и не потеряют своей актуальности на протяжении ближайших 25 лет.

masterok

Почему так называется пост ? А потому, что у меня есть на примете уже несколько кораблей, необычно короткой формы. Давайте начнем вот с такого:

Некоторое время назад сейсморазведочная компания Petroleum Geo-Services (PGS) оформила предварительный заказ на постройку двух Ramform-судов W-класса у японской компании Mitsubishi Heavy Industries. Суда являются представителями нового, а точнее — пятого поколения серии Ramform.

Стоимость каждого из судов оценивается в $250 млн. Сдача в эксплуатацию первого из них намечена на первую половину 2013 г., второго – на вторую половину.

Безопасность, эффективность и производительность являются ключевыми особенностями нового корабля Ramform Titan, оборудованного 24-мя морскими сейсмическими косами, который недавно был представлен на верфи компании MHI в Нагасаки, Япония. Новый корабль станет наиболее мощным и эффективным судном для морской сейсморазведки из всех когда-либо существовавших. Он также является самым широким (у ватерлинии) кораблем в мире. При проектировании судна основными моментами были безопасность и производительность. Это первый из четырех кораблей, которые будут построены в Японии.

В новом судне соединяются вместе продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки, которыми обладает технология GeoStreamer. Всю корму судна шириной 70 м занимают 24 барабана с сейсмическими косами. 16 из них расположены на одной линии, а еще 8 – чуть впереди. Увеличенное рабочее пространство и продвинутое оборудование делает операции с участием нового корабля более безопасными и функциональными.

Для компании PGS и ее клиентов более быстрое развертывание и извлечение оборудования, а также увеличенная продолжительность пребывания в море означают быстрейшее завершение сейсморазведочных работ и увеличенный коэффициент непрерывной работы в неблагоприятных погодных условиях. Период между захождением на верфь для ремонта также был увеличен на 50%.

Судно Ramform Titan устанавливает новые стандарты в области проведения сейсморазведочных работ на ближайшие 20 лет.

Джон Эрик Рейнхардсен, президент и главный исполнительный директор компании PGS, прокомментировал: «Корабль Ramform Titan возводит сейсморазведку на новый уровень. Мы соединили вместе наиболее совершенные технологии с самым мощным и эффективным судном в индустрии. Корабль Ramform Titan пополнит наш флот и еще сильнее укрепит позиции компании на рынке, дав нам преимущество на следующие 10 лет».

Новинка оборудована 24-мя барабанами, каждый из которых “несет” сейсмическую косу длиной в 12 км. Это дает кораблю прекрасную гибкость и резерв для проведения даже самых высокоемких работ. Судно перевозит более 6 тыс. тонн топлива и оборудования. Как правило, оно будет буксировать за собой сеть из нескольких сотен тысяч сейсмодатчиков, покрывающих площадь более 12 кв. км, что эквивалентно 1 500 футбольным полям или трем с половиной Центральными паркам в Нью-Йорке.

Корабль Ramform Titan обеспечивает безопасное и комфортное проживание, а также рабочую обстановку для 80 членов экипажа. На борту имеется 60 одноместных кают, а также 10 двухместных кают для посетителей с раздельными санузлами.

Тип Ramform характеризуется необычной дельтовидной формой корпуса в плане с широкой кормой. Первым судном такого типа было судно дальнего гидроакустического наблюдения Marjata, построенное для ВМС Норвегии еще в ‘90-х. Инженерный состав из PGS отметил высокий уровень сбора сейсмической информации такого судна, что обеспечивалось именно дельтовидной формой корпуса.

Читайте так же:
Как сделать свою жизнь понятной и простой

Ожидается, что подобный дизайн судов в полной мере раскроет потенциал технологии GeoStreamer – разработки PGS. Компания планирует укрепить свою позицию в быстрорастущем сегменте сейсморазведки высокого разрешения, где потребуются более длинные сейсмокосы, высокая эффективность их буксировки, а также большие площади охватывания ими исследуемых зон.

Сейсморазведка высокого разрешения становится все более востребованной благодаря интенсивному росту глубоководной буровой отрасли, особенно в таких сложных районах, как Бразилия, Западная Африка и Мексиканский залив. В PGS заявляют, что GeoStreamer позволит более полно “увидеть” плодородные пласты и Северного моря.

Побольше англоязычной информации по этому проекту можно почитать тут:

Seismic Survey Ship (SSS) = Судно Сейсмической Разведки Ramform Titan (Флаг Багамских островов, год постройки 2013, IMO 9629885) следует в порт Берген (Норвегия) 28/09/2013.

Данные по судну:
Длина 104,2 м, Ширина в корме 70 м
24 лебёдки с кабелями общей протяжённостью 12 км
Вместимость топливных танков 6000 тонн
3 винта
Буксирует за собой несколько сотен тысяч электронных сенсоров покрывающих площадь более, чем 12 квадратных км
Электростанция производит 18 мегаватт (3 x 6 мегаватт)
Крейсерская скорость 16 узлов
Экипаж 80 человек
Построено в Японии на верфи Mitsubishi Nagasaki
В двух словах: на сегоднящний день лучшее в мире судно сейсмической разведки.
Больше информации о судне можно получить на сайте Судовладельца: http://www.pgs.com/en/

Не забуду вам напомнить очень необычные кораблики, которые мы рассматривали чуть ли не в прошлом году уже : вот удивительный Корабль — ножницы, а вот необычный Корабль перевертыш. Можете вспомнить так же про КОРАБЛИ НА НОЖКАХ

kot_3axap

Не думал-не гадал, но довелось побывать на сейсмическом судне и слегка приподнять завесу над тем, что и как они делают. Все равно эта область для меня осталась terra incognita, но кое-что почерпнул (по сейсмологии могу ошибаться в деталях, прошу сильно не бить, но исправить если кто в теме).

Первоначально звуковым источником для морских сейсмических исследований служил динамит. Ввиду его очевидной опасности позже в качестве источника стали использовать пневматические пушки.

Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов.
Сначала форма данных была двухмерной. Данные получались с помощью одиночной шланговой сейсмоприемной косой (или же просто — косой, она же стример, от англ. "streamer") и одного источника сигнала.

Позже был разработан новый метод для трехмерного картографирования. Для этого стремятся установить как можно больше кос-стримеров, для покрытия большой площади, на сколько возможно. Рассматриваемое судно "Вячеслав Тихонов" имеет 8 кос для снятия данных (это не максимальное количество, имеются суда с большим количеством кос).

Метод сбора данных может быть сравнен с очень большим эхолотом. Звуковой сигнал посылается пневмопушкой вниз на морское дно, и затем буксируемый кабель регистрирует отраженные сигналы, которые записываются.

Так выглядит судно с выпущенным сейсмическим оборудованием.

Длина одной косы на судне "Вячеслав Тихонов" имеет длину 6,000 метров (именно метров, а не кабельтовых и пр. морских единиц).
Постановка кос в рабочее состояние и их выборка по окончании замеров — дело не быстрое, занимает несколько дней. При этом, как и во время замеров, судно должно следовать строго определенным кусом с фиксированной скоростью (в этом режиме рабочая скорость составляет порядка 5 узлов). Т.к. это довольно сложно и утомительно для человека выдерживать так четко курс и скорость, на судне установлена система динамического позиционирования (DP), которая позволяет выполнять данную задачу автоматически. Навигаторы в основном следят за навигационной обстановкой, устанавливают связь с судами для обеспечения безопасного расхождения и т.п. Радиус поворота в режиме замеров составляет несколько миль, для того, чтобы косы не перепутались. Команда курсом судна задается из сейсмологической лаборатории на судне.

Читайте так же:
Откуда дырки в сыре?

Также, для обеспечения безопасного расхождения с другими судами, для предотвращения поврежедения ими буксируемых кос (кстати, стоимость одной косы со всем оборудованием составляет порядка 2 млн. долларов) и прочих вспомогательных задач, в паре с судном работают два судна слежения (по английски — chase boats). Также имеется одно вспомогательное судно для доставки снабжения и экипажа, для бункеровки и прочих вспомогательных задач. Для успешного выполнения этих задач, исследовательское судно должно держать надежную и постоянную связь с судами слежения, своевременно информировать их о своих планах.

Как уже было сказано выше, поворот в режиме замеров является довольно сложной задачей. При расстоянии между внешними косами в 800 метров, радиус поворота должен составлять минимум 4,000 метров, увеличивая в плохую погоду до 5,000 метров. При повороте с радиусом в 5 км, скорость поворота должна быть 3 градуса в минуту. При этом необходимо отметить, что на траекторию поворота оказывают сильное влияние погодные условия и состояние моря. При повороте навигаторы ориентируются на положение параванов — буксируемых отводителей кос.

Справа на фото просматривается отводитель (бараван, paravane), на первой фотографии его можно видеть закрепленным на борту.

В режиме замеров необходимо следить за дургими судами и просить их покинуть зону не только из-за угрозы столкновения или повреждения кос. При близком прохождении другого судна, особенно большого, теряется качество замеров, т.к. нарушается целостность звукового источника. Поэтому, если не удается договиться с другим судном по каким-либо причинам насчет расхождения на большой дистанции, тогда желательно разойтись ближе и быстрей. Потому как замеры все равно будут нарушены, и необходимо минимизировать время контакта, чтобы сохранить время на замеры.
Отмечено, что при прохождении оффшорных терминалов, где грузятся большие танкера с системой динамического позиционирования, даже на расстоянии 12 миль замеры будут фактически уничтожены, и придется делать повторный заход, когда танкер отойдет от причала.

Если в районе находится другое сейсмологическое судно, то его работа может сказаться на работе нашего судна на расстоянии порядка 80 миль. Поэтому в таких случаях, чтобы не мешать работе друг друга, договариваются о графике проведения измерений. Например, были случаи, когда в Северном море работало одновременно 8 судов.

По заявлению разработчика проекта, фирмы Ulstein, форма корпуса судна, запантентованная как Ulstein X-Bow, совместно с дизель-электрической пропульсивной системой, обеспечивает исключительную эффективность в плане расхода топлива, мореходности и скорости. Однако, несмотря на рекламный ролик, присутствующий на youtube (сравнительная гонка двух корабликов в штормовых условиях), применение концепта конкретно здесь видится не вполне оправданным. Исхожу из чисто практической оценки и своего видения, сугубое ИМХО. А именно: мои весьма скудные познания в гидродинамике корпусов говорят мне, что обводы будут работать на скоростях, близких к полной, но по-любому выше средних. Рабочая скорость данного судна в режиме замеров (основное назначение судна) составляет 4-5 узлов.
Во время моего присутствия на борту, при ходе со скростью 4.5 узла, его довольно неприятно раскачало до 5 градусов крена, при весьма легком волнении моря и ветре 7 м/с. Экипаж же рассказал, при работе в профиле (снятие замеров), с оборудованием за бортом, волна била снизу в нос с подкидыванием этого самого носа, со всеми "вытекающими" последствиями у наименее морестойких членов экипажа.

Гребная установка включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ). Каждый винт приводится во вращение с помощью асинхронного двигателя мощностью 4,800 кВт, регулируемого частотным конвертером с водяным охлаждением. Передача вращения на винт осуществляется через редуктор.

Читайте так же:
Интересные факты о бурундуках — это важно знать

Судно оборудовано носовым и кормовым тоннельными подруливающими устройствами, а также выдвижным азимутальным подруливающим устройством (Compass Thruster) в носовой части.

Длина судна 84 м, ширина 17 м, максимальная осадка 6 м. Дедвейт на максимальной осадке составляет 2,250 т.
Согласно спецификации, скорость судна при нагрузке 100% на каждый винт, при чистом корпусе и спокойной воде, должна составлять примерно 18.5 узлов.

Вспомогательное судно осуществляет маневр сближения.

Вспомогательное судно швартуется для бункеровочных операций на ходу.

Как только выберу свободную минутку разобрать фотографии, сделаю фототур по судну.

Нефтяной блог

Seismic Survey Ship — лучшее в мире сейсморазведочное судно. Длина 104,2 м, ширина в корме 70 м, водоизмещение 8000 тонн, скорость 16 узлов, имеет 24 лебёдки с кабелями общей протяжённостью 12 км. Буксирует за собой несколько сотен тысяч электронных сенсоров покрывающих площадь более, чем 12 квадратных км. Экипаж 80 человек Построено в Японии на верфи Mitsubishi Nagasaki.

В 2012 году норвежская сейсморазведочная компания Petroleum Geo-Services (PGS) оформила заказ на постройку двух Ramform-судов W-класса у японской компании «Mitsubishi Heavy Industries». Суда являются представителями нового, а точнее — пятого поколения серии Ramform.

Корабли типа "SSS Ramform" являются наиболее мощными и эффективными судами для морской сейсморазведки из всех когда-либо существовавших. Они также являются самыми широкими.

В этих судах соединяются вместе продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer». Всю корму судна шириной 70 м занимают 24 барабана с сейсмическими косами. 16 из них расположены на одной линии, а еще 8 – чуть впереди. Увеличенное рабочее пространство и продвинутое оборудование делает операции с участием корабля более безопасными и функциональными.

Для компании PGS и ее клиентов более быстрое развертывание и извлечение оборудования, а также увеличенная продолжительность пребывания в море означают быстрейшее завершение сейсморазведочных работ и увеличенный коэффициент непрерывной работы в неблагоприятных погодных условиях. Период между захождением на верфь для ремонта также был увеличен на 50%.

Судно перевозит более 6 тыс. тонн топлива и оборудования. Как правило, оно буксирует за собой сеть из нескольких сотен тысяч сейсмодатчиков, покрывающих площадь более 12 кв. км, что эквивалентно 1 500 футбольным полям или трем с половиной Центральными паркам в Нью-Йорке.

Корабли типа "SSS Ramform" обеспечивают безопасное и комфортное проживание, а также рабочую обстановку для 80 членов экипажа. На борту имеется 60 одноместных кают, а также 10 двухместных кают для посетителей с раздельными санузлами.

Тип «Ramform» характеризуется необычной дельтовидной формой корпуса в плане с широкой кормой. Первым судном такого типа было судно дальнего гидроакустического наблюдения Марьята, построенное для ВМС Норвегии еще в 90-х. Инженерный состав из PGS отмечает высокий уровень сбора сейсмической информации такого судна, что обеспечивается именно дельтовидной формой корпуса. Суда ходят под Флагом Багамских островов.

Джон Эрик Рейнхардсен, президент и главный исполнительный директор компании PGS, прокомментировал: «Корабль "SSS Ramform Titan" возводит сейсморазведку на новый уровень. Мы соединили вместе наиболее совершенные технологии с самым мощным и эффективным судном в индустрии. "SSS Ramform Titan" пополнит наш флот и еще сильнее укрепит позиции компании на рынке, дав нам преимущество на следующие 10 лет».

Сейсморазведка высокого разрешения становится все более востребованной благодаря интенсивному росту глубоководной буровой отрасли, особенно в таких сложных районах, как Бразилия, Западная Африка и Мексиканский залив.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию