100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сохранить активность мозга: выкладываем по пунктам

Как заставить мозг работать на 100%: идеальный распорядок дня от нейробиолога

Японский нейробиолог и нейрохирург Такаси Цукияма знает все о том, как быстро усваивать новую информацию, легко сосредотачиваться и максимально эффективно использовать время сна. Нужно только завести 15 полезных привычек. Приводим первые три из них: уже с их помощью можно значительно улучшить работу мозга.

Привычка 1. Проводим утро так, чтобы мозг взбодрился

Назначаем режим дня

Нельзя сохранить молодость мозга, если жизнь предельно однообразна. Однако есть и то, что лучше совсем не менять. Это режим дня.

Надо просыпаться каждое утро примерно в одно и то же время, затем проводить некоторое время на солнце. Стараться сделать самые важные дела в момент наибольшей активности мозга, а вечером ложиться спать как можно раньше. Если вы будете постоянно придерживаться примерно такого графика, то мозг будет работать стабильнее. А это очень важно для всех.

Вы наверняка знаете о синдроме смены часового пояса (джетлаг). Это состояние, когда режим работы мозга перестает совпадать с рапорядком дня. Вам надо действовать, но не получается, потому что мозг в это время привык спать, и наоборот — вы хотите лечь спать, но не можете заснуть.

Примерно так чувствует себя мозг, когда режим дня нарушен. Единственный способ это исправить — создать отправную точку в повседневной жизни.

Пренебрежение режимом дня – прямая дорога к слабоумию, и это не преувеличение.

Заставляем мозг работать

Если вы проснетесь в определенное время и немного постоите на солнце, то мозг так или иначе тоже включится в рабочий режим (организм человека и животных сверяет свои внутренние часы с интенсивностью солнечного света). Однако нельзя сказать, что с этого момента мозг полностью проснулся.

Вы наверняка слышали, что он начинает активно работать лишь спустя два часа после пробуждения, и если вы собираетесь сдавать экзамен, то надо встать минимум за два часа до входа в аудиторию. Но если эти два часа будут по активности мало отличаться от сна, то это не даст нужных результатов.

Как и тело, мозг нуждается в разминке. Утренняя разминка, включающая нагрузку на первичные функции мозга, – это отличный способ разбудить зоны, отвечающие за мышление.

Если вы каждый день утром просыпаетесь незадолго до выхода из дома, садитесь на метро или электричку, не пройдя пешком и десяти минут, а весь рабочий день проводите за компьютером, то попробуйте проснуться пораньше и выполнить пару вещей из этого списка:

  • прогулка или другие легкие физические нагрузки;
  • уборка в комнате;
  • готовка;
  • уход за растениями;
  • простой диалог с кем-нибудь (приветствие, обмен парой реплик);
  • чтение вслух (если возможно, минимум 10 минут).

Общаемся или читаем вслух

В последнее время стали много говорить, что чтение вслух очень полезно. Это действительно так, потому что в этом процессе задействованы не только глаза и речевой аппарат, но и работа с информацией (восприятие – обработка – воспроизведение). Когда мы читаем текст про себя, некоторые места могут остаться непонятными, но, чтобы читать вслух, нужно вникать в содержание. Это как раз этап обработки информации. Проговаривание текста – это этап ее воспроизведения.

Утренняя тренировка хорошо влияет и на быстроту зрительного восприятия информации, и на слух, и на возможность без запинки выражать свою мысль, в том числе и письменно. Если привести пример из спорта, то это похоже на простые упражнения в команде.

Постоянное чтение вслух будет особенно полезно тем, кто мало общается с людьми. Когда будете читать текст, лучше не просто проговаривайте его, а представляйте себе, как будто делаете это кому-то другому.

Резюме:

  • Соблюдение режима важно для стабильной работы мозга.
  • Для этого нужно создать отправную точку: вставайте всегда в одно и то же время.
  • Для мозга тоже важна разминка. Нужно двигаться и говорить.

Привычка 2. Повышаем концентрацию

Идем гулять после обеда (или проводим совещание)

После обеда кровь оттекает в область желудка, из-за чего мозг функционирует хуже и ему сложнее сосредотачиваться и решать нетривиальные задачи. Наверняка вы сталкивались с этим явлением. Здесь хорошо помогает небольшая прогулка.

Незначительные физические нагрузки вроде моциона улучшают не только пищеварение, но и приток крови в мозг. Впрочем, можно и просто убраться на рабочем столе или провести небольшое совещание.

Определяем время и объем предстоящей работы

Попробуйте вспомнить, как вы сдавали экзамены. Вы смогли решить столько-то задач за 90 минут, потому что изначально были ограничены этим временем. Получится ли добиться того же результата без четких временных рамок? Вряд ли. Если вы будете постоянно отвлекаться и делать работу невнимательно, то на это может уйти целый день.

Допустим, у вас есть целых 24 часа на завершение какого-то проекта, но вы не знаете, с чего начать.

Представьте, что у вас есть только 90 минут, и вам будет проще расставить приоритеты. Вы сразу начнете думать, что важно, а что не очень, и что ни в коем случае нельзя упустить. Тем более срочная и важная работа часто предполагает сжатые сроки.

Когда у вас мало времени на решение какой-то задачи, вы можете подумать, что справились бы лучше за большее время. Однако если бы вас не ограничили, то было бы гораздо сложнее выстроить рабочий процесс, а задача только бы усложнилась.

Читайте так же:
Моддинг компьютерного стола

Не останавливаемся в потоке

Когда вы достигли высокой производительности мозга, это состояние какое-то время продолжается. У многих так бывало: когда нужно срочно сосредоточиться и выполнить какую-то одну работу, то быстрее реализуется и следующая. Вы находитесь в таком состоянии, когда вам хочется еще что-нибудь сделать или с кем-то переговорить, иначе не успокоишься.

Использование этого свойства мозга позволят эффективно выполнять работу. После разминки для мозга нужно создать условия, при которых его производительность быстро повысится. Затем ставим себе ограничение по времени и работаем именно столько, это позволит сосредоточиться и соображать быстрее.

Такие интервалы интенсивного труда могут длиться не более пары часов. Если работать дольше, то будет сложно контролировать соотношение объема задач и времени на их выполнение. Да и ваш напор почти пропадет.

Занимаемся чем-то помимо работы

Если человек считает, что может пожертвовать личным временем и доделать дома все необходимое по работе, у него не наступает периода высокой производительности мозга. Когда мозг постоянно действует неэффективно, внимание рассеивается и, люди начинают думать о посторонних вещах. Ничего закончить не получается, и требуется все больше времени, чтобы перевести дух.

Это приводит к неприятным последствиям. Человек хочет отдохнуть от самого процесса непрерывной работы и привыкает растягивать ее на целый день. Он работает очень медленно и все позднее ложится спать. Режим нарушен, и мозг перестает нормально функционировать. Когда человек попадает в такой порочный круг, ему необходимо сразу же поставить себе временные рамки.

Если в 17:00 надо покинуть офис, прийти домой и поужинать с детьми, а в выходные хорошо бы встретиться с друзьями, то необходимо справиться с работой до пяти часов, правильно? Тогда вы сможете распределить свое время: например, какую-то работу нужно закончить в первой половине дня, другую – до трех часов. Расписать время – это очень важно.

Обращаем внимание на работу других

Для повышения производительности мозга важна конкуренция. Если вам кажется, что в слове «конкуренция» слишком явно выражено противостояние, можете просто считать иначе: «Он старается – и я тоже буду». Дело в том, что производительность мозга – это вещь относительная. Человек может добиться гораздо лучшего результата, когда узнает, что окружающие его превосходят. Это похоже на спортивные состязания. Если спринтер бежит один, то он не покажет отличных результатов, но если у него есть соперник, то сможет пробежать хотя бы на долю секунды быстрее. Так и в работе: если вы делаете ее один, то эффективность никак не повышается. Важно действовать, поглядывая на других людей.

Резюме:

  • Одного желания недостаточно, чтобы улучшить концентрацию и скорость мышления.
  • Следует определить соотношение объема работы и времени, которое дано на ее выполнение.
  • Самое главное выделить будет сложнее, если не ограничить себя по времени.

Привычка 3. Нормализуем сон

Используем способность мозга упорядочивать информацию во сне

Многие люди жалуются, что постоянно забывают где-то свои вещи и никак не могут собраться с мыслями. Часто это из-за недосыпа. Мозг устает так же, как мышцы, и ему так же, как мышцам, нужно восстанавливаться. Он может сделать это во время сна. Поэтому люди, которые мало спят, имеют проблемы с мышлением. Но есть и еще одна причина.

Дело в том, что закрепление информации в памяти и работа с мышлением происходят во сне гораздо активнее, чем когда мы бодрствуем.

Наверное, вы слышали о фазе быстрого сна (поверхностного) и фазе медленного сна (глубокого). Фазу быстрого сна по-английски называют REM (сокращение от Rapid Eye Movement, что означает «быстрые движения глаз»). Когда человек находится в этой фазе сна, его глаза под закрытыми веками действительно совершают заметные движения. А значит, мозг активно работает и в это время.

Генерируем лучшие идеи с утра

Главное отличие сна от бодрствования состоит в том, что во сне в мозг не поступает новая информация. Когда мы бодрствуем, мозг реагирует на поступающую через глаза и уши информацию, оценивает внешние условия и старается действовать согласно им. Как бы вы ни старались сосредоточиться на своих мыслях, воздействие посторонних факторов нельзя устранить, пока вы не спите.

Во время сна этого влияния практически нет, однако мозг продолжает работать. Сейчас он занят следующим: перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, сбор и распределение полученной за день информации, регулирование мышления. А во время фазы медленного сна головной мозг расслабляется, поэтому после пробуждения вы чувствуете себя отдохнувшим. Этим можно объяснить, почему утром чаще рождаются хорошие идеи.

Пользуйтесь способностью мозга структурировать информацию во сне. Если вы хотите спать, но искусственно стимулируете работу мозга с помощью кофеина или чего-то еще и стараетесь через силу собраться с мыслями, то продолжительность сна уменьшится, а в будущем ваша эффективность не повысится. Гораздо логичнее поработать с материалом до какой-то стадии и остановиться, хорошенько поспать, а утром как следует все доработать.

Спим как минимум 6 часов

Самое плохое для работы мозга — сокращать время сна, объясняя это сильной занятостью. Конечно, бывают случаи, когда приходится спасть слишком мало, но нельзя превращать это в привычку. Если вы сокращаете время сна, то автоматически сокращаете время для закрепления информации в памяти и не даете мозгу навести порядок в мыслительных процессах.

Читайте так же:
Интересные факты о фонтанах: рассмотрим суть

Количество часов, чтобы выспаться, у каждого индивидуально. Но в любом случае старайтесь спать не меньше шести часов, а еще лучше – семь с половиной.

Засыпаем легко

Размяшляя перед сном над серьезными проблемами, просматривая волнующие видео, вы возбуждаете мозговой центр, отвечающий за эмоции, и это затрудняет засыпание. Такие занятия лучше оставить на дневное время, а перед сном предпочесть что-то успокаивающее. Можно послушать спокойную музыку или почитать. Хорошим вариантом будет уход за животными или растениями.

Важно приучить себя каждый день перед сном совершать одни и те же действия. Это то, что называется ритуалом отхода ко сну и является одним из видов самогипноза.

Если каждый день повторять одну и ту же последовательность действий (например, убрать посуду после ужина – заняться учебой – принять ванну – подготовить вещи на завтра – почитать – лечь спать), то после выполнения всего этого вас всегда будет клонить ко сну. Очень хорошо, если все действия по утрам и по вечерам выполняются всегда по схожему сценарию.

Резюме:

  • Сон нужен не только для того, чтобы отдохнуть, но и для того, чтобы структурировать мышление.
  • Ночь нужна для сохранения полученной информации. Ложитесь рано, перед сном немного поразмыслив о делах.

Идеальный распорядок дня от нейробиолога Такаси Цукиямы:

1. Во-первых, обязательно создайте себе отправную точку. В одно и то же время ложиться спать не обязательно, но вставать утром – желательно.

2. Если после пробуждения вам пришла в голову хорошая идея, запишите ее. Вы можете ее забыть, когда начнете заниматься своими обычными делами.

Говорят, лауреат Нобелевской премии Танака Коичи постоянно имел под рукой блокнотик и записывал приходившие ему в голову идеи. Я думаю, что эта привычка особенно полезна для утренних часов. Браться за работу, только проснувшись, не очень эффективно, сначала нужно «разогреть» свой мозг. После хорошего завтрака делаем зарядку для тела и мозга: даем минимальную нагрузку рукам и ногам, проговариваем что-нибудь вслух. Немного прогуляемся, чтобы кровь хорошо поступала в мозг, тем самым обеспечив подходящие условия для работы.

3. Затем сосредоточьтесь и работайте в рамках отведенного на это времени. Производительность мозга резко возрастет.

4. Когда доделали работу, не ждите, что такое активное состояние закончится само по себе, а используйте его: например, делайте скучные дела, до которых никак не доходили руки. В такое время это будет очень эффективно.

5. Когда мозг начнет потихоньку уставать – сделайте перерыв.

6. После обеда пусть пройдет немного времени, чтобы мозг восстановился и получил питательные вещества. А чтобы кровь, которая после еды поступает к желудку, доходила и до мозга, заново сделайте разминку.

7. Затем работайте, повышая производительность мозга. Используя нерастраченную энергию, делайте различные дела, далее по кругу.

Еще 12 привычек для эффективной работы мозга — в книге Такаси Цукияма «Как забыть все забывать»

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ — обработка самой различной информации. Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.

Основные когнитивные функции

  • Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
  • Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
  • Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
  • Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
  • Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
  • Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

Развитие когнитивных функций

Как и любая функция живого организма, ВМФ требуют регулярных тренировок. Когнитивные функции — все вместе и каждую в отдельности — можно развивать с помощью специальных упражнений. Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга». В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков, функции напоминания в телефоне и пр.).

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности. В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией. Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом

Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения. После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы. Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект. С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.

Читайте так же:
Как создают голливудский грим

Это наиболее заметно у пожилых людей и проявляется в «старомодности», приверженности знакомым приборам и способам общения, трудностях освоения новых возможностей.

Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте

Как правило, пожилой человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове». Иногда психологические трудности ориентации в изменчивой жизненной ситуации воспринимаются человеком как общее чувство неуверенности и даже головокружения. Пожилому человеку бывает трудно освоить новый телефон/смартфон, новую программу. Со стороны можно заметить сужение круга интересов и круга общения, нежелание смотреть и неполное понимание новых фильмов, спектаклей. Тревожным признаком может стать трудность освоения нового непривычного маршрута, ориентации в незнакомом месте. Родственники могут замечать рассеянность, забывчивость пожилого человека. По мере развития когнитивного снижения теряется и собственная критика человека. Тогда уже больше жалоб высказывают родственники пациента, которым становится очевидна его неспособность себя обслуживать. Это могут быть несвойственная ранее человеку неряшливость дома и в одежде, отказ от приготовления пищи, трудности в обращении с деньгами, невозможность самостоятельно пользоваться общественным транспортом.

По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.

Подробнее

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений. В этом случае пациент жалуется на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но нейропсихологическое тестирование не выявляет нарушение общего когнитивного статуса. Эти симптомы могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, ситуационного переутомления или первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (болезни Альцгеймера).

Причины когнитивных нарушений

Причиной когнитивных нарушений и деменции могут стать как неврологические, так и соматические заболевания, а также ряд хронических интоксикаций и психических расстройств. Принципиально выделяют необратимые и потенциально обратимые формы деменции.

  • Необратимая деменция может развиваться при нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви), прионных заболеваниях (болезнь Крейтцфельдта — Якоба), экстрапирамидных заболеваниях (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона), сосудистых заболеваниях (сосудистая деменция, постинсультная деменция), после тяжелой черепно-мозговой травмы.
  • Потенциально обратимая деменция может развиваться при наличии таких заболеваний, как опухоли головного мозга, паранеопластические синдромы (при различной локализации первичного заболевания), тяжелая форма сахарного диабета, тяжелый гипотиреоз, тяжелые формы соматических заболеваний, нормотензивная гидроцефалия, а также при хроническом алкоголизме, наркомании, тяжелом дефиците витамина В12, фолиевой кислоты, витамина В1, ВИЧ и сифилисе.
  • Псевдодеменция — это изменение ВМФ в рамках ряда психических заболеваний, в первую очередь при тяжелой депрессии.

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Лечение

Для лечения деменции как синдрома в настоящее время существуют 2 группы препаратов — ингибиторы холинэстеразы (галантамин, ривастигмин и донепезил) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин). Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента. Главный эффект терапии такими препаратами заключается в снижении прогрессирования деменции и, соответственно, продлении жизни пациента.

Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента — регулярный прием лекарств, активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке окружающих его близких людей или родственников.

6 простых правил, как сохранить молодость мозга

Мозок

Как и любой сложный механизм, наш мозг требует внимания и заботы, чтобы и в зрелом возрасте он продолжал действовать так же активно и быстро, как в юные годы.

Если бы только была инструкция по техническому обслуживанию мозга, где были бы четко прописаны алгоритмы настройки его "микросхем"!

К сожалению, доступные советы на эту тему довольно противоречивы. Это побудило корреспондента BBC Future провести собственное исследование и на основе полученных данных разработать шесть практических советов, как не дать уму с возрастом потерять свою остроту.

Читайте так же:
Почему ребенок кусается? Причины, что делать, фото и видео

1. Не теряйте веры в свои способности

Вам когда-нибудь случалось, войдя в комнату, сразу забыть, зачем вы, собственно, сюда пришли?

Человек в возрасте может предположить, что это признак того, что его память ослабевает. Но такое вполне может произойти и с молодыми.

Почему, когда речь идет о наших способностях, мы с такой готовностью предполагаем худшее? Ведь негативные предположения, не имеющие под собой реальной почвы, могут в конце концов и материализоваться.

Чтобы этого не произошло, просто верьте в себя.

Исследуя этот вопрос в течение последнего десятилетия, Дайна Турон из Университета штата Северная Каролина в США пришла к выводу, что с возрастом мы обычно теряем веру в собственные умственные способности, даже если эти способности сохранились у нас на вполне высоком уровне.

Тогда мы начинаем опираться на различные "костыли" — автонавигатор, записную книжку в мобильном телефоне и прочее.

Однако не подвергая свой мозг регулярной проверке, мы тем самым ускоряем его регресс.

Итак, если переступив порог комнаты, мы действительно забываем, что нам в ней нужно, необходимо начать тренировку памяти или сделать тренинг более интенсивным, чем раньше.

2. Берегите уши

Автор фото, Getty Images

Если нарушается связь между интеллектом и органами чувств, мозг неизбежно страдает.

Частичная потеря слуха увеличивает нагрузку на внимание и уменьшает число полезных стимулов, поступающих извне, приводя тем самым к сокращению «серого вещества».

Согласно выводам одного исследования, когнитивные способности могут в результате сократиться на 24% в течение шести лет. Независимо от возраста, важно избегать ситуаций, которые изнашивают слух.

Прослушивание громкой рок-музыки в течение всего 15 секунд в день достаточно для того, чтобы повредить слух.

И даже пользование феном для сушки волос четверть часа в день может нанести вред мелким клеткам, которые отвечают за прием звуков из окружающего пространства.

Ну а если вы считаете, что слух у вас уже нарушен, обратитесь к врачу — проблему лучше всегда решать на ранних стадиях.

3. Учите языки, играйте на музыкальных инструментах

Вместо того, чтобы тратить время на упражнения для мозга или разгадывание кроссвордов (от которых вообще пользы немного), займитесь серьезной "гимнастикой" — игрой на фортепиано, например, или изучением иностранного языка.

И то, и другое активизирует целый ряд навыков, развивая память, внимание, моторику и сенсорное восприятие.

Овладение иностранным языком или техникой игры на музыкальном инструменте делают мозг более гибким и эластичным, помогая ему не потерять этих свойств с годами.

ТО для мозга. Когда начинать?

Когда мозг начинает стареть? Как сохранить продуктивную мыслительную деятельность и здоровье мозга до глубокой старости? Реально ли «тренировать» мозг?

Некоторые факты

Существуют данные, что потеря определённой части мозговой ткани происходит уже после 20-летнего возраста. После 60-ти скорость этого процесса увеличивается. Однако во многих случаях мы не замечаем этих изменений — особенно в молодом возрасте. Да и у пожилых людей когнитивные нарушения тоже отмечаются не всегда.

ПОТЕРЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЧАСТИ МОЗГОВОЙ ТКАНИ
ПРОИСХОДИТ УЖЕ ПОСЛЕ 20-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Среди прочего, это может объясняться тем, что количество клеток в мозге заложено с «запасом», так что возрастные потери теоретически не должны оказывать влияния ни на память, ни на интеллект.

Читайте материал по теме: Как работал мозг Альберта Эйнштейна?

Но почему же тогда это происходит?

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

Что влияет на работоспособность мозга? Важное значение на состояние здоровья нашего биокомпьютера оказывает наш образ жизни.

Особенности питания с чрезмерным потреблением жирной пищи, длительные стрессовые воздействия, неоптимальный режим дня, труда и отдыха (в частности нехватка сна) способствуют развитию атеросклероза. Что происходит при этом заболевании? Бляшки, образующиеся в сосудах головного мозга (и не только), приводят к уменьшению поступления в него крови. Как следствие, меняются возможности интеллекта, память, активность, способность к ориентации.

Отрицательно влияют на мозг и такие факторы, как загрязнённый воздух и вода, хронические недуги, курение, потребление спиртных напитков и наркотических веществ.

Не последнюю роль в неблагополучии мозга и ухудшении его способностей играют болезнь Альцгеймера и Паркинсона.

Удобное кресло и гиподинамия, вкусная, но бесполезная (а то и вредная) пища, лихорадочная потребность достичь успеха любой ценой («Определённо, тщеславие — мой самый любимый из грехов» — помните героя Аль-Пачино из «Адвоката дьявола»?) — «друзья» эти, прямо скажем, ложные. Но если знать их в лицо, то можно что-то сделать, не так ли? А что ещё может помочь?

Развивается то, что используется

Чтобы развивать и поддерживать в хорошей форме наши мышцы, мы занимаемся физическими упражнениями. В целом применим данный принцип и к мозгу: прогресс есть тогда, когда его тренируют.

Читатель может возразить, что его голова работает постоянно: новости, анализ того, что он видит и слышит. Но и ходим мы регулярно — например в магазин в 5-ти минутах от дома. Становится ли от этого наше тело сильнее, а сердце — здоровее? Вряд ли столь заметно — скорее всего они остаются в своей прежней форме. К тому же со временем начинают оказывать своё действие и возрастные изменения.

Примерную аналогию можно провести и с мозгом. Когда он действительно развивается? С самого нашего рождения. Школа, ВУЗ — этапы жизненного пути, когда к нему предъявляются высокие требования. Он не может не ответить и. становится другим. Что происходит потом? А потом мы в значительной степени используем наработанное. Но это в случае, когда регулярного обучения новому уже не происходит.

Читайте так же:
Солнечная электростанция Андасол

Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его мозг

Так что же полезно для нашего мозга? Как поддерживать и развивать память, мышление, внимание? Если упражнения существуют для мышц, почему бы им не быть и для нашего суперкомпьютера? И это на самом деле так.

Проанализируйте свои рабочие и бытовые привычки. А после освойте навык, которого у вас нет.

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА — ОДНО ИЗ САМЫХ
ПОЛЕЗНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МОЗГА

Когда вы в последний раз пользовались иностранным языком? Для общения, чтения, просмотра фильмов? Давно? Возвращайтесь к иностранному языку и по возможности больше с ним не расставайтесь. Достигли успеха в одном языке — переходите к другому, из той же или совсем другой языковой группы. Английский, китайский и арабский заставят ваш мозг функционировать по-разному, несмотря на то, что всё это — языки.

А умеете ли вы играть на музыкальном инструменте? Может мечтали? Начните воплощать мечту в жизнь.

Помимо игры на скрипке знаменитый мистер Шерлок Холмс превосходно играл в шахматы. Вам тоже нравится эта игра? Или вы предпочитаете Восток с его Го? Кроссворды и головоломки также смогут разнообразить деятельность вашего мозга.

Любите поэзию? А декламировать наизусть? Если вы к тому же владеете иностранным, то «To be, or not to be: that is the question» вам тоже может быть по силам? Пробуйте!

Читайте книги. Не знаете, что почитать? Поищите рекомендации в Интернете.

«Жизнь — это движение»

В разных вариантах эту фразу знают, пожалуй, все. Двигательная активность не только ускоряет кровоток вообще и в мозге — в частности. Физические упражнения используются в реабилитации больных, у которых страдает двигательная сфера.

Возможно, вы будете удивлены, но особым образом составленная двигательная программа способна в буквальном смысле менять функционирование мозга. Да, именно так: не только мозг обеспечивает вам способность к движению, но и само движение «обратно», с периферии, воздействует на него и на его функции.

ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОСТАВЛЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА СПОСОБНА В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ
МЕНЯТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА

Активный образ жизни благотворно влияет и на эмоциональную составляющую: движения успокаивают, повышают сопротивляемость к стрессу (а ведь мы помним, что важно не то, что на нас действует, а то, как мы к этому относимся). Так что движение на нашей стороне: возможно, именно благодаря ему удастся не обращать внимания на повседневные помехи, и спокойнее относиться к ежедневным событиям.

Важно помнить и о правильном выборе физической активности. Полезны для мозга так называемые аэробные нагрузки (например, длительные прогулки). А вот силовые тренировки требуют повышенной аккуратности: будучи изнурительными и частыми, пользы они не принесут. Поэтому для того, чтобы выбрать вариант, подходящий именно вам, посоветуйтесь со специалистом по лечебной физкультуре и спортивной медицине: среди прочего, при некоторых патологиях могут быть противопоказания в отношении ряда видов спорта и физической активности.

Путешествуйте. Необязательно далеко. Меняйте обстановку, в том числе и природную. Выбирайтесь за город, подальше от суеты. Ищите источники положительных впечатлений.

Ходите на работу определённым маршрутом? Смените его. Мозгу придётся «построить» новую карту: ваша пространственная память скажет вам «спасибо».

Необычный совет. Чистите зубы правой рукой? Если да — попробуйте левой. Поэкспериментируйте с другими, безопасными для здоровья, моментами.

Делу — время. А отдыху?

Расхожая мысль о том, что можно отдохнуть, переключаясь с одного вида деятельности на другой, конечно же верна. Долго читали? Пройдитесь. Но значение полноценного сна также никто не отменял. И если раньше после бессонной ночи вы могли довольно успешно отучиться очередной учебный день, то после сорока полноценный сон — совершенная необходимость (а в норме — всегда: для этого не стоит ждать своего сорокалетия).

Читайте материал по теме: Сколько сна необходимо взрослому?

Когда вы совершаете перерыв в работе, не занимайтесь ничем, что может простимулировать работу мозга. Не читайте, не слушайте материал, требующий внимания. Переключиться на похожую деятельность — тоже не вариант. Лучше подремать либо прогуляться.

Когда работа — в радость

Непростой вопрос, но стремиться к этому нужно. Нередко человек выбирает между «должен» и «хочу». Не оставляйте попыток совместить эти вещи. Удовольствие от процесса того, что вы делаете, обладает самостоятельным благотворным действием.

«Кормите» мозг правильно

Да, именно так. Включайте в ваш рацион рыбу, овощи и фрукты, каши (разумеется с учётом аллергии на продукты питания).

Начинайте прямо сегодня

Время движется только в одном направлении. А потому то, что принесёт вам пользу, лучше начинать раньше, чем позже — совсем необязательно для этого дожидаться выхода на пенсию (которая, согласно последней «оптимизации» законодательства, будет наступать для жителей нашей страны в более позднем возрасте).

Будьте активны, разнообразьте вашу жизнь, правильно питайтесь и своевременно обращайтесь к доктору в случае возникновения проблем. Это позволит сохранить хорошую работоспособность вашего мозга на протяжении всей жизни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию