100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Место встречи изменить нельзя»

Лучшее на съемках фильма "Место встречи изменить нельзя": заглянем в суть съемки и узнаем, что будет с продолжение фильма

В 1979 году режиссёр Станислав Говорухин создал один из лучших фильмов "Место встречи изменить нельзя". Пятисерийный детектив навсегда запомнился зрителям.

В 1981 году Владимир Высоцкий получил специальный диплом и приз жюри ВКФ и Государственную премию СССР в 1987 посмертно за образ капитана Жеглова. Большинство сцен снимали в столице, некоторые в Одессе. Снимали в 70-е годы, а нужно было создать послевоенное время. Главные роли сыграли Владимир Конкин — старшего лейтенанта Владимира Шарапова и Владимир Высоцкий — капитана милиции Глеба Жеглова, начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа.

В фильме снялись самые лучшие актёры того времени: Лев Перфилов, Виктор Павлов, Александр Белявский, Наталья Данилова, Сергей Юрский, Зиновий Гердт, Леонид Куравлёв, Евгений Евстигнеев, Станислав Садальский, Наталья Фатеева, Татьяна Ткач, Александр Абдулов, Евгений Леонов-Гладышев.

Конкин рассказывал, что с Высоцким было работать тяжело: то он добрый и душевный, а то совершенно менялся, срывался на крик и ругань. Высоцкий не хотел одевать форму милиционера и ходил то в кожаном пальто, то в пиджаках. На роль Шарапова пробовались Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Юрий Шлыков. Именно Высоцкий посоветовал Садальскому для роли Кирпича, придумать отличительную черту — шепелявость.

Роль Маньки Облигации одна из лучших ролей актрисы Ларисы Удовиченко. Она действительно не знала, как писать "Аблигация" или "Облигация". Этот комедийный момент сразу вошёл в фильм.

Актриса рассказывала, как ей стали приходить письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!».

На роль Петьки Ручечника пробовался и Ролан Быков и Сергей Юрский, но больше подошёл Евстигнеев, который блестяще сыграл эту роль. Быкову предлагали сыграть Горбатого, но он категорически отказался.

Сергей Юрский очень тепло отзывался о работе с Владимиром Высоцким: "В большей части моих сцен режиссёром выступил Володя. Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Приехала Марина Влади."

Роль Вари Синичкиной сыграла Наталья Данилова, хотя на роль пробовалось много других актрис: Ирина Азер, Ольга Науменко, даже Марину Влади Высоцкий просил снять в этой роли. Концовка должна была быть трагической: Варя погибает, но её не утвердили.

Снимали сцену погони за Фоксом в очень старых "Фердинанде" и "Студебеккере", где окно автобуса оказалось очень толстым. Высоцкий его еле разбил и очень сильно поранил руку, пришлось отменить концерты вечером, так как артист не мог играть на гитаре.

Роль Фокса великолепно сыграл Александр Белявский, хотя мог сыграть Борис Химичёв. В массовых сценах снимались даже родственники членов съёмочной группы.

Высоцкий и Куравлёв вообще не умели катать шары, не особо играли в бильярд. Им помог профессиональный бильярдист из Одессы — Владимир Иванов. По шарам били актёры, а в лузу вгонял шары Иванов.

Во многих сценах с падением "Студебеккера" в Яузу или когда Фокс с официанткой разбивает стекло, сбитую регулировщицу сыграл каскадёр Владимир Жариков. Также он сыграл бандита Чугунная рожа.

В первый день съёмок Марина Влади просила режиссёра отпустить Высоцкого, чтобы он не снимался в этом фильме, но Говорухин был непреклонен. По сценарию предполагалось, что Владимир Высоцкий будет петь в каждой серии, но режиссёр посчитал, что это плохо повлияет на образ капитана Жеглова.

Много сцен снимали в Одессе, поэтому Высоцкому приходилось по два раза летать в Москву, чтобы успеть сыграть в театре.

Владимир Высоцкий рассказывал: «По поводу картины «Место встречи изменить нельзя» я не буду давать интервью. И не потому, что мне нечего сказать. Этот фильм мы делали с друзьями, кланом. Я получил удовольствие от работы, не то чтобы удовольствие, а купался в некоторых моментах роли. И больше ничего не скажу.»

Читайте так же:
Минералогия в фактах — освещаем тщательно

Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Перфилов рассказывал, что работать с Говорухиным было легко, потому что режиссёр позволял импровизировать.

Иногда Говорухин говорил: «Я не знаю, как это снимать. Давайте, попробуйте, ребята».

Великолепный образ Горбатого — главаря банды "Чёрная кошка" создал Армен Джигарханян. Когда надо было всем бандитам выходить из подвала, то режиссёру сцена показалось скучной и он попросил Ивана Бортника — Промокашку что-то сотворить. И Бортник запел блатную песню. От неожиданности Высоцкий по-настоящему улыбнулся.

Когда режиссёра спрашивали о продолженнии этого фильма, то он неизменно отвечал: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».

Горбатого брали на Яузе. Где и как снимали «Место встречи изменить нельзя»

Все, конечно, помнят этот эпизод: «А теперь Горбатый!»

Многосерийный фильм о работе Московского уголовного розыска «Место встречи изменить нель­зя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». На «Одесской киностудии» сценарий был утверждён весной 1978 года. Однако все натурные съёмки велись в Москве. По местам тандема Жеглов-Шарапов нас провела москвовед Татьяна ­Воронцова.

Найти Москву прошлого

Перед Станиславом Говорухиным стояла сложная задача: съёмки велись в конце 1970-х, а на экране нужно было создать ауру послевоенной Москвы 1945-1946 гг. Из-за этого одни столичные места порой играли роль других.

В начале фильма командир разведроты, работающий ныне в МУР­е, Владимир Шарапов (Владимир Конкин) идёт по прос­пекту Маркса (ныне Театральный пр‑д) (1). В кадре — витрины гостиницы «Метрополь», арка Треть­яковского проезда, памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. И вдруг ляп — рядом с Шараповым — новенький автомобиль «Жигули» и палатка «Союзпечати» из 1960-х.

Новенький автомобиль «Жигули» и палатка «Союзпечати» из 1960-х.

Дальше перед нами — знаменитая Петровка, 38 (2). Говорухину удалось договориться о съёмках на территории ГУВД МВД. Там собралась вся команда начальника бригады отдела МУРа по борьбе с бандитизмом Глеба Жеглова (Владимир Высоцкий). Кстати, раньше на месте главного здания ГУВД были Петровские казармы. В 1834 г. там содержался под арестом публицист и революционер Огарёв, друг и родственник Герцена. Во второй серии после танцев под гармошку во внутреннем дворике Петровки весь МУР уезжает на уборку картошки. Несколько раз мы видим стоящий по соседству храм Иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими Воротами (1‑й Колобовский пер., 1, стр. 2) (3).

Дальше перед нами — знаменитая Петровка, 38.

Бандиты тем временем назначают встречу оперативнику из Ярославля Васе Векшину, пытающемуся внедриться в банду «Чёрная кошка», на Чистопрудном бул. (4) Виден знаменитый дом «со зверями» 1908 г., принадлежавший храму Троицы на Грязех (Чистопрудный бул., 14, стр. 3) (5) . И тут же киноляп: мелькает красно-белая телефонная будка образца 1970‑х гг., стоят автомобили ГАЗ-24.

Знаменитый дом «со зверями» и красно-белая телефонная будка образца 1970‑х гг.

Один из воров приезжает и уезжает с Чистопрудного бул. на трамвае маршрута «А» с бортовым номером 2170. На нём же в «Покровских воротах» катались Людочка с Хоботовым, он же в «Мастере и Маргарите» 1994 г. отрезал голову Берлиозу. Забавно: во второй серии «Места встречи» трамвай с номером 2170 следует уже по маршруту № 29 — по 1-му Сельскохозяйственному пр-ду (6). В нём ловят вора-карманника Кирпича (Станислав Садальский), выходят они в районе ВДНХ. Жеглов говорит: «Свидетелей и потерпевшую просим пройти за нами в отделение милиции. Здесь недалеко». И через минуту они оказываются на. Садовой-Сухаревской, д. 5 (7). В особняке 1908 г. в стиле модерн архитектора Аполлоса Правдина на момент съёмок располагалась музыкальная школа, а вовсе не отделение милиции.

Читайте так же:
Ранние симптомы диабета: что надо знать

В особняке 1908 г. в стиле модерн архитектора Аполлоса Правдина на момент съёмок располагалась музыкальная школа, а вовсе не отделение милиции.

Храм на Лазаревском кладбище. Район Марьина Роща.

«Подмена» есть и в истории с подкидышем. Жеглов говорит Шарапову: надо мальчика отвезти в роддом Грауэрмана — в 1940-е он находился на Большой Молчановке. Но к моменту съёмок там уже прорубили проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Поэтому роддомом стало здание в Собиновском пер., 9 (ныне М. Кислов­ский) (9).

«Место встречи изменить нельзя»

«Кошка» в коробке

Когда оперативники едут по вызову в ограбленный магазин, нам показывают Яузу и окрестности Яузского бул. В доме 1/5 на Серебрянической наб. действительно был продуктовый (10). Именно про эту точку Жеглов впоследствии скажет: «Место встречи изменить нельзя». Однако вход в подвал магазина — бутафорский. Художники изготовили короб с высоким порогом и дверью-люком. Горбатый (Армен Джигарханян), Жжёный (Александр Абдулов), Промокашка (Иван Бортник), Левченко (Виктор Павлов) и др. прятались в этой тесной коробке и вылезали наружу по команде. Все, конечно, помнят этот эпизод: «А теперь Горбатый!»

Вход в подвал магазина — бутафорский

В сценах поимки Маньки-Облигации (Лариса Удовиченко) появляется плавучий ресторан «Прибой» у Якиманской наб. (11). «Поплавки» — рестораны на теплоходах — до 1970-х оставались модными и одновременно недорогими заведениями.

Перед задержанием вора в законе Ручечника (Евгений Евстигнеев) и его сообщницы Волокушиной (Екатерина Градова), промышляющих кражами шуб в театрах, Шарапов и Жеглов прогуливаются около Большого театра. Только это не всеми узнаваемый вид со сторублёвой купюры, а боковой фасад с металлическими опорами со стороны Петровки.

 Шарапов и Жеглов прогуливаются около Большого театра

А за Фоксом (Александр Беляв­ский) муровцы охотятся в ресторане «Астория». Снимали это в гостинице «Центральная», бывшей булочной Филиппова (Тверская ул., 10) (12). Последние лет восемь здание на ремонте. Но благодаря картине «Место встречи изменить нельзя» зритель может увидеть кладку на полу, лепнину в зале, раритетную мебель. А дальше Фокс прыгает через окно на улицу, следом за ним — Шарапов. Выпрыгивают они с Тверской, а оказываются. на Малой Полянке в Замоскворечье — снова мистификация!

«Асторию» снимали в гостинице «Центральная», бывшей булочной Филиппова.

«Работать с Высоцким было нелегко, — рассказал «АиФ» актёр Владимир Конкин, исполнитель роли Шарапова. — Вот он — добрый, прекрасный, а через три секунды меняется в лице, ор, вопли. Я в такой ситуации никогда не оказывался. Было настолько тяжело, что, не сказав никому ни слова, упаковал чемоданы и решил возвращаться домой в Киев. Слава богу, зашёл Витя Павлов: «Пойдём на воздух, я тебе почитаю сценарий». И так произносил каждую реплику героев «Места встречи», что я чуть не помер со смеху. Я продолжил работать. И рад, что не покинул тогда площадку. Почему? Потому что фильм получился на века».

Почему Высоцкий хотел отказаться от роли Жеглова в «Месте встречи изменить нельзя»

В основу сценария лег детективный роман Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Братья позднее рассказывали, что идею написать сценарий к фильму подсказал Владимир Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов высокий и плечистый красавец.

ПО ТЕМЕ

15 лет разлуки: почему Стас Садальский не общается с Ларисой Удовиченко

Лариса Ивановна Удовиченко

Лариса Ивановна Удовиченко актриса театра и кино

Станислав Сергеевич Говорухин

Станислав Сергеевич Говорухин режиссер, актер

Однако Станиславу Говорухину пришлось делать адаптацию. В режиссерском сценарии каждая серия имела свое название: «Черная кошка», «Знакомые все лица», «Предательство», «Операция «Савой», «Место встречи изменить нельзя». Также некоторые эпизоды из сценария Вайнеров были полностью переписаны, причем вынужденно. Например, в изначальном варианте Шарапов, узнав о гибели любимой Вари, набирал номер справочной службы и просил дать телефон родильного дома. Однако такой конец не устроил председателя Гостелерадио СССР, по заказу которого снимался фильм. Серии планировали показывать в начале рабочей недели, и, по мнению чиновников, известие о гибели Вари не должно было омрачать настроение зрителей.

Читайте так же:
Как делают краску. Часть 2

Чтобы утвердить на роль знаменитого барда, Станислав Говорухин пошел на хитрость. Режиссер рассказывал, что для съемочной команды было очевидно, что играть Глеба Жеглова должен только Владимир Высоцкий, но он был слишком одиозной фигурой. «Я сделал несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило», – вспоминал Говорухин.

Фото: Viktor Chernov / Russian Look / www.globallookpress.com

Правда, с момента начала подготовки к фильму до съемок прошел почти год. За это время в жизни Владимира Высоцкого многое поменялось. Первый съемочный день был в мае 1978 года. Команда была на выезде в Одессе, где снимали большую часть «натуры». Станислав Говорухин вспоминал позднее, что в тот вечер к нему подошла Марина Влади и упрашивала заменить Высоцкого на другого актера. Да и сам артист уже не горел желанием играть Глеба Жеглова, так как понимал, что ему не так много осталось времени, а работа над многосерийной лентой требовала большой отдачи.

«Очевидно, он увидел объем работы и понял, что надо вкалывать. Я понимал, что картина все равно была бы, пусть даже с другим актером, но все-таки убедил Высоцкого остаться, пообещав отпускать его почаще во время съемок. Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер», – рассказывал позднее Станислав Говорухин.

Фото: Vyacheslav Panov / Global Look Press / www.globallookpress.com

Если с Глебом Жегловым все было понятно, то с Володей Шараповым были сложности. Режиссер долго не мог подобрать подходящего актера. На роль пробовались Абдулов, Никоненко, Леонов-Гладышев, Шлыков, Курепов и даже Садальский. Братья Вайнеры хотели пригласить Герасимова, но он отказался, так как был занят в другом фильме. В итоге роль получил Владимир Конкин, несмотря на то, что авторы сценария были против. По их мнению, бывший разведчик, сорок два раза ходивший за линию фронта, не мог выглядеть, как молодой артист.

Ларису Удовиченко изначально пригласили на роль Вари, но актриса мечтала сыграть Маньку Облигацию. Она даже поставила Станиславу Говорухину условие: «Либо Манька-Облигация, либо играть не буду». Правда, как оказалось позднее, только Удовиченко и подошла для этой роли. После фильма артистка стала получать письма из тюрем, а один вернувшийся с зоны пришел к ней домой – пришлось даже вызвать милицию.

Как снимали легендарный телефильм «Место встречи изменить нельзя»

Актеры и роли фильма «Место встречи изменить нельзя»

Согласно опросам, роль Жеглова — самая любимая зрителями работа ВЫСОЦКОГО в кино. Режиссер ГОВОРУХИН мог утвердить его в «Место встречи изменить нельзя» и без проб. Но правила есть правила. Понимая, что кандидатуру Владимира Семеновича могут запросто зарубить, Станислав Сергеевич сделал несколько проб других актеров, которые заведомо не могли с ним тягаться. Госкино оставалось только согласиться. Как проходили съемки и кто остался за бортом легендарной ленты, отмечающей в нынешнем году 40-летний юбилей, — в этой статье.

Варей Синичкиной, возлюбленной Володи Шарапова (Конкин), могли стать аж 12 актрис! Высоцкий уговаривал Говорухина утвердить на роль Марину Влади. Но против француженки возразил худсовет. Им хватило Владимира Семеновича.

Изначально роль Вари предлагалась Ларисе Удовиченко. Но она мечтала сыграть Маньку Облигацию: «Либо я буду ее исполнять, либо вообще сниматься не стану». После выхода фильма, кстати, Удовиченко стала получать мешками письма из тюрем с текстом типа: «Откинусь — моей будешь!» Более того, однажды ночью к актрисе домой заявился вернувшийся с зоны мужик. На его возгласы: «Не откроешь, *ука, — убью!» — артистка вызвала милицию.

Читайте так же:
Трансформеры из металлолома

— Мне тогда было 24 года. И по молодости я попала в глупую ситуацию, — вспоминает Удовиченко. — Однажды Говорухин выделил съемочной группе день: «Разрешаю сегодня погулять по злачным местам». Съемка проходила в Одессе, в моем родном городе, и я бросила клич: «Ребята, мы должны гудеть всю ночь!» В притоны мы, конечно, не пошли, но остальные знаменитые места не остались незамеченными. А на следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-ак пахло всяческой ночной жизнью! Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Высоцкий отвел меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала и не стеснялась. А в довершение подарил жестяную банку английского чая Earl Grey, тогда это была большая редкость. И чтобы хоть как-то прийти в себя, я целый день пила этот чай.

Удовиченко говорит, что с Владимиром Семеновичем ей работалось очень легко. Никто не сомневался, что между ними было нечто большее, чем просто рабочие отношения.

— Это, конечно, громкие слова… Я была молодая, хорошенькая… естественно, любому мужчине приятно было… Ему было 40. Сейчас кажется — никакой разницы, но в наше время это казалось огромной пропастью, — рассказывает Лариса Ивановна. — Володя все время отвешивал мне какие-нибудь комплименты. Причем публично. Я бледнела, краснела, покрывалась пятнами и не знала, что ответить.

Эта сцена, если помните, в фильм не вошла

На милицейской «Волге»

Первый день съемок выпал на день рождения Влади — 10 мая 1978-го. Снимали в Одессе, на даче друга Говорухина. Вдруг Марина уводит Станислава Сергеевича в соседнюю комнату, запирает дверь и слезно умоляет отпустить Высоцкого, заменив его другим артистом. Тут же в разговор вступил он сам: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль». Объем работы действительно большой, нужно было вкалывать. К тому же к съемкам команда приступила спустя год после утверждения ролей. За это время у Высоцкого появилась возможность путешествовать по всему миру. Но Говорухин уговорил Владимира Семеновича остаться в картине, пообещав чаще отпускать с площадки.

По два-три раза в неделю Высоцкому приходилось летать в Москву на спектакль и обратно в Одессу. Из аэропорта в театр барда везла милицейская «Волга» с сиреной. Гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. Бывало, артист летал почтовым самолетом рядом с кипами газет.

Большинство эпизодов с участием САДАЛЬСКОГО срежиссировал ВЫСОЦКИЙ

Неожиданный плевок

По сюжету герои Высоцкого и Куравлева были заядлыми бильярдистами. Однако актеры не представляли даже, как правильно держать в руках кий. За них вгонял шары в лузу лучший бильярдист Одессы, мастер спорта СССР Владимир Иванов.

А во время съемок сцены, когда Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами, Высоцкий повредил руку. Заранее стекло автобуса никто не проверил. А оно оказалось пятимиллиметровой толщины. Команда «Мотор!». Жеглов ударил по стеклу раз, два — без толку. С третьей попытки оно разбилось. И тут же Владимир Семенович закричал: «Ну все, пипец!» Вся рука была в крови, на пальце глубокий порез. А вечером того же дня Высоцкому нужно было выступать с концертом. Выступление отменили, так как Владимир Семенович не мог играть на гитаре.

Читайте так же:
Как сменялись правящие династии Англии?

Долго не получалась и сцена выхода из подвала — в кадре выглядела скучно и серо. Импровизацией ситуацию спас Иван Бортник, сыгравший Промокашку. Он вдруг истерически запел блатную песню, стал пинать и материть охранников. От неожиданности Высоцкий не смог сдержать улыбку. А Бортник настолько вошел в раж, что плюнул Владимиру Семеновичу в лицо со словами: «Мусора, суки».

Кстати, милиционеров для этого эпизода нашли настоящих, некоторых — работавших с послевоенных лет. Они прямо озверели от поведения Бортника: стали его бить, заламывать руки. Кричали на него: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!» Бортник орал от боли, а зеваки зааплодировали от восторга.

Увы, худсовет в итоге вырезал эту сцену именно из-за плевка уголовника в лицо «власти».

Оказавшись в музее Одесской киностудии, наш фотокор Руслан ВОРОНОЙ примерил ту самую шляпу и то самое кожаное пальто, которое покусала влюбленная поклонница барда

В пальто — зубами

Консультантом картины был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Никитин. Он хотел, чтобы Жеглов хотя бы раз показался в кадре в милицейской форме. Эту просьбу выполнить было необходимо — все и так понимали, какие будут трудности при сдаче фильма. Но Высоцкий наотрез отказывался надевать форму. Артист считал, что милиционеры сталинских времен творили страшное беззаконие. Поэтому Говорухин придумал сцену, где Жеглов стоит в кителе у зеркала и произносит такие слова:

— Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.

— Почему? — спрашивает Шарапов.

— Да потому что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется.

Между прочим, в первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко (Виктор Павлов), Шарапов не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. Он говорит, что не может идти с ним дальше по жизни из-за того, что Жеглову нравится убивать людей. Эту сцену даже сняли, но в финальную версию она также не вошла.

А во время съемок ночной милицейской погони часть территории возле Большого театра оцепили. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Все бросились в темноту на голос и увидели Владимира, который пытался оторвать от себя девушку. Поклонница актера каким-то образом пробралась через ограждение и вцепилась зубами в кожаное пальто артиста. Ее быстро увели, пальто из прочной отечественной кожи не пострадало. Оно бережно хранится в музее Одесской киностудии. Как и та самая шляпа.

Прикинь!

  • Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева (Сергей Юрский), полностью поставленная бардом. Также он придумал шепелявого карманника Кирпича (Станислав Садальский) и эпизод с фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была помочь Шарапову спастись.

А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ…

В ресторане, где Фокс (Александр Белявский) танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия ВайнераНаталья Дарьялова и сын друга Высоцкого — Вадима Туманова.

В этом же эпизоде Тараскин (Андрей Градов) танцует с Ларисой Гузеевой — это ее первое появление на экране, а на заднем плане на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же мелькает в кадре в составе оркестра в четвертой серии — в кинотеатре перед показом фильма.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию