100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Еще в конце 60-х, сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей», Гайдай собирался перенести на экран прозу Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич». Ее сюжет вращался вокруг того, как несколько столичных жителей, с помощью машины времени, изобретенной талантливым мастером-самоучкой, перенеслись в эпоху Ивана Грозного, а сам царь оказался в веке XX.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

В конце лета 1971 года Владлен Бахнов и Леонид Гайдай подали заявку на сценарий, которая была тут же принята. Осенью сценарий был уже написан и принят сценарно-редакционной коллегией. В начале декабря Гайдай и Бахнов засели за режиссерский сценарий. Эта работа продолжалась до января 1972 года, после чего сценарий был отправлен в Комитет по кинематографии. 3 февраля оттуда пришел ответ, что сценарий в целом принимается, но в него необходимо внести некоторые поправки.

В частности, от авторов требовалось, чтобы они перенесли место действия из московского Кремля на другую территорию. Кроме этого, в отзыве говорилось следующее: «Экскурс в прошлое не должен иметь конкретно-исторический характер; сюжет не следует адресовать определенным историческим лицам.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

В соответствии с замыслом и жанром произведения эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны приобрести более условные, приблизительные черты, не относящиеся прямо к Ивану Грозному и его эпохе. Это будет вполне совпадать с поставленной художественной задачей; прошлое возникает не как точный исторический эпизод, а является фантазией изобретателя «машины времени».

8 марта с авторами сценария был подписан договор, 21 марта — сценарий запущен в режиссерскую разработку, 24 мая — утвержден. После этого началось комплектование съемочной группы, строительство декораций, подбор актеров и т. д.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Кстати, незадолго до этого к Гайдаю обратился Эльдар Рязанов с предложением взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (История создания фильма). Этот фильм должен был сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов никогда раньше не делал. Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но Леонид Иович отказался от лестного предложения (в случае согласия ему светила поездка в Италию) и предпочел продолжить работу над «Иван Васильевичем…»

В качестве своих помощников в работе над фильмом Гайдай выбрал людей, с которыми работал еще над «12 стульями». Оператором взял Сергея Полуянова (вторым оператором был новичок в группе — Виталий Абрамов), художником Евгения Куманькова, звукооператором — Раису Маргачеву, композитором Александра Зацепина, директором — А. Ашкинази.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

С актерами была похожая ситуация: Гайдай намеревался работать с теми, кого давно знал. Но планы пришлось подкорректировать. Например, на главную роль — царя Ивана Грозного и Бунши — он собирался пригласить Юрия Никулина. Однако у того был слишком плотный график гастролей в цирке и добиться разрешения у «Союзгосцирка», чтобы его освободили, так и не удалось.

Гайдай очень сильно переживал по этому поводу, но поделать ничего не мог пришлось искать другого исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, с которым до этого Гайдай никогда еще не работал (он выиграл спор у Евгения Лебедева). На роль Жоржа Милославского было два главных претендента — уже знакомый Гайдаю Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с которым режиссеру работать до этого не доводилось.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

В споре победил Куравлев. Другие актеры, ни разу до этого не снимавшиеся у Гайдая и успешно прошедшие пробы: Наталья Кустинская (пассия Якина), Нина Маслова (царица; она выиграла спор у Натальи Гундаревой), А. Подшивалов (лейтенант милиции Кольцов), Н. Гурзо (медсестра) и др.

Тех актеров, кому уже доводилось работать с корифеем комедии, было большинство. Среди них: Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев), Михаил Пуговкин (режиссер Якин), Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Наталья Селезнева (жена Тимофеева, Зина), Наталья Белогорцева-Крачковская (жена Бунши, Ульяна Андреевна), Владимир Этуш (Шпак), Сергей Филиппов (посол), Владимир Уральский (милиционер), Эдуард Бредун (спекулянт в магазине).

6 июня 1972 года худсовет ЭТО утвердил пробы актеров на главные роли. 21 июня начался подготовительный период, который продолжался до конца августа.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.

Как вспоминал позднее Л. Гайдай: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом»…»

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу в «ЗИС-110» (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.

17 сентября натурные съемки были завершены, и группа в течение почти двух недель находилась в вынужденном простое — ждала, когда будут готовы павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов дополнительных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном павильоне целый комплекс, в который должно было войти сразу 16 объектов — 10 «современных» и 6 «палат Ивана Грозного».

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Назовем лишь некоторые из этих объектов: квартира Шурика (комната, где стояла «машина времени», зал и кухня), квартира Шпака, лестничная площадка (кстати, ее в эти же дни использовали для съемок еще одной кинокомедии — «Большая перемена» (История создания фильма), стоматологический кабинет, площадка подъезда на первом этаже, лифт (в нем должен был застрять Иван Грозный), царская зала, трапезная, зал для приемов и т. д. Весь этот комплекс разместился на площади в 1428 квадратных метров.

Читайте так же:
Новый телескоп НАСА обнаружит больше звезд в высоком разрешении

Павильонные съемки начались 2 октября с эпизодов «в квартире Шурика». Съемки шли весьма успешно, и в октябре было всего лишь два дня простоя: 5 октября на съемочную площадку не явился Александр Демьяненко, 12 октября заболел Юрий Яковлев. В ноябре простоев не было, в декабре вновь два — 6 и 8 декабря был болен Юрий Яковлев.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

1973 год начался неудачно — 4 января Гайдай заболел. К счастью, недуг продлился всего лишь два дня, и уже 6 января съемки «Ивана Васильевича…» возобновились. За неделю удалось отснять последние эпизоды, и с 15 января начался монтаж фильма. Правда, в двадцатых числах марта один эпизод фильма пришлось доснимать из-за брака пленки — когда Зина на берегу моря поет песню «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга…»). Эпизод снимался 22 — 23 марта в Ялте.

12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.

История создания фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иван Васильевич меняет профессию, Леонид Гайдай, Длиннопост

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей.

Интересные факты со съемок легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

«Иван Васильевич меняет профессию»: антисоветское кино в разгар эпохи застоя

YouTube Instagram

Пока снимали фильм, Наталья Крачковская страдала от резиновой шапки, Владимир Этуш рисковал быть покусанным, а Леонида Гайдая убеждали, что получается не смешно.

Интересные факты со съемок легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

Не было бы счастья…

Мы даже не представляем, какого важного пласта нашей жизни могли бы лишиться. Сейчас стоит только произнести: «Танцуют все!» или «Я требую продолжения банкета!» — и что сразу вспоминается? Конечно же, фильм-праздник, фильм-фейерверк, фильм-антидепрессант — «Иван Васильевич меняет профессию». А ведь то, что он появился, — чистая случайность.

В начале 1970-х годов в стране возникла проблема со сценариями — особенно с комедийными. Леонид Гайдай долго не мог найти материал для фильма. А зритель ждал! И тут вместе с женой Ниной Гребешковой Гайдай попал в Театр киноактера на спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Жена и предложила снять такой фильм. Но на это надо было решиться: комедия про то, как проходимец Милославский и управдом Бунша, притворившись князем и царем, перебираются в прошлое и запросто управляют государством, могла вызвать ненужные ассоциации у киношного начальства. Тому же Булгакову в свое время запретили ставить пьесу «Иван Васильевич» в Театре сатиры.

Гайдай решил рискнуть. Вместе с соавтором сценария, сатириком Владленом Бахновым, вымарал из текста все, на что обычно делали стойку официальные и неофициальные цензоры. Сценарий писался с азартом, глаза горели, и то, что получалось, самим авторам очень нравилось. Когда же фильм вышел на экраны, выяснилось, что главную-то идею авторы сценария оставили без изменения: страной правят жулики и бездари. И это так или иначе читалось! Умные головы перешептывались: «Антисоветское кино снял Леонид Иович…»

«Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» Идея использовать в кадре пачку сигарет родилась на площадке. На фото — Леонид Куравлев

Никулин — вылитый Грозный

На роли двух главных героев — Ивана Васильевича Бунши и царя — режиссер пытался уговорить своего любимца Юрия Никулина. Тогда же в журнале «Наука и жизнь» были опубликованы исследования знаменитого советского антрополога Михаила Герасимова. Им, в частности, по костям черепа был восстановлен портрет Ивана IV Грозного, посмотрев на который Нина Гребешкова сказала мужу: «Ой, а ведь Юра удивительно на него похож!» Никулин же, видя бесперспективность затеи, категорически отказался: «Нет, Леня, ну что ты! Такую картину обязательно положат на полку! Я и тебе не советую».

Тем не менее на роли согласились попробоваться Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев. Евстигнеев, по мнению режиссера, подходил по всем парамет­рам, но его кандидатуру не одобрил худсовет.

У Юрия Яковлева предложение принять участие в пробах вызвало недоумение: как-то не вязались эти роли с его актерской биографией. Да еще нужно было не попасть под влияние «серьезного» Ивана IV, блистательно сыгранного Николаем Черкасовым у Сергея Эйзенштейна! Но он попробовал, подумал и согласился.

А рядом был человек, втайне мечтавший сыграть Ивана Васильевича в обеих ипостасях, — это Владимир Этуш. К сожалению, после роли товарища Саахова в гайдаевской «Кавказской пленнице» во Владимире Абрамовиче царя не увидели. Он получил роль Шпака, обворованного Милославским.

«Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите». С утверждением Александра Демьяненко на роль у его героя, инженера Тимофеева, поменялось имя

Николай? Нет, Шурик!

На роль инженера Николая Тимофеева претендовал Олег Видов. Но утвердили Александра Демьяненко, которого вся страна с давних пор звала Шуриком. Так Николая «переименовали» в Александра, как бы подчеркнув преемственную связь с предыдущими фильмами Гайдая — «Операцией «Ы» и другими приключениями Шурика» и «Кавказской пленницей»: бывший студент «подрос» до инженера. Его жену Зиночку сыграла Наталья Селезнева (ее героиня и Шурик вместе к экзаменам готовились в той же «Операции «Ы»). Когда Селезневой позвонили и сказали, что она утверждена, актриса была на седьмом небе от счастья. Во-первых, понимала, что это все-таки Булгаков, во-вторых, снимать будет Гайдай, в-третьих, собралась блистательная актерская команда. Да еще обещали платить 150 рублей в месяц! Ей надели парик — тогда это было модно. Парик этот когда-то сшили лучшие мастера для самой Любови Орловой, когда она снималась в фильме «Русский сувенир», но он ей не подошел.

На роль «джентльмена удачи», вора-домушника Милославского, пробовались Андрей Миронов, Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, Сергей Никоненко и Георгий Юматов. Но Гайдай решил утвердить Леонида Куравлева.

Царицу Марфу Васильевну могла сыграть Наталья Гундарева, но повезло Нине Масловой. Причем на съемках акт­рисе приходилось то и дело скромно опускать глаза, пряча «красноту» — след от синяка: двумя неделями раньше на одной вечеринке из-за Нины Константиновны произошла драка, в которой и она пострадала. В сцене на пиру, однако, этот «прием» добавил царице кокетства.

Читайте так же:
Правила для королевских особ

Из-за протестов кого-то из мэтров, входивших в худсовет, долгое время под вопросом оставалось участие в фильме Михаила Пуговкина. Актер, играющий дураков, вдруг предстает в образе режиссера?! Несолидно. Вступился Григорий Чухрай: «Пуговкин вам еще покажет!»

«Паки, паки… Иже херувимы…Языками не владею, ваше благородие». Михаила Пуговкина долго не утверждали на роль режиссера. Считали, что недостоин… На фото — с Натальей Селезневой

Минуточку, я зарисовываю!

В роли Ульяны Андреевны Бунши, женщины бальзаковского возраста, то и дело появляющейся в разных париках, могла быть Нонна Мордюкова. Но удача улыбнулась Наталье Крачковской, которая, кстати, даже не ожидала такого приглашения. Гайдай дал почитать сценарий. Спросил, нравится ли. Наталья Леонидовна откликнулась горячо: «Конечно, Леонид Иович! Возьмите меня, пожалуйста. Честное слово, я хорошо сыграю!» Такой порыв Гайдая очень тронул. А актриса и впрямь сыграла великолепно! Самым мучительным для нее стал эпизод, который запомнился всем: «И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат». В этой сцене Ульяна Андреевна снимает с головы парик, и зрители видят, что она обрита. Наталью Леонидовну уговаривали постричься, но она наотрез отказалась — у актрисы были роскошные длинные волосы. Тогда Леонид Иович решил, что на Крачковскую наденут два парика: верхний — обычная прическа и нижний — резиновая шапочка с бобриком. Правда, во время съемок Наталье Леонидовне от этой шапочки стало плохо: она была на несколько размеров меньше ее головы. Актрисе казалось, будто голова становится бесформенной, лицо отекает. Вытерпеть такое она смогла лишь несколько минут. Потом парик снимали, массировали лицо и надевали снова. Потребовалось много дублей, и над этой малюсенькой сценой работали целый день.

Потом вдруг в разгар съемок у Натальи Крачковской случилось воспаление легких! Пролежала она почти месяц. Вернулась на съемки заметно похудевшая. И Леонид Иович ей строго-настрого наказал: «По утрам манная каша — и вбиваешь туда два яйца. Днем овсяная каша. И макароны, макароны, макароны. Возвращаемся к своему весу!» И на съемочной площадке спрашивал: «Наш вес набрали? Да? Тогда поехали!»

Исторические наряды для съемок помогала подбирать знаменитая мосфильмовская художница Лидия Наумова. Она в свое время была художником по костюмам на картине Эйзенштейна «Иван Грозный». Оттуда и перешла половина одеяний.

С остальными работали новомодные модельеры. Наталью Селезневу одевал сам Слава Зайцев, молодой, но уже по­пулярный дизайнер. Его идеи пленяли сердца советских женщин. Зайцевские модели из нового фильма зрительницы зарисовывали в тетрадки впотьмах прямо с экрана кинотеатра. Как, впрочем, и обстановку богато обставленной квартиры зубного врача Антона Семеновича Шпака. Декорации возвели в одном из павильонов «Мосфильма». А рядом — скромное жилье Шурика и царские палаты Ивана Грозного. Саму же древнюю Москву по предложению художника-постановщика Евгения Куманькова решили снимать на территории Кремля в Ростове Великом. Там как раз были закончены реставрационные работы.

«Я — артист больших и малых академических театров. А фамилия моя… Фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл!» Леонид Куравлев и Леонид Гайдай (рабочий момент)

За чей счет этот банкет?

Гайдай не любил работать «от звонка до звонка». Порой он брал паузу, долго бродил в одиночестве — обдумывал тот или иной эпизод. Но часто и импровизировал. Например, сцена, когда царь присаживается на магнитофон, а из него вдруг звучит голос Владимира Высоцкого, слушая который Грозный плачет. Или, скажем, яркий кусочек в эпизоде с Натальей Кустинской (она играла пассию режиссера Якина) — актриса целует его, после чего Гайдай кричит: «Сплюнь, сплюнь!» Получилось очень даже смешно. Огромное количество реплик, ставших крылатыми, родилось прямо на съемочной площадке. «Закусывать надо» придумал Этуш. Во фразе «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе…» продолжение «если, конечно, они у вас есть» изобрел Леонид Куравлев. Кстати, в сцене, когда Милославский звонит Шпаку в поликлинику, у Куравлева никак не получалось подделать женский голос, и Наталья Кустинская предложила озвучить текст за него. И опять вышло очень смешно. Наверное, именно так и делается настоящее кино: все идет в общий котел.

Комедия комедией, но и при ее съемках актеры рискуют, порой не меньше, чем в боевиках. Например, в эпизоде, когда герой Владимира Этуша разговаривает с собакой, которая «пришла с милицией», жалуется: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничные, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три…» — режиссер командовал актеру: «Ближе к овчарке, ближе!» Ошарашенный милиционер тихонько предупредил: «Пес ведь и схватить может…» И тут Гайдай понял: больше не нужно «ближе», а то придется искать другого артиста.

Фильм был отснят за 71 съемочный день, актеры получили свои гонорары. Самый крупный, согласно смете, — Юрий Яковлев, сыгравший две роли. На фильме он заработал 4350 рублей — деньги по тем временам очень приличные.

Наступала пора монтажа. Но Леонид Иович почему-то решил показать съемочной группе отснятый материал в черновом виде. Не стоило, видимо, этого делать. Потому что все решили, что ну совсем не смешно… И худсовет даже порекомендовал режиссеру сократить фильм. Так из картины выпал эпизод, когда Иван Грозный на кухне Шурика жарит котлеты. Укоротили сцену погони. Не пропустили и некоторые весьма «острые» высказывания. Что-то пришлось переозвучить — именно по цензурным соображениям. В первоначальном варианте картины на вопрос Бунши-царя «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» следовал ответ: «Народ, батюшка, народ». На экраны лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!» Кстати, восстановим историческую справедливость: на царском столе Ивана Грозного «икры заморской баклажанной» быть не могло. Ее завезли в Россию из Ирана много позже — в XVII веке.

Обкорнали и реплику Бунши «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию». «Творческую интеллигенцию» убрали.

В эпизоде допроса милиционер спрашивает у царя Иоанна Васильевича: «Где живете?» В сценарии царь отвечал: «Москва. Кремль». С «Кремлем» сразу возникли проблемы: «Вы что? «Кремль» — это ведь святое для каждого слово, а вы смеетесь». Пришлось заменить на невнятные «палаты».

«И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат…» На съемках этой сцены улыбающаяся Наталья Крачковская на самом деле была в шаге от обморока. На фото — с Юрием Яковлевым

Стоит отметить, что кое-какие изменения действительно пошли картине на пользу. Так, например, в сцене, когда Бунша в образе царя принимает шведского посла, фразу «Мир, дружба» заменили на «Гитлер капут!».

И через месяц фильм, окончательно смонтированный, с музыкой, с песнями композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенева, еще раз показали съемочной группе. И было уже совсем другое дело! Все катались со смеху. Кстати, исполнить в картине песню «С любовью встретиться» хотела София Ротару, однако ее довольно низкий голос не вписывался в комедийную интонацию. В результате спела Нина Бродская. А песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…») исполнил Валерий Золотухин.

Читайте так же:
Как добывают нефть на Яве

И вот подошла пора сдавать картину. Сомнения-то оставались! Например, по поводу эпизода, в котором Шурик отправляет царя обратно в прошлое с криком: «Бегите, Иван Васильевич, бегите!» То есть в мрачном прошлом лучше, чем в светлом советском настоящем? Опасения, однако, оказались нап­расными. Начальством картина была принята на ура. Поддержали товарищи по цеху и даже конкуренты. Вот заключение Георгия Данелии: «Мне картина понравилась… Фильмы Гайдая надо оберегать».

«Три магнитофона, три кинокамеры заграничные, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три…» А в это время за кадром дрессировщик молится, чтобы собака не бросилась на Владимира Этуша

Назад в будущее

Нам-то, нынешним зрителям, понятно: фильм «Иван Васильевич…» в России будут смотреть всегда. Но мало кто знает, что он не получил ни одной премии на кинофестивалях. Почему?

Однажды Наталья Крачковская спросила про это Гайдая. На что тот ответил: «Наташа, наше время не пришло». Время-то пришло, но, к сожалению, уже без Гайдая.

Впрочем, еще в 1973 году фильм стал лидером советского кинопроката: его посмотрели более 60 млн зрителей! Эта любовь не угасает и сегодня, через 40 лет. Для настоящего искусства нет границ — ни во времени, ни в пространстве. Почти как для машины, которую изобрел герой картины инженер Тимофеев. Фильм шел и в Америке — под названием «Ivan Vasilievich: Back to the Future», то есть «Иван Васильевич: Назад в будущее».

А то, что его знают и любят у нас все, подтвердила относительно недавняя история: когда Владимира Этуша обокрали, воры, узнав, кого именно обидели, вернули актеру часть похищенных из его квартиры драгоценностей.

Цитаты

Я бросаю мужа, этого святого человека, со всеми удобствами!


Эх, красота-то какая! Лепота!


Вот что крест животворящий делает!


Все, что нажито непосильным трудом, все погибло!


Замуровали, демоны!


Оставь меня, старушка, я в печали…


Царь, очень приятно… Царь…


Меня опять терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…

Как Иван Васильевич менял профессию

В 1973 году новую картину киностудии «Мосфильм» «Иван Васильевич меняет профессию» посмотрело более 60 миллионов советских зрителей. Где и как снимался фильм, ставший одним из лидеров советского проката?

Вы не хулиганьте!

На Михаила Булгакова Леонида Гайдая потянуло не впервой. Еще в 60-х годах режиссер намеревался экранизировать «Бег». С «Бегом» не сложилось, и планы постановщика переместились на сатирическую пьесу «Иван Васильевич». Он так хотел сделать этот фильм, что отказался от варианта съемок в Италии: не практиковавший в эксцентричной стилистике Эльдар Рязанов предложил преуспевшему в этом жанре коллеге снять «Невероятные приключения итальянцев в России» вместо него. Но Гайдай предпочел комедию о машине времени, которая перенесла современных москвичей в палаты Ивана Грозного, а царя – наоборот, в наше время.

Царем будешь

Гайдаю ничего не оставалось, как искать другого царя. Эта ситуация нашла отражение в фильме, когда режиссер Якин говорит о коллеге, что у того никого нет на роль Ивана Грозного.

Выбирать пришлось из восьми кандидатов. Евгения Евстигнеева забраковали чиновники. Георгию Вицину помешала ассоциация с Трусом. А Евгений Лебедев не убедил режиссера в образе управдома. Одновременно убедительно сыграть и ничтожного Буншу, и сурового Ивана Грозного удалось лишь актеру Театра им. Вахтангова Юрию Яковлеву, которого после блестящих проб утвердили на две главные роли сразу.

Я не узнаю вас в гриме

Обокрасть Шпака должен был Андрей Миронов. Но актер не воспользовался предложением сыграть колоритного жулика Жоржа Милославского (зато согласился сниматься в образе майора из уголовного розыска в «Невероятных приключениях итальянцев…» Эльдара Рязанова). Просмотрев пробы Сергея Никоненко и Вячеслава Невинного, а также двух реальных Жоржей – Георгия Буркова и Георгия Юматова, Леонид Гайдай предпочел всем кандидатам Леонида Куравлева. Это был их первый опыт совместной работы, который оказался удачным.

Большинство же актеров – из постоянной режиссерской «обоймы» Гайдая. Изобретателя Тимофеева хотел сыграть Олег Видов, но автор картины взял на эту роль снимавшегося у него в образе Шурика Александра Демьяненко. В новом фильме он тоже – Шурик, хотя по пьесе – Николай. Жену Тимофеева Зину пробовались сыграть три Натальи: Гвоздикова, Гундарева и Селезнёва. Победила партнерша Демьяненко по «Операции «Ы»…», с которой Шурик готовился к экзамену.

«Своими» были на картине Савелий Крамаров (царский писарь Феофан) и Наталья Крачковская (супруга управдома Ульяна Андреевна), Сергей Филиппов (шведский посол) и Михаил Пуговкин (режиссер Якин).

Проблемы с утверждением были лишь у Пуговкина. Раньше его гнобил киноначальник Иван Пырьев (из какой-то личной неприязни рекомендовал не снимать, и всё тут), а после его смерти «эстафету» подхватили другие члены худсовета. Авторитеты оскорбились, что режиссер Якин – дурацкий персонаж. Защитить выбор Гайдая помог режиссер Григорий Чухрай. Он назвал образ правдивым, чему доказательство – неразумные высказывания некоторых коллег на том же худсовете.

Увидеть древнюю Москву

Снимать московскую старину решили в только что отреставрированном Кремле. Но не московском. На неделю съемочная группа отправилась в Ростов-Ярославский. Там тоже есть древний Кремль, у стен которого с 26 августа 1972 года Гайдай и гонял стрельцов за «демонами» и отправлял войско на войну. Снимая на натуре проезд царской конницы, режиссер помог местным музейщикам развлечь иностранных туристов. Дважды экскурсанты открывали рты от удивления, когда мимо них проносились облаченные в древнерусские кафтаны всадники с боевым оружием в руках. После съемок музейщики уломали режиссера оставить пару костюмов и бердышей для экспозиции. С тех пор там встречают гостей хлебом-солью в облачении стрельцов Ивана Грозного.

Остальную натуру снимали в Москве. Управились за пару недель. До 17 сентября отсняли: дом Шурика (улица Новокузнецкая, 13, корпус 1 – там был попавший в кадр реальный магазин «Светоч») и маршрут Шурика по радиомагазинам за транзисторами («Радиотовары» были по соседству); разговоры в телефонной будке подруги Якина и Жоржа Милославского и вид на столицу с балкона высотки на Калининском проспекте; проезд по городу Якина в машине из «Бриллиантовой руки» (первый послевоенный советский автомобиль представительского класса «ЗИС-110») и проезд милицейской «Волги» и «Скорой помощи» по улице Поварской, Бородинскому мосту и Калининскому проспекту.

Читайте так же:
Почему на Масленицу сжигают чучело? Причины, описание, фото и видео

Красота-то какая, лепота!

Основные же съемки проходили в декорациях «Мосфильма». В одном павильоне, на площади в полтора гектара, был построен комплекс из 16 объектов. Современность здесь соседствовала с древностью. Как и в фильме, от царских палат квартиру Шурика отделяла лишь стена. Рядом размещались шесть помещений из времен Ивана Грозного и десять – из 70-х годов 20-го века. У Булгакова были 30-е годы, Гайдаю пришлось обновить антураж. Скромная квартирка инженера Шурика и респектабельные хоромы зубного врача Шпака, кабинет стоматолога и царская трапезная, лифт, в котором «замуровали» Ивана Грозного, и эстетичная лестничная площадка дома «образцового быта» – безупречная работа декораторов, заставивших ждать возведения всего перечисленного всего два месяца.

Тьфу на вас!

А Владимир Этуш и Наталья Крачковская могли получить производственные увечья на съемочной площадке. Исполнитель роли Шпака – в сцене разговора с милицейской овчаркой («Три магнитофона, куртка замшевая, три…»). Режиссер просил подсесть к служебной собаке поближе, и та актера едва не покусала. А исполнительница роли жены управдома Бунши чуть не сорвалась с балкона.

Ой, бесовская одёжа, ой, искушение

А когда актриса не согласилась расставаться ради одного эпизода со своей шевелюрой, Гайдай ей придумал новую пытку. Для сцены с фразой «И тебя вылечат… И меня вылечат» Крачковскую «заточили» сразу в два парика. Когда она снимала верхний, с длинными прядями, то оставалась в нижнем, детской резиновой шапочке с наклеенным «бобриком». Тесная шапочка так давила голову, что актрисе было не по себе. Лицо быстро отекало, приходилось снимать парик и массажировать голову. Для следующего дубля парик натягивали снова. На крохотный эпизод ушел полный рабочий день.

Другой Наталье – Селезневой – повезло больше. Ей достался парик, изготовленный лучшими мастерами для Любови Орловой. В нем советская звезда должна была сниматься в картине «Русский сувенир». Примерив парик, суперстар закапризничала: и цвет не ее, и фасон не тот. Так и пролежал реквизит не востребованным, пока не пригодился «жене Шурика». А одел современную красавицу в супермодные наряды лучший советский модельер Слава Зайцев.

Танцуют все!

Вторую песню Александра Зацепина и Леонида Дербенева «Разговор со счастьем» исполнил Валерий Золотухин («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…»). Третью, «Маруся» («Кап-кап-кап»), записал хор МВО (солисты – Лев Полосин и Борис Кузнецов).

Без санкций соответствующих органов

Избегая анахронизмов, Гайдай бережно «модернизировал» пьесу под новое время. Если в оригинале Бунша приказывает музыкантам сыграть румбу, то в фильме он предлагает петь «что-нибудь массовое, современное», переиначивая куплет из мультфильма про Антошку: «Это нам не тили-тили, это мы не трали-вали».

Кемскую волость в пьесе распоряжается отдать шведам не Бунша, а Милославский. Гайдаю показалось, что интереснее будет – наоборот.

Паки, паки… иже херувимы

В сцене допроса Иоанна Васильевича милиционер спрашивает, где тот живет, и царь в пьесе отвечает: «Москва. Кремль». Однако в фильме святыню заменили невнятными «палатами».

Да пёс с ними!

Поскольку авторы картины сознательно дистанцировались от ассоциаций с реальностью, соблюдение исторической правды в задачи не входило. Иначе бы на пиру у Ивана Грозного не оказалась «икра заморская, баклажанная» — баклажаны в Россию завезли только спустя два века.

Есть и более серьезные расхождения с реальностью. Например, у царицы Марфы Собакиной не могло быть такого цветущего вида, потому что она была нездоровой и прожила после свадьбы с Иваном Грозным лишь две недели (вероятно, ее отравили). Из-за болезни новобрачной царь даже не успел вступить с ней в супружеские отношения.

Иван Грозный на самом деле родился не в 1533 году, когда умер его отец, а тремя годами ранее. И летоисчисление в тогдашней Руси велось не «от рождества Христова», введенного Петром I в 1700 году, а «от сотворения мира». Дату своего рождения Иван Грозный должен был назвать иначе: «Лето 7038 от сотворения мира». Да и символы монаршей власти появились лишь в XVII веке, так что державу и скипетр Иван Грозный брать в руки не мог. Как не мог и креститься тремя пальцами: по старому обряду, до 1653 года, православным полагалось осенять себя крестом двумя перстами.

Нам ли быть в печали?

Как всегда у Гайдая, обстановка на съемках располагала к творчеству. Благодаря импровизации актеров и режиссера, в комедии появились крылатые выражения, которых не было в пьесе. Например, к булгаковской фразе: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» — Леонид Куравлев добавил от себя остроумное продолжение: «Если, конечно, они у вас есть». А Владимир Этуш прямо в кадре придумал реплику: «Закусывать надо».

О триумфе коллеги говорили товарищи и конкуренты. Режиссер Георгий Данелия предложил оберегать комедии Леонида Гайдая как национальное достояние.

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! 😉

Фотографии со съёмок и интересные факты к фильму "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 год)

То, что запрещенная пьеса Булгакова попала на широкий экран, — заслуга Леонида Гайдая. К тому времени, он уже признанный король комедий. Руководство требовало от него все новых и новых фильмов и за это было готово закрыть глаза на некоторые вещи. Но не на все.

Из-за цензуры в фильме пришлось переозвучить несколько фраз. В частности Бунша произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба». А на допросе у милиции Иван Грозный на вопрос о месте жительства не смог сказать: «Москва, Кремль». Пришлось ограничиться нейтральным фразой, что живет он в палатах. Также в фильме был эпизод, где царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева. Слишком уж комический образ у царя получался. В результате всех изменений хронометраж фильма сократился на 10 минут.

Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

Читайте так же:
Как делают конфеты Papabubble

Свою спутницу жизни, жену Нину Гребешкову, Гайдай часто снимал в ролях второго плана. И в «Иване Васильевиче» он думал предложить ей сыграть царицу Марфу Васильевну. Но Нина Павловна наотрез отказалась.

Однако именно Нине Гребешковой мы обязаны одной из самых знаменитых фраз-цитат из фильма. Однажды супруга пыталась завести серьезный разговор с Гайдаем, но тот поворачивался и уходил. Именно тогда она сказала легендарную фразу: «Так и тянет устроить скандал». В комедии мы слышим это из уст жены Шурика.

Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадёт впустую, и фильм положат на полку.

Снимать в Московском Кремле режиссеру не разрешили. Пришлось искать другую локацию. Древней Москвой стал Ростовский Кремль. Именно здесь стрельцы брали живьем демонов из будущего — Жоржа Милославского и Буншу. Съемки в Ростовском кремль позволили сохранить и историческую достоверность. Ведь во времена Ивана Грозного Московский Кремль был белокаменным.

Погоня стрельцов за гостями из будущего была долгой, но на самом деле все происходило буквально на пяточке. В кадре мелькают и нарядное крыльцо Красный палат, и Успенский собор, и крытые переходы. Они, кстати, на самом деле не очень-то широкие — бегать по ним толпой было неудобно. Магия кино действует и на стену, с которой прыгали стрельцы. В реальности она не очень высокая, но на всякий случай для массовки постелили мягкое сено.

На роль Бунши и Грозного пробовались многие известные актеры того времени: Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Владимир Этуш, потом получивший роль Шпака. Убедительнее всего вышли пробы у Юрия Яковлева, который смог раздвоиться на жалкого Буншу и грозного царя. Яковлев настолько хотел получить эту роль, что готов был даже отрезать себе челку, которая на пробах все время вылезала из-под царской шапки и страшно раздражала режиссера.

На пробы для роли домушника Жоржа Милославского пригласили Вячеслава Невинного, Анатолия Кузнецова, Леонида Куравлева. Последний в конце концов и сыграл приятеля Антона Семеновича Шпака. Более того, Куравлев стал одним из любимых актеров Гайдая, для которого в следующих фильмах режиссера почти всегда находилась роль.

Женой изобретателя Шурика рассчитывала стать Наталья Селезнева, ведь в фильме «Операция Ы» у нее получилась отличная химия с Александром Демьяненко. Но за роль ей пришлось побороться с двумя другими Натальями: Гундаревой, Гвоздиковой.

Роскошные кафтаны и царскую шубу делали из остатков реквизита с картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Элегантную модницу Зиночку в исполнении Натальи Селезневой одевал сам Вячеслав Зайцев. В эпоху тотального дефицита в нарядах от модельера актриса выглядела, как настоящая западная звезда. Да, и парик у нее был непростой. Достался он ей от Любови Орловой.

Двойную роль Ивана Грозного и управдома Бунши Гайдай изначально писал под Юрия Никулина. Но тот наотрез отказался, посчитав, что фильм, снятый по запрещенному произведению Булгакова, ляжет на полку. А в фильме все-таки звучит имя Никулина. Когда режиссер Якин в исполнении Михаила Пуговкина гадает, кто из популярных в то время актеров скрывается за маской человека, требующего от него ответа: «Ты пошто боярыню обидел, смерд?».

Кто изобрел машину времени? Нет, не Шурик! Сначала эта ответственная миссия была доверена конструкторскому бюро (ни много ни мало!). Но те привыкли подходить ко всему основательно, и в результате собрали нечто похожее на ЭВМ, громоздкое, нефотогеничное и скучное. Тогда Гайдай обратился за помощью к художнику и скульптору по дереву Владиславу Почечуеву. Тот с помощью слесаря и стеклодува, а еще разных лампочек, мигалок и колб для химических опытов построил свой вариант, напоминающий… продвинутый самогонный аппарат. Его и сняли в фильме, а конструктору выписали гонорар с пометкой в бухгалтерской книге «За изобретение машины времени!»

А вот Наталью Крачковскую без проб взяли сыграть Ульяну Андреевну, жену управдома Бунши. До этого актриса сотрудничала с режиссером в комедии «Двенадцать стульев». Позже Гайдай будет брать Крачковскую почти в каждый свой фильм.

У Натальи Крачковской в фильме и вовсе было пять париков. Один из них ей доставил массу неудобств. Помнишь знаменитую сцену, когда после фразы: «И меня вылечат» Ульяна Андреевна снимает рыжий парик и оказывается с короткой стрижкой? Чтобы это снять актрисе на ее пышные длинные волосы натянули специальную шапочку, похожую на плавательную, с коротким ежиком. Головной убор был настолько тугой, что сильно сдавливал голову. Лицо Крачковской начинало быстро оттекать, и сниматься долго она не могла.

Гонорары за съемки:

Леонид Гайдай — 7948 рублей (5948 рублей за съёмки плюс 2000 рублей за сценарий). По другим данным, общий гонорар режиссёра составил 18 000 рублей, что стало одной из причин закрытия экспериментального творческого объединения «ЭТО», созданного в качестве опыта коммерческого кинематографа;

Юрий Яковлев — 4350 руб.;

Леонид Куравлёв — 2312 руб.;

Александр Демьяненко — 1663 руб.;

Савелий Крамаров — 1129 руб.;

Михаил Пуговкин — 788 руб.;

Владимир Этуш — 630 руб.;

Наталья Селезнёва — 362 руб.;

Наталья Крачковская — 347 руб.;

Сергей Филиппов — 258 руб.;

Наталья Кустинская — 168 руб.;

Анатолий Подшивалов — 139 руб.;

Нина Маслова — 101 руб.

В фильме в ответ «За чей счет этот банкет» мы слышим: «Во всяком случае, не мы». Но по первоначальному сценарию Милославский говорил совсем другое: «Народ, батюшка, народ». Цензура не пропустила фразу, пришлось ее смягчить. И есть еще один вариант ответа на этот вопрос, правильный. Весь банкет оплачивал сам режиссер. Гайдай очень хотел, чтобы еда на царском столе была настоящая, а не бутафорская. Но денег в бюджете картины на такие излишества не было. Поэтому режиссер вложил свои средства. На осетра, поросенка, икру черную, красную и заморскую, баклажанную он потратил около 200 рублей. Большие деньги по тем временам. Правда, история умалчивает, куда делать вся эта еда после съемок. Кто съел?

Ну и если еще не видели, посмотрите короткометражку «Чёрные перчатки». В этой версии фильма оказались фрагменты, которые не вошли в классическую комедию, даже финальная сцена отличается кардинально!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию