100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

В начале 1900-х годов фотограф Т. Энами (T. Enami) задокументировал этапы производства чая в японской префектуре Сидзуока. Раскрашенные изображения, демонстрирующие захватывающий взгляд в прошлое, показывают длинный процесс производства зеленого чая от начала и до конца. Фотографии долго хранились в архивах, и совсем недавно были опубликованы в сети новозеландским центром Presbyterian Archives Research Centre.

Посмотрим как в 19 веке происходил это процесс.

В Японии чай известен, по крайней мере, с IX века, тогда же из Китая были привезены семена чая. В первые века это был напиток буддистских монахов и дворцовой знати (с тех пор, как его стал пить император Сага). В быт самураев чай был введён после того, как в 1214 году дзэнский монах Эйсай представил сёгуну Минамото-но Санэтомо написанную в 1191 году книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая. В XIV—XV веках у знати вошли в практику «чайные турниры» — своеобразное развлечение, когда в большой компании, в богатой, роскошной обстановке дегустировался чай, привезённый из различных мест, и от участников требовалось определить происхождение и сорт пробуемого чая.

У менее зажиточных слоёв населения — горожан, крестьян, — также сложилась традиция собираться для совместного чаепития, однако в противоположность роскошным «чайным турнирам», эти собрания проходили в простой обстановке, в тишине или спокойной беседе. В XIV—XVI веках под влиянием сунской чайной церемонии и дзэн-буддизма была выработана знаменитая японская чайная церемония, пионером которой был монах Мурата Дзюко (1422—1502).

Производство зеленого чая начиналось со сбора верхних чайных листьев с куста в большие соломенные корзины, которые женщины носили в руках и на спине.

После сбора следует взвешивание чая и приемка.

Затем обработка листьев.

Слежующий этап — сушка листьев, просеивание, очищение и сортировка, вручную и с помощью различных механизмов.

Позже женщины сортировали, очищали от мусора и упаковывали чай.

Упаковка чая перед отправкой покупателям.

А теперь в путь!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

В начале 1900-х годов фотограф Т. Энами (T. Enami) задокументировал этапы производства чая в японской префектуре Сидзуока. Раскрашенные изображения, демонстрирующие захватывающий взгляд в прошлое, показывают длинный процесс производства зеленого чая от начала и до конца. Фотографии долго хранились в архивах, и совсем недавно были опубликованы в сети новозеландским центром Presbyterian Archives Research Centre.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Посмотрим как в 19 веке происходил это процесс.

В Японии чай известен, по крайней мере, с IX века, тогда же из Китая были привезены семена чая. В первые века это был напиток буддистских монахов и дворцовой знати (с тех пор, как его стал пить император Сага). В быт самураев чай был введён после того, как в 1214 году дзэнский монах Эйсай представил сёгуну Минамото-но Санэтомо написанную в 1191 году книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая. В XIV—XV веках у знати вошли в практику «чайные турниры» — своеобразное развлечение, когда в большой компании, в богатой, роскошной обстановке дегустировался чай, привезённый из различных мест, и от участников требовалось определить происхождение и сорт пробуемого чая.

Читайте так же:
Как и почему возникают цунами? Причины, фото и видео

У менее зажиточных слоёв населения — горожан, крестьян, — также сложилась традиция собираться для совместного чаепития, однако в противоположность роскошным «чайным турнирам», эти собрания проходили в простой обстановке, в тишине или спокойной беседе. В XIV—XVI веках под влиянием сунской чайной церемонии и дзэн-буддизма была выработана знаменитая японская чайная церемония, пионером которой был монах Мурата Дзюко (1422—1502).

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Производство зеленого чая начиналось со сбора верхних чайных листьев с куста в большие соломенные корзины, которые женщины носили в руках и на спине.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

После сбора следует взвешивание чая и приемка.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Затем обработка листьев.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Слежующий этап — сушка листьев, просеивание, очищение и сортировка, вручную и с помощью различных механизмов.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Позже женщины сортировали, очищали от мусора и упаковывали чай.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Упаковка чая перед отправкой покупателям.

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

А теперь в путь!

Как собирали и делали зеленый чай в Японии в начале XX века

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

инста3

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

teacompany

Женщина, кипятящая воду для чая. Гравюра на дереве.

Если верить древнекитайским источникам, то давным-давно Япония была отнюдь не таким развитым государством как, например, сейчас.
В Японии не было ни компьютеров, ни роботов, даже гейш — и тех не было, и населяли её так называемые восточные варвары, или, в другой формулировке, народ Ва.
И были эти древнеяпонские варвары настолько дики и нецивилизованны, что вскоре спохватились и решили срочно перенимать передовой
опыт на тот момент значительно более продвинутой китайской цивилизации. Сказано — сделано: начиная с 630 года нашей эры государство Ва начало
посылать в Чанъань — древнекитайскую столицу династии Тан — крупные делегации, состоявшие, в основном, из государственных чиновников, монахов и студентов.
Перенималось и усваивалось практически всё: религия, политическое устройство, письменность, одежда, еда и питьё. Среди прочего у китайцев были переняты палочки для еды.
Чай тоже взяли в Китае .

Первый японский чай

Первые упоминания о японском чае относятся к началу эпохи Нара. Известно, что в 729 году нашей эры император Сёму пригласил в свой императорский дворец в тогдашней столице Японии — город Нара — сотню буддийских монахов. Император распорядился, чтобы монахов напоили привезённым из Китая "молотым" (в ступе) чаем хикича. Судя по историческим записям, этот порошковый прообраз современного матча при взбитии давал густую пену и был богат кофеином. Не смыкая глаз монахи читали сутры четыре дня и четыре ночи напролёт.

С приходом в упадок империи Сёму Японию охватила волна междоусобных войн. Политическая ситуация в Китае токже была нестабильна. Как следствие этого чай в Японии был фактически предан забвению на 300 лет. Его продолжали пить, главным образом, буддийские монахи, чтобы не заснуть в ночное время за чтением сутр.

Конец восьмого века ознаменовался наступлением мира и стабильности . К слову сказать, название эпохи Хэйан — период японской истории с 794г. по 1192 г. — в дословном переводе означает "мир и стабильность". К тому времени в значительной мере стабилизировалась политическая обстановка в Китае, что дало новый толчок развитию японо-китайских отношений, включая торговлю. В третьей четверти восьмого века ч айная культура Китая переживает расцвет: именно в то время Лу Юй написал свой знаменитый "Чайный Канон". Япония подхватывает чайную "эстафету" в начале эпохи Хэйан: в 805 году вернувшийся из "стажировки" в Китай монах по имени Сайтё, привёз с собой чайные семена и посадил их в местечке Сакамото у подножья горы Хиэй, что лежит на границе Киото и префектуры Сига. На этом месте, рядом с буддийским храмом Энрякудзи, основанным в 788 г. самим Сайтё, до по сей день находится старейшая чайная плантация "Хиёси Чаэн". Именно здесь был выведен известный сорт японского чая асамия . Годом позднее, другой японский монах, Кукай привёз из Китая не только семена, но и специальную ступу для перетирания чайного листа в порошок. Привезённая Кукаем ступа и сегодня хранится в основанном его лучшим учеником Кэннэ храме Буцурюдзи в городе Нара. В то время чай в Японии был в основном порошковым и производился по китайской технологии, точно так, как теперь в Японии получают чай матча, то есть методом медленного перетирания тенча в каменной ступе. Храм Буцурюдзи является родиной одного из элитных сортов японского чая ЯматоЯмато-ча. Помимо буддизма Кукай увлекался поэзией. В дошедшем до нас собрании его китайских стихов канси он не раз пишет о своей горячей любви к чаю.

Читайте так же:
Интересные факты о мороженом: рассказываем детально

Hiyoshichaen
монах КукайSaicho

Храм Буцурюдзи - родина чая ЯматоЧайная ступка Кукая

Первое письменное упоминание о японском чае обнаружено в историческом трактате "Нихон Коки" (составлен в 840 году н.э.). В нём говорится, что в 815 году нашей эры японский император Сага посетил буддийский храм Бонсякудзи (находится на территории нынешнего города Оцу, префектура Сига) и ему был торжественно преподнесён чай, заваренный монахом по имени Эйтю. (Эйтю был учеником Кукая и также стажировался в Китае.) Изумлённый удивительным вкусом и тонизирующим эффектом приготовленного чая, император распорядился посадить чайные деревья в пяти областях и каждый год подносить выращенный на них чай императорскому двору.

Памятник Эйтю

Следует отметить, что в описанный выше период чай в Японии был большой редкостью: пили его в качестве лекарства либо ритуального напитка лишь ограниченное число монахов и придворной знати. Для простого народа чай долгое время оставался недоступным.

Чайная экспансия

В начале эпохи Камакура, в 1191 году, дзэнский монах Эйсай (выходец из основанного в 788 г. чайным первопроходцем Сайтё храма Энрякудзи) вернулся из Китая с очередной партией чайных семян. Всесторонне исследовав благотворное воздействие чая на организм человека, в 1214 году Эйсай завершил первый японский трактат, посвящённый чаю, — «Записки о питии чая для питания жизни». Эйсай преподнёс свой чайный трактат в дар страдавшему хроническим пьянством сёгуну Минамото Но Санэтомо. "Чай есть чудодейственный эликсир здоровья, настоящий источник долголетия", — писал Эйсай в своём труде. Он дважды путешествовал в Китай с острова Кюсю (префектура Нагасаки) и по возвращении посеял семена чая (по другой версии, саженцы) на горе Сэфурисан, что находится на границе префектур Сага и Фукуока. Он также обучил монахов из местного монастыря Рёдзэндзи технологии выращивания и приготовления чая.

Эйсай«Записки о питии чая для питания жизни»

Получив в дар от сёгуна Минамото Но Ёрииэ участок земли, Эйсай в 1201 году построил в Киото храм Кэнниндзи — один из 5 главных дзенских храмов древней столицы Японии. Кэнниндзи по праву считается чайным храмом. По периметру он обсажен чайными кустами, а на территории храма стоит мемориальная каменная плита, определяющая Кэнниндзи как колыбель японского чая. Каждый год 20-го апреля здесь проводится торжественная чайная церемония, посвящённая дню рождения Эйсая и основанию самого храма.
Я тоже иногда тут прогуливаюсь: очень красиво, а главное — чайно!

Kenninji-Kenninji

Ну чем я не чайный монах?

Kenninji

Другой известный монах по имени Мёэ, основавший в 1206 году в Киото (Тогано) храм Кодзандзи, прошёл обучение у Эйсая и, получив от него в 1207 году чайные семена, посадил их на горе Тогано, неподалёку от своего храма, тем самым положив начало чайному делу в Удзи. На рисунке ниже Мёэ получает от Эйсая семена вместе с наставлением "распространить чай по всей Японии". На втором рисунке он сеет чай, сидя верхом на коне. Согласно легенде, Мёэ бросал семена чая в отпечатки, оставленные на земле копытами своего коня: расстояние между следами было около 30-40 см. в ширину и около 40-50 см. в длину. Есть предположение, что именно расстояние между копытами лошади легло в основу традиционной разметки чайных грядок.

Читайте так же:
Навыки, необходимые для успеха: поясняем суть

Мёэ

Ещё один дзэнский монах, по имени Сёичи Кокуси, вернувшись из Китая династии Сун в 1244 г., привёз чайные семена в родную провинцию Суруга (ныне префектура Сидзуока). Посадив чай в местностях Асикубо и Варабино, а затем в районе верхнего течения реки Абэ, Сёичи Кокуси стал родоночальником чайного производства в префектуре Сидзуока — в настоящее время крупнейшем производителе японского чая (около 40% от всего выращенного в Японии чая). Именно отсюда берёт истоки знаменитый японский чай Хонъяма-ча.

монах Сёичи Кокуси

Чайные турниры

К концу эпохи Камакура(конец тринадцатого — начало четырнадцатого века) чаеводство постепенно распространилось из Киото в глубь Японии. В ту пору среди самурайской элиты стали популярны точа — так называемые "чайные турниры", состязания в дегустации чая. Этот обычай был также заимствован из Китая времён империи Сун с той лишь разницей, что в Китае соревновались в приготовлении чая, в то время как целью состязания в Японии было угадать, в каком регионе произведён тот или иной вид чая. Изначально состязующимся предлагалось отличить лучший по качеству киотский чай из Тогано (хонча — "главный" чай) от прочих "неглавных" чаёв хича, однако с ростом мастерства участников их задачей стало определение региона проиводства каждого из дегустируемых чаёв. Угадавшие больше других победители получали ценные призы и денежные вознаграждения.

О том, как проходили чайные турниры, мы узнаём из написанной в 14-м веке рукописи "Чайные сношения": "Вначале участникам подавалось по три чашки сакэ. Затем ели лапшу с чаем. После небольшой паузы приносили основное блюдо — самые что ни на есть изысканные яства. После трапезы гости шли прогуляться в саду, а затем все собирались в чайной комнате. Вкушая сладости, дегустировали различные чаи, пытаясь угадать, где выращен и произведён предлагаемый к дегустации чай. По окончании состязаний чайная посуда убиралась и вновь подавали сакэ, наслаждаясь музыкой и театром кабуки". Другим названием чайных турниров было "чайный кабуки".

Как следует из вышеприведённого отрывка, помимо собственно чая на чайных турнирах обильно распивался алкоголь. Проходили они шумно, до самого утра, порой превращаясь из чайных турниров в кулачные. Постепенно чайные турниры стали объектом нездоровой азартной игры: на кон ставили крупные суммы денег, драгоценности и земельные участки. Это стало одной из причин, по которой в 1336 году чайные турниры были запрещены сёгуном Асикага Такаудзи. Несмотря на официальный запрет, чайные турниры долгое время оставались жить в народной традиции. Каждый год 24 февраля в храме Сирокубо Тенмангу (префектура Гунма, село Наканодзё-мачи) устраиваются так называемые чайные состязания, в которых участникам предлагается угадать 7 вкусовых свойств четырёх видов чая. К участию допускаются только коренные жители села мужского пола, а также девочки не старше 13 лет. В 1990 году чайные состязания Сирокубо были включены в список культурного наследия Японии.

Чайные бои точа

Чайные плантации Удзи

В 1379 году третий сёгун сёгуната Муромати Асикага Ёсимицу приказал засадить чаем семь плантаций в районе Удзи. Местные мастера неутомимо работали над повышением качества выращиваемого чая. Среди прочего ими была разработана технология затенения чайных кустов примерно за три недели до сбора урожая, за счёт чего в чайном листе накапливалось больше сладковатых на вкус аминокислот и сокращалось количество присущего японскому чаю горьковатого танина. Вскоре чай из Удзи превзошёл чай из Тогано по качеству и популярности и стал считаться "главным чаем" (хонча). Одна из семи плантаций Удзи "Оку но Яма Чаэн" приносит урожаи по сей день.

Читайте так же:
Ученые из НАСА одобрили вариант летательного ската для исследования Венеры

Плантация Оку но Яма Чаэн

Чайные комнаты

В 14-м веке японская чайная культура нашла горячего поклонника и сильного покровителя чая — сёгуна Асикага Ёсимаса (1436 — 1490), внука Асикага Ёсимицу. Чая стали выращивать больше, и чаеторговцы начали продавать его уже за пределами храмов. Появились специально предназначенные для чайных церемоний чайные комнаты. В построенном Асикага Ёримаса храме Гинкакудзи ("Серебряный Павильон") до наших дней сохранилась первая чайная комната Японии. Уйдя с государственной службы в 1473 году, сёгун до конца жизни проводил в этой комнате чайные церемонии.

История чая: от древности до наших дней

Чай

Чай – самый популярный горячий напиток в мире. Его регулярно пьют по всему миру, а в некоторых странах, например в Англии или Японии, чай не просто вкусный напиток, но и часть местной, национальной культуры. Можно вспомнить и знаменитую японскую чайную церемонию, и чопорное английское чаепитие, без которого просто нельзя вообразить настоящего английского джентльмена. Но помимо своей популярности чай еще и очень древний напиток, о том какой была история возникновения чая, читайте дальше.

История чая началась в древнем Китае около 2750 года до нашей эры. Примерно в это время было обнаружено, что чайное растение обладает не только отличными вкусовыми качествами, но и целым рядом лечебных свойств. Легенда гласит, что китайский император Шен Нунг сидел в тени дикого чайного дерева и кипятил питьевую воду, вдруг ветер сдул несколько листьев с дерева в горшок и придал воде вкус, который император нашел восхитительным. Он продолжил эксперименты и обнаружил, что этот напиток обладает лечебными свойствами, а также приятным вкусом. Император призвал китайский народ выращивать это растение на благо всей нации и со временем он вошел в историю как легендарный отец чая, первооткрыватель этого напитка. Впрочем, это всего лишь красивая легенда об изобретении чая, как именно он появился, мы доподлинно не знаем.

Впервые дни потребления чая, листья собирали и кипятили в воде, а так как сахаром еще не пользовались, то получался довольно горький напиток. Изначально чайные листья использовались, прежде всего, как лекарство, а во-вторых, как приятный напиток. Чтобы чай стал популярным напитком во всей Китайской империи, потребовалось более 3000 лет.

Чай в древнем Китае

Во времена династии Мин (1368-1644) стали популярны пропаренные и сушеные листы чая; однако этот вид зеленого чая не сохранился и не распространялся за пределы Китая. Чтобы защитить свой урожай, китайские торговцы начали обжаривать чайные листья, чтобы предотвратить гниение. Из листьев, оставшихся на воздухе для окисления, производился черный чай (или красный, как его называют китайцы). Этот чай делали в основном на экспорт, а китайцы даже сегодня продолжают пить местный зеленый чай.

Появление чая в Европе

Голландцы были первыми, кто начал пить чай в Европе, отправив первую чайную порцию на своих кораблях в 1610 году. А в Англию чай впервые завезли примерно в 1650 году. Стоит заметить, что в Европу чай попал немного позже своего извечного конкурента в мире горячих напитков – кофе. Но это только пошло чаю на пользу, ведь именно через набирающие все большую популярность кофейни новый напиток быстро распространился среди людей.

В 1657 году у Томаса Гаруэя, английского торговца, возникла идея предлагать чай широкой публике, вскоре он стал излюбленным напитком англичан. Примерно в это время сократился поток налоговых поступлений от торговли спиртными напитками в Британскую казну. Дабы восполнить потери английские чиновники ввели налог на чай, что увеличило его стоимость и сделало напитком респектабельных господ, прежде всего аристократии и богатых буржуа. Тем не менее, уже в начале следующего столетия с ростом всеобщего благосостояния чай стал обычным напитком не только для высшего, но и среднего классов. Говоря простым языком, пить чай в Англии тех времен попросту было очень модно, и даже какой-нибудь не самый богатый и не самый знатный английский джентльмен (или леди), выпивая чашку сего ароматного напитка, ощущали себя почти что английской королевой.

Читайте так же:
Факты о Венецианском карнавале — изучаем тщательно

чай в Англии

Чай в Новом свете

А знаете ли вы, что чай сыграл и свою роль в истории создания нового могущественного государства на исторической сцене – США. В 1772 году налог на чай создавал большие проблемы в британских колониях в Америке. Хотя многие другие налоги на товары, направляемые в Америку, были отменены, три пенса за фунт чая остались неизменными. «Чайный налог» должен был компенсировать банкротство Британской Ост-Индской компании. За пятилетний период колонии заплатили пошлину почти за 2 миллиона фунтов чая. Разъяренные налогом на чай и другими ограничениями американцы (пардон, британские колонисты, так как американцев как нации еще не было) попытались заблокировать поставки чая в Филадельфию и Нью-Йорк.

16 декабря 1773 года члены проамериканской патриотической организации «Сыны свободы» захватили два корабля с чаем в Бостонской гавани. Переодевшись коренными американскими индейцами, они выбросили в океан 342 больших ящика с чаем. Позже это историческое событие получило название – «Бостонское чаепитие».

Бостонское чаепитие

Эти действия колонистов побудили английский парламент принять серию законов, известных как «недопустимые законы». Они ограничили политическую свободу граждан и в конечном итоге привели к всеобщему восстанию, и впоследствии войне за независимость американских колоний. Таким образом, чай помог обеспечить независимость Америки, создать новую американскую нацию.

Чай в Англии

В XIX веке чаепитие стало неотъемлемой частью британской общественной жизни. Чаепития были организованы на все случаи жизни, включая семейные чаи, чаи для пикника, теннисные чаи и элегантные послеобеденные чаи. На протяжении многих лет в руководствах по ведению домашнего хозяйства и поваренных книгах давались четкие инструкции о приглашениях на чаепитие, этикете, методах заваривания и сервировки чая, одежде и посуде. Чаепитие было символом элегантности и благополучия. И сегодня чай является главным национальным напитком Соединенного королевства.

чаепитие по английски

Чай в Японии

Не меньшее значение чай имеет и в другой удивительной стране, расположенной на другом конце света – в Японии. В «страну восходящего солнца» этот напиток попал вместе с китайскими буддийскими миссионерами. Проповедуя буддизм, буддийские монахи заодно и посадили первые чайные семена на японской земле.

Стоит заметить, что для буддистов, и в особенности буддийских монахов чай являлся (и является) особым напитком, его пьют во время медитаций и подносят Будде. С распространением буддизма в Японии, распространилась и культура потребления чая. Этот напиток стал любимым при дворе императоров, среди японской знати, особенно среди самураев. Организовывались даже особые «чайные турниры», когда знатоки и ценители чая должны были по вкусу напитка определить его принадлежность к тому или иному сорту.

Японская чайная церемония

Так как японская культура очень эстетична сама по себе, то эту свою традиционную эстетику японцы перенесли и на культуру потребления чая, так родилась знаменитая японская чайная церемония – специфическая ритуализованная форма совместного чаепития. Первоначально она была разработана буддийским монахом Дае в XII веке, и впоследствии совершенствовалась его преемниками. И сегодня чайная церемония, (как и просто чаепитие), является важной частью японской национальной культуры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию