100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроена панель бортпроводников самолёта Airbus-320

A320. Панели электрической системы

(1) – индикатор напряжения в аккумуляторных батареях: первой (ВАТ 1) и второй (ВАТ 2).

(2) – две кнопки подключения аккумуляторных батарей. Нормальное положение – AUTO, табло не горят.

(3) – две кнопки отключения валов генераторов от двигателей. Вставить валы обратно можно только на земле. Обычно кнопки закрыты защитными колпачками, чтобы не нажать случайно.

(4) – две кнопки подключения питания от основных генераторов к электрической системе. Нормальное положение ON, табло не горят.

(5) – кнопка подключения APU к электрической системе. Нормальное положение ON, табло не горят.

(6) – BUS TIE – кнопка разделения электрической сети на две независимые. Нормальное положение AUTO, табло не горят.

  • В штатной конфигурации обе системы переменного тока разделены.
  • Каждый основной генератор (IDG) питает свою шину переменного тока (AC).
  • Шина батареи постоянного тока (DC BAT) и шина DC ESS BUS штатно питаются от трансформатора/выпрямителя №1 (TR 1).

(7) – Штатно шина переменного тока основных потребителей (AC ESS) питается от шины переменного тока AC BUS 1, а этой кнопкой можно перебросить AC ESS на питание от шины переменного тока AC BUS 2. Нормальное положение – OFF, табло не горят.

В положении переброски будет гореть табло ALTN (Alternate). FAULT означает, что шина AC ESS не запитана.

(8) – подключение кухонь. Нормальное положение AUTO. Может быть не просто GALLEY, а GALLEY & CABIN.

В этом случае этой кнопкой подключаются не только кухни, но и система развлечения (кино-видео-музыка), телефония, микрофон для объявлений у бортпроводников, записанные объявления, приветствия и прочее.

(9) – кнопка подключения внешнего источника питания – тележки с генератором, которая стоит возле самолета, или большой розетки, спрятанной в бетонке на самолетной парковке. Если питание к самолету подведено, но не подключено, на кнопке горит табло AVAIL (Available). После нажатия внешнее питание подключается и вместо AVAIL загорается табло ON.

Аварийная панель электрической системы

EMER GEN TEST – кнопка тестирования аварийного генератора. Мы не трогаем – только для обслуживающего персонала.

GEN 1 LINE – кнопка с табло. Если в системе вентиляции авионики появляется дым, то загорится табло SMOKE, и экипаж будет вынужден действовать согласно аварийной процедуре при задымлении. И в ходе нее придется нажать на эту кнопку. Загорится табло OFF и генератор 1 станет питать топливные насосы напрямую – в обход основных шин (AC1 и AC2). Делается это для того, чтобы снизить нагрузку на сеть и тем самым уменьшить количество дыма, которое производится электричеством.

RAT & EMER GEN – табло, которое загорается, если RAT развернут, но не дает ток в сеть самолета. Будем запитываться от батарей, которых хватит минут на тридцать.

Читайте так же:
История возникновения швейной машинки Зингера

MAN ON – ручной выпуск RAT. Нормальное положение AUTO, колпачок закрыт. В этом случае RAT сам вывалится, если поломаются все обычные генераторы.

Как устроена панель бортпроводников самолёта Airbus-320

Сегодня расскажу вам, чем может управлять бортпроводник самолёта Airbus-320.

Уже само название — FAP = Forward Attendant Panel — как бы намекает нам, что Передняя Панель Проводников бывает только раз
FAP находится при входе в самолёт, в переднем вестибюле на стенке. Когда вы заходите в самолёт через переднюю дверь, вы как раз можете видеть её на стенке слева, на уровне головы.

Если смотреть по фотографии слева направо, то левее всего мы видим ручку, за которую держатся проводники при закрытии передней входной двери.
Правее неё, в центре фотки — PTP (Programming and Test Panel = Панель Программирования и Тестирования).
А вот справа и есть FAP.

PTP находится за дверкой.

На бОльшей части фото мы наблюдаем собственно PTP, а вот зато внизу, чёрное с двумя шлицевыми винтами — это есть CAM.
CAM = Cabin Assignment Module — Модуль Описания Салона — это небольшая платка.
Два винта — на самом деле не винты , а защёлки. Повернув их на 90 градусов, можно эту платку вытащить и легко поменять — она на разъёме.
CAM содержит конфигурацию салона самолёта.

Собственно PTP

— это панель, с которой можно протестировать разные салонные системы, а также запрограммировать некоторые изменения конфигурации.
Как видим, верхняя строка меню позволяет проверить состояние систем салона.
Средняя строка — протестировать.
Например, отсюда можно тестировать систему аварийного освещения салона.
Можно протестировать всё индивидуальное освещение пассажиров. Тест покажет, где находятся неработающие лампочки.
Также тестируется общее освещение, обогрев сливных насадков воды из рукомойников туалетов, и кое-какие ещё системы.
Некоторые тесты можно провести и через панель бортовой системы тестирования самолётных систем в кабине.
Ну, и нижняя строка меню вводит нас в меню программирования. Я ни разу этим программированием не занимался, так что сказать по этому поводу мне нечего.

Правее PTP находится FAP.
Верхняя часть управляет освещением в салоне.

Кнопки — мембранные.
Слева — включение/выключение всего освещения салона оптом.
Правее — освещение переднего вестибюля (сверху вниз: Ярко — Тускло — Совсем тускло). Для выключения освещения совсем надо нажать клавишу текущего режима.
Ещё правее — то же для заднего вестибюля.
В центре фото — то же для общего освещения салона. Тут мы видим несколько сокращённую панель, так как бывает ещё разделение освещения по зонам: например, бизнес-класс и эконом.
Правее — раздельные кнопки для ламп над окнами и потолочных.
И совсем справа — триггерные кнопки включения питания: свет в туалетах, у проводников и индивидуальное освещение.

Читайте так же:
В Антарктиде зарегистрирована самая высокая температура за всю историю

Следующая часть FAP посвящена звуковому сопровождению полёта:

Здесь можно выбрать записанные стандартные объявления и музыку.
Они обозначаются кодами, и список этих кодов есть где-то у проводников.
Замечаем регулятор громкости.
Кнопка PES (справа) включает Систему Развлечений (Passenger Entertainment System) — там, где она есть. Это всякие музыки в наушниках и, наверное, фильмы. С этой частью я тоже в работе не сталкивался.

И ещё ниже находится третья часть FAP.

Начнём с нижнего ряда.
Слева внизу — кнопка включения аварийного освещения самолёта.
Правее — индикатор армированного (подготовленного к использованию) положения аварийных надувных трапов.
Ещё правее — индикатор, что все двери самолёта закрыты.
Правее — индикация сигнализации дыма в туалете.
Следующая кнопка сбрасывает эту сигнализацию и сигнал эвакуации.
Следующие два относятся к команде на эвакуацию: левый индикатор показывает включение этой команды, а правая кнопка — включает команду. Будет громко звучать сирена. Можно также включить из кабины пилотов.
Далее — отключение звукового сигнала «динь-бом» при вызове проводника (наверное, ночью удобно) и сброс сигнала вызова.
Правее — кнопка сигнализации пилотам, что салон готов к взлёту.
Ещё правее — тест ламп.
И самый правый сигнализатор показывает, что «что-то здесь не так» Если он загорается, значит, есть какая-то ненормальность в работе оборудования, контролируемого PTP, и надо посмотреть на сообщения на дисплее. В полёте эта сигнализация отключается.

Вверху находятся слева два светодиодных индикатора заполненности водяного (выше) и туалетного (ниже) баков.
В нижней строке — индикаторы неработающих систем слива туалетов и вообще всей системы.

Верхняя кнопка при нажатии

включает индикаторы заполнености баков.
Также эти индикаторы сами включаются при открытии лючка обслуживания туалетной или водяной системы.

И немного трэша

Все эти передние панели держатся на стандартных поворотных защёлках, кои вы уже видели в посте про замену RMP.
Как-то раз у нас был самолёт с вообще не работающей FAP, что позволило мне туда залезть.
Вот так выглядят внутренности:

Там здоровенная такая плата с микросхемами, залитыми лаком.
Передние панели присоединены тонкими шлейфами на разъёмах.

А общается с внешним миром FAP через такой вот разъём:

Я в нём тогда 28 В искал.
И нашёл, да.

Кстати — это вообще-то старый вариант FAP. Сейчас ставят на это место здоровенный такой красивый сенсорный ЖК-дисплей.
Который мы рассмотрим в следующем посте

В общем, такие вот у нас на самолётах ФАПы.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Читайте так же:
Периодическая система влюбленностей Менделеева: читаем во всех подробностях

инста3

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Уже само название — FAP = Forward Attendant Panel — как бы намекает нам, что Передняя Панель Проводников бывает только раз 🙂
FAP находится при входе в самолёт, в переднем вестибюле на стенке. Когда вы заходите в самолёт через переднюю дверь, вы как раз можете видеть её на стенке слева, на уровне головы.

Если смотреть по фотографии слева направо, то левее всего мы видим ручку, за которую держатся проводники при закрытии передней входной двери.
Правее неё, в центре фотки — PTP (Programming and Test Panel = Панель Программирования и Тестирования).
А вот справа и есть FAP.

PTP находится за дверкой.

На бОльшей части фото мы наблюдаем собственно PTP, а вот зато внизу, чёрное с двумя шлицевыми винтами — это есть CAM.
CAM = Cabin Assignment Module — Модуль Описания Салона — это небольшая платка.
Два винта — на самом деле не винты 🙂 , а защёлки. Повернув их на 90 градусов, можно эту платку вытащить и легко поменять — она на разъёме.
CAM содержит конфигурацию салона самолёта.

Собственно PTP

— это панель, с которой можно протестировать разные салонные системы, а также запрограммировать некоторые изменения конфигурации.
Как видим, верхняя строка меню позволяет проверить состояние систем салона.
Средняя строка — протестировать.
Например, отсюда можно тестировать систему аварийного освещения салона.
Можно протестировать всё индивидуальное освещение пассажиров. Тест покажет, где находятся неработающие лампочки.
Также тестируется общее освещение, обогрев сливных насадков воды из рукомойников туалетов, и кое-какие ещё системы.
Некоторые тесты можно провести и через панель бортовой системы тестирования самолётных систем в кабине.
Ну, и нижняя строка меню вводит нас в меню программирования. Я ни разу этим программированием не занимался, так что сказать по этому поводу мне нечего.

Правее PTP находится FAP.
Верхняя часть управляет освещением в салоне.

Кнопки — мембранные.
Слева — включение/выключение всего освещения салона оптом.
Правее — освещение переднего вестибюля (сверху вниз: Ярко — Тускло — Совсем тускло). Для выключения освещения совсем надо нажать клавишу текущего режима.
Ещё правее — то же для заднего вестибюля.
В центре фото — то же для общего освещения салона. Тут мы видим несколько сокращённую панель, так как бывает ещё разделение освещения по зонам: например, бизнес-класс и эконом.
Правее — раздельные кнопки для ламп над окнами и потолочных.
И совсем справа — триггерные кнопки включения питания: свет в туалетах, у проводников и индивидуальное освещение.

Читайте так же:
Почему зебра полосатая? Зачем зебре полоски? Виды зебр и полосок, описание, фото и видео

Следующая часть FAP посвящена звуковому сопровождению полёта:

Здесь можно выбрать записанные стандартные объявления и музыку.
Они обозначаются кодами, и список этих кодов есть где-то у проводников.
Замечаем регулятор громкости.
Кнопка PES (справа) включает Систему Развлечений (Passenger Entertainment System) — там, где она есть. Это всякие музыки в наушниках и, наверное, фильмы. С этой частью я тоже в работе не сталкивался.

И ещё ниже находится третья часть FAP.

Начнём с нижнего ряда.
Слева внизу — кнопка включения аварийного освещения самолёта.
Правее — индикатор армированного (подготовленного к использованию) положения аварийных надувных трапов.
Ещё правее — индикатор, что все двери самолёта закрыты.
Правее — индикация сигнализации дыма в туалете.
Следующая кнопка сбрасывает эту сигнализацию и сигнал эвакуации.
Следующие два относятся к команде на эвакуацию: левый индикатор показывает включение этой команды, а правая кнопка — включает команду. Будет громко звучать сирена. Можно также включить из кабины пилотов.
Далее — отключение звукового сигнала "динь-бом" при вызове проводника (наверное, ночью удобно) и сброс сигнала вызова.
Правее — кнопка сигнализации пилотам, что салон готов к взлёту.
Ещё правее — тест ламп.
И самый правый сигнализатор показывает, что "что-то здесь не так" 🙂 Если он загорается, значит, есть какая-то ненормальность в работе оборудования, контролируемого PTP, и надо посмотреть на сообщения на дисплее. В полёте эта сигнализация отключается.

Вверху находятся слева два светодиодных индикатора заполненности водяного (выше) и туалетного (ниже) баков.
В нижней строке — индикаторы неработающих систем слива туалетов и вообще всей системы.

Верхняя кнопка при нажатии

включает индикаторы заполнености баков.
Также эти индикаторы сами включаются при открытии лючка обслуживания туалетной или водяной системы.

И немного трэша 🙂

Все эти передние панели держатся на стандартных поворотных защёлках, кои вы уже видели в посте про замену RMP.
Как-то раз у нас был самолёт с вообще не работающей FAP, что позволило мне туда залезть.
Вот так выглядят внутренности:

Там здоровенная такая плата с микросхемами, залитыми лаком.
Передние панели присоединены тонкими шлейфами на разъёмах.

А общается с внешним миром FAP через такой вот разъём:

Я в нём тогда 28 В искал.
И нашёл, да.

Кстати — это вообще-то старый вариант FAP. Сейчас ставят на это место здоровенный такой красивый сенсорный ЖК-дисплей.
Который мы рассмотрим в следующем посте 🙂

Читайте так же:
История российского деревянно-золотого рубля: разбираем в общих чертах

Учебник-319,320,321

Конструкция ВС А-319/320/321: учебное пособие для подготовки бортпроводников. / Под. ред. Д.В. Бакина. М.: АНОО «С 7 Тренинг», 2011.

Учебное пособие подготовлено для преподавания дисциплины «Конструкция ВС А-319/320/321» при проведении курсов первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации бортпроводников на воздушное судно А- 319/320/321. При разработке учебного пособия, за основу взято воздушное судно А- 320, так как оно является типичным представителем линейки самолетов А-319/320/321.

В учебном пособии рассмотрены конструктивные особенности ВС А- 319/320/321 (типовая компоновка и оборудование), дано общее описание самолетов А- 319/320/321, размеров и оборудования пассажирской кабины, панелей управления, освещения ВС, систем связи, туалетных комнат, рабочих стоек, дверей, трапов и аварийных выходов.

Системы самолета имеют продуманные конструктивные решения, в частности в отношении наличия удобного расположения и конструкций панелей, люков и дверей, обеспечивающего легкий доступ при обслуживании. Бортпроводник должен знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Одной из задач бортпроводника является: знать конструкцию ВС и при необходимости применить свои знания и навыки в случаях возникновения внештатных ситуаций.

Данное учебное пособие не является руководством по эксплуатации ВС А- 319/320/321 и может быть использовано только в учебных целях в АНОО «С 7 Тренинг».

Учебное пособие рассмотрено и одобрено Методическим Советом АНОО «С 7 Тренинг», протокол заседания № ___ от «___» _________ 20 ___ г.

© М.: АНОО «С 7 Тренинг», 2011.

Перечень использованных аббревиатур и их толкование

APU – Auxiliary Power Unit (Вспомогательная cиловая установка). PSU – Passenger Service Unit (Сервисная панель пассажира).

LSU – Lavatory Service Unit. (Сервисная панель туалетной комнаты)

INTERPHONE – Самолетное переговорное устройство, используется для внутреннего общения между членами экипажа.

PA – Самолетное громкоговорящее устройство, используется для публичного обращения к пассажирам.

MRT – Manual Release Tool (Инструмент ручного открытия кислородных блоков). CIDS – Cabin Intercommunication Data System (Микропроцессор).

DEU – Decoder Encoder Unit (Декодирующее устройство).

FAP – Forward Attendant Panel (Передняя панель управления бортпроводника). PTP – Programming and Test Panel (Панель программирования и тестирования).

CAM – Cabin Assignment Module (Модуль содержащий программное обеспечения для работы систем пассажирской кабины)

AAP – Additional Attendant Panel (Дополнительная (задняя панель управления бортпроводника).

ACP – Area Call Panel (Панель оповещения).

PRA – Prerecorded announcement (Звуковоспроизводящее устройство). PTT – Push To Talk (Клавиша на микрофоне).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию