100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Движение вверх»

Три секунды, или О чём умолчали создатели фильма "Движение вверх"

Олимпийский финал между сборными США и СССР в 1972 году стал без всяких натяжек самым драматичным в истории международного баскетбола. То, что фильм "Движение вверх" об этом потрясающем матче сняли только сейчас, само по себе удивительно: эта история просилась на экран. Результаты проката — фильм режиссёра Антона Мегердичева собрала в прокате 1,69 миллиарда рублей и стала самым кассовым российским фильмом в истории — доказывают, что зритель давно ждал такую спортивную драму. В жизни всё обстояло несколько иначе, чем в кино, но не менее драматично.

<p>Коллаж &copy; L!FE &nbsp;Фото: &copy; РИА Новости /&nbsp;Долягин,&nbsp;<a href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3061322/" target="_blank">kinopoisk.ru</a><span>&nbsp;/ "Движение вверх"</span></p>

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Долягин, kinopoisk.ru / «Движение вверх»

К началу 70-х годов баскетбольная сборная СССР ходила в странном статусе. Она стабильно входила в обойму лучших и с 1952 года ни разу не проваливалась на Олимпиадах. Сборная всегда брала медали… но серебряные (кроме бронзы в Мехико 1968 года). Главным и, по сути, единственным претендентом на золото всегда считалась непобедимая и легендарная сборная США, dream team, команда мечты. До 1972 года она выиграла все Олимпиады, причём каждый раз брала золото с большим, а иногда — просто сокрушительным отрывом от проигравших. Естественно, в СССР никто не собирался оставаться в ранге вечного догоняющего. Тем более если на Олимпиадах обыграть американцев не выходило, то на чемпионатах мира команда Советского Союза обыгрывала в том числе и Штаты. И всё-таки главный трофей не поддавался.

Непрерывные полуудачи шестидесятых серьёзно повлияли на карьеру легендарного тренера Александра Гомельского. После двух бронзовых медалей подряд — на очередных Олимпийских играх и на чемпионате мира — Гомельский потерял место главного тренера сборной и даже слёг в больницу с аритмией сердца. Уход многолетнего «рулевого» сборной казался революцией.

XVI чемпионат Европы по баскетболу среди мужских команд выиграла сборная СССР. Слева направо сидят: Виталий Застухов, Александр Куликов, Зураб Саканделидзе, Модест Паулаускас, Сергей Белов, Прийт Томсон. Стоят: Валентин Сыч (руководитель делегации), Сергей Коваленко, Сергей Белов, Александр Гомельский (старший тренер), Владимир Андреев, Георгий Авсеенко (массажист), Александр Болошов, Анатолий Поливода, Геннадий Вольнов, Юрий Озеров (тренер), 1 октября 1969 года. Фото: © РИА Новости / В Ун Да-Син

XVI чемпионат Европы по баскетболу среди мужских команд выиграла сборная СССР. Слева направо сидят: Виталий Застухов, Александр Куликов, Зураб Саканделидзе, Модест Паулаускас, Сергей Белов, Прийт Томсон. Стоят: Валентин Сыч (руководитель делегации), Сергей Коваленко, Сергей Белов, Александр Гомельский (старший тренер), Владимир Андреев, Георгий Авсеенко (массажист), Александр Болошов, Анатолий Поливода, Геннадий Вольнов, Юрий Озеров (тренер), 1 октября 1969 года. Фото: © РИА Новости / В Ун Да-Син

Смена рулевого

На место Гомельского пришёл Владимир Кондрашин, тренер ленинградского «Спартака». Хотя тёмной лошадкой его было не назвать, вопрос о том, сможет ли он поднять сборную на новый уровень, стоял в полный рост. Так началось соперничество двух великих тренеров. И Гомельский, и Кондрашин были невероятно амбициозными людьми, ревнивыми к славе, оба считали себя достойными привести команду к олимпийскому золоту.

Эта гонка завершится вничью: высшую награду в разное время возьмёт и тот, и другой. Но пока в копилке сборной СССР не было ни одной такой награды. Правда, Гомельский оставил Кондрашину не выжженную пустыню, а лучшую национальную команду Европы, которая стояла уже не так далеко от того, чтобы стать сильнейшей в мире. И всё же этот шаг ещё предстояло сделать.

<p>Фото: &copy; кадр из видео YouTube "До и после 3 секунд"/канал <a href="https://www.youtube.com/watch?v=F-r_GZLATnc" target="_blank">Ностальгия Эпоха СССР</a></p>

<p>Фото: &copy; кадр из видео YouTube "До и после 3 секунд"/канал <a href="https://www.youtube.com/watch?v=F-r_GZLATnc" target="_blank">Ностальгия Эпоха СССР</a></p>

<p>Владимир Машков в роли Владимира Гаранжина. Фото: &copy;<a href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3061322/" target="_blank">&nbsp;kinopoisk.ru</a>&nbsp;/ "Движение вверх"</p>

<p>Владимир Машков в роли Владимира Гаранжина. Фото: &copy;<a href="https://www.kinopoisk.ru/picture/3061322/" target="_blank">&nbsp;kinopoisk.ru</a>&nbsp;/ "Движение вверх"</p>

Фото: © кадр из видео YouTube «До и после 3 секунд»/канал Ностальгия Эпоха СССР

Кондрашин оказался человеком с непростым характером. Нелюдимый, мрачный интроверт, он лишний раз старался не контактировать с игроками, которые его просто побаивались. Впоследствии один из лучших игроков той сборной, Сергей Белов, писал в мемуарах, что даже за элементарной организационной информацией к Кондрашину старались не обращаться. Несколько сглаживал это взаимное отчуждение Сергей Башкин, помощник тренера, отношения с которым установились неплохие.

<p>Фото: &copy; РИА Новости / Фред Гринберг</p>

<p>Фото: &copy; РИА Новости / Фред Гринберг</p>

<p>&nbsp;Фото: &copy;<a href="https://www.kinopoisk.ru/film/dvizhenie-vverkh-2017-840817/video/" target="_blank">&nbsp;kinopoisk.ru</a></p>

<p>&nbsp;Фото: &copy;<a href="https://www.kinopoisk.ru/film/dvizhenie-vverkh-2017-840817/video/" target="_blank">&nbsp;kinopoisk.ru</a></p>

Фото: © РИА Новости / Фред Гринберг

Зато Кондрашин был исключительно цепким, эффективным тактиком. Он отлично понимал, что главный соперник сборной СССР — это американцы, и самым тщательным образом изучил их манеру игры. Своего рода репетицией стало выступление на универсиаде в 1970 году в Турине. Американцы привезли туда весьма сильный состав, по мнению советских игроков, мало уступавший олимпийскому. Этот этап советская сборная выиграла, но главным стал не успех сам по себе, а возможность при меньших ставках и в более мягкой форме лишний раз оценить игру чужой сборной. Другим «тренировочным подходом» стал чемпионат Европы. Для сборной СССР этот турнир имел неожиданное значение: именно там в сборную впервые включили Ивана Едешко, тогда мало кому в сборной известного новичка. Однако проверить, насколько Кондрашин сумел подготовить сборную, предстояло в 1972 году в Мюнхене, на Олимпиаде.

К 1972 году сборная СССР находилась на пике возможностей. В сборной США, наоборот, царил некоторый разброд. Из-за организационных проблем и необходимости увязывать интересы сборной с интересами клубов американская сборная в Мюнхене была слабее и значительно «моложе», чем могла быть. С другой стороны, сыграла свою роль общая расслабленность: к европейскому баскетболу относились без особого почтения. Тем более что и в существующем виде это была исключительно мощная сборная, способная затоптать любого противника во главе с Генри Айба — великолепным тренером, уже дважды бравшим золото. Однако, кроме сборной СССР, американцев остановить не мог тогда никто.

Читайте так же:
Факты о памяти человека — рассматриваем по порядку

Три секунды на доигрывание

Первые матчи не принесли никаких сюрпризов. СССР и США находились в разных группах и не встречались. Однако в своих группах обе сборные выглядели, без сомнения, сильнейшими. Как ни странно, под началом замкнутого и мрачного Кондрашина сборная начала играть более свободно, чаще полагаясь на импровизацию. «Тренировка на кошках» на второстепенных турнирах позволила избавиться от комплексов перед сборной США, а к Олимпиаде сборная подошла отменно слаженной и готовой ко всему. Интригу создали поединки с Кубой и Пуэрто-Рико, и нельзя сказать, что сборная Кондрашина проехала по ним катком, однако в итоге поражений на групповом этапе удалось избежать.

Международная товарищеская встреча по баскетболу между командами СССР и США. Сергей Белов (№ 10) у кольца американской команды. Фото: © РИА Новости / Долягин

Международная товарищеская встреча по баскетболу между командами СССР и США. Сергей Белов (№ 10) у кольца американской команды. Фото: © РИА Новости / Долягин

9 сентября 1972 года начался финал, которого все так ждали. Зал был набит битком и распалён, причём там находилось довольно много болельщиков из СССР. Это были последние дни Игр, так что поболеть пришли многие спортсмены других видов спорта. Но у советской сборной хватало доброжелателей и из нейтральных стран — просто в пику фавориту, которым, несмотря ни на что, была сборная США.

Кондрашин начал игру ярким быстрым составом в расчёте на агрессивный рывок с самого начала. При этом на скамье оказался Модестас Паулаускас, спортсмен из Литвы, один из ключевых игроков сборной, привыкший выходить в первой пятёрке. Решение было неожиданным для всех, в том числе для самого литовца. Игра началась в стремительном темпе, советская команда сразу выскочила вперёд и удерживала отрыв, даже увеличила его. Нервы у всех были на пределе, во время игры даже случилась драка между Михаилом Коркия и Дуайтом Джонсом. Джонс случайно или сознательно попал локтем в голову Коркия, грузинский игрок взбесился и двинулся выяснять отношения, в итоге обоих удалили до конца матча. Кондрашин был скорее доволен: лучший из игроков сборной США сел на скамейку.

В игре был момент, когда казалось, что американцы «поплыли» и их можно добить. Позднее Сергей Белов говорил, что, если бы ему и Паулаускасу дали провести на площадке ещё немного времени, знаменитые три секунды уже не понадобились бы. Однако произошло то, что произошло. Сборная вела в счёте, но уже уставала после исключительно динамичной игры в самом начале.

В итоге Александр Белов сделал ошибку перед самым концом матча. Остаётся шесть секунд, СССР ведёт одно очко, и в этот момент чуть не происходит катастрофа. Белов в сложной, но не безнадёжной ситуации отдаёт неудачный, неточный пас. Его тут же перехватывает Даг Коллинз из университетской команды Иллинойса. На Коллинзе фолят, но тот получает право на два штрафных — и забивает оба. За три секунды до конца игры счёт 50:49 в пользу США.

Технологии

После выхода в 2013 году фильма ЛЕГЕНДА №17 стало понятно, что зрителю интересны национальные спортивные истории с большой победой. Тогда в поле зрения студии «ТРИТЭ» попала автобиография великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх», написанная им в соавторстве с Александром Коноваловым, возглавлявшим российскую Ассоциацию студенческого баскетбола. Оказалось, что Ассоциация давно выступает с инициативой создания картины, посвященной знаменитой победе советской сборной над американцами в финале мюнхенской Олимпиады, и даже уже располагает проектом синопсиса картины. Оригинальный сценарий заказали Николаю Куликову (ШПИОН, ЛЕГЕНДА №17, ЭКИПАЖ). Идею с воодушевлением поддержали и в Министерстве культуры РФ, и в Фонде кино, а затем к работе над фильмом подключились канал «Россия 1» во главе с Антоном Златопольским и кинокомпания «Централ Партнершип» во главе с Павлом Степановым.

Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. «У нас были невероятные консультанты, – вспоминает Владимир Машков. – С нами всегда был Александр Сергеевич Белов, сам – баскетболист, невероятного таланта человек. Я за ним наблюдал, он подробно разводил баскетбольные сцены, и каждая была максимально близка к тому, как это было на реальной игре. Также с нами очень часто был Иван Иванович Едешко, он утверждал некоторые ключевые реплики. У нас были распечатки с его ценными наставлениями».

«Подготовку к проекту я начал с внимательного многократного ознакомления с игрой. Я ее пересмотрел раз 500, я не шучу, – признается режиссер картины Антон Мегердичев. – И понял, что смотреть ее интересно, что даже в таком документальном виде она прекрасна! Потом я начал думать, как перевести игру на язык блокбастера. В ней этот потенциал был очевиден, оставалось только адаптировать ее для кинематографа. И месяца два я посвятил тому, что подробно расписывал игру, вербализировал, превращая в третий акт картины. Этот вариант сценария потом читали продюсеры, актеры, и материал, к счастью, их зажег».

Читайте так же:
Как поднять реактор весом 400 тонн и более

Однако это было лишь начало работы. Финальная версия сценария фильма была аж 22-й по счету. Съемочный период начался в июле 2016 года и продолжился до ноября. На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках. Снятые таким образом сцены вошли в фильм.

«Съемки баскетбола были беспрецедентными, – делится впечатлениями продюсер Леонид Верещагин. – Выскажу мнение, что так баскетбол не снимал еще никто в мире. Оператор–постановщик Игорь Гринякин сумел погрузить зрителя в эпицентр этой очень динамичной игры. Камеру необходимо было научить летать быстрее мяча, так как вся драма происходит на его кромке. Игорю и его команде это удалось блестяще».

Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.

Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take. Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.

«Мы это сняли с профессиональными баскетболистами, – продолжает Мегердичев. – Реконструировали игру, изначально ее усилив. Мы сказали себе: «А давайте представим, что это хоть и 1972 год, но каждый игрок обладает всем арсеналом, что есть в современном баскетболе». Нам нужно было сделать игру максимально красивой».

Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. «Это было впечатляюще, – говорит Владимир Машков. – На площадке были также актеры массовых сцен. Их было по 500–600 человек, которые действовали в зале в жару. Градусов под 50 там было всегда…». Тем не менее в кадре зрители видят куда больше зрителей, чем 500 человек, потому что компания CG Factory (ЭКИПАЖ, ОН – ДРАКОН, МЕТРО) под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами. Ее использовали на сверхобщих и средних по крупности планах.

В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев. «С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться, – рассказывает актер Кирилл Зайцев. – Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Я начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета. Я смотрел много видео на YouTube: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают дриблингу и другим элементам. И просто много играл – неважно с кем (со взрослыми мужиками или со сверстниками), неважно где (на улице или в зале) – я играл в баскетбол. В таком режиме тренировок я провел 8 месяцев. Когда меня утвердили (и это, конечно, было абсолютное счастье!), я уже набрал какой-то уровень и продолжил заниматься, разучивая уже конкретные комбинации для фильма».

Финальный матч – кульминацию картины – репетировали 6 месяцев, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов. Режиссер и оператор «разрезали» всю игру на секунды и для каждого мгновения придумали свой ракурс. Сами съемки финальной игры продолжались месяц.

«Сложнее проекта у меня не было, – признается Антон Мегердичев. – Апофеозом стал эпизод «3 секунды». Это был самый серьезный вызов в моей карьере. И в драматургическом отношении, и в отношении технологий. В картине эпизод длится 7–8 минут, а снимали мы его несколько дней. Участвовало безумное количество народа, я имею в виду массовку, изображающую болельщиков. Мне приходилось придумывать всевозможные команды, какие-то кодировки, чтобы управлять толпой, делать ее адекватной тому, что происходит во время игры. Очень сложно было несколько дней подряд повышать накал, вводить людей в экстаз, соответствующий последним секундам грандиозного действа».

«Баскетбол оказался крайне киногеничным видом спорта, что стало для нас сюрпризом: приступая к съемкам, мы об этом даже не подозревали, – говорит продюсер Леонид Верегащин. – Но ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ – картина не про баскетбол. Спорт здесь выступает системой координат, в которой развиваются понятные каждому зрителю человеческие истории. Мы старались рассказать их увлекательно и с подлинным чувством».

Читайте так же:
Зубр - Описание, ареал, питание, враги, виды, фото и видео

Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен также можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х – начала1970-х годов. Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Кроме того, для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей, сделанных по советским стандартам для международных соревнований, а также специальные мягкие мячи, использовавшиеся во время съемок трюков.

«28 смен подряд жуткого баскетбола». Как снимали фильм «Движение вверх»

Кузьма Сапрыкин и Иван Колесников раздают автографы ростовчанам.

Секретами съёмок фильма «Движение вверх», который увидели уже почти 10 миллионов человек, со зрителями недавно поделились актёры Иван Колесников и Кузьма Сапрыкин.

В фойе киноцентра «Большой» в Ростове они целый час раздавали автографы и отвечали на вопросы горожан.

На встрече побывала корреспондент «АиФ на Дону» Юлия Стус.

Иван Колесников снялся в фильме в роли Александра Белова. Броском на последней секунде игрок решил исход финального матча Олимпиады-1972 и принес команде СССР победу над баскетбольной сборной США.

Кузьма Сапрыкин сыграл Ивана Едешко – автора того самого «золотого паса», который блистательно реализовал Александр Белов.

«Ура!» на разрыв аорты

Снять фильм о победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде 1972 года режиссёр фильма Антон Мегердичев задумал ещё в 2013 году. Больше года длился кастинг актёров – на каждую роль отсматривались сотни претендентов.

«А потом начались тренировки, — делится со зрителями Иван Колесников, который до этого никогда в баскетбол не играл. В отличие от Кузьмы Сапрыкина, снимавшегося без дублёров. – У меня их было по две в день в зале. И так полгода.

Но тяжело было не только в ученье. «В бою» оказалось не легче:

«Съёмочный день начинался в шесть-семь утра, — вспоминают актёры. – Снимать стали с финальной сцены. Это было 28 смен подряд жуткого баскетбола. Двенадцать часов без перерыва все стучали мячами, и это невозможно было выдержать. Особенно окружающим. В финальной сцене только крики «Ура!» на разрыв аорты снимали 12 часов подряд.

Кузьма Сапрыкин и Иван Колесников на встрече с ростовскими зрителями.

Работало шесть команд операторов и шесть камер. Такого в отечественной киноиндустрии ещё не было. Четыре камеры фиксировали крупный план. Отдельная отвечала за рост и всевозможные ракурсы.

Специальная камера была для съёмки соперников сборной СССР. Под потолком на тросах висела «камера-паук». Оператор-постановщик Игорь Гринякин работал, катаясь на роликах между игроков.

У спортивного кино есть свои особенности.

«В обычном кино есть сцена. Она длится 2-3 минуты. Ты в неё вошёл и отыграл, — говорит Иван. — Здесь же у тебя лишь 2-3 секунды. Ты должен успеть не только провести мяч, но и ещё что-то там сыграть – драму, восторг, напряжение. Выполнить задачу, которую тебе поставил режиссер. И это очень тяжело».

А Кузьма добавляет: «Мы столько сняли материала, что никто из нас не понимал, какое кино получится после монтажа. И в итоге, когда я его посмотрел, я понял, что мы сделали действительно крутой фильм».

Ложь и лицедейство

«Когда мы идём в кино или театр, мы идём за эмоциями, заведомо зная, что нас обманут. Вы с этим согласны?», — спросили зрители актёров.

«Конечно, мы врём. Наша профессия — это же лицедейство, — соглашается Колесников. — Ты врёшь хотя бы уже потому, что с тобой этого не происходило. Но в этом есть смысл. Ту правду жизни, которая существует, мы и так знаем. Смотреть это по телевизору или в кино ещё раз, мне, например, не хочется. Хотелось бы, чтобы меня обманули. Но чтобы через этот обман ты вынес для себя что-то полезное».

Об этой «издержке профессии» Кузьму Сапрыкина предупреждал и его отец: «Мой папа, тоже актёр, говорил мне: «Кузьма, мы всё равно врём. Мы врём зрителю, но делать это нужно талантливо».

Что ещё осталось за кадром? Например, то, что у наших актёров была специальная обувь на платформе, которая делала их выше на 10 сантиметров. А баскетбольное кольцо для них опускали значительно ниже положенного. В то время, как американские артисты из Лос-Анджелеса, снимавшиеся в фильме, все до одного умели играть в баскетбол и были под два метра роста.

«Они реально играли в баскетбол и в то же время были актёрами. Они были просто гиганты против нас, — вспоминают Иван и Кузьма. – Мы все очень подружились. Ребята очень толерантно относились к этой истории. Разговор о реальной игре и её результатах даже не заходил».

Актеры главной кинопремтеры 2017 года в Ростве-на-Дону

Как известно, американцы не признали результат олимпийского матча 1972 года. И не признают до сих пор.

Читайте так же:
Как собирают КАМАЗы

«То, что американские спортсмены отнеслись к своему поражению именно так и то, что они переживают – это нормально и даже правильно, — уверен Иван Колесников. — Ведь американцы – реально самые сильные в мире в этом виде спорта. Глупо это отрицать. И то, что самые сильные в мире люди проиграли, они естественно по этому поводу переживают. Это нормально, хотя бы в силу того, что это спорт».

Вино и чача под столом

Сцена, где советские спортсмены играют с уличными баскетболистами в США – тоже выдумка. Нужно было как-то показать выезд в Америку, и жизнь наших спортсменов там. В фильме это — один из запоминающихся фрагментов. Потому, что он — яркий, живой и человечный.

А вот в Германию съёмочная группа не ездила – всё снималось в Москве. Но декорации и компьютерная графика сделаны так, что у зрителя есть реальное ощущение, что действие происходит в Мюнхене.

А ещё на съёмочной площадке было очень много юмора.

«Ну просто очень. Ни минуты не было без смеха, – вспоминают актёры. — Надо понимать, что это мужская история. В фильме заняты в основном мужчины. Это была такая одна большая казарма. Где мы говорили на определенные темы, смеялись на определенные темы.

И это было реально смешно. Даже когда мы снимали баскетбол. И особенно, когда ездили в Грузию. Когда снимали свадьбу, вся массовка была пьяная. Снималось местное население и под столом они наливали себе кто вино, кто чачу. К концу съёмок атмосфера свадьбы была полной».

Вдова Кондрашина: «Машков, сыгравший тренера,- единственный, к кому у меня нет претензий».

Но реальна только сама атмосфера. В советское время в принципе было невозможно, чтобы сборная Союза вдруг поменяла планы и отправилась на сборы в Грузию. Спорткомитет никогда бы отпустил на свадьбу всю команду.

Так что, относительно правды о самом событии и его исторической достоверности спорить можно много и долго. Но факт победы сборной СССР над сборной США остаётся фактом. А в остальном…

«Тогда игра была совсем другая, — говорит Иван Колесников. — Поэтому, если бы мы сняли этот фильм так, как это было по-настоящему, боюсь, что это было бы скучно».

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

В фильме рассказывается о легендарной победе сборной СССР над американцами в финале мужского баскетбольного турнира на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. В основу картины легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». Кроме того фильм стал первым российским фильмом, заработавшим 2 млрд. рублей.

Сегодня в kak_eto_sdelano мы узнаем, как создавался этот фильм.

Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. «У нас были невероятные консультанты, – вспоминает Владимир Машков. – С нами всегда был Александр Сергеевич Белов, сам – баскетболист, невероятного таланта человек. Я за ним наблюдал, он подробно разводил баскетбольные сцены, и каждая была максимально близка к тому, как это было на реальной игре. Также с нами очень часто был Иван Иванович Едешко, он утверждал некоторые ключевые реплики. У нас были распечатки с его ценными наставлениями».

«Подготовку к проекту я начал с внимательного многократного ознакомления с игрой. Я ее пересмотрел раз 500, я не шучу, – признается режиссер картины Антон Мегердичев. – И понял, что смотреть ее интересно, что даже в таком документальном виде она прекрасна! Потом я начал думать, как перевести игру на язык блокбастера. В ней этот потенциал был очевиден, оставалось только адаптировать ее для кинематографа. И месяца два я посвятил тому, что подробно расписывал игру, вербализировал, превращая в третий акт картины. Этот вариант сценария потом читали продюсеры, актеры, и материал, к счастью, их зажег».

Однако это было лишь начало работы. Финальная версия сценария фильма была аж 22-й по счету. Съемочный период начался в июле 2016 года и продолжился до ноября. На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках. Снятые таким образом сцены вошли в фильм.

«Съемки баскетбола были беспрецедентными, – делится впечатлениями продюсер Леонид Верещагин. – Выскажу мнение, что так баскетбол не снимал еще никто в мире. Оператор–постановщик Игорь Гринякин сумел погрузить зрителя в эпицентр этой очень динамичной игры. Камеру необходимо было научить летать быстрее мяча, так как вся драма происходит на его кромке. Игорю и его команде это удалось блестяще».

SKOR0122 - Version 3.jpg

Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.

Читайте так же:
Списки, которые должен вести каждый — разбираем вместе

Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take. Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.

«Мы это сняли с профессиональными баскетболистами, – продолжает Мегердичев. – Реконструировали игру, изначально ее усилив. Мы сказали себе: «А давайте представим, что это хоть и 1972 год, но каждый игрок обладает всем арсеналом, что есть в современном баскетболе». Нам нужно было сделать игру максимально красивой».

Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. «Это было впечатляюще, – говорит Владимир Машков. – На площадке были также актеры массовых сцен. Их было по 500–600 человек, которые действовали в зале в жару. Градусов под 50 там было всегда…». Тем не менее в кадре зрители видят куда больше зрителей, чем 500 человек, потому что компания CG Factory под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами. Ее использовали на сверхобщих и средних по крупности планах.

В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев. «С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться, – рассказывает актер Кирилл Зайцев. – Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Я начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета.

Я смотрел много видео на YouTube: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают дриблингу и другим элементам. И просто много играл – неважно с кем (со взрослыми мужиками или со сверстниками), неважно где (на улице или в зале) – я играл в баскетбол. В таком режиме тренировок я провел 8 месяцев. Когда меня утвердили (и это, конечно, было абсолютное счастье!), я уже набрал какой-то уровень и продолжил заниматься, разучивая уже конкретные комбинации для фильма».

Финальный матч – кульминацию картины – репетировали 6 месяцев, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов. Режиссер и оператор «разрезали» всю игру на секунды и для каждого мгновения придумали свой ракурс. Сами съемки финальной игры продолжались месяц.

«Сложнее проекта у меня не было, – признается Антон Мегердичев. – Апофеозом стал эпизод «3 секунды». Это был самый серьезный вызов в моей карьере. И в драматургическом отношении, и в отношении технологий. В картине эпизод длится 7–8 минут, а снимали мы его несколько дней. Участвовало безумное количество народа, я имею в виду массовку, изображающую болельщиков. Мне приходилось придумывать всевозможные команды, какие-то кодировки, чтобы управлять толпой, делать ее адекватной тому, что происходит во время игры. Очень сложно было несколько дней подряд повышать накал, вводить людей в экстаз, соответствующий последним секундам грандиозного действа».

«Баскетбол оказался крайне киногеничным видом спорта, что стало для нас сюрпризом: приступая к съемкам, мы об этом даже не подозревали, – говорит продюсер Леонид Верегащин. – Но картина не про баскетбол. Спорт здесь выступает системой координат, в которой развиваются понятные каждому зрителю человеческие истории. Мы старались рассказать их увлекательно и с подлинным чувством».

Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен также можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х – начала1970-х годов. Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.

Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Кроме того, для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей, сделанных по советским стандартам для международных соревнований, а также специальные мягкие мячи, использовавшиеся во время съемок трюков.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию