100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Звездные войны»

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

«Звёздные войны» (Star Wars) — культовая эпическая фантастическая сага, включающая в себя 6 кинофильмов, а также анимационные сериалы, мультфильмы, телефильмы, книги, комиксы, видеоигры — все пронизанные единой сюжетной линией и созданные в единой фантастической Вселенной «Звёздных войн», задуманной и реализованной американским режиссёром Джорджем Лукасом в начале 1970-х годов и позднее расширенной.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

Сегодня, 25 мая, исполняется 38-я годовщина выхода на экраны самого первого фильма этой действительно культовой серии фантастических фильмов. Давайте вместе вспомним как это всё начиналось.

Первый фильм вышел 25 мая 1977 года под названием «Звёздные войны». Фильм имел огромный кассовый успех, что фактически спасло компанию 20th Century Fox от угрожавшего ей тогда банкротства. Когда сомнения в окупаемости проекта отпали, первый фильм получил подзаголовок «Новая надежда», и вскоре за ним появились два продолжения — в 1980 и 1983 годах.

Жанр: боевик, научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези

Никто не предполагал, что этот фильм будет иметь успех. Руководство киностудии было настолько убеждено в провале фильма, что бесплатно отдало Лукасу коммерческие права на все последующие серии Звездных войн. Боссы явно недооценили потенциал фильма, и не ожидали, что за ним последуют два продолжения, три предыстории и множество побочных продуктов — мультфильмы, компьютерные игры, игрушки, книги и даже одежда и пищевые продукты. Бюджет фильма, составивший 11 млн. долларов казался очень небольшим, и он принес режиссеру уже полмиллиарда, и продолжает приносить.

Звездные войны, таким образом, можно считать, самым успешным проектом за всю историю кино.

Сюжет картины сводится к тому, как сильный духом юноша Люк Скайуокер после смерти своих дяди и тети объединяется со старым рыцарем-джедаем Беном Оби-Ван Кеноби, двумя скрипучими роботами, командиром корабля Хэном Соло (Форд) и мохнатым пришельцем, чтобы спасти принцессу от злодея.

В фильме снимались: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кашинг, Алек Гиннесс, Энтони Дэниэлс, Кенни Бейкер, Питер Мэйхью, Дэвид Прауз, Фил Браун, Шилаг Фрэйзер, Джек Первис, Алекс МакКриндл, Эдди Бирн, Дрю Хенли

Режиссер: Джордж Лукас

Сценарист: Джордж Лукас

Оператор: Гилберт Тейлор

Композитор: Джон Уильямс

Художники: Джон Бэрри, Лесли Дилли, Норман Рейнолдс, Леон Эриксен

Продюсеры: Гэри Кертц, Джордж Лукас

Награды, номинации, фестивали

1978 — Премия Оскар

Лучшая работа художника-постановщика

Лучший дизайн костюмов

Лучшие визуальные эффекты

Премия «BAFTA» (1978):

Лучшая музыка (Джон Уильямс)

Лучший звук (Сэм Шо)

Премьера: 25 мая 1977 (Нью-Йорк), май 1991 (Москва)

В качестве эталона для батальных сцен Лукас взял военную хронику времен 2-й мировой войны…

Джордж Лукас хотел снять некое подобие современного мифа, в противовес мрачной, пессимистичной фантастике, характерной для кино начала 70-х годов.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

Несколько интересных фактов:

1. В забавных роботах-комиках C3PO и R2D2 сидели люди, причем в большом роботе – специально найденный очень худой комик, а в маленьком роботе — карлик, который управлял роботом. Когда съемка заканчивалась, карлика часто забывали вынуть из робота. Сам он выбраться не мог.

2. Поскольку времени на съёмку было в обрез, то снимали сразу в 3-х павильонах параллельно разные эпизоды, при этом сам Лукас перемещался между павильонами на велосипеде.

3. Бенчмаркинг в кино: в качестве эталона для батальных сцен Лукас взял военную хронику времен 2-й мировой войны, и в части сцен просто скопировал сцены воздушных боев: движение самолетов, смена крупных и общих планов и т.п. воспроизведены очень точно.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

4. Для озвучивания зловещего Дарта Вейдера использовалось дыхание человека в акваланге. Для озвучивания речи инопланетянина Чубаку использовались сэмплы львиного, медвежьего и тигриного рыка, которые чередовались, выстраиваясь в некие «фразы».

5. В качестве «световых мечей» использовались деревянные палки, покрытые светоотражающим составом. «Мечи» во время поединков постоянно ломались.

6. Космическая станция «Звезда смерти» была размером с письменный стол, вдоль нее на тросе таскали миниатюрную камеру. Камера управлялась самодельным компьютером (персоналок тогда еще не было).

7. В одной из сцен на Люка нападает «песчаный человек». Свалив Люка наземь, он высоко поднимает палку над головой. При монтаже для большей экспрессивности этот кадр «зациклили» и повторили несколько раз: получилось, будто песчаный человек воинственно трясет палкой.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

8. Продюссеры неоднократно пытались закрыть картину. Потому что:

— кто будет смотреть дурацкую сказку?

— в фильме нет известных актеров-звёзд

— саундтрэк симфонический, а сейчас все слушают диско

9. В успех фильма никто не верил, и только одна небольшая фирма решила выпустить к премьере «Звездных войн» игрушки в виде персонажей фильма.

После премьеры на игрушки начался ажиатажный спрос, и задействованных для производства игрушек мощностей не хватило. Поэтому к рождеству у фирмы кончился товар! Тогда фирма стала продавать «сертификаты» на игрушки. В подарок к рождеству ребенок получал пустую коробку и сертификат, на котором было написано: «По этому сертификату Вы получите игрушки в марте».

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

10. Во 2-й части фильма инопланетянина Йоду играла специальная кукла, которой управляло несколько человек. Все декорации в сценах с Йодой (включая деревья и т.п.) были приподняты над землей на высоту человеческого роста, и кукловоды прятались под полом.

Это создавало трудности: Марк Хэмилл, игравший Люка Стайвокера, в диалогах с Йодой не слышал его. Наконец догадались вставить в ухо Марку наушничек. Теперь он слышал Йоду, но периодически, когда он поворачивал голову, наушник начинал ловить радио (звучали «Роллинг Стоунз»), и это сильно отвлекало.

11. Сцены на заснеженной планете снимались в Исландии. Очень не повезло с погодой, все время стоял 20-градусный мороз. Моменты, когда Люк бродит по заснеженной пустыне, снимали через открытую дверь из холла гостиницы. При этом Марк Хэммил мерз снаружи, а вся съёмочная группа грелась в холле.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

12. Во время съёмок полета через астероидный рой в качестве астероидов использовали ….обычную картошку. Пролет каждого «астероида» снимали отдельно, на фоне голубого экрана, и затем все это монтировалось вместе с летящими звездолетами. Никакой компьютерной графики тогда не было…

13. Для большего правдоподобия игры актеров и для создания атмосферы «таинственности» Джордж Лукас до последнего момента скрывал от всей съемочной группы, что зловещий Дарт Вейдер – на самом деле отец Люка Старвокера. Марку Хэммилу Лукас сообщил об этом за минуту до съёмки решающего поединка с Вейдером. А актер, игравший Вейдера, даже во время съёмки эпизода, где он сообщает Люку: «Я твой отец!», не знал о своем «отцовстве» — в этой сцене он произносит совсем другие слова: «Твоего отца убил Обиван Кэноби». Потом эту сцену озвучили «как надо»: ведь у Вейдера лицо скрыто под железной маской.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

14. Для того, чтобы с самых первых кадров фильма держать зрителей в напряжении, Лукас перенес все титры в конец фильма, нарушив тем самым голливудские традиции. На первый раз ему это простили. Но когда он повторил данный номер во 2-й части фильма, Гильдия режиссеров обязала его уплатить штраф 250 тысяч долларов.

Читайте так же:
Как в Беларусии производят черную икру

15. Когда началась подготовка к съемке 3-й части фиьма, то для всех поставщиков оборудования, во всех бумагах фильм назывался «Голубой урожай». Специально придумали максимально небрендовое название — потому что когда поставщики видели название «Звездные войны» — они сразу увеличивали цену в 2 раза.

Как снимали фильм «Звёздные войны» (Star Wars)

16. Монстрообразным гангстером Джаббой управляло множество человек – кто-то руками, кто-то ртом, кто-то языком, кто-то – глазами (которые были радиоуправляемыми). А хвост Джаббы приводили в движение 2 карлика. Когда принцесса Лея, собираясь душить Джаббу, зашла ему за спину, она случайно наступила на карлика. Чтобы этого не повторилось, был сделан специальный помост.

17. Один из наиболее захватывающих эпизодов 3-й части – гонки на летающих мотоциклах на бешеной скорости через лес. На самом деле, пролет через лес снимался ручной кинокамерой, которую оператор не спеша нес по маршруту. Съёмка велась со скоростью 1 кадр в секунду. Затем при нормальной скорости воспроизведения 24 кадра в секунду и возник эффект головокружительной гонки.

В 1997 году, 20 лет спустя после выхода первого фильма, оригинальная трилогия была переработана с добавлением компьютерных спецэффектов и выпущена в повторный прокат. В повторном прокате фильмы собрали соответственно 256,5 млн, 124,2 млн и 88,7 млн долларов.

В 1999 году на экраны был выпущен фильм «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», который положил начало новой трилогии — предыстории оригинальной. Далее в 2002 — Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов и в 2005 — Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов.

По признанию Джорджа Лукаса, идея фильма возникла под влиянием исследований Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии («Герой с тысячью лицами» и др.).

Началом истории «Звёздных войн» принято считать 1976 год. Именно тогда появилась одноимённая книга-новеллизация А. Д. Фостера и Джорджа Лукаса, рассказывающая о событиях «Эпизода IV: Новая надежда». Продюсеры 20th Century Fox, опасаясь провала фильма в прокате, решили выпустить книгу раньше, чтобы оценить её успешность. В 1977 году на Конгрессе Всемирного сообщества научной фантастики Джордж Лукас получил специальную премию «Хьюго» за этот роман.

В конце 2012 года анонсирован седьмой фильм. Дата выхода в прокат назначена на 18 декабря 2015 года.. В марте 2015 анонсирован восьмой фильм и дата премьеры: 26 мая 2017.

Великая компиляция: из чего Джордж Лукас собирал «Звёздные войны»

Основные источники вдохновения из классического кинематографа.

История знаменитой саги началась в 1977 году с фильма «Звёздные войны. Эпизод 4: Новая надежда». Сейчас творение Джорджа Лукаса без преувеличения — одна из самых популярных космических франшиз в истории кинематографа. Но помимо армии фанатов есть и те, кто считает значимость «Звёздных войн» сильно преувеличенной.

Некоторые критики, да и просто зрители, называют творчество Лукаса (особенно «Новую надежду») просто компиляцией из уже существовавших более старых сюжетов.

Разбираемся, откуда взялись основные образы и сюжеты в «Звёздных войнах».

На первом месте — сериалы и комиксы тридцатых-сороковых годов о Флэше Гордоне, типичном герое, спасавшем Землю от космических захватчиков. Во-первых, сам Джордж Лукас называл их прообразами своих фильмов. Поговаривали, что изначально он хотел сделать ремейк «Флэша Гордона», но не получил права.

Во-вторых, отсылки к ним в «Звёздных войнах» начинаются ещё до начала сюжета. Один из самых узнаваемых символов франшизы — текст с кратким описанием событий — можно встретить ещё в сериале «Флэш Гордон покоряет Вселенную» 1940 года.

Но одним вступительным текстом дело, конечно же, не ограничивается. Например, император Минг Безжалостный — один из главных злодеев в историях о Флэше Гордоне, путешествует на своей планете Монго и с помощью излучения уничтожает другие планеты. Вероятно, это и стало прообразом Звезды Смерти.

Если же обратиться к некоторым сценам из комикса Flash Gordon: The Space Invaders, можно увидеть, как злодей по имени Dak Tula телепатически убивает провинившегося помощника, а ещё с помощью своих сил общается на расстоянии с Флэшем, который взрывает его корабль. И то и другое сильно напоминает поведение Дарта Вейдера в «Новой надежде».

Здесь, конечно, нужно учитывать, что и сам «Флэш Гордон» во многом копировал более старые комиксы о космических приключениях «Бак Роджерс», выходившие с 1927 года, в которых появились лазеры, перестрелки на космических кораблях и прочие узнаваемые фантастические штуки.

Основной сюжет первой части опирался на классический фильм Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (иногда переводят просто как «Скрытая крепость»).

И здесь, опять же, можно обратиться к самому началу «Новой надежды», где роботы C3PO и R2D2 оказываются на планете Татуин и бредут по пустыне, постоянно переругиваясь. Фильм Куросавы начинается практически с аналогичной сцены, только вместо роботов там два крестьянина, сбежавшие с поля боя. На них в дальнейшем и держится комедийная составляющая картины.

Далее по сюжету крестьяне встречают генерала Макабэ, который втайне перевозит опальную принцессу в безопасное место. Этот персонаж считается прообразом Оби-Вана Кеноби.

Параллели со «Звёздными войнами» можно найти на протяжении всего фильма: съёмки поединков, злодей с изуродованным лицом, погоня (это воплотилось уже в «Возвращении джедая») и финальное награждение героев. На YouTube можно найти множество роликов, в которых сравниваются герои и сцены из фильмов.

Помните сцену в баре, в которой преступник-инопланетянин угрожает Люку и Оби-Вану, и последний затем отрубает ему руку? Она перекочевала в «Звёздные войны» из фильма «Телохранитель» 1961 года того же Акиры Куросавы.

Забавный факт: изначально Лукас приглашал Тосиро Мифунэ — исполнителя главных ролей в обоих этих фильмах, на роль Оби-Вана Кеноби, но тот отклонил предложение, опасаясь, что фильм выйдет дешёвым и примитивным.

Лукас не скрывает влияния фильмов Куросавы, называя их одним из главных источников вдохновения при работе над «Звёздными войнами». Есть слухи, что первоначальные варианты сценария были настолько похожи на «Три негодяя в скрытой крепости», что, как и в случае с «Флэшем Гордоном», Лукас хотел купить авторские права на картину. Но, видимо, что-то снова не сложилось.

С момента выхода первого фильма Дарт Вейдер регулярно занимает первые места в списках самых харизматичных злодеев в истории кино. Но и этот персонаж обязан своим появлением классическому кинематографу, а именно телесериалу 1938 года The Fighting Devil Dogs.

Этот сериал важен для истории как раз тем, что в нём на экране впервые появился костюмированный суперзлодей. Главный антагонист сериала — зловещий персонаж по имени Lightning («Молния» или «Молниеносный»), который, конечно же, желает захватить мир. Он носит чёрную кожаную одежду, плащ и закрытый шлем.

Но если эти аналогии ещё можно поставить под сомнение, то наличие у него помощников-миньонов, с ног до головы одетых в белое, расставляет всё по местам. Что миньоны, что штурмовики не блещут умом (вспомнить хотя бы огромное количество шуток про меткость) и могут только выполнять приказы своего правителя. А если мало и этого: злодей в какой-то момент убивает отца главного героя.

Читайте так же:
Как делают и прокладывают под водой оптоволоконный кабель

Здесь Джордж Лукас обратился за вдохновением к военным фильмам. Штурм Звезды Смерти целыми сценами копирует классические картины, главной из которых стала «Разрушители плотин» 1955 года — история об атаке британских ВВС на Рурскую плотину во время Второй мировой войны. Лукас скопировал практически всю кульминацию сюжета, это видно на фанатских роликах.

Основа «Возвращения джедая» — фильм «Пушки острова Наварон», рассказывающий о диверсионной группе британских коммандос. Их задача — обезвредить огромные пушки, установленные нацистами на острове Наварон, чтобы дать возможность флоту эвакуировать с соседнего острова несколько тысяч солдат.

Здесь визуальные аналогии прослеживаются чуть меньше, хотя форма нацистов, оформление входа в казематы и финальный взрыв пушек схожи с антуражем «Возвращения джедая». Но вот сюжетные отсылки налицо — Хан Соло и диверсионная группа должны взорвать пункт управления, чтобы отключить энергетический щит, давая возможность подойти космическому флоту.

Ещё один приключенческий жанр, который чаще всего называют источником идей для Джорджа Лукаса. Действительно, Хан Соло похож на классического ковбоя в стиле фильма Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой». С этой же картиной проводят аналогию, когда говорят о сцене в баре, где Хан убивает наёмника, стреляя на опережение. Персонаж Ли Ван Клифа («Плохой») поступил аналогичным образом, выполняя очередной заказ на убийство.

Лукас хотел изменить эту сцену, показав, что Хан Соло на самом деле стрелял в ответ, и с этим связана целая волна возмущений и споров: «Han shot first».

Ещё одну очевидную отсылку можно заметить, если посмотреть вестерн «Искатели» 1956 года с Джоном Уэйном в главной роли. Завязка у фильма трагическая: герой возвращается домой, но обнаруживает, что родной дом сгорел. Аналогичное происшествие подталкивает Люка Скайуокера отправиться в путешествие.

Широко известна фраза автора книги «Дюна» Фрэнка Герберта: «Я считаю, Лукас должен мне хотя бы ужин». Действительно, не заметить влияние этого классического романа на первые фильмы серии «Звёздные войны» невозможно.

В первую очередь это касается планеты Татуин — родины Люка Скайуокера. Песчаная планета, на которой обитает множество контрабандистов. Очень напоминает Арракис — центральное место действия «Дюны», разве что лун над планетой у Лукаса три, а у Герберта всего две.

Но этим дело не ограничивается. В 1975 году режиссёр Алехандро Ходоровски взялся за экранизацию романа. Оставив от первоисточника только общий скелет, он придумал собственную историю и совместно с художником Жаном «Мёбиусом» Жиро создал огромный фолиант, в котором были нарисованы все раскадровки фильма.

Копию этого визуального сценария разослали по всем крупным студиям. В итоге никто не согласился профинансировать съёмки (возможно потому, что у Ходоровски выходил фильм примерно на 12-14 часов), и картина так и не увидела свет.

По утверждениям режиссёра и других людей, работавших над «Дюной», в «Новой надежде» есть множество отсылок к раскадровке его сценария. Например, на космическом корабле главный герой «Дюны» Пол Атрейдес тренируется драться на мечах с роботом. Сцена на «Тысячелетнем Соколе», где Люк учится владеть световым мечом, якобы полностью скопирована оттуда.

Убедиться в подлинности этого факта невозможно, есть лишь несколько карандашных рисунков в документальном фильме «”Дюна” Ходоровски», поэтому остаётся только верить на слово режиссёру.

Позже Ходоровски совместно с Мёбиусом использовали множество концептов из нереализованного сценария в комиксах Incal. Глядя на некоторые кадры, остаётся только гадать, кто из авторов придумал первым этих персонажей. Хотя прообраз робота C3PO можно увидеть ещё в немом фильме «Метрополис» 1927 года.

К переизданию классического французского комикса «Валериан и Лорелин» его авторы — сценарист Пьер Кристин и художник Жан-Клод Мезьер, — выпустили целую галерею совпадающих образов из различных выпусков «Валериана» и эпизодов «Звёздных войн». А Мезьер откровенно заявлял, что при первом просмотре фильма Лукаса был в ярости.

Но если смотреть объективно, то многие из этих совпадений кажутся слишком надуманными и указаны скорее просто для количества. Однако слишком уж бросается в глаза сходство Валериана, застывшего в стекле, с замороженным Ханом. Да и Уотто из «Скрытой угрозы» очень напоминает Шингузов (в фильме Люка Бессона их переименовали в Доган Дагиусов) не только внешностью, но и характером — тем и другим интересны только деньги.

Но наиболее цитируемым совпадением стали костюмы Лорелин и принцессы Леи, оказавшихся в плену у злодеев. Одинаковые золотые купальники, браслеты на руках и даже поза. Но тут, не отрицая цитирования, авторы «Звёздных войн» ссылаются не на комиксы о Валериане, а на истории Эдгара Берроуза о Джоне Картере.

Появившаяся в «Принцессе Марса» героиня Дея Торис (принцесса, а позже жена главного героя) на одной из обложек фигурирует ровно в таком же костюме. Так что, вероятно, у обоих авторов просто был один источник вдохновения.

Список заимствований и отсылок можно продолжать почти бесконечно. Есть и те, кто сравнивает Хана Соло с Реттом Батлером, находя совпадающие диалоги, а Оби-Вана Кеноби с Гэндальфом, поскольку он сподвигает главного героя на приключения.

А то и приводят сравнительные анализы сценария «Звёздных войн» и сюжета «Волшебника страны Оз». В визуальном плане проводят аналогии сцен межпланетных перелётов с «Космической одиссеей 2001 года». Можно также вспомнить появление уменьшенных проекций человека в фильме «Запретная планета».

Но большинство этих теорий останется лишь домыслами фанатов, тем более, что сам Джордж Лукас предпочитает не комментировать такие предположения. Но похоже, что тут сработал студенческий принцип «компиляция из пяти научных статей = шестая научная статья».

Не зря же ещё одним основным источником для создания «Звёздных войн» называют книгу «Тысячеликий герой» американского исследователя Джозефа Кэмпбелла. В ней автор разбирает множество легенд и мифов различных народов, после чего приходит к выводу, что все они строятся примерно по одному и тому же принципу. Лукасу было достаточно просто перенести этот сюжет на экран, приукрасив идеями из классических фильмов, и в итоге получилась компиляция, оказавшаяся для многих интереснее, чем каждый первоисточник в отдельности.

Я просто оставлю здесь этот отличный фильм, где, в том числе, и про заимствования ЗВ (у кого с английским не очень, на youtube есть несколько версий с переводом:

Отличный фильм, хотя в некоторых моментах (не только по «Звёздным войнам», а вообще) автор перегибает и показывает совсем уж мелкие совпадения. Но в целом да, на эту информацию тоже ориентировался.

Документальный фильм про "Дюну" Ходоровского, к слову сказать, — шикарное зрелище, рекомендую.

Согласен, пользуясь случаем тоже порекомендую документалку.

Jodorowsky’s Dune — завораживающая и увлекательная документалка под аккомпанемент гипнотической электронной музыки.

Без «Дюны» Ходоровского не появился бы «Чужой», так как Дэн О’Бэннон и Гигер познакомились во время работы над проектом. Отменный фильм повлиял на «Звездные Войны», «Бегущего по лезвию», «Терминатора», «Контакт», «Матрицу», «Индиану Джонса», «Прометея» и «Флэша Гордона» (фильм 80-х).

Ходоровски планировал экранизировать «Дюну» в 1975 году, за 7 лет до выхода экранизации Дэвида Линча. И вроде бы все уже было готово, до начала съемок оставался всего один шаг, но в последний момент Голливуд передумал и Ходоровски отказали. Это был амбициозный проект, в его создании принимали участие многие культовые кинематографисты, актеры, музыканты и художники. Помимо Гигера и О’Бэннона можно отметить дизайнера Криса Фосса и Жана «Мёбиуса» Жиро (создатель лучших французских фантастических комиксов). В качестве актеров пригласили Сальвадора Дали, Дэвида Кэррэдайна, Орсена Уэллса и Мика Джаггера. Саундтрек собиралась писать группа Pink Floyd.

Читайте так же:
Как собирают японские телевизоры

cinematographua

Отлично сработали транспортные средства. Песчаный краулер пустынных мусорщиков-джав (их сыграли полтора десятка карликов), подобравших роботов в пустыне, был создан в виде маленькой метровой модели, которая использовалась для съемок в движении, а в сцене выгрузки использовалась дорогущая огромная декорация с гусеницами от карьерного экскаватора.

Для одной из сцен (краулер после нападения имперских солдат) декорацию «разрушили», распилив гусеницы автогеном, добавив дыр в обшивке и дыма от дымовых шашек.

Парящий спидер, на котором Люк передвигался по поверхности Татуина, на съемках общих планов двигался по поверхности земли на колесах, которые потом убирали с помощью комбинированных съемок.

В нескольких сценах он был закреплен на чем-то вроде огромной карусели — на одном конце висел спидер, а на другом – члены съемочной группы, которые приводили ее в движение.

Проведя в Тунисе в общей сложности три месяца, съемочная группа отсняла весь материал почти без происшествий. Но все же не обошлось без неприятностей: в разгар съемок разыгралась песчаная буря, которая буквально разметала часть Мос Айсли по пустыне, на неделю задержав процесс работы над фильмом. По словам местных жителей, такие бури здесь не редкость…

Когда съемочная группа вернулась в Англию, на студии "Elstree" уже были готовы декорации для съемок последующих сцен, и самой впечатляющей был, без сомнения, корабль «Тысячелетний сокол» Хана Соло длиной почти пятьдесят метров. Он был так велик, что его строили и снимали в самой большой студии компании, представлявшей собой обширный ангар за городом. Декорация весила сорок тонн.

Отдельно, и в совсем другой студии, сделали кабину «Сокола», установленную на подпружиненной платформе. В определенные моменты съемок ассистенты трясли кабину руками, создавая иллюзию вибрации.

Для экономии съемки велись одновременно в трех павильонах, причем Лукас передвигался между ними на велосипеде. Работая по 12 часов в сутки без выходных, команда сумела завершить работу по съемкам материала с актерами в декорациях всего за восемь недель. Основное время заняла работа над спецэффектами, которых в фильме было колоссальное количество.

В картине использовано в общей сложности 365 спецэффектов – на то время абсолютный рекорд. Космические корабли, разнообразные механизмы, знаменитые лазерные мечи, даже вступительные титры – все это было воплощено самым впечатляющим и новаторским образом. До сих пор подобных спецэффектов в фильмах зритель еще не видел. Они были созданы в Калифорнии, на студии, основанной Лукасом специально для «Звездных войн» (потом крошечная фирма разрослась до гиганта под названием Industrial Light and Magic) и объединены с кадрами, отснятыми в Англии.

Если не считать "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика, в которой эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, "Новая надежда" стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со "Звездными войнами" фильм Спилберга "Близкие контакты третьего вида" вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.

Для съемок космических кораблей, движущихся в пространстве, Лукас применил революционную технологию – вместо того, чтобы пытаться двигать корабли относительно камеры, как делалось до сих пор, он… двигал камеру относительно неподвижных кораблей! Итог получился впечатляющим: максимально естественное и плавное движение создавало полную иллюзию.

Модель корабля фотографировалась с помощью камеры, укрепленной на специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение камеры при каждом кадре сохранялось в памяти, и создатели получили возможность добавить на стадии монтажа любой фон в полном соответствии с ракурсом съемки. Грамотное использование освещения и движущихся теней позволило добиться просто поразительного эффекта. Никакой компьютерной графики в семидесятых еще и в помине не было!

Технологическим достижением было и создание тридцати трех движущихся роботов. А главными среди них, конечно же, были знаменитые друзья R2D2 и C3PO.

«С самого начала я задумал развернуть повествование вокруг двух роботов, сделать их своеобразным стержнем всей истории, добавить комическую нотку. Я полностью осознавал, что это будет трудно сделать. Но не подозревал, что настолько… Трудностей было множество – они постоянно ломались, делали в кадре совершенно не то, что нужно, и вообще страшно теряли наше время. Мы справились с колоссальным количеством проблем – иногда мне казалось, что я этого не выдержу. Но все равно было чертовски весело!»

Результат стоил усилий – забавная пара роботов стала неотъемлемой частью всей истории, а персонажи сыграли важнейшую, а порой и решающую роль в судьбе главных героев.

При создании C3PO художник вдохновлялся образом робота из старого фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис» (1927). Для этой роли подобрали худощавого актера Энтони Дэниелса, которого облачили в золотистый металлический костюм. Всего было создано полдесятка вариантов дизайна (даже с ушами и антеннами).

При ходьбе C3PO громко хрустел суставами костюма, и, кстати, совершенно ничего не видел в шлеме, передвигаясь по съемочной площадке практически вслепую, и постоянно врезаясь в декорации, что потребовало множества дублей для создания всех сцен с ним.

Что же касается R2D2, то он был придуман самим Лукасом. Механизмы робота постоянно давали сбои, так что его непрерывно чинили и отлаживали.

Комбинированные съемки тоже были революционными – так, авторы применили задние планы, вручную нарисованные на стекле, которые совмещали с реальными съемками, получая удивительно реалистичную иллюзию пространства.

В сцене, где Оби-Ван отключает подачу энергии на Звезде Смерти, согласно эскизу Лукаса, нужно было создать шахту огромной глубины. О том, чтобы строить декорацию высотой десятки метров ради единственного плана, не могло быть и речи.

Тогда сделали декорацию центральной части, вместе со стенами шахты, окружающими ее…

… а в тысячах миль от Англии, в США, вручную нарисовали на стекле задник в виде глубокой шахты, уходящей вниз на головокружительную глубину, а потом отсняли его на пленку.

Совмещение реальной съемки с нарисованным задником дало удивительно реалистичный эффект. Эта технология была успешно использована и во многих других сценах, в том числе в следующих сериях.

Знаменитые лазерные мечи – еще один безупречно сделанный спецэффект. При съемках использовали деревянные палки, покрытые светоотражающим составом, таким же, как на дорожных знаках.

Потом на реальные кадры наложили нарисованное вручную свечение и вспышки при столкновении «клинков»(кстати, лучи лазеров тоже рисовались вручную, по линейке), а звуковые эффекты довершили иллюзию.

Кульминация фильма – когда повстанцы с помощью истребителей атакуют имперскую Звезду Смерти – стала самой дорогостоящей и технически продвинутой частью фильма. Зрелищность и безупречная постановка сделали эту атаку одной из самых впечатляющих сцен мирового кино. Но за вдохновенными кадрами скрывались месяцы напряженного труда сотен профессионалов – вся финальная битва представляла собой, по существу, один большой спецэффект.

Читайте так же:
Как делают майонез

При постановке боев между истребителями Лукас вдохновлялся голливудскими фильмами про Вторую Мировую с воздушными боями между самолетами, а также кинохроникой тех событий – виражи истребителей и их маневры были скопированы с реальных маневров боевых самолетов.

Модели космических кораблей снимались на фоне синего экрана камерой с компьютерным управлением. Потом эти кадры совместили с движущимся задним планом, снятым в другой студии при помощи миниатюрных камер, которые двигались над огромным макетом поверхности Звезды Смерти.

Все общие планы Звезды Смерти в фильме нарисованы вручную на огромных поверхностях. Но при съемках атаки истребителей одними рисунками было не обойтись. Было построено несколько «миниатюр» (многометровых размеров), изображавших поверхность Звезды Смерти и коридор, в котором неслись истребители.

Это были огромные макеты (до десяти метров в длину), содержавшие тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы…

Создатели картины вспоминают, что эта сцена заняла наибольшее количество времени и сил – вполне ожидаемо, учитывая, что для Лукаса именно финал был особенно важен, и он не жалел средств, чтобы воплотить задуманное должным образом. Дело осложнялось тем, что многие спецэффекты делались впервые в истории кино, создатели были вынуждены действовать методом проб и ошибок, и это привело к внушительным расходам. На спецэффекты к первым «Звездным войнам» ушло почти четыре миллиона долларов, что по меркам семидесятых сумма небывалая.

Да, «Звездные Войны» были невероятно амбициозным и новаторским проектом. Тем более удивительно, что в день премьеры картина вышла всего в тридцати кинотеатрах по всей Америке – на большее у продюсеров просто не было средств, кроме того, в успех «Войн» никто не верил. После первых же показов волшебного зрелища слава о «невероятном фильме» распространилась со скоростью лесного пожара, после чего киностудия спешно выпустила сотни копий, разосланных во все кинотеатры страны. Следующий месяц сделал «Войны» легендой, Лукаса – мультимиллионером, а всю историю – культом.

С тех пор это один из величайших успехов кинематографа, и не только кассовый (кстати, успех «Войн» спас «XX Century Fox» от банкротства). Семь «Оскаров»(и еще четверть сотни прочих наград) — за декорации, костюмы, спецэффекты, монтаж, звук, голоса персонажей и гениальный саундтрек Джона Вильямса – дополнили картину колоссального триумфа. Участь саги была решена – Лукас получил все возможности воплотить свой суперсценарий в жизнь в полном объеме. Что он и сделал – к искренней радости фанатов «Звездных Войн».

Как снимали «Звездные войны»? Спецэффекты, интересные факты

Один из самых известных и масштабных проектов «всех времен и народов» — фантастическая сага «Звездные войны» — начал создаваться американским режиссером Джорджем Лукасом еще в начале 1970 годов. Для реализации задуманного от него потребовались колоссальные усилия, которые обеспечили триумф первой картины, вышедшей на экраны в мае 1977 года. Причем, по свидетельству тех, кто участвовал в создании этой киноэпопеи, то, что происходило в процессе работы, вполне могло стать сюжетом для отдельного увлекательного фильма. Итак, где и как снимали «Звездные войны»?

 как снимали «Звездные войны»

Несколько слов о Джордже Лукасе

Прежде чем начать рассказ о том, как снимали «Звездные войны», следует уделить немного внимания личности режиссера.

Это сегодня Джордж Лукас является одним из самых состоятельных представителей своей профессии с капиталом в 5 миллионов долларов, а на момент, когда ему пришла в голову идея проекта, ему не было и 30 лет, и он имел в своем активе только два полнометражных фильма. Справедливости ради надо сказать, что он уже снимал кино в жанре фантастики, но оно не имело оглушительного успеха. Сюжет этой картины, известной под названием «THX 1138», представляет собой рассказ о мире будущего, где человечеством, вынужденным проживать под землей, правят компьютеры. Фильм, безусловно, уступает по зрелищности «Звездным войнам», но его герои все так же борются за свое право оставаться людьми и принимать все решения самостоятельно.

Что легло в основу сценария

В свое время на Джорджа Лукаса огромное впечатление произвел фильм Акиры Куросавы «Скрытая крепость». В результате он написал сценарий на 12 листах с длинным названием, в котором упоминался Великий Джедай.

В последующие годы Лукас был занят работой над «Апокалипсисом сегодня», однако картина была снята без него. Тем не менее многие придуманные им сцены в дальнейшем были использованы при создании «Зведздных войн».

Южно-азиатская тема не отпускала Лукаса, и он переписал свой первый сценарий и твердо решил пригласить на все роли актеров из Японии. Однако на завершающем этапе работы режиссер радикально изменил свое мнение, и появилась история, которую фанаты саги знают наизусть в мельчайших подробностях.

в каком году сняли «Звездные войны»

Ральф МакКуорри

Завершив долгую и кропотливую работу над сценарием картины, Лукас собрался представить потенциальным инвесторам и нескольким киностудиям толстый фолиант. Он вмещал целиком все события вселенной «Звездных войн» с трилогией нового времени и детальным описанием сотен персонажей, с именами и биографиями.

Будучи реалистом, Джордж Лукас понимал, что для того, чтобы с большим успехом представить свой проект кинобоссам, одного восторженного рассказа недостаточно. Он стал думать, каким образом можно лучше презентовать «Звездные войны». Фильм, таким каким он его задумал, требовал больших инвестиций, поэтому режиссер решил заказать несколько иллюстраций известному промышленному дизайнеру Ральфу МакКуорри из компании Boeing. Его выбор был не случайным, так как художник в свое время нарисовал известные изображения высадки американцев на Луну. Сотрудничество Лукаса и МакКуорри оказалось плодотворным, и режиссер получил прекрасные концепт-картины для «Звездных воин».

Колин Кантуэлл

Рассказывая о том, как снимали «Звездные войны», нельзя не упомянуть и о человеке, который создавал модели космического транспорта и инфраструктуры. На роль соавтора в технических вопросах Лукас пригласил Колина Кантуэлла, который уже работал над фильмами «Штамм Андромеды» и «2010: Космическая одиссея» и хранил в своем доме обширную коллекцию моделей. Втроем с МакКуорри они придумали внешний вид и характеристики движения спидера, кораблей и станции «Звезда смерти».

почему «Звездные войны» снимали не по порядку

Как снимали «Звездные войны»: предыстория

Сегодня в это трудно поверить, но в середине 70-х найти желающих запустить в производство фантастический фильм оказалось крайне сложно, и Лукасу для этого понадобилось около полугода. В итоге XX -th Century Fox согласилась начать съемки, но поставила перед режиссером несколько условий, в том числе об отказе от получения гонорара авансом и издании книги по сюжету четвертого эпизода космической саги. Последнее, по мнению руководства студии, необходимо было сделать для того, чтобы выяснить, насколько сценарий будущего фильма способен заинтересовать зрительскую аудиторию.

Читайте так же:
Как делают ветряки (видео)

К сотрудничеству в работе над фантастическим романом Лукас привлек Алана Фостера, и вскоре вся Америка уже читала о похождениях Хана Соло, принцессы Леи и Люка Скайуокера.

Создание книги — основная причина того, почему «Звездные войны» снимали не по порядку. Эта традиция метания из конца в конец сценария сохранилась и в дальнейшем, так как порождала интригу и подогревала интерес к последующим частям киносаги. Она же стала причиной путаницы в вопросе о том, в каком году сняли «Звездные войны». Ведь первый эпизод был представлен зрителям только на исходе XX столетия.

где снимали «Звездные войны»

Где снимали «Звездные войны» (четвертый эпизод)

Режиссер Джордж Лукас так долго вынашивал идею своего фильма, что четко представлял себе, как должен выглядеть тот или иной персонаж и каким способом лучше реализовать необходимые спецэффекты.

В качестве места для сотворения мира, где должны были существовать герои саги, выбрали Тунис, а точнее, окрестности города Татуин. Причем его название настолько понравилось участникам съемок, что его использовали для обозначения планеты, куда попали дроиды C-3PO и R2-D2, отправленные за подмогой в борьбе с силами Империи.

В течение двух месяцев декораторы строили в пустыне город Мос Астли. Кроме того, в Татуин привезли 25 моделей, в том числе радиоуправляемых, которые были спроектированы Карло Рамбальди.

 где снимали «Звездные войны. Пробуждение силы»

В каких странах планеты побывала творческая команда Лукаса при создании киносаги «Звездные войны»

Картину снимали в самых разных уголках Земли, например:

  • Иглу Скайуокера также построили в Тунисе, но на высохшем соленом озере Эль-Джерид. Интересно, что после съемок в 1977 году декорация была демонтирована, но затем ее заново построили для съемок «Атаки клонов».
  • Отель в тунисском городе Матмата, который был перестроен из старинного берберского жилища, является той площадкой, где снимали «Звездные войны», когда нужно было показать дом Скайуокера.
  • Натурой для сцен, разворачивающихся на планете Явин, были выбраны руины в гватемальском парке Тикаль.
  • Сцена на Дворцовой площади в Тиде была заснята в Испании, на территории, где в 1929 году проходила Иберо-Американская выставка.

Кроме того, операторы, актеры и другие члены команды режиссера Лукаса в ходе работы над «Звездными войнами» побывали в норвежской деревне Финсе, на тайском Пхукете, в китайской Гуйляне и во множестве других интересных мест. Таким образом, они доказали, что наша планета имеет настолько разнообразный ландшафт и пейзажи, что способна стать декорацией для целой Вселенной.

интересные факты о фильмах

Где проходили съемки крайнего эпизода

Каждая часть космической эпопеи Джорджа Лукаса была более зрелищной и совершенной с точки зрения технических решений и спецэффектов. Менялись и страны, где искали натуру, причем обычно по много раз за картину. Например, места, где снимали «Звездные войны. Пробуждение силы», — это:

  • окрестности столицы Арабских Эмиратов Абу-Даби, где создали рынок и парковку космических кораблей, которые по сюжету картины находятся на планете Даку;
  • лес на границе английских графств Уэльса и Глостершира, в котором создатели картины спрятали от врагов гранд-мастера Йоду;
  • на острове Скеллиг-Майкл в Ирландии, где находится древний монастырь, являющийся частью всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • аэродром в Ньюбери, с которого совершали полеты истребители Повстанческого альянса;
  • в павильоне «Пайнвуд», в пригороде Лондона.

Кстати, так как киноэпопея состоит из 7 эпизодов, то прежде чем ответить на вопрос о том, в каком году сняли «Звездные войны», следует выяснить, о каком из них идет речь. Стоит также отметить, что «Пробуждение силы» стало первым фильмом саги, которую снимал уже другой режиссер — Дж. Дж. Абрамс. При этом Джордж Лукас, который передал компании Walt Disney свои наработки для сценария седьмого эпизода, впоследствии заявил журналистам, что история, представленная зрителям, не имеет ничего общего с тем, что было написано им для трилогии-сиквела.

сколько снимали «Звездные войны»

Сколько времени уже снимаются «Звездные войны»

Тем, кто видел первую часть киносаги Джорджа Лукаса в годы своего детства, сегодня уже далеко за сорок или даже за пятьдесят.

Если задается вопрос о том, сколько снимали «Звездные войны», следует рассматривать промежуток времени, который прошел с момента выхода первого эпизода (1977 г.) до завершения работы над последней на данный момент частью фильма (ноябрь 2014-го).

Какие спецэффекты использовались

Это сегодня компьютерная графика и разнообразные цифровые технологии позволяют создавать реалистичные изображения любых фантастических миров, а 40 лет назад в распоряжении режиссеров и операторов были только каскадеры, пиротехники и около десятка методов проведения комбинированных съемок.

Именно поэтому спецэффекты «Звездных войн», на которые сегодня многие смотрят с улыбкой, в свое время поразили зрителей. При этом многие и не догадывались, на какие ухищрения пришлось пойти съемочной группе, чтобы запечатлеть тот или иной эпизод длительностью в 20-30 секунд. Например, чтобы изготовить «световой меч», брали обычную длинную деревянную палку и покрывали светоотражающим составом, а космическая станция «Звезда смерти» представляла собой макет размером с. письменный стол. Вдоль нее рабочие перетаскивали на тросе миниатюрную камеру, управляемую созданным специально для этого самодельным компьютером.

Интересные факты о съемках

Фантазия Лукаса была поистине неистощимой, и для создания спецэффектов в ход шли даже совсем не «космические» предметы. Так, для съемки полета через пояс астероидов в качестве небесного дождя использовали обычную картошку. Пролет каждого «космического объекта» снимали на фоне голубого экрана по отдельности, и уже после все фрагменты монтировалось вместе с изображением «летящих звездолетов». Все это требовало немало труда, зато и результат был не менее впечатляющим, чем то, что сегодня снимается с использованием компьютерной графики.

Кроме того, в качестве образца для съемок батальных сцен Лукас использовал военную хронику времен Второй мировой войны. Перечислять интересные факты о фильмах из саги «Звездные войны» можно еще очень долго, так как с какого-то момента космическая эпопея настолько захватила сознание своих создателей, что они стали придумывать решения, которые до них никто не использовал.

световой меч

«Наследие»

После выхода на экраны первого же эпизода саги «Звездные войны» фильм стал поистине культовым. Очереди у кинотеатров были длинными, как никогда прежде. Большинство мальчишек США захотели купить световой меч, а вместо игрушек, изображающих героев киносаги, на Рождество детям стали дарить сертификаты на их приобретение. Как оказалось, фабрика, которая приобрела право на их выпуск, не успевала удовлетворять все возрастающий спрос на такие фигурки.

Кроме того, космическая эпопея «Звездные войны» положила начало одноименному поджанру в кинематографе. Ее популярность оказалась столь велика, что название саги общественность США перенесла на оборонную программу США «СОИ — Звездные войны». Возник также новый вид фехтования — саберфайтинг и даже оригинальное религиозное течение «джедаизм».

Теперь вы знаете, почему «Звездные войны» снимали не по порядку, где это происходило и сколько времени заняло. Осталось только сказать, что в 2017 и в 2019 году ожидается выход на экраны еще двух эпизодов, режиссером которых, скорее всего, станет Райан Джонсон.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию