100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как строят военные корабли

Как строят военные корабли

Амурский судостроительный завод (АСЗ) – одно из двух градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре, по крайней мере исторически. Когда принималось решение о строительстве города в 1932 году, предполагалось возведение двух крупных оборонных предприятий – судостроительного завода для производства подводных лодок, эскадренных миноносцев и крейсеров для Тихоокеанского флота (плюс гражданские суда) и авиастроительного для выпуска в первую очередь бомбардировщиков. Оба эти завода-гиганта существуют и поныне – АСЗ и КнААЗ. Правда, первый пребывает в заметно худшем экономическом положении. Этот факт, впрочем, не сделал посещение предприятия менее интересным.

Первое, что я увидел при въезде на территорию завода, стали мирно стоящие бок о бок шикарный «Крайслер» и «Инфинити». Чуть поодаль (не попали в кадр) толпились более попсовые «Лексусы» и «Лэнды». Для предприятия, балансирующего на грани банкротства, несколько неожиданный автопарк. Так и представляю себе, как простой работяга-сварщик приезжает с утра пораньше на родной завод, паркует заработанный трудовым потом «Лексус» за проходной и степенно направляется в свой цех – атомные субмарины для Родины строить. 🙂

За силуэтами машин заводчан виднеется доска с наградами завода и указанием продукции, выпускавшейся АСЗ. Жаль, не было возможности ознакомиться с этой площадкой лучше, чем из окна движущегося автобуса. По другую сторону стояли еще какие-то стелы, но я их даже толком не успел рассмотреть, не то что сфотографировать.

Датой рождения предприятия является 12 июня 1933 года, когда был заложен первый его цех – корпусообрабатывающий. В число действующих завод вошел 30 июня 1936 года, но до этого успел спустить на воду первые подводные лодки – Л-11 и Л-12. В марте того же года был заложен первый эсминец («Баку», проект 38).

В годы Великой Отечественной войны со стапелей завода сошли два крейсера, пять эскадренных миноносцев и сторожевой корабль. Кроме того, на АСЗ капитально отремонтировали 17 подводных лодок и производили боеприпасы.

Территория завода вызывает смешанные чувства. С одной стороны, несомненно былое величие – площадь, занимаемая АСЗ, просто огромна. С другой стороны, на зданиях, цехах, коммуникациях, лежит печать запустения. Где-то она видна невооруженным глазом, где-то почти не заметна – вероятно, в зависимости от загрузки той или иной части предприятия за последние годы.

Сразу стоит отметить, что по режимной территории нас возили на автобусе, и, думаю, в самые экзотические, скажем так, уголки предприятия мы не заглядывали. Впрочем, это и не было целью поездки на завод. Предполагалось, что АСЗ в этот день посетит губернатор Вячеслав Шпорт, журналисты и блогеры получили возможность попасть на предприятие «прицепом» и осмотреть один из цехов, где строят два новых корвета для Тихоокеанского флота.

Вот и сам этот цех под номером №17 – стапельное производство. Мне показалось, что на вахте на нас, увешанных фотоаппаратами и непрерывно щелкающих затворами, смотрели, как на диковинных зверей. Уверен, мы представляли собою исчезающе редкое зрелище на режимном военном заводе с менеджментом старой закалки.

Цех изнутри оказался на порядок больше, чем он представлялся при взгляде снаружи, от проходной. В центре на одном из трех или четырех стапелей (так называется обширная площадка, в которой судно стоит на особых опорах – кильблоках) идет сборка «виновника торжества» – корвета «Совершенный» проекта 20380, заложенного летом 2006 года. Предполагается, что корабль будет спущен на воду в конце 2014 года.

К корпусу стоящегося корвета можно подняться по лестницам-трапам, ведущим к открытым галереям, тянущимся по обеим сторонам стапеля.

Я прекрасно сознавал, что боевой надводный корабль 2-го ранга ближней морской зоны отнюдь не гигант на фоне многих других кораблей. Но здесь, в цехе, на дистанции чуть большей, чем расстояние вытянутой руки, корвет меня буквально потряс.

Длина корпуса достигает 104,5 метров (90 по ватерлинии), ширина – 13 метров (11,1 по ватерлинии), габаритная осадка при полном водоизмещении (2200 тонн) – почти 8 метров (3,7 – средняя).

У подвижных кильблоков над чем-то работают сварщики. С высоты верхней галереи люди внизу кажутся крохотными фигурками, что лишь зрительно подчеркивает высоту борта корабля.

Здесь явно будет установлено «орудие главного калибра» – башня с единственной 100-мм универсальной артиллерийской установкой А-190, обеспечивающей максимальную скорострельность в 80 выстрелов в минуту и дальность стрельбы до 21,3 км.

Кроме этого, вооружение корветов проекта 20380 включает в себя противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (это-то и есть настоящий «главный калибр») с двумя четырехконтейнерными пусковыми установками. Он использует ракеты X-35 с дальностью до 130 км. Противовоздушную оборону должны обеспечивать зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик-М» (дальность поражения целей до 10 км) и пара шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. Кроме того, моряки будут вооружаться переносными комплексами «Игла». Для борьбы с подводными лодками и торпедами противника устанавливаются два четырехтрубных 330-мм торпедных аппарата комплекса «Пакет-НК».

Также в состав бортового вооружения входят две 14,5-мм тяжелые пулеметные установки и два противодесантных гранатомета ДП-64.
Военные эксперты полагают, что противовоздушная оборона корвета уже не отвечает современным требованиям, поэтому на серийных кораблях предполагается замена ЗРАК «Кортик-М» на ЗРК «Редут». Кроме того, модернизированный проект 20385 предусматривает замену противокорабельных ракет X-35 на ракеты семейства «Калибр», а также увеличение боекомплекта ЗРК. Впрочем, на АСЗ пока строят корветы «линейного» проекта 20380, так как они уже не нуждаются в «обкатке», проще в производстве и дешевле.

Корпус корвета уже сформирован, основные механизмы установлены, в настоящее время идет монтаж надстройки. Даже на фотографии видно, что она выполнена из композитных материалов (в основе лежат стеклопластики и углеродистое волокно). Сделано это для уменьшения радиолокационной заметности – по сути технология «стелс».

При разработке проекта много внимания уделялось уменьшению сопротивления подводной части корпуса, что позволило снизить мощность главной энергетической установки (ставят четыре дизеля 16Д49), использовав освободившее водоизмещение для увеличения боевой нагрузки. Вместе с тем опыт эксплуатации показывает не слишком высокую надежность дизелей. К слову, максимальная скорость корветов проекта 20380 составляет 27 узлов, экономичная – 14 узлов, а дальность плавания достигает 4000 морских миль.
Позади надстройки будет установлена посадочная площадка для противолодочного вертолета Ка-27, но до кормы дойти уже не удалось – дальше не пускали из-за секретности. Собственно, пытались даже запретить фотографировать саму надстройку, но сделали это слишком поздно – многие уже успели отснять ее на расстоянии, да и сам запрет, как выяснилось, услышали далеко не все.

Читайте так же:
Модернизация Липецкой станции аэрации

Типографика и общая стилистика наглядной агитации в стапельном цехе живо вызывали в памяти советскую эпоху, будто время внутри завода замерло одновременно с большей частью самого предприятия.

Впрочем, можно вспомнить, что на Хабаровском судостроительном заводе цеха и территория выглядят примерно так же, разве что размах самого завода меньше – его строили под суда меньшего класса. В этом смысле ХСЗ, можно сказать, повезло – проще обеспечить уровень загрузки предприятия, достаточный для выживания.

В прошлом одной из ключевых специализаций АСЗ был выпуск атомных подводных лодок. С середины 1950-х была начата соответствующая подготовка производства, и уже в 1958 году состоялась закладка головной ракетной подлодки проекта 659.

Жители Нижнего Амура до сих пор помнят, как вплоть до 1980-х годов включительно атомные субмарины потихонечку проводили внизу по реке к морю, замаскировав между пары барж (на самом деле, говорят, в специальном плавучем доке-понтоне) – амурские глубины недостаточны для самостоятельного погружения огромных подводных ракетоносцев.
Производил завод и дизель-электрические субмарины, в частности знаменитые «Варшавянки».

На предприятии, конечно, преобладают рабочие возраста выше среднего, чаще даже пенсионного, но иногда встречается и молодежь.

Лично видел, как наружная реклама АСЗ на проспекте Мира в Комсомольске-на-Амуре обещала рабочим отнюдь не астрономическую зарплату от 29600 рублей в месяц. На практике, говорят, средний уровень зарплат ощутимо ниже.

Возвращаясь к продукции АСЗ, стоит отметить, что заводом было выпущено немало и чисто гражданских судов – более двухсот, включая ледоколы. В тот момент, когда я делал эти фотографии, завод строил также два судна для Газфлота, сейчас одно из них уже спущено на воду. Вообще же в 2012 году объем производства (в денежном выражении) вырос на заводе примерно на 250%.

В соседнем стапеле вырастает еще один корвет проекта 20380, получивший при закладке имя «Громкий». Заложили его 20 апреля 2012 года. Ввод боевого корабля в строй предусмотрен в 2015 году.
К сожалению, сроки сдачи «Совершенного» сдвинулись относительно первоначально намеченных. Строительство идет не слишком гладко, и дело тут вовсе не в производстве, а в финансах. Насколько я понимаю, часть поступивших за заказы средств тут же изымается кредиторами, и предприятию трудно находить средства на приобретение необходимых материалов и оборудования.
Поэтому хотя уже подписан контракт на третий корвет («Резвый»), его судьба еще может быть пересмотрена. И все же возможен заказ и на четвертый корабль этого же проекта – «Строгий».

Корветы предназначены для действий в ближней морской зоне: ведения борьбы с надводными кораблями, подводными лодками и поддержки морского десанта.
Предполагается, всего для всех военно-морских флотов России будет построено 20 корветов проектов 20380 и 20385. В настоящее время приняты в строй три таких корабля, еще один спущен на воду; все они построены заводом «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Еще четыре корвета сейчас находятся на разной стадии готовности – от первоначальной резки металла («Проворный») до монтажа надстройки (показанный выше «Совершенный»).

В соседнем с «Совершенным» стапеле стоит подводная лодка, на первый взгляд корпус ее выглядит завершенным. Поскольку с самого начала по-хорошему просили эту подлодку не снимать, фотографий ее у меня нет. Но предположу, что это дизель-электрическая субарина проекта 877 («Палтус», он же «Варшавянка»), а не недоделанный атомный подводный ракетоносец проекта 971, который вроде бы стоит в цехе №19. В достройке последнего, по слухам, выразила заинтересованность Индия, ранее уже взявшая в лизинг однотипную подлодку «Нерпа».

Между тем ранее уже было принято решение о том, что подводные лодки в Комсомольске больше производить не станут. Официально сообщается о том, что причиной этого стало обмеление фарватера Амура, но этот довод мало кого убедил. Куда больше доверия вызывает версия относительно конкуренции с предприятиями северо-запада страны. Тем более что не столь уж давно Дальнему Востоку наглядно указали его место при введении заградительных автопошлин. АСЗ же в новой системе отвели место производителя надводных кораблей (в основном невысокого класса), ну а подводные лодки здесь предполагается только ремонтировать (чему «обмелевшее» русло почему-то преградой уже не является).

Служба безопасности то ли хотела продемонстрировать свою бдительность, то ли просто изнывала от скуки, но порою даже фотографирование трудящихся рабочих в дозволенной для съемки части цеха вызывало настойчивые вопросы, мол, а зачем вам такой снимок, с какой целью вы его сделали…

На производстве оказалось не столь уж мало женщин. Как, впрочем, и на ХСЗ.

Во время нашего визита цех, как мне показалось, жил своей обычной жизнью, а снующие журналисты, съемочные бригады и блогеры временами даже мешали нормальной работе. Если к визиту губернатора в цехе и готовились, в глаза это не бросалось, хотя я убежден, что подготовки не могло не быть. Во всяком случае большая часть рабочих ходила во вполне приличной спецодежде, лишь разу раз показывались работяги в каком-то невероятном затрапезе. Визит Вячеслава Шпорта на АСЗ в итоге так и не состоялся – слишком уж значительным оказался сдвиг в расписании из-за отказа двигателя при вылете из Хабаровска, к тому же затянулось закрытое для СМИ совещание по гособоронзаказу в городской администрации.

Конечно, я не мог обойти вниманием кошачье население цеха.

Читайте так же:
Зачем в зубах нервы?

А кошек, котов и котят-подростков тут хватает. Здесь их явно не гоняют и подкармливают.

Лично мне кажется, что это способствует созданию позитивного образа предприятия лучше всяких плакатов. 🙂

Когда к цеху по внутренней железнодорожной ветке подвезли какую-то секцию для строящихся корветов, и закончился наш визит на завод – нужно было ехать дальше, в сборочный цех «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС). К счастью, туда повезли через заводскую столовую КнААЗа, чему к этому времени уже изрядно оголодавшие члены делегации (особенно хабаровчане) оказались чрезвычайно рады.

Как и где строится весь военный флот России. Часть 1

В корпорацию входит 40 судостроительных, судоремонтных заводов и конструкторских бюро.

На предприятиях ОСК трудится 80 тысяч человек. Практически все боевые корабли, строящиеся и разрабатываемые для ВМФ России (95%), производятся и ремонтируются предприятиями корпорации. 100 процентов акций ОСК принадлежит государству.

«Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)

Одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие северной столицы. Базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России.

За 310 лет деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русскиепароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналоговв мировом судостроении.

Предприятие реализует ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков.

«Арктек Хельсинки Шипъярд» / Arctech Helsinki Shipyard

Судоверфь, расположенная в Финляндии, была образована в 1865 году. Предприятие занимается строительством ледоколов и специальных судов для освоения арктического шельфа, а также судов обеспечения платформ.

Сейчас на верфи строятся четыре самых современных в своём классе судна и танкер-кондесатовоз.

Строящееся ледокольное судно снабжения проекта Р-71014 получило название «Геннадий Невельской». Ещё три судна получат названия: «Степан Макаров», «Фёдор Ушаков» и «Михаил Лазарев».

Основные функции судов — снабжение буровых платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа.

В декабре 2010 года Arctech Helsinki Shipyard вошла в состав «Объединённой судостроительной корпорации».

Балтийский завод

Предприятие производит корабли и суда, атомные и дизель-электрические ледоколы нового поколения, плавучие атомные электростанции, а также оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности, изделия машиностроения.

Основанный 26 мая 1856 года Балтийский завод создал более 550 кораблей и судов.

Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Атомный ледокол «Арктика» — головной корабль проекта 22220. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Это самый большой и самый мощный ледокол в мире. Предельная толщина преодолеваемого льда — 2,8 метра.

Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни диаметром до 8 метров.

Крупногабаритное оборудование транспортируют при помощи самоходных платформ грузоподъёмностью 150 и 200 тонн.

Вес одной секции, собранной на Балтийском заводе, достигает 140 тонн.

Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока с двумя реакторными установками «Академик Ломоносов». Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» будет установлен в городе Певек Чукотского автономного округа.

Судостроительный завод «Северная верфь»

Крупнейший в России судостроительный завод, осуществляющий строительство боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец и кораблей специального назначения для ВМФ России.

«Северная верфь» (ранее Путиловская) основана в 1912 году и является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России.

За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсеры, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Предназначено для транспортировки сухих грузов, буксирного обеспечения и оказания помощи.

Средне-Невский судостроительный завод

Лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырёх видов материалов: судостроительная и маломагнитная стали, композитные материалы и алюминиево-магниевые сплавы.

На предприятии освоена современная технология изготовления корпусов из композитных материалов методом вакуумной инфузии.

Суть метода в создании разряжения внутри корпуса, благодаря которому происходит пропитка армирующего материала и втягивание смол.

Инфузия сокращает пустоты в структуре материала, повышает экологичность производства и снижает финансовые затраты.

Средне-Невский завод принимает участие в международном проекте ИТЭР по созданию первого в мире экспериментального термоядерного реактора.

Проект призван продемонстрировать возможности коммерческого использования термоядерного реактора. Сооружения ИТЭР расположены на площади 180 га во Франции.

На предприятии в Санкт-Петербурге производят одну из шести катушек магнитной системы термоядерного реактора. Эти катушки необходимы для образования и удержания плазмы в реакторе. Плановые сроки завершения работ по проекту ИТЭР — 2021 год.

Выборгский судостроительный завод

Одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, специализирующееся на производстве глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения шельфовых месторождений.

Также Выборгский судостроительный завод производит стационарные добывающие платформы, ледоколы, рыболовные траулеры, суда ледового класса и суда снабжения.

За 68 лет верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей для разработки нефтегазовыхместорождений.

Верфь обладает необходимым оборудованием и персоналом для проведения комплекса работ по ремонту и переоборудованию судов.

Предприятие производит работы по размерной модернизации судов и переоборудованию судов класса речного регистра в суда «река-море».

«Новороссийск» — третий ледокол в серии проекта 21900 М. Суда данного проекта способны преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Это самые мощные дизель-электрические ледоколы среди всех работающих ледоколов в России.

Фотоистория: как и где строится весь военный флот России

В корпорацию входит 40 судостроительных, судоремонтных заводов и конструкторских бюро.

На предприятиях ОСК трудится 80 тысяч человек. Практически все боевые корабли, строящиеся и разрабатываемые для ВМФ России (95%), производятся и ремонтируются предприятиями корпорации. 100 процентов акций ОСК принадлежит государству.

Читайте так же:
Самые лучшие отцы среди животных – описание, фото и видео

Одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие северной столицы. Базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России.

За 310 лет деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русскиепароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналоговв мировом судостроении.

Предприятие реализует ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков.

Илья Степанов «Арктек Хельсинки Шипъярд» / Arctech Helsinki Shipyard

Судоверфь, расположенная в Финляндии, была образована в 1865 году. Предприятие занимается строительством ледоколов и специальных судов для освоения арктического шельфа, а также судов обеспечения платформ.

Сейчас на верфи строятся четыре самых современных в своём классе судна и танкер-кондесатовоз.

Строящееся ледокольное судно снабжения проекта Р-71014 получило название «Геннадий Невельской». Ещё три судна получат названия: «Степан Макаров», «Фёдор Ушаков» и «Михаил Лазарев».

Основные функции судов — снабжение буровых платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа.

Илья Степанов Илья Степанов

В декабре 2010 года Arctech Helsinki Shipyard вошла в состав «Объединённой судостроительной корпорации».

Предприятие производит корабли и суда, атомные и дизель-электрические ледоколы нового поколения, плавучие атомные электростанции, а также оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности, изделия машиностроения.

Основанный 26 мая 1856 года Балтийский завод создал более 550 кораблей и судов.

Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Атомный ледокол «Арктика» — головной корабль проекта 22220. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Это самый большой и самый мощный ледокол в мире. Предельная толщина преодолеваемого льда — 2,8 метра.

Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни диаметром до 8 метров.

Крупногабаритное оборудование транспортируют при помощи самоходных платформ грузоподъёмностью 150 и 200 тонн.

Илья Степанов Илья Степанов

Вес одной секции, собранной на Балтийском заводе, достигает 140 тонн.

Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока с двумя реакторными установками «Академик Ломоносов». Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» будет установлен в городе Певек Чукотского автономного округа.

Крупнейший в России судостроительный завод, осуществляющий строительство боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец и кораблей специального назначения для ВМФ России.

«Северная верфь» (ранее Путиловская) основана в 1912 году и является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России.

За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсеры, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Предназначено для транспортировки сухих грузов, буксирного обеспечения и оказания помощи.

Лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырёх видов материалов: судостроительная и маломагнитная стали, композитные материалы и алюминиево-магниевые сплавы.

На предприятии освоена современная технология изготовления корпусов из композитных материалов методом вакуумной инфузии.

Суть метода в создании разряжения внутри корпуса, благодаря которому происходит пропитка армирующего материала и втягивание смол.

Инфузия сокращает пустоты в структуре материала, повышает экологичность производства и снижает финансовые затраты.

Илья Степанов Илья Степанов

Средне-Невский завод принимает участие в международном проекте ИТЭР по созданию первого в мире экспериментального термоядерного реактора.

Проект призван продемонстрировать возможности коммерческого использования термоядерного реактора. Сооружения ИТЭР расположены на площади 180 га во Франции.

На предприятии в Санкт-Петербурге производят одну из шести катушек магнитной системы термоядерного реактора. Эти катушки необходимы для образования и удержания плазмы в реакторе. Плановые сроки завершения работ по проекту ИТЭР — 2021 год.

Одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, специализирующееся на производстве глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения шельфовых месторождений.

Также Выборгский судостроительный завод производит стационарные добывающие платформы, ледоколы, рыболовные траулеры, суда ледового класса и суда снабжения.

За 68 лет верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей для разработки нефтегазовыхместорождений.

Верфь обладает необходимым оборудованием и персоналом для проведения комплекса работ по ремонту и переоборудованию судов.

Предприятие производит работы по размерной модернизации судов и переоборудованию судов класса речного регистра в суда «река-море».

«Новороссийск» — третий ледокол в серии проекта 21900 М. Суда данного проекта способны преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Это самые мощные дизель-электрические ледоколы среди всех работающих ледоколов в России.

Завод уже полтора века является одним из ведущих судоремонтных предприятий России, самым крупным в Северо-Западном регионе.

Среди отремонтированных Морским заводом кораблей и судов — первые отечественные броненосцы, первый мореходный миноносец «Взрыв», крейсеры «Аврора», «Варяг», линкоры «Севастополь», «Октябрьская революция», эсминцы типа «Новик», подводные лодки, ледоколы «Ермак» и «Красин» и многие другие.

Торжественное открытие Морского завода состоялось 3 (15) марта 1858 года в присутствии императора Александра II.

Предприятие располагает четырьмя сухими доками. Они позволяют проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 метров и водоизмещением до 40 тысяч тонн.

Общая протяжённость причального фронта ремонтных набережных составляет 500 метров.

Газотурбинное производство на Морском заводе существует с 1967 года.

За годы работы отремонтировано более 360 единиц корабельных двигателей и установок. Созданный на предприятии стендовый комплекс позволяет проводить полный цикл испытаний двигателя.

«Севмаш» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь страны, строящая атомные подводные лодки для ВМФ.

Читайте так же:
Выдуманный «Лучший лондонский ресторан»

Помимо военного кораблестроения, «Севмаш» выполняет заказы на постройку гражданских судов, морской техники для добычи нефти и газа, изготавливает продукцию технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности

Возможности стапелей позволяют предприятию строить суда с шириной корпуса до 38 метров дедвейтом до 100 тысяч тонн.

«Севмаш» проектирует суда, морские сооружения, судовое оборудование и технику для добычи нефти и газа, предоставляет услуги гарантийного ремонта, модернизации атомных подводных лодок и надводных кораблей, занимается утилизацией.

Предприятие расположено на территории более 300 гектаров и объединяет в своей структуре более 100 подразделений.

Единственное российское судостроительное предприятие, расположенное в юго-восточной незамерзающей части Балтики. Прибалтийский судостроительный завод специализируется на военном и гражданском судостроении, а также судоремонте, машиностроении и металлообработке.

Основная специфика ПСЗ «Янтарь» — корабли и суда с высокой степенью технического насыщения.

Площадь крытых корпусов и эллингов предприятия — более 600 000 кв. м. Возможности по сборке секций и металлоконструкций— до 15 000 тонн в год.

Достроечные ресурсы предприятия представляют собой два стапельных комплекса — «Янтарь» и «Буревестник».

Габариты стапеля «Янтарь» позволяют строить корабли и суда спусковым весом до 10 000 тонн, водоизмещением до 12 000 тонн, с максимальной длиной 145 метров, шириной 26 метров. Малый стапель «Буревестник» обеспечивает строительство судов спусковым весом до 2200 тонн, шириной до 15 метров.

Уникальные климатические условия незамерзающей Балтики позволяют осуществлять круглогодичный перегон судов заказчикам.

33 судоремонтный завод расположен в самом западном городе России — Балтийске Калининградской области.

Является стратегическим предприятием оборонно-промышленного комплекса и специализируется на ремонте боевых кораблей, катеров, кораблей специального назначения и судов вспомогательного флота. С начала 1990-х годов завод освоил и накопил уникальный опыт ремонта гражданских судов: рыбопромыслового флота, транспортных типа «река-море», нефтеналивных, сухогрузных и научно-исследовательских судов, включая суда на воздушной подушке.

Для внедокового ремонта завод имеет два плавучих композитных дока проекта 10090 грузоподъёмностью по 4500 тонн каждый.

Доки освидетельствованы инспекцией безопасности мореплавания водолазных и глубоководных работ, а также инспекцией гостехнадзора.

Предприятие производит ремонт и балансировку гребных винтов из углеродистой и нержавеющей стали, бронзы и латуни.

Для внедокового ремонта 33 завод имеет оборудованные причалы, в том числе причал 46 с портовым краном грузоподъёмностью 16 тонн и ремонтный пирс, оборудованный портальным краном грузоподъёмностью 32 тонн.

Амурский судостроительный завод — крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке, располагается в Комсомольске-на-Амуре.

Завод строит подводные лодки и боевые надводные корабли для ВМФ, а также суда различного класса и назначения. Это единственноепредприятие на Дальнем Востоке, имеющее базу для строительства кораблей с ядерной энергетической установкой.

Амурский судостроительный завод обладает необходимыми производственными мощностями и технологиями для строительства кораблей и судов военного и гражданского назначения водоизмещением до 25 000 тонн.

Стапельный комплекс состоит из закрытых отапливаемых эллингов, включающих 9 доков, наливной бассейн и акваторию За всю историю Амурский судостроительный завод построил более 300 кораблей и судов различного назначения.

Илья Степанов Хабаровский судостроительный завод

Одно из крупнейших судостроительных предприятий на Дальнем Востоке. Хабаровский судостроительный завод строит как военные корабли для ВМФ России и зарубежных заказчиков, так и гражданские суда (в том числе суда на воздушной подушке). Занимается изготовлением продукции технического назначения для всех отраслей промышленности и судовым ремонтом.

Технические возможности завода позволяют строить суда водоизмещением до 1500 тонн, а после завершения модернизации — до 2500.

Строящийся десантный катер «Мурена-Э» проекта 12061 Э. Предназначен для приёма и перевозки отрядов морского десанта.

Один из старейших российских судостроительных заводов, основанный в 1849 году. За 75 лет построено и модернизировано более 300 подводных лодок и спасательных аппаратов, включая 25 атомных. А за всю свою историю Сормовская верфь построила около 2000 судов гражданского флота.

Сегодня «Красное Сормово» строит суда коммерческого флота. Заводом освоено строительство крупнейших нефтеналивных танкеров дедвейтом более 13 000 тонн, танкеров-химовозов и метаноловозов.

Филиал «Севастопольский морской завод» Центра судоремонта «Звёздочка» Одно из крупнейших предприятий не только судоремонта, но и судостроения, расположенное на юго-западном побережье Крыма.

Основанный в 1783 году как Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе, является одним из градообразующих предприятий города. Предприятие может строить суда длиной до 100 метров, шириной до 27 метров, водоизмещением до 6000 тонн и спусковым весом до 3000 тонн

За свою историю Севастопольский морской завод построил свыше 500 кораблей и судов и более 70 плавкранов грузоподъёмностью от 50 до 1600 тонн. Отремонтировал более 5000 кораблей и судов.

Достроечные набережные позволяют ошвартовывать корабли и суда длиной до 300 метров и водоизмещением до 150 тысяч тонн. Особенности расположения и производственные мощности позволяют выполнять круглогодичный ремонт, докование, переоборудование и модернизацию кораблей и судов различного класса и назначения.

Судостроительный завод «Лотос»

Является одним из крупнейших предприятий Астраханской области и Южного федерального округа. «Лотос» строит суда класса река-море.Корабелы реализуют проекты сухогрузов, химовозов, нефтеналивных танкеров и барж-площадок под ключ.

Мощности завода позволяют производить слипование и все виды ремонтных работ различных судов до 6000 тонн и длиной до 140 метров Судостроительный завод «Лотос» — первый резидент особой экономической зоны.

Астраханское Судостроительное Производственное Объединение (АСПО) АСПО является производственным дивизионом группы компаний «Каспийская Энергия».

В состав АСПО вошли крупнейшие астраханские судостроительные верфи: АСПО Головная верфь, АСПО Площадка № 3 и судостроительный завод «Лотос». Выгодное географическое положение производственных площадок, близость к Каспийскому морю, а также уникальный опыт строительства и модернизации буровых платформ делает производственный комплекс АСПО оптимальным для строительства технических средств для разведки и добычи углеводородов на шельфе.

На фото: Работы по строительству блоков опорного основания блок-кондуктора (морской ледостойкой стационарной платформы) проекта 4740.

Мощности сборочно-сварочного производства позволяют собирать и вывозить модули весом до 1000 тонн на открытую площадку.

Читайте так же:
Первый полет братьев Райт или история о том, как родилась современная авиация

Производственная мощность по изготовлению металлоконструкций в цехах корпусообрабатывающего производства — 12 000 тонн в год.

Илья Степанов Илья Степанов

Плавучий кран «Волгарь» — однокорпусный, несамоходный кран длиной 86 метров Перегрузочный причал для плавкрана «Волгарь» находится на южном стапеле головной верфи АСПО. Плавкран состоит из одной неповоротной стрелы с размещёнными на ней подъёмами. Грузоподъёмность 1550 тонн, экипаж 23 человека.

Как строят боевые корабли

2. Посещение завода традиционно начинается с памятника героям Великой отечественной войны. Здесь выпускались катера и корабли для флота, многие сотрудники завода ушли на фронт.
Бронекатер «Калюжный» прошел всю войну от Азова до Вены, сейчас он занимает достойное место на постаменте сразу у входа.

3. Стоит отметить музей завода, рассказывающий историю его развития от судоремонтных мастерских позапрошлого века до сегодняшних дней.

4. На судостроительном заводе производили не только корабли, но и, например, аэросани. Также во все времена завод поставлял металлоконструкции для мостов и других сооружений. Высоким спросом пользуется производимое оборудование для нефтяной и газовой промышленности.

5. Думаю, что «Метеоры» знакомы всем. Завод в Зеленодольске за 40 лет выпустил 375 таких теплоходов на подводных крыльях, в том числе и на экспорт. «Метеоры» эксплуатировались более чем в 100 странах.
Максимальная скорость, зафиксированная для этого проекта составила 108 километров в час.
Интересный факт: первым капитаном судна на подводных крыльях «Метеор» стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик. Михаил Девятаев долго работал на заводе в Зеленодольске.

6. Один из перспективных проектов — судно проекта А-145 — изображено на картине в галерее музея. Скоростное пассажирское судно глиссирующего типа для перевозки 150 пассажиров с багажом со скоростью около 40 узлов на расстояние до 200 миль в светлое время суток в прибрежной морской зоне. Уже выпущено два таких теплохода. Выглядит футуристично.

7. Очень большие корабли в Зеленодольске не строят, ведь им предстоит идти по рекам до заказчиков. Но понятия «большой» и «малый» весьма относительны. У меня не поворачивается язык назвать стометровые корабли маленькими. В музее представлены модели десятков «малых ракетных», «малых артиллерийских», «малых сторожевых» кораблей, выпущенных на заводе в разное врем.
Взять например, фрегат «Гепард». Длина — 102 метра, ширина 13 метров, водоизмещение 2100 тонн. Очень востребованный проект, чуть позже мы его увидим в реальном масштабе.

8. Идем в производственные цеха. Первое, что бросается в глаза — они огромные. Второе — везде очень чисто, все покрашено и содержится в идеальном порядке.

9. За последние годы проведена большая работа по модернизации и техническому перевооружению завода. Это позволило увеличить производительность и качество продукции.

10. Современные станки впечатляют. Например, линия плазменной резки металла MESSER позволяет резать металл толщиной почти в сантиметр со скоростью 12 метров в минуту.

11. Все операции проводятся под управлением компьютеров.

12. Оборудование для гидроабразивной резки металла Caretta Tehnology может резать цветные металлы, сталь и даже титан струей воды с абразивными веществами, подаваемой под гигантским давлением. Смотришь, и тяжело поверить в реальность происходящего: вода режет металл.

13. Завод нуждается в высококвалифицированных кадрах. Для повышения привлекательности предприятия завод даже начал строить собственное жилье.

14. Огромный гидравлический пресс FACCIN позволяет гнуть металл толщиной до 20 миллиметров сразу в трех измерениях.

15. Производство работает даже в выходные. Обожаю такие кадры.

16. Заводской инспектор.

17. Постройку кораблей можно сравнить со сборкой конструктора. Сначала собираются отдельные секции.

18. Затем на специальном транспортировщике секции перевозятся к месту сборки корабля.

19. Готовые секции скрепляются между собой.

20. Вот как выглядит сборка корабля.

21. Патрульные корабли проекта 22160 предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200 мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем. Кстати, после истории с сомалийскими пиратами спрос на подобные корабли значительно вырос.

22. Стандартным вооружением кораблей проекта 22160 являются автоматическая артиллерийская установка калибра 57 мм, пулеметы и пусковые установки «Гибка» для зенитных ракет «Игла».
Основное оружие — 57мм артиллерийская установка А-220М, которая оснащается угловатой башней с минимальной радиолокационной сигнатурой. На кораблях, строящихся для ВМФ России предполагается установка 76мм орудия АК-176МА.
Также корабли могут нести ракетный комплекс «Калибр-НК» (с ракетами 3М14 и 3М54), для которого отведено 2х4 специализированные подъёмные пусковые установки в кормовой части корабля. Кроме того, на корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета.
Сейчас одновременно строятся три корабля этого проекта.

23. Очень похоже на космических корабль из «Звездных войн». Угловатые формы конструкции предназначены для уменьшения радиолокационной заметности.

24. Обратите внимание на тележки с рельсами. По ним судно будут спускать на воду.

25. За воротами цеха можно увидеть уже построенные и готовые к ходовым испытаниям корабли. Это фрегат «Гепард», он же сторожевой корабль проекта 11661. Корабли предназначены для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны.

26. Поразительное зрелище — полностью укомплектованный корабль. Теперь ему предстоит немалый путь к морю для всесторонних испытаний.

27. Рядом можно увидеть собрата «Гепарда».

Благодарю за экскурсию сотрудников ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и министерства промышленности и торговли Татарстана, а также организаторов Нефорума, благодаря которым состоялась эта поездка.

Генеральные спонсоры НеФорума 2016: Альфа-Банк и Tele2.
Тут спонсоры и организаторы нефорума

Подпишитесь на журнал .
Скоро выйдет репортаж о том, как делают вертолеты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию