100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Человек с бульвара Капуцинов»

Секреты «Человека с бульвара Капуцинов»: трюки «на спор», драки, соблазнение генерала и неизвестные герои фильма

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кадр из фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: segodnya.ua

О том, как проходили съемки этого фильма, Алла Сурикова позже рассказала в своей книге «Любовь со второго взгляда». Конечно, классическим вестерном «Человека с бульвара Капуцинов» назвать было нельзя, сценарист Эдуард Акопов и режиссер Алла Сурикова сами определили его жанр как «ироническую фантазию в стиле вестерна» и «ироническую комедию». Но даже при всей пародийности и комичности снять вестерн технически было очень сложно. Не случайно на кинофестивале «Золой Дюк-87» в Одессе этому фильму вручили специальный приз жюри «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства», а еще один приз был присвоен в номинации «За лучшую драку между советскими актерами».

Режиссер Алла Сурикова и актеры фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

Во-первых, для советского кинематографа этот жанр был редким, а во-вторых, он требовал значительных затрат на постановку трюков. В конце 1980-х гг., в эпоху Перестройки и тотального дефицита перебои были даже с бензином. Эту проблему Сурикова решила легко и быстро: на заправку она отправляла мужчин-кинозвезд, и девушки-заправщицы тут же добывали все необходимое. С остальным материалом было сложнее. «Дикий Запад» пришлось собирать по крупицам. На чешской киностудии удалось раздобыть несколько комплектов сбруй и ковбойских седел. Костюмы и шляпы сшили на «Мосфильме». Перья для индейцев привезли из Крыма.

Николай Караченцов на съемках | Фото: in-w.ru

Лошадей предоставил специальный кавалерийский полк, созданный при «Мосфильме» во время съемок «Войны и мира». Вот только найти общий язык с капитаном, командовавшим отрядом, режиссеру не удалось. То ли этот капитан сам хотел сняться в одном из эпизодов, то ли рассчитывал на дополнительное материальное «поощрение», но сначала он заявил, что не подпустит каскадеров к лошадям, а потом и вовсе увез и лошадей, и солдат. Положение казалось безвыходным, но тут на помощь пришли местные жители, которые приводили на съемки своих лошадей. Но на этом сложности не закончились: одну из лошадей украли! Тогда Алла Сурикова отправилась к начальнику милиции в компании Андрея Миронова, и лошадь тут же нашли и вернули на площадку.

Трюк с участием каскадеров | Фото: kino-teatr.ru

В западных классических вестернах Алла Сурикова увидела, как герои крушат мебель, разбивают стулья и бутылки друг другу о головы и задалась вопросом: каким образом при этом можно обойтись без травм? Она выяснила, что для этих целей всю мебель нужно изготавливать из особого легкого, очень редкого бальсового дерева, растущего только на Эквадоре. Естественно, о путешествии туда и речи не шло. Через своих знакомых Сурикова узнала, что экземпляры нужного материала есть у генерала ДОСААФа (такое дерево использовали в дельтапланеризме). Она привела себя в порядок, сделала прическу, оделась понаряднее и отправилась прямиком к генералу. С порога она ему заявила: «Я пришла вас соблазнять!» Правда, потом добавила, что это соблазнение творчеством, и что его помощь необходима для спасения искусства. Режиссер была так красноречива, что получила свое: генерал безвозмездно предоставил ей кубометр этого дерева.

Кадр из фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: newsmir.info

С бутылками и стеклом дело обстояло проще: чтобы осколки никого не поранили, в Санкт-Петербурге заказали специальную смолу, из которой отливали стекло. Состав этого вещества был таким, что при ударе оно легко разбивалось и разлеталось во все стороны, но при этом осколки были абсолютно безопасны. Протестировать это Алла Сурикова решила на себе самой, разбив бутылку о свою голову!

Каскадер Александр Иншаков | Фото: vm.ru

Каскадер Александр Иншаков (на заднем плане) в фильме *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

К работе над фильмом была привлечена большая группа каскадеров, настоящих профессионалов своего дела. Постановкой трюков руководил Александр Иншаков, имеющий большой опыт подобной работы в кино. Сурикова поражалась тому, насколько он всегда был сдержан, спокоен и невозмутим. Их этого состояния она не раз пыталась его вывести и провоцировала на взрыв эмоций, о чем рассказывала: « Одна немецкая газета поместила фотографию, где я с размаху «бью» ногой Сашу Иншакова. Вообще с того времени Саша ближе чем на расстояние вытянутой руки ко мне не подходит. Я ведь вместо «здрасьте» все норовлю найти его «ахиллесову пяту», все рвусь его неожиданно приложить. У него такая реакция и спокойствие, что удержаться и не ударить невозможно. Особенно если знаешь, что не получишь сдачи ».

Александр Иншаков, Алла Сурикова и Андрей Миронов на съемках | Фото: kino-teatr.ru

Каскадеры не только выполняли трюки, но и сами сыграли эпизодические роли. При этом им приходилось перевоплощаться и в ковбоев, и в индейцев, и даже в женщин. Александр Жизневский сыграл старушку с клюкой, которая приходит к аптекарю за каплями, а затем лихо вскакивает в седло и уносится прочь. В сцене с прыжком героини Натальи Фатеевой ее дублировали 4 человека: сама актриса разбегалась, на стену с шестом вместо нее взбиралась Наталья Дариева, дальше по крыше бежал Александр Жизневский, прыгал с крыши Василий Шлыков, а завершал трюк Виктор Григорьев. В сцене, где салунные девицы несут на руках мистера Феста и скандируют: «Хотим фильму!», на самом деле снимались переодетые в женские платья каскадеры.

Трюк с участием Натальи Дариевой и трюк в исполнении каскадера Василия Шлыкова | Фото: kino-teatr.ru, kinocomedy.livejournal.com

Несмотря на профессионализм каскадеров и тщательность подготовки трюков, без травм на съемках все же не обошлось. С Николаем Караченцовым Сурикова работала впервые и не знала, чего от него ожидать. С порога он заявил ей, что предложенная ему роль Черного Джека ему не интересна – мол, такое он уже играл, и что сам он видит себя в образе Билли Кинга. А по сценарию этот персонаж был здоровенным ковбоем, от одного удара которого разлетаются вокруг 10 человек. Внешне Караченцов абсолютно не соответствовал этому образу. А вот по характеру даже превзошел.

Николай Караченцов в роли Билли, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

Николай Караченцов и Андрей Миронов в фильме *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: pressa.tv

Поначалу Караченцов показался Суриковой задирой и забиякой, ищущим приключений. Он сразу заявил, что отказывается от помощи дублеров и все трюки будет выполнять самостоятельно. Во время проб ему предложили вступить в поединок с главным каскадером – Александром Иншаковым, и Караченцов без раздумий полез в драку. Изначально на роль Билли претендовал Алексей Жарков, и когда Сурикова решила утвердить Караченцова, Жарков затаил на режиссера обиду и несколько лет с ней не разговаривал.

Николай Караченцов в роли Билли, 1987 | Фото: kinocomedy.livejournal.com

Но Сурикова не пожалела о своем решении – Николай оказался самоотверженным и мужественным человеком и действительно сам отрабатывал все трюки, даже после того, как сломал палец на ноге. Актер много импровизировал, сам режиссировал некоторые эпизоды и отрабатывал трюки «на спор» – как, например, захват ногами головы противника с переворотом. Сказал – сделал! Многие трюки с его участием начинались с фразы: «Давай на спор сделаю сам!» Дрался он самозабвенно, но при этом был очень точен и собран. К тому же он продемонстрировал высший пилотаж актерского мастерства: сцену гибели персонажа Андрея Миронова, где Билли должен был пережить весь спектр эмоций, от слез до смеха, сняли одним дублем! В результате Караченцов создал образ, который стал одним из лучших в его кинокарьере.

Николай Караченцов в роли Билли, 1987 | Фото: novosti-dny.ru

Спартак Мишулин и Наталья Фатеева в фильме *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: fishki.net

Режиссеру удалось собрать на съемках блестящий актерский состав, весь цвет советского кино. Даже в крошечных эпизодах в фильме снимались настоящие звезды: аптекаря сыграл Михаил Светин, тапера в салуне – Олег Анофриев, одного из ковбоев – Борислав Брондуков, вождя индейцев – Спартак Мишулин, его жену – Наталья Фатеева, многодетную мать – Галина Польских, мексиканку – Наталья Крачковская, билетера Бобби – Антон Табаков. При этом не все роли исполняли профессиональные актеры. В большинстве сцен в образах и ковбоев, и индейцев появлялись каскадеры.

Юрий Думчев в роли сына вождя индейцев | Фото: kino-teatr.ru

Юрий Думчев на съемках фильма | Фото: kino-teatr.ru

Роль упитанного сына вождя индейцев сыграл Юрий Думчев – профессиональный спортсмен, заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике, шестикратный чемпион СССР в метании диска и толкании ядра, чемпион Европы, рекордсмен мира в метании диска. Его рост был около 2-х метров, а вес – почти 150 кг. В 1979 г. он впервые снялся в документальном фильме о легкой атлетике, благодаря чему его фото попало в картотеку «Мосфильма». Его типаж был таким колоритным, что вскоре ему стали поступать предложения от режиссеров, и он начал активно сниматься в кино. После роли в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» ему присвоили II актерскую категорию.

Читайте так же:
Почему нельзя фотографировать спящих? Причины, суеверия, фото

Спортсмен Юрий Думчев, который стал актером | Фото: stuki-druki.com

Кадр из фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

Декорации американского городка Санта-Каролины были построены между Феодосией и Коктебелем в Крыму. Внешне они выглядели, как настоящие постройки, но на самом деле фасады зданий сзади подпирали балки. Кактусы и вовсе были нарисованными. В этой местности часто поднимался сильный ветер, и однажды он так разбушевался, что вся конструкция начала рушиться на глазах у режиссера. Как оказалось, балки, удерживающие стены, были вкопаны недостаточно глубоко. Недолго думая, Сурикова тут же схватилась за лопату и бросилась спасать свое детище. К счастью, ей на помощь вовремя пришли каскадеры, и «город» выстоял. После съемок декорации предлагали оставить для туристов, но позже почему-то сожгли.

Табаков изменил нос, а каскадеры дрались сами с собой: как снимали «Человек с бульвара Капуцинов»

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

«Человек с бульвара Капуцинов» входит топ-40 самых успешных советских фильмов. Режиссер Алла Сурикова получила за эту работу приз на кинофестивале в Лос-Анджелесе, а Андрея Миронова зрители назвали актером 1987 года.

За сценарий, написанный Эдуардом Акоповым, несколько лет никто не хотел браться. Комедийный вестерн (явно пародия на американцев) о человеке, который возит кинопроектор и пленки по каким-то глухим городкам, так сказать несет искусство в массы, – все это выглядело сомнительно и пахло будущим провалом. Алла Сурикова, учившаяся у Данелии и снявшая к тому моменту «Ищите женщину» и «Будьте моим мужем», считает, что постановщики-мужчины правильно делали, что не рисковали. «Только женщина могла ввязаться в такую авантюру», – говорила режиссер. Но ввязалась она, сделав правильный расчет и поставив на знаменитых и любимых артистов, в первую очередь, на Андрея Миронова, достигшего к 1986 году популярности и славы угрожающих масштабов.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Артиста сценарий тоже не впечатлил, он отказался сразу. Но режиссер не видела больше никого в этой роли. Черт знает, сколько раз они разговаривали на эту тему, какие слова Сурикова ему говорила, но через полгода (!) она заручилась-таки его согласием. Говорят, решающим аргументом было то, что сценарий и так долго ждал своего часа, а без его участия фильма не будет. Но если честно, он до последнего не верил в успех этой затеи. И только побывав на одном из первых просмотров позвонил Суриковой и заявил, что у него «появилось чувство трусливого оптимизма». Проще говоря, картина превзошла его ожидания.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Следом за Мироновым, подтянулись остальные звезды. Николая Караченцева режиссер позвала на роль Черного Джека, который должен был убить мистера Феста по заказу владельца салуна. Но когда он прочитал сценарий, сказал, что хотел бы сыграть Билли. Сурикова обычно доверяла своим артистам и дала возможность попробоваться. В сцене драки он так азартно и методично размахивал кулаками, что она отдала ему роль без сожалений. А с Черным Джеком отлично справился Михаил Боярский . На роли вождя индейцев и гробовщика-философа пригласили Мкртчяна и Джигарханяна, но они отказались. Их заменили Спартаком Мишулиным и Львом Дуровым, – и оба оказались на своих местах. Но сложнее всего было с Олегом Табаковым, – он уже руководил собственным театром и был постоянно занят. Но Сурикова, как мы теперь знаем, отказов не признавала. Вместе они решили, что тот будет сниматься, когда ему удобно. В итоге в некоторых сценах он разговаривает с пустотой, – графики его и партнеров часто не совпадали, но Табаков играл так профессионально, что в фильме этого никто не заметил. А еще он решил для своего героя слегка изменить внешность и вставил в нос две трубочки, слегка его растопырив. Таким образом лицо получилось коварно-добродушным, что идеально подходило такому, как бармен Гарри Маккью.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Еще до начала съемок записали песни и музыку. С личной просьбой к композитору Геннадию Гладкову, который был тогда нарасхват, обратился лично Миронов. Он и Боярский сами исполнили свои композиции, Караченцев тоже немного подпевал. А летом 1986 году начали снимать. Городок Санта-Каролина был воздвигнут под Феодосией в Крыму и представлял собой одни только фасады зданий, – банка, аптеки, похоронного бюро. Конструкции были легкими и однажды их чуть было не унесло шкальным ветром, какие бывают летом на полуострове. Режиссер сама бы не удержала. Благо на помощь пришли каскадеры и вкопали дополнительные опоры. Остальная часть группы в тот момент, спасаясь от непогоды, резалась в карты в одном из вагончиков.

В одну из первых же смен Алла Сурикова вдрызг разругалась с капитаном кавалерийского отряда, – бойцов на лошадях отправили помогать киношникам. Есть версия, что тот захотел себе в фильме маленькую роль, но получил резкий отказ. В ответ командующий посадил управлять дилижансом не каскадера, как планировалось, а своего солдата. Лошади стали неуправляемыми, боец едва не погиб, а с трудом добытый реквизит тогда сильно пострадал. Произошел обмен мнениями на повышенных тонах и в грубых выражениях, в итоге капитан вместе с солдатами отбыл со съемочной площадки, прихватив всех лошадей.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

В Крыму многие тогда приходили поглазеть, как снимается кино. Молва о том, что весь процесс оказался под угрозой срыва, быстро облетела окрестности. На следующий же день к площадке потянулись местные жители, которые вели под узцы своих лошадок, – режиссер тогда едва не расплакалась.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Алла Сурикова рассказывала, что, несмотря на скомканное начало, настроение в группе было очень веселое. Актеры многое придумывали сами и часто импровизировали. Миронов был полностью вовлечен в процесс, что-то рекомендовал, но никогда не настаивал, хотя его и так слушали. Артисты работали профессионально. Многие сцены снимали с первого дубля. В том числе и ту, где герой Табакова отрезает перья на головном уборе индейца. Вся группа очень переживала, такие перья были в большом дефиците и обратно их было не приклеить. Но все сразу получилось, как надо.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

В фильме много драк, погонь и необычных трюков. Для их выполнения иногда требовался даже не один, а сразу несколько каскадеров, – часто женщин дублировали мужчины, переодетые в платья, и наоборот. Так, дамы, например, не смогли поднять якобы погибшего Феста, поэтому его тело в фильме несут мужчины в гриме и женских нарядах. А пробег жены вождя по крышам совершали сразу четыре человека, из них двое мужчин, – актриса только разбегалась. Драки между индейцами и ковбоями снимались в два захода. Сначала каскадеры дрались за одних, а потом, переодевшись, уже за других. Если присмотреться внимательно к этим сценам, то можно увидеть, что иногда они бьют себя же самих.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Алла Сурикова – режиссер дотошный. Она же видела, как в американском кино герои разбивают друг о друга табуретки и прочую мебель. Ей захотелось это повторить. Но советские табуретки и стулья ломались не так легко, как хотелось бы. Режиссер начала выяснять, почему. Оказалось, что в Голливуде используется специальное дерево, легкое и совершенно непрочное, – как и надо для кино. Но такие деревья американцы вывозили из Эквадора. Постановщица начала искать и выяснила, что в СССР есть аналог, но используется он только для производства дельтопланов в ДОСААФ. Она приоделась, накрасилась и отправилась к тамошнему начальству. Беседа длилась больше двух часов. Никто опять же не знает, как, но ей удалось выпросить для фильма целый кубометр ценной древесины. Из нее сделали ту самую сверхлегкую мебель, которая разлеталась в щепки от ударов артистов и их дублеров.

Читайте так же:
Как создавали мультфильм «Ну, погоди!»

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Одним из условий участия Андрея Миронова в фильме было изменение финала. В первоначальной версии мистер Фест, изгнанный из Санта-Каролины мистером Секондом должен был в одиночку, в тоске и печали отправиться в новые земли. Это актер настоял, чтобы к нему присоединился сначала Черный Джек, а потом и его дама сердца Диана Литтл. Почему-то ему казалось, что это важно, – возразить было нечего, хотя хэппи-энды в советском кино не приветствовались.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Когда фильм уже практически был готов, Сурикова неожиданно выяснила, что бульвар Капуцинов, где, согласно сценарию, находился салон, в котором парижане впервые увидели движущиеся картинки братьев Люмьер, на самом деле имеет другое название – бульвар Капуцинок. Последняя «к» ей не нравилась категорически. Она объявила конкурс среди своих коллег и друзей на лучшее название фильма. Выигравшему пообещала бутылку коньяка. Вариантов ей накидали массу. Там было – «Тушите свет», «Иди и заряжай», но больше всего ей понравилось «Десять капель перед стрельбой», – это фраза из фильма. Она подала документы на смену названия, но в Госкино решили тему спиртных напитков не педалировать, – в СССР второй год пытались снизить потребление алкоголя населением. Наверху решили, что не будет большой ошибкой оставить «бульвар Капуцинов» как есть, – в конце концов это же кино. Сурикова не стала перечить начальству. На самом деле первый вариант ей тоже нравился.

«Человек с бульвара Капуцинов», реж. Алла Сурикова, фото

Премьера состоялась 23 июня 1987 года. Андрей Миронов успел его посмотреть в Ленинграде, а через почти два месяца – 16 августа – в возрасте 46 лет его не стало. Так, мистер Фест стал последней завершенной ролью большого артиста в советском кино. Режиссер рассказывала, что в том разговоре после просмотра Миронов еще строил планы. Они говорили, что можно продолжать снимать на ту же тему, например, перенести действие, когда в Голливуде начали делать уже настоящие вестерны. В общем, договорились работать вместе и дальше. Несмотря на трагедию, случившуюся после, фильм имел колоссальный успех на советских экранах, – за год его посмотрело около 60 млн человек. А Алла Сурикова все же сняла своего рода продолжение. В 2009 году вышла картина «Человек с бульвара КапуцинОК», в котором участвовала уже дочь актера Мария Миронова .

Как снимали фильм «Человек с бульвара Капуцинов»


Николай Караченцов должен был играть Черного Джека. Но прочитав сценарий, актер решил, что будет он Билли. Попросил попробоваться и так азартно полез в драку с каскадером, что все были просто потрясены. Ковбой у Николая Петровича получился не только с кулаками, но и очень трогательным, с человеческим лицом.
А Черным Джеком стал Михаил Боярский. Уважаемые армяне — Фрунзик Мкртчян и Армен Джигарханян — не смогли приехать на съемки, поэтому их тоже заменили. Вождем индейцев стал Спартак Мишулин, а гробовщиком-критиком Лев Дуров.
Хороший режиссер, отличные актеры… Что еще надо для удачного фильма? Конечно же, талантливый композитор. Им стал Геннадий Гладков, который тоже был в этот период занят, но не смог отказать Миронову. Вот такой эффект репки — Сурикова уговорила Миронова, Миронов уговорил Гладкова, Гладков написал, как всегда, прекрасные песни. Среди них попадались даже шлягеры. Причем, что интересно, актеры записали песни раньше, чем начались съемки. Миронов и Боярский пели сами. Караченцов пел чуть-чуть.
«Человек с бульвара. » — наш комедийный вестерн. Рецепт американского вестерна, по версии Суриковой: «Сюжет не меняют — меняют лошадей». Автор сценария советского вестерна Эдуард Акопов сюжет изменил очень круто и лошадей загнал окончательно: на них подвижник, энтузиаст и неутомимый пропагандист американского киноискусства мистер Фест (First — первый) возил по стойбищам Дикого Запада первые немые кинофильмы и лично крутил их под пулями, неся свет цивилизации грубым завсегдатаям салунов. Я могу предположить, чем был навеян этот сюжет Акопову. В СССР существовало Бюро пропаганды советского киноискусства — и лекторы этого бюро, среди которых были и актеры, и режиссеры, и, между прочим, сценаристы, точно так же колесили по городам и весям страны, выступали в клубах, школах и даже тюрьмах, неся заключенным в стране людям свет искусства. Так что это был сюжет в такой же степени советский, в какой и американский.
Название сценария Эдуарда Акопова было таким, какое потом напечатали в афишах: «Человек с бульвара Капуцинов». Но Сурикова по вредной привычке ученого человека и специалиста по математической лингвистике полезла в литературу и с ужасом обнаружила, что в ряде изданий бульвар назван женским именем — Капуцинок. Ей это не понравилось. В финальной букве К ей чудилось что-то клокочущее. Тогда и стали придумывать новое название.

Оно долго не вытанцовывалось. Не от недостатка фантазии у авторов — наоборот: от избытка. Название придумывалось коллективно. Алла Сурикова вообще человек компанейский, она объявила конкурс «среди своих», а в качестве приза посулила бутылку хорошего коньяка. Названия посыпались мгновенно: «Не для слабых душ», «Заряжай!», «Тушите свет»… Некоторые варианты свидетельствовали о киноведческой эрудиции их авторов: «Пришел и показал» (по аналогии с «Иди и смотри»), «Приключения мистера Феста в стране боевиков» (привет старому фильму «Приключения мистера Веста в стране большевиков»). Из всего этого богатства Сурикова выбрала то, что ей понравилось больше всего: «Десять капель перед стрельбой». Но тут выяснилось, что в просмотренном ею ряде изданий проскочила ошибка, и что первый в мире киносеанс состоялся все-таки на бульваре Капуцинов. Сурикова успокоилась, коньяк был сэкономлен, название вернулось к своим истокам.
Но у хорошей хозяйки ничто не пропадает. Не пропали и «Капуцинки»: в 2009 году Сурикова сняла сиквел — «Человек с бульвара Капуцинок», в котором Мария Миронова сыграла внучку мистера Феста, приехавшую снимать «истерн» в Россию XXI века, где она и хлебнула полную чашу новорусских нравов.
Съемки «Человека с бульвара Капуцинов» начались летом 1986 года. Крым распахнул свои жаркие объятия киношникам, не претендуя на громкую славу, но и не отказываясь от нее. Работалось нелегко. Дело в том, что кавалерийским полком, участвовавшим в съемках, руководил некий капитан Советской армии. Он был самодур и начал ставить киношникам палки в колеса.
Возниц должны были изображать каскадеры, но капитан усадил управлять дилижансом своего солдата. В результате лошади понесли, и дилижанс чуть не перевернулся. После этого Сурикова послала капитана куда подальше. Он послал Сурикову еще дальше и отбыл в Москву, но не сам, а со своими подчиненными и лошадьми в придачу.
Съемки были под угрозой, но жители близлежащих деревень стали приводить на съемочную площадку своих лошадей. Капитана еще долго вспоминали незлым тихим словом, некоторые высказывали версию, что он разозлился после того, как ему не дали сыграть в фильме хотя бы маленькую роль.
С лошадьми было связано еще одно ЧП. Украли жеребца Малыша, пропала с ним вместе бесследно и кобыла Верка. Решили обратиться в милицию. Снарядили в Планерское десант в составе Аллы Суриковой и Андрея Миронова. Начальник милиции обалдел, увидев «живого Миронова», обещал разобраться. Посетив могилу Волошина и галерею Айвазовского, творцы возвращались к месту дислокации и встретили идущего в том же направлении милиционера — он вел оперативно найденного Малыша.

Городок Санта-Каролина воздвигли под Феодосией, в Тихой бухте. Весь городок с банком, аптекой и пустыней — это большие цветные декорации. Кактусы, и те нарисованные. Однажды эти декорации чуть не унесло шквальным ветром. Алла Ильинична Сурикова, схватив подвернувшуюся под руку лопату, бросилась спасать городок, в то время как большая часть съемочной группы преспокойно играла рядом в картишки. Спасибо выручили каскадеры — вкопали укрепительные столбы, и городок устоял. После съемок киногруппа обратилась в Госкино с просьбой не рушить картонный город, но декорации сожгли.
На «Мосфильме» для вестерна не было ничего подходящего — ни кожаных седел, ни ковбойских сбруй, ни даже кольтов. Кое-чем поделилась братская чехословацкая студия «Баррандов». Перья для индейских уборов завезли из Крыма, но кого там ощипали — история умалчивает. В фильме есть кадр, где индеец смотрит кино, а Табакову из-за индейских перьев ничего не видно, и он ножничками эти перья — чик-чик — остригает. Представляете, какой был стресс для съемочной группы: а что если придется снимать дубль.
А вот Андрей Миронов, можно сказать, ощипал сам себя. Сурикова вспоминает, что накануне съемок артист во что бы то ни стало хотел коротко постричься. Режиссер возражала, но артист настаивал — он хотел выглядеть примерно как в «Бриллиантовой руке». Когда подстриженный Миронов приехал на площадку, Сурикова поняла, что мистер Фест будет обязательно в шляпе. Любые попытки Миронова снять шляпу в кадре первое время жестко пресекались.

Вот что еще любопытно. Поскольку фильм был посвящен пионерам кинематографа, поначалу был замысел сделать Миронова похожим на Чарли Чаплина. Неуклюжая походочка, котелок, тросточка. Стали даже снимать эту «похожесть». Но потом от этой мысли отказались — буквальная параллель показалась банальной, к тому же копия всегда хуже оригинала.
Миронов, конечно, был центром фильма. Он помогал во время съемок, давал советы, многое предлагал, причем делал это настолько тактично, что даже обидчивые обычно актеры не обижались, — Миронова уважали даже те, кто его недолюбливал.
Женщины, как известно, относились к Андрею Александровичу тепло. Но даже они не могли его поднять, когда надо было нести мистера Феста на руках. Поэтому кричали и визжали на крупном плане женщины, несли артиста… каскадеры, переодетые в платья и женские шляпки. Они красили губы, задирали юбки, показывали коленки, выставляли ножки… Восторг был общий.
Один забавный эпизод во время съемок связан с алкоголем. Была совершена экскурсия на один из крымских коньячных заводов. Сурикова, Дуров и оператор картины Дугин потащили с собой и невыспавшегося Миронова. Но во время дегустации от сна не осталось и следа. Зал следовал за залом, вино за вином, коньяк за коньяком. Режиссеру еле удалось вернуть представителей съемочной группы из винного русла в съемочное. Действительно, это было нелегко: алкоголь был качественный и к тому же бесплатный.
Настроение звездной труппы фильма было, как определяет сама Сурикова, шалым. Все всё придумывали. Для своей роли бармена Мак-Кью Олег Табаков — уже солидный человек, ректор института и главный режиссер, крупный авторитет, — придумал себе трубочки в ноздри, и нос стал «растопыренным», а лицо «плюшевым». Плюшевое в ее понимании — коварно-добродушное. С Табаковым было трудно: его аппетит соразмерен его таланту, и он обычно съедал весь реквизит еще до начала съемок, пока ему не положили на барную стойку вместо нормальных орешков бутафорские. В силу его большой занятости в театре снимать Табакова приходилось отдельно от других актеров, но на экране это невозможно заметить: большой артист партнера чувствует на любом расстоянии.
Сцену, в которой Билли Кинг по просьбе умирающего Фёста включает киноаппарат и от слез отчаяния переходит к радостному смеху, было решено снять без монтажа, одним куском. Николай Караченцов проявил высочайший актерский профессионализм, с первого раза мастерски изобразив гамму эмоций своего героя, что позволило снять эпизод с одного дубля.

Трюки звездам помогали выполнять каскадеры. А трюки в этом фильме головокружительные. В своей книге «Любовь со второго взгляда» Сурикова описывает, как жена вождя индейцев совершала свою знаменитую акробатическую пробежку по крышам. Исполнявшая эту роль Наталья Фатеева энергично разбегалась, на стену взбегала уже спортсменка-каскадерша Наталья Дариева, по крыше бежал уже одетый в женское платье каскадер Александр Жизневский, прыжок совершал Василий Шлыков, а завершал всю эту многоходовую операцию Виктор Григорьев. Николай Караченцов выполнял все трюки сам. Актер не прибегал к помощи дублера даже после того, как сломал палец на ноге.
А вот потасовки между индейцами и ковбоями снимались так: вначале каскадеры одевались краснокожими и выполняли трюки, потом они же становились ковбоями! Посмотрите эту сцену — разве можно заметить, что некоторые товарищи нещадно лупят сами себя!
Специально для съемок ковбойских потасовок в Питере заказывали особую травмобезопасную смолу, из которой в духовке отлили бутылки и стекла для окон. Эти стекла в кавычках при ударе разлетались вдребезги, но пораниться ими было невозможно.

Попробуйте угадать даму, которая сидит слева.
Как известно, в любом настоящем американском вестерне принято лупить друг друга табуретками, барными стойками и другой подручной мебелью. И зрители полагают, что шандарахнуть табуреткой какого-нибудь Сталлоне — это рутинное дело. Но режиссеру такого фильма, как «Человек с бульвара Капуцинов», пришлось всерьез задуматься, как и табуретку сломать, и голову народного артиста сохранить в целости хотя бы для следующего дубля. Знатоки ей разъяснили, что в Голливуде для таких целей используют изделия из специального суперлегкого дерева, которое водится исключительно в Эквадоре.
На экспедицию в Эквадор денег в смету заложено не было. Но Аллу Сурикову не случайно окрестили Феллиничной. Она разузнала, что это дерево есть у нас в ДОСААФе, где его используют для дельтапланов. Накрасилась, пошла к самому главному досаафовскому генералу и с порога ему заявила: «Я пришла вас соблазнять». Она в лицах изобразила генералу народных артистов, которые снимаются в ее картине, станцевала все танцы и спела все песни будущего саундтрека и победила генеральское сердце: кубометр бальсового дерева был отпущен для нужд «Человека с бульвара Капуцинов». Так народные артисты были спасены для будущего.
Вино лилось рекой, настроение было прекрасным, и никто еще не знал, что скоро все будет по-другому. Сцену гибели мистера Феста снимали одним куском — Миронов умирал, Караченцов крутил ручку киноаппарата и плакал. Плакал, как сейчас кажется, по Андрею Миронову, который умрет меньше чем через год, по себе самому, попавшему много лет спустя в тяжелейшую аварию и тем не менее выжившему, выдюжившему. Финал, конечно, обязательно должен быть хорошим. Если не в жизни, то хотя бы в кино.
«Человек с бульвара Капуцинов» — последний фильм Андрея Миронова, если не считать незаконченного актером «Следопыта». Уже только поэтому он мог бы стать фильмом уникальным, легендой — после неожиданной смерти актера многие смотрели эту комедию заново по нескольку раз, пытаясь разглядеть в лице Миронова какое-то предчувствие, предвестие печального финала.
Миронов успел посмотреть готовый фильм в одном из маленьких кинотеатров Ленинграда, на окраине. Потом позвонил Суриковой из автомата, сказал, что ему понравилось. Жаль только, что вылетела песня под названием «Все кончено». Там такие слова пронзительные были: «Каждому свое, тебе — забава, мне — мученье, а время лечит только тех, кто болен не смертельно».
Миронов с Суриковой договорились, что будут снимать новый фильм, договорились встретиться в Риге, где должен был гастролировать Театр сатиры, чтобы обсудить творческие планы. Сурикова приехала в Ригу и была одним из многочисленных свидетелей неожиданной, поразившей всех смерти актера на сцене оперного рижского театра.
Они не успели снять новый фильм. Зато успели спеть гимн искусству, гимн кинематографу, гимн человеку, который совсем не случайно завернул к диким людям с далекого бульвара Капуцинов.

Читайте так же:
О происхождении популярных фразеологизмов: выкладываем по пунктам

Ещё немного интересных фактов:
Музыкальная комедия «Человек с бульвара Капуцинов» вышла в советский прокат 23 июня 1987 года. В год проката картину посмотрели более 50 миллионов человек. По посещаемости занимает 36-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
В 1987 году фильм «Человек с бульвара Капуцинов» на кинофестивале «Золотой Дюк-87» в Одессе был удостоен специального приза жюри «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».
На Международном кинофестивале «Женщины в кино» (Women in Film Festival), проходившем в Лос-Анджелесе (США), режиссер картины Алла Сурикова стала обладательницей первого приза.
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Андрей Миронов за роль Джонни Фёста был признан лучшим актером 1987 года.
В декабре 2000 года на торжественной церемонии в Центре Ханжонкова картина Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» была названа лучшим фильмом о кино ХХ века, а его создателям были вручены памятные грамоты и медали братьев Люмьер.
Парижский бульвар, на который ссылается фильм, правильно называется Бульвар Капуцинок.
Постер к фильму пародирует полотно Сикстинской Мадонны.
Форт-Нокс, упоминаемый героями фильма, был построен только в 1936 году (примерно через полвека после времени действия фильма).

8 с половиной историй об Алле Суриковой и фильме «Человек с бульвара капуцинов»

По такому поводу — восемь с половиной историй про Аллу Сурикову. И, конечно, про самый популярный ее фильм "Человек с бульвара Капуцинов". Его одного было бы совершенно достаточно, чтобы его создательница навсегда вошла в сердца своих зрителей.

Когда Алла Сурикова была маленькой, она устроила дома пожар. Это случилось в гостях у бабушки. Бабушка, как рассказывает Сурикова, была умной, и все ее называли Карлом Марксом. И вот она ушла на рынок. А времена были советские, и любимой радиостанцией строителей коммунизма была "Свобода", которую было принято слушать, закрыв окна и погасив свет — чтобы со стороны никто ничего не подумал. И тут в отсутствии бабушки Алла решила поиграть в маму и папу, слушающих радио, и закрыла горящую лампу полотенцем — чтобы со стороны никто ничего не подумал. Полотенце загорелось, начался пожар, прибежала соседка, разбила окно и вытащила Аллу Сурикову, благо бабушка жила на первом этаже.

Читайте так же:
Почему после взлета двигатели самолета затихают, и, кажется, что он падает?

Эта бабушка и вселила в будущего комедиографа веру в целебную силу смеха. Она серьезно заболела. Доктор прописал черный хлеб и чего-нибудь смешного. И все стали собирать анекдоты и смешить бабушку. И бабушка поправилась.

Наверное, тогда Алла Сурикова и решила исправлять окружающий мир смехом.

Алла Сурикова с детства любила искусство. Ее дядей был даже народный артист СССР Леонид Ясиновский, который в Одессе играл в спектакле "Интервенция". Однажды дядя приехал из Одессы и привез куплеты из спектакля: "Вся Одесса-мама переполнета з ворами, настал критический момэнт — заедает темный элемэнт". Алле песня запала в душу, она ее выучила, спела друзьям в классе, те спели своим папам и мамам, которые, в свою очередь, спели директору школы. И Аллу Сурикову чуть не исключили из 4-го класса.

Но театр навсегда остался в ее сердце. Правда, после школы она хотела пойти на факультет журналистики, но туда брали только с трудовым стажем, и она пошла в театр. Свободных актерских мест не было, и Сурикову взяли машировщицей. Это такая профессия — соскребать с задников старую краску, чтобы на них можно было нарисовать новые задники. Соскобленная краска регулярно оказывалась на Алле, и она ушла работать грузчиком, потому что это было легче. Дома тоже был сплошной театр: среди близких родственников — куча актеров. Поэтому провинциальная труппа, которая так колоритно показана в ее фильме "Вы не оставите меня", Суриковой воссоздана с хорошим знанием закулисья.

Алла Сурикова сняла превосходные фильмы "Суета сует", "Две стрелы", "Ищите женщину", "Чокнутые", "Будьте моим мужем", "Московские каникулы", "Дети понедельника", "Хочу в тюрьму", но самым популярным остается "Человек с бульвара Капуцинов". Почему он?

Во-первых, он выполнял просветительскую функцию. "Бульвар Капуцинов" — это для многих звучало экзотично, но непонятно. А вот из фильма люди узнавали, что именно на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый в мире киносеанс. Именно там простодушные зрители, впервые увидев на белой простыне надвигающийся на них паровоз, в панике бежали из зала. Именно там хохотали над "политым поливальщиком" — первой в мире комедией. Именно там началось искусство, которому посвятила жизнь героиня этого текста Алла Сурикова.

Во-вторых, в этом фильме был самый звездный состав актеров: красавица Александра Яковлева-Аасмяэ, всеми любимые Олег Табаков, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Лев Дуров, Галина Польских, Наталья Фатеева, Наталья Крачковская, Спартак Мишулин, Альберт Филозов, Леонид Ярмольник, Борислав Брондуков, Михаил Светин. В этом фильме свою последнюю кинороль — главную роль мистера Феста — сыграл популярнейший Андрей Миронов. В этой комедии вообще не было "не звезд": даже эпизоды играли актеры класса Олега Анофриева или Семена Фарады. Где-нибудь в Америке такое кино было бы невозможно: студия разорилась бы на звездных гонорарах. Не то, что в СССР, где звезды получали вместо денег звания, зато могли козырять популярностью. Ведь, не забудем, тогда все в стране было дефицитом, и здесь звезда могла фильму очень пригодиться. Стоило звезде "предъявить лицо", скажем, на автозаправке, и бензин, которого не было уже двое суток, мгновенно находился, и кинокараван мог ехать дальше к месту съемок.

Поэтому Алле Суриковой навсегда запомнилась формулировка одного из призов, полученных фильмом: "За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства".

"Человек с бульвара. " — наш комедийный вестерн. Рецепт американского вестерна, по версии Суриковой: "Сюжет не меняют — меняют лошадей". Автор сценария советского вестерна Эдуард Акопов сюжет изменил очень круто и лошадей загнал окончательно: на них подвижник, энтузиаст и неутомимый пропагандист американского киноискусства мистер Фест (First — первый) возил по стойбищам Дикого Запада первые немые кинофильмы и лично крутил их под пулями, неся свет цивилизации грубым завсегдатаям салунов. Я могу предположить, чем был навеян этот сюжет Акопову. В СССР существовало Бюро пропаганды советского киноискусства — и лекторы этого бюро, среди которых были и актеры, и режиссеры, и, между прочим, сценаристы, точно так же колесили по городам и весям страны, выступали в клубах, школах и даже тюрьмах, неся заключенным в стране людям свет искусства.

Так что это был сюжет в такой же степени советский, в какой и американский.

Название сценария Эдуарда Акопова было таким, какое потом напечатали в афишах: "Человек с бульвара Капуцинов". Но Сурикова по вредной привычке ученого человека и специалиста по математической лингвистике полезла в литературу и с ужасом обнаружила, что в ряде изданий бульвар назван женским именем — Капуцинок. Ей это не понравилось. В финальной букве К ей чудилось что-то клокочущее. Тогда и стали придумывать новое название.

Читайте так же:
Почему животные объединяются в группы? Описание, фото и видео

Оно долго не вытанцовывалось. Не от недостатка фантазии у авторов — наоборот: от избытка. Название придумывалось коллективно. Алла Сурикова вообще человек компанейский, она объявила конкурс "среди своих", а в качестве приза посулила бутылку хорошего коньяка. Названия посыпались мгновенно: "Не для слабых душ", "Заряжай!", "Тушите свет". Некоторые варианты свидетельствовали о киноведческой эрудиции их авторов: "Пришел и показал" (по аналогии с "Иди и смотри"), "Приключения мистера Феста в стране боевиков" (привет старому фильму "Приключения мистера Веста в стране большевиков"). Из всего этого богатства Сурикова выбрала то, что ей понравилось больше всего: "Десять капель перед стрельбой". Но тут выяснилось, что в просмотренном ею ряде изданий проскочила ошибка, и что первый в мире киносеанс состоялся все-таки на бульваре Капуцинов. Сурикова успокоилась, коньяк был сэкономлен, название вернулось к своим истокам.

Но у хорошей хозяйки ничто не пропадает. Не пропали и "Капуцинки": в 2009 году Сурикова сняла сиквел — "Человек с бульвара Капуцинок", в котором Мария Миронова сыграла внучку мистера Феста, приехавшую снимать "истерн" в Россию XXI века, где она и хлебнула полную чашу новорусских нравов.

Страна, как уже сказано, в ту пору испытывала тотальный дефицит. В ГУМе в секциях одежды качались голые плечики. Киностудии для съемок свадьбы не могли раздобыть колбасы, и ее заменяли домашними котлетками, которые жарили в подсобке помрежи. На "Мосфильме" для вестерна не было ничего подходящего — ни кожаных седел, ни ковбойских сбруй, ни даже кольтов. Кое-чем поделилась братская чехословацкая студия "Баррандов". Перья для индейских уборов завезли из Крыма, но кого там ощипали — история умалчивает. В фильме есть кадр, где индеец смотрит кино, а Табакову из-за индейских перьев ничего не видно, и он ножничками эти перья — чик-чик — остригает. Представляете, какой был стресс для съемочной группы: а что если придется снимать дубль.

Городок Санта-Каролину построили в Крыму, но он сразу стал заваливаться от ветра. Лошадей обеспечил кавалерийский полк, существовавший при Госкино — для съемок "Войны и мира" и прочих лошадиных блокбастеров. Но командир этого полка был упрям, отказался доверить коней каскадерам, чуть не перевернул дилижанс, сорвал съемки, а потом и вовсе увез лошадей вместе с фуражом в Москву. Выручили. конокрады: привели для нужд киноискусства лошадей неизвестного происхождения. И те сыграли лучше профессионалов.

Настроение звездной труппы фильма было, как определяет сама Сурикова, шалым. Все все придумывали. Для своей роли бармена Мак-Кью Олег Табаков — уже солидный человек, ректор института и главный режиссер, крупный авторитет, — придумал себе трубочки в ноздри, и нос стал "растопыренным", а лицо "плюшевым" (определения Суриковой). Плюшевое в ее понимании — коварно-добродушное. С Табаковым было трудно: его аппетит соразмерен его таланту, и он обычно съедал весь реквизит еще до начала съемок, пока ему не положили на барную стойку вместо нормальных орешков бутафорские. В силу его большой занятости в театре снимать Табакова приходилось отдельно от других актеров, но на экране это невозможно заметить: большой артист партнера чувствует на любом расстоянии.

На роль типичной американской красотки Дианы Литтл пробовались многие молодые актрисы — Ирина Розанова, Ольга Кабо, студентки театральных вузов и начинающие театральные звезды. Все эти пробы показали Андрею Миронову — на выбор. Он выбрал Александру Яковлеву-Аасмяэ. Она прославилась в фильме Александра Митты "Экипаж" и тогда была просто Александрой Яковлевой. Но во время съемок фильма "Парашютистка" актриса вышла замуж за мастера международного класса по прыжкам с парашютом и стала Аасмяэ. Для этой роли ей надо было многому научиться: профессионально танцевать, лихо скакать на лошади и привычно вертеть кольт вокруг пальца. А вот пение ее озвучивала Лариса Долина.

Трюки звездам помогали выполнять каскадеры. А трюки в этом фильме головокружительные. В своей книге "Любовь со второго взгляда" Сурикова описывает, как жена вождя индейцев совершала свою знаменитую акробатическую пробежку по крышам. Исполнявшая эту роль Наталья Фатеева энергично разбегалась, на стену взбегала уже спортсменка-каскадерша Наталья Дариева, по крыше бежал уже одетый в женское платье каскадер Александр Жизневский, прыжок совершал Василий Шлыков, а завершал всю эту многоходовую операцию Виктор Григорьев. А Алла Ильинична Сурикова за свою неистощимую изобретательность заслужила от своего оператора Григория Беленького имя Аллы Феллиничны. У нее к тому времени как раз накопилось восемь с половиной фильмов.

Как известно, в любом настоящем американском вестерне принято лупить друг друга табуретками, барными стойками и другой подручной мебелью. И зрители полагают, что шандарахнуть табуреткой какого-нибудь Сталлоне — это там рутинное дело. Но режиссеру такого фильма, как "Человек с бульвара Капуцинов", пришлось всерьез задуматься, как и табуретку сломать, и голову народного артиста сохранить в целости хотя бы для следующего дубля. Знатоки ей разъяснили, что в Голливуде для таких целей используют изделия из специального суперлегкого дерева, которое водится исключительно в Эквадоре.

На экспедицию в Эквадор денег в смету заложено не было. Но Аллу Сурикову не случайно же окрестили Феллиничной. Она разузнала, что это дерево есть у нас в ДОСААФе, где его используют для дельтапланов. Накрасилась, пошла к самому главному досаафовскому генералу и с порога ему заявила: "Я пришла вас соблазнять". Она в лицах изобразила генералу народных артистов, которые снимаются в ее картине, станцевала все танцы и спела все песни будущего саундтрека и победила генеральское сердце: кубометр бальсового дерева был отпущен для нужд "Человека с бульвара Капуцинов". Так народные артисты были спасены для будущего, а в Лос-Анжелесе на фестивале "Женщина в кино" картина получила главный приз.

Вот что может сделать женщина в кино, если эта женщина — Алла Сурикова!

А теперь — о несвершенном, т.е. о перспективе. Внимательный зритель "Бульвара Капуцинов" заметил, что там есть один настоящий "мюзикловый" номер — у Андрея Миронова. Такая роскошная интерлюдия, где он поет и движется в особом "мюзикальном" ритме. Алла Сурикова музыку любит и отлично чувствует, но еще ни разу не сняла полновесный музыкальный фильм.

Вот что она по этому поводу мне рассказывала:

— Я как-то сказала в Госкино: пришло время мюзикла. Там возразили: это слишком дорогое удовольствие. А попыток у меня было несколько. Моя дипломная картина "Лжинка" — мюзикл. Потом был мюзикл-авантюра — пробы к фильму "Игра воображения", но его в конце концов снял Пташук. Был маленький мюзикл для "Ералаша". Номер из "Человека с бульвара Капуцинов", который по жанру выбивается из фильма, но Андрею Миронову очень хотелось сыграть мюзикл, и я не могла ему отказать. Музыкальный клип "Леди Гамильтон" с Олей Кабо и Колей Караченцовым. И рекламный фильм про счастливый шоппинг. Там у меня кто только не играл — Фарада, Шукшина, Ярмольник, "нанайцы", Ромашин, Пашутин. Музыку про шоппинг написал Крылатов, а припев был такой: "Мы в шопе, тарарура, мы в шопе!". Я объясняла заказчикам, что это запоет вся страна. Но они испугались. И в итоге там пели так: "Игра-айте, тарарам". Ну и ладно.

Запомним: мюзикл — это Аллы Суриковой нам должок. А пока она снимает детскую приключенческую комедию с трюками, каскадерами, музыкой Максима Дунаевского, Даниэлой Стоянович, Николаем Фоменко, гонками по крышам и квадрилаптингом. На вопрос, что такое квадрилаптинг, отвечает исчерпывающе: это такое определение чего-то такого.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию