100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как создают «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля

Большой гид по истории Каннского кинофестиваля

Почему Канны так же важны для Европы, как «Оскар» для Америки?

Каннский кинофестиваль привлекает ничуть не меньше внимания СМИ, чем «Оскар», а его звездная дорожка по праву может соперничать с американской церемонией. Равно как и «Оскар», который с телетрансляцией перестал быть внутриамериканским событием, Канны — прекрасный способ заявить о своем фильме на весь мир. Это путь на европейский рынок, который составляет немалую часть мирового проката. И неудивительно, что помимо мейджеров именно к этому фестивалю практически каждый европейский режиссер (ну и некоторые американские, которые не дружат с суперстудиями) готовит свой фильм. По традиции из трех крупнейших фестивалей сложнее всего формировать программу Берлину: многие попросту придерживают ленты в надежде поехать в Канны. Венеции в этом отношении повезло гораздо больше: все, кого не взяли в Канны, плюс те, кто не успел закончить картины к фестивалю на Лазурном Берегу, могут быть отобраны в программу Мостры. Так что если крупные американские студии выпускают свои самые сильные фильмы на Рождество (то есть под «Оскар»), то независимые студии со всего мира, а европейские особенно, самое лучшее оставляют для Канн. Кстати, среди фильмов — номинантов «Оскара» и «Золотого глобуса» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» ежегодно минимум половина приходит из каннского конкурса. Так что фестиваль как нельзя лучше отражает основные тенденции мирового кино.

Почему выбран город Канны?

Каннский фестиваль изначально задумывался в пику Венецианскому, где идеология зачастую одерживала верх над искусством. Особенно скандальным выдался фестиваль 1938 года, когда правительства Германии и Италии стали открыто вмешиваться в отбор фильмов на фестиваль, что привело к бойкоту со стороны американцев и британцев. Идеологом нового фестиваля выступил французский министр Жан Зей. Он хотел, чтобы это был «фестиваль свободного мира» на родине кино, а главным принципом отбора стали художественные достоинства фильмов. Где провести новый фестиваль, решала специальная правительственная комиссия, которая выбирала из городов-кандидатов (кстати, не только французских): Остенде, Люцерн, Биарриц, Виши, Алжир и Канны. В итоге после посещения всех претендентов выбор был сделан в пользу небольших Канн.

Где читать о Каннском кинофестивале?

Все материалы о Каннском кинофестивале 2017 года будут публиковаться на специальном портале Афиши и Mastercard, а также рецензии на главные премьеры Стаса Зельвенского можно будет читать в разделе кино на «Афише Daily».

Первые годы фестиваля

Открытие первого фестиваля планировалось на 1 сентября 1939 года. Уже была сформирована программа, а жюри должен был возглавить Луи Люмьер, но начавшаяся именно в этот день война спутала все планы. В итоге первый смотр состоялся лишь в 1946-м и проходил с 20 сентября по 5 октября. В 1947 году фестивалю в прямом смысле сорвало крышу (ее унесло в море вследствие сильного ветра) перед закрытием смотра — и церемонию награждения пришлось перенести в казино. В 1948 и 1950 годах фестиваль не состоялся. При этом существует две версии почему: по первой, просто не было выделено достаточно средств для его проведения. По второй, Канны заключили с Венецией негласный договор, по которому фестивали проходили раз в два года по очереди. В пользу последней версии говорит и то, что сроки проведения Венеции и Канн были близки. С 1951-го фестиваль окончательно переезжает на весну, определяясь со временем проведения, и с тех пор проводится ежегодно.

Читайте так же:
Как варят мыло в Беларуси

Расцвет и срыв

С середины 1950-х Канны становятся событием мирового масштаба. Сюда начинают активно приезжать звезды, а в конкурсе неизменно присутствуют работы лучших режиссеров мира — Федерико Феллини, Луиса Бунюэля, Ингмара Бергмана и других. В 1959-м на фестивале блистает «новая французская волна»: приз за лучшую режиссуру получает Франсуа Трюффо за фильм «400 ударов», а Ален Рене представляет «Хиросима, любовь моя». В 60-х фестиваль открывает для всего мира режиссеров, которые станут культовыми, — Андрея Тарковского, Миклоша Янчо, Иштвана Сабо. В 1968 году фестиваль был прерван — все показы были отменены из-за студенческих волнений. 13 мая демонстрантам даже удалось захватить фестивальный дворец. 18 мая к протестующим присоединились Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Клод Берри, Роман Полански, Луи Маль и Жан-Пьер Лео. Все протестовали против министра культуры Андре Мальро, который принял решение уволить главу парижской Синематеки Анри Ланглуа (подробнее об этом противостоянии можно узнать из фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели»). В знак солидарности с протестующими Ален Рене, Карлос Саура и Милош Форман отзывали свои фильмы из конкурса. 19 мая организаторы аннулировали смотр.

Эволюция смотра

10 лет спустя фестиваль ждали самые большие изменения со времен создания. Эти новации связаны с приходом в дирекцию Жиля Жакоба — человека, который без преувеличения создал современные Канны. Он стоял за созданием приза «Золотая камера», вручаемого лучшему дебютному фильму, независимо от того, в какую программу он входит. В официальной программе с его подачи появилась секция «Особый взгляд». Затем он сократил продолжительность смотра с 15 до 13, а затем и до 11 дней, сделав его более компактным и наполненным. При Жиле Жакобе фестиваль следует принципам свободы слова и свободы совести, поддерживая опальных режиссеров, таких как Карлос Саура, Анджей Вайда, Хуан Антонио Бардем и Отар Иоселиани, и отказывая авторитарным режимам в продвижении фильмов не по художественным составляющим. Начинает оказываться поддержка кинематографистам из стран третьего мира. По сути фестиваль стал независимым от государственных институций смотром. Другие изменения коснулись состава жюри. Раньше оно состояло в основном из членов Французской академии, теперь их место заняли знаменитые представители кинематографа со всего мира.

Кто за все отвечает в Каннах?

До 2000 года фестивалем фактически управляли два человека: президент и генеральный менеджер, который совмещал в себе функции генерального, исполнительного директоров и ответственного за работу с актерами и режиссерами. Президент назначается на три года советом, куда входят представители Министерства культуры, Министерства иностранных дел, Сената, Союза кинематографистов, Авторского общества и Театрального профсоюза. Президент назначает генерального менеджера и всех членов Административного совета. В 2001-м президент Жиль Жакоб разделил функции генерального и артистического директоров. Первый отвечал за организацию фестиваля, второй — за отбор фильмов, жюри и приезд звезд. Артистическим директором был назначен Тьерри Фремо. В 2007-м генеральный директор Вероник Кайла сложила с себя полномочия и все обязанности перешли к Тьерри Фремо, который стал генеральным менеджером смотра. Таким образом он отвечает за весь отбор официальной программы, расписание показов, формирование жюри, приезд звезд и в этом году отмечает 10 лет на этом посту. Нынешний президент смотра Пьер Лескюр сейчас начинает в этом качестве свой второй срок. Его главное поле деятельности — политика и финансы.

Читайте так же:
Как делают ирландский виски

История Каннского фестиваля: от Луи Люмьера до Спайка Ли

Самым первым значительным кинофестивалем считается Венецианский. Однако уже совсем скоро в индустрии появилась его достойная альтернатива, затмившая все, что было до этого. Приготовьтесь, мы начинаем путешествие в историю Каннского фестиваля.

1930–1940-е

1938 год. Мир постепенно захватывает нацистская власть – Венецианский кинофестиваль не становится исключением. Победу одерживают пропагандистские фильмы, в том числе работа сына Муссолини. Тогда во Франции по инициативе Жана Зея – министра по делам образования и искусства – возникает идея создать альтернативу попавшему под нацистское влияние мероприятию.

За дело берется Луи Люмьер – один из братьев, создавших в 1895 году синематограф и организовавших первый коммерческий киносеанс. Он должен был стать председателем нового кинофестиваля. Дебютировать планировали в 1939 году, но показать успели только снятую по роману Виктора Гюго ленту «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Началась Вторая мировая война.

Первое торжественное открытие состоялось только в сентябре 1946-го в Каннах. Оно началось с показа советского документального фильма «Берлин» режиссера Юлия Райзмана. Правила проведения фестиваля были совсем не те, к которым мы привыкли сейчас. Так что приз разделили между собой сразу 11 конкурсантов. Во второй раз их было уже шестеро – и начали формироваться номинации, которые год за годом расширялись и менялись. Сначала мероприятие проходило в каннском казино. Только в 1949-м для его проведения открыли Дворец фестивалей – он же Дворец Круазетт.

1950–1960-е

В первые несколько лет Каннскому фестивалю не хватало стабильности и денег. По этой причине событие отменяли дважды – в 1948-м и 1950-м. С 1952 года мероприятие начали проводить в мае – эта традиция сохранилась до наших дней (в отличие от многих других).

Некоторое время участники сами выбирали фильм, с которым отправлялись на кинофестиваль, что вызывало множество проблем и конфликтов. Какая-то сторона считала картину другого конкурсанта оскорбительной или клеветнической. Она покидала фестиваль, а за ней уходила и вторая сторона, тоже чувствуя недовольство.

«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: «Как вы могли позволить показ такой клеветнической картины?»

«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: «Как вы могли позволить показ такой клеветнической картины?» – рассказывает Жиль Жакоб, режиссер и президент Каннского фестиваля с 2001 по 2013 год.

Жиль Жакоб и в то время президент Каннского фестиваля Пьер Виот в 1995 году

Из-за одного из подобных скандалов СССР даже приостановил участие в Международном каннском фестивале (именно так он тогда назывался) в 1952-м и 1953-м. Дело в том, что в 1951 году советской делегации не удалось добиться исключения из конкурса швейцарской ленты «Четверо в джипе» о событиях в оккупированной Вене после Второй мировой войны. Но это была только половина проблемы. В то же время документальный фильм, который привез СССР, был показан лишь для 50 журналистов – французские власти переживали, что картина Сергея Герасимова «Освобожденный Китай» оскорбит правительство Чан Кайши. Работа Герасимова рассказывает о коммунистических успехах китайского народа – Чан Кайши же выступал против коммунизма.

Читайте так же:
Как в Москве меняют бордюр и чем он отличается от американского

Каннский фестиваль, будучи престижным культурным событием, собирал большое количество знаменитостей и служил отличным местом поиска контактов для будущего сотрудничества. В 1959 году было принято решение включить кинорынок (то есть международный рынок, где товаром выступают фильмы) в структуру фестиваля. Но некоторые режиссеры-леваки восприняли этот шаг как излишнюю коммерциализацию – Канны для них больше не история об искусстве ради искусства. Началось целое противостояние, в результате которого в 1969-м появилась независимая от основного смотра секция «Двухнедельник режиссера». Тут нет конкурса и жюри.

1950-е в принципе были щедры на необыкновенные (в разных смыслах) истории. В 1957-м в конкурсную программу вошел фильм Фрэнка Корачи «Вокруг света за 80 дней». Видимо, продюсер Майкл Тодд был ослеплен успехом не меньше, чем живые львы, привезенные им на вечеринку, светом софитов. Получилось «феерично»: животные попытались напасть на гостей, которые бросились бежать от опасности. Спойлер: никто из людей не пострадал!

Вообще Каннский кинофестиваль тех лет был мало похож на нынешний. Одно из отличий – состав жюри. Туда в первой половине XX века входили не только люди, чьи профессии тесно связаны с кинематографом, но и писатели и ученые. Французская богема воспринимала фестиваль как престижное светское мероприятие, возможность отдохнуть хорошей компанией, а заодно и посмотреть новые фильмы. Например, режиссер и писатель Жан Кокто (он возглавлял «Канны» в 1953-м, 1954-м и 1957-м) и вовсе мог во время просмотра ленты встать и заявить, что пора поесть. И фильм действительно ставили на паузу – шли обедать. После уже досматривали картину.

В 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получает военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Это единственная «Золотая пальмовая ветвь», которую пока что получал советский или российский конкурсант (не берем в расчет Гран-при, который был высшей наградой до «Пальмовой ветви»).

Тем не менее в 1960-х в структуре фестиваля произошли значимые изменения. Появились разнообразные программы, которые позволили кинопрофессионалам обмениваться опытом и знаниями. Например, «Двухнедельник режиссера» (о котором мы рассказали выше), «Международная неделя кинокритики» для режиссеров-дебютантов и конкурс короткометражек.

Главный приз Каннского фестиваля – «Пальмовая ветвь» из золота чистотой 24 карата (999-й пробы) на граненой хрустальной подставке. Но так было не всегда. Сначала победители получали Гран-при в виде произведения современного искусства какого-то знаменитого автора. В 1954 году совет директоров решил, что призом должен стать некий узнаваемый и оригинальный символ. Между ювелирами был организовал конкурс на лучший проект. И уже в следующем году вручали ту самую «Золотую пальмовую ветвь». Первую получил фильм Дэлберта Манна «Марти» о холостяке Марти, который пытался сделать свою жизнь более красочной и интересной. Вероятно, выбор пал именно на пальмовую ветвь потому, что это главный символ на гербе Канн – только там она серебряная.

Читайте так же:
Как собирают БЕЛАЗы

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Об этой премии мечтают все, кто связан с кинематографом, потому что "Золотая пальмовая ветвь" является одной из самых престижных наград в мире в области кинематографа, наряду с "Оскаром".

Так как в эти дни проходит Каннский кинофестиваль, будет особенно интересно взглянуть на то, как швейцарские ювелиры создают мечту кинорежиссеров.

До 1954 года включительно в качестве главной награды Каннского фестиваля вручалось «Гран-при». Материально приз представлял собой произведение какого-либо современного художника моды (каждый год — новое). В 1954 году совет директоров фестиваля принял решение учредить особый приз. Было приглашено несколько ювелиров для создания приза в виде пальмовой ветви (пальмовая ветвь изображена на гербе Канн); победил проект Люсьена Лазона.

С 1964 по 1974 год из-за проблем с авторским правом на приз временно было возобновлено вручение «Гран-при» в качестве главной награды. С 1975 года вручается новый приз, который также выполнен в виде пальмовой ветви. Сначала он находился в красном сафьяновом футляре; в 1984 году был помещён на пирамидальный пьедестал; в 1992 году — на пьедестал в виде огранённого кристалла. С 1997 года ветвь помещается в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском огранённого кристалла. Сама ветвь выполнена из 24-каратного золота.

Саму награду делают швейцарские ювелиры компании Chopard. Процесс создания занимает более 40 часов работы у мастеров разных специальностей: ювелира, литейщика, полировщика, шлифовщика, и даже шелкографа

На первом этапе рисуется эскиз будущей награды.

Золотая пальмовая ветвь состоит из центрального стебля (черешка), от которого отходят несколько листиков. Из ювелирного воска выпиливается черешок и один за другим листики разной длины.

Затем к черешку припаиваются листики.

Восковая модель готова.

Затем восковую ветвь помещают внутрь резервуара, который наполняют раствором гипса.

Форму помещают в печь, которая вытапливает восковой слепок. Затем туда заливают металл.

Для того, чтобы сделать достаточное количество копий, нужно сделать резиновую матрицу на основе первого металлического образца.

Таким образом можно получить много восковых ветвей для последующего получения форм для отливки.

А затем изготавливают золотые ветви, для чего применяется золото 18 карат, состоящее на 75% из чистого золота и на 25% — из серебра.

Дальше идет обработка.

Затем наступает очередь последнего этапа – будущую награду закрепляют на пьедестале из горного кристалла. Для создания пьедестала берут за основу чистый кристалл, добытый в горах Швейцарии или Германии.

За историю своего существования Пальмовая ветвь претерпела несколько изменений: вначале ее делали из позолоченной меди, затем из вермеля (позолоченного серебра), и затем из золота 18 карат. В течение последних лет Золотую пальмовую ветвь выполняют из золота, имеющего сертификат Fairmined («экологичного» золота, добытого в шахтах, контролируемых негосударственными организациями по защите окружающей среды).

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Читайте так же:
Как лечат глаза в Иркутске

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Сайт о Франции Сайт о Франции

Виктуар — немного блог, немного сайт о Франции и о Париже, здесь я пишу про достопримечательности Франции и про достопримечательности Парижа, про французские фильмы и книги о Франции, про историю и легенды. Отдельно пишу свои Прогулянки в Парижі и блог харьковчанки, которая влюблена в Париж

Почему на Каннском фестивале вручают пальмовую ветвь?

Каннский фестиваль

Первая пальмовая ветвь Каннского фестиваля была вручена в 1955 году. Но сам фестиваль проходит с 1946 года. До 1955 года победители фестиваля получали диплом и произведение искусства современного художника. А откуда тогда взялась пальмовая ветвь?

В 1954 году организаторы обратились к нескольким ювелирам, чтобы создать награду, которая бы напоминала пальмовую ветвь. Говорят, что ветвь была выбрана по двум причинам: первая – она символизировала бы пальмы на набережной Круазет и вторая – напоминала бы о легенде острова Сент-Онора. Но при чем тут остров Сент-Онора со своей легендой?

герб КанныДо 990 года у Канн (тогда Канои) не было герба. Около тысячного года Канны сдались Леринскому аббатству, которое расположено на Сент-Онора, и эмблемой которого была пальма. Легенда гласит, что на эту пальму взобрался Сент-Онора, чтобы море могло очистить остров от наводнявших его змей.


Первую золотую пальмовую ветвь
, которую вручили во время церемонии в 1955 году, нарисовала создательница украшений Люсиен Лазон. С 1964 до 1974 года эту награду не вручали, но уже в 1975 году пальмовая ветвь становится символом фестиваля, как медведь для Берлинале или лев для Венецианского фестиваля.

золотая пальмовая ветвь

Со времени своего создания золотой трофей с 118 граммами золота претерпел множество изменений. Особенно потрудилась в 1998 году Каролин Грюози-Шефель, сопредседательница швейцарского ювелирного дома Chopard. Еще одно заметное изменение: с 2000 года существуют две маленькие пальмовые ветки, которые вручаются актерам за лучшую мужскую и женскую роли.

Каждая ветвь уникальна, на каждой стоит дата. Но всегда есть вторая пальмовая ветвь на случай повреждения или в случае ничьи. До награждения ветвь остается в кофре ювелира, который отдает ее дирекции фестиваля только в самый последний момент.

Вас может заинтересовать:

Karina

Итак, меня зовут Карина. Если кратко: читательница, писательница и путешественница. Люблю французскую музыку, язык и (куда уж без него) кино. А еще путешествия, легенды и необычные истории. Исключительно французские (ну почти). Стараюсь находить все самое интересное о Франции, ее городах и обычаях. Иногда практикую французскую кухню (если готовка не занимает больше 4х часов), обожаю книги Николь де Бюрон (и книги в целом) Добро пожаловать на сайт о Франции 🙂

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию