100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устроен аэропорт с точки зрения пассажира

Испытано на себе. Аэропорт: взгляд изнутри

Испытано на себе. Аэропорт: взгляд изнутри

9 февраля отмечается День гражданской авиации России. В связи с этим мы решили взглянуть на наш пензенский аэропорт не с точки зрения пассажира, который просто пользуется услугами авиалиний, но побывать там, куда доступ большинству людей закрыт, а также узнать некоторые нюансы работы аэровокзала.

Автотранспорт

С детства испытываю огромную тягу ко всему летающему. Потому многое я знал еще до того, как попал за ограду аэропорта. Вот, например, аэродромный автобус. Он сильно отличается от городских. Во-первых, он шире, во-вторых, ниже и, в-третьих, в нем почти нет сидячих мест, а двери расположены с обеих сторон. Такие особенности объясняются просто: этот автобус не предназначен для долгих поездок. Он нужен для того, чтобы довезти пассажиров от трапа до перрона и обратно. Однако из-за того, что сейчас в Пензу летает только один борт, и он подъезжает прямо к перрону, автобус пока не нужен. Необходимость в нем появится тогда, когда к нам начнут летать самолеты побольше.

А вот автомобиль для обработки самолета противообледенительной жидкостью зимой используется постоянно. Вся проблема зимы для самолета в том, что снег намерзает на крылья, и полет с таким загрязнением становится очень опасным. Поэтому всю машину перед вылетом обрабатывают специальной жидкостью, которая растапливает снег и лед и в течение нескольких десятков минут мешает намерзанию осадков на крыло и фюзеляж. Как правило, за это время борт уже поднимается в воздух, а там осадки просто сдуваются воздушным потоком.

А это аэродромный тягач. Современные самолеты с большой вместимостью не могут сами правильно «припарковаться» из-за своих размеров. Тягач как раз создан для помощи таким бортам. Он низкий — чуть-чуть выше собственного колеса. А дорожный просвет ему не важен — машина создана для езды по ровной полосе, а не для буераков.

Снег и лед для самолета одинаково губительны, будь они на крыле или на взлетно-посадочной полосе. Раньше были специальные автомобили, прозванные «Горыныч». Свое имя они получили из-за того, что спереди был подвешен реактивный двигатель от списанных истребителей. Струя раскаленных газов направлялась так, чтобы растапливать и сдувать с полосы снег, лед и мусор. Эти машины были тяжелы, опасны и непрактичны. А вот новая техника работает иначе. Перед собой она толкает широкий скребок, в середине машины стоит специальная щетка, которая сметает мусор и остатки снега и льда в сторону. Сзади установлен специальный двигатель, который направленным потоком холодного воздуха сдувает все, что осталось на полосе. Правда, включают его только при минусовых температурах — чтобы снег, оставшийся после первой машины не слипся и не превратился в ледяной валик. После механической обработки следует химическая: полосу обрабатывают реагентом, который убирает то, что не смогла убрать техника. Таких машин в нашем аэропорту две. Но кроме них есть и простые автомобили-снегоуборщики.

Взлетно-посадочная полоса

Садимся в служебную машину и едем на взлетно-посадочную полосу. Проезжаем по специальной дороге, ведущей сразу на летное поле. У самого перрона расположена пожарная станция. Это сделано специально на случай ЧП — чтобы пожарные бригады могли быстро приехать в любую точку поля.

Перед выездом на перрон машина останавливается: сопровождающий связывается по рации с диспетчерской вышкой и докладывает о перемещениях. Диспетчер всегда должен быть в курсе того, что происходит в его зоне ответственности. Иначе никак.

Проезжаем по перрону, потом по рулежной дорожке и выезжаем на полосу. На ней красуются две огромные цифры «2» и «9». Это курс, на который выходит полоса. Для наглядности: возьмите компас и найдите на нем отметку «290». Вот на это направление и выходит взлетная полоса нашего аэропорта.

Читайте так же:
Как устроена транспортная система в Сингапуре

Разметка, напоминающая пешеходнeю «зебру» здесь обозначает конец полосы. Это одновременно и отметка так называемого исполнительного старта, откуда самолет начинает свой разбег, и предупреждение для пилота садящегося самолета. Оно говорит о том, что борт может выкатиться с полосы. Второе такое предупреждение нарисовано на новом, еще не сданном участке, и сделано оно в виде стрелки, указывающей в сторону взлетного направления. Осевые линии для руления нарисованы желтой краской.

Кстати, вся полоса содержится в полной чистоте и летом, и зимой. Также расчищается и первые 300 метров новой полосы — на случай выката. Перрон чистится только на половину — пока в полной его очистке нет необходимости.

Конец полосы отмечается и специальными лампами. Если смотреть на них из садящегося самолета, они будут красными. А с другой стороны они зеленые. Такие же лампы стоят и по краям полосы и рулежной дорожки.

Диспетчерская вышка

Святая святых всех аэропортов — диспетчерская вышка. Именно от диспетчеров зависит безопасность тысяч человек, находящихся сейчас в воздухе.

Вышка строится так, чтобы у нее был круговой обзор — иногда диспетчер «ведет» садящийся или взлетающий борт без приборов. Но это скорее исключение из правил. Большинство аэропортов оборудованы наземным радаром, который отображает все перемещения техники на земле. Рядом с ним находится экран другого, «воздушного» радара. На нем диспетчер постоянно отслеживает перемещения всех самолетов, находящихся в зоне ответственности. Рядом с меткой борта высвечивается вся необходимая информация: номер борта, рейс, курс, скорость и эшелон (на воздушном языке — высота). Руководствуясь этими данными, диспетчер помогает пилотам безопасно лететь на его участке. Если они хотят сменить эшелон, скорость или курс, они обязаны сначала сообщить об этом диспетчеру.

Кстати, наши диспетчеры загружены не очень сильно: в сутки над Пензенской областью проходит около 200 бортов. Но некоторые из них — международные. Поэтому диспетчер должен знать английский язык. Для этого в здании аэровокзала существует кабинет английского языка.

Итого

Аэропорт, каким мы его не видим, является сложным организмом, который должен работать четко и слаженно. Периодически в аэропорту проводятся учения — для них есть специальный макет вертолета, который необходимо потушить и спасти экипаж и пассажиров. Также на складах хранятся медикаменты, инструмент и прочие необходимые в случае происшествия вещи. Об этом неприкосновенном запасе весь персонал аэропорта хоть и говорит, но приговаривает: «Не дай Бог понадобится». И действительно, неприкосновенному запасу и экстренному чемоданчику лучше всегда оставаться нетронутым.

Город в городе: как устроен пассажирский аэропорт

Город в городе: как устроен пассажирский аэропорт

Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).

Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.

От чего зависит устройство аэропорта

От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.

Маленькие аэропорты

Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Читайте так же:
Как устроено старейшее действующее судно ВМФ России

Региональные аэропорты

Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.

Международные аэропорты

Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных — менее 50 человек на борту, до Airbus A380 — 853 пассажиров.

Взлетно-посадочная полоса

В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

Полосы могут быть:

  • Одиночными. Инженеры планируют расположение ВПП с учетом преимущественного направления ветра.
  • Параллельными. Расстояние между двумя ВПП зависит от размера и количества самолетов, использующих аэродром: в среднем от 762 м до 1 310 м.
  • V-образными. Две взлетно-посадочные полосы сходятся, но не пересекаются. Такое расположение дает диспетчерам воздушного движения гибкость при маневрировании самолетов на ВПП. Например, при слабом ветре диспетчер будет использовать обе взлетно-посадочные полосы. Но если ветер усилится в одном направлении, диспетчеры будут использовать ту ВПП, которая позволяет самолетам взлетать против ветра.
  • Пересеченными. Пересекающиеся ВПП распространены в аэропортах, где преобладающие ветры меняются в течение года. Точка пересечения может находиться посередине каждой взлетно-посадочной полосы, в зоне порога, где приземляются самолеты, или в конце ВПП.

Рулежные дорожки

Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

Светосигнальная система

Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

Как устроен аэропорт: терминалы

В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.

Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги — от полировки ботинок до подключения к интернету.

Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.

Бортовое питание

Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

Читайте так же:
Как работает вневедомственная охрана

Система топливного обеспечения

Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.

Система безопасности

Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.

Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.

Как устроен наземный транспорт в аэропорту

Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.

Обычно система наземного транспорта включает:

  • Дороги в аэропорт и из аэропорта.
  • Парковки для автомобилей.
  • Службы аренды транспорта.
  • Рейсы транспортировки пассажиров в местные отели и к автостоянкам.
  • Общественный транспорт — муниципальные автобусы и метро.

Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.

Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.

Бюджет

Аэропорты — это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта — 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги — топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.

Персонал

Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.

Как устроен аэропорт с точки зрения пассажира

Если вы хоть раз летали на самолете, то бывали в аэропорту, сидели в зале ожидания, кушали плюшки в местном кафе… а вот бывали ли вы в отдельном терминале бизнес-авиации, откуда улетают олигархи на личных самолетах?

В Аэропорт можно попасть либо на автотранспорте:

2.

Либо приехать на поезде:

3.

Войдя в здание аэровокзала, вы попадаете в центральный холл:

4.

Если вы приехали рано и регистрация на ваш рейс еще не началась, то можете посидеть в одном из залов ожидания:

5.

6.

В аэропорту круглосуточно дежурит бригада медиков, готовая оказать медицинскую помощь (снимал я здесь в 5 утра):

7.

8.

Если Вы путешествуете с ребенком, то вам лучше всего подождать в комнате матери и ребенка. Здесь просторно и диваны удобные:

9.

10.

Многие пассажиры предпочитают обматывать свой багаж пленкой, пытаясь сохранить его чистым:

11.

Зарегистрироваться вы можете либо самостоятельно, воспользовавшись автоматами:

12.

Либо подойти к стойке, где вас встретят сотрудники аэропорта и авиакомпании:

13.

С собой в самолет можно проносить лишь ручную кладь. Основной багаж надо сдавать. На него наклеят специальную бирку и отправят в багажное отделение. О том, что в нем происходит с чемоданом, я уже писал в статье Аэропорт с точки зрения чемодана:

14.

Негабаритный (большой) или хрупкий багаж сдают на отдельной стойке:

15.

Если вы опоздали в аэропорт и регистрация на ваш рейс уже завершена, но самолет еще не улетел, то вы можете зарегистрироваться через стойку оформления опоздавших пассажиров:

Читайте так же:
Как создавали Macintosh 128K. Завод Apple 1984 г.

16.

Зарегистрировавшись, вам прийдется пройти через зону досмотра:

17.

18.

19.

Если у сотрудников возникнут сомнения, то они могут пригласить кинолога с собакой:

20.

21.

Если у вас есть несколько минут до посадки в самолет, то вы можете воспользоваться интернетом:

22.

Посмотреть какой-нибудь фильм в специальном DVD-баре:

23.

Пройтись по магазинам:

24.

Или посидеть в кафе:

25.

В назначенное время вы пройдете в самолет, где вас встретят бортпроводники:

26.

Если по каким-либо причинам ваш рейс отменили или задерживают, то вы можете воспользоваться услугами Аэротеля. Стойка ресепшн находится прямо в аэропорту:

27.

28.

Пассажиров бизнесс-класса регистрируют на отдельной стойке (см. заглавное фото) и приглашают в бизнес-зал:

29.

Обычно, в таких залах можно бесплатно перекусить, попить и выпить:

30.

Практически любой аэропорт предоставляет еще дополнительную услугу VIP-сопровождения:

31.

В этом случае вы будете регистрироваться не вместе со всеми, а внутри «Зала для официальных лиц и делегаций». Вам предложат присесть в кресло, заберут у вас документы и зарегистрируют вас без вашего участия:

32.

В отличие от бизнес-зала еда и напитки здесь платные:

33.

Личный досмотр проходят так же, как и в общем зале. Поблажек никаких. Зато к самолету отводят в самый последний момент, а если он стоит не у телетрапа, то отвозят на отдельном автобусе.

Прилетать через VIP-зону даже приятнее, чем улетать. Вас встретят прямо у трапа самолета и отведут в VIP-зал, где вы будете ждать, пока сотрудник зала пройдет за вас паспортный контроль и получит ваши чемоданы:

34.

Если вы не любите толпу и стесненные условия регулярных рейсов, вы можете приобрести или арендовать частный самолет:

35.

В этом случае вы будете регистрироваться на рейс в отдельном терминале:

36.

37.

Здесь просторнее, чем в VIP-зале, да и мебель получше:

38.

39.

В статье «Аэропорт с точки зрения пилота» я показывал комнаты, где пилоты готовятся к рейсу. В бизнес-терминале также есть комната для брифингов, где готовятся пилоты:

40.

В собственном самолете у вас будут стоять удобные диваны. От обычных их отличают лишь ремни безопасности:

41.

42.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

инста3

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Все авторские ролики загружаются на мой канал, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Если вы хоть раз летали на самолете, то бывали в аэропорту, сидели в зале ожидания, кушали плюшки в местном кафе… а вот бывали ли вы в отдельном терминале бизнес-авиации, откуда улетают олигархи на личных самолетах?

В Аэропорт можно попасть либо на автотранспорте:

2.

Либо приехать на поезде:

3.

Войдя в здание аэровокзала, вы попадаете в центральный холл:

4.

Если вы приехали рано и регистрация на ваш рейс еще не началась, то можете посидеть в одном из залов ожидания:

5.

6.

В аэропорту круглосуточно дежурит бригада медиков, готовая оказать медицинскую помощь (снимал я здесь в 5 утра):

7.

Читайте так же:
Как пекут хлеб в Санкт-Петербурге

8.

Если Вы путешествуете с ребенком, то вам лучше всего подождать в комнате матери и ребенка. Здесь просторно и диваны удобные:

9.

10.

Многие пассажиры предпочитают обматывать свой багаж пленкой, пытаясь сохранить его чистым:

11.

Зарегистрироваться вы можете либо самостоятельно, воспользовавшись автоматами:

12.

Либо подойти к стойке, где вас встретят сотрудники аэропорта и авиакомпании:

13.

С собой в самолет можно проносить лишь ручную кладь. Основной багаж надо сдавать. На него наклеят специальную бирку и отправят в багажное отделение. О том, что в нем происходит с чемоданом, я уже писал в статье Аэропорт с точки зрения чемодана:

14.

Негабаритный (большой) или хрупкий багаж сдают на отдельной стойке:

15.

Если вы опоздали в аэропорт и регистрация на ваш рейс уже завершена, но самолет еще не улетел, то вы можете зарегистрироваться через стойку оформления опоздавших пассажиров:

16.

Зарегистрировавшись, вам прийдется пройти через зону досмотра:

17.

18.

19.

Если у сотрудников возникнут сомнения, то они могут пригласить кинолога с собакой:

20.

21.

Если у вас есть несколько минут до посадки в самолет, то вы можете воспользоваться интернетом:

22.

Посмотреть какой-нибудь фильм в специальном DVD-баре:

23.

Пройтись по магазинам:

24.

Или посидеть в кафе:

25.

В назначенное время вы пройдете в самолет, где вас встретят бортпроводники:

26.

Если по каким-либо причинам ваш рейс отменили или задерживают, то вы можете воспользоваться услугами Аэротеля. Стойка ресепшн находится прямо в аэропорту:

27.

28.

Пассажиров бизнесс-класса регистрируют на отдельной стойке (см. заглавное фото) и приглашают в бизнес-зал:

29.

Обычно, в таких залах можно бесплатно перекусить, попить и выпить:

30.

Практически любой аэропорт предоставляет еще дополнительную услугу VIP-сопровождения:

31.

В этом случае вы будете регистрироваться не вместе со всеми, а внутри "Зала для официальных лиц и делегаций". Вам предложат присесть в кресло, заберут у вас документы и зарегистрируют вас без вашего участия:

32.

В отличие от бизнес-зала еда и напитки здесь платные:

33.

Личный досмотр проходят так же, как и в общем зале. Поблажек никаких. Зато к самолету отводят в самый последний момент, а если он стоит не у телетрапа, то отвозят на отдельном автобусе.

Прилетать через VIP-зону даже приятнее, чем улетать. Вас встретят прямо у трапа самолета и отведут в VIP-зал, где вы будете ждать, пока сотрудник зала пройдет за вас паспортный контроль и получит ваши чемоданы:

34.

Если вы не любите толпу и стесненные условия регулярных рейсов, вы можете приобрести или арендовать частный самолет:

35.

В этом случае вы будете регистрироваться на рейс в отдельном терминале:

36.

37.

Здесь просторнее, чем в VIP-зале, да и мебель получше:

38.

39.

В статье "Аэропорт с точки зрения пилота" я показывал комнаты, где пилоты готовятся к рейсу. В бизнес-терминале также есть комната для брифингов, где готовятся пилоты:

40.

В собственном самолете у вас будут стоять удобные диваны. От обычных их отличают лишь ремни безопасности:

41.

42.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Дзен

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене

инста3

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию