100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроена Formula 1. Гран-при Европы в Валенсии

Гран-при Европы

Потому, что это гонка на городской трассе в Валенсии. Кроме того, накануне Гран-при очень много говорили о негативном влиянии экономической ситуации в стране и конкретно в Валенсии, работники местного общественного транспорта попыткой забастовки выразили свое абсолютное недовольство «Формулой-1», да и простые жители этого замечательного города были крайне недовольны подобной статьей бюджета. И если бы добавить сюда предполагаемую нудную езду «паровозиком» по городской трассе, то с гонкой в Валенсии можно было бы распрощаться без сожаления. Ан нет! Гонка получилась, и была захватывающей буквально от старта до финиша. При этом рушились все написанные ранее каноны, включая важность «поула». Хотя нет. Здесь я погорячился, так как обладатель «поул-позишн» Себастьян Феттель лидировал от старта и почти до финиша (даже выезд машины безопасности, нивелировавшей его преимущество, не сказался). Почти… И если бы его RB8 не сломался…

Гран-при Европы

Кими Райконен. Как всегда без эмоций
© Фото: ESPN F1

Но Феттель сошел, а у нас еще была возможность насладиться (во всяком случае, лично я этого не исключаю) схваткой Романа Грожана и Фернандо Алонсо за первое место. Увы, но в заключительной части гонки не сдюжил и Lotus Романа. Но если не обращаться к сослагательному наклонению, то нынешняя гонка на трассе в Валенсии кардинально отличалась от четырех предыдущих. Ее победитель, Фернандо Алонсо, стартовал аж с одиннадцатой позиции, но сделал все для того, чтобы финишировать не просто на подиуме, а победить на домашней трассе. Это я к тому, что в таком состязании, каким стал нынешний Гран-при Европы, одного везения мало. Гораздо лучшей была ситуация у Льюиса Хэмилтона: старт из первого ряда, вся гонка в группе лидеров… Даже сломавшийся на пит-стопе домкрат не смог сколь либо критично испортить ситуацию. Но как говориться, от судьбы не уйдешь, и в этой ситуации все точки над «i» расставила экспрессивная атака Пастора Мальдонадо. И. казалось бы, теперь, после схода лидеров, легко назвать имена «везунчиков» гонки – Михаэля Шумахера и Марка Уэббера. Но какое же и здесь везение, если первый стартовал с 12-позиции, а второй и вовсе с 19-й?!

Гран-при Европы

Себастьян Феттель. Когда и сказать-то нечего…
© Фото: ESPN F1

Третье место Михаэля и четвертое Марка было заработано потом и благодаря привычке сражаться до конца. И, конечно, нужно отметить 13-е место нашего Виталия Петрова. Разумеется, можно потратить время и посчитать, при каком раскладе Виталий попал бы в очковую зону, и что было бы, если бы не его столкновение с Даниэлем Реккардо и четыре заезда на пит-стопы… Наверное, с учетом последовавших сходов, Виталий и стал бы первым пилотом, заработавшим очки для Caterham, но нынешнюю гонку Петров и без этого провел блестяще со всех точек зрения. И в заключении, о тактике. 14 из 19-и классифицированных пилотов избрали тактику с двумя пит-стопами, и лишь Пол ди Реста лишь однажды заезжал в боксы. При этом стартовал ди Реста с десятой позиции, а его товарищ по команде Нико Хюлькенберг с восьмой (и останавливался на пит-стопах дважды). Нико финишировал пятым, Пол – седьмым… А как вам 15-место Шарля Пика, в одиночку защищавшего цвета Marussia? При этом на финише Шарль остался в том же круге, что и лидеры. В общем, гонка, разрушившая постулаты, удалась на славу. И, казалось бы, невозможные здесь обгоны (причем, не только с помощью DRS) здесь были, и тактика пит-стопов не слишком вмешалась (хотя, и этот момент присутствовал), и тезис, что если ты хороший пилот, то и место на стартовой решетке не столь много значит, работал вовсю. Даже присутствие президента Ferrari в боксах Скудерии не сильно помешало…

Гран-при Европы

Льюис Хэмилтон и Пастор Мальдонадо. Секунда до столкновения…
© Фото: ESPN F1

Гран При Европы: Гонка

Подиум Гран При Европы

Обгонять на городской трассе в Валенсии очень непросто, стартовая позиция крайне важна, поэтому борьба в квалификации получилась плотной и невероятно напряженной. Всё решали сотые, и не обошлось без сюрпризов – пилоты Ferrari и Михаэль Шумахер не смогли пробиться в финал, но в первой десятке стартовали оба гонщика Force India и Камуи Кобаяши.

Поул в субботу уверенно завоевал Себастьян Феттель, вместе с ним с первого ряда стартовал Льюис Хэмилтон, а со второго ряда гонку начинали Мальдонадо и Грожан.

Тимо Глок не смог участвовать в квалификации и не вышел на старт из-за кишечной инфекции. Найти замену в Marussia не смогли, и в гонке участвовал только один гонщик команды – дебютант Шарль Пик. Все гонщики первой десятки стартовали на шинах Soft.

Старт Гран При Европы

На старте обошлось без серьёзных инцидентов. Феттель сохранил лидерство, Грожан опередил Мальдонадо, Кобаяши отыграл две позиции, Алонсо – три. Росберг откатился на 11-е место. К концу второго круга Себастьян оторвался от Хэмилтона на четыре секунды.

Читайте так же:
Как делают моцареллу

Первая десятка на втором круге: Феттель – Хэмилтон – Грожан – Кобаяши – Мальдонадо – Райкконен – Хюлкенберг – Алонсо – ди Реста – Масса.

Хэмилтон уступал в темпе лидеру, собрав за собой плотную группу гонщиков, но Грожан решился на обгон только на десятом круге, когда отставание от Феттеля уже превышало десять секунд.

На 11-м круге Баттон и Перес сменили резину, на 12-м – Масса. Алонсо опередил Хюлкенберга в борьбе за седьмую позицию, Райкконен – Мальдонадо в борьбе за пятую, а потом и Фернандо опередил Пастора. На 14-м круге Хэмилтон провёл пит-стоп, на 15-м – Райкконен, Кобаяши, Мальдонадо и Хюлкенберг. Во время обслуживания машины Камуи возникла заминка.

На 16-м круге Алонсо сменил резину, на 17 – Феттель и Грожан. Вернувшись на трассу, Себастьян сохранил лидерство. На 20-м пит-стоп провели Шумахер и Уэббер, на 21-м – Росберг.

На 20-м круге Кобаяши и Сенна допустили контакт – один получил прокол, другой лишился переднего антикрыла, и оба отправились в боксы для ремонта. Стюарды наказали Бруно штрафным проездом по пит-лейн.

Пол ди Реста позже всех провёл пит-стоп, шотландец поднялся на третью позицию, но в конце отрезка на изношенных шинах не мог сопротивляться атакам соперников. На 24-м круге Пол сменил резину.

Первая десятка на 25-м круге: Феттель – Грожан – Хэмилтон – Алонсо – Райкконен – Мальдонадо – Масса – Хюлкенберг – Баттон – Перес.

На 26-м круге Петров провёл второй пит-стоп, на 27-м – Баттон, на 28-м – Масса.

Ковалайнен и Вернь допустили контакт – у Жана-Эрика произошёл прокол, оба гонщика отправились в боксы, где Вернь выбыл из борьбы. Выехал автомобиль безопасности – нужно было собрать обломки.

На трасса автомобиль безопасности

Грожан, Хэмилтон, Алонсо, Райкконен, Мальдонадо, Хюлкенберг и Феттель отправились в боксы. При обслуживании Хэмилтона возникла продолжительная задержка – сломался передний домкрат, и машину пришлось поднимать вновь.

Первая десятка за машиной безопасности: Феттель – Грожан – Алонсо – Риккардо – Райкконен – Хэмилтон – Росберг – Шумахер – Уэббер – Мальдонадо. На 34-м круге был объявлен рестарт.

Феттель сохранил лидерство, но внезапно потерял скорость — отказал генератор, и мотор отключился. Алонсо к тому моменту опередил Грожана и вышел в лидеры на домашней трассе, Хэмилтон опередил Райкконена. Масса и Кобаяши допустили контакт, Фелипе отправился в боксы для замены пробитого колеса. Механики поставили бразильцу шину из другого комплекта, но потом исправили ошибку.

Первая десятка на 36-м круге: Алонсо – Грожан – Хэмилтон – Райкконен – Риккардо – Шумахер – Уэббер – Мальдонадо – Хюлкенберг – ди Реста.

На 38-м круге Мальдонадо опередил Уэббера, а Риккардо заехал в боксы на второй пит-стоп. На 39-м круге Уэббер сменил резину, а на 41-м сошел Грожан – по той же причине, что и Феттель, отказал генератор на моторе Renault.

Виталий Петров поднялся на десятую строчку, но Шумахер и Уэббер имели преимущество в скорости и скоро обогнали россиянина, а на 49-м круге произошел контакт с Риккардо, из-за которого Виталию пришлось свернуть в боксы для замены носового обтекателя. На 53-м круге Петров опередил Массу в борьбе за 15-ю позицию.

Незадолго до финиша у Хэмилтона окончательно износилась резина, Райкконен сократил отставание и вышел вперёд, следом британца атаковал Мальдонадо – произошёл контакт и ещё два претендента выбыли из борьбы за подиум.

В прошлом гонку в Валенсии часто называли скучной, но этап в 2012-м стал исключением – фантастическая борьба завершилась победой Алонсо, стартовавшего 11-м. Серия из новых победителей прервана, Фернандо стал первым, кому удалось выиграть вторую гонку в этом сезоне.

Кими Райкконен финишировал вторым, Михаэль Шумахер – третьим, впервые поднявшись на подиум после возвращения в Формулу 1. Виталий Петров пересёк линию финиша 13-м – это его лучший результат за рулём Caterham.

ПилотКомандаВремяСкоростьПит
1. Ф.АлонсоFerrari1ч44:16.649177.7272
2. К.РайкконенLotus+ 6.421177.5452
3. М.ШумахерMercedes+ 12.639177.3692
4. М.УэбберRed Bull+ 13.628177.4312
5. Н.ХюлкенбергForce India+ 19.993177.1612
6. Н.РосбергMercedes+ 21.176177.1282
7. П.ди РестаForce India+ 22.866177.0801
8. Д.БаттонMcLaren+ 24.653177.0292
9. С.ПересSauber+ 27.777176.9412
10. Б.СеннаWilliams+ 35.961176.7112
11. Д.РиккардоToro Rosso+ 37.041176.6812
12. П.Мальдонадо *Williams+ 54.630176.7492
13. В.ПетровCaterham+ 1:15.871175.5984
14. Х.КовалайненCaterham+ 1:34.654175.0782
15. Ш.ПикMarussia+ 1:36.551175.0262
16. Ф.МассаFerrari+ 1 круг174.5334
17. П.де ла РосаHRT+ 1 круг174.2812
18. Н.КартикеянHRT+ 1 круг174.0233
19. Л.ХэмилтонMcLaren+ 2 круга177.3412
Читайте так же:
Если рядом вторая половинка

* после финиша гонки стюарды наказали Пастора Мальдонадо прибавкой 20-ти секунд к его результату за инцидент с Хэмилтоном.

Лучший круг: Н.Росберг (Mercedes) — 1:42.163 (54-й круг, 190.953 км/ч)

Гран-при Европы. Валенсия

YouTube Instagram

Несмотря на уверенную победу Себастьяна Феттеля на Гран-при Европы, лидерство в чемпионате гонок Формулы-1 по-прежнему сохранил чемпион мира 2008 года Льюис Хэмильтон, финишировавший на своем «МкЛарене» следом за болидом «Ред Булл». Третьим на подиуме в испанской Валенсии был напарник Льюиса, действующий британский чемпион Дженсон Баттон.

Льюис Хэмильтон, Себастьян Феттель и Дженсон Баттон. фото

Трасса Валенсии строилась с претензией на вторую по значимости городскую трассу после Монако. И все же удачно задействованный ландшафт, морская набережная и жаркий климат испанского Средиземноморья скорее делают эту трассу похожей на портовую, чем на городскую. Разве что жители нескольких высоток вблизи порта ощущают себя почти как в Монако. Не выходя из своих квартир, прямо с балконов, оборудованных зачастую мини-бассейнами, испанцы могут с удовольствием следить за интригой, которая разворачивается у их ног на трассе.

Большая любовь испанцев к «королевским гонкам» в своем нынешнем виде сформировалась не так уж давно. Еще десять лет назад это чувство было прерогативой избранного числа почитателей Формулы-1, поскольку не было среди испанцев по-бедителей с громкими именами. Но с приходом Фернандо Алонсо, и особенно после его ошеломляющих по-бед в составе заводской команды «Рено», испанцы обрели кумира. И этот кумир, положивший конец беспроигрышной серии дуэта «Феррари» – Шумахер (2000-2004 гг.), подарил соотечественникам чувство, которым они сегодня гордятся. Чувство любви к гонкам. Недаром же по последним рейтингам в Испании на втором месте после футбола прочно закрепилась королева автоспорта. И испанцы после немцев перехватили инициативу проведения двух этапов в сезоне.

Квалификация

Жаркая сухая погода разогрела воздух до 28 градусов, а асфальт – до 45. И никаких надежд на дождь. В такой ситуации основную роль должны были играть покрышки, а точнее сказать, их правильный выбор в сочетании с настройками обновленных болидов. Практически все команды привезли в Валенсию что-нибудь новенькое.

Не скрою, наше внимание было приковано к четверке лидеров и россиянину Виталию Петрову. Пилоты «Ред Булл» неожиданно хорошо справились с задачей и завоевали первый ряд на старте, несмотря на скептические прогнозы. Льюис Хэмильтон («МкЛарен») и Фернандо Алонсо («Ферарри») укомплектовали второй ряд. Петров сумел на своем «Рено» прорваться в третий сегмент квалификации, но выше 10-го места подняться там ему не удалось.

Старт гонки

Питер Заубер (слева) доволен своим пилотом. фото

В сопутствующих гонках в Валенсии первый поворот неизменно заканчивался коллизиями. Да и уже во время самих «малых гонок» испанский уикенд изобиловал столкновениями. Казалось, что Формула-1 также не обойдется без жестких разборок на старте. Но в реальности все пошло по другому сценарию. Аккуратный старт, бои местного значения – и пелетон без потерь растягивается на добрых 20-25 секунд. К нашему сожалению, откровенно провалился на старте российский гонщик, потерявший сразу пять мест. Компанию ему в списке неудачно стартовавших составил Марк Уэббер, скатившийся на своем «Ред Булле» со второго аж до 9-го места. Но все обошлось на стартовом круге без столкновений.

Полеты во сне и наяву…

Если накануне австралийцу Уэбберу наверняка снились его стремительные полеты на своем болиде к очередному подиуму, то вот реальность была явно не из этой оперы. Проехав восемь кругов на мягкой (как и вся стартовая десятка) резине, но так и не сумев улучшить свое провальное 9-е место, Марк уезжает в боксы для замены шин. Его болид поехал заметно быстрее, тем более на фоне едущих впереди соперников из числа аутсайдеров. Но это было еще только начало гонки, и прорыв вперед требовал мастерства обгона, а не просто навыков объезда «круговых». Буквально на 10-м круге болид «Ред Булл» утыкается в фонари «Лотуса», и, готовясь к обгону перед поворотом, Марк ошибается с выбором дистанции. Хейкки Ковалайнен затормозил чуть раньше, чем на то рассчитывал преследующий его соперник. В результате Уэббер, не сумев избежать столкновения, взлетает вместе со своим болидом над трассой. Зрелищный полет с переворотом, удар о заграждение и затем об асфальт – и… обгон совершен. Только радоваться было нечему. Разбитый «Ред Булл», проскользив по гравию, врезается в покрышки. К счастью, все обошлось как нельзя лучше для здоровья Марка. Современные технологии обеспечивают безопасность гонок настолько, что Формула-1 по своим смертельным авариям стоит значительно ниже в списке риска по сравнению с обычными дорожными автомобилями. Марк сам выбрался из машины и потом в паддоке выглядел вполне «исправным». А еще лет 15-20 назад при аналогичных обстоятельствах последствия для него могли быть самыми печальными.

Сэфти-кар и везунчик Льюис

Появление машины безопасности на трассе всегда вносит определенную сумятицу. Срочно меняются стратегии, чехарда у боксов на пит-лейне. А тут еще и интересный инцидент. Сэфти-кар выехал с пит-лейна как раз между лидерами. И если к Феттелю претензий не было, то вот Льюис Хэмильтон обогнал выехавшую машину безопасности. Нарушение было явным, за ним могло последовать наказание в виде проезда по пит-лейну или даже дисквалификации. Но стюарды почему-то не торопились наказывать нарушителя. Более того, уже после того как Алонсо, бывший свидетелем этого нарушения, по рации передал команде «компромат» на соперника, представители FIA еще долго совещались. В конечном итоге нарушитель был мягко наказан проездом по пит-лейну. Учитывая особенности трассы, Льюис после объявления штрафа получает от своего инженера команду любой ценой увеличить отрыв от ближайшего соперника еще на 2-3 секунды. Британцу это удается, и фактически после отбывания штрафа он возвращается на свое «второе» место в гонке. Данное обстоятельство настолько обидело Алонсо и команду «Феррари», что испанец не постеснялся публично высказать обвинения в адрес стюардов: «Они манипулировали гонкой, тем самым обманывая десятки тысяч зрителей и превращая спорт в некую игру. Мы ехали с Льюисом рядом, но я, как честный гонщик, оказался в хвосте, а он – в лидерах».
Сам Хэмильтон, сохранивший благодаря своему второму месту на финише лидирующее место в чемпионате, сделал вид, что ничего не произошло. «Я видел сэфти-кар, но думал, что я его уже обогнал, поэтому не останавливался», – поиграл в наивность британский чемпион.

Читайте так же:
Странные вещи из жизни наших предков: читаем по пунктам

Невезение «Феррари»

Больше всех от выезда сэфти-кара пострадали Алонсо и Масса. Следовавший за ними Роберт Кубица успел свернуть на пит-стоп, чтобы воспользоваться паузой и поменять покрышки. Практически весь пелетон ринулся на замену покрышек. Некоторые даже превысили скорость, допустимую при наличии сэфти-кара на трассе, за что были наказаны 5-секундными штрафами. А вот Фернандо и Фелиппе, болиды которых проскочили к этому моменту въезд на пит-лейн, вынуждены были менять покрышки уже после всех.

В итоге испанцу вместо подиума пришлось довольствоваться 8-м местом, а Фелиппе и вовсе не попал в очковую зону.

Фартовый японец

А вот настоящим героем гонки стал Камуи Кобаяши, который на своем «Заубере» рискнул не ехать на замену шин при появлении сэфти-кара. Японский гонщик оказался на третьем месте и затем тщательно сберегал свою позицию от нападок конкурентов на протяжении оставшихся кругов. Лишь за четыре круга до финиша Камуи уехал на пит-стоп (обязательная замена хотя бы одного комплекта шин предусмотрена регламентом) и вернулся на трассу девятым. Прямо перед ним Алонсо безуспешно пытался атаковать машину «Торо Россо» Себастьяна Буэми. Дуэль «Феррари» и бывшей «Минарди» длилась уже добрых два десятка кругов, не меняя спокойной ситуации на трассе.

Но Кобаяши это не смутило. На последнем круге он сначала обходит Алонсо, а в последнем повороте успевает обойти еще и Буэми. Вот так тихоходный и малонадежный в этом сезоне «Заубер» сумел посрамить итальянцев. Ведь на обеих машинах установлены моторы «Феррари», к тому же за рулем одной из них находился двукратный чемпион мира – сам Фернандо Алонсо.

Итак, первые заработанные в сезоне очки и, главное, радостная улыбка Питера Заубера, которого все относят в паддоке к неулыбчивым швейцарцам… Думаю, что теперь Камуи может не волноваться за свой контракт на следующий год. Этой великолепной гонки ему будет достаточно для обеспечения своего ближайшего спортивного будущего.

Городские гонки: самые известные уличные трассы Формулы-1 в мире

С 10 по 12 октября построенный в Олимпийском парке «Сочи Автодром» примет первый в истории России Гран-при Формулы-1. Гоночный комплекс называют полугородским: формально трасса входит в черту Большого Сочи, а на отдельных секторах можно встретить названия улиц. В то же время, все дороги «Сочи Автодрома» строили специально для Формулы-1, а общественный транспорт по этим улицам никогда не ездит.

В преддверии Гран-при России Forbes вспомнил самые яркие городские трассы в 65-летней истории Формулы-1.

Монако, Гран-при Монако

Гонки Формулы-1: 1950 год и с 1955 года

Главная городская трасса в истории, символ Формулы-1 и, пожалуй, самая известная гонка в мире – безотносительно чемпионатов и разыгрываемых титулов. Гран-при Монако проводится в средиземноморском княжестве с 1929 года – в тот момент Формула-1 еще даже не появилась на свет. В календарь чемпионата мира заезд входит с самого основания международного первенства в 1950 году.

За прошедшие 65 лет требования к безопасности трасс серьезно ужесточились, большинство автодромов пятидесятых уже снесены или заброшены, а Гран-при Монако здравствует и поныне. Если бы такую трассу придумали сейчас, она ни за что ни прошла бы обязательную инспекцию: комиссары обязательно сочли бы автодром слишком опасным. Но слава и статус Монако гарантирует Гран-при место в Формуле-1, невзирая ни на какие правила – возможно, чемпионату мира Монте-Карло нужно больше, чем самому княжеству Формула-1.

Читайте так же:
Как добывают и обрабатывают алмазы. Мирнинский и Нюрбинский ГОК.

Выиграть в Монако – особая привилегия. Эта трасса покоряется только лучшим, причем любимчики Монте-Карло побеждают здесь по много раз. Здесь самые узкие и самые неровные дороги в современной Формуле-1, а проходить повороты гонщикам приходится в миллиметрах от бетонных отбойников. По ходу движения трасса ныряет в тоннель, а затем выезжает на набережную, где автомобили проносятся мимо Лигурийского моря и пришвартованных в порту яхт. Полная дистанция составляет всего 260 километров вместо стандартных для Формулы-1 310 – но даже укороченная дистанция не всегда позволяет уложиться в двухчасовой лимит. Ну и конечно, нельзя не сказать о шпильке Loews, где сверхмощные автомобили Формулы-1 замедляются до 45 километров в час – это самый медленный и один из самых сложных поворотов во всем чемпионате.

Сингапур, Гран-при Сингапура

Гонки Формулы-1: с 2008 года по настоящее время

Гран-при Сингапура вывел Формулу-1 на новый уровень: теперь соревноваться можно и по ночам. До появления в календаре азиатского города-государства все гонки чемпионата мира стартовали в 14:00 по местному времени. Гран-при Сингапура начинается в 20:00 – специально для Формулы-1 местные власти установили настолько яркое искусственное освещение, что обзорность на городской трассе оказалась едва ли не лучше, чем на стационарных.

Трасса Марина Бэй проходит по фешенебельному району Сингапура с множеством пятизвездочных отелей, исторических зданий колониальной эпохи и современных бизнес-центров. На фоне Формулы-1 возвышается исполинское колесо обозрения, а при наличии денег и желания наблюдать за гонкой можно из уникального бассейна под открытым небом, который расположен на крыше сразу трех небоскребов, соединенных между собой.

Гран-при Сингапура стал настолько успешен, что вслед за этим на вечерний режим перешла гонка в Бахрейне, а в планах у руководства Формулы-1 значится ночной заезд в Азербайджане.

Лонг-Бич, США, Гран-при Лонг-Бич

Гонки Формулы-1: с 1976 по 1983 год

Калифорнийский Лонг-Бич называют американским Монако. Как и на Лазурном берегу, гонка в Лонг-Бич привлекает бизнесменов, знаменитостей и голливудских звезд, а антураж курорта для богатых делает городскую трассу совершенно особенной. Болиды Формулы-1 проезжают мимо пальм, а потом оказываются рядом с небоскребами делового центра – такое сочетание возможно только в Калифорнии.

Гран-при Лонг-Бич с большим успехом проходил с 1976 по 1983 год, но затем Формула-1 сама все испортила: организаторы чемпионата потребовали от устроителей гонки огромный денежный взнос за право проведения гонки. Американские промоутеры отказались, и международное первенство больше не приезжало в Калифорнию. Впрочем, трасса и гонка никуда не делись: с тех пор вместо Формулы-1 здесь соревнуется кольцевая серия INDYCAR. В США это первенство более популярно, чем Формула-1, так что голливудские звезды продолжают регулярно съезжаться в Лонг-Бич. Трибуны по-прежнему переполнены, а американские зрители по-прежнему наслаждаются уличной гонкой по солнечному мегаполису.

Аделаида, Гран-при Австралии

Гонки Формулы-1: с 1985 по 1995 год

Вокруг центра Аделаиды расположен огромный парковый пояс: площадь угодий под названием Парклэндс достигает семи с половиной квадратных километров. С 1985 по 1995 помимо прогулок на свежем воздухе австралийцы могли найти в Парклэндсе Формулу-1: одиннадцать лет временная трасса принимала заключительный этап чемпионата мира.

Трассу проложили по парковым дорожкам, а временные трибуны собирали перед каждым Гран-при отдельно: местные экологи боялись, что огромные конструкции для гонок нарушат местную экосистему, поставив под угрозу ареал обитания птиц и опоссумов. В итоге все звери остались целы, а Аделаида подарила болельщикам Формулы-1 несколько захватывающих гонок и непредсказуемых финалов чемпионата. В сезоне-1996 право принимать национальный Гран-при Австралии перекупил Мельбурн, но в Аделаиде продолжили устраивать гонки: теперь здесь проходит местная кузовная серия V8 Supercars.

Детройт, США, Гран-при Детройта

Гонки Формулы-1: с 1982 по 1988 год

Город моторов принимал Гран-при Формулы-1 семь раз: с 1982 по 1988 год. Гран-при Детройта был ключевым этапом для представленных в чемпионате автопроизводителей из США, поэтому на недочеты городской трассы старались закрывать глаза. Так, у автодрома не было собственных боксов: вместо специализированных гаражей команды Формулы-1 располагались под открытым небом. Недостатком можно назвать и узость дорожного полотна: непригодные для гонок дороги Детройта не слишком подходили для болидов Формулы-1.

В результате, средняя скорость на круге в Детройте оказалась даже ниже, чем в Монако, а сходства с Монте-Карло добавлял изогнутый тоннель, сквозь который приходилось проезжать на каждом круге.

Впрочем, все эти факторы были неудобством только для гонщиков и команд – зрители были в восторге от заездов по городским улицам, да и со зрелищностью у этапа было все в порядке. Как и в Лонг-Бич, организаторы Гран-при Дейтройта не смогли договориться с руководством Формулы-1 о долгосрочной судьбе гонки: теперь здесь проходит этап американской серии INDYCAR.

Читайте так же:
Что такое венецианское стекло и зачем художники покупали яйца? Фото и видео

Валенсия, Гран-при Европы

Гонки Формулы-1: с 2008 по 2013 год

После исчезновения Аделаиды единственным «формульным» этапом, который проходил непосредственно по городским улицам, остался Гран-при Монако. Прервать 23-летнюю монополию карликового княжества решилась Валенсия. К 2008 году в «городе наук и искусств» проложили временную трассу по улицам и объявили, что бросят вызов престижу и гламуру Гран-при Монако. Организаторы не учли одного: гонка в Монте-Карло проходит по центральному району и охватывает самые красивые места в государстве. Автодром в Валенсии поместили в портовый район на окраине города, атрибутами которого стали подъемные краны, огромные доки и ангары для грузов.

«Индустрилаьный» Гран-при Европы не понравился никому. Трасса в Валенсии получилась не просто некрасивой: на автодроме начисто отсутствовали места для обгонов, из-за чего дебютная гонка прошла без единой успешной атаки. Свою лепту внес и мировой финансовый кризис, из-за которого испанцы прекратили покупать дорогие билеты на Формулу-1: после нескольких лет с относительно приемлемой аудиторией посещаемость Гран-при упала, и в 2014 году гонка исчезла из календаря.

Уход чемпионата мира привел к печальным последствиям: жители и администрация бросили район, отбойники для Формулы-1 остались ржаветь под открытым небом, а в бывших боксах поселились бездомные.

Порту, Гран-при Португалии

Гонки Формулы-1: 1958, 1960 годы

Пожалуй, трасса в Порту лучше всех соответствует понятию городская. Автодром проходил в прибрежной части Порту: дорога петляла между частными домами с палисадниками, а затем выходила в центр города, где пересекала трамвайные пути и выводила пилотов на мощеную улицу. Формула-1 на брусчатке – такое возможно только в Португалии.

Гонка по улицам Порту проходила с начала пятидесятых годов, но лишь в 1958-м получила статус официального Гран-при Формулы-1. Первый заезд запомнился джентльменским поведением со стороны четырехкратного вице-чемпиона мира Стирлинга Мосса: соперник Мосса Майк Хоторн был дисквалифицирован за езду по трассе в обратном направлении, однако Стирлинг видел, что судьи наказали конкурента по ошибке, о чем и сообщил комиссарам. Благодаря поручительству гонщика результат Хоторна был восстановлен – и по итогам сезона именно Майк взял чемпионский титул. Если бы в Порту Стирлинг не заступился за своего коллегу, чемпионом стал бы Мосс.

Гран-при в Порту продержался в календаре два сезона, после чего Португалия надолго исчезла из Формулы-1. В 2005 году историческую трассу восстановили для чемпионата мира по кузовным гонкам WTCC – правда, былой плитки на улицах уже не осталось, да и трамвайные рельсы в Порту давно демонтировали.

Монреаль, Гран-при Канады

Гонки Формулы-1: С 1978 по 1986 год, с 1988 по 2008 год и с 2010 года

Подобно трассе в Сочи, Автодром имени Жиля Вильнева можно назвать полугородским. Гоночный комплекс построен на искусственном острове Нотр-Дам в устье реки Святого Лаврентия. Этот остров насыпали в центре Монреаля для международной выставки Экспо, а после ее завершения превратили в парк с прогулочными дорожками и гоночной трассой.

Ограниченная площадь острова и наличие водоема в центре привели к тому, что у Автодрома имени Жиля Вильнева практически нет зон вылета – вся трасса огорожена бетонными отбойниками, за которыми плещется река Святого Лаврентия. Такая структура не дает гонщикам права на ошибку, из-за чего Гран-при Канады традиционно изобилует авариями и разбитыми машинами. Еще одна особенность – четыре длинных прямых, на каждой из которых болиды развивают скорость выше 340 км/ч. На экстренных торможениях после прямых часто происходят обгоны и столкновения, а саму трассу прозвали «убийцей тормозов» — за невероятные нагрузки на тормозную систему.

Мельбурн, Гран-при Австралии

Гонки Формулы-1: с 1996 года по настоящее время

Австралийцы не просто любят парки – австралийцы любят гоняться в парках. Если примера Аделаиды недостаточно, вот еще один: временный автодром в Мельбурне обустроен в центральном городском парке вокруг озера, где соревнуются гребцы и занимаются плаванием местные жители. Сам же автодром проложен по велодорожкам – это в Москве они шириной в метр, а в Мельбурне по ним могут ездить болиды Формулы-1.

Вековые деревья, близость воды и выстроенные по соседству небоскребы создают у пилотов и болельщиков неповторимое ощущение праздника, которое не удается воспроизвести ни на одной другой трассе: по всеобщему признанию, именно Австралия является любимым местом для проведения Гран-при среди гонщиков и команд.

Сама трасса получилась нетипично широкой для городского автодрома, а обилие мест для обгона вкупе с непредсказуемой погодой делают гонку в Мельбурне одной из самых ярких и насыщенных во всем чемпионате. К тому же, вот уже 18 лет она открывает программу Формулы-1.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию