100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как убирают гранитную крошку в Финляндии?

Снег на дорогах: как его побеждают в Финляндии

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Южная Финляндия по своим климатическим условиям мало отличается от средней полосы России. Но борьба со снегом там идет гораздо успешнее, и дело здесь не в чудо-реагентах, а в грамотном и ответственном использовании той же самой соли

Снегопад в Хельсинки.

Зима в России всегда наступает неотвратимо и неожиданно. Улицы наполняет снежная каша, под которой образуется гололед. В результате в больницах – очереди с переломами, а в автомастерских – завал работы. Плюс всепроникающая грязь и испорченная реагентами обувь.

Тем временем у западных соседей, которых угораздило жить в схожем климате, вроде бы все как надо: и улицы чистят, и соль не сыплют, и ржа машины не ест, и вообще – полная благодать. Даже делая скидку на эффект туристического взгляда, надо признать – дороги Финляндии, чей климат очень схож со среднероссийским, выглядят гораздо лучше.

Тем не менее опыт работы и кое-какие особые приемы в борьбе со снегом все-таки есть. Они заметны, если внимательно понаблюдать за тем, как работают соответствующие службы Финляндии и о чем они пишут.

Выбор точки отсчета

Сравнивать Россию в целом с какой-либо другой страной очень сложно в силу ее разнообразия, скорее можно взять за точку отсчета среднюю полосу, с Москвой и Петербургом. Ее климат очень специфический, переменчивый, температура в течение зимы часто перескакивает с плюса на минус и обратно. Поэтому она не очень похожа на большинство европейских или азиатских столиц.

Уборка снега в Хельсинки ведется обычным способом. Считается, что для работы во дворах и на узких улицах небольшие погрузчики эффективнее

А вот в Южной Финляндии, где расположен Хельсинки, как и в Москве, зимы нестабильны и переменчивы. Тут может ударить мороз под минус 30° или в январе пойти дождь со снегом и последующим гололедом. И в этих столицах не одержать победы над коварным противником, если не научиться действовать на опережение, нанося точные и экономически эффективные контрудары. Здесь не стоит скупиться и действовать по остаточному принципу, потому что гололед и снежная каша стоят очень дорого.

Цена чистых дорог

Много раз и во многих городах мне приходилось слышать от чиновников о том, что чистить дороги очень дорого. Машины там стоят денег, соль, вода, песок. Бензин опять же или солярка для машин. Однако снег на дороге стоит гораздо дороже.

Еще в 20-е годы ХХ века, когда автомобиль стал королем дорог, возник вопрос роста расхода топлива в зимний период. В середине 80-х годов в СССР пытались перенять международный опыт в этой области и обнаружили, что, по финским данным, расход топлива зимой повышается на 20% при толщине свежевыпавшего снега чуть более пяти сантиметров. И даже после того, как его уплотнят колеса автомобилей, расход топлива будет на 5–10% выше нормы. И это в условиях высокого качества содержания дорог. В СССР считалось, что скользкие дороги увеличивают себестоимость перевозок на 25–30%.

Сегодня интернет богат отчетами водителей, которые пытаются рассчитать для себя пределы эффективности зимней езды . Например, если в сухую погоду по автотрассе многократно фиксируется расход топлива в пределах 5,9–6,3 л на 100 км, то зимой во время мокрого снегопада он увеличивается до 12,4 л на100 км, а это двукратный рост.

К сожалению, бывает и так: дорожный инцидент 2012 года на трассе Хельсинки – Лахти

Но есть еще одна статья расходов – это ДТП, количество которых увеличивается в шесть и более раз на гололеде по сравнению с сухим покрытием в летнее время. А это страховые выплаты, ремонты, потери рабочего времени, больничные. Не говоря уже о поломанных судьбах и унесенных жизнях, которые, как ни цинично звучит, также имеют экономическую ценность.

Читайте так же:
Интересные факты о касатках — поясняем суть

Таким образом, экономический ущерб от гололедицы и снежной каши на дорогах городов просто огромен. И десятилетиями муниципальные службы не только в СССР, но и по всему миру решали этот вопрос достаточно просто – рассыпали песок и соль после того, как снег уже выпадал; и начиналось превращение пушистых хлопьев в тяжелую массу.

Удачные примеры

Дороги Финляндии, от юга до крайнего ее севера (а это почти побережье Баренцева моря, более 1400 км по шоссе), освобождаются от льда очень быстро. Снегоуборочные машины появляются в нужном месте буквально в тот же момент, как начинается снегопад. Правда, иногда бывает и такое, что они вовремя не появляются, и тогда на дорогах происходит то же, что и в Москве. То есть секрет, или одна из его составных частей, в скорости появления техники на месте событий.

Дело тут в том, что финские дорожники покрыли практически всю страну сетью веб-камер , которые показывают дороги и передают информацию о температуре воздуха и дорожного пути. Смотрят на данные этих камер как водители, так и сами дорожники.

В Москве тоже много веб-камер. Но вот московские показывают видеокартинку , а финские – фото. Так практичнее, меньше нагрузка на сеть. Но главное, финские камеры смотрят на дорогу вблизи, их задача – дать рассмотреть состояние дороги, что проще сделать на фото.

Получая прогнозы Финского метеорологического института, дорожники имеют реальную картинку ситуации, они видят, где начинается снегопад, и имеют представление, как долго он продлится. И выезжают на место обработки дороги, так сказать, с профилактическими целями.

Соль земли

Финны тоже применяют соль на дорогах. Однако они прекрасно понимают, что, несмотря на ее естественность и экологичность, излишки ее в почве, на дороге, в грунтовой воде на пользу никому не пойдут. Поэтому ищут способы добиться максимального эффекта при минимальном ее расходе.

Далеко не всегда есть смысл что-то сыпать. Если по прогнозу после снегопада температура повысится выше нуля, то гололеда вообще не будет. Если ударит мороз минус 20°, сыпать соль нет никакого смысла, так как при минус 21° замерзает любой соляной раствор, а при минус 10° смесь снега и соли тает уже совсем медленно. Если уж сыпать, то гранитную щебенку.

Сухая каменная соль при температуре ниже минус 5°, кстати, просто лежит по соседству с кристаллами льда, и никакого таяния не начинается очень долго. Нужна вода, чтобы образовался соляной раствор. На это обратили внимание еще более 30 лет назад швейцарские дорожники , которые обнаружили, что наибольшей эффективностью обладает соль, в которую добавили от 25 до 40 весовых процентов воды.

При этом замачивать надо смесь из 70% обычной соли и 30% хлористого калия (это популярное природное удобрение). Тогда норма россыпи в пересчете на сухую соль для предотвращения образования гололеда и ликвидации тонкого слоя льда составляет всего 6–8 г/кв. м, и даже в случае замерзания мокрого снега норма увеличивается лишь до 20 г/кв. м.

В 90-е годы финские специалисты добились того, что, учитывая прогноз температур, при профилактическом поливе так называемого «черного льда» на дорогах достаточно использовать рассол с расчетом всего 2–5 г/кв. м, а для ликвидации снежной каши – всего 10 г/кв. м.

Для сравнения: по данным открытых источников, в России трудно сказать точно, какой конкретный расход соли существует в каждом конкретном случае, но, согласно общедоступной информации, он может достигать и 100 г/кв. м. То есть соль сыплют, сыплют много, но эффективность этого процесса может быть крайне мала.

Экологические проблемы

Проблемы экологии – это не только уничтожение китов в Южном полушарии или нефтяные загрязнения на далеких берегах. Это и та вода, которую мы пьем, и то, чем поливаем свои грядки, и в конечном итоге чем мы дышим на улицах города.

Соль может влиять на взаимодействие человека с окружающей средой самым неожиданным образом. Например, в Японии обнаружили, что олени в префектуре Нагано слизывают с дороги кристаллы соли, которая разбрасывается для борьбы с гололедом. При этом концентрация оленей на автодороге в горных районах, которые выходят лакомиться солью, создает условия для столкновения с ними. То есть борьба с одной причиной аварийности может приводить к появлению другой. Правда, местные чиновники не разделяют опасений защитников животных. С их точки зрения, воздействие хлоридов на окружающую среду минимально.

Читайте так же:
Интересные факты о кузнечиках — объясняем суть

Еще минимальнее.

Во многих случаях можно вообще обойтись без рассола, если все машины обуть в зимнюю резину, да еще и с шипами. Три зимних месяца я езжу по Финляндии на покрышках с глубиной протектора не менее 4 мм, звеня стальными коготками. Если я отправляюсь в поездку, то захожу на сайт дорожной службы и смотрю, какие условия меня ждут в пути. И в разных местах могу встретить разные меры для уменьшения опасности скольжения.

Где-то дорожники могут использовать формиат калия – это калиевая соль муравьиной кислоты. В частности, Финский институт окружающей среды (SYKE) рекомендует использовать это вещество для борьбы с гололедом там, где есть опасность попадания солей в грунтовые воды. Согласно научным исследованиям, которые проводились несколько лет, формиат быстро разлагается в земле, даже при низких температурах. Хотя есть мнения среди водителей, что все же обычная соль лучше растворяет лед.

Где-то в 300 км к северу от Хельсинки. Прошло всего несколько часов после снегопада

В других местах вообще можно обойтись рассыпанием песка или каменной крошки. Есть всевозможные вариации – например, разброс мокрого песка, чтобы его частицы примерзали ко льду. Однако если каменная крошка или песок помогают бороться с гололедом, то против снежной каши они бессильны. Мало того, в смеси с мокрым снегом они работают настоящим абразивом, который разрушает днища машин, крылья и боковые лакокрасочные покрытия.

И все же обычная соль пока не сходит со сцены. Несмотря на то что шипованая резина разрушает асфальтовое покрытие, а поваренная соль – не самое приятное для почв вещество, Управление автомобильных дорог Финляндии пришло к выводу, что в условиях их страны, их климата, постоянных скачков температур правильное использование шипованой резины и соли на дорогах является вполне оправданным .

Какие противогололедные материалы используются в Швеции и Финляндии?

Нередко российским коммунальным службам рекомендуют обратить внимание на то, как справляются с гололедом их северные коллеги, и взять эти методы на вооружение. Но насколько они совершенны? Какие в скандинавских странах используются противогололедные материалы? Давайте проанализируем ситуацию!

Начнем со Швеции. Существует стереотип, что здесь борются с гололедом исключительно с помощью гранитной крошки, а все дороги содержатся под снежным накатом. Однако это не совсем так.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Швеции составляет 579,564 км, а методы их содержания зависят от интенсивности движения. Накат допускается только на дорогах с проходимостью до 1500 авт/сутки. Также под снегом содержатся дороги низшего уровня — без твердого покрытия (грунтовые и т.д). Следует сказать, что в Швеции, как и по всей Скандинавии, интенсивность движения куда меньше, чем в России, а процент грунтовых дорог — больше.

Что касается трасс с высокой интенсивностью движения, то они во всех странах убираются до «черного асфальта», в том числе и в Швеции. Чаще всего такие дороги шведы обрабатывают раствором соли в концентрации 6-20% (в зависимости от температуры воздуха). Но проблема данного способа уборки в том, что в чистом виде соль может эффективно работать лишь до — 9- 12°C, при более низких температурах она не справляется с гололедом. В России при сильном морозе применяются многокомпонентные противогололедные реагенты, которые состоят из нескольких видов солей (такие смеси работают до — 25°C), а вот в Швеции при температуре ниже — 20 °C дорожные службы фактически ничего не делают. Они просто расставляют предупреждающие знаки на дорогах и ограничивают скорость движения в соответствии с погодными условиями. Однако постепенно шведские специалисты все же приходят к тому, что применение многокомпонентных противогололедных реагентов для очищения дорожного полотна от снега более эффективно, чем использование чистой соли. То есть здесь лишь только начинают задействовать те антигололедные материалы, которые для России уже норма: в Москве многокомпонентные реагенты с формиатами активно используются более 5 лет, они применяются и в других крупных российских городах.

Читайте так же:
Новый телескоп НАСА обнаружит больше звезд в высоком разрешении

Но почему бы не содержать дороги с высокой интенсивностью движения в накате? Почему так важно очищать их до «черного асфальта»? Ради безопасности автомобилистов! Задумайтесь, скорость движения взаимосвязана с пропускной способностью транспортного узла. Чем больше машин проходит по улице, тем выше должна быть их скорость движения, чтобы не возникали пробки. Высокая скорость же в свою очередь требует высокого коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой (иначе не избежать аварийных ситуаций!). Самый большой он у чистого асфальтового покрытия. Исследования, проведенные в Австрии и в Финляндии, показали, что когда на дорожном полотне появляется снежный накат или возникает гололед, количество аварий увеличивается на 30-40%. Именно поэтому и появилось требование, действующее в том числе и в России, согласно которому дороги могут содержаться под уплотненным снежным покровом только при интенсивности движения до 1500 автомашин.

Если говорить о граните, как о противогололедном материале, то он применяется в Швеции, но только на тех дорогах, которые содержатся под снежным накатом. На голом асфальте он бесполезен, более того — может повреждать покрытие автомобилей, вылетая из под колес, и создавать роликовый эффект. В Стокгольме, например, от гранитной крошки недавно отказались в пользу мраморной (в Москве, к слову, мраморную крошку применяют на тротуарах еще с 2011 года).

Что касается возможности повторного использования гранита — то это скорее миф. Такие попытки предпринимались, но не увенчались успехом. Очистить гранит от промышленных и автомобильных отходов практически невозможно. Для этого требуется очень большое количество воды, также после промывки остаются вредные отходы, которые необходимо каким-то образом утилизировать (естественно, не бесплатно!). Велики и расходы на транспорт — нужно в первую очередь отвезти гранитную крошку в пункты очистки, потом — на хранение. Такое большое количество транспортировок приводит к увеличению объемов выхлопов автомобилей и наносит вред окружающей среде.

Рассказывая об уборке снега в Швеции, нельзя не отметить, что в этой стране большое внимание уделяется экологии, в местах, где водоемы расположены близко к дорогам, по обочинам прокладываются резиновые стоки для сбора снега с реагентами. Также постепенно начинают применяться противогололедные реагенты из смеси формиата и хлоридов натрия и кальция — они считаются наиболее безопасными. Ими обрабатывают участки дорог, проходящие через леса и особо охраняемые зоны. А для аэропортов используют ацетаты с формиатами.

Поговорим теперь о Финляндии — вопреки устоявшемуся мнению, там, как и в Швеции, держат под снежным накатом отнюдь не все дороги. Безусловно, для Лапландии, например — это единственно возможный вариант, ведь там снег лежит в среднем от 175 до 225 дней в году. А вот в южной Финляндии (в частности, в Хельсинки), где погода нестабильна и нет устойчивого снежного покрова, на стратегически важных улицах и магистралях применяются солевые составы.

В основном в столице Финляндии для борьбы с гололедом используют измельченный щебень размером 1/5,6 мм. От крупного отказались, так как он вылетает из-под колес и наносит существенный вред автомобилям. И это при том, что в Хельсинки далеко не такая высокая интенсивность движения, как в Санкт-Петербурге или, тем более, в Москве. У гранита есть и еще один минус — улицы, посыпанные им, выглядят не слишком эстетично. Снег сходит, а гранит остается — хрустит под ногами и способствует порче обуви, колес автомобилей и истиранию дорожного покрытия (см. Рис. 1).

Рис. 1 Площадь перед центральным вокзалом города Хельсинки (декабрь 2016)

Читайте так же:
Почему, когда темнеет, красный и синий цвета чернеют?

ploshchad-pered-centralnym-vokzalom-goroda-helsinki-dekabr-2016.jpeg

В бюджет Хельсинки заложено около 700 000 евро для выплаты компенсаций гражданам, пострадавшим из-за зимней скользкости — наглядная иллюстрация того, что с уборкой улиц в столице Финляндии дела обстоят не слишком гладко. Зимой 2015-2016 Муниципалитет выдавал пенсионерам за свой счет насадки на обувь с шипами из-за всплеска травматизма. Кроме того, все жители Хельсинки жалуются на то, что из-за гранитного песка и крошки в городе очень грязно.

Возвращаясь к теме содержания дорог под снежным накатом, отметим, что такая практика может быть оправдана лишь тем, что интенсивность движения в Финляндии в целом небольшая, а средняя скорость его — невысокая: в редких местах автомобильный поток двигается быстрее, чем 80 км/ч (в населенных пунктах и того меньше — 50 км/ч). Всего несколько скоростных магистралей позволяют развивать скорость более 100 км/ч (на уровне 110-120 км/ч). И то, только в летнее время! В зимнее же даже на трассах ограничение по скорости — 100 км/ч.

Делаем вывод, что в целом технологии зимней уборки в Финляндии и Швеции нельзя считать образцовыми: гранитная крошка из-за высокой твердости способствует разрушению дорожного покрытия, также она засоряет ливневые стоки и приводит к загрязнению улиц и воздуха (размалываясь колесами автомобилей до состояния пыли). К тому же на голом асфальте и при гололеде гранит бесполезен — только создает роликовый эффект. Гранитный щебень можно использовать лишь при условии содержания дорог под снежным накатом, а это недопустимо для трасс с высокой интенсивностью движения.

Прогрессивные антигололедные материалы, которые для России уже норма, в Скандинавских странах только начинают использоваться: в Стокгольме не так давно гранитную крошку заменили на мраморную, а в Москве она применяется с 2011 года. Многокомпонентные реагенты с формиатами в составе активно используются в столице России (и в других крупных российских городах), а в Швеции пока — лишь на отдельных стратегически важных участках дорог.

ru_fi


Все знают, что дороги в Финляндии в отличном состоянии не только летом, но и зимой. Снег чистят быстро и хорошо, а минимизировать неизбежное скольжение стараются преимущественно специальной противогололедной гранитной крошкой. Например, дворовые дороги посыпают исключительно такими маленькими камешками. За зиму гранитного щебня раскидывают так много, что весной, после таяния дорожной наледи, все дороги буквально усыпаны слоем гранита. Куда же его девают? Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с этим удивительным процессом.

В снежный период крошки накидывают так много, что по весне все дворовые дороги выглядят так

увеличить

Когда уже становится ясно, что снегопадов больше не будет, службы ЖКХ начинают уборку дворовых дорог и дорожек от слоя накопившегося за зиму гранита. Специальными ручными моторными «загребалками» (судя по всему, это переделанные ручные газонокосилки) камешки с обочин скидываются к середине дорожек

увеличить

Работники тщательно проводят это нехитрое задание

увеличить

Крошка досконально счищается с тех мест, куда не сможет подъехать трактор.

увеличить

Вообще, гранитная крошка — очень эффективное средство против скольжения, правда, одно из неудобств то, что маленькие камешки всегда застревают в сложном профиле подошвы, поэтому у всех дверей финских домов стоят специальные щетки и специальные пластиковые ковры с зубчатым ворсом

увеличить

Даже с деревянной лесенки и дворовой тропинки работник аккуратно счищает крошку

увеличить

Большой вал с мягкими резиновыми волнами сгребает камешки почти начисто

увеличить

Прежде чем трактор приедет сгребать гранитную крошку, необходимо идеально прочистить обочины

увеличить

Хотя бы вот так

увеличить

Расстояние должно быть четким — длиной с вал «загребалки», финская скурпулезность налицо

увеличить

Первый этап работы проделан, можно идти на обед

увеличить

Обед в Финляндии быстрый, и почти сразу же, те же самые ребята, что до этого сгребали крошки, появляются на тракторах. На первом тракторе приехала та самая молодая девушка (смотрите заглавное фото). Задача этого трактора — намочить гранитную крошку водой, чтобы другой трактор без распространения пыли мог легко собрать остатки

увеличить

Читайте так же:
Как научиться прощать обиду

Впереди трактора цепляется большой бак с водой

увеличить

Из этого бака вода струйками льется на камни, равномерно намачивая их

увеличить

Следующий трактор окончательно зачищает дорогу от камешков

увеличить

Щебень собирается в специальный ковш

увеличить

На этой фотографии хорошо видно, как четко этот ковш счищает слой гранитной крошки

увеличить

Все эффективно, профессионально и без вреда окружающей среде

увеличить

Гравий попадает в ковш с помощью специальной большой щетки

увеличить

По наполнению гравий отвозится и высыпается в специальный кузов, который предусмотрительно стоит между дворов

увеличить

Вот столько щебня собрано только с двух дворов! Далее крошка увозится, отмывается от другого попавшего мусора и грязи и дожидается следующего года

увеличить

Теперь во дворах чисто и уютно! Но несмотря на по-фински тщательную работу, какие-то камeшки всегда остаются на дорожках, поэтому щетки и специальные ковры от дверей никуда не убираются на лето. Да и зачем?

увеличить

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Все знают, что дороги в Финляндии в отличном состоянии не только летом, но и зимой. Снег чистят быстро и хорошо, а минимизировать неизбежное скольжение стараются преимущественно специальной противогололедной гранитной крошкой. Например, дворовые дороги посыпают исключительно такими маленькими камешками. За зиму гранитного щебня раскидывают так много, что весной, после таяния дорожной наледи, все дороги буквально усыпаны слоем гранита. Куда же его девают? Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с этим удивительным процессом.

В снежный период крошки накидывают так много, что по весне все дворовые дороги выглядят так

Когда уже становится ясно, что снегопадов больше не будет, службы ЖКХ начинают уборку дворовых дорог и дорожек от слоя накопившегося за зиму гранита. Специальными ручными моторными «загребалками» (судя по всему, это переделанные ручные газонокосилки) камешки с обочин скидываются к середине дорожек

Работники тщательно проводят это нехитрое задание

Крошка досконально счищается с тех мест, куда не сможет подъехать трактор.

Вообще, гранитная крошка — очень эффективное средство против скольжения, правда, одно из неудобств то, что маленькие камешки всегда застревают в сложном профиле подошвы, поэтому у всех дверей финских домов стоят специальные щетки и специальные пластиковые ковры с зубчатым ворсом

Даже с деревянной лесенки и дворовой тропинки работник аккуратно счищает крошку

Большой вал с мягкими резиновыми волнами сгребает камешки почти начисто

Прежде чем трактор приедет сгребать гранитную крошку, необходимо идеально прочистить обочины

Хотя бы вот так

Расстояние должно быть четким — длиной с вал «загребалки», финская скурпулезность налицо

Первый этап работы проделан, можно идти на обед

Обед в Финляндии быстрый, и почти сразу же, те же самые ребята, что до этого сгребали крошки, появляются на тракторах. На первом тракторе приехала та самая молодая девушка (смотрите заглавное фото). Задача этого трактора — намочить гранитную крошку водой, чтобы другой трактор без распространения пыли мог легко собрать остатки

Впереди трактора цепляется большой бак с водой

Из этого бака вода струйками льется на камни, равномерно намачивая их

Следующий трактор окончательно зачищает дорогу от камешков

Щебень собирается в специальный ковш

На этой фотографии хорошо видно, как четко этот ковш счищает слой гранитной крошки

Все эффективно, профессионально и без вреда окружающей среде

Гравий попадает в ковш с помощью специальной большой щетки

По наполнению гравий отвозится и высыпается в специальный кузов, который предусмотрительно стоит между дворов

Вот столько щебня собрано только с двух дворов! Далее крошка увозится, отмывается от другого попавшего мусора и грязи и дожидается следующего года

Теперь во дворах чисто и уютно! Но несмотря на по-фински тщательную работу, какие-то камeшки всегда остаются на дорожках, поэтому щетки и специальные ковры от дверей никуда не убираются на лето. Да и зачем?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию