Как устроен гигантор. Komatsu 730e.
Как устроен гигантор. Komatsu 730e.
Добрый день.
Некоторые вещи могут вызывать восторг и эмоции типа Ух! Ах! Ну ващее! Именно так я могу могу передать мои чувства, когда предложили в рамках пресс-тура на ЗАО «Михеевский ГОК» (Горно-обогатительный комбинат), покататься и рассмотреть вблизи самосвал Komatsu 730e.
Изначально я увидел его с большого расстояния ну машина и машина, а вот когда мы на «Крузаке200» подъехали к нему — меня накрыло.
Содержание металлов в руде низкое, поэтому для эффективной работы требуются большие объемы переработки.
Эксплуатационные запасы руды на месторождении достигают 400 млн тонн. На месторождении построен один из самых больших в России медных горно-обогатительных комбинатов по переработке до 18 млн тонн медной руды в год.
Возить-возить, не перевозить!
Komatsu 730e — огромный. В первый момент, ты не веришь, что это автомобиль.
Чувствуешь себя ребёнком рядом с этим исполином.
Для сравнения. Справа стандартный японский пикап.
Машина — гибридная. Есть и дизель и мотор-колесо.
Высота: 6.25м
Ширина: 7м
Длина: 12.83м
Двигатель: Дизель. 50L. 16 цилиндров. 2000 л.с.
Электрический двигатель: 1,884 л.с.
Скорость (максимальная): 64.5 км/ч
Шины (колёса): 686 mm x 1488 mm x 152 mm 27» x 57» x 6’’. Давление 110писиай.
Вес колеса: 18371кг. =)
Грузоподъёмность: 183730 кг.
Вес пустого: 140592 кг.
Разворот: 13 метров.
Подвеска: Гидропневматическая.
Для того, чтобы попасть в кабину, нужно забираться по лесенке.
Далее ты оказывается на «палубе». Откуда открывается прекрасный вид на карьер.
Проход к кабине.
Управление этого исполина, как на обычной легковой машине. Руль, две педали + джойстик управления движением. Вперёд-назад. Как таковой коробки нет. За движение и торможение отвечает электромотор.
В кабине очень тихо и прохладно. Двери очень толстые. Есть климатическая установка.
Потолочная консоль с кнопками.
Работает система следующим образом.
Дизель крутит генератор, кторый вырабатывает электричество, электичество питает электромотор в заднем мосту.
При торможении, часть возвратки, аккумулируется. Подобная схема на 15% эффективнее чем «простоДизель» и намного экологичнее.
А на Михеевском ГОК — люди очень «повёрнуты» на экологии. Это и правильно.
Эл.двигатель производства «ДженералЭлектрик».
Передняя подвеска и рулевое — на гидравлике.
Всё происходит быстро и очень плавно.
Объём ковша экскаватора 22 куба. Закадывает 180 тонн за 2 -3 минуты.
Ты ожидаешь, что машину будет раскачивать и трясти, но этого не происходит.
Управлять гигантом проще чем УАЗом с ручной коробкой. Главное понимать, что база у тебя (хм) немного длиннее.
Проезжающий мимо BELAZ, кажется игрушкой.
Приёмистость у машины великолепная, что с грузом, что пустого. То, что у тебя за спиной 180 тонн — совершенно не чувствуется.
Нажал на «газ» — поехал. Нажал на тормоз — остановился. Всё. Никаких спецэффектов и неожиданностей нет.
Кренов кузова нет. Ноль на руле чёткий =)
Обзорность из кабины отличная. Но, ты не видишь что под колёсами.
Если что, тебя всегда скорректируют по рации, да и лишних людей там не бывает.
Ох как же круто, когда мимо тебя проносятся такие машины на скорости 50 кмч. =) Дух захватывает, а сердце замирает.
Едет Гигант тихо. Пятидесяти литровый дизель конечно бормочет, но всё в рамках комфортного звука.
Машины работают круглые сутки, без остановок — только ТО и смена водителя.
Днём и ночью, зимой и летом.
Радиус разворота — 13 метров. Машина довольно манёвренная.
Подъезжают, маневрируют, разгружаются. Всё как на обычных грузовиках.
При включении заднего хода, включается сирена. Не заметить, или не услышать невозможно.
Komatsu 730e. Вид гружёного самосвала сверху. Порода острая и твёрдая и за три года истирает кузов до дыр.
Я попросил вывернуть колёсья, чтобы сделать фото рулевого и подвески.
Кузов на двух гидроцилиндрах.
Резюме: Это была самая захватывающая поездка.
Эмоций больше чем на гоночном болиде или самом-дорогом «лакшери» авто.
С детства мечтал покататься на карьерном самосвале и вот мечта осуществилась.
Карьерный рост: изучаем автомобиль стоимостью 100 миллионов рублей и мощностью 2000 «лошадей»
В нашем интересе к такой технике есть что-то фрейдистское, потому что всё в ней подчинено культу размера. Высота — с трёхэтажный дом, масса — тоже, расход топлива — как у мини-ТЭЦ. В некотором смысле карьерный самосвал и является мини-ТЭЦ, ведь колёса приводятся в движение электромоторами. И с высоты его чердака-кабины можно упиваться своими комплексами и считать весь мир вокруг слегка недоразвитым.
Высота в холке — около 10 метров. С «шапкой» сыпучего груза она возрастает до 13 метров
Впрочем, когда наш Komatsu 730E спускается по улитке карьера, особенно остро понимаешь теорию относительности. Кажется, будто он не просто едет, а попутно уменьшается в размерах, и уже возле экскаватора становится чем-то вроде детского самосвала. Нормальные же машины вокруг него выглядят моделями самих себя в масштабе 1:43.
В отсутствие других ориентиров он перестает казаться громоздким
А издалека выглядит малолитражкой
Обычные грузовики и вовсе становятся игрушками, которые разбросал ребёнок
Полная масса в 328 тонн означает, что гружёный самосвал весит с дюжину танков Т-34 или целый автопарк «газелей». И тем удивительнее, что он не кажется медлительным. Пиковое усилие на колёсах в момент троганья составляет около 90 тонн, а 2000 л. с. обеспечивают ему максимальную скорость на уровне 50–60 км/час, хотя в карьере она ограничена 37 км/час.
Мощность электромотора в задней оси составляет 2000 л. с. в режиме разгона и свыше 3000 л. с. в режиме торможения
Если перевести энергию гружёного самосвала в тротиловый эквивалент, его разрушительная сила равна четырём килограммам тринитротолуола. То есть он без труда сметёт небольшой дом. Поэтому и расход топлива за 12-часовую смену составляет около полутора тонн: каждую минуту в трубу вылетает 2,5 литра горючки.
Размер автомобиля особенно заметен сверху
Лесенка для быстрого спуска
Высота — 4 метра
Водители предпочитают обычную лестницу
Эти Komatsu 730E обслуживают медно-порфировое месторождение, где содержание меди в руде составляет всего 0,4%. Это значит, что когда наш крепыш тащит на спине 180 тонн руды, чистой меди в ней — не более 750 килограммов. Неудивительно, что она такая дорогая. Собственно, для того и происходит её обогащение, чтобы повысить концентрацию металла хотя бы до 20–22% перед отправкой на медеплавильный завод.
Экскаватор не кажется огромным, но его ковш наполняет кузов автомобиля за 3-4 гребка
Гружёный самосвал уезжает, следующий заходит на погрузку
В ковше можно заниматься дайвингом
Периодически порода обрушивается
Водители ждут очереди
Самосвалы пылят, поэтому дороги орошают водой круглый год
Жизнь карьерного самосвала однообразна, как мои будни. Он циркулирует по маршруту от экскаватора до дробилки и обратно, и так — 12 часов кряду. После этого меняются водители, но самосвал остаётся и работает следующие 12 часов. А потом снова и снова, и конца-края не видно. Точнее, виден лишь край карьера, который планируют углубить со 180 метров до полукилометра.
Почти физически ощущаешь облегчение, когда кузов поднимается вверх мощными гидроцилиндрами
Момент высшего наслаждения
Замереть на секунду, чтобы запомнить мгновение
Но есть в судьбе самосвала и высокие моменты. Когда с его спины съезжает 180 тонн, я, стоя рядом, испытываю что-то вроде катарсиса. Хорошо ведь, если жизнь даёт возможность сбросить пустую породу и двигаться дальше.
Приборов и органов управления не больше, чем в обычном грузовике
Иконки и панель с индикаторами
Самый, конечно, интригующий вопрос — сложно ли им управлять? Честно скажу, не пробовал — на такую технику нужны специальные права, а меры безопасности в карьере настолько суровые, что даже в туалет идёшь в каске.
Слева обзор закрывает стойка толщиной с берёзу, а стоящий близко к капоту грузовик вообще исчезает из поля зрения
Желание порулить выветривается, когда садишься на место водителя. Нет, само по себе оно не пугает ничем, а посадка чем-то напоминает трактор «Беларусь». Пугает вот что: ты видишь горизонт, но не видишь, что хрустит у тебя под колесом: остроугольная порода или, допустим, «газель» сопровождения.
Зеркала заднего вида направлены в том числе на заднее колесо
А это зеркало позволяет видеть прямо перед машиной
Нужна привычка, чтобы ориентироваться по зеркалам в шести метрах от тебя
Вроде бы такой машине положены камеры, но они являются опцией, а наши «Комацу» имеют лишь хитрую систему зеркал, которые позволяют более-менее видеть, кто стоит на пути. В любом случае, после посещения кабины мне резко расхотелось подходить к самосвалам, у которых работает двигатель.
Чёрный рычаг — включение реверса, а худосочный рычажок у бедра водителя поднимает кузов. Ожидаешь чего-то более внушительного
Рулевое управление с гидравлическим приводом делает саму «баранку» достаточно лёгкой, да и в остальном управление незатейливо, как у детского электрокара. Есть рычаг включения заднего хода, педаль газа и две педали тормоза: механического и электрического. Последний, кстати, развивает мощность свыше 3000 л. с., то есть способен рассеять энергию гружёного самосвала примерно за 8 секунд. Попутно происходит рекуперация (возврат) энергии. Механические тормоза используются лишь для полной остановки и точного маневрирования.
В карьере достаточно свободно, но нужно быть внимательным, чтобы не раздавить мелочёвку, вроде КамАЗа
Габариты машины, столь устрашающие вблизи, в масштабах карьера перестают быть проблемой, и, насколько могу судить, главной сложностью для новичков является маневрирование задним ходом и взаимодействие с машинистом экскаватора, общение с которым помимо звуковых сигналов происходит с помощью светофоров на бортах.
Карьерные самосвалы Комацу, пятерка популярных моделей
Самосвалы Комацу — неизменные помощники при работе на горных производствах, при строительстве дамб и плотин, в угольных разрезах и при выполнении строительных работ. В зависимости от модели транспорт имеет грузоподъемность от 32 до 290 тонн, отличается высокой производительностью, сравнительно низким расходом горючего и надежностью всех элементов
Большинство моделей самосвалов Комацу производится в Японии и Соединенных Штатах, но некоторые машины, к примеру, HD-785-7, производятся на территории РФ в Ярославле, что делает этот транспорт более доступным в СНГ.
- История карьерных самосвалов компании
- Назначение и технические характеристики популярных моделей
- Сервис и ТО Комацу
- Позиции компании на мировом рынке
- Заключение
История карьерных самосвалов компании
В 1917 году сын геодезиста и географа Мэитаро Такэути создал компанию Takeuchi MiningIndustry, занимающуюся разработкой полезных ископаемых и введением инновационных методик в строительной сфере. В качестве компаньона Такэути взял известного инженера и предпринимателя М. Хашимото. Уже спустя год компания имела три отделения со своими мастерскими, а еще через несколько лет она превратилась в полноценное металлургическое предприятие. В 1921-м произошло отделение отделения Комацу и создание новой организации.
Компания Комацу не обладала необходимыми мощностями для создания новых машин, поэтому основное внимание уделяла строительству и ориентировалась на изготовление станков. При поддержке императора Хирохито удалось создать новые тракторы, а первый экземпляр был разработан в 1931 году. К 1943-м на заводах Komatsu было собрано 238 единиц такой техники. В этом же году был выпущен первый бульдозер, а серийное производство КомацуD50A был налажено только с 1947 года.
В 1958-м запущен выпуск нового самосвала HD180с увеличенной грузоподъемностью 18 тонн. Автомобиль комплектовался шестицилиндровым дизельным 12-литровым мотором на 230 «лошадей», коробкой передач на пять ступеней и тормозами с пневмоприводом.
Спустя десять лет (в 1968-м) техника стала поступать на территорию Советского Союза. Сначала это были бульдозерыс усилием от 9,5-50 тонн. В дальнейшем компания открыла представительства в других странах и начала производить другие виды бульдозеров, погрузчики и карьерные самосвалы.
Назначение и технические характеристики популярных моделей
Карьерные самосвалы Komatsu активно применяются в горнорудном производстве, при выполнении гидротехнических мероприятий (строительство дамб / плотин), а также при решении задач в угольных разрезах.
Они часто используются для транспортировки горной массы на открытых месторождениях, подходят для выполнения работ в строительной сфере, используются при возведении дорог и в перерабатывающей промышленности.
Все карьерные самосвалы Комацу обладают высокой производительностью и способны за один заход перевезти большой объем горной породы и сыпучих материалов. В большинстве случаев они предназначены для движения по бездорожью и не применяются для поездок по дорожному покрытию общего пользования.
Условно все самосвалы карьерного типа делятся два вида — с электрической коробкой передач или гидромеханикой. В остальном отличия касаются двигателя, грузоподъемности и дополнительных возможностей. Ниже рассмотрим модельный ряд карьерных самосвалов Комацу и технические характеристики основных машин.
HD 255-5
Модель с широкой и просторной кабиной, удобной загрузкой и подвеской, построенной на гидропневматическом принципе.
- общий вес — 47,525 т;
- радиус разворота — 7 м;
- скорость — до 47 км/ч;
- грузоподъемность — 25 тонн;
- мотор Комацу—SA6D125E;
- мощность — 235 кВт;
- емкость бака для горючего — 380 л;
- наибольшая вместительность — 17,7 куб. м.
HD605-7
Карьерный самосвал Комацу грузоподъемностью до 63 тонн.
- вес —45 т;
- радиус разворота — 8 м;
- скорость — до 70 км/ч;
- грузоподъемность — 63 тонны;
- мотор Комацу—SAA6D170E;
- мощность — 533 кВт;
- емкость бака для горючего — 780 л;
- наибольшая вместительность — 40 куб. м.
730Е
Карьерный самосвал Комацу с 50-литровым мотором и грузоподъемностью в 186 тонн.
- вес —138 т;
- радиус разворота — 14 м;
- скорость — до 55 км/ч;
- грузоподъемность — 186 тонн;
- мотор Комацу —SSA16V159;
- мощность — 1492 кВт;
- емкость бака для горючего —3217 л;
- наибольшая вместительность — 111 куб. м.
930Е
Карьерный самосвал Комацу с мотором SSDA16V160 и грузоподъемностью 290 тонн.
- вес —202,321 т;
- радиус разворота — 15 м;
- скорость — до 64,5 км/ч;
- грузоподъемность — 290 тонн;
- мотор Комацу —SSDA16V160;
- мощность — 1865 кВт;
- емкость бака для горючего —4542 л;
- наибольшая вместительность — 211 куб. м.
980Е-4
Внедорожный карьерный самосвал, способный перевозить до 369,4 тонн груза.
- вес —255,868 т;
- радиус разворота — 15,9 м;
- скорость — до 61 км/ч;
- грузоподъемность — 369,4 тонн;
- мотор Комацу —SSDA18V170;
- мощность — 2495 кВт;
- емкость бака для горючего —5300 л;
- наибольшая вместительность — 250 куб. м.
Не меньший интерес представляют и другие модели —630Е, 960Е1, HD-1500-8 и другие. Особого внимания заслуживает сочлененный самосвал КомацуHM-3MO, отличающийся компактностью и уменьшенным радиусом разворота 8,8 м.
С 1988 года японский производитель сотрудничает с предприятием Dressel Industries. В течение следующих лет работники Комацу создали ряд новых видов тягачей и индустриального транспорта, а к началу 90-х число моделей карьерных самосвалов увеличилось до 18. Наибольшим спросом пользуется HD 1200-1D, созданная специально для РФ и способная перевозить грузы до 136 тонн. Этого удалось добиться за счет повышения мощности мотора до 1350 «лошадей» и усовершенствования остальных комплектующих.
В 1995-м совместно с американской компанией создана модель 930Е с возможностью транспортировки до 301 тонн груза. Авто оснащается силовым агрегатом мощностью на 2686 «лошадей», имеет электрическую трансмиссию и 16 цилиндров. Серийное производство техники началось уже с 1996-го. На старте XX века начался выпуск карьерного самосвала 960Е-2/2К, способного перевозить до 327 тонн груза и оборудованного двигателем с мощностью до 3500 «лошадей».
Сервис и ТО Комацу
Компания Komatsu выделяется продуманной гарантийной и технической поддержкойтехники. На территории РФ и СНГ работает большая дистрибьюторская сеть, а сотрудники сервисного центра имеют высокую квалификацию для выполнения работ любой сложности. Дистрибьютерские службы работают более 15 лет и имеют в распоряжении всю аппаратуру, позволяющую выполнять работы по ремонту транспорта в специальных сервисах или непосредственно на месте применения машин.
У сотрудников Komatsu есть в распоряжении системы, позволяющие контролировать технику в удаленном режиме. Такая особенность позволяет быстро выявлять проблемы и принимать решения по их устранению. При этом удается планировать ремонт и уменьшить риск простой оборудования.
Персонал компании получили необходимый набор знаний в сервисных центрах Комацу и выполняют работу по диагностике / ремонту всех моделей самосвалов производителя. Для поддержки пользователей предусмотрены специальные программы, которые предлагают дистрибьюторы клиентам.
В зависимости от предпочтений можно выбрать увеличенную гарантию, удобные запчасти, полное сопровождение с момента покупки и ремонт на месте использования самосвалов. Во избежание проблем необходимо обращаться к официальным дистрибьюторам техники.
Позиции компании на мировом рынке
На 2021 год компания Komatsu производит и продает свои машины в более чем в двух десятках стран мира. При этом в Таиланде работает большой центр демонстрации продукции бренда, занимающий площадь свыше 77 000 квадратных метров. Здесь можно посмотреть всю продукцию предприятия, узнать ее характеристики и принять решение о сотрудничестве. Наличие такого центра существенно повысило репутацию производителя и усилило его позиции на рынке Азии.
Основная производственная база находится в Японии, где работает 8 заводов производителя. При этом у Комацу имеются собственные мощности и в других странах. Так, в Соединенных Штатах работает три завода. В Индии, КНР и Германии есть по два завода. Также производственные мощности имеются в Италии, Великобритании, Индонезии, Канаде, Бразилии и ряде других стран.
Постоянное развитие дилерской сети способствует повышению объема продаж техники и увеличению ее спроса во многих регионах планеты. Сегодня в состав структуры Komatsu входит около 200 мелких предприятий. Одно из них находится на территории России.
Заключение
Главным фактором успеха является отношение производителя к работе. Японская компания выпускает уникальный транспорт, не имеющего аналогов. Техника Komatsu выделяется повышенной надежностью, большим сроком службы, легкостью эксплуатации и отличным сервисным обслуживанием. Сегодня производитель выпускает на рынок не только карьерные самосвалы, но и другую востребованную технику: бульдозеры, погрузчики, экскаваторы и автогрейдеры.
Все машины Komatsu проходят полноценные испытания, в том числе на способность решать задачи в наиболее сложных условиях. В частности, тестирование оборудования проводится на Крайнем Севере и в Сахаре, что подтверждает надежность транспорта и актуальность его покупки. Стоимость б/у карьерных самосвалов Комацу составляет около 30-40 млн рублей. Но такие расходы быстро окупаются, благодаря надежности и ремонтопригодности техники.
Fresher
Некоторые вещи могут вызывать восторг и эмоции. Ух-ты! Ах! Ну вообще! Именно так я могу могу передать мои чувства, когда предложили в рамках пресс-тура на Михеевский горно-обогатительный комбинат), покататься и рассмотреть вблизи огромный самосвал Komatsu 730e. Содержание металлов в руде низкое, поэтому для эффективной работы требуются большие объемы переработки. Эксплуатационные запасы руды на месторождении достигают 400 млн тонн. На месторождении построен один из самых больших в России медных горно-обогатительных комбинатов по переработке до 18 млн тонн медной руды в год. Возить-возить, не перевозить!
Изначально я увидел его с большого расстояния ну машина и машина, а вот когда мы на «Крузаке 200» подъехали к нему — меня накрыло. Komatsu 730e — он огромный. В первый момент, ты не веришь, что это автомобиль.
Чувствуешь себя ребёнком рядом с этим исполином.
Для сравнения. Справа стандартный японский пикап.
Машина гибридная. Есть и дизель, и мотор-колесо.
Технические характеристики: Высота: 6.25м Ширина: 7м Длина: 12.83м Двигатель: 2000 л.с. Электрический двигатель: 1,884 л.с. Скорость (максимальная): 64.5 км/ч Грузоподъёмность: 183 730 кг. Вес пустого: 140 592 кг. Разворот: 13 метров. Для того, чтобы попасть в кабину, нужно забираться по лесенке.
Далее ты оказывается на «палубе». Откуда открывается прекрасный вид на карьер.
Проход к кабине.
Палуба!
Управление этого исполина, как на обычной легковой машине. Руль, две педали + джойстик управления движением. Вперёд-назад. Как таковой коробки нет. За движение и торможение отвечает электромотор. В кабине очень тихо и прохладно. Двери очень толстые. Есть климатическая установка.
Поехали! Загрузка.
Всё происходит быстро и очень плавно.
Объём ковша экскаватора — 22 куба. Захватывает 180 тонн за 2 −3 минуты.
Ты ожидаешь, что машину будет раскачивать и трясти, но этого не происходит. Управлять гигантом проще чем УАЗом с ручной коробкой. Главное понимать, что база у тебя (хм) немного длиннее. Проезжающий мимо BELAZ, кажется игрушкой.
Приёмистость у машины великолепная, что с грузом, что пустого. То, что у тебя за спиной 180 тонн — совершенно не чувствуется. Нажал на «газ» — поехал. Нажал на тормоз — остановился. Всё. Никаких спецэффектов и неожиданностей нет. Кренов кузова нет. Обзорность из кабины отличная. Но, ты не видишь что под колёсами.
Если что, тебя всегда скорректируют по рации, да и лишних людей там не бывает. Едем.
Ох как же круто, когда мимо тебя проносятся такие машины на скорости 50 км/ч. =) Дух захватывает, а сердце замирает. Едет Гигант тихо. Пятидесяти литровый дизель конечно бормочет, но всё в рамках комфортного звука. Машины работают круглые сутки, без остановок — только ТО и смена водителя.
Днём и ночью, зимой и летом. Радиус разворота — 13 метров. Машина довольно манёвренная. Подъезжают, маневрируют, разгружаются. Всё как на обычных грузовиках.
При включении заднего хода, включается сирена. Не заметить, или не услышать невозможно.
Komatsu 730e. Вид гружёного самосвала сверху. Порода острая и твёрдая и за три года истирает кузов до дыр.
Эмоций больше чем на гоночном болиде или самом-дорогом «лакшери» авто. С детства мечтал покататься на карьерном самосвале. И вот мечта осуществилась.