100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Москва слезам не верит»

«Этот город наш с тобою». Где и как снимали фильм «Москва слезам не верит»

Катерина живет в своей квартире в одном из «генеральских» домов, которые были построены на Мосфильмовской ул. в ­1972-м.

Картину «Москва слезам не верит», премьера которой состоялась 11 февраля 1980 года, сразу разобрали на цитаты: «В 40 лет жизнь только начинается», «Ляпай уверенно! Это у них называется точкой зрения». А песня Сергея Никитина?

По местам съёмок любимого фильма нас провела научный сотрудник Музея Москвы Лариса Cкрыпник.

Как снимали прошлое?

— Уже в самом начале картины «Москва слезам не верит» дана одна из самых красивых столичных панорам — с Воробьёвых гор. Мы видим и метромост через Москву-реку, и Шаболовскую телебашню на дальнем плане, и строящееся здание президиума Российской академии наук, которое москвичи между собой называют «золотые мозги».

Перед режиссёром картины стояла задача непростая: снимался-то фильм в 1970-е гг., а события первой серии происходят в Москве 1950-х. Соответственно, Владимиру Меньшову нужно было показать какие-то знаковые здания, которые ассоциируются именно с этим послевоенным периодом. Поэтому в фильм дважды попадают сталинские высотки. Катерина (Вера Алентова) переезжает на некоторое время в квартиру своего родственника профессора Тихомирова. Вместе с ней увязалась бойкая подруга Людмила (Ирина Муравьёва) — для неё это возможность пожить жизнью, о которой она всегда мечтала. Героини открывают дверь подъезда дома № 1 на пл. Восстания (нынешняя Кудринская пл.) (1). Но. когда они оказываются внутри, мы видим фойе уже совсем другой высотки — на Котельнической наб., 1/15 (2) .

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 год

Но мы видим фойе уже совсем другой высотки — на Котельнической наб., 1/15.

Ещё один приём, погружающий нас в эпоху 1950-х, — показ московского метро. Людмила со своим будущим мужем, хоккеистом Сергеем Гуриным (Александр Фатюшин), знакомится на «Новослободской», движение на которой было запущено в ­1952-м. Правда, дальше идёт киноляп, который уже неоднократно обсуждался: следующая станция после «Новослободской» — «Охотный Ряд».

В фильме замечательно показаны многие знаковые места столицы. Например, интерьеры знаменитой Ленинки (ныне Российская государственная библиотека, ул. Воздвиженка, 3/5) (3) . Когда Людмила добывает себе билет туда, её подруга спрашивает: «Ну и что? Будешь смотреть, как они читают?» А героиня Муравьёвой отвечает: «Много ты понимаешь! Там ещё курилка есть».

Интерьеры знаменитой Ленинки.

В Театре киноактёра на ул. Воровского (ныне ул. Поварская, д. 33, стр. 1) (4) проходит фестиваль французского кино. Катя и Людмила стоят у красной дорожки и с восторгом встречают каждого актёра или актрису. А у Иннокентия Смоктуновского девушки спрашивают: «Как ваша фамилия?» — «Моя фамилия вам ни о чём не говорит, я начинающий актёр». Они от него всё-таки не отстают с вопросом, и он отвечает: «Смоктуновский». Барышни переглядываются: мол, кто такой? Героиня Муравьёвой замечает: «Поздновато начинаете». А ведь Смоктуновский в кино действительно относительно поздно начал сниматься.

На этой лестнице у Иннокентия Смоктуновского девушки спрашивали: «Как ваша фамилия?»

Ну и, конечно, знаменитая скамейка на Гоголевском бул. напротив дома № 1, которая в фильме появляется дважды (5). Первый раз, когда беременная Катя просит телеоператора Рудольфа (Юрий Васильев) найти ей врача, чтобы избавиться от ребёнка. Молодой человек не собирается на ней жениться, узнав, что она не дочь профессора, а всего лишь простая рабочая девушка с завода. Но, к счастью, врач не найден, замечательная дочка Александра (Наталья Вавилова) родилась. Потом эту же скамеечку мы видим во второй серии. Но здесь герои поменялись ролями: Катя — успешная и уверенная в себе женщина, директор завода, а жизнь Рудольфа не удалась, он выпрашивает общение с дочерью.

Где пил Гоша? Он же Гога.

Во второй серии мы видим приметы 1970-х гг. Екатерина просыпается в своей квартире в одном из «генеральских» домов, которые были построены на Мосфильмовской ул. в ­1972-м (6). Эти элитки неподалёку от «Мосфильма» предназначались для высокопоставленных чиновников и людей, достигших определённого статуса.

«Москва слезам не верит»

Кстати, коммуналка, в которой жил Гоша, — настоящая. Располагалась она в одном из старых домов в Лялином пер., где шёл капитальный ремонт с отселением. Там снимали сцены, где Гоша (он же Гога, он же Жора) грустит и выпивает. И химчистка, в которой работала Людмила, тоже была настоящая. Называлась «Чайка» и находилась на ул. Зорге.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 год

Когда по поручению Моссовета Екатерина приезжает в клуб знакомств, мы видим ДК Горбунова. И танцевальный зал как раз снимался в интерьерах «Горбушки».

Москва в 1970-х прирастает новыми районами, и это тоже показано. Когда в ленте строители Антонина (Раиса Рязанова) и её муж Николай (Борис Сморчков) идут на работу, мы видим новые многоэтажные новоясеневские дома.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 год

Мне очень нравится, что эпизодическую роль в фильме «играет» бассейн под открытым небом «Москва». Катя выходит из машины на Волхонке и покупает около бассейна цветы. Сейчас это своеобразный архивный кинодокумент. Раньше мы всё время хотели увидеть фотографии храма Христа Спасителя. А сейчас, когда храм восстановлен, всем интересно, как выглядели те знаменитые купальни.

16 фактов о фильме «Москва слезам не верит», которые известны только участникам легендарной картины

Фильм «Москва слезам не верит» — лидер советского проката 1980 года. В тот год его посмотрело 90 млн человек. Читатели журнала «Советский экран» назвали ленту лучшей кинокартиной года. В СССР это было чуть ли не престижнее, чем получить «Оскар». Кстати, фильм Владимира Меньшова и его получил.

Мы в AdMe.ru готовы бесконечно пересматривать этот шедевр советской кинематографии, но решили копнуть глубже и выяснить, как проходили съемки и что осталось за кадром.

Кинокритики встретили картину без особого энтузиазма, восприняв ее как банальную мелодраму

После выхода картины на экран ее создатели сначала получили довольно холодные и даже обидные отзывы как о дешевой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и кассовый успех фильма стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.

Читайте так же:
Как в Древнем Египте мумифицировали тела умерших?

Невзлюбили картину и на худсовете «Мосфильма»

Режиссеру предъявили список претензий, особенно это касалось откровенных сцен. Фильм спас от запрета к выходу на большой экран приватный показ руководству КПСС, где сам Леонид Брежнев пришел от ленты в восторг.

Владимир Меньшов и команда создателей не поехали на церемонию вручения «Оскара»

Режиссер в то время был «невыездным» и отправиться в Америку не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал из программы «Время» 1 апреля и решил, что это шутка.

Вместо него получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Американцы подмены не заметили, и до сих пор фотографии с церемонии 1981 года с изображением атташе с «Оскаром» подписаны как «Владимир Меньшов». Статуэтку, которая много лет хранилась в «Госкино», в итоге все же отдали режиссеру, но это случилось только в 1989 году.

На роль Гоши пробовалось много актеров, но Меньшов ни в одном из них не увидел интеллигентного слесаря

Посмотрев фильм «Дорогой мой человек», директор картины решил пригласить Алексея Баталова, который принял предложение без энтузиазма: сценарий его не впечатлил, образом героя он не проникся. После премьеры же Гоша стал визитной карточкой Баталова и объектом обожания зрительниц нескольких поколений.

Не все актеры были довольны своими ролями

Рязановой ее тихая Тося нравилась, а вот Ирина Муравьева негодовала, увидев свою Людмилу в готовом фильме, и говорила: «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран».

Изначально фильм был на час длиннее

Почти целиком убрали любовные сцены Веры Алентовой и Олега Табакова, а также сократили разговор Гоши и Николая, который в оригинале выглядел так:

«- Что происходит в мире?

— Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет компании „Эйр Франс“».

Но во избежание международных проблем название авиакомпании убрали. По сценарию Гоша и Коля во все горло распевают «По Дону гуляет казак молодой», а в фильме они скромно разделывают таранку.

«Госкино» запретило показывать хоккеиста Гурина опустившимся пьяницей

Больше актеру Александру Фатюшину, сыгравшему Гурина, было жаль последней вырезанной сцены: ближе к концу фильма все собрались на даче. И тут должен был появиться пьяный Гурин с собутыльником.

Тренер начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой из-за 3 рублей, его друг возмущается: “Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!” Но такую концовку руководители "Госкино" не одобрили: “Нет, завязал значит завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься”.

История Катерины — история сценариста Валентина Черных

В основу фильма лег сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве. Сценарист хотел рассказать о комплексе немосквича, которым страдал и сам.
После переезда в столицу он трудно адаптировался, да еще и познакомился со своей будущей женой, у которой была своя квартира и прописка, в то время как он был студентом и жил в общежитии. Главный герой — женщина, потому что Черных понимал, что именно женская фигура сможет выразить всю драму происходящего.

Алексей Баталов из-за сцены драки оказался в больнице

Роли хулиганов исполняли настоящие спортсмены-самбисты. Один из них не рассчитал силу удара и случайно повредил Баталову кадык.

Вере Алентовой не понравился сценарий

Актриса, прочитав сценарий, сказала: «Ну и мура». Но на пробы все же пришла и достойно их отыграла. На момент съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет. Ей предстояло сыграть свою героиню в юности, а потом уже в зрелом возрасте — два десятилетия спустя.

Художница по костюмам Жанна Мелконян ввела новый тренд — носить носки с туфлями

Обувь 1958 года, которую нашли для съемок, была в плохом состоянии — кожа загрубела и покоробилась. Чтобы туфли не натирали ноги актрисам, Жанна предложила надеть им белые носки. В Америке эта деталь произвела фурор, в газетах писали: «Русские ввели моду на белые носки!»

«Москва слезам не верит»: что осталось за кадром?

Жизнь только начинается: 40 лет фильму «Москва слезам не верит»

Ровно 40 лет назад, 11 февраля 1980 года, впервые был показан по телевидению легендарный советский фильм «Москва слезам не верит». Премьера состоялась чуть раньше, в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звездный». За первый год проката картину увидело рекордное число зрителей: целых 90 миллионов. Она стала второй по результатам годового проката среди всех советских фильмов (обогнал ее только супербоевик «Пираты XX века»). Да и сейчас «Москва слезам не верит» входит в число самых любимых фильмов за всю историю советского кинематографа. Кинолента давно уже разошлась на цитаты, которые стали своего рода национальным опознавательным кодом.

В 1980 году фильм горячо приняли не только в нашей стране. Несмотря на разгар холодной войны, его включили в свою программу зарубежные кинофестивали, а годом позже Американская киноакадемия наградила картину «Оскаром», посчитав ее лучшей лентой года, снятой на иностранном языке. Ее купили иностранные прокатчики более чем в ста странах мира.

В честь юбилея любимой киноленты «МИР 24» рассказывает, как она снималась и как выглядела до встречи с советской киноцензурой.

В чем секрет успеха фильма

Многие до сих пор ломают голову над тем, почему «выстрелил» фильм «Москва слезам не верит». Ведь его успех был огромным. Критики часто высказывают мнение, что все дело в сказке: той самой, к которой так тянется душа каждого человека с самого детства. Ведь именно по классическим канонам сказки строится повествование в фильме «Москве слезам не верит».

Читайте так же:
О происхождении популярных фразеологизмов: выкладываем по пунктам

Главные героини, приехавшие из глубинки покорять Москву, выбирают себе жизненную дорогу. Антонина – прямую и понятную, хоть и скучноватую. Людмила – кривую и обманную, с интригами, взлетами и падениями. Катерина – трудную и полную преодолений. (Прямо пойдешь – счастье найдешь, направо – коня потеряешь, налево – сам погибнешь, помните?). По мнению советских кинокритиков, успех фильма заключается в том, что он отсылает нас в прекрасный и таинственный мир сказки, где добро побеждает зло, и все получают то, что заслуживают.

Но зрители, которые смотрели картину несколько раз, с удивлением говорят, что фильм нравится каждый раз по разным причинам. То самым важным оказывается чувство юмора, то романтическая линия, то виртуозно воспроизведенная атмосфера эпохи. К тому же фильм предлагает целый ряд возможных интерпретаций.

А еще судьба героев фильма в чем-то близка создателям фильма, в том числе режиссеру фильма Владимиру Меньшову и его жене, исполнительнице главной роли – Вере Алентовой. Оба они приехали покорять Москву из глубинки. Она – из Барнаула, он – из Астрахани. До института оба успели попробовать себя на самых тяжелых работах.

Выпускница школы Вера Алентова (в то время она еще носила другую фамилию) год проработала чернорабочей на местном меланжевом комбинате. И только потом уехала в Москву поступать в Школу-студию МХАТа. Владимир Меньшов до института кем только не работал. Он был учеником токаря на заводе, работал на шахте в Воркуте, матросом на водолазном катере в Баку, а потом актером вспомогательного состава Астраханского театра имени Кирова.

Когда Меньшов и Алентова уже окончили Школу-студию МХАТа и поженились, им не удалось получить даже общую комнату, и каждый жил в своем общежитии. С деньгами было настолько туго, что этот период запомнился им надолго. Когда у пары родилась дочь Юлия, Владимир Меньшов даже пошел работать в ночную смену в булочную, чтобы прокормить семью. Так что создатели фильма снимали кино отчасти и о том, что они сами пережили и что было понятно и знакомо огромному количеству советских людей.

«Москва слезам не верит»: что осталось за кадром? Фото: Мастюков Валентин,Рухадзе Анатолий/ТАСС

А вот в Голливуде фильм оценили совсем по другой причине. Там увидели в главной героине воплощение американской мечты – self made woman – женщину, которая сама смогла подняться из самых низов, сделать карьеру и добиться успеха в жизни. Представительницы самых разных стран и народов умудрялись отождествлять себя с героинями этой киноленты.

Вера Алентова рассказывала: «Даже в Африке ко мне подходили женщины с кольцом в носу и говорили, что это абсолютно их судьба».

Неинтересный сценарий

Тем не менее у этого фильма трудная судьба. Он мог вовсе не появиться на свет. Началось все с того, что сценарий для него был написан всего за несколько дней: специально для конкурса сценариев о Москве. Его автор, сценарист Валентин Черных, работавший тогда режиссером телевизионной программы «Время», наскоро сделал этот сценарий из своей повести «Дважды солгавшая», которую он задумал, да так и не дописал. Сценарий занял на конкурсе 3-е место и был куплен «Мосфильмом». Снять фильм по нему предложили начинающему режиссеру Владимиру Меньшову, который успел выпустить до того всего один фильм «Розыгрыш».

Меньшову сценарий не понравился, и поначалу он хотел отказаться от съемок фильма. История показалась режиссеру слишком провинциальной и сентиментальной. Однако, как признавался потом Меньшов, он все время возвращался мыслями к этому сценарию. К тому же, его зацепила сцена, в которой Катерина засыпает в слезах, заводя будильник, а просыпается уже через 20 лет, совершенно другой, успешной женщиной. Сейчас такой кинематографический прием уже стал азбучным, а тогда в нем была свежесть и новизна.

В результате всех этих терзаний Меньшов сам взялся дорабатывать сценарий и так увлекся, что решил: фильму быть.

Фильм мог бы навсегда остаться на полках «Мосфильма»

Впрочем, обвинения в слезливой сентиментальности преследовали фильм все время. Многие знаменитые актеры отказывались сниматься в нем, считая сценарий безвкусным. А худсовет не хотел выпускать готовый фильм на большой экран, сочтя некоторые сцены слишком откровенными. О фильме чиновники отозвались как о дешевом продукте, который эксплуатирует низменные чувства зрителей. Так что лента запросто могла остаться пылиться на полках «Мосфильма» до наших дней.

Спас ситуацию лично Леонид Ильич Брежнев. Для того, чтобы показать ему фильм, пришлось сплести целую сеть интриг. Но посмотрев кино, лидер страны так горячо его хвалил, что вопрос был мгновенно решен, и фильм вышел в прокат.

Кто мог сыграть главную героиню и ее подружек

Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, Галина Польских – именно так могла выглядеть тройка героинь фильма, провинциальных подружек, которые приехали покорять Москву. Так представлял себе актерский состав Владимир Меньшов. Были и другие кандидатуры. Но актрисы отказывались от ролей одна за другой.

Маргарита Терехова, которую режиссер хотел снять в роли Кати Тихомировой, с возмущением отвергла неперспективный, с ее точки зрения, сценарий. В этот момент она как раз получила роль Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Кроме нее худсовет предлагал на эту роль Ирину Купченко и Валентину Теличкину. Но и эти актрисы, прочитав сценарий, отказались сниматься.

Отчаявшийся режиссер решил попробовать снять свою жену. Он подошел к ее кандидатуре максимально строго: чтобы его не заподозрили в «кумовстве», отправил Веру Алентову на пробы. Худсовет безоговорочно утвердил актрису на роль. Но Меньшов и потом во время съемок предъявлял к жене более высокие требования, чем к другим актрисам.

На роль эффектной и неунывающей Людмилы руководство Мосфильма рекомендовало Меньшову попробовать Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову и Валентину Титову. Но все они отказались. Ирину Муравьеву Меньшов увидел в одном из телеспектаклей. Актриса ему очень понравилась, и он без колебаний предложил ей сыграть роль экстравагантной Людмилы.

«Москва слезам не верит»: что осталось за кадром? Фото: ТАСС

Читайте так же:
Что значит слово “бро”?

Муравьева сразу же согласилась и играла с полной самоотдачей. Но значительная часть отснятого материала с ее участием была вырезана из фильма, и в результате остались именно те сцены, в которых она категорически себе не нравилась. Утонченная и интеллигентная Муравьева чуть не плакала, посмотрев итоговый вариант фильма. Она говорила, что ее экранная героиня воплощает все то, что сама актриса ненавидит в людях. «Когда я увидела картину впервые, буквально разрыдалась от стыда. Думала: как же меня угораздило сыграть такую расчетливую и беспринципную стерву?!» – рассказывала много позже Ирина Муравьева. Только спустя время, когда множество зрителей и коллег стали подходить к ней со словами благодарности и восхищения, она решилась посмотреть картину во второй раз и немного утешилась.

На роль скромняги Тоси худсовет рассматривал актрис Галину Польских, Наталью Андрейченко и Нину Русланову. Но утвердили Раису Рязанову, которую позвал на пробы Меньшов. В результате сразу две актрисы смертельно обиделись на режиссера. Польских возмутилась, как он вообще мог ей такое предложить, а Русланова, наоборот, огорчилась, что ее не взяли.

Гоша, он же Гога, он же Жора

Не меньше обид и отказов было и среди актеров-мужчин. Так, предложение сыграть роль женатого любовника Катерины с возмущением отверг Вячеслав Тихонов, сказав, что эта эпизодическая роль его унижает. А вот Олег Табаков с готовностью взялся за нее, несмотря на то, что был, как и Маргарита Терехова, занят в съемках фильма про мушкетеров.

Другая роль – ловеласа Рудольфа, который совратил главную героиню и бросил ее беременную – досталась Юрию Васильеву. Он сыграл ее так подлинно, что после этой роли за актером даже закрепилась слава самоуверенного негодяя и донжуана. Хотя в жизни он был полной противоположностью своему экранному персонажу: прекрасный семьянин, добрый, верный и отзывчивый.

Актер Александр Фатюшин, сыгравший роль хоккеиста Гурина, сначала пробовался на роль Николая. Но позже признавался, что очень полюбил своего героя. Правда, актер очень жалел, что много снятого материала с его участием не вошло в окончательный вариант картины.

«Москва слезам не верит»: что осталось за кадром? Фото: Мастюков Валентин/ТАСС

Актера на роль интеллигентного слесаря Гоши не находилось очень долго. На нее рассматривали кандидатуры Олега Ефремова, Вячеслава Тихонова, Виталия Соломина. Но все было не то. Промучившись с выбором актера, Владимир Меньшов собрался уже сам играть эту роль, но тут он увидел по телевизору Алексея Баталова в фильме режиссера Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек».

Позже режиссер рассказывал, что у него «мелькнула сумасшедшая мысль: а почему бы не Баталов?». Хотя актер не подходил по возрасту: Меньшов искал ровесника своей 37-летней жены, а Алексею Баталову тогда было уже под пятьдесят. Но Вера Алентова была в восторге, ведь это был один из ее любимых актеров. Правда, поначалу и Баталов хотел от роли отказаться, но через пару дней он позвонил Меньшову и сказал, что перечитал сценарий и хочет попробовать. В результате его утвердили без проб.

«У нас секса нет», или Какие сцены были вырезаны

Владимир Меньшов очень сожалел, что худсовет запретил некоторые постельные сцены и сильно урезал другие. Так, много короче стала сцена совращения Катерины в первой серии. И почти ничего не осталось от постельной сцены главной героини и ее женатого любовника в исполнении Олега Табакова.

«Мне очень жаль, что выразительную постельную сцену по решению худсовета вырезали из картины, – признавался позже Меньшов. – Свидание Катерины с любовником мне хотелось сделать более плотским, чем сцена ее соблазнения, когда она была еще девочкой и не знала, что и как. Снимали, как Вера с Табаковым стояли друг перед другом и судорожно, быстро раздеваясь, бросались друг на друга. Она оставалась в комбинации, он в трусах. Ничего крамольного в этой сцене не было, кроме страстного поцелуя и бурного раздевания. Казалось бы, что такого? Но эта сцена вызвала бурю гнева у худсовета».

Стали короче и все другие нескромные сцены. Например, в начале второй серии, когда главная героиня принимает утренний душ, а ее очаровательная дочь в исполнении юной Натальи Вавиловой, повернувшись к зрителю спиной, пританцовывает в одних трусиках, слушая через наушники музыку.

В целом фильм стал короче на целый час. Так, из окончательной версии целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и хоккеиста Гурина. Мы видим, как Людмила изобретательно ищет престижного мужа, а потом – как она остается «у разбитого корыта». Но в первой версии фильма были и счастливые Гурин и Людмила: красивые, как в западном кино. Он на пике славы раздавал автографы поклонникам. А рядом – влюбленная и счастливая – улыбалась в камеры Людмила в каракулевой шубке. Но счастливых лет жизни этих героев мы так и не увидели, а жаль.

И что особенно обидно – из картины было вырезано множество удачных шуток, по одной единственной причине: они придавали шарма тем сценам, где герои выпивали. Вот что вспоминал Алексей Баталов: «В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и выпало немало хороших реплик». Остается только догадываться, насколько хорош был бы любимый фильм, если бы его не «порезали» чиновники советской киноцензуры.

Читайте так же:
Любопытные факты о трюфелях: разбираем главное

10 историй о том, как снимали «Москва слезам не верит»

Сегодня сюжет оскароносного фильма знает каждый россиянин. Фильм , как и рязановская «Ирония судьбы. «, — непременный атрибут новогодних праздников.

Но мало кто знает, что поначалу и сценарий был другой, и актеры не рвались сниматься у Меньшова. Сегодня «РГ» рассказывает, как все-таки удалось создать народный фильм.

«На сценарий я не сразу среагировал», -вспоминал впоследствии Владимир Меньшов. Потому что Ян Фрид, выдающийся сценарист и режиссер («Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и др.), который в конце 70-х годов прошлого века был в большом авторитете, посчитал историю , написанную Валентином Черных, неинтересной.

«Единственное, что меня привлекло, — это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение — прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала». Однако режиссер все же предложил Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои. К примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств — изначально у Черных их не было. Появилась сцена со Смоктуновским, который «поздновато начинает» актерскую карьеру.

По изначальному сценарию, главная героиня Екатерина Тихомирова — директор завода и депутат Моссовета — должна была вести прием избирателей. «Скучно!» — решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую блестяще сыграла Лия Ахеджакова, стала сватать ее за «работника главка — очень ответственного, всего пятидесяти трех лет».

Вместо фестиваля французских фильмов Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на… дипломатический прием. И только по настоянию Меньшова послов заменили кинозвездами Смоктуновским, Юматовым и Конюховой, а «Форды» и «Бьюики» — отечественными «ЗИСами» и «Победами».

У Рудика, по сценарию, была не только активистка-мать, но и отец — Рачков-старший, токарь по профессии. В телецентре на Шаболовке, куда Родион приглашает Катерину, изначально должны были снимать КВН. Но потом собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН съемкой «Голубого огонька» , который считался карточкой советского телевидения.

Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Герой Баталова Гоша, вместо того, чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос. Многие фразы вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии, и у них завязывается беседа, убрали название авиакомпании. «Что происходит в мире?» — спрашивает Гоша, наливая. «Стабильности нет, — отвечает ему Николай. — Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс». Так вот, «Эйр Франс» , во избежание международных проблем, решили вырезать. И если, по сценарию Черных, Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой», то в фильме они всего-навсего разделывают таранку.

Кстати, поскольку в те времена, как известно, в Советском Союзе секса не было, сильно урезали и встречу главной героини с героем Табакова в его квартире, посчитав ее слишком откровенной. Наверху посчитали, что актеры «переигрывали» и «слишком торопливо раздевались». В работе над картиной Владимиру Меньшову приходилось преодолевать сопротивление и собственной съемочной группы, пренебрежительно относившейся к этой «дешевой мелодраме». Некоторые актрисы, пробовавшиеся на роли героинь, просто уходили.

На роль Гоши, по словам Владимира Меньшова, пробовалось много актеров, в том числе Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. Однако режиссер никого из них не утвердил. Отчаявшись, сам решил сыграть главного героя. Но тут по телевизору шла картина «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым, и Меньшов сразу понял, кого ему надо звать на роль Гоши. Но тут уже Баталов заупрямился. Его и сценарий не впечатлил, и в роли интеллигента-слесаря он себя не очень-то видел. Но, в конце концов, согласился. Александр Фатюшин сначала пробовался на роль Николая, но Меньшов отдал ее Борису Сморчкову, актеру, у которого лучше получались простые русские парни. После этого Фатюшину была предложена роль хоккеиста Гурина. Позже Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, правда, жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта «Лужники»: советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи. Но больше было жаль последней вырезанной сцены.

Ближе к концу фильма все собрались на даче. Три героини сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой из-за трояка, а ханыга кричит на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!». Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал — значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

С кандидатками на главную женскую роль дело также обстояло непросто. Руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Ирину Купченко, Валентину Теличкину. «Неинтересно!» — в один голос заявляли они, прочитав сценарий.

Пробовалась и Маргарита Терехова. Но когда Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Миледи в «Трех мушкетерах», она безоговорочно выбрала ее. Актриса Наталья Сайко пробы прошла, но когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису «под Баталова». Тогда-то и появилась Вера Алентова.

Читайте так же:
Почему остеопороз становится болезнью молодых — разбираемся внимательно

А вот на роль скромняги Тоси пробовались Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако убедительнее всех смотрелась Раиса Рязанова, которую худсовет и утвердил. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать, а Русланова — потому, что не взял. Ирина Муравьева, сыгравшая Людмилу, затем признавалась, что, впервые увидев картину на монтажном столе, рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, — говорила как-то актриса. — Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Тем не менее, роль Людмилы стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. Кстати, Муравьеву режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей.

Во время съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой — 35, Ирине Муравьевой — 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача — сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя. Но на экране это не ощущается.

Уникальность картины Меньшова в том, что в ней нет эпизодических ролей. Зоя Федорова (вахтерша из общежития) и Владимир Басов (замначальника главка Антон) так же важны, как и главные герои. «Для меня было очень важным, чтобы именно Басов произнес фразу о том, что «в 40 лет жизнь только начинается», — пояснял впоследствии режиссер. — А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то «заклеить», а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек. Роль вахтерши в сценарии вообще не была прописана. И тогда мы придумали «ввести» ее в ближний круг героинь — она и по телефону «хэллоу» произносит и Катерину из роддома встречает. Для Зои Федоровой эта работа оказалась последней».

Только благодаря Алексею Баталову роль дочери главной героини Александры сыграла Наталья Вавилова, которая снялась в дебютной картине Меньшова «Розыгрыш» еще школьницей. Родители Наташи были категорически против ее актерского будущего, пророчив ей серьезную карьеру — устроили на курсы в МИД, готовили в институт.

Съемки начались без Александры, и тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать родителей он отправил Баталова. Увидев знаменитого актера, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка запросто сможет совмещать учебу и работу над фильмом. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Готовая картина принималась худсоветом «Мосфильма». Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. «А директор «Мосфильма» Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!», — рассказывал Владимир Меньшов. — Но в приватном разговоре со мной попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. «Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!» Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор «Мосфильма» махнул рукой: «Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!» На этом судьба фильма была решена».

В течение первого года фильм посмотрели 85 млн. человек. «Москву…» купили сто стран мира. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек — режиссер Меньшов. «Почему меня не выпускали из страны? — рассуждал он впоследствии. — Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: «Ну подожди, все само как-нибудь рассосется». Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Моими «проступками» было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в каком-то заграничном магазине. Этого было достаточно. А я-то думал, что Родину продал, планы секретного завода выдал».

Когда пришло приглашение на церемонию «Оскара» (американцы прислали его на домашний адрес Меньшова), режиссера вновь не выпустили. За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех газетах было написано, что «Оскара» получил работник КГБ.

Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира (не имеющей, кстати, материального вознаграждения), узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии — 31 марта — он пытался слушать «Голос Америки», но из-за «глушилок» так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино.

Золотая статуэтка «Оскара» оказалась у Владимира Меньшова спустя много лет после награждения. Лишь в 1989 году на церемонии награждения премии «Ника» Владимиру Меньшову решили вручить и его «Оскара». Предполагалось, что за кулисами режиссер отдаст статуэтку обратно в Госкино, где она все эти годы и хранилась, но Меньшов забрал ее с собой.

По словам Владимира Меньшова, президент США Рональд Рейган , готовясь к встрече с Михаилом Горбачевым в 1985 году, не менее восьми раз посмотрел фильм «Москва слезам не верит», чтобы постичь загадочную русскую душу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию